Анализ стихотворения «друзьям» александра блока

Анализ стихотворения андрея белого «родине»

Композиция и художественные приемы

Стихотворение написано в жанре гражданской лирики. Поэт размышляет о дальнейшей судьбе России и о том, что ее ждет. В тексте также можно найти философские элементы. Автор отсылал к антропософии — учению, которое имело мистически-религиозное направление. Поэтому в тексте есть упоминание о космических объектах. Эти научные знания приводят к пониманию устройства вселенной. Все родилось из хаоса, и поэтому происходящие перемены нужно воспринимать как необходимость.

В стихотворении есть посвящение непосредственно стране. Автор обращается к ней, его любовь настолько сильна, что он готов сгореть вместе с Россией. Если обратиться к истории, то еще Древняя Русь неоднократно горела, и это позволяло переходить к новым этапам. Возможно, Белый тоже видел в этом некий мистический знак.

В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  • призыв лирического героя;
  • обращение к людям;
  • спасение.

В тексте можно найти обращения и восклицания. Они позволяют передать напряженную атмосферу стихотворения. Поэт мастерски наполняет работу образами, которые символизируют разные события.

При написании стихотворения Белый использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты: поэт описывает огонь «громовым», разрухи — «роковыми», глубины — «глухими»;
  • метафоры: автор рассказывает, как страна сжигает все подряд, гром оказывается серафическим пением, а пустыни становятся пристанищем слез;
  • аллитерация: повторение звуков , , позволяет передать грохот стихии.

Белый сравнивает природные явления с революцией. Военные столкновения напоминают ураганы, а взрывы — раскаты грома. Стихию невозможно контролировать и поэтому остается только пережидать. Только потом можно приступать к восстановлению.

Андрей Белый написал немало известных стихотворений: «Матери», «Солнце», «Вспомни» и другие. В произведении «Родине» он отразил свое отношение к революции 1917 года и последующим событиям.

Родине

Рыдай, буревая стихия,

В столбах громового огня!

Россия, Россия, Россия, —

Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разрухи,

В глухие твои глубины, —

Струят крылорукие духи

Свои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колени

Туда — в ураганы огней,

В грома серафических пений,

В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,

Моря неизливные слез —

Лучом безглагольного взора

Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе — и кольца Сатурна,

И млечных путей серебро, —

Кипи фосфорически бурно,

Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,

Безумствуй, сжигая меня,

Россия, Россия, Россия, —

Мессия грядущего дня!

Август 1917 года, Поворовка

*****

Взгляды автора

Анализ стихотворения Белого «Родине» следует начать с краткой характеристики его мировоззрения. Поэт, как и его современник А. Блок, любил свою страну и поэтому старался изобразить в максимально достоверных образах. В своих произведениях он старался абстрагироваться от отвлеченных эпитетов, сравнений и других литературных приемов, к которым прибегали его предшественники. Напротив, он старался «приземлить» знакомые зарисовки, тем самым вернувшись к традициям, заложенным еще Н. Некрасовым

Важно помнить, что автор положительно относился к революционным потрясениям, так как считал, что коренные перемены пойдут России на пользу


Смотреть галерею

К сожалению, в своих стихотворениях он не поднимал вопрос о страшной цене этих самых перемен. Здесь любопытно будет сравнить его позицию с мнением Блока. Последний к концу жизни, увидев разруху, нищету и запустение, стал иначе смотреть на революционные преобразования, отмечая их жестокость, в то время как Андрей Николаевич продолжал в нее верить.

Композиция

Произведение «Родина» является одночастным. Уже в начале стихотворения Андрей Белый поднял тему народных страданий. Автор создал печальный образ России, в котором царят разруха и смерть. В финале произведения поэт обращается к России, пытаясь узнать, кто же так подшутил над нею? Ведь очевидно, что такая жизнь — не норма, но большая часть народа упорно продолжает страдать, не решая насущных проблем. Это ли не злая шутка?

Стихотворение «Родина» состоит из 4 строф, во втором столбце 7 строк и рваный размер, который акцентирует внимание на самой кульминационной и острой строчке:

Безусловно, Андрей Белый не приукрашивает Россию. Поэт говорит о необходимости серьёзных перемен в стране. Автор не боится заявить о насущных проблемах России. Поэт старался продемонстрировать её максимально реалистично.

Тема

В центре сюжета — унылая картина российской природы на фоне меркнущего зимнего дня. В отличие большинства отечественных поэтов и писателей, Бунин с большой долей критики относился к окружающей действительности. Подобный подход можно смело назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной никакими фантазиями и фальшивыми фразами.

Поэт не склонен идеализировать русскую природу. Более того, он выбирает наименее подходящий момент для ее созерцания — последние минуты уходящего зимнего дня. Ощущение тоски усиливается при описании необъятности просторов, покрытых мрачными сосновыми лесами.

  Блок, «Незнакомка» и романтика Серебряного века

Однако стихотворение не подавляет депрессивным настроением. В реализме Бунина есть нотки оптимизма. Умиротворение приносит разлитый в пространстве « молочно-синий » туман, который дает надежду на счастливый исход.

Подобное описание российского пейзажа не служит доказательством того, что Бунин презирал Россию. Напротив, он горячо любил свою родину, и безмерно тосковал по ней во время вынужденной эмиграции. Он не закрывал глаза на недостатки и всю неприглядность действительности, однако это не мешало ему испытывать самые нежные чувства к своей родине.

Анализ стихотворения Андрея Белого «На горах»

У каждого поэта, наверное, есть знаменитые строки, по которым мы сразу узнаём стиль автора. У В. Я. Брюсова это был моностих «О закрой свои бледные ноги», у Владимира Маяковского – «Ведь, если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?». Об А. С. Пушкине мы вспоминаем, когда слышим бессмертное «Я помню чудное мгновенье…». Для Андрея Белого такой визитной карточкой стала фраза «В небеса запустил ананасом» из произведения «На горах».

Это удивительное стихотворение датируют 1903 годом. Оно содержится в сборнике «Золото в лазури». Состоит произведение из восьми строф с перекрёстной рифмой (abab). Размер можно определить как анапест, но стопы неравномерны – в одном четверостишии можно встретить строки по две и по три стопы. В произведении проявилась тенденция к поэтическому модернизму. Когда поэт не находит подходящего образа, он не стесняясь изобретает новые слова («пламезарный», «светопенный»).

Поэт в стихотворении говорит от первого лица. Он повествует о необыкновенном приключении. Действие происходит в горах, куда лирический герой, по всей видимости, отправляется для оздоровления. На это указывает эпитет «очистительный холод», которым автор наделяет окружающую обстановку. Кажется также, что герой собирается освежить и мысли, для чего уединяется на пустынном утёсе, уподобляясь мудрому йогу или благочестивым отшельникам из мифологий разных народов.

Наверное, поэтому к герою с дарами приходит карлик. Внешность этого персонажа автор описывает с помощью эпитетов «горбун седовласый», «в малиново-ярком» (имеется в виду одеяние). Кроме того, у гостя есть пышная борода, которой он поднимает «вихрь метельно-серебряных бурь». Горбун преподносит свой дар и исполняет торжественный танец в честь неба.

Благодаря этим выражениям в воображении читателя рисуется существо почтенное и мудрое, но поэт тут же разбивает этот образ комичными словами «притащился», «голосил». Именно этот чудной гном швыряет ананас в ту стихию, которой только что молился. Поэт усиливает абсурдность момента, используя одновременно ассонанс, аллитерацию («ананас ниспадал») и алогизм (в литературе слово «ниспадать» чаще употребляется в значении «свешиваться», «струиться»). Из благородного жреца персонаж превращается в какого-то сумасшедшего шута. Наконец лирический герой усмиряет пыл кривляки, вылив на него вино.

Следует обратить внимание на этот фрагмент. Поэт оставляет нам подсказку, называя напиток «светопенным потоком»

Это не что иное, как шампанское! Удивительно, что два образа – ананасы и шампанское – встретились в одном стихотворении за 12 лет до знаменитой «Увертюры» Игоря Северянина.

Поэт и дальше сталкивает строгие эффектные образы с комическими. Он рассказывает, как люди, стоящие у подножия горы, принимают падающий фрукт за светило. При этом автор использует выразительные эпитеты: «золотая роса», «золотые фонтаны огня», «хрусталя заалевшего росы». В этих строках чувствуется намёк на обывателей, готовых восхищаться чем угодно, лишь бы это было ниспослано элитой. Может статься, образ безумного карлика – это аллегория на людских кумиров, только кажущихся мудрыми.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Анализ стихотворения Андрея Белого «На горах»

У каждого поэта, наверное, есть знаменитые строки, по которым мы сразу узнаём стиль автора. У В. Я.

Брюсова это был моностих «О закрой свои бледные ноги», у Владимира Маяковского – «Ведь, если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?». Об А. С.

Пушкине мы вспоминаем, когда слышим бессмертное «Я помню чудное мгновенье…». Для Андрея Белого такой визитной карточкой стала фраза «В небеса запустил ананасом» из произведения «На горах».

Это удивительное стихотворение датируют 1903 годом. Оно содержится в сборнике «Золото в лазури». Состоит произведение из восьми строф с перекрёстной рифмой (abab).

Размер можно определить как анапест, но стопы неравномерны – в одном четверостишии можно встретить строки по две и по три стопы. В произведении проявилась тенденция к поэтическому модернизму.

Когда поэт не находит подходящего образа, он не стесняясь изобретает новые слова («пламезарный», «светопенный»).

Поэт в стихотворении говорит от первого лица. Он повествует о необыкновенном приключении. Действие происходит в горах, куда лирический герой, по всей видимости, отправляется для оздоровления.

Кажется также, что герой собирается освежить и мысли, для чего уединяется на пустынном утёсе, уподобляясь мудрому йогу или благочестивым отшельникам из мифологий разных народов.

Наверное, поэтому к герою с дарами приходит карлик. Внешность этого персонажа автор описывает с помощью эпитетов «горбун седовласый», «в малиново-ярком» (имеется в виду одеяние). Кроме того, у гостя есть пышная борода, которой он поднимает «вихрь метельно-серебряных бурь». Горбун преподносит свой дар и исполняет торжественный танец в честь неба.

Благодаря этим выражениям в воображении читателя рисуется существо почтенное и мудрое, но поэт тут же разбивает этот образ комичными словами «притащился», «голосил». Именно этот чудной гном швыряет ананас в ту стихию, которой только что молился.

Поэт усиливает абсурдность момента, используя одновременно ассонанс, аллитерацию («ананас ниспадал») и алогизм (в литературе слово «ниспадать» чаще употребляется в значении «свешиваться», «струиться»). Из благородного жреца персонаж превращается в какого-то сумасшедшего шута.

Наконец лирический герой усмиряет пыл кривляки, вылив на него вино.

Следует обратить внимание на этот фрагмент. Поэт оставляет нам подсказку, называя напиток «светопенным потоком»

Это не что иное, как шампанское! Удивительно, что два образа – ананасы и шампанское – встретились в одном стихотворении за 12 лет до знаменитой «Увертюры» Игоря Северянина.

Поэт и дальше сталкивает строгие эффектные образы с комическими. Он рассказывает, как люди, стоящие у подножия горы, принимают падающий фрукт за светило.

При этом автор использует выразительные эпитеты: «золотая роса», «золотые фонтаны огня», «хрусталя заалевшего росы». В этих строках чувствуется намёк на обывателей, готовых восхищаться чем угодно, лишь бы это было ниспослано элитой.

Краткий анализ

История создания – 1908 год ознаменовался волной русского патриотизма, которая подхватила и Андрея Белого. Именно тогда было написано стихотворение. В том же году оно было напечатано. В 1910 году был опубликован сборник “Пепел”, куда вошло это произведение.

Тема стихотворения – любовь к родине, несмотря на ее недостатки.

Композиция – односложная, стихотворение от первой до последней строфы развивает последовательный замысел автора.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трехстопный анапест.

Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.

Метафоры – “шелест поляны”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.

Анализ стихотворения Андрея Белого «На горах»

У каждого поэта, наверное, есть знаменитые строки, по которым мы сразу узнаём стиль автора. У В. Я.

Брюсова это был моностих «О закрой свои бледные ноги», у Владимира Маяковского – «Ведь, если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?». Об А. С.

Пушкине мы вспоминаем, когда слышим бессмертное «Я помню чудное мгновенье…». Для Андрея Белого такой визитной карточкой стала фраза «В небеса запустил ананасом» из произведения «На горах».

Это удивительное стихотворение датируют 1903 годом. Оно содержится в сборнике «Золото в лазури». Состоит произведение из восьми строф с перекрёстной рифмой (abab).

Размер можно определить как анапест, но стопы неравномерны – в одном четверостишии можно встретить строки по две и по три стопы. В произведении проявилась тенденция к поэтическому модернизму.

Когда поэт не находит подходящего образа, он не стесняясь изобретает новые слова («пламезарный», «светопенный»).

Поэт в стихотворении говорит от первого лица. Он повествует о необыкновенном приключении. Действие происходит в горах, куда лирический герой, по всей видимости, отправляется для оздоровления.

Кажется также, что герой собирается освежить и мысли, для чего уединяется на пустынном утёсе, уподобляясь мудрому йогу или благочестивым отшельникам из мифологий разных народов.

Наверное, поэтому к герою с дарами приходит карлик. Внешность этого персонажа автор описывает с помощью эпитетов «горбун седовласый», «в малиново-ярком» (имеется в виду одеяние). Кроме того, у гостя есть пышная борода, которой он поднимает «вихрь метельно-серебряных бурь». Горбун преподносит свой дар и исполняет торжественный танец в честь неба.

Благодаря этим выражениям в воображении читателя рисуется существо почтенное и мудрое, но поэт тут же разбивает этот образ комичными словами «притащился», «голосил». Именно этот чудной гном швыряет ананас в ту стихию, которой только что молился.

Поэт усиливает абсурдность момента, используя одновременно ассонанс, аллитерацию («ананас ниспадал») и алогизм (в литературе слово «ниспадать» чаще употребляется в значении «свешиваться», «струиться»). Из благородного жреца персонаж превращается в какого-то сумасшедшего шута.

Наконец лирический герой усмиряет пыл кривляки, вылив на него вино.

Следует обратить внимание на этот фрагмент. Поэт оставляет нам подсказку, называя напиток «светопенным потоком»

Это не что иное, как шампанское! Удивительно, что два образа – ананасы и шампанское – встретились в одном стихотворении за 12 лет до знаменитой «Увертюры» Игоря Северянина.

Поэт и дальше сталкивает строгие эффектные образы с комическими. Он рассказывает, как люди, стоящие у подножия горы, принимают падающий фрукт за светило.

При этом автор использует выразительные эпитеты: «золотая роса», «золотые фонтаны огня», «хрусталя заалевшего росы». В этих строках чувствуется намёк на обывателей, готовых восхищаться чем угодно, лишь бы это было ниспослано элитой.

Средства художественной выразительности

Андрей Белый в своей поэзии использует резкие тропы, показывающие глубину его переживаний за судьбу России.

Эпитеты

Писатель использует такие эпитеты:

  • «рдяный восход»;
  • «холодеющий шелест»;
  • «голодающий»;
  • «бедный народ»;
  • «суровый свинцовый край»;
  • «холодное поле»;
  • «безысходные возгласы»;
  • «роковая страна, ледяная».

Метафоры

Поэт использует метафоры:

  • «шелест поляны»;
  • «край посылает»;
  • «стаи несытых смертей»;
  • «ветер доносит»»;
  • «над откосами косят людей».

Сравнения

В стихотворении есть сравнения, представленные в таких цитатах:

  • «как и все умирают»;
  • «те же росы, откосы, туманы»;
  • «те же взгласы»;
  • «те же стаи».

Когда появился третий?

Физическая близость меж ними невозможна — так объяснил юной супруге её Саша, в которого она ко времени свадьбы уже была влюблена со всей силой первого чувства. Он учил: «Настоящая страсть безгрешна, ибо духовна, в ней нет чёрной крови, плоти, чудовища бесстыдного и бездушного».

Андрей Белый Фото: Public Domain

Через год она всё же добьётся близости, но ни ему, ни ей счастья это не доставит. Люба позже писала о своём тогдашнем юном характере, едва просыпающемся темпераменте: «северянка», «замороженное шампанское», разморозить и пригубить которое супруг не пожелал. Это породило в ней непонимание и отчаяние: «Не надо целовать в письмах ноги и платье — целуй губы, как я хочу целовать, долго, горячо». Сохранила она в архиве, так и не отправив, своё письмо Блоку, написанное за полтора года до венчания: «Вы меня, живого человека с живой душой, не заметили, проглядели».

Зато её, мятущуюся, очень хорошо разглядел друг Блока — Андрей Белый. Когда-то Белый (вернее, москвич Борис Бугаев — поэт, писатель и профессорский сын, взявший себе псевдоним Андрей Белый. Фигура для Серебряного века знаковая. Борис Пастернак считал его гением. Волошин посвятил ему строки

«Клоун в огненном кольце… Хохот мерзкий, как проказа, И на гипсовом лице Два горящих болью глаза».

Мозг Белого после его смерти в 1934 г. был изъят на хранение в Институт мозга человека. — Ред.) влюбился в Блока сперва как в поэта — по стихам. Потом познакомились очно, знакомство переросло в дружбу. Белый время от времени заезжал к Блокам в Шахматово, а в июне 1905 г. написал вдруг Любочке любовную записку. Любовь Дмитриевна ответила тёплым письмом: «Я рада, что Вы меня любите; когда читала Ваше письмо, было так тепло и серьёзно. Любите меня — это хорошо; это одно я могу Вам сказать теперь… Я не покину Вас, часто буду думать о Вас и призывать для Вас всей моей силой тихие закаты».

Белый тут же сознался во всём своему другу, «брату» и кумиру. Разговор состоялся в присутствии жены. По воспоминаниям Белого, Блок произнёс лишь: «Что ж… Я рад…»

Краткий анализ

История создания

— Стих написан в 1896 году, в тяжелый жизненный период писателя, который переживал финансовую неустроенность и разрыв с возлюбленной.

Тема стихотворения

– Реалистическая картина российской природы.

Композиция

  Шаламов Варлам Тихонович/Колымские рассказы/Стланик

– Композиция стихотворения условно делится на две части. В первой части автор описывает мрачный пейзаж бескрайних просторов России, во второй — описание природы значительно смягчается.

Жанр

— Пейзажная лирика.

Стихотворный размер

– Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры

– «Родина — снежная пустыня ».

Эпитеты

– «сосновые», «мертвенно-свинцовые», «молочно-синий ».

Сравнения

– «один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль…»Олицетворения

– «угрюмо меркнет зимний день ».

Гипербола

– «нет конца лесам сосновым ».

Анализ стихотворения Белого «В полях (Я забыл…)»Анализ стихотворения Белого «Веселье на Руси»Анализ стихотворения Белого «Любовь»Анализ стихотворения Белого «Тройка»Анализ стихотворения Белого «Упорный маг, постигший числа…»Воронова Валентина

Анализ стихотворения Андрея Белого «Родина» позволяет семиклассникам понять, как поэт ощущал страну. Это стихотворение не только посвящение России. 

Родина в нем показана такая, какая есть. Далеко не каждый русский поэт может похвастаться точностью и умением отобразить социально-экономические проблемы, используя дар слова.

Анализ стихотворения «Друзьям» Александра Блока

Стихотворение «Друзьям» Александра Блока

В стихотворении «Друзьям» Александра Александровича Блока уже в самом названии чувствуется горькая ирония.

Стихотворение написано летом 1908 года. Его автору в эту пору исполнилось 28 лет, он автор нескольких сборников стихов, женат – впрочем, семейная жизнь его довольна запутана. Он также пишет пьесу и уже выступил с первой публичной лекцией о народном театре. По жанру – послание, философская лирика, по размеру – трехсложник со сложной рифмовкой, где можно различить перекрестную и холостую, 8 строф. Лирический герой – сам автор. Интонация язвительная, исповедальная. С юности общение его скорее опустошало, чем обогащало. Тем более это касалось дружбы между литераторами. Достаточно вспомнить, во что вылилась дружба с А. Белым, который едва не разрушил брак поэта. Наконец, сам А. Блок честно признает, что и на него не стоит полагаться. В 1 же строфе – перечислительная градация эпитетов: враждебны, глухи, чужды, завистливы. Да есть ли она – преображающая сила искусства? Даже собственный дом у всех пропитан ядом лжи, лицемерия, равнодушия, злорадства. «Негде главу преклонить»: библейская цитата. Счастья уже никто не ищет, да и в чем оно – уже непонятно. «От смеху сходим с ума»: все осмеяно, даже самое святое. Смех стал проклятием. Отупевшие от пьянства, «смотрим, как рушатся наши дома»: уже все равно, не жалко. И вот эти-то несчастные предатели и безумцы, скончавшиеся порой под забором в крапиве, войдут в учебники. По косточкам разложат биографии, растолкуют чуть ли не побуквенно все их произведения, наведут лоск. И все же – как и у всех людей, было в этой жизни и у них место празднику ума и сердца. Зачем паразитировать на этом?.. Впрочем, есть в такой фразе некоторое кокетство. Ведь тем же путем прошли и деятели искусств прошлого. Поэт хотел бы быть правильно понятым, но кто не хотел бы того же? В конце он хочет зарыться в родном «бурьяне», то бишь, в той же крапиве, а не, к примеру, в цветах. Ему кажется безнадежной и заведомо спекулятивной попытка объяснить творчество и судьбу по учебникам. И пресловутая «слава» в веках, его, похоже, ничуть не манит. Он называет свои книги «проклятыми» и отрекается от них: я вас не писал никогда. Экспрессия стихотворения к финалу возрастает, ее выдают восклицания. Обращение в повелительном наклонении: молчите. Схожая конструкция двух первых строк: зарыться бы, забыться бы. Дважды повторяется слово «проклятый». Эпитеты: ни в чем не повинных ребят, далеких сынов, печальная доля.

А. Блок в произведении «Друзьям» кардинально переосмысливает тему дружбы и предназначения поэзии.

Телеграфист

Окрестность леденеет

Туманным октябрем.

Прокружится, провеет

И ляжет под окном, —

И вновь взметнуться хочет

Большой кленовый лист.

Депешами стрекочет

В окне телеграфист.

Служебный лист исчертит.

Руками колесо

Докучливое вертит,

А в мыслях — то и се.

Жена болеет боком,

A тут — не спишь, не ешь,

Прикованный потоком

Летающих депеш.

В окне кустарник малый,

Окинет беглый взгляд —

Протянутые шпалы

В один тоскливый ряд,

Вагон, тюки, брезенты

Да гаснущий закат…

Выкидывает ленты,

Стрекочет аппарат.

В лесу сыром, далеком

Теряются пески,

И еле видным оком

Мерцают огоньки.

Там путь пространства чертит…

Руками колесо

Докучливое вертит;

А в мыслях — то и се.

Детишки бьются в школе

Без книжек (где их взять!):

С семьей прожить легко ли

Рублей на двадцать пять: —

На двадцать пять целковых —

Одежа, стол, жилье.

В краях сырых, суровых

Тянись, житье мое! —

Вновь дали мерит взором —

Сырой, осенний дым

Над гаснущим простором

Пылит дождем седым.

У рельс лениво всхлипнул

Дугою коренник,

И что-то в ветер крикнул

Испуганный ямщик.

Поставил в ночь над склоном

Шлагбаум пестрый шест:

Ямщик ударил звоном

В простор окрестных мест.

Багрянцем клен промоет —

Промоет у окна.

Домой бы! Дома ноет,

Без дел сидит жена, —

В который раз, в который,

С надутым животом!..

Домой бы! Поезд скорый

В полях вопит свистком;

Клокочут светом окна —

И искр мгновенный сноп

Сквозь дымные волокна

Ударил блеском в лоб.

Гремя, прошли вагоны.

И им пропел рожок.

Зеленый там, зеленый,

На рельсах огонек… —

Стоит он на платформе,

Склонись во мрак ночной, —

Один, в потертой форме,

Под стужей ледяной.

Слезою взор туманит.

В костях озябших — лом.

А дождик барабанит

Над мокрым козырьком.

Идет (приподнял ворот)

К дежурству — изнемочь.

Вдали уездный город

Кидает светом в ночь.

Всю ночь над аппаратом

Он пальцем в клавиш бьет.

Картонным циферблатом

Стенник ему кивнет.

С речного косогора

В густой, в холодный мрак —

Он видит — семафора

Взлетает красный знак.

Вздыхая, спину клонит;

Зевая над листом,

В небытие утонет,

Затянет вечным сном

Пространство, время. Бога

И жизнь, и жизни цель —

Железная дорога,

Холодная постель.

Бессмыслица дневная

Сменяется иной —

Бессмыслица дневная

Бессмыслицей ночной.

Листвою желтой, блеклой,

Слезливой, мертвой мглой

Постукивает в стекла

Октябрьский дождик злой.

Лишь там на водокачке

Моргает фонарёк.

Лишь там в сосновой дачке

Рыдает голосок.

В кисейно-нежной шали

Девица средних лет

Выводит на рояли

Чувствительный куплет.

*****

История создания стихотворения Андрея Белого

В 1908 г. Российская империя находилась между двумя революциями. В это время поэты и писатели начали обращаться к теме патриотизма. 

Андрей Белый также относится к ним. Но он написал не хвалебный стих, а произведение, отображающее жестокие реалии.

Поэт искренне переживает за судьбу Родины. Он выстрадал каждое слово стихотворения. Трудно обвинить его в желании как-то исказить реальность. Очевидно, что такой пессимизм был порожден событиями 1905 года. Тогда стало понятно, что страна одной ногой находится в настоящей революции.

Хронологическая таблица событий, связанных с созданием стиха:

Год

Событие

1900-1903

Экономический кризис, рост обнищания крестьянских и рабочих масс.

1905

Начало первой русской революции.

1908

Написание стиха «Родине».

1910

Публикация стиха в сборнике «Пепел».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: