Анализ стихотворения на железной дороге фета

«на железной дороге» — анализ стихотворения а.а. блока

Анализ 2

Стихотворение Фета «На железной дороге» написано четырехстопным ямбом, состоит из семи четверостиший с перекрестной рифмовкой, где рифмуются первая строка с третьей, а вторая с четвертой.

Стихотворение относится к любовной лирике Фета, но при этом тема любви соединяется с очень новой и необыкновенной тематикой для современников поэта, а именно с путешествием по железной дороге. Стихотворение было написано в период 1859-1860 годов, тогда как первая железная дорога была открыта в России в 1837 году, поэтому предшествующие написанию стихотворения года являлись пиком развития железнодорожного сообщения в Царской России того периода. Поэтому для всех путешествующих поездами, ощущения, которые они при этом испытывали, были неизгладимыми. Фет описывает их следующим образом:

«Мы через дебри и оврагиНа змее огненном летим»

В этих строках поезд сравнивается с живым существом, неким мощным чудовищем, способным с огромной скоростью перевозить человека из одного места в другое, а эта скорость сравнивается с полетом. Поэтому в тексте появляются описания, не встречающиеся в поэзии ранее:

«Деревья мимо нас летят,Под нами с грохотом чугуннымМосты мгновенные гремят»

Подобного рода описания являются новшествами в поэзии, которые вызваны развитием технического прогресса. Фет подбирает особые слова и метафоры, чтобы изобразить при помощи текста ту скорость, с которой идет поезд. Это сегодня, пролетающие за окном не только поезда, но и машины, деревья являются обычным зрелищем, тогда как во времена Фета это сравнение с летящими деревьями приводило читателя в восторг, так необычно оно было. Такое сравнение, как «мгновенные мосты» также является находкой поэта в изображении скорости движения. Поезд как чудо техники не пугает поэта, а приводит его в восторг.

Но основной тематикой стихотворения все же является его лирическая составляющая. Поезд и вся атмосфера, вызванная им, являются всего лишь неким фоном, создающим особую атмосферу для влюбленного человека. Несмотря на то, что за окнами проносятся деревья и поля, внутри этого железного зверя автору тепло и уютно и все его окружающее не мешает ему любоваться возлюбленной, а напротив делает ее облик еще более загадочным и милым. Автору уютно не просто находиться в поезде, но прежде всего он испытывает это чувство рядом со своей спутницей, с которой они движутся навстречу будущему:

«И снятся нам места иные,Иные снятся берега».

Таким образом, двое героев стихотворений составляют некое «мы», единение душ, которых ни что не пугает, когда они вместе, ни неизвестность того, что ждет впереди, ни стремительно развивающийся мир с его могучими изобретениями.

Анализ стихотворения На железной дороге по плану

Анализ стихотворения — На железной дороге. Русский язык и литература

Афанасий Афанасьевич Фет начал описывать путешествия по железной дороге только спустя восемь — девять лет после ее появления. Современники Фета расценивали тему путешествий, как совершенно новую и интересную. Можно бесконечно долго мчаться с необычайной скоростью и размышлять о жизни.

Сюжет произведения лирический. Написано стихотворение было в 1859-1860 годах, когда автору было примерно шестьдесят лет. Это произведение можно смело отнести к позднему творчеству поэта. К необычайной скорости поезда присоединяются объекты, которые стоят неподвижно много лет, но в данном случае они движутся и каждую минуту сменяются на новые. Лирические герои преодолевают препятствия, попадающиеся у них на пути. Они проходят дебри и овраги, деревья, которые стремительно летят к земле. Новая местность порождает новые сновидения. В своем произведение Афанасий Афанасьевич смог уместить сразу два сюжета. Это передвижение, которое происходит внутри поезда и снаружи. Человек наблюдает множество новых картин, которые прежде не встречал в своей жизни. Мы видим противостояние двух миров. Один мир находится внутри поезда, теплый и уютный, а снаружи суровый, холодный, который может нанести вред человеку.

Афанасий Афанасьевич повествует нам о герое и его спутнице. Все что происходит за окном постоянно движется, постоянно в динамике, жизнь не стоит на месте. То, что происходит внутри поезда, наоборот, спокойной и умиротворенное. Автор не упускает мелочей и описывает читателю природу, окружающую главных героев, для полноты образа. С помощью обычных фраз можно поместить зрителя на мгновение в ту обстановку, которая там обитает. Несмотря на все происходящее за окном, в поезде тоже идет жизнь, и мы наблюдаем, как главный герой проявляет к своей попутчице интерес. К сожалению, с ее стороны мы такого интереса не видим.

Как уже было сказано ранее автор не упускает ни малейшей детали, поэтому в стихотворении присутствует некая мелодия, стук колес поезда о рельсы.

Произведение пронизано чувствами главного героя, который сначала одиноко сидит и любуется своей спутницей. Но вскоре мы наблюдаем и с ее стороны робкий взгляд взаимности. Некоторыми фраза автор дополняет образ спутницы. Она робкая и хрупкая девушка.

В произведении не проносится ни одного слова главных героев, но даже без слов читателям понятны их чувства и эмоции.

Ожидание без ответа

Девушка жила недалеко от железной дороги и часто под навесом ждала, когда пройдёт поезд. Этот момент из второго четверостишья говорит, что погибшая была местной жительницей и вряд ли железная дорога была ей в диковинку. Она ждала, когда мимо пролетали поезда, что кто-то посмотрит на неё из звенящих окон, но дела да одинокой девушки возле путей никому не было.

Автор не вдаётся в подробности, но анализ без погружения в глубины строк говорит, что красавица испытала в жизни немало горьких минут. Возможно, её возлюбленный не ответил взаимностью, может быть, она не могла сказать «да» на чьи-то страстные слова

Как мы увидим из концовки стихотворения, это и не важно

Интересный момент виден далее, где поэт пишет:

Композиция

Стихотворение являет собой рассказ лирического героя о предполагаемой судьбе женщины, бросившейся под колеса. Произведение условно делится на смысловые части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о возможной судьбе героини (ретроспектива).

Особенность смысловой организации – обрамление: в первом и в последнем четверостишиях А. Блок говорит о мёртвой, а в середине стихотворения – описание типичной (или возможной) судьбы молодой и красивой женщины из провинции. Текст разделён на девять строф по четыре строки.

Жанр произведения – сюжетное лирическое стихотворение, так как поэт раскрывает вечные темы любви и смерти. Сюжет стихотворения – это предполагаемые эпизоды жизни погибшей женщины. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Поэт использовал перекрёстную рифмовку АВАВ.

История создания

К написанию произведения подтолкнул и случай, очевидцем которого стал Блок. Как-то во время поездки на поезде поэт увидел юную девушку, которая отравилась. Окружающие не спешили помочь ей, а лишь поглядывали на девушку с любопытством. Поэт не мог забыть об увиденном, он навеки запечатлел этот случай в литературе.

В произведении А. Блок раскрыл тему гибели молодой женщины из-за несчастной любви и безрадостной жизни. Главная проблема определила и систему образов. В центре стихотворения – мёртвая молодая женщина. О её смерти рассказывает лирический герой. Это рассказчик, который наблюдает за событиями со стороны, но позволяет себе проявлять эмоции и обращаться к обществу, приказывая ему не беспокоить погибшую.

Далее поэт рассказывает, как женщина приходила на станцию, находящуюся за лесом. Здесь она с волнением ожидала чего-то. Её глаза провожали каждый вагон. Сонные люди выглядывали из окон, но не было среди них того, кого ждала женщина

На неё засматривались гусары, но красавица, погружённая в свои мысли, не обращала на это внимание. В последних строфах автор приоткрывает тайну страданий героини

Её юность умчалась, мечты оказались пустыми, а сердце разрывает тоска. На станции несчастная женщина провела много часов в ожидании. Не выдержав душевной боли, она бросилась под колёса.

Анализ стихотворения Фета «На железной дороге»

Тема путешествия поездом расценивалась современниками автора как новая, необыкновенная: регулярная перевозка пассажиров по Николаевской железной дороге началась за 8–9 лет до появления поэтического отклика Фета. Осмысление жизненного пути в соотнесении с головокружительной скоростью перемещения, гибельность технического прогресса, пренебрегающего человеком, или окрыляющее приближение к мечте – последующие трактовки «железнодорожной» тематики разнообразны по стилю и интонационному наполнению.

Мотив движения организует лирический сюжет фетовского текста, датируемого 1859–1860 гг. Реализации основного мотива многолики: к естественному ходу поезда присоединяются объекты, перемещающиеся по обратной траектории, а также путешествия, совершаемые в фантастическом пространстве сна. Герои стремительно преодолевают «дебри и овраги», встречая по пути деревья, которые «летят» мимо них. Необычная ситуация порождает сновидения, предмет которых связан с «иными местами». Из художественных тропов, задействованных в изображении масштабного передвижения, особенно яркой выглядит метафорическая фраза «мгновенные мосты». Ощущение быстроты хода дополняется звуковыми образами и средствами аллитерации, окружающими авторское словосочетание.

Поэт избегает прямых указаний на приземленные реалии нового способа поездок и именует состав «змеем огненным». Его оригинальный портрет лишен враждебности: прекрасное волшебное создание, послушное людскому повелению, летит над необъятными просторами, рассыпая «искры золотые».

Внутри змеиного «чрева» «уютно и тепло». Персонажи чувствуют себя настолько комфортно, что расслабляются, погружаясь в «глубокий сон». Упомянутые характеристики внутреннего пространства купе сближают образ с символической трактовкой дома как надежного прибежища. Антитеза, противопоставляющая уют холоду морозной ночи, также типична для фетовского поэтического мира.

За внешней линией повествования скрывается важный внутренний сюжет. Он посвящен миру чувств и связан с адресатом, женским образом «кроткого серафима». Начальные строфы сообщают о детской красоте попутчицы, и чуть позже – об эмоциях, которые объединяют души лирического «мы». В концовке фигура героини выходит на первый план. Центральное место в портрете занимает образ чудесных «агатовых глазок». Радостный ласковый взгляд демонстрирует, что пара преодолела собственный путь – от робости и отчуждения к взаимной симпатии.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

История создания

В 1910 году Александр Блок читал произведение Толстого «Воскресение». Роман натолкнул его на глубокие рассуждения, в результате чего и было написано стихотворение, пронизанное драматизмом. По содержанию, настроению и проблематике произведение Блока созвучно книге Толстого.

В романе «Воскресение» описывается история девушки Катюши Масловой, которая занималась воспитанием детей барина. Богач обольстил девушку, а затем выгнал её из дома. В результате она стала заниматься проституцией, чтобы как-то прокормиться, а попутно участвовала в грабежах. Следующая встреча Нехлюдова и Катерины произошла на суде, где девушку обвиняли в преступлении, а богач выступал в качестве присяжного. У господина защемило сердце, ему захотелось помочь девушке, но было уже поздно: героиня пережила столько позора и мучений, что ничто не могло сделать её прежней.

Проблематика произведения

Доминирующая проблема в стихотворении «На железной дороге» — человеческое равнодушие. Оно распространяется на всё, что находится кругом. Собственная судьба, самореализация и родная страна — ничто не волнует представителей среднего и высшего сословий, а у крестьян просто нет возможности думать о чём-то, кроме привычных бед и собственного выживания.

«Глаза» вагонов демонстрируют безразличие людей. Но героиня смотрит на них, надеясь увидеть отклик, а в итоге ей становится «довольно». Другие вопросы, поднятые в произведении:

  • Социальное неравенство. По поведению героини нетрудно понять, что она принадлежала к низшему сословию. Приходя на перрон и наблюдая, как мчатся поезда, девушка пыталась вырваться из состояния безысходности. Однако в вагоны, к сожалению, пускают не всех. Так и жизнь не к каждому поворачивается светлой стороной. Молодая особа тщетно искала, на кого или что можно опереться. Классовое неравенство кратко показано и через окраску вагонов. Во времена, когда жил и творил Блок, цвета означали, какие люди имеют право занимать места. Для первого класса предназначались жёлтые вагоны, для второго — синие, для третьего — зелёные. Привилегированные сословия едут молча, так как поездка в поезде для них — обыденное событие. Люди в зелёном вагоне поют и плачут — так автор передаёт эмоциональность бедных мужчин и женщин, которым, вероятно, с трудом удалось скопить на дорогу и вырваться из трясины.
  • Мотив плена и безысходности. Молодая героиня чувствует себя запертой в клетке. Она мечется по перрону, не понимая, как изменить положение. Как и тысячи других девушек, она обречена коротать свой век замужем за нелюбимым, трудиться с утра до вечера, только чтобы не умереть с голоду. В тексте не говорится об этом прямо, зато показаны отчаянные попытки девушки избежать прозябания.
  • Освобождающая смерть. У многих классиков сюжеты произведений заканчиваются трагедиями, причём смерть или гибель показана как спасение. «На железной дороге» не исключение: героиня погибает, потому что устала бороться, и хотя её попытки больше походили на бездействие, на них уходило много сил. Погибнуть оказалось легче, чем что-то изменить или встретить любовь. С другой стороны, гибель принёс именно поезд, олицетворявший девичью мечту.
  • Разочарование и тоска. Две эти сущности идут рядом, но пока девушка тосковала, у неё сохранялась надежда. Только разочарование отняло последние силы и буквально убило её, заставив броситься под колёса поезда или просто проявить невнимательность, граничащую с безразличием к собственной жизни.

Мотивы и темы

Стихотворение Блока демонстрирует жизнь в разных проявлениях, открывая несколько граней, перекликающихся между собой. Поэтическое произведение включает 4 мотива:

  • Трагическая женская судьба. Это главная тема стихотворения «На железной дороге». Автор показывает типичную судьбу молодых людей того времени. Многим девушкам и юношам не удаётся понять, в чём их призвание, куда стоит направить силы, как правильно жить. Главная героиня с надеждой всматривается в окна вагонов, надеясь получить ответ. При этом она не имеет возможности отлучиться со станции, как и сотни тысяч молодых крестьянок, тесно привязанных к быту и скованных традициями.
  • Тема любви. Героиня очень хочет быть любимой, она нуждается в заботе и внимании, как и любая женщина. Но жестокая действительность не даёт сбыться мечтам. Общество равнодушно к девушке, и всё, на что может рассчитывать юная особа, — мимолётная улыбка гусара, за которой нет никаких чувств.
  • Надежда и юность. Автор показывает, как меняется человек на протяжении жизни. В юности он устремляет «жадные глаза» в будущее, которое олицетворяют окна поезда. Но чем взрослее становится девушка или юноша, тем отчётливее понимает: нет смысла надеяться на лучшее, жизнь жестока, а огонь, бушующий в сердце, никому не нужен. В результате наступает отчаяние, а душа будто выжигается изнутри. В сердце поселяется боль, которая впоследствии сменяется пустотой и холодом.
  • Дорога. В русской литературе дорожная тематика встречается довольно часто. Это связано с тем, что Россия — очень большая страна, но есть и вторая причина: душа русского человека столь же широка, как и родные просторы. Показать особенности характера и глубину чувств лучше всего получается с помощью такой параллели. Кроме того, дорога обычно символизирует и жизненный путь. Для кого-то поезд — знак перемен к лучшему, олицетворение сбывшихся надежд, а у героини получилось наоборот: на железной дороге оборвалась её жизнь.

Символы и образы

Этот поэтический шедевр нельзя назвать длинным, однако автору удалось вместить в него несколько символов, в каждом из которых заключён ряд образов. Содержательные элементы стихотворения:

  • Образ девушки. При беглом прочтении можно подумать, что его стоит понимать буквально. Женщина испытала несчастную любовь и совершила суицид. На самом деле произведение гораздо глубже. Девушка с косами и в цветном платочке олицетворяет весь крестьянский народ, ведь по её описанию можно понять, что она не благородных кровей.
  • Женский образ окружён символами, дополняющими картину и отражающими жизнь простых людей. Жандарм олицетворяет строжайший контроль со стороны государства, дорога и поезда показывают стремление крестьян найти выход из того мучительного положения, в котором они находятся. Общее настроение — безысходность, и оно отлично показано с помощью средств выразительности.
  • Поезд и железная дорога. Вид вагонов вселяет надежду, хотя и призрачную. Автор наделяет поезд чертами живых людей. Девушке, которая много лет провела в ожидании чуда, кажется, что люди ей улыбаются, хотя в действительности им нет дела ни до кого, кроме себя. Гусар будто бы устремляет на девушку заинтересованный взор, а на самом деле он улыбается своим мыслям. Так и все люди в вагонах: одни молчат, другие смеются, плачут и поют, а в это время поезд проносится мимо. Быстро проходит и юность девушки, наполненная пустыми мечтами. Здесь прослеживается и образ высшего общества, так же равнодушно наблюдающего за проблемами крестьян, как пассажиры из окна поезда разглядывают проносящиеся пейзажи.
  • Лирический герой. О трагической судьбе девушки рассказывает наблюдатель, которого тоже можно причислить к ключевым персонажам. Он понимает, как тоскует и печалится девушка, но не имеет возможности вмешаться, чтобы повлиять на ход событий. Он способен лишь попросить остальных, чтобы они не расспрашивали девушку, ведь ей и так больно. От начала стихотворения к концу постепенно возрастает накал эмоций, и завершается произведение ощущением безысходного надрыва, который чувствует лирический герой. Потом сюжет возвращается к теме смерти: девушка погибла и лежит «под насыпью, во рву некошеном».

Главные особенности

По жанровой принадлежности этот шедевр можно охарактеризовать как элегию, в которой присутствуют лирические мотивы. В произведении есть сюжет, на который наложили отпечаток переживания автора. Основа содержания — трагическая судьба молодой женщины, пострадавшей от несчастной любви. Центральный смысловой компонент — образ-символ. По этому признаку поэзию Блока можно отнести к модернистскому направлению символизма.

  • эллипсис («молчали жёлтые и синие»);
  • олицетворения («вагоны… подрагивали и скрипели»);
  • сравнения («лежит и смотрит», «как живая»);
  • эпитеты («рука небрежная», «кусты блёклые», «походка чинная»);
  • перифраз («три ярких глаза набегающих», «сонные за стёклами»).

В плане композиции шедевр можно условно разделить на 2 части. Первая — завязка и кульминация, вторая — минорный финал. Сначала перед читателями предстаёт образ молодой прекрасной девушки. Она кого-то или чего-то ждёт, слушает перестук вагонов, находясь в предвкушении влюблённости или судьбоносной встречи, которая изменит её жизнь. Потом что-то происходит, и героиня оказывается раздавленной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: