Сочинения по русскому языку и литературе
…
Мини-сочинением на тему: «Не позволяй душе лениться!» по творчеству Н. Заболоцкого 3.00/5 (60.00%) 2 votes
Николай Заболоцкий – один из моих любимых поэтов. В его творчестве отражаются глубокие размышления по-настоящему мудрого человека великой душевной доброты. Это размышления о добре и зле, о любви и ненависти, мысли об ответственности человека за свои поступки, о сложности взаимоотношений человека и окружающего его мира. Одно из самых ярких стихотворений Н. Заболоцкого можно с уверенностью назвать гимном всех трудоголиков и людей с высоким чувством моральной ответственности не только перед собой, но и перед другими:
«Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь!»
Я думаю, что этими словами поэт хочет выразить свои мысли обо всей сложности самовоспитания и всей важности постоянного душевного труда. Кроме того, говорить о душевных переживаниях и действительно ежеминутно над собой работать, не давая никаких поблажек – это абсолютно разные вещи
Для человека нет ничего страшнее и опаснее, чем безразличная, сонная и неповоротливая душа, потому что в этом случае человек не только попадает в рабство собственной лени, но и доставляет огромное количество хлопот своим близким и окружающим его людям.
«Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет».
Николай Заболоцкий обращает внимание читателей на то, что душа человека, как и он сам, будет трудолюбивой и послушной только в том случае, если он сам без всякой посторонней помощи, раздумий и сомнений возьмется за ее воспитание и воспитание собственной дисциплинированности во всех своих делах и поступках. «Она рабыня и царица,
«Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день, и ночь, и день, и ночь!»
Не позволяй душе лениться – и только так ты станешь настоящим человеком и полноценным членом нашего общества, будешь способен на смелые поступки и сможешь отвечать за все свои действия. Не позволяй душе лениться – это отличный призыв к тем, кто хочет в своей жизни добиться существенных результатов и получить то, чего хочет.
Похожие сочинения
- Сочинение на тему: «День памяти и скорби – день согласия и взаимопонимания» Дату 22 июня 1941 года знает каждый житель нашей страны и практически каждый житель стран бывшего Советского
- Сочинение на тему: «Творчество В. П. Крапивина» Известный советский и российский детский писатель Владислав Павлович Крапивин родился в г. Тюмень в 1938 году и до
- Сочинение на тему: «Ничей щенок» У меня дома уже больше года живет прекрасный пес, который совсем неожиданно для меня и моих родителей
- Сочинение на тему «Лишний человек» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Выражение «Лишние люди» в русской литературе появилось именно благодаря заслуге И. С. Тургенева. Образ «лишнего
- Выборочное изложение с выражением собственного отношения к герою. По новелле О. Генри «Дары Волхвов» С давних времен людям известна всепоглощающая и чудодейственная сила любви, которая делает несчастных счастливыми,
- Сочинение на тему: «Чему нас учит миф о Нарциссе?» Вариант 2 Я очень люблю читать древнегреческие мифы, потому что в них всегда можно найти cкрытый смысл. Размышляя над
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Я люблю тебя Бальмонта Произведение относится к любовной лирике поэта, являющегося одним из ярких представителей поэзии «серебряного века».
- Анализ стихотворения Ахматовой Не с теми я, кто бросил землю… С первой строки стихотворения Ахматова отделяет себя от «тех». Автор принципиально не с ними. А кто же они? Это те, кто не просто оставил Родину, но оставил её врагам на растерзание.
- Анализ стихотворения Устал я жить в родном краю Есенина Стихотворение Устал я жить в родном краю.. по мнению многих исследователей продолжает тему разрыва с селом и переезда в город. Хронологически оно соответствует такому предположению, так как написано в 1916 году
- Анализ стихотворений Пастернака
- Анализ стихотворения Деревня Фета Данное стихотворение является частью раннего творчества поэта и создано во время обучения Фета в Москве. Живя в крупном городе, он ностальгирует по деревенской жизни, всё больше вовлекаясь в приятные воспоминания.
Предостережение
Где древней музыки фигуры, Где с мертвым бой клавиатуры, Где битва нот с безмолвием пространства — Там не ищи, поэт, душе своей убранства. Соединив безумие с умом, Среди пустынных смыслов мы построим дом — Училище миров, неведомых доселе. Поэзия есть мысль, устроенная в теле. Она течет, незримая, в воде — Мы воду воспоем усердными трудами. Она горит в полуночной звезде — Звезда, как полымя, бушует перед нами. Тревожный сон коров и беглый разум птиц Пусть смотрят из твоих диковинных страниц. Деревья пусть поют и страшным разговором Пугает бык людей, тот самый бык, в котором Заключено безмолвие миров, Соединенных с нами крепкой связью. Побит камнями и закидан грязью, Будь терпелив. И помни каждый миг: Коль музыки коснешься чутким ухом, Разрушится твой дом и, ревностный к наукам. Над нами посмеется ученик.
Журавли
Вылетев из Африки в апреле К берегам отеческой земли, Длинным треугольником летели, Утопая в небе, журавли. Вытянув серебряные крылья Через весь широкий небосвод, Вел вожак в долину изобилья Свой немногочисленный народ. Но когда под крыльями блеснуло Озеро, прозрачное насквозь, Черное зияющее дуло Из кустов навстречу поднялось. Луч огня ударил в сердце птичье, Быстрый пламень вспыхнул и погас, И частица дивного величья С высоты обрушилась на нас. Два крыла, как два огромных горя, Обняли холодную волну, И, рыданью горестному вторя, Журавли рванулись в вышину. Только там, где движутся светила, В искупленье собственного зла Им природа снова возвратила То, что смерть с собою унесла: Гордый дух, высокое стремленье, Волю непреклонную к борьбе — Все, что от былого поколенья Переходит, молодость, к тебе. А вожак в рубашке из металла Погружался медленно на дно, И заря над ним образовала Золотого зарева пятно. 1948
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Блока О прекрасной даме Александра Блока не зря называли поэтом-символистом, потому что ему довелось жить именно в то время, когда в обществе яро пересматривались устоявшиеся ценности и менялись главные жизненные принципы. И каково же было удивление
- Анализ стихотворения Тютчева Конь морской Фёдор Иванович приобрёл широкую известность благодаря своему творчеству, начав писать самые знаменитые (в последующем) свои стихотворения в 1820-1830х гг. Тогда же он и создал своё творение «Конь морской».
- Анализ стихотворения Некрасова Железная дорога 6 класс Стихотворение начинается с эпиграфа. В нем мальчик Ваня задает своему отцу, генералу, вопрос о том, кто построил железную дорогу. На что тот отвечает ему, что это сделал граф Клейнмихель. Разговор этот происходит в вагоне поезда.
- Анализ стихотворения Пушкина Из Пиндемонти В поздний, можно сказать заканчивающийся период творческого пути великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина, было создано удивительное произведение «Из Пиндемонти».
- Полонский
Обводный канал
В моем окне на весь квартал Обводный царствует канал
Ломовики, как падишахи, Коня запутав медью блях, Идут, закутаны в рубахи, С нелепой важностью нерях. Вокруг пивные встали в ряд, Ломовики в пивных сидят
И в окна конских морд толпа Глядит, мотаясь у столба, И в окна конских морд собор Глядит, поставленный в упор. А там за ним, за морд собором, Течет толпа на полверсты, Кричат слепцы блестящим хором, Стальные вытянув персты. Маклак штаны на воздух мечет, Ладонью бьет, поет как кречет: Маклак — владыка всех штанов, Ему подвластен ход миров, Ему подвластно толп движенье, Толпу томит штанов круженье, И вот она, забывши честь, Стоит, не в силах глаз отвесть, Вся прелесть и изнеможенье. Кричи, маклак, свисти уродом, Мечи штаны под облака! Но перед сомкнутым народом Иная движется река: Один сапог несет на блюде, Другой поет хвалу Иуде, А третий, грозен и румян, В кастрюлю бьет, как в барабан. И нету сил держаться боле, Толпа в плену, толпа в неволе, Толпа лунатиком идет, Ладони вытянув вперед. А вкруг черны заводов замки, Высок под облаком гудок. И вот опять идут мустанги На колоннаде пышных ног. И воют жалобно телеги, И плещет взорванная грязь, И над каналом спят калеки, К пустым бутылкам прислонясь. 1928
Анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» (Н.А. Заболоцкий)
Проведем анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» (Н.А. Заболоцкий), чтобы поучиться у автора трудолюбию.
Заболоцкий написал стихотворение в 1958 году, а через несколько месяцев поэта не стало. Кажется, что он предчувствовал свой скорый уход, раз написал такое эмоциональное и проникновенное стихотворение. Его вполне можно считать творческим завещанием автора потомкам.
Сам поэт много трудился на литературном поприще. Не все знают, что Заболоцкий не только писал прекрасные стихи, но и занимался переводами с иностранных языков. Вот и тем, кто остается жить, он дает наставление не забывать, что только труд обогащает человека материально и нравственно.
Тема стихотворения – отношения человека с его душой. Автор призывает читателей к труду, но к труду не физическому, а к душевному. Мы должны работать над собой, чтобы становиться лучше и духовно богаче. В жанре послания Заболоцкий подает читателям идею о необходимости постоянно заставлять себя работать. С любовью и по-доброму автор поучает молодое поколение, передает ему то, что важнее всего для него самого – желание трудиться.
Композиция стихотворения простая, ведь оно не делится на части и от первого слова до последнего подчинено одной теме. Произведение очень легко понять благодаря простому слогу без нагромождения средств художественной выразительности. Этому способствует четырехстопный ямб и перекрестная рифма, придающие стихотворению ритмичность.
В стихотворении Заболоцкого можно отметить двух лирических героев – автора и душу.
Уже с первых строк эмоционально восклицает поэт, обращаясь к читателю на «ты». Таким образом он становится ближе к каждому из нас. Глаголами в повелительном наклонении Заболоцкий категорично утверждает единственную истину о том, что недопустимо позволять лениться душе.
Автор не оставляет душе повода и времени для отдыха. Об этом читается в последней строке первого четверостишия:
Следующие строфы развивают мысль, озвученную в первой. Он безжалостен к душе. Ее нужно гнать «от дома к дому», тащить «с этапа на этап», держать в черном теле.
Заболоцкий называет душу лентяйкой, говоря этим словом о том, что все в наших руках. Только сам человек, хозяин своей души, способен управлять ей. А потому не стоит снимать с нее узду.
Интересно, что у Заболоцкого не прослеживается мысль о единстве души и тела, как о причине счастья. Здесь душа – это некая субстанция, способная начать управлять человеком, если тот решит дать ей поблажку:
Получается, что взаимоотношения лирического героя с душой – это своеобразный поединок. Победитель в нем должен быть только человек.
Душа предстает здесь изначально дикой, необузданной, и в который раз звучит мысль о необходимости приучать ее через силу к труду. Только так она сможет начать сосуществовать с нами «по-человечьи». По-человечьи – значит, правильно, по-доброму, по совести:
Последняя строфа лучше всего выражает идею автора. В ней он называет душу противоположными понятиями:
Я думаю, автор сделал это для того, чтобы показать значение души для человека. Рабыня, работница – она подчиняется разуму лирического героя, и ее нужно заставлять работать так же, как подневольных рабов. Без отдыха, за малое вознаграждение. Царица, потому что ее нужно слушать, когда она подсказывает нам, как поступить. Но еще душа – это ребенок человека, плод его воспитания. Она дочь, потому что мы сами взращиваем нашу душу, она же результат нашей работы и зависит от нас. Потому автор завершает стихотворение повторением первой строки, делая композицию кольцевой и окончательно убеждая читателя в своей мысли.
Чтобы более эмоционально и образно донести идею стихотворения до читателей, Заболоцкий использует метафоры «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле». Есть в стихотворении и эпитеты: «черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи». Восклицательные знаки не только ярче и громче передают настроение автора, но и расставляют акценты в произведении.
Я думаю, что это лирическое наставление.Заболоцкий передал его всем, кого он знал и уже не успеет узнать. Можно спорить с писателем о справедливости идеи, но в чем он действительно прав, так это в необходимости работать над собой всю жизнь, только так можно научиться жить по человечьим законам.
Лесное озеро
Опять мне блеснула, окована сном, Хрустальная чаша во мраке лесном. Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья, Где пьют насекомые сок из растенья, Где буйствуют стебли и стонут цветы, Где хищными тварями правит природа, Пробрался к тебе я и замер у входа, Раздвинув руками сухие кусты. В венце из кувшинок, в уборе осок, В сухом ожерелье растительных дудок Лежал целомудренной влаги кусок, Убежище рыб и пристанище уток
Но странно, как тихо и важно кругом! Откуда в трущобах такое величье? Зачем не беснуется полчище птичье, Но спит, убаюкано сладостным сном? Один лишь кулик на судьбу негодует И в дудку растенья бессмысленно дует. И озеро в тихом вечернем огне Лежит в глубине, неподвижно сияя, И сосны, как свечи, стоят в вышине, Смыкаясь рядами от края до края
Бездонная чаша прозрачной воды Сияла и мыслила мыслью отдельной, Так око больного в тоске беспредельной При первом сиянье вечерней звезды, Уже не сочувствуя телу больному, Горит, устремленное к небу ночному. И толпы животных и диких зверей, Просунув сквозь елки рогатые лица, К источнику правды, к купели своей Склонились воды животворной напиться. 1938
Проблематика стихотворения
В стихотворении автор поднимает проблему души и ее воспитания
По мере развития сюжета внимание Заболоцкого все сильнее переключается на душу человека. По мнению поэта, нельзя запускать и позволять ей деградировать
Жалость к себе и потакание собственной лени — это простой, но ошибочный путь. По мнению Николая Алексеевича, единственный правильный путь, основа всего — это долгий и упорный труд над воспитанием и улучшением духовной составляющей личности. Автор советует гнать свою душу через все возможные «буреломы», заставлять ее преодолевать препятствия и закалять характер.
Вторая цель работы личности над собой — подчинить собственное внутреннее я. Человек, не достигнувший этой цели, будет иметь слабую душу, которая потянет его вниз и не позволит развиваться.
Описывая свои идеи, поэт бывает жестковат. Он советует держать «лентяйку» (душу) в черном теле и не снимать с нее узды. Но Николай Алексеевич тут же аргументирует свою позицию, ведь любого рода поблажки приведут к обеднению души. Поэт по-особому смотрит на такие понятия, как богатство и бедность. Автора не придает особого значения материальным накоплениям, ведь по-настоящему много имеет лишь тот, у кого прекрасная душа, не очерненная пороками, ленью и злыми умыслами.
Центральная проблема, поднятая автором, — это моральность и нравственное измерение существования человека. Душа, по мнению поэта, это очень противоречивое явление. Он называет ее рабыней, но в то же время величает царицей. Вывод из его раздумий один — человек должен прийти к согласию со своим внутренним «Я», научиться жить с ним в гармонии. Для достижения этой цели нужно понять, что душе необходимо воспитание, и это единственный путь к развитию личности и совершенствованию ее.
Образы и символы
Автор создал довольно простую систему образов. Образ лирического героя (мудрого и опытного наставника) и образ души (сущности человека, которая нуждается в перманентном развитии) — главные в стихотворении. Лирический герой заявляет читателю, что ни при каких условиях нельзя давать возможность душе лениться. В противном случае, по мнению поэта, человек просто не сможет развиваться и стремиться к чему-либо.
Лень «сорвет с него последнюю рубашку» — лишит всего. Лень в тексте уподобляется смерти и разорению души. В таком состоянии человек отдается во власть течения и лишь существует, а не живет в полном смысле слова.
Образ души является ключевым в произведении. Как утверждает главный герой, ни в коем случае не нужно жалеть ее. Не стоит выбирать лёгких путей в жизни, ведь преодоление трудностей делает человека намного решительнее и сильнее. Автор напоминает, что необходимо преодолевать различные препятствия, чтобы добиться желаемого. Необходимо уметь управлять своим «внутренним Я», и тогда душа не станет лениться.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Гадающей невесте Некрасова
Все творчество Некрасова было пронизано темой непростой жизни русской женщины, которой на протяжении всего времени приходится претерпевать различные трудности и лишения.
- Анализ стихотворения Фета Весенний дождь 5 класс
Афанасий Фет – человек, который придерживается всегда своих принципов. Но делает это всегда так, как будто это и есть как должное. Афанасий Фет – прекрасный писатель и поэт
- Анализ стихотворения Державина Памятник 9 класс
Тема роли и призвания поэта затрагивалась многими авторами неоднократно, но именно Г.Р. Державин был первым русским писателем, который избрал темой для произведения собственную уникальность
- Анализ стихотворения Разлука Барто
Произведение детской поэтессы является одним из стихотворений, входящих в сборник под названием «Думай, думай».
- Анализ стихотворения Память Гумилева
Гумилев не принял революцию и со всем смирением принял итог этой личной позиции. Он не просто понимал свою печальную участь, но и неоднократно предсказал собственный расстрел, который состоялся совсем немного времени спустя после написания
Жена
Откинув со лба шевелюру, Он хмуро сидит у окна. В зеленую рюмку микстуру Ему наливает жена. Как робко, как пристально-нежно Болезненный светится взгляд, Как эти кудряшки потешно На тощей головке висят! С утра он все пишет да пишет, В неведомый труд погружен. Она еле ходит, чуть дышит, Лишь только бы здравствовал он. А скрипнет под ней половица, Он брови взметнет,- и тотчас Готова она провалиться От взгляда пронзительных глаз. Так кто же ты, гений вселенной? Подумай: ни Гете, ни Дант Не знали любви столь смиренной, Столь трепетной веры в талант. О чем ты скребешь на бумаге? Зачем ты так вечно сердит? Что ищешь, копаясь во мраке Своих неудач и обид? Но коль ты хлопочешь на деле О благе, о счастье людей, Как мог ты не видеть доселе Сокровища жизни своей? 1948
Тема стиха
В своём произведении Н.Заболоцкий размышляет о душе человека, которая без устали должна трудиться
Автор показывает, насколько важно, чтобы нравственный, духовный мир каждого из нас совершал глубокую кропотливую работу. С помощью двух образов – лирического героя и души, как чего-то живого, осязаемого – поэт представляет, необходимость совершенствоваться и находиться в постоянном движении, не останавливаясь ни на минуту.
Н.Заболоцкий обращает внимание, как быстро течёт время. Повторяя фразу «и день и ночь», он подчёркивает, что именно оно заставляет человека что-то делать, идти вперед и совершать поступки
Душа же не должна в этот период оставаться в стороне. Необходимо, чтобы она тоже работала: менялась, совершенствовалась, становилась лучше.
Настроение стихотворения позитивное, жизнеутверждающее. В нём содержится напутствие молодому поколению, как жить, как себя вести. Поэт даёт совет, который пригодится каждому, как работать над собой.
Осенние пейзажи
1. Под дождем Мой зонтик рвется, точно птица, И вырывается, треща. Шумит над миром и дымится Сырая хижина дождя. И я стою в переплетенье Прохладных вытянутых тел, Как будто дождик на мгновенье Со мною слиться захотел. 2. Осеннее утро Обрываются речи влюбленных, Улетает последний скворец. Целый день осыпаются с кленов Силуэты багровых сердец. Что ты, осень, наделала с нами! В красном золоте стынет земля. Пламя скорби свистит под ногами, Ворохами листвы шевеля. 3. Последние канны Все то, что сияло и пело, В осенние скрылось леса, И медленно дышат на тело Последним теплом небеса. Ползут по деревьям туманы, Фонтаны умолкли в саду. Одни неподвижные канны Пылают у всех на виду. Так, вытянув крылья, орлица Стоит на уступе скалы, И в клюве ее шевелится Огонь, выступая из мглы. 1955
Анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!..»
Произведение появилось в 1958 г., за несколько месяцев до кончины автора. Стихотворный текст, являющийся поэтическим напутствием, отличается взыскательностью позиции лирического субъекта: самовоспитание декларируется как необходимость, непременное условие гармоничного существования.
В идейной системе произведения самостоятельный статус получает олицетворенный образ души. Он наделен конкретными характеристиками: склонная к лени, душа предпочитает безделье честному труду.
Зачин открывается афористичным обращением к адресату. Поэт призывает лирическое «ты» строго и взыскательно относиться к собственной духовной жизни: постоянный труд и самоконтроль – надежный способ обеспечить рост личности.
Во второй строфе получает развитие мотив дороги. Его появление предваряет авторская мысль о непрерывной работе, упорном и энергичном движении вперед. Метафорический путь, ожидающий душу, труден, длителен, полон препятствий. Эти особенности подчеркиваются при помощи комплекса однородных обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.
Под неусыпным контролем, без поблажек и снисхождения – таково правильное отношение к душе, коварной «лентяйке». В четвертом катрене череда наставлений сменяется предостережением: если поддаться минутной слабости и смягчить строгие требования, душа безжалостно воспользуется временной уступкой, обратив ее против человека.
В финальном эпизоде сообщается о разнообразии портретов и ролей, исполняемых душой. Это обстоятельство не снимает жестких обязательств, заявленных в предыдущих строфах.
Стихотворение завершается анафорой. С ее помощью обрамляется композиция, а также подчеркивается мысль о динамике духовного бытия как непременном условии гармонии.
Моделируя картину взаимоотношений человека со своим внутренним миром, поэт широко использует идиомы: в текст включены четыре устойчивых речевых оборота, которые способствуют созданию естественной атмосферы задушевной беседы, окрашивают лирический сюжет в натуральные тона. Эффект дополняют примеры употребления лексем, относящихся к разговорному стилю: наречие «по-человечьи», жаргонное слово «этап».
Тот, кто позволяет внутреннему миру погрузиться в застой, обрекает себя на «глухой путь» бессмысленного существования. В произведении «Неудачник» изображен неприглядный портрет перестраховщика, бесплодно растратившего свою жизнь на сомнения и мелочные хлопоты.
Николай ЗаболоцкийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Гроза идет
Движется нахмуренная туча, Обложив полнеба вдалеке, Движется, огромна и тягуча, С фонарем в приподнятой руке. Сколько раз она меня ловила, Сколько раз, сверкая серебром, Сломанными молниями била, Каменный выкатывала гром! Сколько раз, ее увидев в поле, Замедлял я робкие шаги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой дуги! Вот он — кедр у нашего балкона. Надвое громами расщеплен, Он стоит, и мертвая корона Подпирает темный небосклон. Сквозь живое сердце древесины Пролегает рана от огня, Иглы почерневшие с вершины Осыпают звездами меня. Пой мне песню, дерево печали! Я, как ты, ворвался в высоту, Но меня лишь молнии встречали И огнем сжигали на лету. Почему же, надвое расколот, Я, как ты, не умер у крыльца, И в душе все тот же лютый голод, И любовь, и песни до конца! 1957
Проблема души и ее воспитания
По мере развития повествования внимание Заболоцкого переходит к душе, которую, ни в коем случае, нельзя запускать. Жалость, потакание лени – это легкий путь, который априори является неправильным
Заболоцкий считает, что правильный путь – это трудный способ воспитания и совершенствования души: поэт советует «гнать» и «тащить» душу через «ухабы», «буреломы», преодолевать препятствия и, таким образом, закалять свою сущность. Это не единственная цель работы над собой. Вторая цель – подчинить себе собственное внутреннее Я. Если этого не сделать, то душа будет слабая, будет, как тело, нежиться по утрам в мягких одеялах.
Следуя этой логике, Заболоцкий порой бывает резок и даже жестковат:
Учение редко оказывается приятным процессом. Зачастую это болезненная и мучительная процедура, которой душа поначалу сопротивляется. Однако потом человек, который все-таки не позволил своему внутреннему «Я» жить расслабленной, разнеженной жизнью, видит плоды приложенных трудов.
Итоги по прочтении стихотворения Заболоцкого
Ключевая проблема, которую затрагивает писатель в анализируемом произведении, касается моральности и нравственного измерения человеческого существования. Душа у писателя – противоречива. Писатель называет душу рабыней, а потом она предстает уже царицей. Это свидетельствует о неоднозначности отношения к душе, видения этого явления Заболоцким. Однако вывод из этих размышлений один: человеку следует найти общий язык со своим внутренним Я, понять, что душа требует воспитания. Это путь к саморазвитию и самосовершенствованию.
4.6 / 5 ( 5 голосов )
Бродячие музыканты
Закинув на спину трубу, Как бремя золотое, Он шел, в обиде на судьбу. За ним бежали двое. Один, сжимая скрипки тень, Горбун и шаромыжка, Скрипел и плакал целый день, Как потная подмышка. Другой, искусник и борец, И чемпион гитары, Огромный нес в руках крестец С роскошной песнею Тамары. На том крестце семь струн железных, И семь валов, и семь колков, Рукой построены полезной, Болтались в виде уголков. На стогнах солнце опускалось, Неслись извозчики гурьбой, Как бы фигуры пошехонцев На волокнистых лошадях. И вдруг в колодце между окон Возник трубы волшебный локон, Он прянул вверх тупым жерлом И заревел. Глухим орлом Был первый звук. Он, грохнув, пал, За ним второй орел предстал, Орлы в кукушек превращались, Кукушки в точки уменьшались, И точки, горло сжав в комок, Упали в окна всех домов. Тогда горбатик, скрипочку Приплюснув подбородком, Слепил перстом улыбочку На личике коротком, И, визгнув поперечиной По маленьким струнам, Заплакал, искалеченный: — Тилим-там-там! Система тронулась в порядке. Качались знаки вымысла. И каждый слушатель украдкой Слезою чистой вымылся, Когда на подоконниках Средь музыки и грохота Легла толпа поклонников В подштанниках и кофтах
Но богослов житейской страсти И чемпион гитары Подъял крестец, поправил части И с песней нежною Тамары Уста отважно растворил. И все умолкло
Звук самодержавный, Глухой, как шум Куры, Роскошный, как мечта, Пронесся… И в этой песне сделалась видна Тамара на кавказском ложе. Пред нею, полные вина, Шипели кубки дотемна И юноши стояли тоже. И юноши стояли, Махали руками, И страстные дикие звуки Всю ночь раздавалися там… — Тилим-там-там! Певец был строен и суров. Он пел, трудясь, среди дворов Средь выгребных высоких ям Трудился он, могуч и прям. Вокруг него система кошек, Система окон, ведер, дров Висела, темный мир размножив На царства узкие дворов. На что был двор? Он был трубою, Он был тоннелем в те края, Где был и я гоним судьбою, Где пропадала жизнь моя. Где сквозь мансардное окошко При лунном свете, вся дрожа, В глаза мои смотрела кошка, Как дух седьмого этажа. 1928
Анализ средств выразительности
Стих имеет шесть катренов, при этом последующий продолжает предыдущий, а в последнем поэтому делается вывод. Главная мысль стихотворения отражена в его названии.
Жанр строк – послание, которое написано четырехстопным ямбом при перекрестной рифмовке (лениться – толочь – трудиться – в ночь). Рифмы женские и мужские чередуются.
В стихотворении немного эпитетов (утренней звезде, жить с тобой по-человечьи), но много метафор:
- Душа обязана трудиться.
- Держи лентяйку в черном теле.
- Гони её от дома к дому и т д.
С помощью метафор Заболоцкий показывает душу в образе живого существа, которое нужно постоянно наставлять, чтобы она не ленилась.
Есть в стихотворении и фразеологизмы, например, «чтоб в ступе воду не толочь» и «коль дать ей вздумаешь поблажку», которые обогащают речь и сокращают дистанцию между автором строк и читателем.
Тематика произведения
Основная тема стихотворения — природа отношений между телом человека и его душой. Она является одной из главных философских проблем
Поэт при этом акцентирует внимание именно на психологической и этической составляющей жизни. Он раскрывает, противопоставляет и поднимает такие вопросы, как деятельность и бездействие, самосовершенствование и лень
Для раскрытия своих идей автор использовал очень простую, примитивную, но в то же время изысканную систему образов.
- Центральное место в произведении занимает сам автор в лице лирического героя и его чувства. Персонаж обращается к читателю стихотворения с призывом воспитывать в себе личностные качества. Он говорит о необходимости противостоять лени. Ведь эта черта не только делает мягким, жидким внутренний стержень человека, но и разрушает его душу. Личность, забывшая о самовоспитании, лишает себя возможностей развиваться и двигаться вперед.
- В произведении также присутствует образ дороги. Она была введена Заболоцким, чтобы показать его идею о том, что вечный труд и развитие — это неотъемлемая часть человеческой жизни.
История создания
Николай Заболотский работал над созданием стихотворения в конце 1950-х и закончил его в 1958 году. Тогда же работа была отдана в печать. Спустя всего несколько месяцев после написания произведения автор скончался. По праву считается, что этот стих — лебединая песня поэта, в которой он повествует о нюансах взаимодействия личности со своей душой. Николай Алексеевич также внес в текст свои рекомендации и советы подрастающему поколению, поэтому у стиха сильная воспитательная и дидактическая миссия.
Сам поэт прожил непростую жизнь. В 1838 году он был репрессирован. Долго ждал, пока ему вернут доброе имя и возможность заниматься любимой деятельностью. Только после смерти Сталина в 1953 году творец был реабилитирован. Пятнадцать лет Николай мог лишь оттачивать свое поэтическое, грамматическое мастерство, ждать выхода на свободу и возможности вновь публиковаться.
Однако, несмотря на жизненные трудности и преграды, Николай Заболоцкий не ожесточился, а остался добрым человеком, с чутким сердцем, ясным разумом и искренними помыслами. В стихотворении поэт словно говорит, что предчувствует свой скорый уход из жизни, и потому он оставляет последнее напутствие для людей. При этом автор и сам всю жизнь придерживался своих советов, он считался очень трудолюбивым человеком и проводил много времени за написанием новых работ.
Осень
Когда минует день и освещение Природа выбирает не сама, Осенних рощ большие помещения Стоят на воздухе, как чистые дома. В них ястребы живут, вороны в них ночуют, И облака вверху, как призраки, кочуют. Осенних листьев ссохлось вещество И землю всю устлало. В отдалении На четырех ногах большое существо Идет, мыча, в туманное селение. Бык, бык! Ужели больше ты не царь? Кленовый лист напоминает нам янтарь. Дух Осени, дай силу мне владеть пером! В строенье воздуха — присутствие алмаза. Бык скрылся за углом, И солнечная масса Туманным шаром над землей висит, И край земли, мерцая, кровенит. Вращая круглым глазом из-под век, Летит внизу большая птица. В ее движенье чувствуется человек. По крайней мере, он таится В своем зародыше меж двух широких крыл. Жук домик между листьев приоткрыл. Архитектура Осени. Расположенье в ней Воздушного пространства, рощи, речки, Расположение животных и людей, Когда летят по воздуху колечки И завитушки листьев, и особый свет,- Вот то, что выберем среди других примет. Жук домик между листьев приоткрыл И рожки выставив, выглядывает, Жук разных корешков себе нарыл И в кучку складывает, Потом трубит в свой маленький рожок И вновь скрывается, как маленький божок. Но вот приходит вечер. Все, что было чистым, Пространственным, светящимся, сухим,- Все стало серым, неприятным, мглистым, Неразличимым. Ветер гонит дым, Вращает воздух, листья валит ворохом И верх земли взрывает порохом. И вся природа начинает леденеть. Лист клена, словно медь, Звенит, ударившись о маленький сучок. И мы должны понять, что это есть значок, Который посылает нам природа, Вступившая в другое время года.