Анализ стихотворения Сергей Есенин — Пой же, пой
Сергей Есенин-русский писатель двадцатого века. Сергей Есенин жил во времена государственных переворотов, переломов и перестроек. Естественно, что такое тяжелое испытание не могло не отобразится на его творчестве.
Стихотворение “Пой же, пой” было написано после Октябрьской революции, точнее после того, как Есенин в ней разочаровался. Начало двадцатых годов вообще стало тяжелым временем для Есенина. И, естественно, такое тяжелое эмоциональное состояние не могло не вылиться в стихи.
В обсуждаемом сейчас нами стихотворении, чувствуется боль и разочарование автора. Лирический герой изображается как познавший беды и разочарования павший человек. Он показывает нам свое отношение к женщине, к которой он неравнодушен. Его отношение к ней довольно двуликое. С одной стороны, он боготворит её очертания, плечи, волосы, запястья:” Не гляди на ее запястья,,и с плечей ее льющийся шелк”. А с другой стороны, он ненавидит его за причиненную ему боль:” Пусть целует она другова, молодая, красивая дрянь”. Из этих поворотов, мы можем сделать вывод, что эта женщина разбила ему сердце, но несмотря ни на что, он её любит. И вероятно, он ненавидит себя за то, что не может перестать испытывать к ней нежные чувства, даже после того, как она разбила ему сердце. В итоге, автор сводит своё увлечение этой женщиной лишь до постельных утех. Он даже говорит, что вся наша жизнь сводится лишь к победам в постели.
Таким образом, автор хотел показать нам, что мы не можем выбирать, что и к кому нам чувствовать. Как бы мы не хотели перестать испытывать любовь к недостойному, по нашему мнению, человеку, мы не властны над настоящими чувствами. Мы будем страдать, ругать себя, ненавидеть весь мир вокруг, но ничего поделать не сможем. Даже если объект нашей любви действительно её не заслуживает, даже если умом мы понимаем, что этот человек ужасен и не достоин нашего воздыхания. Есенин называет эту женщину сукой и дрянью, но всё равно её любит. Он понимает, что она не достойна высоких чувств и подходит лишь для утоления плотских потребностей, но всё равно её любит. Он ненавидит её, за то, что заставила его это испытывать и ненавидит себя за то, что позволил ей иметь над ним столь сильную власть. Фактически, он признает себя её рабом, который больше не властен над собой. Именно рабами мы становимся, когда по настоящему любим.
В заключение можно сказать, что любовь-это страшная сила, но в то же время, это ужасная слабость. И, к сожалению, мы никогда не будем властными над настоящими чувствами.
Анализ стихотворения Есенина «Не гляди на меня с упреком…»
В ноябре 1925 года Есенин поступил на лечение в психиатрическую клинику 1-го Московского университета. Руководил заведением профессор Петр Борисович Ганнушкин – знаковая фигура психиатрии того времени. Сергею Александровичу действительно была нужна квалифицированная медицинская помощь. К концу жизни психическое состояние поэта сильно ухудшилось. Причин на то было несколько, среди них – прогрессирующий алкоголизм. Кроме того, Есенин осознал, что в новой советской действительности его стихотворения не нужны той публике, для которой он всегда творил. При этом власти беспокоились о здоровье Сергее Александровича. В октябре 1925 года обсуждался вопрос об отправке поэта в санаторий в сопровождении сотрудника ГПУ, который не позволял бы ему пить. Планам большевиков не суждено было сбыться. Есенина они тогда разыскать не сумели. За несколько месяцев до смерти Сергей Александрович женился в третий и последний раз. Его супругой стала Софья Андреевна Толстая (1900-1957). Брак оказался не слишком счастливым. Будучи женатым, поэт продолжал чувствовать себя одиноким.
Тяжелое душевное состояние Есенина, естественно, отразилось на его поздней лирике. Стихотворение «Не гляди на меня с упреком…» датировано первым декабря 1925 года. Писалось оно в стенах вышеупомянутой психиатрической клиники. Лирический герой обращается к женщине, к которой у него противоречивое отношение. С одной стороны – он не таит презрение к ней, с другой – любит ее взор с поволокой и лукавую кротость. Тем не менее, глубоких романтических чувств персонаж явно не испытывает. Его мыслями владеет некая дама из прошлого. Из рассказа героя становится понятно, что в свое время взаимностью эта женщина ему не отвечала. Несмотря на это, ей удалось завоевать его сердце, всколыхнуть душу. В финале стихотворение неожиданно выходит на философский уровень:
…Если бы не было ада и рая,
Их бы выдумал сам человек.
Эта мысль напоминает знаменитый афоризм Вольтера: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать».
Нельзя точно сказать, к какой женщине обращено стихотворение. Возможно, оно и вовсе не имеет биографической подоплеки. При этом главная претендентка на роль адресата – Софья Андреевна Толстая. С ней Есенин жил, но, вероятно, никогда ее не любил. Отношения с внучкой великого писателя были для него попыткой выйти из душевного кризиса, обрести покой. К сожалению, попыткой неудачной.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Отпущу себе бороду и бродягой пойду по руси
У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или “читалке”.
Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:
- Александр Пушкин
- Лев Толстой
- Михаил Лермонтов
- Сергей Есенин
- Федор достоевский
- Александр Островский
Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!
Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)
Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)
Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)
Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)
Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)
Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)
Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875)
Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)
Анализ стихотворения Есенина «Не ругайтесь! Такое дело!…»
Начало 1920-х годов ознаменовалось для Есенина пересмотром отношения к теме города и деревни. Поэт стремился быть полезным крестьянству, но не находил среди представителей этого сословия своих читателей. Послереволюционная деревня предпочитала петь другие песни и не желала идти по тому пути, который предлагал Сергей Александрович. В есенинской автобиографии есть строки откровенные и наполненные неизбывной болью: «Самые лучшие поклонники нашей поэзии – проститутки и бандиты». Написаны эти слова в Берлине в 1922 году. Такой читательский контингент поэта не устраивал. Сложившаяся ситуация привела Есенина к глубокой духовной драме. Он осознал, что все его прошлые идеалы оказались ложными, а стремления не принесли желаемых плодов.
Депрессивные настроения Сергея Александровича отразились в стихотворении «Не ругайтесь! Такое дело!..», написанном в 1922 году. В нем лирический герой решительно отказывается от любви как к городу, так и к далекой ему теперь деревне. Выход ему видится в бродяжничестве. Для раннего творчества Есенина мотив странничества был одним из ключевых. Его корни стоит искать в детстве поэта – бабушка часто водила внука в кратковременные паломничества до ближайших монастырей. В произведении «Не ругайтесь! Такое дело!..» лирический герой, желающий «бродягой пойти по Руси», кажется попыткой Сергея Александровича вернуться в дореволюционную патриархальную страну деревень, которую он так любил. Кроме того, при помощи упоминания странничества раскрывается тема прошедшей юности и ее навсегда утраченных идеалов.
В современной Есенину критике стихотворение зачастую рассматривалось с оглядкой на цикл «Москва кабацкая» (1921-23)
Поэтому особое внимание уделялось мотивам бродяжничества и хулиганства. Федор Аронович Жиц, хорошо разбиравшийся в творчестве имажинистов, называл «голос есенинских стихов обаятельно одиноким и неповторимым»
По поводу второй строфы произведения «Не ругайтесь! Такое дело!..», где говорится о желании лирического героя пойти бродяжничать, он писал, что подобные настроения в душе Сергея Александровича живут недолго. Критики пролеткультовского круга о стихотворении отзывались резко отрицательно. Например, Гайк Георгиевич Адонц считал, что Есенин не выходит за узкие рамки личных переживаний и, вероятно, выйти не способен. Современность же, по его мнению, «требует от поэтов яркой, определенной идеологии».
Полная информация по теме «отпущу себе бороду и бродягой пойду по руси» — все самое актуальное и полезное по данному вопросу.
Не торговец я на слова.
Запрокинулась и отяжелела
Золотая моя голова.
Как же смог я ее донести?
Брошу все. Отпущу себе бороду
И бродягой пойду по Руси.
Перекину за плечи суму,
Оттого что в полях забулдыге
Ветер больше поет, чем кому.
И, тревожа вечернюю гладь,
Буду громко сморкаться в руку
И во всем дурака валять.
Оттого что без этих чудачеств
Я прожить на земле не могу.
Сергей Есенин: не ругайтесь! Такое дело.
«Стихи о любви и стихи про любовь» – Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. Copyright Пётр Соловьёв
Вариант №2
В стихотворении «Пой же, пой…» Есенин Сергей Александрович пишет о любимой женщине. В те годы писатель находился в депрессии и пытался заглушить свою грусть алкоголем, случайными связями и посещением непонятных заведений Москвы. Есенин недоволен Октябрьской революцией, а так же тем что большевики находящиеся у власти не оправдывают его надежд. Именно в этот период у писателя появляется сборник «Москва кабацкая» где он в стихотворной форме рассказывает о своих похождениях по кабакам забываясь в вине. Переживая Есенин посещает массу питейных заведений и не раз был замечен в беспорядочных связях с женщинами, таким образом он пытается отвлечься от реальной жизни и проблем.
Стихотворения которые вошли в сборник сильно отличаются от предыдущих где Сергей Александрович описывает всю прелесть и красоту природы. В этих произведениях его настроение переменчивое и Есенин пытается всю свою горечь сложить в строки. В данном стихотворении писатель отошел от описания красивых пейзажей родного края, а демонстрирует свое двойственное ощущение к женщине к которой он явно неравнодушен
В начале своего произведения Сергей Александрович просит своего собеседника обратить внимание на красоту запястья своей избранницы и как с ее плеч красиво струится шелк, но настроение писателя резко меняется
Есенин понимает что счастья эта женщина ему не принесет, а лишь обречет его на гибель, писатель нелестно высказывается о женщине но тут же пытается сказать что не хочет ни в коем случае ее обидеть и оскорбить. По стихотворению видно что его доброта длилась недолго и он вновь ругает свою избранницу бранными словами. В следующих строках Сергей Александрович вообще сравнивает любовь лишь с физической близостью и не больше. Несмотря на то что любовь прекрасное чувство и любой кто его испытал ощутил невероятные эмоции, Есенин сводит лишь к тому что вся жизнь это лишь кровать застеленная простыней. Стихотворение заканчивается на веселой ноте и писатель говорит о своем бессмертии и несмотря ни на что Есенин пытается сохранить теплые ощущения которые он испытал когда любил эту женщину. И пусть сейчас он думает что любовь может причинить лишь боль человеку, но все же прекрасно что она есть и писатель может ее ощутить.
Я тебя не люблю, дорогая
В этом произведении лирический герой обращается к неизвестной даме, с неким укором, с некоторой раздражительностью, хотя отметим, что образ девушки явно собирательный. В этот момент Сергей не только лежит в клинике, но и женат на Софьи Толстой, брак с которой не был слишком удачным, зато стал последним.
По сюжету герой общается с девушкой, опытной в укрощении мужчин, но он не тот зверь, которого можно и нужно дрессировать, он сам ни раз был хищником. Впрочем, лисьи повадки девицы интересны Сергею, который не особо скрывается под маской героя. Это как разговор двух профессионалов на почве любви, только для одной это игра, для второго жизнь.
В образе этой девушки, в её лице, Есенин видит другую, у которой «глаза голубень». Может поэтому игра и хороша, что она не сможет привести к жертвам из-за опыта героя, но дарит ему дорогие сердцу любовные видения?
В концовке идет отсыл к раю и аду, что можно воспринять, как сравнение девушек с двумя стихиями – первая ад (ты кажешься мне распростертой), вторая рай (Всколыхнула мне душу до дна). Это возможная, но не единственная интерпретация сюжета, но она поможет найти между строк истину поэта.
Возможно и первая, и вторая дамы выдуманы (да, скорее всего, так и есть) Есениным, но сколько реальных фигур скрыты за этими нарисованными образами?
🤍 Стихотворение показывает нам охладевшее сердце поэта, холод которого позволяет включать разум и давать оценку месту любви и настоящих чувств в своей жизни.