Андрей белый. анализ стихотворения «родине» белого последний период жизни

«родина» — анализ стихотворения андрея белого

Краткое содержание стихотворения

Стихотворение начинается с описания того, что страна обуревается огненной бурей. Лирический герой призывает сжигать себя и не жалеть сил. Разруха царит по всей территории России, но даже в самые ее глухие углы доходят крылорукие духи, и они же приносят особые сияющие сны.

Лирический герой призывает людей не плакать. Он предлагает им склонить колени и обратиться к огненному зареву. Именно там будут сливаться серафические пения и поток космических дней. Огонь выжжет все до состояния пустыни. Только слезы отчаяния будут наполнять моря. В это время сойдет Христос и всех спасет.

И в это время в небе будут видны кольца Сатурна и Млечный путь. Только Земля будет выглядеть как огненный шар. Но этот хаос важен и необходим.

История создания

В 1908 году, когда Россия находилась между двумя революциями, многие поэты обратились к патриотической теме. Не остался в стороне и Андрей Белый, но он, в отличие от многих собратьев по перу, он написал не хвалебную оду, а реалистичное, даже немного жестокое произведение. Напечатали стихотворение “Родине” в том же году, немногим позже оно вошло в сборник “Пепел”, который вышел в 1910 году.

Белый действительно переживал о судьбе России, это выстраданное произведение.

Стих посвящен теме Родины, России. Поэт любит ее, но видит ее недостатки – она обращается со своими детьми не как мать, но как мачеха. В стране стоит голод, умирают в страданиях люди. Он смотрит вокруг достаточно пессимистично и видит не красивые дворцы и памятники, а нищету.

Мысли о будущем

В качестве заключительного урока по творчеству поэта можно предложить школьниками анализ стихотворения Белого «Родине». «Рыдай, буревая стихия» — это первая строчка, которая сразу задает настрой всему произведению

Важное место в этом произведении занимают те места, которые посвящены мыслям автора о будущем страны

Он использует выразительные эпитеты, которые символизируют мощь России: в его строчках возникают образы космоса, планет, огненное ядро Земли. Все это проникнуто пафосом революционной борьбы, который охватил значительную часть интеллигенции в рассматриваемое время. Будучи символистом, поэт проводит свою главную идею о неизбежности революции в красочных метафорах, каждая из которых наполнена философским содержанием.

Анализ стихотворения андрея белого русь

У многих русских поэтов есть стихи, посвященные родине. Однако далеко не все они могут похвастаться объективностью и тем, что отражают обратную сторону медали

Поэт Андрей Белый, по праву считающийся одним из ярчайших русских символистов, в своих произведениях очень огромное внимание уделял реальному отображению действительности. Видимо, по этой причине даже лирические стихи этого автора носили декадентский оттенок и были пронизаны либо мрачным юмором, либо сарказмом

В 1908 году Андрей Белый на волне русского патриотизма опубликовал стихотворение «Родина», Однако выдержано оно было совсем не в том ключе, к которому привыкла общественность. Вместо хвалебной оды поэт попытался представить свою страну если и не объективно, то хотя бы без ложного приукрашивания. Действительно, трудно обвинить автора в намеренном желании исказить реальность, если наряду с восхищением Россией он позволяет себе открыто заявить о том, что ее основными достопримечательностями являются «холодеющий шелест поляны, голодающий, бедный народ».

Отчасти подобные фразы были связаны с событиями 1905 года, когда стало ясно, что настоящая революция уже не за горами. Под впечатлением попытки государственного переворота в то время оказались многие русские поэты, и Андрей белый в этом отношении не являлся исключением. Однако если Александр Блок кардинально изменил свои взгляды на революцию, убедившись, что кроме голода, разрухи и гибели людей она ничего не способна дать России, то Андрей Белый придерживался диаметрально противоположной точки зрения. Он был убежден, что в стране нужно кардинально все изменит. Правда, автор не задумывался о том, какой ценой это придется делать.

Пока же для Андрея Белого «и в раздолье, на воле – неволя», он видит окружающий мир в довольно пессимистичном свете и сочувствует тем, кто устал прозябать в нищете. Философия Андрея Белого такова, что лично сам он готов умереть за свободу, чем коротать свои дни в ожидании, что скоро «ненасытные стаи смертей» заберут и его жизнь.

Обращаясь к своей родине, которая уже успела стать для него чужой и непонятной, поэт о. На самом деле, он чувствует мощь русской державы, однако не может понять, почему из года в год ничего вокруг не меняется. «Мать Россия, о родина злая, кто же так подшутил над тобой?», — вопрошает поэт, не догадываясь о том, что этим же вопросом задается каждое новое поколение его соплеменников.

Жанр и размер стихотворения

Стихотворение можно отнести к философской лирике или «лирике прямого высказывания». Оно построено в форме обращения поэта к Руси, поэтому это и похвальное слово, и признание в любви.

Размер, которым написано стихотворение, – четырёхстопный ямб. В каждой строфе по четыре строки (катрен) с перекрёстной рифмовкой. Лёгкость и воздушность стихотворению придаёт пиррихий (двусложная безударная стопа), встречающаяся в каждой строке. Спондей (утяжелённая стопа из двух ударных слогов) служит для дополнительного выделения слова. Выделяя слова «ты» и «Русь» в начале первой и второй строфы, поэт подчёркивает доверительно-уважительное, личностное отношение к родине

Использование повторяющегося слова «где» в начале строф с третьей по седьмую включительно (анафора) позволяет акцентировать внимание читателей на картинах, создающих точный и яркий образ Руси. Напряжённость душевной жизни лирического героя требовала соответствующих ритмов

Блок часто обращался к дольнику,
то есть разбивал лирическое произведение на доли с одним ударным и несколькими безударными звуками. Размер стихотворения «Русь» — трёхдольник.

Анализ стихотворения «Русь» Андрея Белого

Разочарованием в окружающей действительности проникнуто произведение Андрея Белого «Русь».

Стихотворение написано в 1908 году. Его автору в этот момент исполнилось 28 лет, он уже решительно выбрал литературу призванием своей жизни. Сближение с семьей А. Блока чуть не разрушило брак последнего. А. Белый отправляется в усадьбу Серебряный Колодезь, которую его родительница выставила на продажу. По жанру – гражданская лирика, по размеру – амфибрахий с перекрестной рифмовкой, 5 строф. Лирический герой – сам автор. Композиция кольцевая. Интонация почти некрасовская. В самом названии – намек, что описанное в стихотворение происходит веками. В первых строках особенно заметна отсылка к стихотворению Ф. Тютчева «Эти бедные селенья». Символизм остался только в извивах формы, содержание же вполне в традиционном, народническом духе. Известно, что еще со времен первой революции поэт заинтересовался марксистским учением, его можно было встретить на митингах. В 1917 году от обеих революций он ждал уничтожения стабильности, похожей, по его мнению, на стоячее болото, предчувствовал рождение эпохи новых титанов, появления духовной культуры, которая, наконец, могла бы удовлетворить его беспокойный ум. Более того, он с головой окунется в кипучую деятельность деятелей пролетарского искусства, будет страдать, увидев себя вскоре отверженным ими. Поля видятся ему скорбными, он просит равнину вздыбиться холмами («изгорби», это еще и неологизм), чтобы подчеркнуть, сколь горек хлеб «голодных губерний». Перекручиваются повторы слов («просторов простертая»), только во 2 строфе трижды употребляется эпитет «косматые». Сейчас поэту не до поэзии – он пытается сказать о том, что его растревожило. Действительно, эти годы были неурожайными – то из-за засухи, то из-за суровой зимы, отодвинувшей весну на более поздний срок. Впрочем, были губернии и с неплохим урожаем. Такая картина, кстати, наблюдалась и в Европе в целом. Правительство принимало меры, впрочем, возможно, не всегда эффективные. «Куда мне бежать от голода, мора, пьянства?» Поэт исчисляет жертв голода миллионами. Смерть у него с прописной буквы, одушевлена. Рай на земле, вера в человека и его безраздельные силы, соблазн обещанного марксистами светлого будущего влечет А. Белого. Множество повторов, рефренов – подчеркивающих тоску автора, обессмысливающих все, происходящее в России. Инверсия: мрут (просторечие) миллионы.

В стихотворении «Русь» А. Белый подхватывает некрасовскую ноту в описании народной доли.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

История создания и тема произведения

Стих был написан в 1917 году. В начале XX века в Турции произошла революция. Люди свергли власть султана и восстановили Конституцию. По всему миру население начало испытывать чувство патриотизма, люди были готовы сражаться на баррикадах. В России тоже чувствовалось напряжение. В 1905 году прошла Первая русская революция.

Андрей Белый не мог не переживать о судьбе Родины. Он любил ее и поэтому сильно волновался за ее будущее. Он буквально выстрадал свое произведение. В тексте можно найти раздумья автора и пророческие нотки. Революция 1917 года была по-разному воспринята народом. Кто-то считал ее спасением, другие — проклятьем.

Это не единственная работа поэта, которая была посвящена Родине. Он писал о ней в работе «Те же росы, откосы, туманы» и в других стихотворениях. Даже в поездках по другим странам Белый скучал по России.

В стихотворение «Родина» чувствуется отчаяние автора. Революция принесла хаос и разрушения, но в то же время автор воспринимает ее как очистительный огонь, поэтому в тексте есть обращение к Иисусу Христу, который считается мессией. Белому удалось соединить две разные темы — религиозную и гражданскую.

Краткий анализ

История создания
– 1908 год ознаменовался волной русского патриотизма, которая подхватила и Андрея Белого. Именно тогда было написано стихотворение. В том же году оно было напечатано. В 1901 году был опубликован сборник “Пепел”, куда вошло это произведение.

Тема стихотворения
– любовь к родине, несмотря на ее недостатки.

Композиция
– односложная, стихотворение от первой до последней строфы развивает последовательный замысел автора.

Жанр
– гражданская лирика.

Стихотворный размер
– трехстопный анапест.

Эпитеты
“рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.

Метафоры
“шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.

Образ Родины

Русь славилась богатейшей историей, сочетающей различные культуры, традиции, которые нашли приют в этой загадочной стране. Образ родины -загадочный, таинственный, его трудно уложить в определённые рамки, придать чёткую форму. Лирический герой видит её как бы в полусне, в «дремоте», пытаясь разгадать «тайну». Сменяли друг друга столетия – менялся и облик России. В стихотворении разворачивается образ сказочной земли с колдунами, ворожеями, ведунами. С криками журавлей – символом верности, любви, памяти об ушедших в иное измерение. Русь «опоясана» реками, густыми лесами, непролазными чащами, непроходимыми болотами.

Суровые зимы, лютые морозы, снежные круговерти – символ нелёгкой судьбы народа, на долю которого выпало множество испытаний, создаваемых междоусобицами, войнами, болезнями. Взору читателя открывается «нищая» страна с «утлым» жильём, бездорожьем. Но в радости и горе звучит над раздольным простором песня.

Образ родины представлен двойственным: с одной стороны, непростая, драматическая судьба, с другой – веселое песенное начало.

Анализ стихотворения «Русь» (А. А. Блок) | Литрекон

Самый Зелёный · 02.05.2019

Как истинный поэт, Александр Александрович Блок всей душой был предан своей могучей родине, неповторимой России. Он хорошо знал все терзающие её судьбоносные противоречия и ясно понимал, какое непростое время ему суждено разделить с ней, но всегда оставался неизменно верен таинственной родной земле.

История создания

Стихотворение «Русь» было создано в период революции, когда выступления рабочих и крестьян кончились жутким подавлением со стороны властей. Блок горячо сопереживал народу и размышлял о трагической судьбе России, обусловленной исторически.

Бунты и жестокость с обеих сторон баррикад показали поэту, что Россия, несмотря на все свои положительные качества, находится в первобытном и диком состоянии, потому что не может найти своего пути. Это настроение отражено в тексте: мотив дороги и распутицы становится доминирующим в стихотворении.

Блок чувствовал, что для революции страна все еще не созрела, поэтому Русь в его произведении «дремлет».

Жанр, направление, размер

Философское стихотворение «Русь» было написано в революционный 1906 год и является ярким примером патриотического направления в творчестве Александра Блока.

И хотя в нём отсутствует прямое описание происходящих на тот период времени трагических волнений в стране, в символичном междустрочии заключено задумчивое настроение поэта-романтика с горькими нотами тревоги за неизвестное будущее русского народа.

Средства художественной выразительности

Блок – мастер живописного и музыкального начал в творчестве. Он создаёт «картины жизни», используя контрастные цвета для отображения разных настроений, чувств, условий жизни. Цвета белый, золотистый, голубой, лазурный (любимые!) — и чёрная, серая краска. Цвет в слове может чувствоваться внутренне, ассоциативно: «ночь», «вихрь», «нищета», «вьюга», «лохмотья» — тёмная сторона жизни, мрачное мироощущение и восприятие окружающего. Светлые чувства надежды на лучшую долю, уверенность в себе «звучат» в словах: «необычайный», «страстный», «хороводы», «песни».

Важное место принадлежит символике. «Путь», «распутье» у Блока – не только бездорожье, трудности перемещения «с клюкой», паломничество

Это символ выбора дороги, по которой пойдёт развитие страны. Дороги нелёгкой, часто пересекаемой распутьями. Это и символ выбора своей судьбы лирического героя, да и каждого человека.

Почему лирический герой «протоптал» «печальную» «ночную» тропу до кладбища? Символ «ночи» важен не только с точки зрения опосредованного синонима «тёмной» стороны жизни. Ночью время течёт по-особому, оно словно останавливается, пространство как бы расширяется, создавая человеку интимную обстановку для собственных раздумий «о судьбах … родины», не позволяя кривить душой перед прахом усопших.

Обращаясь к родине, Блок использует высокую торжественную лексику и устаревшую, с оттенком почтительности: «ты почиешь» (а не просто «спишь»), «чаруют» злаки на полях (то есть, «производят неотразимое впечатление»).

Для создания образов используются яркие метафоры: Русь «опоясана реками», «твоей одежды не коснусь». Перенос значения слов в данных примерах необычайно расширяет пространство, перед нами открывается вся страна. Или: «все пути и все распутья живой клюкой измождены». Как можно точнее живописать непростую судьбу родины!

Немногочисленные тропы: эпитеты (взор «мутный», народы «разноликие», заметает «буйно»), олицетворение (вихрь «свистящий поёт»), перифраз («в лоскутах её лохмотий») – позволяют читателю приблизиться к пониманию заветных мыслей автора и сопереживать его чувствам.

Каждое стихотворение как песня имеет своё звучание. Поэт «пользуется» приёмом ассонанса для передачи «живой» картины: И девУшка на злОгО дрУга // ПОд снегОм тОчит лезвиЁ.

Тема России в поэзии Андрея Белого

Плененный дух.

М. Цветаева

Мне кажется, никто лучше М. Цветаевой не сказал о сущности этого художника слова. В очерке об А. Белом “Плененный дух” вырисовывается образ мятущейся души, горячо любящей людей, жизнь, свою родину.

Тема родины всегда волновала поэта. О его книге стихов “Пепел” критики говорили, что это явный поворот к Некрасову, к народничеству. Сам А. Белый всегда закавычивал слово “народничество” в связи со своим “поворотом к Некрасову”. Он делал это потому, что приходилось отвечать на критику тонко. Он говорил:

“Мне отказывали в праве писать о русском народе только потому, что я автор “декадентских симфоний”. Говорили о том, что мой поворот к Некрасову совершенно неожиданный… Мои “народнические” стихотворения появлялись уже в печати четыре года тому назад… В книге “Пепел” собраны и переработаны мои прежние стихотворения; не более. А любить Россию свойственно русскому человеку; направление, литературная форма тут ни при чем”.

Хочу отметить, что А. Белый одним из первых символистов сумел увидеть Россию и русский народ как земную реальность, а не какое-то мистическое начало, в котором многие художники просто запутались и потеряли нравственные ориентиры. Но чем пристальнее поэт вглядывался в жизнь России, тем дальше отодвигались его надежды на ее скорое обновление. Образы светлые и яркие все больше вытеснялись в его стихах мрачными по своей тональности картинами. Он видел беспросветное и нищенское существование простого народа. В некоторых стихах сквозит даже чувство отчаяния:

Роковая страна, ледяная,

Проклятая железной судьбой —

Мать-Россия, о родина злая,

Кто же так подшутил над тобой?

Эти строки стихотворения “Родина” написаны еще в 1908 году. Поэт не находит ответа на роковой вопрос. Далее рождаются у него стихи, по силе отрицания не имеющие аналогов в русской поэзии:

Исчезни в пространство, исчезни,

Россия, Россия моя!

С этим сравнимы лишь известные стихи Г. Иванова, где рефреном проходит мысль: “Хорошо, что нет России”, но там больше утверждения отрицанием, нежели отказ от родины. А. Белый явно больнее Г. Иванова был сжигаем мучительным чувством разлада с нравственным ощущением Родины.

Несмотря на присущие А. Белому сомнения в том, что надо быть зависимым от своего рода и племени (он уже метил в космополиты, пытался осознавать себя человеком мира), именно в российской жизни он видел возможность для разрешения духовного кризиса всего человечества.

А. Белый был не одинок в таком устремлении, но и все же… И когда в августе 1917 года, в преддверии революционных событий, его мечта начала осуществляться, он был готов и себя, и свое творчество принести в жертву Отчизне ради ее свободы:

И ты, огневая стихия,

Безумствуй, сжигая меня,

Россия, Россия, Россия —

Мессия грядущего дня!

Итак, при всей многогранности своего мироощущения А. Белый никогда с такой силой не увлекался более ни одним духовным образом. И его трагическая жизнь в эмиграции, его разногласия с литературой и политической средой не заслонили от него этот прекрасный образ России.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Русь»

«Русь» – одно из наиболее мрачных стихотворений Андрея Белого. Оно входит в сборник «Пепел», раздел «Россия». Оно было написано в 1908 году в имении Серебряный Колодезь. Это произведение состоит из пяти четверостиший с простой перекрёстной рифмой. Стихотворный размер – амфибрахий.

Сам Андрей Белый является лирическим героем стихотворения. При чтении создаётся впечатление, что он бродит где-то вдали от человеческого жилья, созерцает пейзажи матушки-России. Однако это не восторженное любование картинами родной природы, а тоскливое лицезрение жалкого существования всего живого. Вот, например, какими горькими эпитетами поэт наделяет страну, где он живёт: «скудная земля», «голодные губернии». В полях не золотятся пышные щедрые колосья, способные насытить всех нуждающихся. Вместо этого просторы засеяны горем, или как пишет автор, «преисполнены скорби», потому что земля не родит достаточно хлеба, и пищи людям не хватает.

Окружающий мир видится поэту в мрачных красках. Используя анафору и повтор («косматый дымок», «косматые деревни», «косматый поток туманов»), автор показывает, как монотонен пейзаж. Андрей Белый нашёл очень подходящий эпитет. Когда встречаешь в литературе слово «косматый», всегда представляешь низенького, давно не стриженого человечка в грязной изношенной одежде. Похожее впечатление производят и предметы: и дым, и туман, и человеческие жилища кажутся истерзанными, потрёпанными жизнью. В этом смысле природные явления и творения человеческих рук демонстрируют удивительное родство в этой своей печальной неопрятности.

Поэт подмечает важное свойство своей родины – её необъятность. С помощью эффектной метафоры «в пространствах таятся пространства», которая напоминает о знаменитых матрёшках, он показывает, что нет конца русской земле

Здесь также применена аллитерация (повторяются согласные «с», «т», «п», «р»: «просторы», «простёртая», «рать», «пространства»). Но это звучит не гордо, а наоборот, удручённо, поскольку обширность территории вовсе не предполагает, что народ, живущий на ней, благоденствует.

И действительно, постоянным атрибутом жизни на Руси являлся голод. Это слово очень часто звучит в стихотворении. Автор усиливает драматизм строк, добавляя градации («от голода, мора и пьянства…»), аллитерации («и мерли, и мрут миллионы»), анафоры («В леса… В поля… В просторы…»). Заканчивает Андрей Белый произведение тем, с чего начал, ещё раз подчёркивая, как трудно живёт его родина.

Стихотворение “Родине” Андрея Белого интересно тем, что Россия в нем представлена практически без приукрашивания. Краткий анализ “Родине” по плану поможет ученикам 7 класса понять, какой поэт видел свою страну. Материал можно использовать на уроке литературы как основной или дополнительный.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: