Рождественская история

Глава 7. загадки русской души

Неразменный рубль – нужен человек, который знает иностранный язык

Второй способ

Второй способ более веселый, очень простой и уже не напоминает магию. В нем должен принять участие человек, который хорошо знает иностранные языки.

Позовите знакомого, родственника или друга, который неплохо разбирается в других языках, а еще будет лучше, если он знает хотя бы больше одного на высоком уровне. Посадите его напротив себя и возьмите в руки монетку. Монета может быть любого номинала. Главное тут присутствие человека и его хорошие способности в изучении языков.

Дело в том, что в древние времена людьми, которые хорошо знали иностранные языки, были купцы и торговцы, и именно эти профессии в то время преуспевали. От этого и пошла связь иностранных языков с деньгами.

Вторая часть – разговор. Поговорите с человеком. Спросите у собеседника, как лучше Вам заработать.

Он должен сказать свое субъективное видение ситуации, при чем сам совет роли никакой в ритуале не играет. Студенту знаток может посоветовать хорошо учится, дабы получать стипендию, безработному дать объявление на поисковые сайты, человеку, который хочет повышения, подскажет лучше работать и так далее. Суть того, что скажет Ваш собеседник не несет никакого смысла в ритуале. Вы послушайте его речь и поблагодарите в слух.

Во время того, как человек будет давать Вам совет, а процедура эта может занимать от силы минут пять, Вы должны теребить в руках монетку. Она то и будет впитывать энергию совета от этого человека.

Затем положите монетку в кошелек или в другое укромное место и сохраните ее. Удивительно, но деньги сами начнут к Вам приходить. Вам могут повысить зарплату, одолжить финансы или даже неожиданно их подарить.Вас могут повысить или предложить хорошую подработку. Со временем финансовое положение улучшится.

Смысл

Военная служба – дело непростое. Сложно осуждать командира, который наказывает нарушившего устав солдата. Всегда надо помнить о том, что за рамками документа должно лежать уважение к личности. Жизнь на земле невозможна без людей с искренним сердцем, иначе мир погрязнет во лжи, лицемерии, приспособленчестве и корысти. Основная мысль произведения состоит в том, что человек должен ставить соблюдение формальностей выше жизни и здоровья других людей.

Кроме того, главная идея произведения заключается в осознании того, что добро необходимо творить во имя самого добра, не дожидаясь при этом каких-то наград. Так поступают надежные и совестливые люди, готовые прийти на помощь нуждающимся.

Монетка на удачу

Многовековые суеверия не умирают даже в ХХI веке, оставаясь в культуре разных народов. На страницах интернета множатся советы, как получить свою счастливую монетку. Ведь желание легко разбогатеть у людей никуда не делось. Новое поколение писателей на старой основе возводит своё здание. В произведении Погляди в глаза чудовищ (авторы Лазарчук и Успенский) нам встретится модернизированный пятак образца 1961 года. В современной российской литературе и неразменный рубль нередко становится основой сюжета небольших рассказов, связанных с мистикой или потусторонними силами. Но авторам XXI века приходится сильно напрягать фантазию, чтобы герой мог использовать волшебную монету рублёвого номинала. Ведь в наше время за рубль не купить столько товаров, как юному герою Лескова. И сдачу с него уже практически не получишь.

Литературное направление и жанр

Произведение относится к жанровой разновидности святочного рассказа, написанного по канонам реалистического произведения. Легенда о неразменном рубле легла в основу истории. На рассказ оказала влияние структура волшебной сказки, в которой герой получает дар с определённым условием или проходит испытания. Бабушка в таком случае выступает и как дарительница (функция Бабы Яги), и как волшебный помощник.

В рассказе, как в притче, истолковывается сон мальчика. Лесков избегает прямого морализаторства. Писатель не делает окончательных выводов, предоставляя это право читателю.

Обязательный элемент святочный рассказов – страшная мистическая история, которая в рассказе сначала возникает как легенда, а потом переживается героем во сне, не вредя реалистичности.

Герои и образы

Восьмилетний барчук Миколаша стремится к самостоятельности. Он – хороший добрый мальчик, благодарен бабушке за ценный подарок, нуждается в её советах. Миколаша чувствительный, ему достаточно только посмотреть бабушке в лицо, чтобы понять её. Следуя побуждениям своего доброго сердца, мальчик покупает бедным детям свистульки и радуется за них.

После приобретения подарков для дворни Миколаша перестаёт нуждаться в бабушкином совете. Лесков описывает, как в человеческом сердце зарождается гордыня, а за ней и другие пороки

Этому состоянию мальчика способствует внимание к его личности окружающих. За ним ходит целая толпа, он становится центром всего: «На меня все смотрели, за мною все шли, обо мне говорили..

Как я умён, богат и добр». Первое в своей жизни испытание славой Миколаша не проходит. В нём борются наслаждение вниманием и понимание того, что это плохо. Совесть мальчика не даёт ему упиваться славой, именно поэтому он чувствует себя беспокойно и скучно.

Мальчик, ослеплённый славой, делает неправильный вывод: он должен стать «выше человека со стекляшками». Он начинает испытывать обиду и досаду, ведь слава отошла от него, она мимолётна.

Потеряв неразменный рубль, Миколаша плачет, а все вокруг смеются. Страх быть осмеянным – извечный человеческий страх. Впервые мальчик понимает, что люди жестоки и глупы.

Пробудившись, Миколаша меняется. Он приобрёл жизненный опыт, который аллегорически воплощает в его сне бабушка. Теперь он отказывается даже от сладостей для себя, почувствовав сладость жертвенности, которая делает человека радостным и абсолютно счастливым.

Бабушка воплощает в сказке жизненный опыт и мудрость. Этот образ поучителен для взрослых, ведь бабушка никак не влияет на выбор внука, предоставляя ему самому совершать ошибки и исправлять их. Она помогает советом только тогда, когда мальчик просит об этом. В таком воспитании заложена истинная мудрость.

Главные герои и их характеристика

  1. Постников — солдат Измайловского полка. Очень чувствительный, нервный и живущий по закону совести человек. Исполнительный и умный боец, руководствующийся не только уставом, но и сердцем. У Постникова светлая душа и незаурядное чувство благодарности к ближнему. Даже когда его приговорили к двумстам розгам, он был безмерно счастлив, что ему удалось избежать военного суда.
  2. Капитан Николай Иванович Миллер – гуманист, надежный офицер. Любит читать, все свободное время коротает за книгами. Заступается за своих подчиненных, так как чувствует ответственность за них. В его груди бьётся мягкое и жалостливое сердце, что является предметом осуждения со стороны вышестоящих командиров. Миллер — педант, все исполняет с максимальной аккуратностью.
  3. Подполковник Свиньин – «службист», считающий, что обсуждать побуждения, какими руководствуются провинившиеся солдаты, неуместно. Как говорится, коли виновен, то и отвечай по всей строгости закона. Пытаться разжалобить его – тратить время впустую. Он тщательно оберегает свою репутацию и служебную карьеру, «пылинки с нее сдувает», лишь бы занять почетное место в портретной галерее исторических лиц Российского государства. Свиньина нельзя назвать бездушным, однако строгость характера и любовь к чрезмерной дисциплине не вызывают симпатии к данному персонажу.
  4. Обер-полицеймейстер Кокошкин обладает удивительным тактом. Может так вывернуть ситуацию, что не только «муха обернется слоном, но и слон превратится в муху». Окружающие видят в нем строгого и требовательного руководителя, который, при желании, может быть могущественным и усердным защитником. Кокошкин все свое время посвящает работе, даже в ущерб собственному здоровью. Он многое умеет, и если в нем проснется страстное желание деятельности, то он точно достигнет своей цели.

Темы

Основная тема — любовь и сострадание к ближнему. Услышав изможденные, полные отчаяния крики, часовой старается пересилить свое бешено бьющееся сердце. Он понимает, что не имеет права покинуть свой пост. Но как же страшно слышать стоны погибающего и при этом оставаться равнодушным! Зов о помощи преодолевает боязнь за себя. Постников мчится к полынье и спасает утопающего, тем самым подписывая себе приговор.
Через весь рассказ красной нитью проходит тема российского произвола и беззакония николаевского режима. Служаки, боясь за свою карьеру, суетятся: лишь бы об их промахах не узнал император. И Свиньин, и Кокошкин готовы довести дело до абсурда, изловчиться, «выйти сухими из воды». При таком подходе крайними оказываются рядовые. И здесь уж надо уповать на удачу: либо человека спокойно отпускают, либо награждают двумястами розгами, либо расстреливают.

Тема праведности звучит на протяжении всего повествования. Солдат Постников не заботится о том, чтобы его благородство было как-то отмечено. Часовой не гонится за славой, в отличие от офицера инвалидного полка

Он незримо совершает подвиг человеколюбия ради добра и спокойствия души.
Тема духовного безразличия занимает немаловажное место. Спасенному все равно, кто его вытащил из полыньи

Возможно, он был в состоянии аффекта и никого не запомнил. Позже этот «братец» даже не сказал ни единого слова благодарности своему спасителю. Он просто «выкатился» от обер-полицмейстера, безмерно довольный, что его отпустили. И ради этого субъекта солдат Постников рисковал жизнью?

История создания

Полное название издания, в котором было опубликовано произведение — «Художественный журнал с приложением художественного альбома». Николай Лесков озаглавил рассказ в честь главного героя и посвятил его сразу двум событиям: празднованию субботнего дня поминовения усопших и годовщине отмены крепостного права, которое перестало существовать в России 19 февраля 1861 года.

В то время у простого народа была популярна погребальная песня, слова из которой стали эпиграфом к произведению. «Души их во благих водворяются» — этот стих как нельзя лучше демонстрирует, что упокоившиеся приняли мученическую смерть. Рассказ посвящён крепостным крестьянам, которым пришлось пережить издевательства со стороны жестоких господ. Если говорить кратко, шедевр Лескова — история о трагической любви.

В эпоху, когда царило крепостное право, каждому крестьянину пришлось пройти через нечеловеческие унижения и жестокое обращение. Людей морили голодом, привязывали на солнцепёке, секли розгами и палками, травили собаками, и это далеко не полный перечень издевательств.

В рамках школьной программы произведение изучают в 10 классе. На уроке ученики исследуют сюжет и композицию рассказа, знакомятся с прототипами и образами героев. Также подростки проводят анализ «Тупейного художника» и составляют читательский дневник. С помощью тестов учитель проверяет, как учащиеся усвоили материал.

Продолжительность всех явлений и предметов

Время представляет собой отрезок, промежуток в последовательной смене показателей (часов, секунд, дней, лет). Ученые называют это явление «Четвертым измерением», которое находится в непрерывном движении. Каждый миг нужно ценить, жить здесь и сейчас.

Понятие и описание

Люди населяют Землю, а значит, находятся в интенсивном временном потоке. Для лучшего понимания время подразделяют на 3 части: прошедшее, настоящее и будущее. Население может исправить 2 последних интервала, но повлиять на прошлое не в силах.

Имеются другие понятия времени: форма протекания физических и психических процессов, период продолжительности существования всех объектов.

Способы измерения времени:

  • Секунда.
  • Минута.
  • Год.
  • Век.

Время играет значимую роль в жизни человека — по прошествии определенного интервала или периода личность растет, умнеет и взрослеет. Оно исцеляет душу, помогает забыть горечь и обиду, может губить, изменять судьбы и расставляет все по своим местам. Люди становятся взрослее, разумнее, но это происходит параллельно прожитым годам. Часто юность пролетает впустую, ничего выдающегося человек не успевает сделать, а по достижении зрелого возраста к нему приходит осознание рутины, но былого не вернуть.

Мир не стоит на месте, а развивается с безумной скоростью. То, что было невероятным и фантастическим для старшего поколения, для нынешней молодежи является повседневным и привычным. Люди не могут повлиять или остановить время, но в силах заполнить жизнь сочными оттенками, милыми воспоминаниями и хорошими поступками.

Исторические факты

С временным периодом связана наука об истории человечества, связывающая события и годы. Люди 21 века живут в стремительный период. Они находятся в бурном потоке времени, которого не хватает. В каждую историческую эпоху у жизненных мерил формировался определенный образ. В древнем мире время представляли в виде змеи, свернувшейся в клубок и кусающей собственный хвост. Это, по суждениям эзотерики, символизировало выход времени из вечности и обратное его возвращение.

Люди изобрели разные способы измерения указанного показателя, но сначала они ориентировались по восходу и закату солнца. Увеличение или уменьшение тени, падающей от разных предметов, помогало учитывать часть дня.

Греки воспринимали время как движение по кругу — эпохи сменяли друг друга, а события и люди возвращались по окончании «великого года». Земной этап делился на 12 месяцев, которые были идентичны по длительности и состояли из 30 дней. Согласно учениям греков, год составляли 360 дней. Позже мыслители Вавилона выяснили, что сутки составляют 24 равные части.

В Египте ночь подразделялась на 12 промежутков, а каждый интервал начинался с восходом одной из 12 определенных звезд. День составляло аналогичное число промежутков. Позже были созданы теневые (солнечные) часы.

В христианском мире показатель измерения жизненного цикла принял линейный вид, была признана его необратимость. Религия повлияла на главные опорные точки с момента создания мира и пришествия Христа. Земная история изображалась в рамках мироздания в циклическом виде: человек, пройдя жизненный путь, возвращается к Создателю, а время отправляется в вечность.

Ритм событий диктует свои условия, а каждый человек распоряжается личным временем, как посчитает нужным. Дети хотят быстрее вырасти, а старшее поколение мечтает вернуть былое назад.

В сочинении-рассуждении на тему «Время» нужно отметить, что для измерения минут применялись различные приборы и аппараты. Первые технологии позволяли высчитывать показатель с погрешностью в сутки, а современные устройства имеют точность до миллионных долей секунды.

Анализ произведения

Описание произведения 

Герой проходит пути жизни и он околдован ею. В произведении повествуется об Иване Флягине — простом русском мужике, увлекающемся лошадьми. В пути с ним случаются трагедии, в частности, он совершает убийство. Уходит в монастырь, но хочет защищать Родину, потому что «за народ очень помереть хочется». Его «истина» — самопожертвование.

Главный герой

Ивану Флягину, читатель встречает его в конце его жертвенного пути, в монашеской одежде, около 50 лет. Похож на богатыря, который стережет русскую землю.

Все герои Лескова, и Флягин не исключение — люди невысокого звания, но высочайшей духовной красоты. Он – человек увлекающийся, любит лошадей до такой степени, что готов продать родных за них. Обстоятельства жизни ставили его в разные, порой немыслимые положения: он был разбойником и сидел в няньках. Иван — герой «сомнительной святости», как метко было замечено Горьким. Он мучает кошку и совершает убийство человека — убивает девушку, которую любит, потому что больше не хочет страдать. Но он же идет на войну вместо сына незнакомых людей, а в конце и вовсе отправляется в монастыре.

Герой рассказывает о себе самом — это рассказ в рассказе. Такая композиция называется рамочной. Иван Флягин — типичный представитель русского народа, благодаря которому раскрывается суть нации. Герой Лескова, так же как многие герои произведений Толстого и Достоевского, проходя жизненный путь, постигает диалектику души. В начале читатель видит беспечного парня, который не задумывается о своих поступках, к примеру, тогда, когда совершает убийство старика-монаха. В конце же он предстает перед нами как мудрый духовник с нелегким жизненным опытом.

«Очарованный странник» Цель урока

1 «Очарованный странник» Цель урока – проанализировать повесть «Очарованный странник». Основные задачи: рассмотреть историю создания повести, определить особенности композиции, роль сказовой формы повествования, своеобразие жанра, охарактеризовать образ главного героя, исследовать литературную традицию.

2 История создания Повесть «Очарованный странник» была написана Н.С. Лесковым в годах. Ее замысел возник, скорее всего, во время поездки писателя в Валаамский монастырь на Ладожском озере летом 1872 года. Впечатления от поездки нашли отражение в очерке «Монашеские острова на Ладожском озере» (1873) и в первой главе «Очарованного странника «Очарованный странник». Иван Северьянович и Грушенька.

3 Композиция Композиция «Очарованного странника» проста: вступление, основная часть и заключение. По форме повествования она представляет собой «рассказ в рассказе»: вступление и заключение ведется от лица автора: основная часть – от лица главного героя. «Очарованный странник». Грушенька. Художник И. Глазунов

Обратите внимание

4 Образ главного героя Главный герой повести Иван Северьянович Флягин наделен противоречивыми чертами характера. Он смел (спасает семью графа К. от гибели) и своеволен (дарит чужие деньги понравившейся девушке), умен (придумывает целый спектакль, чтобы сбежать из татарского плена) и безрассуден (отдает ребенка, за которым должен присматривать, сбежавшей матери). В его душе уживается чуткость к красоте природы и жестокость по отношению к животным, бескорыстная любовь к женщине и равнодушие к собственным детям.

5 Сказовая форма повествования В «Очарованном страннике» использована сказовая форма повествования. Вступление и заключение написаны от лица автора, основная часть – от лица героя. Отрывок от лица автора: «Проговорив это, очарованный странник их младенцам». Отрывок от лица героя: «Мой родитель был кучер Северьян и обучали их».

6 Жанровое своеобразие «Очарованный странник» – произведение сложного жанрового характера. Это повесть с элементами жития, романа приключений и былины. Как и житие, которое состоит из отдельных эпизодов жизни святых, произведение Н.С. Лескова состоит из различных историй, взятых из жизни главного героя. Как и в романе приключений, главным мотивом здесь является мотив странствий, а главными событиями – занимательные происшествия. Как и в былине, герой «Очарованного странника» – сильный и смелый человек – вступает в бой с иноверцем (татарином Савакиреем) и побеждает его. «Очарованный странник». Рассказ о татарском плене. Художник Н. Кузьмин

7 Предшественники Название повести Н.С. Лескова «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения» позволяет соотнести ее с произведениями западно-европейской классики: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка» Д. Дефо, «Приключения Перегрина Пикля» Т.Дж. Смоллетта, «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» Л. Стерна. Н.В. Гоголь Т. Дж. Смоллетт.

Герои и образы

Восьмилетний барчук Миколаша стремится к самостоятельности. Он – хороший добрый мальчик, благодарен бабушке за ценный подарок, нуждается в её советах. Миколаша чувствительный, ему достаточно только посмотреть бабушке в лицо, чтобы понять её. Следуя побуждениям своего доброго сердца, мальчик покупает бедным детям свистульки и радуется за них.

Потеряв неразменный рубль, Миколаша плачет, а все вокруг смеются. Страх быть осмеянным – извечный человеческий страх. Впервые мальчик понимает, что люди жестоки и глупы.

Пробудившись, Миколаша меняется. Он приобрёл жизненный опыт, который аллегорически воплощает в его сне бабушка. Теперь он отказывается даже от сладостей для себя, почувствовав сладость жертвенности, которая делает человека радостным и абсолютно счастливым.

Бабушка воплощает в сказке жизненный опыт и мудрость. Этот образ поучителен для взрослых, ведь бабушка никак не влияет на выбор внука, предоставляя ему самому совершать ошибки и исправлять их. Она помогает советом только тогда, когда мальчик просит об этом. В таком воспитании заложена истинная мудрость.

Символическая значимость сюжета

Рассказ Лескова «Неразменный рубль» является классическим примером символической литературы. Ослепительный мир денег, скрытое лицемерие общества, взаимоотношения человека и его желаний – все эти мыслительные конструкции необыкновенно тонко изображены в произведении.

Главным символом рассказа становится неразменный рубль, которому подражает главный герой Александр Трофимович. Данный символ служит не только вершиной итоговой катастрофы, но является основой всей метафорической фабулы произведения.

Также важным символом в рассказе становится изображение провинциального городка, который является символом неспешности, традиционализма и ретроградизма. Он создает идеальную обстановку для реализации трагического сценария произведения.

В целом, символическая значимость сюжета рассказа «Неразменный рубль» Лескова направлена на обозначение отрицательных аспектов человеческой натуры, которые выступают в главном герое и окружающих его людях.

Герои и образы

Восьмилетний барчук Миколаша стремится к самостоятельности. Он – хороший добрый мальчик, благодарен бабушке за ценный подарок, нуждается в её советах. Миколаша чувствительный, ему достаточно только посмотреть бабушке в лицо, чтобы понять её. Следуя побуждениям своего доброго сердца, мальчик покупает бедным детям свистульки и радуется за них.

После приобретения подарков для дворни Миколаша перестаёт нуждаться в бабушкином совете. Лесков описывает, как в человеческом сердце зарождается гордыня, а за ней и другие пороки

Этому состоянию мальчика способствует внимание к его личности окружающих. За ним ходит целая толпа, он становится центром всего: «На меня все смотрели, за мною все шли, обо мне говорили… Как я умён, богат и добр»

Первое в своей жизни испытание славой Миколаша не проходит. В нём борются наслаждение вниманием и понимание того, что это плохо. Совесть мальчика не даёт ему упиваться славой, именно поэтому он чувствует себя беспокойно и скучно.

Мальчик, ослеплённый славой, делает неправильный вывод: он должен стать «выше человека со стекляшками». Он начинает испытывать обиду и досаду, ведь слава отошла от него, она мимолётна.

Потеряв неразменный рубль, Миколаша плачет, а все вокруг смеются. Страх быть осмеянным – извечный человеческий страх. Впервые мальчик понимает, что люди жестоки и глупы.

Пробудившись, Миколаша меняется. Он приобрёл жизненный опыт, который аллегорически воплощает в его сне бабушка. Теперь он отказывается даже от сладостей для себя, почувствовав сладость жертвенности, которая делает человека радостным и абсолютно счастливым.

Бабушка воплощает в сказке жизненный опыт и мудрость. Этот образ поучителен для взрослых, ведь бабушка никак не влияет на выбор внука, предоставляя ему самому совершать ошибки и исправлять их. Она помогает советом только тогда, когда мальчик просит об этом. В таком воспитании заложена истинная мудрость.

Художественное своеобразие

Образы рассказа выполняют ту же функцию, что и образы притчи как жанра. Они соотносимы с библейскими образами. Жилет – аллегория того, что человеческая слава суетна и не подкреплена никакими достоинствами. Лесков подчёркивает абсолютную бесполезность этой вещи, ведь жилет надет поверх полушубка, то есть он и не греет, и некрасив. Бабушка истолковывает 4 аллегории сна: неразменный рубль – талант человека, бескорыстное служение людям, человек в жилете – суета. Сама она – воплощение жизненного опыта.

Лесков передаёт святочное настроение, которое так близко детям, создавая картинку рождественской ярмарки. Читатель чувствует необычные запахи онучи, лыка, пшена, овчины, видит пёструю нарядную толпу.

Смысл книги

Няня аккуратно подготавливает мальчика, рассказывая насколько редкий и ценный подарок собирается ему вручить бабушка. Она предлагает ему подумать, о своих предстоящих праздничных покупках. Долгожданным Рождественским утром Миколаше наконец-то вручают подарок. Бабушка рассказывает, что если на этот неразменный рубль купить вещь никчемную и никому не нужную, то рубль непременно исчезнет. Мальчик попросил бабушку о помощи, чтобы она подсказала ему, что бы такого купить полезного, чтобы рубль не испарился. Но бабушка была неприступна и сказала, что владеющий неразменным рублем должен сам размышлять, на что его тратить.

Это часть поучительна для взрослых, которые привыкли довлеть над своим ребенком и не давать возможности ему самому учиться принимать решения. Бабушка сказала все, что ему нужно было знать и предоставила его самому себе, позволяя совершать ошибки и исправлять их. Это очень непросто, т.к. требует от ребенка сделать исключительно правильный выбор, при условии, что вокруг полно соблазнов, которые сталкивают с верного пути. Но на то родители и даны, чтобы учить, поправлять и наставлять.

Миколаша посчитал, что полезно купить бедным детям свистульки, девушкам — платья, старушкам — платки, ремень — кучеру, гармонь — башмачнику и т.д. Он ликовал от того, что другие были счастливы. Но в тоже время ему нравилось чувствовать себя в центре внимания. Проходит какое-то время и многие забыли о подарках мальчика и дети бедняков уже прыгают за каким-то купцом, выпрашивая у него разноцветные стекляшки. Миколаша был раздосадован и даже зол, наблюдая за происходящим. В такие моменты начинает зарождаться гордыня, которая тянет за собой вереницу других человеческих пороков.

Не долго думая, он решает приобрести себе жилет, на котором будут пуговицы, как те стекляшки у купца, и платит за каждую пуговку по рублю. Но тут неразменный рубль исчезает и все в округе потешаются над ним, а Миколаша плачет. Страх оказаться осмеянным — извечный страх и ребенка, и взрослого. Мальчик делает вывод насколько люди жестоки и глупы.

Миколаша проснулся, оказывается это был лишь сон, навеянный историей про неразменный рубль, которую накануне вечером рассказывала няня. Бабушка объяснила сон и подарила настоящий серебряный рубль, а сама собралась и пошла покупать беднякам все те подарки, которые дарил им Миколаша во сне.

Испытание славой очень тяжело и в первый раз мальчик не смог пройти его достойно. Но в нем все-таки борется упоительное чувство внимания к своей персоне и понимание того, что это неправильно. Проснувшись, Миколаша принял объяснения бабушки. Таким образом, он приобрел жизненный опыт, который запомнил навсегда. Он даже перестал есть сладкое, почувствовав сладость в благотворительности для тех, кто нуждается. Возможность осчастливить и обрадовать людей, которые одиноки и бедны оказалась для него намного слаще, чем самое вкусное варенье.

Н.С. Лесков доносит до юных читателей мысль, что стать счастливым можно принося добро и счастье другим. Для этого не нужно обладать ни мифическим рублем, ни другими невиданными благами. Этот рассказ учит быть щедрым, добрым, отзывчивым, бескорыстным; не поддаваться своему эго и не ждать на сделанное добро ответное действие. Не стоит завидовать и стремиться к нездоровой славе, подкупая людей подарками.

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

Глава четвертая

Погода была хорошая, – умеренный морозец с маленькой влажностью; в воздухе пахло крестьянской белой онучею, лыком, пшеном и овчиной. Народу много, и все разодеты в том, что есть лучшего. Мальчишки из богатых семей все получили от отцов на свои карманные расходы по грошу и уже истратили эти капиталы на приобретение глиняных свистулек, на которых задавали самый бедовый концерт. Бедные ребятишки, которым грошей не давали, стояли под плетнем и только завистливо облизывались. Я видел, что им тоже хотелось бы овладеть подобными же музыкальными инструментами, чтобы слиться всей душою в общей гармонии, и… я посмотрел на бабушку…

Глиняные свистульки не составляли необходимости и даже не были полезны, но лицо моей бабушки не выражало ни малейшего порицания моему намерению купить всем бедным детям по свистульке. Напротив, доброе лицо старушки выражало даже удовольствие, которое я принял за одобрение: я сейчас же опустил мою руку в карман, достал оттуда мой неразменный рубль и купил целую коробку свистулек, да еще мне подали с него несколько сдачи. Опуская сдачу в карман, я ощупал рукою, что мой неразменный рубль целехонек и уже опять лежит там, как было до покупки. А между тем все ребятишки получили по свистульке, и самые бедные из них вдруг сделались так же счастливы, как и богатые, и засвистали во всю свою силу, а мы с бабушкой пошли дальше, и она мне сказала: – Ты поступил хорошо, потому что бедным детям надо играть и резвиться, и кто может сделать им какую-нибудь радость, тот напрасно не спешит воспользоваться своею возможностью. И в доказательство, что я права, опусти еще раз свою руку в карман и попробуй, где твой неразменный рубль? Я опустил руку и… мой неразменный рубль был в моем кармане. – Ага, – подумал я, – теперь я уже понял, в чем дело, и могу действовать смелее.

СМЫСЛ ФИНАЛА

Аркадия, честно отслужившего в армии, получившего ранения, жестоко убитого обыкновенным вором, торжественно хоронят все родные и крепостные графа. На похороны приезжает сам Губернатор, отдавая честь обычному крепостному человеку за его смелость и заслуги перед Отечеством. Несмотря на жестокость и злость на своего бывшего слугу, граф уважительно называет Аркадия «болярином».

Убийцу строжайше наказывают и отправляют в ссылку. А героиня, возлюбленная Аркадия, проносит свою любовь до конца жизни и молится о душе усопшего.

Даже после смерти одного из героев любовь остается жить. Зло наказано. В душе графа, возможно, просыпаются первые искорки совести.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: