Василий жуковский

Василий жуковский 📜 цветок

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания того, как лирический герой взял в руки книгу. Среди страниц он обнаружил засохший цветок. Эта находка заставила его задуматься о вечных вещах. Первым делом он начал фантазировать о растении, месте его произрастания и времени цветения.

Герой не знает, кто именно положил цветок в книгу. Неизвестна ему и цель такого действия. Возможно, этот человек сохранил растение на память о свидании или разлуке, может быть, это было сделано после ночной прогулки.

Далее герой начинает размышлять о том, а жив ли этот человек, где он живет и как себя чувствует. Возможно, его уже нет в живых, он увял, как цветок.

Главные герои и их характеристика

Повествование выводит на первый план одну лишь главную героиню. Остальные образы в балладе «Светлана» находятся в дымке от не рассеявшегося сна, их характерные черты разглядеть сложно, ведь основные герои в данном случае сравнимы с декорациями в пьесе, то есть самостоятельной роли не играют.

В самом начале произведения Светлана предстаёт читателю печальной и встревоженной: ей не известна судьба любимого. Девушка не может быть такой же беспечной, как подружки, в её сердце нет места девичьим забавам. Уже год она находит в себе силы праведно надеяться и молиться, что всё будет хорошо, но в крещенский вечер любопытство берет верх над праведностью – героиня гадает.

Характеристика Светланы Жуковского представлена положительной, не идеальной, но образцовой. В ее поведении есть деталь, которая в корне отличает ее от девушек в других вариантов перевода самого автора и от оригинальной Леноры. Узнав о смерти возлюбленного, невеста не ропщет на Бога, а молится Спасителю. Душевное состояние Светланы в момент страшного видения скорее можно охарактеризовать как испуг, но не отчаяние. Главная героиня готова смириться и с «горькой судьбиной», но только не обвинять Бога в том, что он её не услышал.

За свою стойкость Светлана получает награду – жених возвращается к ней: «Та ж любовь в его очах». Небольшое количество строк о женихе даёт основание предполагать, что это человек слова, верный и честный. Он достоин такой искренне любящей и доброй невесты.

История создания

Стих был написан в 1828 году, его опубликовали в журнале «Галатея». Пушкин уже полтора года жил в Санкт-Петербурге по разрешению императора. Город быстро наскучил поэту, и он находился в подавленном состоянии. Александр Сергеевич испытывал душевный кризис. Период беззаботной юности закончился, нужно было привыкать к новому этапу жизни. В переломный момент творчества Пушкин обратился к следующим темам:

  • философские размышления;
  • что такое смерть и жизнь;
  • покаяние.

Все они встречались в стихотворениях этого периода. Поэт начал отходить от канонов романтизма, все чаще стал возводить незначительные события в ряд общечеловеческих ценностей.

Если прочитать «Цветок», то с первых строк станет понятно — автор отвлекается от личного и переключается на незнакомых ему людей.

Цветок. Романс

Минутная краса полей,
Цветок увядший, одинокой,
Лишен ты прелести своей
Рукою осени жестокой.

Увы! нам тот же дан удел,
И тот же рок пас угнетает;
С тебя листочек облетел —
От нас веселье отлетает.

Отъемлет каждый день у нас
Или мечту, иль наслажденье.
И каждый разрушает час
Драгое сердцу заблужденье.

Смотри… очарованья нет;
Звезда надежды угасает…
Увы! кто скажет: жизнь иль цвет
Быстрее в мире исчезает?

1811

Стихотворения, ч. 1, СПб., 1815. Печатается по изданию «Стихотворения В. А. Жуковского, т. 1—6», СПб., 1849. , т. 1, с. 191. В песенниках — с 1820-х годов («Избранный песенник…», М., 1820) до 1874 г. Музыка Алябьева, Варламова, Рубинштейна. Подражание романсу Мильвуа «La fleur» (первые две строфы — вольный перевод соответствующих строф французского оригинала).

Жанр и направление

Трудно представить эпоху романтизма без жанра баллады, где повествование излагается напевным слогом, а с героем зачастую происходят сверхъестественные события.

Романтизм в балладе «Светлана» представлен довольно широко. Характерной чертой этой эпохи является интерес к фольклору. Стремясь сделать историю наиболее русской, Жуковский не лишает её и одного из основных мотивов немецкого народного творчества — умыкания невесты мертвецом. Таким образом, фантастическое в балладе «Светлана» принадлежит двум культурам: от русской произведение получило тему крещенского гадания, а от немецкой – восставшего из гроба жениха.

Баллада богата символикой русского фольклора. Например, ворон – вестник смерти, избушка, дающая отсылку к Бабе-Яге, чьё жилище находится на границе мира живых и мёртвых. Голубь в балладе символизирует Святого Духа, который подобно Ангелу спасает Светлану от мрака ада. Пенье же петуха развеивает чары ночного мрака, возвещая о рассвете — всё возвращается на круги своя.

Другим типичным для романтизма приёмом является мотивация сном. Видение ставит героиню перед выбором: искренне верить, что Бог поможет её жениху вернуться, или же поддаться сомнениям и разувериться в силе Создателя.

Темы

Основными темами произведения являются любовь и вера.

Любовь – это основа сюжета, то, что его движет. Набожная Светлана решается на гадание, которое не одобряется Церковью, именно из-за своих чувств к возлюбленному.
Вера же выступает как спаситель девушки, которая не отдает ее в руки зловещего мертвеца, в объятия тьмы. И любовь, и вера даруют ей силы бороться за свое счастье.
Традиции Руси

Нельзя не отметить в сюжете важность гадания: на Руси для девушек оно было излюбленным развлечением. Жуковский с его помощью показывает жизнь русского народа

Подобным образом построена сцена в поэме «Евгений Онегин» — сначала Татьяна гадает с подружками, а потом видит страшный сон.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Царское село.

История создания – “Царское село” датируется 1819-м годом, однако при жизни Александра Сергеевича оно так и не было напечатано.

Тема стихотворения – воспоминания о годах, проведенных в Царскосельском лицее.

Композиция – двухчастная: в первой Пушкин рассказывает о том, как прекрасно жилось ему в Царском Селе и как он счастлив вспоминать об этом времени. Вторая – это своеобразный манифест, в котором он выражает свою позицию как поэта.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – ямб с парной рифмовкой.

Эпитеты – “волшебные места”, “первая юность”, “липовые сени”, “свободная лень”, “тихий скат”, “светлые луга”, “злачные берега”, “тихое озеро”, “спокойные лебеди”, “мирные песни”, сладостный досуг”.

Статьи раздела литература

  • E-mail: [email protected]
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Электронная почта проекта: [email protected]

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

«Цветок» В.Жуковский

Минутная краса полей, Цветок увядший, одинокой, Лишён ты прелести своей Рукою осени жестокой.

Увы! нам тот же дан удел, И тот же рок нас угнетает: С тебя листочек облетел — От нас веселье отлетает.

Отъемлет каждый день у нас Или мечту, иль наслажденье. И каждый разрушает час Драгое сердцу заблужденье.

Смотри… очарованья нет; Звезда надежды угасает… Увы! кто скажет: жизнь иль цвет Быстрее в мире исчезает?

Анализ стихотворения Жуковского «Цветок»

Мария Андреевна Протасова – единственная любовь в жизни Жуковского и адресат большей части его любовной лирики. Знаменитый поэт познакомился с ней в 1805 году. Тогда девушке было всего двенадцать лет. Василий Андреевич выступал в роли учителя для нее и ее младшей сестренки Александры. Долгое время Жуковский скрывал свои чувства. Сама Мария Андреевна о любви преподавателя узнала только в 1811 году. По словам матери Протасовой, дочь к Жуковскому симпатию питала исключительно дружескую. Руки девушки поэт впервые попросил в январе 1812-го. Ответом ему был решительный отказ. Главная причина, по которой матушка Марии Андреевны противилась браку, — якобы близкое родство жениха и невесты. На протяжении многих лет Жуковский добивался руки возлюбленной, но попытки его так успехом и не увенчались. В итоге Протасова вышла замуж за хирурга, университетского профессора Ивана Филипповича Мойера. Что касается Василия Андреевича, то он женился только в 1841-ом.

Стихотворение «Цветок», снабженное подзаголовком «Романс», относится к 1811 году. Первый сюжетный план текста – неминуемое осеннее увядание цветка. Второй – тяжелое душевное состояние лирического героя. Его постигло сильнейшее жизненное разочарование. Осень принесла смерть надеждам, мечтам. Облетевшие листья Жуковский сравнивает с покинувшим героя стихотворения весельем. Поэт последовательно развивает центральную идею – жизнь цветка столь же быстротечна, как и жизнь человека. Стихотворение проникнуто атмосферой грусти, безысходности. В нем нашла отражение невозможность противостоять безжалостному року. В частности, это передается посредством лексики

Обратите внимание на слова, которые выбирает поэт и их эмоциональную окраску, — «увядший», «угнетает», «отъемлет», «разрушает», «угасает». Вероятно, «Цветок» связан с фактами биографии Жуковского, кратко обозначенными выше

Неизбывная тоска, пронизывающая произведение, — это тоска человека влюбленного, но не рассчитывающего обрести счастье с дорогой сердцу женщиной.

Василий Андреевич – один из тех, кто сильнее всего повлиял на Пушкина в период его становления как поэта. В 1816 году Александр Сергеевич вслед за учителем обратился к жанру элегии, развивая в его рамках мотивы неразделенной любви, душевного угасания, уходящей молодости. Отголоски лирики Жуковского встречаются в пушкинском творчестве и гораздо позже. 1828 годом датировано стихотворение «Цветок», которое пересекается с одноименным произведением Василия Андреевича. Лирический герой Пушкина обнаруживает в книге «засохший, безуханный» цветок. Находка рождает массу риторических вопросов, например: Где цвел? когда? какой весною? И долго ль цвел? и сорван кем, Чужой, знакомой ли рукою? И положен сюда зачем?

В финале небольшой зарисовки лирический герой доходит до главного вопроса – что стало с тем человеком, который когда-то сорвал цветок? В отличие от Жуковского впрямую Пушкин о быстротечности жизни не говорит, но подобная мысль – вполне логичное завершение рассуждений героя его «Цветка».

Лечение народными средствами

Лечить подагру в домашних условиях, используя природные составляющие реально, но их сначала нужно согласовать с врачом.

Народные рецепты

Эффективными при наличии подагры на пятках считают такие рецепты:

  • Отварную репу растирают в пюре и закрепляют ее на больном месте.
  • Берется 200 гр. чеснока, 300 гр. лука и смешивается с 500 гр. клюквы. Масса разминается и оставляется на день в темноте, под плотно закрытой крышкой. К подготовленной массе добавляют 1 кг меда, перемешивают. Нужно принимать лекарство 3 раза на день по чайной ложке за 30 минут до приема пищи.
  • Потребуется 30 гр. перемеленого корневища песчаной осоки залить 3,5 стаканами воды. Варить смесь под закрытой крышкой, пока не получится 500 мл жидкости. Затем на протяжении двух часов отвар настаивается, после настой нужно процедить и пить 1⁄4 стакана 3 раза в сутки до трапезы.
  • Из сливочного масла с добавлением спирта готовится мазь. Перед смазыванием пятки требуется руками разогреть стопу.

Сельдерей от подагры

Чтобы вывести мочевую кислоту требуется ежедневно принимать на голодный желудок свежевыжатый сок из сельдерея. Для напитка применяются все части растения.

Прием сока осуществляется по 2-3 небольшие ложки за 30 минут до приема пищи. Длительность терапии подагры пятки занимает не меньше месяца. Положительные результаты будут заметны при регулярном приеме сока спустя 7-14 суток.

«Цветок», анализ стихотворения Александра Пушкина

Для позднего творчества Александра Пушкина характерна философская лирика. К этому жанру относится и стихотворение «Цветок». которое поэт написал в ноябре 1828 года, когда гостил у П. А. Осиповой-Вульф в усадьбе Малинники. Основная тема произведения – размышления о быстротечности человеческой жизни. Стихотворение «Цветок» было впервые напечатано в 1829 году в журнале «Галатея».

Лирический герой находит между листов книги засушенный цветок. Это незначительное событие вызывает много вопросов и размышлений. Кто, когда и зачем положил цветок в книгу? Свидетелем каких страстей, каких событий был хрупкий стебелек и лепестки, утратившие былую яркость?

В воображении поэта возникает образ влюбленной пары. чей цветок стал символом их первого или последнего свидания. Какими они были? Стала ли их любовь взаимной? Живы ли эти люди и где они сейчас? Возможно, они где-то рядом с лирическим героем, но не исключено, что их разделяют долгие годы и огромные расстояния.

У поэта возникло также предположение, что цветок мог быть случайно сорван во время прогулки. В этот момент один из влюбленных мечтал о предмете своей любви или бродил, погруженный в тягостные раздумья. Но есть и вполне прозаичный вариант – никакой любовной истории не было, кто-то просто использовал цветок вместо закладки в книге, которую читал. Автор призывает читателя включиться в размышления, продолжить ряд вопросов и самому разгадать тайну находки.

Стихотворение начинается и заканчивается словом «цветок»

Такая композиция придает тексту завершенность и подчеркивает важность этого образа. Цветок символизирует жизнь и любовь, а его увядание – разлуку и мимолетность чувств

Пушкин, таким образом, напоминает нам, что нужно ценить время и каждую отпущенную минуту счастья, которая так быстро превращается в прошлое.

Основной художественный прием, который Александр Сергеевич использовал в этом произведении, – антитеза. Противопоставление есть практически в каждом предложении. Что послужило поводом для сохранения цветка: нежное свидание или роковая разлука? Он был сорван знакомой поэту рукой или чужой? Живы ли еще те, которые сорвали цветок, или «уже увяли» ?

Пушкин подобрал большое количество эпитетов, традиционных для лирических миниатюр всех времен: «засохший». «забытый». «чужой». «знакомой». «нежного». «роковой». «одинокого». «неведомый». Исключение составляет лишь слово «безуханный». которое сегодня не всем понятно, а во времена поэта еще широко применялось. В современном русском языке сохранился, образованный от этого прилагательного, глагол «благоухать». Таким образом, «безуханный» – не издающий запах. Есть в стихотворении еще два устаревших слова: «сей» и «нынче». Но эти слова современному читателю знакомы лучше.

Короткие вопросы, из которых построено три четверти произведения, а также многочисленные переходы между строками создают напряженный эмоциональный фон

Инверсия, примененная Александром Сергеевичем в первой строфе, подчеркивает важность эпитетов

В стихотворении встречается много союзов. В шестнадцати строках Пушкин использовал союз «и» семь раз, а союз «или» – три раза. Кроме того, в небольшом тексте пять раз встречается вопросительная частица «ли». Литературоведы подсчитали, что из 74 слов стихотворения «Цветок» около 20 являются союзами и частицами. Но, благодаря мастерству поэта, мы не замечает такого «злоупотребления». Вполне вероятно, что в другом тексте подобная пропорция заставила бы читателя «спотыкаться» на каждой строке.

У Пушкина все слова и звуки участвуют в создании единого образа. Во второй и четвертой строфах преобладают звонкие звуки «л», «м», «н», которые добавляют лирической грусти, нежности. В третьей строфе, где отчетливо звучит мотив разлуки, на первый план выступают более тревожные звуки: «р», «г», «з».

«Цветок» написан четырехстопным ямбом. который так любил Пушкин. Здесь поэт применил перекрестную рифмовку с чередованием женских и мужских рифм. Практически все рифмы – точные.

В «Цветке» особенно ярко проявился талант поэта коротко и емко выражать мысли. В стихотворении нет сравнений и метафор, но все произведение пронизано образами. Человеческая жизнь так же коротка, как и период цветения. Об этом нам напоминает один из классиков мировой поэзии.

Развернутый анализ литературного произведения

Для того чтобы дать стихотворению Пушкина адекватную оценку и разобраться в истинных посылах автора, коротких тезисных выводов о теме и жанре будет недостаточно.

История создания стихотворения

Чтобы выполнить качественный разбор текста, надо обратиться к его происхождению и фактам из жизни автора. Главным пунктом при анализе стихотворения Пушкина является выяснение, кто вдохновил всемирно известного классика на такие трепетные и теплые слова.

Кому посвящено «Я помню чудное мгновенье…», автор никогда не скрывал. Двадцатилетний поэт на одном из светских мероприятий встретил Анну Керн и с первых же минут был очарован ее красотой. Юный Пушкин увлекся молодой женщиной, однако взаимности не получил — Анна уже состояла в браке.

Стихотворение Александр Сергеевич написал лишь спустя шесть лет после знакомства. Вдохновила его на это повторная встреча с возлюбленной спустя многие годы.

Тема и композиция

Основной темой этого стихотворного текста является вопрос неразделенной, безответной любви главного героя. События, происходящие вокруг личности автора, находят свое отражение в композиции произведения. Стих начинается с бури эмоций, пережитых Пушкиным при первой встрече с Анной Керн. Позднее лирический герой погружается в рутину и чахнет день ото дня из-за отсутствия взаимности со стороны своей возлюбленной. Однако новая встреча с дамой сердца будто оживляет его, а чувства с двойной силой набирают обороты.

Главная мысль этого текста состоит в том, что никто не способен жить полноценно и счастливо без трепетного любовного чувства в душе. После редких встреч с Керн лирический герой испытывает неимоверный эмоциональный подъем, чувства словно оживают. А вот период разлуки подобен увядающему цветку, где ничто не в силах доставить радость.

Таким образом, сам того не подозревая, Александр Сергеевич закладывает идейное понимание любви на многие годы вперед, о том, как минутная встреча способна поселить в сердце теплое чувство и хранить его там на протяжении долгого времени.

Жанр и стихотворный размер

Любовная лирика, частью которой и является анализируемое произведение, нередко отличается лексическими повторами, придающими определенную легкость и изящество стихотворению. Текст посвящен возлюбленной поэта, поэтому по жанру является любовным посланием. Обращаясь к Анне Керн таким способом, Пушкин исповедует свои чувства за минувшие шесть лет.

Средства художественной выразительности

А. С. Пушкину свойственно нагромождение выразительных средств в своих текстах. Однако данный стих отличается умеренностью эпитетов и метафор, но подобраны они с особым трепетом:

  1. Эпитеты в данном случае служат для усиления эмоционального состояния автора, даже несмотря на их простоту: «грусти безнадежной», «шумной суеты», «небесные черты».
  2. Метафора в тексте встречается лишь однократно и передает всю скоротечность времени — «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты».
  3. Сравнительный оборот также гармонично введен в текст, идеализируя и возвышая образ возлюбленной главного героя. Во фразе «передо мной явилась Ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты» прослеживается вся глубина чувств Пушкина, избранница стала его музой на долгое время, хоть их отношениям не суждено было перейти на новый этап.

Спустя 15 лет после написания Пушкиным этого любовного послания произведение обрело вторую жизнь. Знаменитый композитор Михаил Глинка, вдохновившись нежностью и теплотой стихотворения, написал музыкальную композицию, которую посвятил даме своего сердца — Екатерине Керн, дочери Анны.

Проблемы

В.А. Жуковского как образованного человека, учителя императора Александра Второго, волновала проблема того, что русские практически никогда не были православными до конца. Человек идёт в церковь, но чурается чёрной кошки, а когда возвращается домой, забыв что-то, смотрится в зеркало. Наряду с христианской Пасхой отмечается и языческая масленица, что происходит и по сей день. Таким образом, на первый план в балладе «Светлана» выходит религиозная проблематика.

Жуковский поднимает в произведении проблему суеверного невежества, актуальную для русских с самого момента принятия христианства

В своей балладе он обратил внимание, что, отмечая праздник Крещения Господня, верующие девушки предаются греховному гаданию. Автор осуждает это, но в то же время не наказывает жестоко свою любимую героиню

Жуковский лишь по-отечески журит её: «Что же твой, Светлана, сон…?»

Тоска по милом. Песня

Дубрава шумит;Сбираются тучи;На берег зыбучийСклонившись, сидит
В слезах, пригорюнясь, девица-краса;
И полночь и буря мрачат небеса;
И черные волны, вздымаясь, бушуют;
И тяжкие вздохи грудь белу волнуют.

«Душа отцвела;Природа уныла;Любовь изменила,Любовь унесла
Надежду, надежду — мой сладкий удел.
Куда ты, мой ангел, куда улетел?
Ах, полно! я счастьем мирским насладилась:
Жила, и любила… и друга лишилась.

Теките струейВы, слезы горючи;Дубравы дремучи,Тоскуйте со мной.
Уж боле не встретить мне радостных дней,
Простилась, простилась я с жизнью моей:
Мой друг не воскреснет; что было, не будет…
И бывшего сердце вовек не забудет.

Ах!скоро ль пройдутУнылые годы?С весною — природыКрасы расцветут…
Но сладкое счастье не дважды цветет.
Пускай же драгое в слезах оживет;
Любовь, ты погибла; ты, радость, умчалась;
Одна о минувшем тоска мне осталась».

18 февраля 1807

Впервые опубликовано в журнале «Вестник Европы», 1808, № 2, с. 39, под заголовком «Романс», без подписи. Печатается по изданию «В. А. Жуковский, Стихотворения. Библиотека поэта. Большая серия», 1956, с. 88. В песенниках — с 1810-х годов («Новейший избранный песенник…», М., 1814) до 1859 г. Музыка Верстовского (1827), Глинки. Вольный перевод стихотворения Ф. Шиллера «Des Mädchens Klage», первые две строфы которого вошли как романс Теклы в трагедию «Пикколомини»). Свидетельство о популярности романса Глинки — М., 1853, т. 1, с. 114.

«Песня (Когда я был любим…)» В.Жуковский

«Песня» Василий Жуковский

Когда я был любим, в восторгах, в наслажденье, Как сон пленительный, вся жизнь моя текла. Но я тобой забыт,- где счастья привиденье? Ах! счастием моим любовь твоя была!

Когда я был любим, тобою вдохновенный,

Я пел, моя душа хвалой твоей жила. Но я тобой забыт, погиб мой дар мгновенный: Ах! гением моим любовь твоя была!

Когда я был любим, дары благодеянья В обитель нищеты рука моя несла. Но я тобой забыт, нет в сердце состраданья! Ах! благостью моей любовь твоя была!

Анализ стихотворения Жуковского «Песня (Когда я был любим…)»

Василий Жуковский женился довольно поздно, будучи уже 58-летним зрелым мужчиной. Свой отказ создавать семью поэт часто аргументировал тем, что на это у него попросту нет времени. Все дело в том, что Жуковский состоял придворным литератором при царском дворе и даже некоторое время занимал должность наставника будущего императора. Поэтому согласно этикету ему было предписано всегда и везде сопровождать царскую семью, что ставило крест на личной жизни поэта. Впрочем, романтические увлечения были и у Жуковского, хотя свои отношения с придворными дамами он старался не афишировать. Тем не менее, любовная лирика этого периода богата стихами-признаниями, одним из которых является «Песня», созданная в 1806 году.

Кому именно адресовано это произведение, история умалчивает. Однако очевидно, что к этой особе Жуковский питал самые нежные и возвышенные чувства. Именно любовь вдохновила поэта не только на написание этого стихотворения, но и стала смыслом его жизни, о чем он открыто признается, утверждая: «Счастием моим любовь твоя была!». Из контекста произведения становится ясно, что по какой-то причине пара рассталась, но сам Жуковский продолжает любить свою избранницу и страдает от того, что не может рассчитывать на взаимное чувство. «Когда я был любим, тобою вдохновенный, я пел, моя душа хвалой твоей жила», — отмечает поэт. При этом он сокрушается, что все это осталось в далеком прошлом, и будущее представляет автору унылым, лишенным смысла и творческого вдохновения.

Ту, кому адресованы эти строки, Жуковский считает не только музой, но и своим ангелом-хранителем. Лишь ради нее поэт старался быть лучше и чище душой, стремился совершать благие дела во имя любви, а также мог похвастаться особой щедростью, которая свойственна по-настоящему счастливым людям. Теперь же все изменилось, и Жуковский о. Его самые светлые и чистые побуждения оказались невостребованными, потому как совершать геройские поступки больше не для кого. Сожалея и словно бы оправдываясь, поэт констатирует: «Благостью моей любовь твоя была!». Таким образом, автор утверждает, что это чувство способно изменить любого человека в лучшую сторону. Однако если любовь уходит, то жизнь теряет свой смысл, становится обыденной и лишенной радости.

Это стихотворение написано в форме песни, где каждая последняя строчка четверостишия повторяется и звучит рефреном.

История создания

Эти поэтические строки написаны в 1828 году, известна даже более точная дата – 19 мая. В то время поэт пребывал в Петербурге. В печать стихотворение вышло с 1829 году – его выпустили в альманахе “Северные цветы”, но история создания этого стиха не ограничивается сухими фактами.

Черновой вариант стихотворения был значительно длиннее: в чистовике осталось только 16 строк из изначальных 36. Изменилось и название произведения, которое Пушкин изначально планировал назвать “Бдение” или “Бессонница”. Но в результате произведение получилось цельным и действительно читается без пауз, как и задумывал автор.

“Воспоминание” – произведение очень мрачное, что достаточно нехарактерно для пушкинской лирики. Объясняется это тем, что поэт находился под глубоким впечатление от расправы над друзьями-декабристами – теми, кому посвящено это стихотворение – и не мог избавиться от пессимистического настроя.

Природа весной в стихах В. Жуковского: анализ стихотворения «Приход весны»

Анализ стихотворения «Приход весны»

Весенняя природа вдохновляла многих талантливых поэтов, в том числе и В. А. Жуковского, который посвятил этому чудесному явлению стихотворение с символичным названием “Приход весны”.

В своем творении, поэт не только передает восхищение чудесными мгновениями весенней поры, всего в нескольких строчках он показывает бесконечную красоту и блаженство, дарованную нам природой.

Стихотворение раскрывает сразу несколько актуальных тем — весна природ и весна жизни человека. И несмотря на кажущуюся банальность такого обращения, каждый попадает под влияние расцветающего сезона, порой любуясь его красотой время от времени.

Сталкиваясь с весенней порой мы всегда выбираем что-то свое, близкое по душе. Взор автора пал на цвет поля, песню птицы, прелесть дождя, игру солнечных лучшей, отражающихся от воды. Столь скромный набор не сможет описать всю красоту пробуждающей природы, но останется хорошим основанием для развития собственных представлений.

И в то же время, каждое слово передает нам глубокое понимание о непостижимом великолепии весны. Зелень нивы говорит о красоте и широких просторах русских полей, перед грядущим сбором урожая. Этот цвет всегда сопровождается весенние картины, отражает их естество. Лепет рощи, чудесный, чуть слышный звук, успокаивающий любого, кто пожелает к нему прислушаться. Упоминая трепет жаворонка, Жуковский устремляет взор читателя ввысь, показывая радостную песнь маленькой птички. По мнению поэта, весна, подобна жизни бессмертной составляющей человека — души. Так же бессмертна природа, возрождающая каждую весну после долгой зимней спячки. Глубокий смысл стихотворению придает всего несколько риторических вопросов, тактично поставленных автором.

Читая это стихотворение, каждый вольно или невольно задается этими вопросами, не стремясь услышать ответ

Важно лишь то, какие ощущения они взывают, как читатель их видит внутри себя. Таким образом В

А. Жуковский открывает путь к познанию одной из сторон личности, через лицезрение природы.

Краткий анализ Стиха А. С. Пушкина «Цветок»

Вариант 1

Стихотворение, написанное в 1928 году, относится к позднему этапу творчества А.С. Пушкина. Лирику этого периода отличает уход от прежней беззаботности, нарастание философских мотивов, интерес к темам жизни, смерти, покаяния.

В этот период А.С. Пушкин отходит от канонов романтизма, от устоявшихся поэтических формул прошлого. Поэт начинает личные часто незначительные события обобщать и возводить в ранг общечеловеческих или национально значимых событий.

Любая мелочь становится толчком к глубокому философскому размышлению. Все чаще Пушкин сам оборачивается назад и читателю тоже предлагает подвергнуть критическому осмыслению свою прошлую жизнь.

Стихотворение «Цветок» показывает, что автор готов отвлечься от личного и переключить внимание на окружающих, пусть даже незнакомых ему людей. Это становится понятно уже из первого предложения

Инверсия – перенос подлежащего в конец фразы показывает, что собственное «Я» отходит для автора на второй план, в центре его внимания оказываются чувства, стремления, судьба других людей.

Лирический герой не знает, по какому случаю был сорван этот цветок, кем и для чего сохранен, почему потом позабыт, но верит, что чувства этих людей были живыми, как когда‑о был жив и сам цветок. Это рождает в его голове философские рассуждения о сходстве человека и природы, о неразрывной связи между ними.

Цветы, также, как и люди, сначала радуют цветом и ароматом, а потом блекнут и уходят в небытие. Но память о них остается и дарит последующим поколениям видения и мечты.

Стихотворение, состоящее из множества риторических вопросов, призывает читателя тоже включиться в процесс размышления о судьбе неизвестных людей, помогает понять, что каждое мгновение жизни, каждое проявление чувства следует ценить.

Вариант 2

Стихотворение «Цветок», написанное в 1828 году, сочетает в себе простоту формы с глубиной содержания философской лирики Пушкина. Оно создавалось в переломный для Пушкина период. Поэт прощался с беззаботной веселой юностью, переходя на новый этап. Около полутора лет назад император, наконец, позволил ему поселиться в столице, но Петербург Александру Сергеевичу быстро наскучил. Судя по ряду стихотворений того времени, сложные жизненные обстоятельства привели к духовному кризису.

Пересказ сюжета «Цветка» укладывается в пару предложений. Лирический герой – мечтатель, обладающий открытой душой, – находит в книге засохший цветок, что порождает множество риторических вопросов. Ему становится интересно, кто, когда и при каких обстоятельствах сорвал растение, каким образом в дальнейшем сложилась судьба этого человека. Никаких ответов Пушкин читателям намеренно не дает.

Фактически поэт приглашает их подумать, пофантазировать вместе с лирическим героем. Конкретных выводов в стихотворении также не делается. Тем не менее, с определенной долей уверенности можно утверждать, что «Цветок» — это высказывание на тему быстротечности человеческой жизни. Люди проживают свой короткий век на земле. Что остается от них? Порой только засохшее растение, забытое кем-то в старой книге.

Жуковский – автор, оказавший сильнейшее влияние на творчество Пушкина. «Цветок» Александра Сергеевича связан с одноименным стихотворением Василия Андреевича. Жуковский представляет вниманию читателей два сюжетных плана. Первый – неизбежное увядание цветка осенней порой. Второй – тяжелое душевное состояние лирического героя. Главная мысль стихотворения, проникнутого грустью, безысходностью, безвыходностью, — жизнь человеческая так же коротка, как и жизнь цветка. То, что у Пушкина остается недоговоренным, у Жуковского высказано практически напрямую.

Еще одно стихотворение, связанное с «Цветком» Александра Сергеевича, — «Ветка Палестины» Лермонтова. Лирические герои обоих произведений обращаются с чередой риторических вопросов к засохшему растению.

Обратите внимание: у Пушкина фигурирует неназванный цветок. Скорей всего, не какой-то экзотический, а вполне себе часто встречающийся в средней полосе России

Лермонтов выбирает пальмовую ветвь Палестины, тем самым соотнося образную систему своего стихотворения с христианской новозаветной мифологией и расширяя пушкинскую проблематику.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: