Николай клюев: стихи

ИЗ ЦИКЛА «ИЗБЯНЫЕ ПЕСНИ»

1

Четыре вдовицы к усопшей пришли…
(Крича, бороздили лазурь журавли,
Сентябрь-скопидом в котловин сундуки
С сынком-листодером ссыпал медяки.)

Четыре вдовы в поминальных платках:
Та с гребнем, та с пеплом, с рядниной в руках;
Пришли, положили поклон до земли,
Опосле с ковригою печь обошли,
Чтоб печка-лебедка, бела и тепла,
Как допрежь, сытовые хлебы пекла.

Посыпали пеплом на куричий хвост,
Чтоб немочь ушла, как мертвец, на погост,
Хрущатой рядниной покрыли скамью,
На одр положили родитель мою.

Как ель под пилою, вздохнула изба,
В углу зашепталася теней гурьба,
В хлевушке замукал сохатый телок,
И вздулся, как парус, на грядке платок…
Дохнуло молчанье… Одни журавли,
Как витязь победу, трубили вдали:

«Мы матери душу несем за моря,
Где солнцеву зыбку качает заря,
Где в красном покое дубовы столы
От мис с киселем, словно кипень, белы, —

Там Митрий Солунский, с Миколою Влас
Святых обряжают в камлот и атлас,
Креститель Иван с ендовы расписной
Их поит живой иорданской водой!..»

609

Зарделось оконце… Закат-золотарь
Шасть в избу незваный: принес-де стихарь —
Умершей обнову, за песни в бору,
За думы в рассветки, за сказ ввечеру,
А вынос блюсти я с собой приведу
Сутемки, зарянку и внучку-звезду,
Скупцу ж листодеру чрез мокреть и гать
Велю золотые ширинки постлать.

1916

Жанровая природа «Песнослова» Клюева как книги стихов

Книга стихов исследована в литературоведении далеко не так подробно как, например, цикл стихов. Однако в ряде работ эта жанровая разновидность лирической поэзии рассматривается достаточно полно.

Книга стихов как особое художественное явление рассматривается нами в двух аспектах, на пересечении двух направлений в литературоведении — жанрологии и цикловедения. Книготворчество -один из видов циклизации. Книга стихов становится особенно значимой как самостоятельное жанровое образование в русской поэзии начиная с конца XIX века. Книготворчество как один из видов циклизации явление сложное и далеко не в полной мере исследованное. Лирическая книга или книга стихов — явление, возникшее далеко не случайно. В его возникновении отразились существенные грани историко-литературного процесса. При этом книготворчество закономерно связано с двумя тенденциями в развитии литературного процесса конца XIX — начала XX века и позднее — 1910-х годов. С одной стороны, это трансформации жанровой системы в целом, уход от больших жанров и прежде всего от жанра романа, ставшего вершинным в русской прозе XIX, господство малых жанров в прозе и тяготение к лирической поэзии, с другой -тенденция к циклизации, к созданию циклов стихов и книги стихов. В антиномическом единстве двух этих тенденций — центробежной и центростремительной — одна из особенностей истории русской литературы на рубеже столетий (Х1Х-ХХ веков) и в 1910-х годах. Развитие таких жанровых образований, как книга стихов, связано с тенденцией усложнения характера лирического героя.

«Лирическая книга оказалась способной вместить кризисное, «переходное» мировидение человека рубежа веков, собрать воедино (если не в систему, то в некую совокупность) «арабески» его жизненных впечатлений, этических, религиозных, философских исканий, эстетических ценностей», — отмечается в диссертационном исследовании О.В. Мирошниковой. Данная работа, являясь этапной в изучении проблемы книготворчества, содержит ряд весьма существенных положений, связанных с изучением книги стихов как художественного явления. В работе дается следующее определение книги стихов как жанра: «Книга стихов как многосоставная контекстовая форма в своих наиболее эстетически завершенных, концептуально и структурно целостных образцах представляет собой своеобразный аналог лирического жанра, обладает достаточно устойчивой архитектоникой, что обеспечивает возможность ее «воспроизводства» в качестве жанровой структуры, в которой реализуется миромоделирующая функция искусства» . В работе также отмечаются основополагающие признаки книги стихов как особого жанрового образования. Так, например, выделяется такой признак, как «последовательная реализация моносубъектной специфики авторского мировидения» .

Книга стихов изначально мыслится автором как системное образование, связанное единством замысла. Характер этого единства может быть обусловлен той целью, которую ставит перед собой художник

Обращаясь к книге стихов Клюева «Песнослов, важно восстановить историю ее создания

История возникновения книги стихов «Песнослов» не раз привлекала внимание специалистов по творчеству Клюева. Одним из первых к этой истории обратился известный исследователь новокрестьянской поэзии Э.Б.Мекш в работе «От замысла к воплощению» (творческая история собрания сочинений Н.А.Клюева «Песнослов») (см.: )

Об истории возникновения книги стихов «Песнслов» пишет К.М. Азадовский. Лето и осень 1917 года Клюев работает над составлением двухтомника своих произведений. В частности, исследователем приводится отрывок из письма Клюева, адресованного М.В. Аверьянову: «Еще прошу Вас, возлюбленный, книжку мою печатать повременить, так как я готовлю ее в новом, раньше непредвиденном виде … А печатать необходимо одним томом, так как, располагая стихи погуще (по Вашему желанию) я вижу, что в двух книжках они будут иметь жидкое и жалкое подобие» . 3 октября 1917 года Клюев посылает Аверьянову свою книгу, озаглавленную «Песнослов». Макет этой книги, сохранившийся в архиве М.В. Аверьянова, состоял из двух частей: «ковчежец первый» и «ковчежец второй». В первую часть вошли «Мирские думы», во вторую — «Сосен перезвон», «Братские песни» и «Лесные были». Кроме того, Клюев включил сюда тринадцать стихотворений, отсутствовавших в первых изданиях.

3 октября 1917 года Клюев писал М.В. Аверьянову: «Моя новая книга подвигается вперед успешно, но ответственное, страшное время обязывает меня относиться к своему писанию со всей жестокостью. Но к осени 1918 г. она будет готова» (цит. по: ).

Библиография

Прижизненные издания

  • Братские песни. (Песни голгофских христиан). — М.: К новой земле, 1912. 16 с.
  • Братские песни. (Книга вторая) / Вступ. ст. В. Свенцицкого. — М.: Новая земля, 1912. XIV, 61 с.
  • Лесные были. — М.: 1912.
  • Лесные были. (Стихотворения. Кн. 3-я). — М.: 1913. 76 с.
  • Сосен перезвон. / Предисл. В. Брюсова. — М.: 1912. 79 с.; 2-е изд. — М.: Изд. Некрасова, 1913. 72 с.
  • Мирские думы. — Пг.: изд. Аверьянова, 1916. 71 с.
  • Песнослов. Кн. 1— — Пг.: 1919.
  • Медный кит. (Стихи). — Пг.: Изд. Петросовета, 1919. 116 с.; репринтное переиздание: М.: Столица, 1990.
  • Неувядаемый цвет: Песенник. — Вытегра: 1920. 63 с.
  • Избяные песни. — Берлин: Скифы, 1920. 30 с.
  • Песнь солнценосца. Земля и железо. — Берлин: Скифы, 1920. 20 с.
  • Львиный хлеб. — М.: 1922. 102 с.
  • Мать Суббота. (Поэма). — Пг: Полярная звезда, 1922. 36 с.
  • Четвёртый Рим. — Пг.: Эпоха, 1922. 23 с.
  • Ленин. Стихи. — М.-Пг.: 1924. 49 с. (3 издания)
  • Клюев Н. А., Медведев П. Н. Сергей Есенин. (Стихи о нём и очерк его творчества). — Л.: Прибой, 1927. 85 с. (включена поэма Клюева «Плач о Сергее Есенине»).
  • Изба и поле. Избранные стихотворения. — Л.: Прибой, 1928. 107 с.

Основные посмертные издания

  • Клюев Н. А. Стихотворения и поэмы / Сост., подготовка текста и примечания Л. К. Швецовой. Вступ. ст. В. Г. Базанова. — Л.: Советский писатель, 1977. — 560 с. 2-е изд.: Л.: Советский писатель, 1982.
  • Клюев Н. А. Сердце Единорога: Стихотворения и поэмы / Предисл. Н. Н. Скатова, вступ. ст. А. И. Михайлова; сост., подготовка текста и примечания В. П. Гарнина. — СПб.: Изд-во РХГИ, 1999. — 1072 с. — ISBN 5-88812-079-0.
  • Клюев Н. А. Словесное древо: Проза / Вступ. ст. А. И. Михайлова; сост., подготовка текста и примечания В. П. Гарнина. — СПб.: Росток, 2003. — 688 с. — ISBN 5-94668-012-9.
  • Николай Клюев. Письма к Александру Блоку: 1907—1915 / Публ., ввод. ст. и комм. К. М. Азадовского. — М.: Прогресс-Плеяда, 2003. — 368 с.

ИЗ ЦИКЛА «ЗЕМЛЯ И ЖЕЛЕЗО»

1

Есть горькая супесь, глухой чернозем,
Смиренная глина и щебень с песком,
Окунья земля, травяная медынь,
И пегая охра, жилица пустынь.

Меж тучных, глухих и скудельных земель
Есть матерь-земля, бытия колыбель,
Ей пестун судьба, вертоградарь же — Бог,
И в сумерках жизни к ней нету дорог.

Лишь дочь ее, Нива, в часы бороньбы,
Как свиток являет глаголы судьбы, —
Читает их пахарь, с ним некто Другой,
Кто правит огнем и мужицкой душой.

Мы внуки земли и огню родичи?,
Нам радостны зори и пламя свечи,
Язвит нас железо, одежд чернота,
И в памяти нашей лишь радуг цвета.

В кручине по крыльям, пригожих лицом
Мы «соколом ясным» и «павой» зовем.
Узнайте же ныне: на кровле конек
Есть знак молчаливый, что путь наш далек.

Изба — колесница, колеса — углы,
Слетят серафимы из облачной мглы,
И Русь избяная — несметный обоз! —
Вспарит на распутье взывающих гроз…

Сметутся народы, иссякнут моря,
Но будет шелками расшита заря, —
То девушки наши, в поминок векам,
Расстелют ширинки по райским лугам.

1916

610

Анализ стихотворения Клюева «Вы обещали нам сады…»

Клюева принято относить к группе так называемых новокрестьянских поэтов. На протяжении всего творческого пути он оставался певцом русской северной избы, которая в его лирике превращалась в центр мироздания, наделялась мистической сущностью. Столь сильная любовь к деревне и простой жизни идет из детства Николая Алексеевича. Дело в том, что он родился и вырос в крестьянской семье. Мать его была сказительницей и плачеей, отец – урядником, сидельцем в винной лавке. Среди предков поэта – немало приверженцев старообрядства. Семья Клюева жила в глухой северной деревеньке, расположенной в Олонецкой губернии. О своих корнях Николай Алексеевич никогда не забывал. Недаром Ахматова отзывалась о нем, как о «таинственном деревенском Клюеве», а Блок искренне считал «провозвестником народной культуры» и воспринимал в качестве символа народной веры.

В 1912 году Николай Алексеевич написал программное произведение, получившее название «Вы обещали нам сады…». Его считают ответом на «Оттуда» (1899) Бальмонта. Фактически Клюев выступает против символизма. В стихотворении появляется антитеза «мы» — «вы». Под первым местоимением подразумеваются поэты из народа. Под вторым – представители символизма. «Оттуда» Константина Дмитриевича – обещание увести читателей с помощью поэзии из мира реального, где проблемы, несчастья, потрясения, в возвышенно-прекрасный мир грез. В той стране нет «ни печали, ни заката», там «свежесть утренней звезды», там «спят нешепчущие реки». В общем, Бальмонт описывает настоящий райский уголок.

Клюев обещаниям символистов не верит. По его мнению, в землях, изображенных Константином Дмитриевичем, живут Чума, Увечье, Голод, Убийство, Бедность, Разврат и Страх. Окультуренной природе, в качестве воплощения которой выступают сады, Николай Алексеевич противопоставляет природу дикую. Он считает, что истинное очищение человека происходит только под воздействием силы, идущей из недр крестьянского мира. Себя и себе подобных Клюев провозглашает людьми, вскормленными ущелий недрами, вспоенными дождями. Тех, кому выпало счастье осознать величайшую ценность «мужицкого» восприятия действительности, поэт называет валунами, седыми кедрами, звоном лесных ключей и сосен. Подобные мысли Николай Алексеевич будет транслировать и в произведениях, вошедших в сборники «Братские песни» и «Лесные были».

Николай Алексеевич Клюев был выходцем из простой деревенской семьи. Он родился в деревне Коштуги, Олонецкой губернии. Поэта не зря считают представителем новокрестьянского течения в русской литературе 20 века, ведь центром его творчества стала простая деревенская изба, которая имела магические свойства. Клюев ни когда не забывал своих корней, он гордился тем, что родился и вырос в простой деревенской семье, тем, что ему посчастливилось познать ценность простого «мужицкого» воспитания и восприятия действительности.

В 1912 году Клюев пишет стихотворение «Вы обещали нам сады…». Литературные критики считают, что это был ответ на стихотворение Бальмонта «Оттуда». В своей литературной работе Клюев выступил ярым противником символизма. Он считал, что символисты, в частности Бальмонт, обманывали читателей, что на самом деле не существует описанных ними райских уголков. Те, кто откликнулся на их призыв, увидели лишь чуму, увечья, убийства, голод, разврат.

В своем произведении «Вы обещали нам сады…» поэт использует антитезу «Мы» — «Вы». «Мы» — поэты из народа, те, кто вырос на земле, кого вскормили «ущелий недра» и «вспоил дождями небосклон». «Вы» — поэты-символисты, те, кто пытался увести своих читателей из мира реальных событий в мир грез и мечтаний.

Клюев подчеркивает, что мир, созданный символистами, не реальный. Он не может спасти человека от проблем. В конечном итоге «облетел ваш сад узорный» и «ручьи отравой потекли». Напротив, представители новокрестьянского течения призваны показать всю иллюзорность и абсурдность обещаний символистов.

Поэт обращает внимание на то, что очистить человека может лишь сила, которая идет из недр земли. Себя и поэтов, творивших в подобном ключе, Клюев сравнивает с «валунами» и «седыми кедрами».. Мысль о силе «деревенского мира», о «мужицком» воспитании, о первозданности природы Клюев проведет красной линией через многие свои произведения

Мысль о силе «деревенского мира», о «мужицком» воспитании, о первозданности природы Клюев проведет красной линией через многие свои произведения.

ИЗ ЦИКЛА «ПОЭТУ СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ»

1

Изба — святилище земли,
С запечной тайною и раем;
По духу росной конопли
Мы сокровенное узнаем.

На грядке веников ряды —
Душа берез зеленоустых…
От звезд до луковой гряды
Всё в вещем шёпоте и хрустах.

Земля, как старище-рыбак,
Сплетает облачные сети,
Чтоб уловить загробный мрак
Глухонемых тысячелетий.

Провижу я: как в верше сом,
Заплещет мгла в мужицкой длани, —
Золотобревный, Отчий дом
Засолнцевеет на поляне.

Пшеничный колос-исполин
Двор осенит целящей тенью…
Не ты ль, мой брат, жених и сын,
Укажешь путь к преображенью?

В твоих глазах дымок от хат,
Глубинный сон речного ила,
Рязанский маковый закат —
Твои певучие чернила.

Изба — питательница слов —
Тебя взрастила не напрасно:
Для русских сел и городов
Ты станешь Радуницей красной.

Так не забудь запечный рай,
Где хорошо любить и плакать!
Тебе на путь, на вечный май,
Сплетаю стих — матёрый лапоть.

<1916>

611

* * *

О, ели, родимые ели, —
Раздумий и ран колыбели,
Пир брачный и памятник мой,
На вашей коре отпечатки,
От губ моих жизней зачатки,
Стихов недомысленный рой.

Вы грели меня и питали,
И клятвой великой связали —
Любить Тишину-богомать.
Я верен лесному обету,
Баюкаю сердце: не сетуй,
Что жизнь как болотная гать,

Что умерли юность и мама,
И ветер расхлябанной рамой,
Как гроб забивают, стучит,
Что скуден заплаканный ужин,
И стих мой под бурей простужен,
Как осенью листья ракит, —

В нем сизо-багряные жилки,
Запекшейся крови, — подпилки
И критик ее не сотрут.
Пусть давят томов Гималаи —
Ракиты рыдают о рае,
Где вечен листвы изумруд.

Пусть стол мой и лавка-кривуша —
Умершего дерева души —
Не видят ни гостя, ни чаш, —
Об Индии в русской светелке,
Где все разноверья и толки,
Поет, как струна, карандаш.

Там юных вселенных зачатки —
Лобзаний моих отпечатки —
Предстанут, как сонмы богов.
И ели, пресвитеры-ели,
В волхвующей хвойной купели
Омоют громовых сынов.

<1916>

612

Курсы подготовки к ЕГЭ под ключ

Воспроизводится по изданию: Русская поэзия «серебряного века». 1890–1917. Антология. Москва: «Наука», 1993.
Электронная публикация РВБ, 2017–2023. Версия 2.1 от 29 апреля 2019 г.

Тема

Центральная тема – любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека

Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать её

В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает её красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.

Однако стихотворение «Пороша» – это стихотворение о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами. Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт. В этом и заключается главная мысль произведения – любовь к природе и тонкое её восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.

Анализ стихотворения Клюева «Я — посвященный от народа»

Клюев – один из самых ярких и оригинальных русских поэтов двадцатого столетия – родился в глухой северной деревеньке. Своим знанием родного фольклора и народных традиций он по большей части обязан матери, которая была профессиональной плакальщицей и сказительницей. Происхождение Николая Алексеевича оказало огромное влияние на его самобытную лирику. На протяжении всего творческого пути поэт, относившийся к так называемому новокрестьянскому направлению, воспевал северную избу. В его стихотворениях дом простого деревенского жителя олицетворял

патриархальную Русь, наделялся мистической сущностью, воспринимался в качестве основы мироздания. Клюев считал себя носителем определенной театрально-фольклорной традиции. В общество интеллигенции начала двадцатого века он нес понимание России «поддонной», скрытой ранее от посторонних глаз, глубинной.

Стихотворение «Я – посвященный от народа…», написанное в 1918 году, можно воспринимать как своеобразный творческий манифест Николая Алексеевича. Лирический героя произведения утверждает, что есть на нем великая печать. Народность поэзии Клюев понимал как пророческий дар, помогающий стихотворцу

духовным оком увидеть грядущую судьбу родины, понять высокое предназначение нации. В рассматриваемом тексте есть неявная отсылка к творчеству Бальмонта, к которому Николай Алексеевич не раз обращался. Начало стихотворения «Я – посвященный от народа…» напоминает следующие строки Константина Дмитриевича: О, да, я Избранный, я Мудрый, Посвященный, Сын Солнца, я – поэт, сын разума, я – царь.

Николай Алексеевич безоговорочно принял Великую Октябрьскую революцию, что нашло отражение и в произведении «Я – посвященный от народа…»

Достаточно обратить внимание хотя бы на финал стихотворения, в котором благоденствие напрямую связывается со «Звездной Москвой». Приход к власти Ленина и его сторонников Клюев связывал с исполнением вековых чаяний крестьян

Первые послереволюционные годы ознаменовались для Николая Алексеевича активной работой. Поэт настолько увлекся идеями большевиков, что даже вступил в партию. При этом сознание его осталось прежним – крестьянско-религиозным, фольклорно-мифологическим. Естественно, долго мирное сосуществование Клюева и советской власти не продлилось. В 1922 году Троцкий написал о нем критическую статью, после чего перед Николаем Алексеевичем закрылись практически все двери. В июне 1937 года его арестовали «за контрреволюционную повстанческую деятельность» на основании сфабрикованного дело. Через несколько месяцев поэта расстреляли.

Адреса проживания

Петроград — Ленинград

  • 1915—1923 годы — квартира К. А. Расщепиной в доходном доме — набережная реки Фонтанки, 149, квартира 9;
  • 1923—1932 годы — дворовый флигель — улица Герцена, 45, квартира 7.

Томск

Переулок Красного пожарника, 12. В Томске сохранилось два дома — переулок Красного Пожарника, 12 и Мариинский переулок, 38 (ныне 40), в которых в разное время жил поэт.

Последнее пристанище поэта — дом 13 по Ачинской улице (эта часть улицы в те годы часто именовалась также «Староачинская»

и«Старо-Ачинская» , поэтому в разных документах по делу Клюева название улицы представлено в разных вариантах). В доме располагалось несколько квартир, но, относительно квартиры где проживал поэт, в следственных документах НКВД имеются разночтения: квартира или не указана вовсе, или указана под разными номерами (1 и 3). Николай Клюев сам описывал своё жилище (после освобождения из-под ареста 5 июля 1936 года) так:

В 2006 году дом был снесён.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф, которые объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:

В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет на коне. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.

Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.

В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет с одинокой старушкой. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.

В четвёртой строфе передаётся уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой. Написан стих четырёхстопным хореем, что придаёт стихотворению особую музыкальность и лиричность. Выразительность усиливается за счёт гармоничного сочетания мужской и женской рифм.

Анализ стихотворения Клюева «Осинушка»

Стихотворение «Осинушка» написано в 1913 году. К этому времени талантливый поэт-мистификатор стал завсегдатаем литературных салонов, давно и успешно разрабатывая ставшую модной крестьянскую тему. Религиозные убеждения и состояние здоровья не позволяли Николаю Алексеевичу служить в армии, но и не мешали распространять революционные идеи в крестьянской среде. Революцию поэт трактовал как приход Царства Божия, духовное обновление народа. «Осинушка» написана именно в этот период.

Образ осинушки – это собирательный образ России. Поэт оплакивает не просто судьбу гибнущего дерева, а грядущую гибель великой страны, теряющей управление. В стихотворении проявилась самобытность русского поэта. Оно сочетает реальность и сказку. Осина олицетворяет живую народную силу, которую подтачивает червоточина безвластия и коррупции. Произведение создает атмосферу трагической неизбежности.

Стихотворение содержит такие выразительные средства:

  • эпитеты – «горькая (несчастная, обреченная) осинушка», «златоцветный лет (отсылка к полету листьев золотистого цвета)», «стожарные сны», «листья зарные (цвета зари)»;
  • риторическое восклицание – «У тебя детинушка разума займет!»;
  • метафоры – «гложет сердце», «полымем разубрана», «лист-руда (листья рудые, то есть ярко-красного цвета)», «разума займет»;
  • инверсию – «подрублена топором она», «гложет сердце ей», «вянет деревцо»;
  • олицетворения – «червоточина гложет», «судьбинушка ворожит (предсказывает) беду», «осинушка ронит (роняет)», «облака крутятся»;
  • антонимы – «сны – явь».

Стилизуя стихотворение, поэт вводит в него устаревшие слова «полымя», «ронит», «судина» – старорусское название смерти. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «судьбинушка», «осинушка», «детинушка» – придают стихотворению фольклорный, песенный характер, характер народного плача. С их помощью поэт передает свое отношение к описываемым предметам. Текст изобилует отсылками к красному цвету – «лист-руда», «вся красным-красна», «листья зарные», «заря-осинушка».

Оборот «сны в явь оборотить» означает «осуществить вековые народные мечты о счастье, земле», «думы по ветру пустить» – значит, «распространить идеи освобождения». В определенном смысле Н. А. Клюева можно считать провозвестником революционных событий, имевших для страны фатальное значение.

Надо сказать, что в советское время своеобразие стихов Н. А. Клюева с мотивами однополой любви оценили не все. К тому же он, осуждая коллективизацию, отмежевался от советской действительности, которая разрушала традиционный мир русской деревни.

  • Откуда берутся стихи ахматова

      

  • Привет в стихах и картинках

      

  • Вероника тушнова у меня есть любимый стихи

      

  • Марина цветаева стихи на французском

      

  • Картинки на 8 марта со стихами прикольные
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: