Уж преклоняя чело стою…
Однажды сырым вечером, за пасьянсом, ему стало дурно, он скрючился, принялся тереть себе грудь. Позвали доктора. Державин постанывал, даже кричал от боли. Но всё же уснул в кабинете, на диване. Проснувшись, повеселел. Его уговаривали ехать в Петербург, к докторам — старик только посмеивался. Снова начались шутки, карты, чтения Вольтера… Через несколько дней, 8 июля, за завтраком он объявил: «Слава Богу, мне стало легче». По комнате летали ручные птицы, забавлявшие его. От обеда пришлось отказаться: врачи рекомендовали воздержание в пище. Но на ужин он заказал уху — и съел три тарелки. Тут-то ему и сделалось дурно. Доктор прописал шалфею, Львова советовала напиться чаю с ромом. «Ох, тяжело! Ох, тошно. Господи, помоги мне, грешному… Не знал, что будет так тяжело. Так надо. Так надо. Господи, помоги…»
Поздним вечером боль притупилась. Он попросил у всех прощения за беспокойство: «Без меня бы спали давно». И дал слово Дарье на следующее утро отправиться в Петербург. И вдруг он немного приподнялся, глубоко вздохнул — и всё стихло. Доктор сконфуженно поглядел на Львову. Комната наполнилась женскими рыданиями. 8 июля — это по новому стилю как раз и есть 20-е. На аспидной доске остались написанные мелом восемь строк — тех самых.
Тело его покрыли простой кисеёй — от мух. Сосед — Тырков — всё тараторил: «Нужно сказать государю. Государь так его любил, он непременно захочет проститься». Император и впрямь находился поблизости — в Грузине у Аракчеева, это соседнее поместье. Но нет… У гроба стояли сыновья Капниста и Львова, а внук Фелицы отсутствовал, да и не узнал он вовремя о смерти Державина. Прислуга в те дни перепилась — надо думать, от скорбных мыслей. 11 июля настало время последней службы. Вокруг гроба собрались священники. «Какое в нём было нетерпение делать добро!», — произнесла Прасковья Львова. Под погребальное пение гроб перенесли на лодку, и траурная процессия направилась к Хутынскому монастырю.
Сочинение 3
Произведение, относящееся к философской лирике поэта, представляет собой подведение результатов творческой жизни автора в виде определенного и откровенного самоанализа.
Повествование в произведении ведется от имени лирического героя в лице самого поэта, который, используя простую, незамысловатую форму монолога, оглядываясь на прожитую жизнь, оценивает свою нравственную позицию и поэтическое творчество в целом.
Структурная композиция стихотворения, являющаяся отличительной особенностью среди произведений поэта, состоит из тридцати двух строк, соединенных одной строфой, условно разделенных на три основные части, выражающих, соответственно, позицию духовного осмысления действительности, сознания в качестве отражения полученного опыта, а также мировоззрения в форме стимула для продолжения поэтической работы.
В качестве стихотворного размера произведения поэтом выбирается двустопный хорей в сочетании с рифмовкой, выполненной смежным способом, создающих определенный звуковой ритм и отображающих поэтическое настроение в виде двойственной противоречивой атмосферы спокойного размышления и эклектичности произведения.
Среди средств художественной выразительности в стихотворении используются разнообразные метафоры, олицетворения, сравнения и эпитеты, образующие между собой взаимосвязанную каркасную систему.
Своеобразным отличием стихотворения является применение автором словоформ в виде высоких и низких стилей (вельможа, правду брякнуть) с включением в них словесных повторов, частых местоимений, глаголов прошедшего времени и существительных имен, придающих реалистичность содержательному изложению без использования приукрашенных выражений.
Стихотворение имеет экспрессивное настроение и выражает откровенные признания лирического героя о смысле его общественной и творческой деятельности, размышления о совершенных ошибках и объяснения мотивов осуществленных действий.
Используя художественный прием в форме доверительной беседы с читателем, поэт анализирует систему собственных жизненных ценностей, признавая ее правильность и справедливость, но предполагает, что не является при этом идеальным, безгрешным человеком, поскольку подвержен людским слабостям. Однако результатом проведенного анализа собственной жизни поэту представляется преданность и верность в служении отчизне.
Жанр, структура и композиция
Жанр произведения — философская лирика. Оно имеет форму дружеской доверительной беседы лирического героя с потенциальным читателем, в которой автор от всего сердца делится своими мыслями и подводит итоги прожитых лет. Особенности структуры и композиции произведения:
- стихотворение написано двустопным хореем;
- используется перекрёстная рифмовка — классический вид, при котором рифма идёт через строку;
- ударение на первый слог придаёт стиху особый ритм, подчёркивающий его двойственность — спокойные рассуждения смешиваются с пламенными признаниями;
- часто употребляется местоимение «я», что создаёт дополнительный акцент на образе автора в виде лирического героя;
- глаголы используется в прошедшем времени — этим автор подчёркивает, что стихотворение является кратким итогом его жизни, размышлениями о достигнутом.
Большое значение в этом процессе сыграло и «Признание». В нём автор впервые полностью сконцентрировался на образе автора, выведя на передний план не действие, а анализ человеческой индивидуальности и психологии.
Сознание персонажа — основа всего текста, что было необычной особенностью для произведения того времени.
Другим принципиальным отличием стихотворения стала его трёхплановость.
Проводя разбор «Признания», можно заметить 3 уровня:
- духовное осмысление действительности — автор рассказывает о своём мировоззрении и системе ценностей;
- сознание как отражение опыта;
- призыв к действию путём попытки донести мировоззрение.
Автор одновременно проводит самоанализ, рассказывает читателю о себе и взывает к нему, пытаясь донести свою точку зрения. Он делает это очень искренне и душевно — читая стих, невозможно злиться или обвинять поэта, что и делает его произведение гениальным наследием.
Анализ стихотворения Капниста «Ода на смерть Державина»
Стихотворение В. В. Капниста «Ода на смерть Державина» было написано в 1816 году в его родной Обуховке по понятному поводу. Поэтов соединяли не только родственные связи, но и многолетняя дружба и общее участие в литературном кружке. Василий Васильевич ясно осознавал значение Г. Р. Державина для русской классической литературы и становления российской государственности.
Ясное понимание произведения невозможно без знания мифологических имен и смысла названий. Элизей (Элизиум) – место пребывания душ умерших людей. Харита – древнегреческая богиня веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности. Хрон – синоним неумолимого времени. Пергам – древний город, крупный культурный центр. Омир – именование Гомера. Геликон – гора в Греции, пристанище муз, покровительниц искусств и поэзии.
Феб – мифологическое прозвище бога-охранителя искусств Аполлона. Он же, рожденный на плавучем острове, является близнецом богини охоты Дианы. Автор сравнивает Г. Р. Державина с островом, который появился из морских пучин, чтобы стать родиной Аполлона. «Аполлонов лес» – лес из лавровых деревьев, ветками которых увенчивали славных поэтов. Плутон – бог подземного царства и смерти. Ахилл – славный герой троянской войны.
Объяснения требуют также устаревшие обороты «поращаешь» – «покрываешь», «через кремнистый рея (перемещаясь) праг» – «преодолевая каменистый порог», «зыби» – «морские волны», «низвесясь на… челе» – «повиснув со лба», «падущи ручьи» – «падающие с высоты (водопады) ручьи», «преткнется» – «споткнется».
Поэт использует следующие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «унылый стон», «печальные музы», «Плутонов чертог», «звездный эфир», «небесна лира», «весть жестока», «непримирим рок», «нежная супруга», «слезный ток», «раб презренный», «луч игривый», «гробовая доска», «знамениты победы»;
- многочисленные метафоры – «певец любви», «затмилася лира», «удар пронзил душу», «гнев рока», «чаша зол», «зев смерти», «отливы взор разят», «венки побед», «сиять Россия будет;
- синекдоху – «твой лавр (слава поэта)»;
- риторические восклицания – «Уж нет его!», «На Геликоне … фар погас!», «И ах! Державина … нет!», «О весть жестока!», «О скорбь!», «О смерть!», «Увы!», «Но ты под … доскою, Державин!», «прости мне, друг любезный!»;
- риторические вопросы – «Что слышу я?», «Почто … дерзнул я петь?»;
- лексические повторы – «Уж нет его!» (повторяется дважды), «Вновь … излил, вновь …лишает», «прости мне, друг…, прости…», «О скорбь! И скорби … мы не смягчим…»;
- эллипсис – «там плачет … супруга, толпа тут (плачет) бедных…», «отъемлет у России (верного) – сына, у мира (отнимет) – образец…», «и славу (саму) – обессмертил ты»;
- оксюморон – «бессмертного …тлеет прах»;
- сравнение – «все, как жертвы», «теряется, как река в долине», «луч подобно водопаду», «ты процветешь, как лавр», «прими песнь, как цветок»;
- инверсию – «в глубокой гибнет бездне сей», «святую всем гласно истину…», «грозных память боев», «бессмертного уж тлеет прах», «вечною покрытый тьмою», «Плутон забвения рекою не смоет»;
- гиперболу – «омывши слезами».
Длинные ряды однородных членов предложения – «страсти, мечты, вождей, память, монархов, героев и славу», «величество, победы, прелести, блеск», сказуемых – «вещал, разил, унижал, представил, обессмертил» – помогают автору описать многостороннюю деятельность великого поэта-государственника. Часть из них оформляет многосоюзие – «и радость, и ветхость, и красу, и младость».
Поэт широко применят старославянизмы: «мраз (мороз)», «глас», «праг (порог)», «чертог», «древа (деревья)», «чело», «цевница (струнный музыкальный инструмент)», «истнить (уничтожить)», «зев (пасть)».
Оборот «блеск Фелицына венца» – отсылка к оде Г. Р. Державина «Фелица». Произведение проникнуто чувством невозвратимой потери, рассуждениями о краткости земного существования, перечислениями заслуг Гавриила Романовича.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Оды ✑
Оды
История создания
«Признание» Г. Р. Державина относится к позднему творчеству писателя — к тому моменту он уже успел приобрести известность в политических и литературных кругах. Осознав, насколько его поэтические идеи и методы отличаются от признанных канонов и устав от критики за смешивание жанров и злоупотребление просторечиями, пожилой (на тот момент ему было 65 лет) поэт счёл необходимым объяснить свои взгляды на искусство в форме стихотворения. Так и появилась идея произведения.
Написано «Признание» было в 1807 году. Почувствовав потребность подвести итоги своей творческой деятельности, Державин решил не останавливаться на своём литературном пути, но и объяснить жизненную позицию, политические взгляды и отношение к поэзии в целом.
Анализ стихотворения «На смерть князя Мещерского» Державина
Гаврила Романович Державин — цвет русского классицизма, учитель и образец для поэтов следующего за ним поколения. В стихотворении «На смерть князя Мещерского» он рассуждает в духе той эпохи о бренности человеческой жизни.
Стихотворение написано в 1779 году. Его автору исполнилось 36 лет. Всю жизнь он занимал важные государственные посты, но творчество все же не оставлял. К этому времени он уже был статским советником, заседал в Правительствующем сенате, а в 1802 году и вовсе стал министром. По жанру — ода на кончину, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной и кольцевой рифмовкой, 11 строф. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой — сам автор. Поводом послужила внезапная смерть в 48 лет князя Александра Мещерского. Друзьями они не были, но Г. Державин не раз принимал участие в в пирах и балах этого вельможи. Притихшие пирующие словно встают из-за изобильного стола, потеряв аппетит и здоровую веселость. Восклицания, вопросы, пессимистическая интонация сразу бросаются в глаза: увы! Куда, Мещерский! ты сокрылся? Смерть, трепет естества и страх! Сегодня бог, а завтра прах.
Поэт рассуждает не как христианин, а как воспитанник эпохи Просвещения, эдакий вольнодумец, которого окатили ушатом холодной воды. Впрочем, переиначенная цитата из Библии здесь есть: приходит смерть к нему, как тать, и жизнь внезапу похищает. Тать — значит «вор». Есть параллели и с библейской книгой Екклесиаста с известным выражением из нее, что все — суета сует. «Где там? -Не знаем». Похоже, Г. Державин не уверен в благополучной посмертной участи князя. А может он и вовсе отрицает посмертную жизнь души? «Где стол был яств — там гроб стоит» и «жизнь есть небес мгновенный дар» — два самых известных афоризма из этого стиха. «К брегам ты мертвых удалился» — явный намек на античные представления о смерти.
С. Перфильев — многолетний друг покойного князя, видимо, тоже пораженный этой неожиданной и потому грозной — для еще остающихся жить — кончиной. «Покой» и «чистая душа» — вот рецепт поэта для тех, кто желает мужественно встретить смерть в любую минуту. Повторы усиливают смятение: глядит, сегодня, не столько, зовет. Сравнение: как сон, как мечта. Образ смерти поэт одушевляет и зловещей метафорой возвышает над всякой жизнью — человека ли, звезды.
В поэзии Г. Державина жанр оды занимает почетное первое место. Однако произведение «На смерть князя Мещерского» стоит в его творчестве особняком, ведь это ода на кончину.
Произведение представляет собой размышления автора о смерти, навеянные кончиной его знакомого. Поэт не сделал из него обычную хвалебную надгробную речь, но высказал свои чувства и мысли по поводу судьбы, ожидающей каждого.
Образ смерти рисуется, безусловно, как зловещий. Автор не изображает ужасные картины, для него главное – это неотвратимость ухода в небытие. Он подчеркивает, что путь к могиле начинается с момента появления на свет. Образ, использованный им – это обычная фольклорная старуха с косой, цель явно не внушить ужас, а напомнить то, что известно всем.
Кроме того, поэт связывает образ смерти с образом времени, еще раз напоминая, что кончина каждого неотвратимо приближается.
Автор акцентирует внимание на одинаковой судьбе каждого человека, ждущей его в конце земного существования. Он говорит о том, что положение в этом мире перед лицом смерти ничего не значит
Для этого Державин ставит рядом царя и самого униженного человека — узника тюрьмы. Даже царства и природные объекты, даже такие долговечные, как солнце или звезды ждет та же участь.
Поэт, усиливая создаваемое им тягостное впечатление, использует метафоры. Например, старение он сравнивает с дверями, ведущими в вечность. Образ звенящего металла символизирует хватку смерти, невозможность выбраться из ее рук.
Однако поэт все же находит для себя утешение среди безрадостных картин, нарисованных им. Смерть для него естественна. Он говорит о насильственном конце, а о естественном умирании, когда старость подтачивает силы. В смерти автор стихотворения видит всего лишь следование неумолимым законам мироздания. Раз человеку положено умереть, то протестовать против смерти просто бессмысленно.
В данном произведении отсутствует религиозная тематика и даже упоминание о Боге. Скорее всего, это не выражение атеизма автора, а его нежелание рисовать благостную картину. Державин прямо говорит, что ему неизвестна доподлинно судьба покинувших этот мир. Смерть Мещерского для него представлялась потерей, поэт не желал разбавлять печаль утешениями. Он призывал спокойно встретить неизбежное, насколько бы страшным оно не представлялось.
Литературный анализ стихотворения
Данное стихотворение было впервые запечатлено на бумаге в 1795 году, когда Державину было пятьдесят два года и он уже находился в зрелом периоде своего творчества. В этом возрасте он уже обзавёлся поэтическим и служебным успехом, а также начал анализировать свою роль в русской поэзии и культуре.
Жанр стихотворения — ода. Но не совсем обычная ода, Державин первый из русских поэтов, хоть и косвенно, но посвятил оду себе. Это можно назвать слегка эгоистической одой; но с другой страны талант, масштаб и влияние личности поэта этого заслуживает.
Размер стихотворения: шестистопный ямб. Вид рифмовки: перекрёстная рифмовка.
Главная мысль и тема стихотворения — это вера в бессмертие как поэзии в частности, так и искусства в целом. Державин говорит нам, что человеку не обязательно возводить города, увековечивать себя в граните или быть центром внимания своей эпохе, но ему лишь нужно творить искусство и тогда его запомнят и без лишних атрибутов.
Но ко всему прочему Державин также выдвигает несколько условий к будущим поэтам: Во-первых, быть абсолютно честными всегда и везде и с кем бы то ни было. Пускай и король перед вами, или император, но коль вы поэт, то обязаны не льстить, а правдою как мечом рубить.
Во-вторых, не стеснятся и даже гордиться собственными успехами и заслугами. Державин собственным примером показывает, что если вы действительно сдюжили в борьбе за славу и достигли чего-то грандиозного, то нет ничего постыдного в том, чтобы похвастаться этим. В‑третьих, подобно примеру поэта из его последней строфы, безгранично, бесцельно, но перманентно, резво и яро славить, восхвалять. Ту самую соблаговоляющую в творчестве, но при том неуловимую поэтическую музу.
Для поддержания величественности и высокопарности своего стихотворения, дабы выделить его непомерную важность, Гавриил использует множество разных художественных приёмов. Эпитеты: памятник (какой) чудесный, вечный; вихрь(какой) быстротечный; слог забавный
И др. Гипербола: металлов тверже, а также выше пирамид. Метафоры: времени полет; зарей бессмертия. Олицетворения: ни гром не сможет сломить; ни времени полёт ни сокрушит. Также стоит отметить общий подбор слов для этого стихотворения, многие из них считаются очень возвышенными и редкими. Стихотворение изобилует восклицанием и духом высокой поэзии.
Тема и идея
Центральная тема произведения — подведение итогов прожитой жизни, её анализ. Герой произведения, который олицетворяет самого автора, словно со стороны смотрит на неё, оценивая себя как человека, писателя, служителя родины и пример для потомков. Он рассказывает о своих ценностях и нравственной позиции, которой придерживался на протяжении всей жизни. Рассуждая о них, герой приходит к выводу, что считает их правильными и справедливыми несмотря на обстоятельства.
Ближе к концу стиха герой также говорит о своих недостатках, изъянах, ошибках. Между строк он признаётся, что не всё в жизни сделал правильно и искренне сожалеет о том, как провёл свои молодые годы. Восхищает, что он находит в себе силы признать ошибки и слабости настолько публично и открыто — это требует смелости.
Но персонаж не занимается самобичеванием, а сразу же оправдывает себя, предлагая бросить в него камень любому, кто считает себя совершенным. В этих строках и скрыта главная тема произведения. Автор пытается донести, что никто не безгрешен, но если человек живёт по совести и не уступает своим принципам, ему нечего стыдиться и бояться.
Герой говорит, что успел пройти через множество взлётов и падений, но это не смогло сломать его дух. Подводя итог своей жизни, Гавриил Романович остаётся доволен. Он преданно служил людям и государству, создал множество замечательных произведений и поступал в согласии с совестью, а значит и упрекнуть его не в чем.
Тема, идея
Производя анализ стихотворения Державина «Признание» по ключевым словам, мы выявляем идейно-смысловой его . Именно «человечье», т. е. гуманное, со свойственной ему добротой, искренностью, верой во всё лучшее. Это подтверждают и другие примеры текста: герой не любит притворяться и «философа брать вид», в поэзии он прославляет не себя, а высшие силы, наградившие его талантом. Всячески подчёркивая именно человеческую природу своего дара, Державин «Признание» строит по принципу противопоставления. Он подчёркивает, что если прославлял царей, то не из-за верноподданнических чувств, а чтобы воспеть добродетели, необходимые в государственных лицах, и указать на них сильным мира сего. Победы ним восхвалялись, дабы потомки знали о важных событиях своей истории, гордились ими, и свою страну, своё время тоже поднимали на пьедестал великих свершений. В глаза лирический герой и истины «брякал» вельможам, критикуя их не из зависти или злобы, а чтобы те становились лучше. Именно искренность, правдивость, открытость миру и людям считает главными достоинствами своей поэзии Державин. «Признание», анализ которого мы сделали, позволяет утверждать это в полной мере. Тем и ценен для нас дар Гавриила Романовича, его уникальное стихотворное наследие. Замыкая эпоху классицизма русской литературы, он сумел придать ему живой человеческий облик. Потому и Пушкин искренне считал Державина своим гениальным учителем.
Анализ по строфам «Памятник»
Гавриил Романович Державин — великий русский поэт 18 века. В своем творчестве он освещал проблемы русского высшего общества. Поэт отмечал как хорошие стороны жизни (деятельность императрицы), так и отрицательные (разрушительную деятельность вельмож). Также в лирику Державина вошла его собственная жизнь.
Отличительные черты творчества поэта можно легко проследить на примере стихотворения «Памятник», которое было написано в 1775 году. Это произведение содержит некоторые сведения из жизни самого Державина. Его герой не вымышлен воображением, он дышит и действует. Именно поэтому стихи начинаются с личного местоимения «я»: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный». И далее продолжается рассказ о себе: «…первый я дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить».
Фелицей Державин называл Екатерину II. Ещё в 1783 году была опубликована посвящённая императрице ода с тем же названием, которая принесла Державину литературную славу.
Ещё одна отличительная черта поэзии Державина — соединение «высоких» и «низких» слов. Этим поэт добивается очень большой выразительности:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов твёрже он и выше пирамид…
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных…
И рядом с этими простыми и понятными каждому строчками есть в «Памятнике» стихи, наполненные высокой лексикой. Особенно показательно последнее четверостишие, наполненное героическим воодушевлением и верой в своё предназначение:
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай.
В основу стихотворения положен образ памятника. Он становится в произведении Державина памятью таланту и искусству. Художественный приём, лежащий в основе стихотворения, — метафора.
Ещё один излюбленный приём поэта — градация. Например:
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
Наряду с этими приемами, Державин использовал и одушевление. Вот четверостишие, полностью состоящее из одушевлений:
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастёт моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
В «Памятнике» Державин утверждал вечность своего литературного творчества, определял свои несомненные заслуги перед Отечеством (Всяк будет помнить то в народах неисчётных, / Как из безвестности я тем известен стал). Но не менее гордился поэт и своим народом (Доколь славянов род вселенна будет чтить).
С самой большой теплотой поэт относился к своей Музе, считая, что именно она двигала его пером:
О муза! возгордись заслугой справедливой…
Непринуждённою рукой неторопливой
Чело твоё зарёй бессмертия венчай.
Таким образом, в «Памятнике» поэт представлен как орудие высшей силы, направленное на уничтожение пороков и действующее по велению свыше.
Композиция
Стихотворение Державина представлено пятью строфами, каждая из которых состоит из сложных предложений, призванных подчеркнуть серьёзный настрой автора.
В первой строфе поэт делает акцент на бессмертии поэтического искусства, способного пережить даже самый долговечный рукотворный монумент.
Далее следуют размышления о значимости творчества самого автора, которые в полной мере определяются в четвёртой строфе.
В последней же строфе автор обращается в Музе – покровительнице поэзии.
Все произведение имеет форму монолога, поскольку ведётся от первого лица с частым использованием личных местоимений.
Авторский посыл
По содержанию «Признание» походит на откровение. Автор строит произведение в форме доверительной беседы с гипотетическим читателем, которому рассказывает о своём характере, жизненных ценностях, неудачах и свершениях, планах и мечтах. Он подводит итоги собственной творческой деятельности, рассуждает о своей ценности для народа как поэта и политического советника. При чтении можно понять, что признание адресовано не только аудитории, но и самому себе — он выясняет мотивы собственных действий, проводит самоанализ.
Цель автора — обрисовать свой образ, с которого потомки и современники смогут взять пример. Он подчёркивает свою честность, добропорядочность, желание служить родине — качества, которыми можно восхищаться. Одновременно с этим Державин совсем не пытается возвысить или приукрасить себя — наоборот, он акцентируется на недостатках и спорных моментах.
Этим поэт доносит вторую важную мысль — каждый человек имеет изъяны, с этим ничего не сделать. Чтобы прожить достойную жизнь, достаточно развивать хорошие качества, оставаться человечным и порядочным, не пускаясь в самокритику и не стремясь к мнимому совершенству, ведь никто не безгрешен. Авторский посыл заключается в призыве к действию — человек не может быть идеальным, но должен стремиться стать как можно лучше, чтобы подать пример современникам и потомкам.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Маяковского О дряни
Начиная с вступительных строк стихотворения, Маяковский намекает на то, что к людям низшего сословия он не имеет отвращения. Описывая мещанство поэт имеет в виду людей, которые думают только о себе
- Анализ стихотворения Призраки Бунина
Очень многими писателями и поэтами в их творчестве рассматривалась теме жизни после смерти. Бунин не стал исключением, его творчества эта тема так же коснулась. Написание стихотворения «Призраки»
- Анализ стихотворения Снега потемнеют синие Твардовского
Круговерть этого мира на самом деле не всегда осознается в полной степени людьми. Казалось бы, не существует ничего более простого, чем понять, как люди появляются на Свет и уходят, как сменяются эпохи и как простые и не совсем движения души выливаются
- Анализ стихотворения Баратынского Весна, весна! как воздух чист
Это светлое стихотворение часто на конкурсах читают дети. Восторженный, оптимистический настрой, радость наполняют первые же строки. Здесь много восклицаний, повторений… Показано восхищение природой, возрождением жизни
- Анализ стихотворения Сон Некрасова
Некрасов Николай Алексеевич появился на свет в 1821 году, в один год с другой великой творческой личностью — Достоевским Ф. М. Известен всем нам как выдающийся поэт и писатель, способствовавший гуманизации русской литературы
Глагол времен! металла звон!
Твой страшный глас меня смущает,
Зовет меня, зовет твой стон,
Зовет — и к гробу приближает.
Едва увидел я сей свет,
Уже зубами смерть скрежещет,
Как молнией, косою блещет
И дни мои, как злак, сечет.
Ничто от роковых когтей,
Никая тварь не убегает:
Монарх и узник — снедь червей,
Гробницы злость стихий снедает;
Зияет время славу стерть:
Как в море льются быстры воды,
Так в вечность льются дни и годы;
Глотает царства алчна смерть.
Скользим мы бездны на краю,
В которую стремглав свалимся;
Приемлем с жизнью смерть свою,
На то, чтоб умереть, родимся.
Без жалости всё смерть разит:
И звезды ею сокрушатся,
И солнцы ею потушатся,
И всем мирам она грозит.
Не мнит лишь смертный умирать
И быть себя он вечным чает;
Приходит смерть к нему, как тать,
И жизнь внезапу похищает.
Увы! где меньше страха нам,
Там может смерть постичь скорее;
Ее и громы не быстрее
Слетают к гордым вышинам.
Сын роскоши, прохлад и нег,
Куда, Мещерский! ты сокрылся?
Оставил ты сей жизни брег,
К брегам ты мертвых удалился;
Здесь персть твоя, а духа нет.
Где ж он? — Он там. —
Где там? — Не знаем.
Мы только плачем и взываем:
«О, горе нам, рожденным в свет!»
Утехи, радость и любовь
Где купно с здравием блистали,
У всех там цепенеет кровь
И дух мятется от печали.
Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались лики,
Надгробные там воют клики,
И бледна смерть на всех глядит.
Глядит на всех — и на царей,
Кому в державу тесны миры;
Глядит на пышных богачей,
Что в злате и сребре кумиры;
Глядит на прелесть и красы,
Глядит на разум возвышенный,
Глядит на силы дерзновенны
И точит лезвие косы.
Смерть, трепет естества и страх!
Мы гордость, с бедностью совместна;
Сегодня бог, а завтра прах;
Сегодня льстит надежда лестна,
А завтра — где ты, человек?
Едва часы протечь успели,
Хаоса в бездну улетели,
И весь, как сон, прошел твой век.
Как сон, как сладкая мечта,
Исчезла и моя уж младость;
Не сильно нежит красота,
Не столько восхищает радость,
Не столько легкомыслен ум,
Не столько я благополучен;
Желанием честей размучен,
Зовет, я слышу, славы шум.
Но так и мужество пройдет
И вместе к славе с ним стремленье;
Богатств стяжание минет,
И в сердце всех страстей волненье
Прейдет, прейдет в чреду свою.
Подите счастьи прочь возможны,
Вы все пременны здесь и ложны:
Я в дверях вечности стою.
Сей день иль завтра умереть,
Перфильев! должно нам конечно:
Почто ж терзаться и скорбеть,
Что смертный друг твой жил не вечно?
Жизнь есть небес мгновенный дар;
Устрой ее себе к покою
И с чистою твоей душою
Благословляй судеб удар.