Содержание произведения
Стих «Признание» Державина написан всего лишь одной строфой, размер которой — 32 строки. Условно его можно разделить на 3 части:
- Начинается повествование с рассуждений лирического героя, что он никогда не умел важничать и лицемерить, а в других людях больше всего ценил искренность, порядочность, душевность. Эти качества он старался всячески культивировать и развивать в себе, что характеризует его как человека честного и трудолюбивого.
- Во второй части автор рассуждает о своей роли как поэта. Он рассказывает, что свой гений считает даром богов, а стихи пишет с целью «передать потомкам» урок о великих делах их предков. Там же поэт рассказывает о своей преданности родине, желании служить ей. Одновременно он продолжает делать акцент на честности, считая, что должен высказать правду не только народу, но и высокопоставленным вельможам, духовенству и даже правителям.
- В последней третьей части герой говорит о своих недостатках и слабостях. Именно благодаря ей стихотворение называется признанием. Автор рассказывает, что ему не чужда ни слабость к женщинам, ни тяга к светским удовольствиям, рассуждает о взлётах и падениях, неизбежных в любой жизни.
Содержание и техника
Как было упомянуто выше, написал Пушкин стихотворение «Разлука» (анализ которого мы уже начали) в 1817 году, когда к завершению подходила его учеба в Царскосельском лицее. За это время поэту удалось найти много верных друзей. Он был предан своим товарищам и ценил дружбу, вознося ее на пьедестал. Когда учеба подходила к концу, поэта сильно удручал факт предстоящей разлуки. Особенно расставание с Кюхельбекером, который за время учебы успел стать для Пушкина не просто другом, а почти братом. Первый вариант названия произведение так и звучал: «К Кюхельбекеру». Только спустя несколько лет, редактируя свои работы, Пушкин изменил название.
Пришло время расставания, и в последний раз все слушают его произведение. Так начинает свою работу Пушкин (стихотворение «Разлука»). Анализ этого утверждения можно подчеркнуть такими строками: «Последний раз в сени уединенья моим стихам внимает наш пенат».
Далее поэт обращается непосредственно к своему товарищу по перу и желает ему счастья, призывая познать, что есть настоящая любовь и свобода. Пушкин в роли лирического героя дает обещание хранить верность дружескому братству. Он говорит, что независимо от событий останется верным товарищам.
Чтобы выразить эмоции, поэт использует в произведении множественные метонимии, метафоры и персонификации. Само произведение создано при помощи четырехстопного ямба с чередованием охватной и перекрестной рифм.
«Разлука» М.Лермонтов
«Разлука» Михаил Лермонтов
Я виноват перед тобою, Цены услуг твоих не знал. Слезами горькими, тоскою Я о прощеньи умолял, Готов был, ставши на колени, Проступком называть мечты; Мои мучительные пени Бессмысленно отвергнул ты.
Зачем так рано, так ужасно Я должен был узнать людей И счастьем жертвовать напрасно Холодной гордости твоей. Свершилось! Вечную разлуку Трепеща вижу пред собой… Ледяную встречаю руку Моей пылающей рукой. Желаю, чтоб воспоминанье В чужих людях, в чужой стране Не принесло тебе страданье При сожаленье обо мне…
Анализ стихотворения Лермонтова «Разлука»
Воспитанием Михаила Лермонтова занималась его бабушка, Елизавета Арсеньева, по настоянию которой в 1827 году будущий поэт поступил в пансион, где юношей из благородных семей готовили к поступлению в университет. Вместе с Лермонтовым учились дети знаменитых московских дворян, однако поэт сумел подружиться с двумя подростками, родители которых не отличались блистательным положением в обществе. Одним из товарищей Лермонтова стал Михаил Сабуров, дружбу с которым сам поэт называл «мучительной» и «бессмысленной». В последствии он так и не смог ответить, чем именно его привлекал этот худощавый и высокомерный подросток, который был резок в суждениях и несдержан в высказываниях.
Так или иначе, но Михаилу Сабурову Лермонтов посвятил несколько стихотворений, последнее из которых под названием «Разлука» датировано 1830-м годом. Написано оно было накануне окончания пансиона, после чего поэт больше никогда не встречался со своим товарищем
И на то были довольно веские основания, так как юный поэт по своей неосторожности выдал сердечную тайну друга, которая стала известна широкому кругу людей. По этой причине свое прощальное стихотворение, адресованное Сабурову, автор начинает со строк: «Я виноват перед тобою, цены услуг твоих не знал»
Поэт просит прощения у человека, который, как он считает, был ему не только верным другом, но и наставником. Обращаясь к нему, поэт подчеркивает, что научился узнавать и понимать людей. Однако эти знания принесли ему одни лишь страдания. Хотя бы потому, что теперь автор прекрасно осознает, что его дружбе с Сабуровым пришел конец, и избежать расставания с близким товарищем нему не удастся.
Ситуация осложнилась тем, что Михаил Сабуров не принял извинения Лермонтова, и это подтверждают строки стихотворения: «Мои мучительные пени бессмысленно отвергнул ты». Поэтому расставались приятели не столько друзьями, сколько врагами, что вызывала в душе юного поэта бурю чувств. Лермонтов догадывается, что судьба больше никогда не сведет их вместе, поэтому отмечает в своем стихотворении: «Вечную разлуку трепеща вижу пред собой». В этой строчке слышится не только раскаяние и сожаление, но и некоторое облегчение. потому что по отношению к Сабурову Лермонтов постоянно испытывал чувство вины. Точнее, это лучший друг заставлял поэта его ощущать, умело изображая холодность, равнодушие и презрение. Гораздо позже Лермонтов скажет, что, в сущности, ничего не потерял, разорвав отношения с Сабуровым. Однако в момент расставания поэт желал лишь, чтобы друг не испытывал страданий, вспоминая о нем.
История создания
Стихотворение было написано в 1817 году, в период, когда обучение юного Пушкина в лицее в Царском Селе подходило к концу. Во время пребывания в стенах учебного заведения Александр завел службу со многими интересными талантливыми личностями.
Он очень высоко ставил дружбу и искренние отношения между людьми, но наибольшую душевную привязанность испытывал к Вильгельму Кюхельбекеру. Именно к Кюхле, как ласково называли молодого человека друзья-лицеисты, и было обращено стихотворение Пушкина «Разлука».
Изначально произведение носило другое название – «К Кюхельбекеру», но спустя время поэт переименовал его.
Третья часть: отношение писателя
Александр Сергеевич был человеком с тонкой и чувствительной душой. Такой вывод можно сделать, исходя из всех строк произведения, которые ясно указывают на грусть и тоску поэта. Расставание с любимыми друзьями влечет для автора одиночество и отсутствие близких.
Сегодня найти человека, который ценил бы дружбу столь высоко, наверное, не так уж и просто. Александр Сергеевич всеми словами своего произведения показал, что ему известна цена таких взаимоотношений. Пушкин воспринимал чужие беды и горести так, словно все это происходило с ним самим. Поэт радовался чужим победам настолько сильно, что можно было решить, будто победил он сам. Он всегда оставался верным своим друзьям и товарищам, что уже характеризует Пушкина как прекрасного друга и товарища.
История создания
«Признание» Г. Р. Державина относится к позднему творчеству писателя — к тому моменту он уже успел приобрести известность в политических и литературных кругах. Осознав, насколько его поэтические идеи и методы отличаются от признанных канонов и устав от критики за смешивание жанров и злоупотребление просторечиями, пожилой (на тот момент ему было 65 лет) поэт счёл необходимым объяснить свои взгляды на искусство в форме стихотворения. Так и появилась идея произведения.
Написано «Признание» было в 1807 году. Почувствовав потребность подвести итоги своей творческой деятельности, Державин решил не останавливаться на своём литературном пути, но и объяснить жизненную позицию, политические взгляды и отношение к поэзии в целом.
Составление плана
Анализ стихотворения Пушкина «Разлука» по плану гораздо проще написать
Разберем, на что же необходимо обратить свое внимание в стихотворении
Первым делом для анализа стихотворения Пушкина «Разлука» нужно описать содержание произведения. Иными словами, нужно сказать, о чем это стихотворение. Здесь же нужно указать идейный замысел автора и жанр, к которому относится творение.
Второе, что нужно раскрыть в анализе стихотворения Пушкина «Разлука», – это техника написания произведения. Здесь нужно сказать несколько слов о ритмике, рифме и стилистическом направлении.
Третьей частью анализа стихотворения Пушкина «Разлука» стало использование конкретных образов и отношение самого автора к той проблеме, которую он поднимает в произведении. Здесь также необходимо указать и свое мнение о прочитанном, выделить какие-либо части, которые смогли задеть собственные чувства. Необходимо так же сделать небольшой обобщающий вывод о прочитанных строках.
«Признание» Г.Державин
«Признание» Гавриил Державин
Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид; Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим.
Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел, Не собой блистал я — богом; Вне себя я бога пел. Если звуки посвящались Лиры моея царям, — Добродетельми казались Мне они равны богам. Если за победы громки Я венцы сплетал вождям, — Думал перелить в потомки Души их и их детям. Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух, — Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг. Если ж я и суетою Сам был света обольщен, — Признаюся, красотою Быв плененным, пел и жен. Словом: жег любви коль пламень, Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень, Если ты не человек.
Анализ стихотворения Державина «Признание»
Каждый поэт рано или поздно подводит итоги своей литературной деятельности и, оглядываясь назад, пытается определить то самое важное, ради чего он прожил жизнь. Подобное стихотворение под названием «Признание», написанное в 1807 году, есть и у Гавриила Державина
Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автора открыто говорит о том, как прожил свою жизнь и чего сумел достичь на литературном поприще.
Поэт признается, что никогда не был святошей и не умел притворяться, не важничал и не философствовал. «Я любил чистосердечье, думал нравиться лишь им», — отмечает Державин. Однако жизнь внесла в идеалистически мировоззрения поэта свои коррективы, и на каком-то этапе он осознал, что мир устроен несколько иначе. Оказывается, что люди нередко ценят себе подобных не за прямолинейность, талант и стремление к совершенству, а за внешний вид, положение в обществе и финансовое благополучие. Впрочем, в этом отношении Державину действительно повезло, так как он был не только востребованным придворным поэтом, но и сумел сделать блестящую политическую карьеру. Возможно, по этой причине ему было позволено говорить вслух многое из того, о чем другие предпочитали молчать.
Правда, не стоит забывать, что сам Державин был ярым приверженцем монархии и никогда не скрывал своих политических взглядов. В то время, как Европа переживала политический кризис и увлекалась вольнодумством, поэт посвящал оды императрице Екатерине, искренне восхищаясь ее умом и предприимчивостью. «Если звуки посвящались лиры моея царям, — добродетельми казались мне они равны богам», — признается поэт. При этом он сам даже не пытается возвести себя в ранг высшего существа, отмечая, что блистал не собой, а богом, который у него в душе.
Патриотизм и желание сохранить для истории подвиги русских воинов, презрение к богатству и чванству – вот отличительные черты Державина как поэта. «Если где вельможам властным смел я правду брякнуть в слух, — мнил быть сердцем беспристрастным им, царю, отчизне друг», — отмечает поэт. Он подчеркивает, что никогда не завидовал тем, в чьих руках сосредоточены власть и деньги, но не умел молчать тогда, когда люди используют свое могущество не на благо государству, а в корыстных целях.
Конечно же, в творческом наследии Державина есть и лирические произведения, чего поэт нисколько не стыдится. Он также поддавался женскому очарованию и нередко был ослеплен роскошью светских раутов, отражая свои чувства в стихах. На склоне лет Державин признается, что для истинного поэта и патриота недопустимо растрачивать свой талант на такие пустяки. Тем не менее, автор убежден, что у каждого из нас могут быть свои слабости, за которые не стоит судить строго и с пристрастием. Державин знавал и взлеты, и падения, но каждый раз поднимался и упорно продолжал свой путь. «Брось, мудрец, на гроб мой камень, если ты не человек», — восклицает Державин, считая, что свою жизнь прожил достойно, и ему не в чем себя упрекнуть, когда речь идет о литературных достижениях.
Жанр, структура и композиция
Жанр произведения — философская лирика. Оно имеет форму дружеской доверительной беседы лирического героя с потенциальным читателем, в которой автор от всего сердца делится своими мыслями и подводит итоги прожитых лет. Особенности структуры и композиции произведения:
- стихотворение написано двустопным хореем;
- используется перекрёстная рифмовка — классический вид, при котором рифма идёт через строку;
- ударение на первый слог придаёт стиху особый ритм, подчёркивающий его двойственность — спокойные рассуждения смешиваются с пламенными признаниями;
- часто употребляется местоимение «я», что создаёт дополнительный акцент на образе автора в виде лирического героя;
- глаголы используется в прошедшем времени — этим автор подчёркивает, что стихотворение является кратким итогом его жизни, размышлениями о достигнутом.
Большое значение в этом процессе сыграло и «Признание». В нём автор впервые полностью сконцентрировался на образе автора, выведя на передний план не действие, а анализ человеческой индивидуальности и психологии.
Сознание персонажа — основа всего текста, что было необычной особенностью для произведения того времени.
Другим принципиальным отличием стихотворения стала его трёхплановость.
Проводя разбор «Признания», можно заметить 3 уровня:
- духовное осмысление действительности — автор рассказывает о своём мировоззрении и системе ценностей;
- сознание как отражение опыта;
- призыв к действию путём попытки донести мировоззрение.
Автор одновременно проводит самоанализ, рассказывает читателю о себе и взывает к нему, пытаясь донести свою точку зрения. Он делает это очень искренне и душевно — читая стих, невозможно злиться или обвинять поэта, что и делает его произведение гениальным наследием.
Тема
Центральная тема произведения – анализ прожитой жизни, подведение итогов. Лирический герой, которым выступает сам автор, словно со стороны оценивает свое творчество, поступки. Он сравнивает себя с близким окружением, дает оценку собственной нравственной позиции, которой придерживался на протяжении всей жизни.
Оглядываясь на свою прошлую жизнь, лирический герой рассуждает о системе жизненных ценностей, которую он выработал и которую считает правильной и справедливой. Он негласно признается в том, что не испытывает сожаления по поводу того, как провел молодость и зрелые годы.
Однако лирический герой находит в себе силы открыто заявить о том, что его поведение не всегда было безупречным. Он признает свои ошибки, некоторые слабости, например, чрезмерное увлечение светской жизнью или прекрасной половиной человечества. Герой предлагает читателю «бросить в него камень», если тот никогда не был подвержен простым человеческим слабостям. В этом заключается главная мысль произведения – все люди не без изъянов, но нужно стараться жить согласно собственной совести, чтобы потом не было стыдно за совершенные бесчестные поступки.
Взлеты судьбы и неизбежные падения не смогли сломить волю и дух лирического героя, который каждый раз поднимался, чтобы продолжить свой путь. Подведя итог прожитым годам, посвященным служению людям и отчизне, он остается довольным и считает, что его не в чем упрекнуть.
В глобальном значении это стихотворение является произведением о смысле жизни.
Михаил Лермонтов — Я виноват перед тобою ( Разлука )
Ya vinovat pered toboyu,Tseny uslug tvoikh ne znal.Slezami gorkimi, toskoyuYa o proshchenyi umolyal,Gotov byl, stavshi na koleni,Prostupkom nazyvat mechty;Moi muchitelnye peniBessmyslenno otvergnul ty.Zachem tak rano, tak uzhasnoYa dolzhen byl uznat lyudeyI schastyem zhertvovat naprasnoKholodnoy gordosti tvoyey. Svershilos! Vechnuyu razlukuTrepeshcha vizhu pred soboy. Ledyanuyu vstrechayu rukuMoyey pylayushchey rukoy.Zhelayu, chtob vospominanyeV chuzhikh lyudyakh, v chuzhoy straneNe prineslo tebe stradanyePri sozhalenye obo mne.
Z dbyjdfn gthtl nj,j/,Wtys eckeu ndjb[ yt pyfk/Cktpfvb ujhmrbvb, njcrj/Z j ghjotymb evjkzk,Ujnjd ,sk, cnfdib yf rjktyb,Ghjcnegrjv yfpsdfnm vtxns;Vjb vexbntkmyst gtyb,tccvscktyyj jndthuyek ns/Pfxtv nfr hfyj, nfr e;fcyjZ ljk;ty ,sk epyfnm k/ltqB cxfcnmtv ;thndjdfnm yfghfcyj[jkjlyjq ujhljcnb ndjtq?//Cdthibkjcm! Dtxye/ hfpkereNhtgtof db;e ghtl cj,jq///Ktlzye/ dcnhtxf/ hereVjtq gskf/otq herjq/;tkf/, xnj, djcgjvbyfymtD xe;b[ k/lz[, d xe;jq cnhfytYt ghbytckj nt,t cnhflfymtGhb cj;fktymt j,j vyt///
Державин о значении поэзии и призвании поэта («Мой истукан», «памятник»)
Д. высоко ценил роль поэзии и считал поэта служителем правды. Он пишет о праве художника на самостоятельность суждений и оценок, о необходимости служить своей лирой делу, а не лицам. Кристальная честность, по Д.,- главное качество поэта. Звание поэта — поэта, обличавшего порок и прославлявшего добрые дела, — дает, по Д. право на бессмертие. Той теме посвящен «Памятник», где он рисует «картину своей посмертной славы среди многочисленных народов, населяющих Россию», предвосхищая «Памятник» Пушкина.
Лирический субъект державинского «Памятника» претендует на бессмертную славу для себя и своей поэзии, опираясь при этом на освященный традицией авторитет Горация. Он так определяет свое право на бессмертие:
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истины царям с улыбкой говорить.
Главной особенностью эстетической поэзии Державина была искренность. Когда он хвалил императрицу — он не льстил, но писал Правду, веря, что приписываемые добродетели действительно были ей свойственны. В стихах он наиболее точно определял свои поэтические принципы. «Памятник» — в этом смысле важнейший эстетический документ. Опираясь на традицию, поэт открывал существо своего художественного новаторства, которое и должно было обеспечить «бессмертие».
Постараемся исторически понять смысл державинских слов-определений, гарантирующих это бессмертие. «Первый я дерзнул в забавном русском слоге…» В чем «дерзость» Державина? В отступлении от знаменитых «правил» классицизма. Правила эти требовали, чтобы поэт «вещал», провозглашал в виде вечных истин те абстрактные добродетели, которые «положены» императорскому сану и выражались общим для од слогом. Державин же создал «забавный русский слог», помогавший ему раскрывать во всем, о чем бы он ни писал, свою личность. Шутка выявляла индивидуальный склад ума, манеру понимать вещи и взгляд на мир, свойственный именно данному поэту, его личное отношение к Екатерине II — человеку, с характерными для него привычками, делами, заботами.
Поэт записывает себе в заслугу умение “в сердечной простоте беседовать о Боге” в полной уверенности, что:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Анализ стихотворения Признание Державина
Данное стихотворение написано в форме признания. В нём только одна строфа, но состоит она из тридцати двух строк.
Начинается с заявления, мол, не умел автор притворяться. Далее идёт раскрытие этого утверждения. То есть поэт и не строил из себя важную фигуру (используется иронично глагол «надуваться»), и не принимал философский (и даже святой) вид, который так часто бывает у поэтов.
Перечислив то, что не делалось им, автор поясняет, как поступал. Он предпочитал чистосердечье (сейчас устаревший вариант слова). И он признаётся, что думал, будто своим чистым сердцем, честностью будет нравиться окружающим. Самыми главными достоинствами настоящего человека он считал сердце и ум.
Да, Державин, а это стихотворения явно биографически-философское, некоторых воспевал. Но тогда не он восхвалял, а через Поэта – сам Создатель. Со струн его подразумеваемой арфы метафорически летел огонь.
Часто те, кого он воспевал, были владыками. Но цари всё же должны обладать нерядовыми добродетелями. Державину казались они равными богам. И это не просто сравнение, ведь в былые времена считалось, что царь – проводник воли божьей.
Подчеркивается, что венцы поэт сплетал им не просто так, а за победы. Здесь опять обращение к Древнему Миру, где победителю вручали лавровый венок. Своими одами Державин хотел бы передать их прекрасные души их детям, то есть наследниками престола.
А вот вельможам Державин не стеснялся говорить правду, хотя опять используется глагол с ироничным оттенком «брякнуть». Обличая, считал себя другом не только Отчизне, но и завравшимся вельможам.
Поэт признаётся тут, что был обольщен красотой светских дам, воспевал их. Ошибался, в общем, был простым человеком. И в последней строчке призывает поэт бросить в него камень, если читатель бесчеловечен.
7 класс, 9 класс
Анализ стихотворения Признание по плану
Анализ стихотворения Державина «Разлука»
Стихотворение Г. Державина «Разлука» вошло в сборник любовной поэзии «Анакреонтические песни», который был издан незадолго до смерти поэта. Известно, что Гавриил Романович был в браке два раза. Его супругам посвящены более поздние поэзии, но анализируемый стих был написан в 1776 году. Исследователи предполагают, что он посвящен одной из офицерских жен, ведь 1762-1777 гг. Г. Державин служил в Преображенском полку. Тем не менее, документальных подтверждений этого факта нет. Тема стихотворения – разлука с любимой. Автор выражает всю горесть разлуки, показывает, как тяжело отпустить родного человека. Державин изображает не те чувства, которые человек переживает после разлуки, а те, что проявляются во время нее. Таким нехитрым приемом автор усиливает эмоциональный фон стихотворения, приближает читателя к своей личной жизни.
Ключевое место в стихотворении занимает лирический герой, сливающийся с автором. Полному соединению способствует повествование от первого лица. Лирический герой предстает пред читателем в скорби, он обливается слезами так, что не может даже слова произнести. За него говорит сердце, выражая поток эмоций лишь одним словом «прости». Это настроение пронизывает все произведение. Интересно, что саму возлюбленную автор не описывает, не говорит о ее красоте, из чего можно сделать вывод, что любит он не за внешность.
Содержание стихотворения «Разлука» четко делится на три части. В первой поэт описывает свое внутреннее состояние. Во второй части переходит к физическим ощущениям (лирический герой «лобызает» любимую, не имея сил оторваться от нее»), но уже через пару строк возвращается к духовному, говоря, что отдает любимой свою душу и вынимает из нее ее.
Произведение не изобилует художественными средствами, автор использует только метафоры, но все они касаются психо-эмоциональной сферы: «обливаясь слезами, скорби не могу снести», «сердцем говорю прости», «тебе душу отдаю», «душу взять с собой свою». Скромность в использовании тропов не делает стих беднее, ведь это говорит о том, что автор насколько взволнован, что не имеет сил для украшения строчек пышными эпитетами и сравнениями.
Композиция стихотворения «Разлука» соответствует содержанию. Произведение состоит из трех катренов с перекрестной рифмой. Кажется, что поэт не задумывается о художественном совершенстве, рифмуя во втором катрене два одинаковых слова («тебя-тебя»). Как видим, строение произведения так же просто, как и набор тропов. Но и эта простота только усиливает идею. Стихотворный размер – двухстопный анапест. Ритмическая организация замедляет темп стиха, передавая переживания автора. Интонация стихотворения меняется. В первой строфе лирический герой говорит сбивчиво, нервно, но уже в следующих переходит к спокойному тону, понимая неизбежность утраты.
Произведение «Разлука» относится к ранней лирике Державина, поэтому оно не отличается художественной красотой, оригинальностью художественных средств. Тем не менее, оно насколько дорого автору, что тот публикует его в сборнике рядом с более поздними и более совершенными стихотворениями.
Анализ стихотворения Державина «Лебедь» Анализ стихотворения Державина «Водопад» Анализ стихотворения Державина «Гром» Анализ стихотворения Державина «Осень»
Автор
- Агния Барто (23)
- Александр Блок (56)
- Александр Введенский (2)
- Александр Вертинский (6)
- Александр Кочетков (1)
- Александр Кушнер (1)
- Александр Прокофьев (1)
- Александр Пушкин (171)
- Александр Радищев (1)
- Александр Сумароков (1)
- Александр Твардовский (19)
- Алексей Апухтин (1)
- Алексей Кольцов (6)
- Алексей Плещеев (4)
- Алексей Сумароков (1)
- Алексей Сурков (1)
- Алексей Толстой (5)
- Алексей Фатьянов (1)
- Андрей Белый (2)
- Андрей Вознесенский (7)
- Андрей Дементьев (8)
- Андрей Усачёв (1)
- Анна Ахматова (52)
- Аполлон Майков (9)
- Арсений Тарковский (4)
- Артюр Рембо (2)
- Афанасий Фет (45)
- Белла Ахмадулина (5)
- Борис Заходер (10)
- Борис Пастернак (42)
- Борис Слуцкий (1)
- Булат Окуджава (11)
- Вадим Шефнер (1)
- Валентин Берестов (3)
- Валерий Брюсов (15)
- Василий Жуковский (37)
- Василий Лебедев-Кумач (2)
- Василий Тредиаковский (1)
- Велимир Хлебников (2)
- Вера Полозкова (3)
- Вильгельм Кюхельбекер (1)
- Владимир Высоцкий (4)
- Владимир Маяковский (70)
- Владимир Набоков (3)
- Владимир Орлов (1)
- Владимир Соловьев (1)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (3)
- Гавриил Державин (17)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (6)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (21)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (4)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (24)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (27)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (3)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (36)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (14)
- Корней Чуковский (15)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (62)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (78)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (22)
- Николай Заболоцкий (26)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (56)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (17)
- Самуил Маршак (26)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (95)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (56)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (39)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (1)
- Юнна Мориц (2)
- Юрий Визбор (2)
- Юрий Левитанский (1)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Анализ стихотворения Державина «Разлука»
Незадолго до смерти Гавриил Державин, будучи уже известным литератором, издал сборник стихов под названием «Анакреонтические песни», полностью состоящий из любовной лирики. Более поздние произведения были посвящены двум супругам поэта – Елене Бастидон, которая скончалась в 30-летнем возрасте, и Дарье Дьяковой. С ней Державин прожил почти четверть века. Тем не менее, в сборник вошло стихотворение «Разлука», датированное 1776 годом, посвященное таинственной незнакомке. Предполагается, что героиней этого произведения стала одна офицерских жен, к которой поэт испытывал очень нежные чувства. Однако документальных подтверждений этому предположению нет, хотя доподлинно известно, что с 1762 по 1777 год Державин служил в Преображенском полку.
Несмотря на то, что имя женщины, которой посвящено стихотворение «разлука», до сих пор остается тайной, характер ее взаимоотношений с Державиным не оставляет сомнений в том, что эти двое людей искренне любят друг друга. Однако уже первая строчка стихотворения указывает на то, что им не суждено быть вместе. «Неизбежным нашим роком расстаешься ты со мной», – отмечает автор, подчеркивая при этом, что предстоящая разлука заставляет слезы наворачиваться на глаза. Обращаясь к своей возлюбленной, Державин восклицает: «Не могу сказать словами, сердцем говорю – прости!». За что именно извиняется поэт, догадаться не сложно. Вероятно, он просит прощение за ту душевную боль, которую причинил своей избраннице, заранее зная, что им никогда не суждено быть вместе. Тем не менее, они сделали свой выбор, и теперь должны расплачиваться за любовь страданиями, притупить которые в силах лишь время. Однако в момент расставания им не верится в то, что порознь они смогут существовать. Поэтому поэт с отчаяньем констатирует: «Нету силы, нету мочи отделиться от тебя». Он предвидит, что даже спустя годы его чувства к избраннице будут такими же сильными, потому что во время прощания с ней поэт отдает возлюбленной самое дорогое, что у него есть – свою душу. И взамен получает такой же подарок от этой таинственной незнакомки, с которой Державина свела судьба.
Примечательно, что автор умышленно сохранил ее имя в тайне. Впервые это стихотворение было опубликовано в «Московском журнале» без подписи, так как Державин настоял на анонимности. Поэтому более 25 лет никто и не предполагал, что именно он является автором «Разлуки».
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑