Анализ стихотворения «одиночество» (и. а. бродский)

Анализ стихотворения «одиночество» (и. а. бродский)

История создания

Первые стихи Иосифа Бродского датируются 1956-м годом, то есть поэт начал творить совсем в юном возрасте. В 1959 году автор пишет стихотворение «Одиночество», которое является рассуждением, поиском выхода из сложившейся в жизни поэта ситуации. Дело было в том, что советское общество не приняло мятежные произведения поэта, отказавшись публиковать их. Бродский почувствовал себя непонятым, отвергнутым.

Его виденье мира противоречило окружающей действительности. Поэта не брали на работу ни в один литературный журнал. Наверное, именно с этих пор Иосиф Бродский стал «костью в горле» советской власти. В 1963 году поэт был арестован по обвинению в тунеядстве, после чего отправлен в психиатрическую больницу для установления трудоспособности поэта. После следующего заседания суда, в 1964 году, Бродский был отправлен в ссылку на 5 лет с применением обязательного труда, что являлось максимальной мерой наказания за тунеядство. В 1972 году поэт был лишён советского гражданства и эмигрировал через Вену и Лондон в Америку.

Равновесие для сознания

Представьте. Ночь, одиночество, тишина питерских улиц и только шелест бумаги под ручкой поэта доказывает, что этот мир жив, не умер до утра. Это самое время размышлять о вечности и искать себя внутри своего разума. В это время под сомнение ставится всё, и чтобы не стать полным нигилистом Бродский предлагает искать опору в данности.

Что такое данность? Это то, что нас окружает здесь и сейчас, это мир вокруг нас, мир не всегда живой, но всегда существующий физический. Дороги данности коротки, но если по ним идти, то они станут широкими. Мерила данности убоги, но если ими пользоваться, то потом они послужат перилами и не дадут свалиться с моста жизни.

По мнению поэта, данность и позволяет удерживать себя в равновесии. Она не идеально чиста, да и не должна такой быть – это не ряса священника, задача данности – это:

Для 19-летнего парня написание такого глубокого стихотворения – это явный признак большого таланта, которому не страшны ссылки и запреты на печать. «Одиночество» – это трезвый взгляд молодого человека на самого себя в поисках истины в жизни в целом и духовного равновесия в частности.

Темы и проблемы

  • Основной проблемой данного стихотворения является конфликт лирического героя с окружающим миром. Он видит действительность, как сплошную убогую данность, с безнадёжными мерилами, наполненную порочностью и хромающими истинами. И в этом противоборстве он выбирает смирение, а не борьбу. Он хочет видеть не хорошее, не плохое, а то, что есть. Все равно память сгладит углы и исказит восприятие. Его интонации настолько двусмысленны, что сложно понять, иронизирует он над этим выбором, или признает его, как единственно возможный исход.
  • Так же здесь присутствует проблема нравственности человека и его степени моральности. В ночном одиночестве он позволяет себе сомневаться во всем, богохульствовать, отрицать все истины. Однако эти полеты мысли – лишь попытка скрыться от того факта, что он – все тот же и на той же выщербленной лестнице. Моральность или аморальность в сущности ничего не меняют, особенно когда человек мечется между ними в своем сознании не в силах решить в пользу чего-нибудь из этого.
  • Кроме того, можно выделить проблему памяти. Она искажает реальность в угоду психологическому комфорту личности, услужливо подстраивая факты под настроение владельца. Достоверной картины событий, «данности» от нее ждать не стоит. Зато такой механизм помогает человеку удержаться на плаву и не сходить с ума от отчаяния, ведь разрыв между действительностью и его идеалом чудовищен.

В произведении можно выделить несколько тем:

  1. Тема одиночества. Только в таком состоянии человек может быть честен с собой.
  2. Тема вечности. У лестницы нет конца и края, она как спираль развития цивилизаций: от упадка к восхождению и наоборот.
  3. Тема цикличности и безвременности экзистенции. Время безжалостно сжимается и искажается памятью, в масштабе личности оно представляет собой одну единую картину – жизнь.
  4. Тема порочности человеческой природы. Истины личности всегда хромают, то есть являются натянутыми и не совершенными, а бытие – всего лишь выщербленная лестница, которая ассоциируется с темным старым подъездом. Это говорит о том, что люди в большинстве своем гораздо комфортнее чувствуют себя в убожестве: и в материальном, и в духовном. Кроме того, человеку свойственно подменять то, что есть, тем, что он хочет. Поэтому даже его воспоминаниям нельзя верить.
  5. Тема разочарования и отчаяния. Лирический герой утратил веру в идеалы, поэтому издевательски призывает поклоняться данности.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Одиночество» – это воплощение сущности поэта, его душа, эмоции и чувства. Бродского часто называют «поэтом-скитальцем», то есть одиночкой, покинутым, непонятым, изгнанным. Эти все определения подходят к лирическому герою данного стихотворения. Герой «Одиночества» размышляет о жизни, сам даёт себе советы, сам себя убеждает и переубеждает.

Образ одиночества в стихотворении является центральным. В произведении автор обращается к собеседнику на «ты», что создаёт впечатление дружеской беседы. Но данное «ты» — это абстрактное обращение ко всем людям, обращение к себе. Иосиф Александрович пишет о таких вещах, которые касаются только одного человека, то есть личные вещи, которые возможно осознать, понять индивидуально, наедине с собой.

«Теряет равновесие твоё сознание усталое», «ступеньки этой лестницы уходят из-под ног», «плюёт на человечество твоё ночное одиночество» — все эти неприятные ощущения, перечисленные автором вначале стихотворения, дополненные «размышлениями о вечности», создают устойчивый вяжущий образ одиночества. В дальнейшем образ будет только крепнуть, всё больше и больше «отделяясь ото всех».

Лестница, которая вначале стихотворения «уходит из-под ног», а в последних строках поэт пишет о ней как о «выщербленной», акцентируя внимание на перилах, которые «удерживают в равновесии», является символом движения к своему желанию, цели, символом восхождения. Взбегать по ней – это значит идти целенаправленно и бесстрашно к намеченному, но опираться на перила – это значить утратить силы или не быть настолько уверенным в дороге, в её «целостности» и «устойчивости», чтобы отпустить страховку

Хочется обратить внимание, что образ лестницы, который символизирует движение вверх, сменяется образом дороги, а затем вновь автор возвращается к лестнице. Концентрируясь только на этих двух понятиях, можно прочитать стихотворение таким образом, что лирический герой вначале своего пути горяч и боек, он взбегает по «жизненной лестнице», затем что-то выбивает её у него из-под ног, что является для героя уроком

Во второй части стихотворения герой идёт по дороге, которая вначале кажется ему короткой, но потом становится широкой, большой и пыльной, «усеянной компромиссами», то есть он принимает данность, не рвётся к своей цели, а «изучает» реальность, приходя к тому, что дорога может оказаться «крыльями», которые донесут его до цели.

Восхождение в последней строфе «мудрое». Принятая данность становится перилами «(хотя и не особо чистыми)», на которые герой опирается, размеренно приближаясь к цели, не боясь упасть, оступиться на «выщербленной лестнице».

История создания стихотворения

В 1959 году, когда написано стихотворение, ещё нет и проблеска славы и только близкие друзья знают о творчестве, которое в будущем принесёт Бродскому Нобелевскую премию. В этом году Иосиф близко сходится с Окуджавой, Найманом и Довлатовым, последний после напишет много интересного о Бродском в своих воспоминаниях. Группа молодых поэтов в 1959 году входит в так называемую «промку» или выражаясь более корректно в литературное сообщество при Дворце Культуры местной Промкооперации.

Молодых талантов тогда особо не баловали, Бродский не исключение. Первая известность придёт через год и то ей придётся быть благодарным скандалам (пример, стихотворение «Еврейское кладбище», прочитанное во Дворце Культуры имени Горького). Именно «Одиночество» помогло Бродскому сделать первый шаг к пьедесталу, именно в нём он задал себе вопросы и ответил на них.

Смысл

Смысл стихотворения заключается в том, что жизнь — это крутая, высокая лестница, восхождение по которой происходит с трудом, особенно для юного, незрелого морально человека, с несформировавшимися идеалами, хромающими истинами и синтетическими примитивными ценностями. Он скован и ограничен данностями. Их нужно принять, ведь убожество действительности с годами приобретет романтический флёр, и люди покорятся сладостному самообману, чтобы спокойно кануть в небытие.

Лишь в старости человек становится по-настоящему счастливым, потому что происходит переоценка ценностей, осознание и принятие реальности в типичном её проявлении. Все воспоминания принимают форму того, что он хочет увидеть, чтобы не разочароваться в пройденном пути. Но, увы, время быстротечно, поэтому возможности просачиваются сквозь пальцы, и тогда уже ничего невозможно изменить.

Жанр, направление, размер

Типичный жанр, в котором писал Бродский — это стихотворная драма. Все его произведения пронизаны переживаниями и состояниями, которые прожил сам поэт. Это и недопонимание, отрешённость, экзистенциальный кризис, внутренний натиск и изгнание.

Направление — постмодернизм. Творчество Бродского отличается особой музыкальностью. В произведениях поэта ярко отражается черта преемственности искусства. Автор в своих стихотворениях зачастую обращается к античности. Даже размер его произведений указывает на это. Поэт для создания своих стихотворений использовал двухстопный пеон.

Аудиозапись

Напоследок стихотворение «Одиночество прочитал нам Ефим Шефрим

Поэзия двадцатого века — весьма неоднозначный компонент искусства той эпохи. Она окутана остросоциальными, кричащими темами, ведь писатели того времени, как правило, были загнаны в угол свободолюбия и обречены, в лучшем случае, на изгнание. К таким поэтам относился Иосиф Бродский, поэтому тема одиночества была для него особенно актуальна.

Данное произведение Бродский написал в 1959 году. На тот момент поэту было всего 19 лет. В это время он знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым. Он молод, но уже смотрит на мир через философские категории весьма зрелого человека. Основополагающим толчком для начала становления его как поэта, стало знакомство с творчеством Бориса Слуцкого. Бродский был заворожен глубиной его произведений. В 19 лет он неоднократно пытался устроиться в какой-либо литературный журнал, чтобы начать дарить своё творчество людям, но, увы, двери в мир массовой поэзии закрывались для него одна за другой. Тогда он впервые ощутил себя изгоем.

Он был вынужден избрать для себя вечное одиночество, ведь в 1972 году ему пришлось навсегда покинуть СССР. Он был удалён из страны, подобно больному органу, который нарушал целостную профанацию государственных верхов над народом, сознание которого было оголено для наглой лжи. Стихотворение «Одиночество» является ключевым для описания внутреннего состояния поэта. Он был поистине изолированным от внешнего мира человеком, который вычленял из своего одиночества вдохновение, питаясь им, как воздухом. Это было его духовной пищей, его убежищем от социального и политического хаоса.

Темы, проблемы, настроение

Основная тема произведения «Одиночество» — это, как ни странно, тема одиночества. Одиночество, безысходность и трагизм – нить, протянутая сквозь все стихи поэта. Лирика Бродского не отличается лучезарным оптимизмом. Стихи поэта – это крик души от мучительного одиночества.

Конфликт героя с окружающей действительностью – это главная проблема, затронутая Бродским в стихотворении. Этот конфликт и является причиной одиночества лирического героя, такого пылкого и смелого, но непонятого, отвергнутого. Поэт пишет:

Верить этим строкам нельзя. Это ответ угнетённого творца, не принятого, ущемлённого. Это реакция на «плевок» в его собственную душу.

Настроение стихотворения «Одиночество» драматичное, вязкое. Ознакомившись с ним, ненароком пропитываешься жалостью и одновременно уважением к лирическому герою. Его мудрость, его неотрывное движение вперёд вызывают восхищение, но честный вывод, к которому он пришел, не может не вызывать сочувствия. Не к нему, а ко всему человечеству.

Жанр, направление, размер

Жанр Бродского – это жанр «больших стихов». Его стихи, по сути, являются «малыми поэмами», так как они отличаются масштабностью тем, сложностью структур.

Многие стихи Бродского носят элегический характер. Стихи грустного содержания – это элегии. Данный жанр можно охарактеризовать, определить как переосмысление прошлого и настоящего, как «внутренний разговор» автора, отражённый на бумаге, как убеждение себя или оправдывание каких-либо своих или чужих действий. В «Одиночестве» можно уловить подобные мотивы, добавляющие произведению ещё большей драматичности.

Бродский – поэт-постмодернист, но постмодернист «высокий», то есть уважающий истоки, называющий всю культуру преемственностью, в отличие от авангардистов – «низких» постмодернистов, творчество которых базировалось на утверждении об исчерпанности культуры.

Размер стихотворения «Одиночество» — пеон 2, то есть ударение падает на второй слог. Также данный размер можно определить как нестройный ямб с пиррихиями. В стихотворении встречается перекрёстная рифмовка и смежная. Рифма преимущественно дактилическая, но имеются строки с ударением на последний и предпоследний слоги.

Анализ стихотворения «Одиночество» Бродского

Конфликт с окружающей действительностью И. Бродский почувствовал еще в раннем возрасте. Его первые попытки опубликовать свои произведения закончились неудачей. Сложный и противоречивый внутренний мир поэта был глубоко чужд советскому обществу. Он испытывает разочарование от непонимания и яростной критики. Под этими впечатлениями в 1959 г. Бродский написал стихотворение «Одиночество», в котором размышляет над своим положением.

Автор понимает, что находится в безнадежном одиночестве. Пока это не приводит его к протесту и попытке что-либо изменить. Свое состояние он сравнивает с потерей равновесия. С детства человек уверен в незыблемости того, что его окружает. С годами эта уверенность постепенно проходит. Вместе с ошибками и разочарованиями утрачивается вера в истинные чувства, человек начинает сомневаться в различных мнениях и теориях. Но в любом случае всегда остается что-то главное, настолько ценное, что в нем невозможно разувериться. Бродский же почувствовал, что ему больше абсолютно не за что зацепиться. Его мучительные размышления в «ночном одиночестве» опрокинули все твердые убеждения и сбросили всех кумиров со своих пьедесталов. Вершиной стало сомнение в «самом зачатии Мадонной сына Иисуса».

Такие раздумья приводят поэта к мысли, что лучшим вариантом будет «поклоняться данности», т. е. принимать жизнь такою, какая она есть в настоящий момент. Бесконечные сомнения только усилят страдания. Если не может быть твердой уверенности в будущем, то нечего питать бесплодные надежды. Убогое настоящее не вызывает никакой радости, но когда-нибудь и оно станет источником счастливых воспоминаний. Истинная ценность жизни познается слишком поздно, когда уже невозможно что-либо изменить.

Человек несчастлив, потому что считает свою жизнь скованной и ограниченной. Только в старости он поймет, что «короткие дороги» на самом деле были невероятно широкими. Жизнь сама будет неумолимо их сужать, лишая возможности выбора и альтернативного движения.

Жизненный путь Бродский сравнивает с «выщербленной лестницей». Пока люди молоды и полны сил, они могут и не пользоваться перилами, которыми выступают «убогие мерила данности». Но впоследствии только они помогут удержаться на этой лестнице, послужат незримой опорой для измученного жизнью человека.

Стихотворение «Одиночество» проникнуто мотивами разочарования и отчаяния. Бродский осознает, что у него очень рано выбивают почву из-под ног, лишают жизненных «перил». Ему неприятна советская действительность, но ее в любом случае нужно принять, чтобы не остаться в одиночестве навсегда. Учитывая будущую судьбу поэта, можно считать произведение пророческим. Бродский был вынужден эмигрировать, но и за рубежом не нашел твердой жизненной опоры и считал себя вечным странником.

Поэзия двадцатого века — весьма неоднозначный компонент искусства той эпохи. Она окутана остросоциальными, кричащими темами, ведь писатели того времени, как правило, были загнаны в угол свободолюбия и обречены, в лучшем случае, на изгнание. К таким поэтам относился Иосиф Бродский, поэтому тема одиночества была для него особенно актуальна.

Данное произведение Бродский написал в 1959 году. На тот момент поэту было всего 19 лет. В это время он знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым. Он молод, но уже смотрит на мир через философские категории весьма зрелого человека. Основополагающим толчком для начала становления его как поэта, стало знакомство с творчеством Бориса Слуцкого. Бродский был заворожен глубиной его произведений. В 19 лет он неоднократно пытался устроиться в какой-либо литературный журнал, чтобы начать дарить своё творчество людям, но, увы, двери в мир массовой поэзии закрывались для него одна за другой. Тогда он впервые ощутил себя изгоем.

Он был вынужден избрать для себя вечное одиночество, ведь в 1972 году ему пришлось навсегда покинуть СССР. Он был удалён из страны, подобно больному органу, который нарушал целостную профанацию государственных верхов над народом, сознание которого было оголено для наглой лжи. Стихотворение «Одиночество» является ключевым для описания внутреннего состояния поэта. Он был поистине изолированным от внешнего мира человеком, который вычленял из своего одиночества вдохновение, питаясь им, как воздухом. Это было его духовной пищей, его убежищем от социального и политического хаоса.

Вариант №2

Свое произведение «Одиночество» Иосиф Бродский написал в 1959 году. Чувствуя себя всеми отвергнутым за радикальные политические взгляды и оспаривание той пропаганды, которую государственная власть несла в массы, поэт пытался примириться с этим чувством, научиться с этим жить.

Аналитическое произведение самого себя. Попытка понять смысл жизни в одиночестве, наедине с самим собой, попробовать понять окружающий мир, не вливаясь в его общество, как бы оставаясь в стороне от жизни.

Поэт осознает, что только в состоянии полной отверженности миром, он получает возможность сознавать трезвые мысли, полностью отдаться бушующим в душе идеям. Присутствующий намек на то, что мысли эти оставлять лучше в собственной голове, не выливая на окружающих поток совершенно другого сознания, полностью определяет характер того времени, когда идеи и планы режима считались единственно верными, а все остальное могло быть жестоко изгнано из голов вольнодумцев.

Но лирический герой Бродского прерывает порыв идеи о том, что каждый имеет собственное мнение. Резко он начинает говорить о том, что лучше плыть по течению и придерживаться взглядов навязанных общественности для спокойствия.

В течение двух строф автор говорит об этом, сам иронично понимая собственную суть и невозможность придерживаться этой, реальной для действительности того времени мысли. В конце стихотворения Бродский все же дает читателю полупрозрачный намек на свое решение. Принимать не устраивающую его действительность, поэт не собирается, не сможет жить во лжи перед собой.

Лирический герой прекрасно понимает, что приняв действительность как есть, тем самым поможет себе построить хлипкий мост между собственным сознанием и придуманным строящимся миром советской власти. Осознавая эту простую истину, он понимает также, насколько этот мост будет утопать в грязи его сомнений, противоречий, пронзительных предательств собственного я.

Бродский искренне испытывает презрение к тем, кто, построив этот мост, каждый день использует его для получения благ. Не обращает внимания, что каждый день, перебираясь туда и обратно, люди пачкают свои руки и душу, все больше. Грязь налипает на тело, добираясь до шеи, постепенно начинает залеплять глаза. И вот уже перед взором испуганного, еще считающего себя в праве на собственное мнение, человеком стоит комок мерзости. Возможно, даже понимает, кем сейчас является, но продолжает так жить, только лишь из-за удобства получения спокойных благ.

Главная мысль

Темы и проблемы

  • Основной проблемой данного стихотворения является конфликт лирического героя с окружающим миром. Он видит действительность, как сплошную убогую данность, с безнадёжными мерилами, наполненную порочностью и хромающими истинами. И в этом противоборстве он выбирает смирение, а не борьбу. Он хочет видеть не хорошее, не плохое, а то, что есть. Все равно память сгладит углы и исказит восприятие. Его интонации настолько двусмысленны, что сложно понять, иронизирует он над этим выбором, или признает его, как единственно возможный исход.
  • Так же здесь присутствует проблема нравственности человека и его степени моральности. В ночном одиночестве он позволяет себе сомневаться во всем, богохульствовать, отрицать все истины. Однако эти полеты мысли – лишь попытка скрыться от того факта, что он – все тот же и на той же выщербленной лестнице. Моральность или аморальность в сущности ничего не меняют, особенно когда человек мечется между ними в своем сознании не в силах решить в пользу чего-нибудь из этого.
  • Кроме того, можно выделить проблему памяти. Она искажает реальность в угоду психологическому комфорту личности, услужливо подстраивая факты под настроение владельца. Достоверной картины событий, «данности» от нее ждать не стоит. Зато такой механизм помогает человеку удержаться на плаву и не сходить с ума от отчаяния, ведь разрыв между действительностью и его идеалом чудовищен.

В произведении можно выделить несколько тем:

  1. Тема одиночества. Только в таком состоянии человек может быть честен с собой.
  2. Тема вечности. У лестницы нет конца и края, она как спираль развития цивилизаций: от упадка к восхождению и наоборот.
  3. Тема цикличности и безвременности экзистенции. Время безжалостно сжимается и искажается памятью, в масштабе личности оно представляет собой одну единую картину – жизнь.
  4. Тема порочности человеческой природы. Истины личности всегда хромают, то есть являются натянутыми и не совершенными, а бытие – всего лишь выщербленная лестница, которая ассоциируется с темным старым подъездом. Это говорит о том, что люди в большинстве своем гораздо комфортнее чувствуют себя в убожестве: и в материальном, и в духовном. Кроме того, человеку свойственно подменять то, что есть, тем, что он хочет. Поэтому даже его воспоминаниям нельзя верить.
  5. Тема разочарования и отчаяния. Лирический герой утратил веру в идеалы, поэтому издевательски призывает поклоняться данности.

Основная идея

Стихотворение «Одиночество» — это образное описание жизни одного человека, который стремится к чему-то своему. По сути, каждый в своих стремлениях одинок, неопытен, каждый идёт по неизведанному пути, по не протоптанной дороге, на которой могут появляться кочки, которая может запутаться и распутаться. Смысл стихотворения «Одиночество» заключается в непрерывном движении, стремлении вверх, в некоей естественности одиночества. Человеку нужно идти дальше и принять вынужденное одиночество, как и не особо чистые перилла. Данность убога, но в пути лучше смотреть именно под ноги, именно на выщербленную лестницу, дабы не упасть и не погубить себя. Пессимистично, зато так жизненно.

Также произведение можно назвать инструкцией в преодолении жизненных невзгод. Главная мысль стихотворения «Одиночество» заключается в том, что замкнутость человека в пределах его собственного экзистенциального опыта не является трагедией. Это данность, которую просто надо принять, из которой стоит исходить. Приняв это, человек закалит характер и научится преодолевать трудности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: