Анализ стихотворения «одиночество» (м.ю. лермонтов)

Анализ стихотворения лермонтова среди людского шума

На пути к реализму

В «Думе», как и во всей зрелой лирике Лермонтова, глубокая мысль сливается с её эмоциональной трактовкой. Современное общество предстаёт как духовно опустошённое. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Начало:

Конец:

Замкнутость усугубляет безнадёжность положения. Благодаря этому рамочному компоненту раскрывается образ современников – малодушие, бесцельное существование, покорное принятие действительности. Единственным движением в жизни оказывается ожидание смерти. В самом стихотворении два смысловых центра: «я» и поколение. Примечательно, что противопоставление здесь не полное, так как лирический герой оказывается частью поколения. Смягчение и стирание характерных романтических черт отражают переход от романтизма к реализму.

Так каков же лирический герой Лермонтова? Проанализировав творчество поэта можно сделать вывод: Лермонтов рисует образ независимого, отчуждённого и одинокого героя, который не стремится к личному счастью. Лирический герой внутренне противоречив, не понят и не принят ни реальностью, ни ирреальным миром. Это – сильная и свободная личность, сознательно выбирающая изгнание.

Проведённый анализ творчества Лермонтова и его лирического героя пригодится учащимся 9 и 10 классов при написании сочинения на тему «Лирический герой Лермонтова».

Самые популярные материалы июня для вашего класса:

Краткое содержание «Домби и сын»

«В списках не значился» главные герои

Краткое содержание «Молодая гвардия»

Краткое содержание «Роковые яйца»

Краткое содержание «Понедельник начинается в субботу»

Краткое содержание «Старик и море»

Краткое содержание «Три товарища»

Анализ «Человек в футляре» Чехов

«Три товарища» главные герои

Краткое содержание «Не стреляйте в белых лебедей»

Михаил Лермонтов — Один среди людского шума

Odin sredi lyudskogo shuma,Vozros pod senyu chuzhdoy ya.I gordo tvorcheskaya dumaNa serdtse zrela u menya.I vot proshli moi muchenya,Nashlisya pylkiye druzya,No ya, lishenny vdokhnovenya,Skuchal sudboyu bytia.I snova muki posetiliMoyu voskresnuvshuyu grud.Izmeny dushu zaraziliI ne davali otdokhnut.Ya vspomnil prezhniye neschastya,No ne naydu v dushe moyeyNi chestolyubya, ni uchastya,Ni slez, ni plamennykh strastey.

Jlby chtlb k/lcrjuj ievf,Djphjc gjl ctym/ xe;ljq z/B ujhlj ndjhxtcrfz levfYf cthlwt phtkf e vtyz/B djn ghjikb vjb vextymz,Yfikbcz gskrbt lhepmz,Yj z, kbityysq dlj[yjdtymz,Crexfk celm,j/ ,snbz/B cyjdf verb gjctnbkbVj/ djcrhtcyedie/ uhelm/Bpvtys leie pfhfpbkbB yt lfdfkb jnlj[yenm/Z dcgjvybk ght;ybt ytcxfcnmz,Yj yt yfqle d leit vjtqYb xtcnjk/,mz, yb exfcnmz,Yb cktp, yb gkfvtyys[ cnhfcntq/

Анализ стихотворения Лермонтова «Один среди людского шума…»

Читая стихотворение «Один среди людского шума…», надо помнить, что оно написано шестнадцатилетним юношей, в 1830 году. В нем, несомненно, можно рассмотреть признаки большого таланта великого русского поэта и характерные черты его личности.

Небольшое стихотворение содержит массу выразительных средств, позволяющих создать образ лирического героя:

  • эпитеты – «людской шум», «чуждая сень», «творческая дума», «пылкие друзья», «воскреснувшая грудь», «пламенные страсти»;
  • олицетворения – «дума зрела», «муки посетили», «измены заразили» – являются удачным приемом отражения авторских эмоций;
  • метафоры – «зрела на сердце», «скучал судьбою бытия», «заразили душу», «найду в душе» – подчеркивают интимность переживаний – они сидят очень глубоко;
  • инверсия – «возрос я», «под сенью чуждой», «прошли мученья», «нашлися друзья»;
  • синекдоха – «муки посетили … грудь» – путем замены понятий (сердца, находящегося в груди, на саму грудь) образно передает глубину переживаний героя;
  • антитезы – «нашлися…, но скучал», «вспомнил, но не найду» – отражают неудовлетворенность лирического героя, которая и питает творчество ассоциированного с ним автора;
  • многосоюзие – «ни честолюбья, ни участья, ни слез, ни страстей» – оформляющее длинный ряд однородных членов предложения, которые позволяют полностью описать гамму чувств, которых не испытывает (по его собственному мнению) лирический герой;
  • лексика высокого стиля – «возрос», «сень», «бытие», «муки».

Частотность личных местоимений придает стихотворению исповедальный характер. Смысл жизни уже в юные годы автор видит в реализации поэтического творчества.

Как следует из текста стихотворения, автор отчаянно ищет дружбы, ищет родственную душу, но его постигают разочарования. Наряду с этим тон изложения спокойный, даже несколько отвлеченный, как будто автор говорит о постороннем человеке. Лирический герой явно гордится собственной эмоциональной отстраненностью, некоторой холодностью натуры.

Слова «один, муки, мученья, измены, несчастья» рисуют меланхолическое восприятие условий, в которых происходит становление личности поэта. Оборот «чуждая сень» является отсылкой к безрадостному детству под надзором властной бабушки. Именно детство и продолжительную болезнь, существенно ограничивавшую возможности мальчика, можно считать мотивом поэзии разочарования, сквозящего в строках стихотворения, одиночества среди множества людей и трагического разлада с действительностью.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Темы, проблемы, настроение

Основная тема произведения «Одиночество», безусловно, синонимична его названию – это одиночество. Оно ощущается как тюремное заключение, освободить из которого способна одна лишь смерть.

  1. Тема смерти, также возникающая в стихотворении, перекликается с темой времени, в неукротимом беге которого «года уходят, будто сны».
  2. Звучит в элегии и тема изгнанничества – лирический герой по праву может быть назван лишним человеком, не понятым, отвергнутым светом. Романтический герой-изгнанник и сам не видит смысла искать его расположения, поскольку общество, по его мнению, не ставит его личность ни в какую ценность, и будет только радо его кончине.
  3. Читается в произведении и тема двоемирия, мечты о несбыточном идеале на фоне отягощающей реальности, когда смерть кажется единственным доступным выходом из сложившегося положения.
  4. Основная проблема произведения представляется в вопросе о том, возможно ли найти истинное понимание, соучастие окружающих людей? Стоит ли того жизнь в обществе, в котором от тебя все отвернутся в самые трудные времена, когда поддержка становится просто необходима?

Настроение стихотворения «Одиночество» глубоко трагично. В нём ощущается отчаяние и горечь, желание исчезнуть, сдаться и больше не пытаться найти своё место в безучастном мире. Мы чувствуем ту боль и разочарование, которые живут в душе лирического героя, и даже какую-то обиду на мир, не желающий прислушаться к нему, разделить его печали.

Композиция и конфликт

Стихотворение «Одиночество» можно разделить на 4 смысловые части в соответствии со строфами.

  1. Так, в первой строфе произведения лирический герой говорит о том, как мучительно для человека одинокое существование, и тут же даёт причину его неизбежности – окружающие кажутся герою столь поверхностными, что могут разделить лишь радость, но не печаль.
  2. В следующей строфе герой обращается к собственным переживаниям, к тому, как лично он ощущает состояние одиночества. Герой видит себя покинутым мечтателем, проводящим дни в мире фантазий, в которых, будто во сне, и проходят годы его жизни.
  3. Третья строфа наследует предыдущей мотив уходящих лет – герой осознаёт, что годы проходят, а его мечтам об искреннем понимании так и не суждено исполниться, и потому не видит больше смысла «медлить над землёй».
  4. В заключительной строфе лирический герой в очередной раз подчёркивает чёрствое безразличие окружающего мира к его персоне, утверждая, что его кончина будет встречена гораздо радушнее, нежели появление на свет.

Поскольку стихотворение Лермонтова «Одиночество» принадлежит романтическому направлению, в нём выражен основной конфликт романтических произведений – конфликт человека с миром. Личность лирического героя, его переживания, встают во главе угла. Он ощущает себя изгнанником, противопоставляя своё «я» всему свету, бунтуя против его порядков.

Разочарование в любви

Еще одной причиной стало сильнейшее в его жизни любовное чувство, которое принесло разочарование и обиду ранимой душе. Знакомство с «черноокой» красавицей Е.Сушковой, которая в своих записках описывала Лермонтова невзрачным, неуклюжим, косолапым мальчиком, с красными, но умными выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбой. Кокетничая с Лермонтовым, Сушкова в то же время беспощадно над ним издевалась. В ответ на его чувства ему предлагали «волан или веревочку, угощали булочками с начинкой из опилок». В ответ все-таки поэт ей за это отомстил, но в душе глубоко осталось недоверие людям и неуверенность в себе.

Эти причины наложили большой отпечаток на все лермонтовское творчество в целом. Поэтому, вернувшись к эпиграфу, мы можем представить Лермонтова в виде паруса, одинокого, потерянного, не понимающего, куда дальше плыть. Может быть, именно эти причины еще с самого детства вели его через трагическое одиночество к не менее трагической гибели.

Booking.com

Почему герои Лермонтова, как правило, одиноки

Существует несколько объяснений, почему практически каждое стихотворение автора содержит упоминание об уединенности, тоске. В годы его творчества на пике популярности был печальный, одинокий образ Байрона. Сплин мог быть сформирован влиянием приверженности общества.

Пояснить особенность произведений можно, опираясь на историю жизни поэта. Воспитанием ребенка занималась бабушка, мама умерла рано, отец не уделял мальчику внимания. Михаил Юрьевич часто болел в детстве, поэтому редко общался со сверстниками.

За всю жизнь ему не удалось найти родственную душу – любимую женщину, надежного друга. Его искренняя влюбленность была несчастной – женщина обручилась с другим. Свою горесть одиночества он воплощал в произведениях. Автор старался донести читателю, что задание человека – справиться с душевными муками, сохранить свои принципы, веру, моральные качества.

С другой стороны, писатель позиционирует уединение как последствие силы духа. Лирический персонаж стремится к обществу, но непроизвольно отдаляется от него, оставаясь одиноким.

Смотри также: Тема Родины в лирике Лермонтова: какой образ Родины рисует поэт

«Одиночество», анализ стихотворения Лермонтова

«Все мы родом из детства», — был уверен французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Действительно, подчас от того, как прошло детство человека, зависит его мировосприятие и мироощущение. Например, Саша Пушкин. выросший в семье, где дядя был поэтом и куда был вхож Василий Андреевич Жуковский, не мог не стать великим поэтом. Дальнейшее обучение в Царскосельском Лицее только огранило алмаз. И теперь «Пушкин — наше все», как уверял Аполлон Григорьев.

Детство Михаила Юрьевича Лермонтова нельзя назвать счастливым. Его, потерявшего в три года мать, взяла на воспитание бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, принадлежавшая к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Твердая и властная бабушка выражала свою привязанность к внуку, прежде всего, тем, что дала ему самое лучшее домашнее образование. У него была бонна-немка, гувернер-француз, а позднее преподаватель-англичанин. Поэтому Миша уже с детства в совершенстве владел многими европейскими языками, но впоследствии сожалел о том, что у него не было такой русской няни, какой была Арина Родионовна для маленького Саши Пушкина.

Однако потом начинающего поэта привлекло именно творчество Пушкина и «байроническая поэма». Так как Михаил познакомился с поэмами английского поэта Джорджа Гордона Байрона в подлиннике, он даже пробовал подражать, написав несколько своих поэм. Байронический герой — изгой, нарушающий законы общественной морали, этакая жертва общества. Очевидно, во много благодаря творчеству Байрона, ранние стихи Лермонтова наполнены чувством одиночества и безысходности. С 1830 года в лирике «русского Байрона» появляется жанр лирического размышления. напоминающего отрывок из дневника.

Стихотворение «Одиночество». которому и будет посвящен анализ, написано как раз в 1830 году и носит абсолютно исповедальный характер. Уже с первых строк заявлена тема одиночества:

Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить.

Герой как бы ставит себя в центр мира, который он сам создал. Но этот мир предстает как чужой и враждебный ему и обрекает его мыслящую и чувствующую личность на бесконечное одиночество. Недаром он сравнивает себя с «царем воздушным» (самим Богом?), с которым «никто не хочет грусть делить». Страшнее всего для героя, что «года уходят, будто сны». послушные судьбе, ведь время необратимо.

Разве не удивительно, что шестнадцатилетний человек, по сути, еще подросток, только начинающий жизнь, не просто считает уходящие года, но уже имеет старую (. ) мечту о смерти. Более того, герой уже видит «гроб уединенный». который его якобы ждет, а значит, для него правомерен вопрос: «Что ж медлить над землей?»

Первоначально, в подражание творчеству Байрона, Лермонтов противопоставляет своего героя бездушной и безликой толпе. Но позже этот мотив изменяется: уже в стихотворениях 30-х годов герой избирает одиночество как единственно возможный способ взаимодействия с миром. Изгнанник становится странником. Он сам, добровольно, уходит из мира, а непонимание его миром воспринимается уже не как знак проклятия, а как знак высокой избранной судьбы. Ярче всего это проявится в «Пророке». но гораздо позже.

А сейчас в финале «Одиночества» герой со свойственным юношам максимализмом уверяет, что «никто не покрушится» о его раннем уходе, наоборот, будут

О смерти больше веселится, Чем о рождении моем.

Конечно, многим подросткам знакомо такое ощущение, когда их не понимают окружающие, близкие, друзья, что вызывает у них глубочайшую депрессию. Тогда каждый ищет свое спасение: кто-то пишет музыку, кто-то стихи, кто-то ведет дневник. Но есть и такие, кто ищет смерти. Многие современники утверждали, что Лермонтов принадлежал именно к числу таких людей. Он много раз дрался на различных дуэлях, как будто искал возможности побыстрее уйти из жизни, что, в итоге, и осуществилось 15 июля 1841 года на дуэли с Мартыновым.

9 класс

Любовные мотивы

Лермонтов был не только едким и порой жестоким человеком, но и не особенно привлекательным. Маленький рост, небольшой горб вкупе с неприятным характером не сослужили хорошую службу поэту в нахождении возлюбленной. Он не пользовался популярностью у женщин и даже имел некоторые комплексы, связанные с этим. Любовью Лермонтова, которая нашла отражение на страницах его произведений, была очаровательная девушка, ставшая чужой супругой. Однако образ Варвары Лопухиной оставался с Михаилом Юрьевичем до самой смерти, и именно её отражение он пытался выискать в других женщинах.

Тот факт, что в любовной поэзии так ярко прослеживается тема одиночества и тоски, ведь многим женщинам просто нравилась играть с его чувствами. Так поступала и красавица Наталья Иванова, и известная Екатерина Сушкова, вдохновившая Михаила Юрьевича на написание прекрасных стихотворений.

  • Первое любовное стихотворение, посвящённое любви всей жизни М. Ю. Лермонтова, Варваре, называется «Мы случайно сведены судьбою». В нём автор осознаёт всю безнадёжность ситуации, невозможность взаимной любви. Он взывает к Лопухиной и просит стать единственной радостью в его жизни: «Будь, о, будь моими небесами, будь товарищ грозных бурь моих».
  • В основу сочинения «Нищий» легли отношения Михаила Юрьевича с Сушковой. Поэт сравнивает камень, поданный нищему вместо милостыни, со своей безответной любовью к Екатерине, ведь также и она вместо взаимности одарила его лишь насмешками и презрением.
  • А вот Наталье Ивановой Лермонтов сочинил целый цикл стихотворений. В них он рассказывает читателю о чувстве горького разочарования, которое настигло его после влюблённости в Иванову. «Болезнь груди моей» — так пишет поэт в своих строках. Казалось бы, какое светлое состояние — любовь! Однако в жизни Михаила Юрьевича ей всегда сопутствовали одиночество и тоска. «Я недостоин, может быть, твоей любви, не мне судить» — говорит Лермонтов в отчаянии и грусти.

Образы и символы

Образы и символы в стихотворении «Одиночество» представлены в ниже следующем списке:

  1. 1.Обречённый на одиночество, лирический герой чувствует себя несчастным пленником, которого жизнь заключила в свои «оковы». Жизнь без возможности искреннего понимания со стороны другого человека представляется ему суровым наказанием – тюремным заключением.
  2. 2.«Царь воздушный» – образ мечтателя, правящего в собственном воздушном замке, отгородившегося с помощью фантазий от равнодушия окружающего мира. Данный образ также отражает ту эгоцентрическую позицию, которую принимает лирический герой, его чувство собственной исключительности, избранничества.
  3. 3.«Года уходят, будто сны» – образ быстротечности времени, эфемерности жизни.
  4. 4.«Гроб уединённый» – образ, символизирующий одинокую смерть, которую герой предпочитает жизни среди безучастных людей.

Романтическое избранничество поэта

У Лермонтова были предки из Шотландии. Так, в России родился поэт с западноевропейскими корнями, «близкий по духу к древнему своему предку, вещему и демоническому Фоме Рифмачу (Thomas the Rhymer), с его любовными песнями, мрачными предсказаниями, загадочным двойственным существованием и роковым концом» – как его определял Владимир Соловьев. И этот факт философ связывает с проявлением крайнего субъективизма, и в чем-то даже эгоизма, в лирике Лермонтова на фоне русской безличности.

Романтизм, явление западноевропейское, не мог возникнуть без чувства субъективности. Лермонтов же – поэт-романтик, тот, кто воплощает в себе гениальное, творческое начало. «Один среди людского шума», с гордо зреющей творческой думой поэт понимает свое предназначение и судьбу: «ни счастия, ни славы. Мне в мире не найти» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837). Гений всегда одинок, революционен, он идет в разрез с традицией, обществом, а порой и всем миром: «Как в ночь звезды падучей пламень, Не нужен в мире я» (1832). Поэт говорит о своей пустынной душе, о том, что он в свете безродный странник («Молитва», 1837). В чем-то романтическое избранничество, в чем-то образ «лишнего человека», в чем-то философская отрешенность, гениальность и пророческий дар мешают поэту обрести где бы то ни было что-то свое – он избран и обречен на одиночество.

Часто герой его лирики сам призывает страдания и печаль в свою жизнь: «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» (1832). Это свидетельствует о понимании Лермонтовым той тяжкой ноши поэта-пророка, поэта-мистика и того, что он ее принимает.

В стихотворениях о природе, «пейзажно-философской» лирике, если ее можно так назвать, также звучат мотивы одиночества: это и грустный утес, и дубовый листок, и пустынные пальмы, пострадавшие от людей, и блуждающие тучки, и свободная волна, вольная жить и умереть, когда захочет («Для чего я не родился. Этой синею волной?», 1832), и мятежный парус или одинокий корабль: «Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах» («Воздушный корабль», 1840). В чем-то все они близки поэту, кому-то он сам хочет быть близок: «Зачем я не птица, не ворон степной…» («Желание», 1831). Стремление к природе, первозданности, экзотике – туда, где нет сложившихся, устоявшихся норм, правил, представлений о мире, человеке – это тоже романтическая черта. Такие места часто бывают пустынны, необжиты, поэтому, испытав несколько мгновений счастья наедине с природой, как в стихотворении «Еще волнуется желтеющая нива», поэт снова приходит к одиночеству. Человек стихии, воспевающий морскую волну, стремящийся к небесному эфиру, сознает недостижимость этих высот: «… мир земной мне тесен, К тебе ж проникнуть я боюсь» («Молитва», 1829).

Вариант 2

Слово «одиночество» — не что иное, как лейтмотив всей жизни М. Лермонтова. Начиная с самого раннего детства, поэт был одинок. Он рано остался без родителей и воспитывался бабушкой, которая не смогла их заменить. Слабое здоровье мешало юному Лермонтову играть со сверстниками и шалить как обычному мальчишке. Вынужденная изоляция и отсутствие общения не могли не сказаться на его характере. «Один среди людского шума возрос под сенью чуждой я…» – писал поэт.

Печорин, Мцыри, Арбенин, поэтические образы паруса и «одинокого утеса» – это далеко не полный список примеров противостояния окружающему миру. Все герои находятся в постоянной борьбе сами с собой. Мцыри – пленник монастыря, чуждый всем вокруг. Григорий Печорин борется с противоречиями не только в окружающей действительности, но и внутри себя.

Лермонтов не испытал счастья любви, тем самым усилив свое личное одиночество. В одном из самых своих известных стихотворений «Парус» состояние лирического героя – вечное одиночество, потерянность и безысходность.

«Увы, он счастия не ищет И не от счастия бежит!»

Совпадение лирического героя и автора встречается в творчестве Лермонтова постоянно. Все его герои очень трагичны, как и его одинокая творческая жизнь.

Мрачными красками прописано стихотворение «Утес». Игривая и веселая золотая тучка покидает старый «утес – великан». Он остается грустить совершенно один. Переживания, страдания и одиночество – все, что выпадает на долю лирического героя.

Бесконечную печаль, и грусть вызывают строки из стихотворения «На севере диком…». Казалось бы, простое описание природы России, но «одиноко», «на голой вершине» и даже в названии автор создает читателю мрачное настроение, тем самым усиливает картину одиночества. Сосне неуютно, холодно и печально. Она мечтает о теплых странах и солнце. Даже природа у поэта может грустить и плакать. Противостояние образов, это прием, который постоянно использует Лермонтов.

В стихотворениях, написанных в 30 – е годы жизни поэта, он много рассуждает о загробной жизни, слышит могильные звуки и видит гроб «уединенный». Лермонтов очень рано «постарел душой». Его дуэль и написание стихотворения «Смерть поэта» повлекли за собой ссылку на Кавказ. «Одинок я – нет отрады: Стены голые кругом» — пишет он в стихотворение «Узник». Практически в каждом третьем стихотворение Лермонтова легко встретить такие слова: гроб, смерть, могила, умереть. Читатель видит неудовлетворенность жизнью, иногда даже ожидание смерти: «Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый». Смерть и одиночество неразрывно связаны между собой и следуют из одного стихотворения в другое в последние годы жизни поэта. Он разочарован во всем: любви, дружбе, семье, государственном устройстве. Не находит поэт себе места и в небесном мире. Он обречен на одиночество и вечные блуждания.

Вся короткая жизнь поэта пронизана этими болезненными мотивами. Природа этого состояния автора важна для понимания всего творчества М. Лермонтова.

«Нет, я не Байрон, я другой…»

Индивидуальный стиль писателя формируется благодаря использованию определённых художественных средств, лексики, самой манеры изложения, и, конечно же, способу создания характеров и персонажей. В литературоведении для поэтических произведений есть термин «лирический герой» — персонаж лирики, чьи чувства выражает автор в стихотворении. Интересно, что некий собирательный лирический герой каждой культурной эпохи является носителем её идеалов. Например, в классицистических произведениях лирический герой прежде всего гражданин, ратующий за развитие родного государства, в сентиментализме – тонко чувствующий духовно-нравственный индивидуум, в романтизме – свободная, неисчерпаемая и бесконечно сложная личность. В русскую литературу романтизм пришёл из западной Европы. Одним из самых известных и значимых европейских поэтов-романтиков считается Джордж Байрон. В русской литературе таковым можно назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Несмотря на то что этих поэтов часто сравнивают, их творческое наследие очень разнится. Романтизм Байрона – это, скорее, реакция на новую буржуазную действительность и неприятие её, идеализация тоски и деление мира на внешний – греховный — и внутренний – чистый и естественный. Романтические тенденции в творчестве Михаила Лермонтова отразились несколько иначе. Образ лирического героя Лермонтова изменялся на протяжении всей жизни поэта.

В лирике раннего творчества появляется романтический герой-индивидуалист, характерный и для Запада. Лирические герои Лермонтова этого периода решительны и бескомпромиссны. Они не принимают действительность, остро реагируют на несправедливость мира, поднимаясь над бытом и реальностью. Это одинокие, свободолюбивые герои, которые видят мир, как и герои Байрона, двухчастным. Но у Лермонтова это не грешный и праведный варианты, а мир реальный, который отрицается, и мир идеальный. Интересно, что на ученическом этапе творчества мир лермонтовских героев все ещё делится на две непримиримые части, границу между которыми невозможно разрушить:

В стихотворении «Монолог», которое появилось в 1829 году, эта тема повторяется:

Очевидно, что «пустые бури» олицетворяют мелкие страсти, любовные переживания и интриги, а «яд злобы» — отравляющее действие публики и высшего света на чистую душу, которая в итоге пресыщается всем тем, что может предложить общество.

Появляется мотив свободы как одной из главных ценностей и мотив воли как конечной цели, где душа лирического героя, возможно, обретёт покой:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: