«Анализ стихотворения И. А. Бунина «Одиночество»»
Бунин был не только замечательным прозаиком, но и выдающимся поэтом. Он воспринял традиции классической русской поэзии, традиции Пушкина и Лермонтова, их стремление к простоте и ясности, их прозрачный стих, их тонкое чувство природы.
Немало стихотворений Бунин посвятил русской природе, которая часто вызывала в душе поэта радостные, светлые чувства.
Философская проблематика, часто взаимосвязанная с темой природы, нашла отражение в поэзии Бунина. Так, мысль о преемственности связи между прошлым и настоящим, тема смерти проходит сквозь многие его поэтические произведения.
Конечно, Бунин, как великолепный художник, тонкий психолог, посвящал свои поэтические произведениям живым человеческим эмоциям: любви, радости, страданию.
Таково, например, стихотворение «Одиночество». По жанру это монолог-исповедь. Лирический герой обращается к любимой женщине, ушедшей от него. Но вместе с тем диалог с самим собой: ведь герой остался наедине со своими воспоминаниями.
Стихотворение начинается с описания осеннего пейзажа, задающего эмоциональный фон всему лирическому произведению:
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Строфа построена по принципу градации. Каждая новая строка усиливает ощущение бесприютности. Во второй строке метафора «пустыня воды» создаёт эффект бескрайности печали. Третья строка вводит тему смерти.
Печальное душевное настроение лирического героя придаёт образам природы, нашедшим отражение в стихотворении, ощущение опустошенности. Природа и человек слиты воедино, страдают по одной причине: природа по ушедшей весне, и человек, потерявший свою Весну — любимую, без которой в душе героя наступила осень.
Мотив одиночества в лирике Бунина уходит корнями в ощущения детства, юности.
Бунин вспоминал: «Я рос без сверстников, в юности их тоже не имел… Все в эту пору чему-нибудь где-нибудь учатся, и там, каждый в своей среде, встречаются, сходятся, а я нигде не учился, никакой среды не знал».
И всё же отчётливо проступает желание избавиться от этой удручённости, прорваться в мир света, надежды, обрести утраченную гармонию с самим собой и миром:
И сердце жаждет блеска дня и счастья.
Это произведение об одинокой душе, которая пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё. Это стихотворение и о женщине, о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни.
Собеседником, другом с детства у поэта была природа. И лирический герой его произведений внимателен к окружающему миру, тонко чувствует природу, сопереживает ей. То он в янтарном окружении «озябшего» сада, то в берёзовом лесу, «где распевают птицы», то в «сладостном бору», то «дремлет над Днепром у широкого плёса», но чаще всего — «среди степи, простора и небес».
Вчера ты была у меня…
Оказывается, вчера тоже был ненастный день, но он воспринимался по-другому, потому что «она была» и «казалась женой». Бунин дважды использует здесь фигуру умолчания. Причём за этими многоточиями — противоположные думы: первая — что было бы, если бы она осталась? Вторая — что теперь будет и как прожить одному?
А как же тяжело будет прожить до весны, если сейчас ещё только осень, а невозможно прожить даже этот день (сегодня)… Образ «сегодня» в третьей строфе раздвигается до бесконечности:
Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой…
И вдруг — от туч, от неба, от бесконечности — к совершенно конкретной земной детали:
Твой след под дождём у крыльца
Расплылся, налился водой.
Бунин не боится ввести в стихотворение бытовую деталь, которая нередко приобретает под его пером особую выразительность. В этом произведении ещё немало таких выразительных деталей. Например, по строчкам
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно
мы догадываемся, что герой живёт в уединении, он художник — натура творческая, ранимая, остро переживающая все неудачи, потрясения, особенно, если они касаются любви.
Но особенно впечатляет подчёркнуто бытовая, прозаическая концовка стихотворения, тонко передающая тоску покинутого художника:
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
Тема любви, отношений между мужчиной и женщиной, безусловно, значительно глубже осмыслена в прозе Бунина, особенно в поздней. А в стихотворении «Одиночество» завязался узелок этой столь волнующей автора темы.
Особенности образа природы в стихотворении «Одиночество»
В произведении автор особое внимание уделяет именно осени. Именно ненастье и увядание природы в полной мере передают ностальгическое настроение автора
Поэту навряд ли бы удалось создать настроение печали и особенной грусти, если бы он описывал, к примеру, пение веселых птиц, или радужный пейзаж, насыщенный солнцем. Несмотря на то что писалось произведение летним и теплым днем, внутреннее состояние автора было весьма печальным. Это и отражено в грустном повествовании. Для каждого поэта и писателя того времени пейзаж и натуральная природа – это были основные художественные образы, которые способны максимально точно передать обстановку, которая окружала на тот момент главного лирического героя. Природа всегда помогала литераторам максимально точно передавать внутреннее состояние.
Особое внимание требуется уделить первым строфам. Здесь поэт описывает окружающее его пространство
Это и дождь, и мгла, и постоянный холод. Такие образы сразу передают читателю особенности настроения, переполненного печалью и грустью. Вся созданная картина, представленная в виде унылого пейзажа, говорит читателю о том, что жизнь замерла. Автор также отмечает, что такое будет продолжаться не всегда и рано или поздно наступит весна на жизненном пути.
Александр Блок — Река несла по ветру льдины ( Одиночество )
Odinochestvo
Reka nesla po vetru ldiny, Byla vesna, i veter vyl. Iz otpylavshego kamina Neyasny mrak vecherny plyl. I on sidel pered kaminom, On otgorel i otstradal I vzglyadom, nekogda orlinym, Ostyvshy pepel nablyudal. V vechernem sumrake vsplyvali Pred nim videnya proshlykh dney, Budya starinnye pechali Igroy besplotnoyu teney. Odin, odin, zabyty mirom, Bezvlastny, no yeshche zhivoy, Iz sumraka bylym kumiram Kival ustaloy golovoy. Druzey byvalykh verenitsa, Vragov zhestokiye cherty, Lyubivshikh i lyubimykh litsa Plyvut iz seroy temnoty. Vse brosili, zabyli vsyudu, Ne nado muchitsya i zhdat, Ostalos tolko pepla grudu Potukhshim vzglyadom nablyudat. Kuda neslis yego mechtanya? Pred chem sklonyalsya bedny um? On vspominal svoi metanya, Budil trevogi prezhnikh dum. I bylo sladko byt ustalym, Otradno tak, kak nikogda, Chto serdtse bolshe ne zhelalo Ni potryaseny, ni truda, Ni lesti, ni lyubvi, ni slavy, Ni prosvetleny, ni utrat. Vospominanya velichavo, Kak tuchi, obnyali zakat, Nagromozdili grudu bashen, Vozdvigli steny, goroda, Gde nebosklon byl zhelt i strashen, I grozen v yunye goda. Iz otpylavshego kamina Neyasny sumrak plyl i plyl, Reka nesla po vetru ldiny, Byla vesna, i veter vyl.
Jlbyjxtcndj
Htrf ytckf gj dtnhe kmlbys, ,skf dtcyf, b dtnth dsk/ Bp jngskfdituj rfvbyf Ytzcysq vhfr dtxthybq gksk/ B jy cbltk gthtl rfvbyjv, Jy jnujhtk b jncnhflfk B dpukzljv, ytrjulf jhkbysv, Jcnsdibq gtgtk yf,k/lfk/ D dtxthytv cevhfrt dcgksdfkb Ghtl ybv dbltymz ghjiks[ lytq, ,elz cnfhbyyst gtxfkb Buhjq ,tcgkjnyj/ ntytq/ Jlby, jlby, pf,snsq vbhjv, ,tpdkfcnysq, yj tot ;bdjq, Bp cevhfrf ,sksv revbhfv Rbdfk ecnfkjq ujkjdjq/// Lheptq ,sdfks[ dthtybwf, Dhfujd ;tcnjrbt xthns, K/,bdib[ b k/,bvs[ kbwf Gksden bp cthjq ntvyjns/// Dct ,hjcbkb, pf,skb dc/le, Yt yflj vexbnmcz b ;lfnm, Jcnfkjcm njkmrj gtgkf uhele Gjne[ibv dpukzljv yf,k/lfnm/// Relf ytckbcm tuj vtxnfymz? Ghtl xtv crkjyzkcz ,tlysq ev? Jy dcgjvbyfk cdjb vtnfymz, ,elbk nhtdjub ght;yb[ lev/// B ,skj ckflrj ,snm ecnfksv, Jnhflyj nfr, rfr ybrjulf, Xnj cthlwt ,jkmit yt ;tkfkj Yb gjnhzctybq, yb nhelf, Yb ktcnb, yb k/,db, yb ckfds, Yb ghjcdtnktybq, yb enhfn/// Djcgjvbyfymz dtkbxfdj, Rfr nexb, j,yzkb pfrfn, Yfuhjvjplbkb uhele ,fity, Djpldbukb cntys, ujhjlf, Ult yt,jcrkjy ,sk ;tkn b cnhfity, B uhjpty d /yst ujlf/// Bp jngskfdituj rfvbyf Ytzcysq cevhfr gksk b gksk, Htrf ytckf gj dtnhe kmlbys, ,skf dtcyf, b dtnth dsk/
Анализ стихотворения «Одиночество»
Большинство строк в произведении указывают именно на одиночество, которое испытывал автор в тот период жизни. Следует отметить, что произведение написано в виде трехстопного анапеста
Этот стиль позволяет обратить внимание читателя на художественное дарование, представленное автором. Именно оно является признаком мастерства изящной словесности
В стихотворении описаны жизненные моменты. Фрагменты из истории самого поэта и его трагедии. Писатель смог в полной мере передать тонкие оттенки чувств, которые постоянно испытывает человек, находящийся в одиночестве.
В произведении показан лирический герой, который остался один. Все чувства и переживания главного персонажа сливаются с описанием природы, которая не оставляет шансов на быстрое исправление. Пейзаж полностью гармонирует с опустошенностью внутреннего состояния: слякоть, бесконечные тучи, леденящий дождь.
Расставание оказалось тяжёлым грузом, от которого трудно освободится в короткие сроки. Смятения от одиночества терзают главного героя. Но на помощь приходит смирение, и даже какое-то безразличие. Больше не остаётся никаких иллюзий. Придётся ждать весны: в природе, в отношениях, в жизни.
Стихотворение «Одиночество» Бунин Иван Алексеевич
И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной. Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой… Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один — без жены…
Сегодня идут без конца Те же тучи — гряда за грядой. Твой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой. И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед: «Воротись, я сроднился с тобой!» Но для женщины прошлого нет: Разлюбила — и стал ей чужой. Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Еще стихотворения:
- Одиночество Среди людей, я средь — чужих… Мне в этом мире не до них, Как им, в борьбе и шуме дня, Нет в жизни дела до меня… В дороге дальней им,…
- Одиночество Я грущу в кабаке за околицей, И не радует душу вино, А метель серебристая колется Сквозь разбитое ветром окно. В полутемной избе низко стелется Сизым клубом махорки струя. — Ах!…
- А одиночество бывает сразу А одиночество бывает сразу — С последними прощальными гудками. Рассунуты скорей рукопожатья, Один толчок, назад поплыл перрон, Друзья бегут, заглядывают в окна, Но круто обрывается платформа… И ты один —…
- Одиночество Глядя в темные зрачки собаки, все ж боюсь поверить до конца, что она все понимает… враки, думаю я тускло у крыльца. И погладив лошадь возле речки, заглянув в огромные глаза,…
- Одиночество По обезлиственному саду Один бреду. Ни в чем намека на отраду Я не найду. Осенний грустный ветер стонет Среди ветвей. О, в чем же светлом скорбь потонет Души моей? Кто…
- Одиночество Весь мир во мне. Я весь заполнен им. Весь мир во мне. Я навсегда один. Я в мире, мир во мне, и я один. Весь мир во мне. Я весь…
- Одиночество Поздней ночью, один выходя из кинотеатра, надышавшись вволю заморским цветным пейзажем — уношу с собой только взгляд из немого кадра, прячу в память и сон драгоценную эту кражу. Поздней ночью,…
- Одиночество Живу позабытый, в безрадостной доле, Как ветер осенний скитаясь по воле. Один я, и нет ни семьи, ни друзей, Никто не узнает печали моей. Порою раздумье найдет на меня- И…
- Одиночество в любви Темнеет. В городе чужом Друг против друга мы сидим, В холодном сумраке ночном, Страдаем оба и молчим. И оба поняли давно, Как речь бессильна и мертва: Чем сердце бедное полно,…
- Одиночество Поверь мне:- люди не поймут Твоей души до дна!.. Как полон влагою сосуд,- Она тоской полна. Когда ты с другом плачешь,- знай: Сумеешь, может быть, Лишь две-три капли через край…
- Одиночество Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье — все готовы: Никто не хочет грусть делить. Один я здесь, как царь воздушный, Страданья в сердце стеснены, И…
- Отголосок пятнадцатой прелюдии Шопена Посвящается Ольге Алексеевне Жемчужниковой Мне больно!.. Рвется стон из груди; Ручьями слезы льют невольно; И хочется, чтоб знали люди, Как на душе мне больно, больно. Мне больно!.. Боль невыносима… Кто…
- Одиночество Как стыдно одному ходить в кинотеатры без друга, без подруги, без жены, где так сеансы все коротковаты и так их ожидания длинны! Как стыдно — в нервной замкнутой войне с…
- Одиночество Я спал, и смыла пена белая Меня с родного корабля, И в черных водах, помертвелая, Открылась мне моя земля. Она полна конями быстрыми И красным золотом пещер, Но ночью вспыхивают…
- Весна Нам с тобой, нам с тобой кажется сейчас, Что весны, что весны не было до нас. И река не текла, и трава не росла, И любви никогда не было до…
- Гуманность Длинная, вялая собака Лежала на улице, около лужи, Под ней копошились, радостно пища, Бессмысленные, подслеповатые комочки. Я хотел пожалеть собаку, Прикрыть и согреть ее своим телом… Собака меня укусила за…
- Один Окна запотели. На дворе луна. И стоишь без цели у окна. Ветер. Никнет, споря, ряд седых берез. Много было горя… Много слез… И встает невольно скучный ряд годин. Сердцу больно,…
- Одиночество Враги умолкли — слава богу, Друзья ушли — счастливый путь. Осталась жизнь, но понемногу И с ней управлюсь как-нибудь. Затишье душу мне тревожит, Пою, чтоб слышать звук живой, А под…
- Птичка В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Я стал доступен утешенью; За что на бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я…
- Одиночество Когда теряет равновесие Твое сознание усталое, Когда ступени этой лестницы Уходят из-под ног, Как палуба, Когда плюет на человечество Твое ночное одиночество,- Ты можешь Размышлять о вечности И сомневаться в…
Вы сейчас читаете стих Одиночество, поэта Бунин Иван Алексеевич
Особенности лирического героя в произведении «Одиночество»
Понять, насколько откровенен образ героя перед читателем, можно сразу после первичного описания заоконной обстановки. Автор не уделяет сильного внимания личности, представленной в творении, и излагает его описание в краткой форме. Стоит отметить, что сразу же становится ясно, что данная личность является художником-живописцем. Произведение Бунина «Одиночество» представляет собой нечто среднее между особенным признанием и монологом о жизненном пути. Автор рассказывает, что человек принадлежит к миру печали и грусти.
На протяжении многих веков у поэтов и писателей образ художника представляет собой символ определенной печали, а также несбывшейся мечты. Ведь истинный живописец постоянно стремится к созданию своего собственного мира, который иногда, на самом деле, вовсе не существует. Художники всегда мечтают о том, что никогда в реальной жизни не сможет сбыться, и свои мечты описывают на полотнах. Именно таким и является лирический герой, который представлен в произведении Ивана Алексеевича. Он постоянно страдает от одиночества и переполнен тоской, но надеется, что такое состояние рано или поздно его покинет.
Художественные приемы
- метафоры — автор описывает пустыню воды, у него жизнь умерла до весны, а тучи идут без конца; — у Бунина пустыня холодная, день ненастный, тьма серая;
- аллитерации — использование звуков , , , позволяет передать мрачную атмосферу.
Восклицательные и оборванные предложения отражают интонацию. С помощью таких приемов поэт показывает чувства лирического героя. Он в смятении, его обуревают разные эмоции, все больше он поддается плохому настроению. В стихотворении можно условно выделить три части:
- Пейзажная зарисовка.
- Уход любимой.
- Описание переживаний героя.
Во время написания стихотворения Иван Алексеевич был женат на красавице греческого происхождения, девушке очень молодой, только закончившей гимназию, – Анне Николаевне Цакни. Это был первый официальный брак Бунина, за плечами оставался искренний, но тяжёлый роман с Варварой Пащенко. Анна Николаевна обладала необыкновенной красотой, и Бунин сделал предложение буквально в первые дни их знакомства. Это сказалось на отношениях супругов. Не узнав друг друга до конца, они вскоре разочаровались в браке. И в письме к своему брату Иван Алексеевич писал:
Анна не могла разделить интересов писателя, между ними часто возникали разногласия и недопонимание. Это отразилось в творчестве Бунина. Он чувствует себя одиноким в этом союзе. Человек, с которым он хотел прожить век, не может развеять его одиночество.
Ещё один примечательный факт из истории создания стихотворения – время года и место его написания. Вопреки тому осеннему, навевающему грусть пейзажу, который мы видим в нём, стихотворение написано летом в Константинополе. Этот контраст подчёркивает, что даже лето не смогло изгнать из души автора настроения поздней осени.
Одиночество в творчестве Бунина явилось отражением его внутреннего духовного одиночества. Сначала вызванного материальной неустроенностью, уходом первой возлюбленной, и неудачным браком, затем постоянными скитаниями, и, наконец, эмиграцией во Францию.
Осеннее одиночество
Наверное, переживать одиночество лучше весной, когда сама природа даёт надежду на светлое будущее, на налаживание новых отношений и на творческую востребованность. Стихи пишутся осенью, что позволяет лучше передать их внутренний мир, который формируется на фоне душевной боли.
Несмотря на осеннюю хандру, автор не теряет надежды и не превращается в монаха – он надеется, что ещё в его жизни будет весна и в душе опять зацветут сады.
Строки подаются Буниным в виде монолога лирического героя, к которому вчера приходила дорогая женщина, но отношения от этого между ними не стали лучше. Ей было тоскливо с героем, поэтому прощание – это единственный вариант на сегодняшний осенний день. Пусть лучше в душе царит одиночество, чем звенит натянутая нитка отношений, готовая вот-вот разорваться криком порванной струны.
Опустел до весны сад, пусто и в душе героя, даже след дорогой женщины возле порога размыт водой и почти не виден. Пусть лучше остаётся боль очевидности, чем иллюзия отношений.
Жанр, направление, размер
- Жанр стихотворения «Одиночество» – элегия, так как речь в нём идёт о глубоко личных печальных переживаниях и чувствах лирического героя. Однако это элегия с элементами послания. Герой обращается к ушедшей возлюбленной, как бы желая сообщить ей о своих чувствах.
- Размер: «Одиночество» написано чередованием анапеста и амфибрахия. Анапест – трёхсложный размер с ударением на последнем слоге. Амфибрахий – трёхсложный размер, с ударением на втором слоге. Рифмовка использована как перекрёстная, так и параллельная. Рифма мужская, так как ударение всегда падает на последний слог в слове.
- Тип рифмы интересен тем, что в каждом шестистишии в первых четырёх строках использована перекрёстная рифмовка, а последние две строки – всегда с параллельной рифмой. Такое построение соответствует ходу мыслей героя: последние две строки – это либо переход от описания к более личным переживаниям, либо переход к выводу, решению как в последнем шестистишии: «Что ж! Камин затоплю, буду пить…/ Хорошо бы собаку купить».
Образы и символы произведения
Лирического героя Бунин наделяет чертами творческого человека, он не указывает род его деятельности, хотя в строках звучит упоминание мольберта. Друг автора был художников, но при этом писал произведения. Автор воспользовался этими качествами, создавая своего лирического героя.
Лирический герой не является борцом, он решает отпустить ситуацию, даже не попробовав за неё бороться. Всех женщин мира он соединяет в одну – женщину, которая не привыкла смотреть назад. Он принимает отказ, хотя в душе он совершенно не согласен с решением возлюбленной.
Девушку же автор показывает как сильную личность, твердо идущую своей дорогой. Она не привыкла менять свое решение, а любое действие ценит намного больше слов. Ей скучно находиться в обществе гения, поэтому она решает уйти от него.
Хорошим символом внутреннего состояния героя показана и природа. Непрерывный дождь, ветер, темень – все эти чувства бушуют внутри нашего лирического героя.
И в кульминации выступает ещё один образ – образ собаки. Это животное всегда ассоциируется с верностью, преданностью, и любовью. Это те чувства, которых так сильно не хватает герою, что он решает купить собаку. Заполнить ту пустоту в душе, которая образовалась после ухода любимой.
Анализ стихотворения И.А. Бунина «Одиночество»
На мой взгляд, Иван Алексеевич Бунин – один из крупнейших поэтов 20 века. Сегодня это общепризнанно, однако долгое время заслуженная известность Бунина-прозаика затмевала для читателей его поэзию.
Но нужно заметить, что в таланте И.А.
Бунина, необыкновенно гармоничном, все уравновешено: проза этого писателя вспахана плугом поэта, его стихи зачастую предвосхищают проблематику и даже стилистику рассказов и повестей.
Любовь… Эта тема, к которой обращался не один поэт и писатель. И. А. Бунин – не исключение. Любовная лирика его невелика по количеству.
Но именно в ней разрабатываются многие вопросы, волновавшие писателя и позже, особенно проблема одиночества. Бунин считает, что даже любовь не спасает от одиночества, от этого «страшного недуга».
Исчерпав «земные» возможности, оно ввергает героя в состояние спокойного отчаяния.
Таким настроением сдержанного трагизма пронизано едва ли не самое известное стихотворение Бунина — «Одиночество». Оно было напечатано в девятой книге сборника «Знание» за 1904 с посвящением художнику и приятелю Бунина П.А. Нилусу. В 1910 году это стихотворение в исполнении автора было записано на пластинку:
- И ветер, и дождик, и мгла
- Над холодной пустыней воды.
- Здесь жизнь до весны умерла,
- До весны опустели сады,
- Я на даче один. Мне темно
- За мольбертом, и дует в окно.
- Заметим, что уже в начале стихотворения автор использует градацию, нагнетая тем самым тягостное впечатление, настраивая читателя на пронзительно-трагический лад.
«Одиночество» начинается с описания тоскливой осенней природы: «и ветер, и дождик, и мгла…».
Для создания минорного настроения Бунин использует яркую метафору: «над холодной пустыней воды», показывая отчужденность лирического героя, неприятие им окружающей реальности.
Недаром герой чувствует, что «здесь жизнь до весны умерла», имея в виду жизнь природы, а вместе с ней и свою. Лирическому герою неуютно в этом мире. «Мне темно», — говорит он, но темно не из-за отсутствия света за окном, а от отсутствия «света» в жизни.
Осознание того, что он мог быть счастлив «вчера», а «Сегодня идут без конца Те же тучи – грядя за грядой…», гнетет лирического героя. Он с кажущейся легкостью говорит «прощай». Но это происходит не от безразличия, а от понимания неизбежности происходящего:
- Твой след под дождем у крыльца
- Расплылся, налился водой.
- И мне больно глядеть одному
- В предвечернюю серую мглу.
Здесь поэт уже открыто говорит об одиночестве. По его мнению, любовь не вечна, а «для женщины прошлого нет». Любовь могла бы заполнить пустоту в душе лирического героя, но этому не суждено случиться. Она оставила лишь след в его душе, который «расплывется» под дождем и исчезнет. Лишь одиночество будет безраздельно царствовать в душе и жизни героя.
Боль от своего одиночества герой не может ни преодолеть, ни заглушить. Можно подумать, что судьба его обречена, а тоска одиночества безысходна. Но, возможно, это и не так.
- Но пока желание счастья и осознание его невозможности выражены в нарочито спокойной концовке:
- Что ж! Камин затоплю, буду пить…
- Хорошо бы собаку купить.
Этот лаконизм – достояние литературы уже нового, 20 века, когда смятенность чувств передается равнодушной, «посторонней», фразой. Такой фразой является и последняя строчка стихотворения. Обреченный на одиночество среди людей, непонятый, покинутый любимой женщиной, лирический герой, тем не менее, не выплескивает наружу своих эмоций.
О них мы догадываемся только по каким-то деталям или отдельным словам. «Затоплю камин» — герой пытается разогнать «мглу», «серую тьму», окутавшую его душу. «Буду пить» — извечный способ «утопить» свое горе в вине – признак отчаяния, справиться с которым суждено не каждому.
«Хорошо бы собаку купить», ведь верный пес никогда не бросит, в отличие от разлюбившей женщины, он будет со своим хозяином до конца жизни.
Купить собаку – это значит уже как-то начать действовать, существовать, жить. На данном этапе лирический герой к этому не готов, поэтому автор и употребляет частицу «бы» — мы не всегда осуществляем то, что задумали. Но эта строка – надежда на то, что все измениться к лучшему.
Оно проявляется уже в образе лирического героя, далекого от прекраснодушия и восторженности, избегающего красивости, фразы, позы.
Именно поэтому язык стихотворения прост и лаконичен, что не мешает Бунину передать настроение героя, выразить его душевное состояние, его чувства.
Тема
В стихотворении автор развивает взаимосвязанные темы одиночества и разрыва отношений. Для этого он использует пейзажные и психологические зарисовки, также лаконично воспроизводит сцену расставания. В центре стихотворения – лирический герой и его возлюбленная.
Начинается произведение пейзажем, который создает печальную атмосферу одинокого пребывания на даче. Лирический герой с грустью смотрит на опустевший сад, погода тоже не радует: «и ветер, и дождик, и мгла».
Пейзаж отображает внутреннее состояние героя. Мужчина говорит, что остался один на даче, где темно и ветрено. Эта деталь тоже подсказывает, что творится в его душе.
В следующих строфах читатель узнает о причине грусти лирического героя. Оказывается, его бросила женщина, которая стала для него женой. Мужчина знает, что пытаться вернуть возлюбленную бесполезно, поэтому отпускает ее, приговаривая: «Проживу и один – без жены…».
«На железной дороге» анализ стихотворения Блока по плану кратко – идея, жанр, тема
Следующий день после ухода женщины тоже оказался пасмурным. Кажется, природа плачет над разбитым сердцем. Лирический герой до последнего вглядывается во тьму, храня надежду на то, что «жена» вернется.
В последней строфе А. Бунин демонстрирует свое знание женской натуры. Его лирический герой считает, что женщины легко рвут с прошлым, бывшие возлюбленные быстро становятся для них чужими людьми. Мужчина не видит выхода из сложившейся ситуации. Его руки опускаются, поэтому единственное, что он может сделать в этот вечер – затопить камин и пить. От последнего стиха веет иронией. Мужчина, отчаявшись найти верную спутницу жизни, мечтает о собаке.
В контексте заявленной темы развивается идея о том, что нужно беречь чувства, не давать человеку надежд, если знаешь, что у отношений нет будущего.
«Но для женщины прошлого нет…»
В последней строфе монолога-признания вдруг оживает последняя надежда лирического героя на счастье и любовь. Он хочет крикнуть ей вслед: «Воротись!» Но вдруг понимает, что для нее прошлое забыто. И, полностью осознав свое одиночество, он уже не ждет долгожданной весны, а с горькой иронией говорит: «Что ж! Камин затоплю, буду пить… Хорошо бы собаку купить». В этих словах, видимо, намек на то, что участью всех одиноких является привязанность к этому домашнему животному. В преданности собаки усомниться нельзя, чего не скажешь о женщине.
В стихотворении присутствует яркий По мере повествования эмоциональный накал усиливается. Но, достигая своей кульминации в четвертой строфе, затихает в последних строках.
Печально, но лаконично и просто изобразил Иван Бунин одиночество. Анализ стихотворения, которому посвящена эта статья, дает возможность увидеть истинный дар поэта. Без возвышенных и громких фраз, используя довольно простой язык, Бунин создал трогательное поэтическое произведение, в котором смог передать самые тонкие оттенки печали, грусти, одиночества.
Иван Бунин часто обращался к темам любви и расставания. Поэт долгое время оставался непонятным и одиноким не только в литературной среде, но и в семье. Но даже зная это, невозможно читать стих “Одиночество” Бунина Ивана Алексеевича без улыбки. Стихотворение было написано летом 1903 года, во время заграничного рандеву. Поэт посвятил его своему близкому другу, художнику П. Нилусу. В это время Бунин состоял в браке с А. Цакни, но счастлив не был. Супруга не разделяла его интересов. Гораздо больше она ценила светские развлечения и не раз сетовала на то, что у мужа не имеется серьезных связей.
Текст стихотворения Бунина “Одиночество”, которое проходят на уроке литературы в 11 классе, можно назвать лирическим. Оно пропитано осенними нотками. Осень по Бунину – это не просто преддверие зимы. После расставания с женой в душе поэта тоже царят холод, сырость и слякоть. Лирический герой делится со слушателем своей болью. Он все еще скорбит об уходе той, кого искренне любил. Одновременно он понимает, что жена не вернется, смиряется с этим, уважает ее выбор. Он не упрекает и не оскорбляет ее ни единым словом. Автор просто печально констатирует факт расставания. Одиночество, ставшее главным героем этого произведения, которое так легко учить, не пугает лирического героя. Как и многие другие поэты, Бунин ассоциирует весну с возрождением. Он надеется, что рана затянется, и он сможет снова нормально жить, творить и любить. Пока же лирический герой, страдая от мучительного одиночества, с болью вглядывается в “предвечернюю серую тьму”. Сумерки, мистическое время, ассоциируются у него с ожиданием. Окончательно поняв, что “для женщины прошлого нет”, автор не может удержаться от иронии в свой адрес.
И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один – без жены…
Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльця
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед:
“Воротись, я сроднился с тобой!”
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила – и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.
Анализ стихотворения Бунина «Одиночество» по плану
Как и в работе над анализом любого другого произведения, школьник в своей работе должен придерживаться плана. В случае с подготовкой домашнего задания по стихотворению «Одиночество» он будет таким:
- Автор и заголовок стихотворения.
- История его создания. Можно упомянуть о том, что оно было впервые напечатано в 1904 году и посвящено другу поэта.
- О чем стихотворение. Поэт рассказывает об одиночестве после расставания. Любовь для поэта — всего лишь мимолетное счастье.
- Лирический герой — в данном случае одинокий художник. Он переживает свою боль без высоких фраз, его печаль скорее иронична.
- Художественные средства. Бунин использовал оксюморон, метафору, олицетворение, многосоюзие.
- Ритм стиха — трехстопный анапест.
- Личное мнение школьника.