Анализ стихотворения «осень» к.д. бальмонта. анализ стихотворения бальмонта поспевает брусника

Константин бальмонт ~ осень (поспевает брусника…) (+ анализ)

Главная тема стихотворения

Темой стихотворения «Снежинка» является в широком смысле красота природы, в каждом, даже таком микроскопическом, как снежинка, её проявлении. В философском смысле можно усмотреть в теме стихотворения жизненный путь любого живого существа от расцвета и развития до ухода. Но главной героиней стихотворения автор делает именно снежинку — неодушевленное, в сущности, создание, которое неведомым человеку способом рождается где-то в небесах, получается невероятно красивым и гармоничным, совершает медленное красивое падение и тает.

Снежинки «производит» сама природа, и они — воплощение удивительной симметрии, конечно, если каждую из них внимательно рассмотреть. В большинстве же случаев человек не рассматривает снег, который для него просто осадки, зачастую мешающие комфортной жизни. Потому поэт и одушевляет свою снежинку — наделяет её теми качествами, которые может иметь только человек:

  • смелость («такая чистая, такая смелая),
  • целеустремленность («легко проносится, на землю просится»),
  • способность чувствовать, способность испытывать эмоции, взаимодействовать с окружением («дрожит», «взметается», «утешается», «ветром лелеется»).

Поэт будто делает открытие для каждого, кто прочитает стихотворение: снег — это миллионы снежинок, каждая со своим жизненным циклом, и каждая кристально чиста, как чист новорожденный, как ангел (налицо символистические традиции). Развернутое олицетворение снежинки, выделение её в потоке падающего снега — основной стилистический прием данного стихотворения.

Авторские эмоции — светлая грусть. Все знают, что происходит со снегом, достигающим земли, — он тает, его красоты не замечают. Была ли миссия снежинки выполнена, да и есть ли цель у её существования, если быстротечный ветер несет её, беззащитную, на верную гибель? Этого автор не знает, но смелая чистая снежинка вполне может вдохновить кого-то на поиск красоты вокруг себя.

Анализ стихотворения «Осень» Бальмонта

Анализ стихотворения » Осень» Бальмонта

  • Стихотворение «Осень»: анализ В своем стихотворении «Осень» Константин Дмитриевич Бальмонт делиться со своими читателями той грустью, которую несут в себе осенние дни. Автор описывает наступление холодной осени: в садах спеет брусника, птицы собираются улетать на теплый юг, деревья надели свои оранжевые уборы.Мы видим, что солнце стало реже светить, но даже когда оно сияет на небосклоне, то совсем не греет. Некоторые цветы еще продолжают цвести, но они уже не издают такого пьянящего аромата как летом. Бальмонт пишет, что когда осень проснется утром, то начнет плакать.Он имел в виду осенний дождь. Несмотря на всю грусть произведения «Осень» мы все же не можем не заметить всю красоту этого сезона. Деревья, в это время, пестрят своей красной и желтой листвой, уже подсохшие ковры травы украшают бусы осенних ягод, даже осенний дождь по–своему красивый – ведь несет в себе особенную прохладную свежесть.Осень в глазах поэтов Осень в своих лирических произведениях описывали многие русские поэты, в частности, Б. Пастернак, К. Бальмонт, Ф. Тютчев. Все они восхищались красотой, загадочностью и величием этого сезона. Однако их стихотворения не лишены доли грусти, ведь осень – это та пора, когда земля окончательно прощается с летом и готовиться к встрече с морозной зимой. Многие русские поэты изображали в своих стихотворениях осень при помощи метафор. Ярким примером являются строки Бальмонта: «…осень проснется, заплачет…», «…солнце смеется…». Таким образом, поэты старались подчеркнуть то, что природа, словно живое существо также тоскует по веселой летней поре.
  • Поспевает брусника, Стали дни холоднее

Вот и пришла пора спелости,созревания,время когда к логическому завершению приходит весь этот волшебный летний цикл жизни.Но с приходом зрелости,приходит и увядание,дни становятся холодными,неприветливыми.

И от птичьего крика В сердце стало грустнее

Стаи птиц улетают Прочь, за синее море

В воздухе раздаются крики улетающих птиц.Они прощаются с местами,где родились,встали на крыло,прощаются с летом,так ласково их оберегавшего несколько месяцев, и мы грустим вместе с ними,потому что расставаться всегда тяжело,смотрим на удаляющиеся косяки стай и начинаем ждать следующего сезона.

Все деревья блистают В разноцветном уборе

Осень будто жалеет нас,так полюбивших летнюю пору, и на последок одаривает буйством красок,нереально красивыми пейзажами увядающей природы.

Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья

Солнечные деньки нет-нет,да проглядывают ещё иногда,но они стали редки и вместе с солнцем ,уходит жизнь из растений,ещё недавно благоухавших медами,то ли завлекая насекомых,то ли одурманиващих нас,таких падких на всё прекрасное.

Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.

А теперь стало немного грустно,и сама осень может статься,тоже грустит и заливает нас дождями,оплакивая лето,солнце,жизнь….

Стихотворение Бальмонта К. Д. «Раненый»

Я насмерть поражен своим сознаньем, Я ранен в сердце разумом моим. Я неразрывен с этим мирозданьем, Я создал мир со всем его страданьем. Струя огонь, я гибну сам, как дым. И, понимая всю обманность чувства, Игру теней, рожденных в мире мной, Я, как поэт, постигнувший искусство, Не восхищен своею глубиной. Я сознаю, что грех, и тьма во взоре, И топь болот, и синий небосклон — Есть только мысль, есть призрачное море, Я чувствую, что эта жизнь есть сон. Но, видя в жизни знак безбрежной воли, Создатель, я созданьем не любим. И, весь дрожа от нестерпимой боли, Живя у самого себя в неволе, Я ранен насмерть разумом моим.

См. также Константин Бальмонт — стихи (Бальмонт К. Д.) :

Рассвет

Медленные строки Я помню. Ночь кончалась, Как будто таял дым. И как.

Резигнация

Звучная волна забытых сочетаний, Шепчущий родник давно-умолкших дней.

Статьи раздела литература

  • E-mail: [email protected]
  • Обратная связь
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Электронная почта проекта: [email protected]

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Анализ стиха

Анализ стиха Анализ — история создания, мысли автора, и прочее Поспевает брусника. Поспевает брусника, Стали дни холоднее. И от птичьего крика В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают, Прочь, за синее Море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеётся, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснётся, И заплачет спросонья. Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.

Анализ стихотворения Бальмонта «Осень»

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал с воем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.

Стихотворение «Осень» было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку. Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть. Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей, тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии

Однако первое четверостишье призвано настроить читателя на определенный лад, подготовить к восприятию более важной и значимой информации, которую автор собирается до них донести

Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику. В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону. Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими. Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.

Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря. Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.

Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями. Образ природы в этом произведении – второстепенен, равно как и чувства поэта. Поэтому стихотворение не производит на читателей особого впечатления, так как в русской литературе можно найти гораздо более волнующие и запоминающиеся рифмованные строчки, посвященные осени. Однако с точки зрения символизма это стихотворение безупречно. В нем сказано более чем достаточно для тех, кто привык искать в обычных словах потаенный смысл. Это и естественная грусть, связанная со сменой веков, и тайная надежда на то, что, возможно, предчувствия окажутся обманчивыми, и попытки остановить мгновения пока еще беззаботной жизни, запечатлев их в стихах. Но, увы, пророчества великих поэтов, к которым, без сомнений, относится и Константин Бальмонт, имеют обыкновение в точности сбываться. Сам автор в момент написания стихотворения «Осень» об этом лишь смутно догадывается, и вместе с осенью оплакивает не только собственную жизнь, но и судьбу своей страны, в которой грядут фатальные перемены.

Тропы и образы

В первой строфе утомлённая душа (метафорический эпитет) сравнивается с полусонным ночным цветком. День и ночь, сон и жизнь противопоставлены. Образы создаются с помощью метафор: дневной блеск и шум, светиться внутренним светом, забыться в блеске и шуме, упиться сном. В описании утомлённой души важны эпитеты и наречные эпитеты: цветок полусонный, внутренний свет, тающий сон, тихо, но жадно упиться.

Бальмонт использует пары однокоренных слов, благодаря повторам корней достигает особой мелодичности: полусонный – сон, светиться светом, позабыть и забыться.

Во второй строфе образ ночного цветка конкретизируется, становится объёмным, белладонна олицетворяется. Если в первой строфе душа человека уподобляется ночному цветку, то во втором ночной цветок похож на страстную женщину. Она убивает лаской, её взоры полусонны, ей любо позабыть день, встречаться сердцем с Луною и любить в смерти (метафоры). Но белладонна сохраняет приметы ночного цветка. Она «расцвечается» светом Луны и тихо качается под ветром. Луна в стихотворении тоже олицетворена. Она подобна божеству смерти и сна, потому и пишется с прописной буквы.

Белладонна – дитя ночи, луны, смерти. Её любовь смертельна, цветение губительно. В третьей строфе поэт обходится минимумом тропов. Антитезы в философских рассуждениях («радости нет без печали, между цветами — змея» создают образ мира, в котором противоположное, добро и зло одинаково ценно. Змея имеет такое же право на существование, как и цветы, смерть существует, как и любовь.

Ключевая метафора стихотворения в вопросе: «Кто расцветёт белладонной?» Какие человеческие чувства и поступки подразумевал Бальмонт под этим тропом, можно только догадываться. Цветение растения – вершина его развития. Так и в любви, в этом запретном союзе, должна случиться кульминация, цветение, которое погубит и любовь, и влюблённых. Возможно, это слова или поступки одного из них, готовность к действию. В таких непрочных отношениях, которые скрыты от света, как жизнь души, катастрофу и разрыв часто провоцирует один из пары. Об этом вопрос лирического героя.

В последней строфе имеют значение не только повторы слов из первой строфы (устали, душа утомлённая, мечта полусонная), но и повторы в пределах строфы («радость моя» — «радости нет без печали»). Банальная житейская мудрость подкрепляется примерами из мира природы, в которой прекрасное и безобразное, жизнь и смерть рядом.

Ответ оставил Гуру

План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

  • Цели: учиться определять настроение в лирическом произведении,
  • которое передаётся автором словами-образами.
  • Оборудование:
  • Презентация «Золотая осень»

Портрет К. Д. Бальмонта.

  1. Эпизоды русской осенней природы
  2. Корзина с листьями.
  3. Слова-настроения.
  4. Листочки с текстами.

Грамзапись П.И. Чайковского

«Времена года» — «Октябрь». Осенняя песнь;

Задачи:

Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта.

Расширить литературный кругозор школьников за счет произведений

русской классической литературы (конца XIX, начала XX вв.).

  • Совершенствовать умение понимать основное настроение лирического
  • произведения; развивать воссоздающее воображение, умение рисовать
  • словесные картины через развитие речи.
  • Углублять первичные представления об основных выразительных
  • средствах литературы и их роли в художественном произведении.
  • Формировать умение выразительно читать стихотворные тексты.
  • Раскрыть основное настроение стихотворения (тихой грусти и
  • нежности).
  • Расширять литературный кругозор.
  • Воспитывать любовь к родной природе и русской словесности.
  • Ход урока

1.Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться

Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Надеюсь, что у нас всё получится

— Сегодня у нас необычный урок. Как вы считаете: о чём мы будем говорить?

2.Задание на «пробуждение» творческого воображения, настрой на эмоциональный тон стих-ия

— Не так давно мы все вернулись с теплого, ласкового лета. А сегодня на дворе осень.

  1. СЛАЙДЫ Литературно-музыкальная композиция. (На фоне музыки чтение стихов Пушкина)
  2. — Я уверена, что эти строчки вам всем знакомы — это Пушкин.
  3. — Давайте пофантазируем и представим себе, как полетят первые осенние листочки к земле, о чем они будут вспоминать, о чем они будут мечтать?
  4. (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
  5. — С каким настроением они летят?

3.Работа с текстом стих-ия Бальмонта «Осень» .

Установка: — А сейчас я хочу предложить вам раннее не знакомое стихотворение. Постарайтесь вслушаться в настроение этого стихотворения!

Можно смотреть в таблицу настроения, чтобы легче было ответить на мой вопрос.

https://youtube.com/watch?v=8pun6x7_h64

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Проверка восприятия: Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения? Какие чувства наполняли вас?

  • — В помощь вам «Словарь настроений»
  • ( Тихое, нежное, грустное, печальное. Наслаждение картинами природы, изображенными поэтом)
  • — Название стихотворения ….(«Осень»)

– Как вы считаете, название стихотворения отображает его тему? А настроение?

– Готовы ли мы сейчас определить настроение стихотворения с таким названием? (Не можем сказать, мало знаний) Над этим вопросом мы поработаем на уроке.

  1. Задача на уроке: научиться определять настроение в лирическом произведении, которое передается автором словами-образами.
  2. 4. Работа по осмысливанию:
  3. – Перечитайте, не мешая соседу (на листочках) – 1 раз
  4. Бальмонт Константин Дмитриевич. (1867 — 1942)
  5. Осень
  6. Поспевает брусника,
  7. Стали дни холоднее,
  8. И от птичьего крика
  9. В сердце только грустнее.
  10. Стаи птиц улетают
  11. Прочь, за синее море,
  12. Все деревья блистают
  13. В разноцветном уборе.
  14. Солнце реже смеется,
  15. Нет в цветах благовонья.
  16. Скоро Осень проснется,
  17. И заплачет спросонья.
  18. 5 Словарная работа
  19. – Встретились ли непонятные слова? Запись на доске:
  20. СЛАЙД Благовонья — приятный запах (благо внять)
  21. Разноцветном
  22. Спросонья
  23. Прочь
  24. – Реальная или сказочная картина? (Тихой грусти и нежности)
  25. – Какой период осени? (ранняя осень) доказать
  26. Повторное чтение детьми с целью ответа на вопрос:
  27. Обратитесь к стихотворению:
  28. — Что необычного в изображении осени у автора? (Слово Осень написано с большой буквы)
  29. — Почему написано с большой буквы? (Поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа)
  30. -Какие явления природы поэт еще одушевляет? (Солнце – смеется, деревья – блистают, как нарядные девушки)
  31. — Какой литературный прием он использует?
  32. ( Метафоры: «Солнце реже смеется», «Осень проснется и заплачет».
  33. Олицетворение?)

6.Словесное рисование.

— Давайте представим себе, что мы с вами художники. Нам надо нарисовать иллюстрации к стихотворению поэта. Что нам для этого нужно сделать?

  • (Перечитать и определить, что будет нарисовано на нашей иллюстрации)
  • — Кто же будет главным героем нашего стих-ия? (осень)
  • — Учитывая то, что поэт одушевил осень, в виде кого ее можно изобразить?
  • (девочки – плачет)
  • -Почему девочки, девушки?

Константин Бальмонт — Осень: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

  • Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают
  • В разноцветном уборе.
  • Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется
  • И заплачет спросонья.

Анализ стихотворения «Осень» Бальмонта

Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень» — образец лирики о природе рубежа XIX и XX веков, сочетание символизма и классического взгляда на это время года. Анализ стихотворения, средств художественной выразительности позволяют лучше понять его идею.

История создания, жанр, размер

Поэт написал «Осень» в 1899 году. Ему исполнилось 32 года, он много путешествует, занимается переводами, готовится к переломному моменту в своем творчестве, в результате которого появится его знаменитый сборник «Горящие здания».

Размер стихотворения — двухстопный анапест с перекрестной рифмой, по жанру оно представляет собой пейзажную лирику, элегию.

Основная тема и композиция

Стихотворение состоит из 3 четверостиший, лирический герой появляется уже в первой строфе. Смена эпох, времен года, предчувствие перемен в собственной жизни занимают его. Описание ранней осени реалистично и мелодично, проникнуто любовью к родному краю. В последней строфе лирический герой уступает место образу осени, которой поэт придает черты одушевления.

Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Осень»

17 декабря 2015

В числе поэтов-символистов Константин Бальмонт вносит творческий вклад в мировую литературу как экспериментатор и образец для подражания. Созидавший на рубеже веков, он великолепно чувствовал эпоху, общественные настроения, каждые незначительные изменения. И как любая чувствительная поэтическая натура, Бальмонт впечатлялся сменой времен года. «Осень» – в стихотворении на первый взгляд реализовано лишь кратенькое описание природных метаморфоз. Однако, смысл здесь более глубинный. «Осень» – как предчувствие перемен, тревожных, печальных, как ностальгия и пророчество.

В стихотворении нельзя заметить богатства сравнений и эпитетов. Особенность произведения в ином – природа оживает в словах поэта. Он наделяет ее человеческими эмоциями: «солнце реже смеется», «Осень… заплачет». Все находится в движении, плавно перетекает из одного состояния к другому.

На фоне надвинувшихся холодов автор подмечает спелую бруснику и крики птиц, навевающие грусть. Деревья разукрашены разноцветьем. Даже благоухающие не так давно прекрасные бутоны цветов будто замерли, потеряв аромат. Чувствуется приближение осенней поры, а вместе с ней хандры, меланхолического настроя.

Так характерные для поздней осени дожди ожидаются автором. Как некая драматичная неизбежность воспринимается им смена лета на холодные месяцы. Погода замерзает, застывает до следующего весеннего пробуждения. Но не видит поэт света солнца впереди. Погода служит выражением перемен в обществе, надлома и растерянности. Не догадываясь, что пишет пророческие строки, Бальмонт читает подсказки в голосах птиц, на листьях и лепестках растений.

Главная миссия импрессиониста – рассказать об изменчивости жизни, захватить как можно более объемно текущий момент времени и подробно его расписать. И поэту это удалось. Всего лишь в трех строфах с перекрестной рифмовкой звучит настроение каждого человека в ожидании трагического, при потере невозвратимого, от мечты об уходящем.

В центре композиции произведения – улетающие прочь птицы. Поэт проживает полной жизнью текущий момент, зная, что и ему предстоит покинуть это время, эту страну и, неизбежно, эту жизнь.

История создания

Стихотворение «Белладонна» Бальмонт написал в 1899 г. Оно вошло в цикл «Ангелы опальные» и было опубликовано в 1900 г. в сборнике «Горящие здания». Поэт находился на пике популярности.

Белладонна – ядовитое растение, которое в переводе с итальянского означает «красивая женщина». Дамы издавна закапывали глаза соком белладонны, чтобы они блестели. По-русски растение называется «красавка», то есть слово является точным переводом итальянского названия. Конечно, Бальмонт не мог заменить поэтическую белладонну простой красавкой.

Белладонна коварна, вызывает сильнейшие отравления, способные привести к остановке дыхания и смерти. В древности считалось, что белладонна становилась причиной безумия.

Исследователи утверждают, что стихотворение обращено к Мирре Лохвицкой, в которую поэт был влюблён. Их страсть была желанна и тягостна для обоих, потому что каждый был обременён семьёй. Мирра так и не решилась бросить мужа и пятерых детей. Стихи, обращённые друг к другу, были отдушиной для обоих поэтов.

«Грусть» К.Бальмонт

«Грусть» Константин Бальмонт

Анализ стихотворения Бальмонта «Грусть»

Константин Бальмонт пришел в литературу уже вполне сформировавшимся поэтом и самодостаточным человеком. Его дебют в поэзии состоялся в 1890 году, когда автору небольшого сборника исполнилось 23 года. К тому моменту Бальмон уже успел побывать в ссылке, неудачно жениться и даже совершить попытку самоубийства. Он разочаровался в жизни и пытался найти утешение в творчестве. Именно поэтому ранние произведения Бальмонта лишены оптимизма, в них много философских откровений, смешанных с личными переживаниями.

«Грусть» — одно из характерных стихотворений этого этапа. Написанное в 1894 году, оно представляет поэта в несколько непривычном ракурсе. Бунтарь и романтик, после многих жизненных разочарований Бальмонт впадает в уныние и не знает, зачем он вообще пришел в этот мир . Ему кажется, что время тянется безумно медленно, и он словно бы застревает в нем, как в паутине, липкой, обволакивающей и полностью подчиняющей себе душу, когда «из уст невольно льется монотонный грустный глас». Природа словно бы вторит чувствам, которые испытывает поэт, еще больше усиливая тоску, которая поселилась в его сердце. «Внемля ветру, тополь гнется, с неба дождь осенний льется», — отмечает автор, признаваясь, что сейчас он одинок, как никогда. И это действительно так, потому что после ссылки и возвращения в Москву он не может восстановиться в университете, а его друзья давно уже обзавелись семьями и забыли о своих юношеских мечтах изменить этот мир. Попытку наладить личную жизнь предпринял и сам Бальмонт, женившись на весьма неуравновешенной особе Ларисе Гарелиной, которая фактически довела его до самоубийства. Лишь по счастливой случайности, выбросившись из окна, поэт остался жив, но до самой смерти слегка прихрамывал, считая это заслуженной платой за попытку покинуть мир раньше срока.

И теперь, оставшись один, в пустой и неуютной квартире, Бальмонт признается: «Мне так же скучно, грусть со мною неразлучна». Отчасти это навеяно пасмурной погодой, которая всегда угнетала поэта. Но в глубине души он понимает, что дело не только в дожде, моросящем за окном. Все гораздо серьезнее, потому что автор не видит применения своим талантам, и ему остается лишь ждать более благоприятного стечения для их реализации . жалуясь на то, что «годы медленно идут». Через несколько лет Бальмонт станет знаменитым и уважаемым поэтом, однако приступы уныния от этого не прекратятся, а чувство одиночества лишь обострится.

Константин Бальмонт — Грусть: Стих

Внемля ветру, тополь гнется, с неба дождь осенний льется, Надо мною раздается мерный стук часов стенных; Мне никто не улыбнется, и тревожно сердце бьется, И из уст невольно рвется монотонный грустный стих; И как тихий дальний топот, за окном я слышу ропот, Непонятный странный шепот — шепот капель дождевых.

Отчего так ветру скучно? Плачет, ноет он докучно,- И в ответ ему стозвучно капли бьются и бегут; Я внемлю, мне так же скучно, грусть со мною неразлучна, Равномерно, однозвучно рифмы стройные текут; В эту пору непогоды, под унылый плач Природы, Дни, мгновенья, точно годы — годы медленно идут.

Бальмонт, «Камыши»

Мы уже знаем, что стихотворение написано в ключе символизма, в жанре философской лирики. Тема его — загадочный мир природы и жизни.

Стихотворение построено на слуховых образах. «Шуршат», «шепчут», «говорят», «змеи свистят», «вздох». Есть и зрительные, самый яркий из которых — «огоньки», которые «горят, мелькают, мигают — и снова их нет»; и луна, чей «дрожит умирающий лик».

Чтобы лучше понять эту поэзию, необходимо провести фонетический анализ стихотворения. Бальмонт («Камыши» — яркий тому пример) обращался в своих строках к игре звуков, их особенному чередованию. Как мы помним, звучание было одной из ярких особенностей лирики символистов. Прочитайте стихотворение вслух. Звуки «ж», «ш», «ч» «п» создают удивительный звуковой эффект. Особенно богата такими эффектами вторая строчка «Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши». Звук «ш» в каждом слове создает ощущение шуршания и шепота одновременно. Такой прием носит название аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в поэзии (не исключается применение и в прозе) с целью создать особое звучание, настроение, ощущение.

Интересно звучит и двенадцатая строка: «Трясина заманит, сожмет, засосет». Чередование звуков «с» «з» и «ж» придает ощущение мистичности, зловещего шепота трясины, из которой не выбраться. Многие критики видят в этом стихотворении поиски смысла жизни, сравнивая ее неизбежный конец с трясиной. Но нет рассуждения самого автора о произведении. Возможно, оно было создано под влиянием символистов и попыток впервые применить метод аллитерации.

Интересны также и гласные звуки, которые создают ощущение монотонности, напевности.

Общее впечатление, которое вызывает стих «Камыши», Бальмонт создал благодаря не только аллитерации, но и с помощью метафор. «Умирающий лик» луны; месяц «печально поник»; «вздох погибшей души» — эти метафорические образы вызывают мистическое настроение, ощущение неизбежности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: