Образы и символы
В образе главного лирического героя без труда можно узнать самого Лермонтова. Молодой, чистый юноша, готовый любить и добиваться. Он влюбляется в молодую кокетку и в буквальном смысле слова боготворит её, даже в строках произведения он называет её ангелом. Но, к сожалению, сталкивается с изменой и предательством его избранницы.
Для юноши это сильнейший удар, который поражает его в самое сердце. С большим трудом, юный поэт переживает расставание, но все же гордость и чувство собственного достоинства значат для него гораздо больше.
Он не унижается перед своей возлюбленной, а покидает её с гордо поднятой головой.
В образе девушки, так же можно увидеть избранницу Лермонтова. Кокетка не смогла и не захотела принять его чувства. Для неё он был очередным увлечением и не более того. Она играет чувствами мужчин, давая им надежду. Но на следующий день начинает кокетничать с новым и с новым. Ветреная особа, которая была недостойна любви поэта.
Основная идея
Данным стихотворением автор передал свою мысль о том, что первое глубокое чувство остается в нашей памяти навсегда, несмотря на то, каким оно было, счастливым и светлым или же оставило большие шрамы на сердце. Такова главная мысль произведения «Я не люблю тебя».
Но настроение стихотворения ничуть не печальное. Напротив, оно наполнено надеждой и благодарностью за испытанное чувство, что побуждает уважать лирического героя и даже восхищаться им. Смысл стихотворения «Я не люблю тебя» противоречит названию: все-таки лирический герой не перестает любить женщину, ставшую музой для его творчества.
Кому посвящен стих
Лермонтов не указал напрямую, кто скрывается за таинственным образом влюбленной героя, но учитывая год написания стиха, можно предположить, что это Мария Щербатова.
Именно она стала одной из причин дуэли Михаила Юрьевича с сыном французского посланника Э. де Брантом – поединка который закончился без крови, но принес поэту вторую и последнюю ссылку на Кавказ.
Не Щербатова ли была той таинственной незнакомкой, ради которой Лермонтова на время выпустили из гауптвахты перед отправкой на юг? Не она ли пришла попрощаться с дорогим человеком? Не предчувствовала ли она разлуку навсегда?
Мария после этой встречи со ссыльным поэтом уехала за границу – подальше от кривотолков и сплетен, а Лермонтов поехал в ссылку, где через год его ждала последнюю дуэль.
Анализ стихотворения ЛЕРМОНТОВА «ОТЧЕГО»
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ОТЧЕГО». ВОСПРИЯТИЕ, ТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА.
Стихотворение «Отчего» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Предположительно оно посвящено М.А. Щербатовой, в которую поэт был влюблен. Она была младше Лермонтова лет на шесть. М.А. Корф в 1840 году так вспоминает о ней: «Несколько лет тому назад молоденькая и хорошенькая Штеричева, жившая круглою сиротою у своей бабки, вышла замуж за молодого офицера князя Щербатова, но он спустя менее года умер, и молодая вдова осталась одна с сыном, родившимся уже через несколько дней после смерти отца. По прошествии траурного срока она натурально стала являться в свете, и столь же натурально, что нашлись тотчас и претенденты на ее руку, и просто молодые люди, за нею ухаживавшие. В числе первых был офицерский гусар Лермонтов — едва ли нелучший из теперешних наших поэтов…».
М.А. Щербатовой поэт посвятил также стихотворение «На светские цепи…».
Стихотворение мы можем отнести к любовной лирике с элементами философского размышления. Жанр его — лирическая миниатюра романсного типа с элементами философской медитации.
Исследователи неоднократно отмечали, что в произведениях Лермонтова нет сюжета счастливой любви, нет любви в настоящем. Традиционная тема любовной лирики поэта — это разлука героев, расставание, прощание, роковые обстоятельства, безответная любовь, невозможность счастья. То же самое мы видим и в стихотворении «Отчего». Построено оно в форме монолога-размышления героя о собственных чувствах, судьбе любимой женщины. Образ героини предстает в этом произведении светлым, прекрасным. И одновременно он открывает читателю и внутренний облик лирического героя: мы видим человека искреннего, цельного, способного к сильным чувствам, драматическим переживаниям, желающего спасти, сберечь «молодость цветущую» любимой женщины. Основные чувства лирического героя — это грусть, горькое осознание безысходности ситуации, предчувствие расставания с любимой. Так же ощутимо звучит в стихотворении мотив противостояния искреннего, чистого, свободного человека и светской толпы.
Произведение имеет кольцевую композицию: открывается и заканчивается оно обозначением одного и того же чувства лирического героя, содержащего в себе антитезу и в начале стихотворения, и в финале его:
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость цветущую твою Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно… потому что весело тебе.
Антитеза пронизывает и сам сюжет стихотворения: «цветущая молодость» героини противопоставлена «молвы коварному гоненью», «светлый день» — «слезам и тоске». Финальная антитеза, обогащенная многими мотивами, звучит резко, афористично, подчеркивая трагизм судьбы героини.
Синтаксическая и ритмическая конструкция стихотворения основана на формах разговорного языка. «Именно поэтому три предложения, составляющие произведение, совершенно различны и несимметричны, к тому же первое из них занимает три строки, второе — две, а третье — одну. В соответствии с их строением эти предложения обусловливают ритмические переносы из стиха в стих, причем в стих нечетный, не рифмующийся с предыдущим, — из второго в третий, из четвертого в пятый. При этом синтаксические паузы в конце нечетных строк, в свою очередь, не совпадают с паузами ритмическими, которые падают на конец четных стихов, замкнутых смежной рифмой. Однако такая сложность строфы “Отчего” только видимая, так как связана с безыскусственностью, простотой, даже “прозаичностью” ее, делающей ненужными какие бы то ни было образные убранства и риторические украшения. Поэтому и шестистопный ямб здесь не скован цезурой и передает интонацию разговора-признания, немногословного, но проникновенного». Поэт использует немногочисленные средства художественной выразительности: эпитеты («молодость цветущую», «коварное гоненье», «сладкое мгновенье»), метафору («Слезами и тоской заплатишь ты судьбе»), инверсию («молодость цветущую твою»), синтаксический параллелизм (начало и финал стихотворения).
Стихотворение «Отчего» является шедевром любовной лирики М.Ю. Лермонтова. Лирический герой поэта воспринимает любовь как бесценный дар, но властвующая в жизни дисгармония разрушает возможность счастья, делает любовь трагичной, приносящей человеку страдания.
Произведения для сопоставления: Ф.И. Тютчев — стихотворения «Чему молилась ты с любовью…», «Она сидела на полу…»
Скрепа: мотив противостояния личности и общества, мотив молвы, мотив несчастной судьбы, мотив убитой любви и радости.
Тема
Центральная тема произведения – дружба, которая всегда имела очень высокое значение в жизни поэта. Царскосельский лицей сыграл огромную роль в формировании личности Пушкина, поскольку в нем царил культ поэзии, вольномыслия и одновременно дружбы. Дружеские связи, которые зародились в стенах лицея, его выпускники смогли сохранить в течение всей жизни.
Для поэта дружба – это не просто приятное времяпровождение с единомышленниками, но «святое братство», нерушимый союз. Истинные друзья – это духовно связанные между собой люди, объединенные общими стремлениями, взглядами, идеалами.
Именно поэтому автор с такой горечью пишет о предстоящем расставании, понимая, что судьба вряд ли подарит встречу со столь близкими по духу людьми.
Екатерина Сушкова
Еще одни любовные отношения связывают Лермонтова уже со взрослой светской дамой Екатериной Александровной Сушковой. В 1830 году ей он посвящает целый цикл своих стихотворений. Любовная лирика Лермонтова оказалась в новой страдальческой фазе. Но Сушкова поначалу не воспринимала влюбленного в нее Лермонтова и, благосклонно слушая стихи-посвящения, не скрывала насмешливого отношения к их автору. А Лермонтов мог часами спорить с ней до слез, дабы доказать свою правоту.
Одно из стихотворений — «Нищий», другое — «К Сушковой», или «Зови надежду сновиденьем…» и т. д. Везде он признается ей в любви и просто зачарован ею. Ровно год длился их роман, с 1830 по 1831 год. Сушкова была его московской знакомой, с которой часто виделся в подмосковной усадьбе у своих родственников Столыпиных. Как жениха она его не рассматривала, но прошло пять лет, и Лермонтов появился возле нее уже бравым гусаром. Прознав, что она собирается выйти замуж за его друга Лопухина, он ведет себя так искусно и хитро, что пленяет сердце красавицы и тем самым компрометирует ее в глазах окружающих. А потом признается ей в том, что никогда не любил. В итоге они прощаются. Лермонтов рад тому, что отомстил за свою любовь и насмешки. Скорее всего, эта самая темная страница его биографии появилась из-за юнкерского воспитания и желания всегда быть на пьедестале.
История их отношений хорошо отображена в незаконченном романе «Княгиня Лиговская» (1935 г.), там прототипом Сушковой выступает Елизавета Негурова.
Смысл
Основная идея стихотворения «Пророк», которую автор вкладывает в свое произведение, – толпа должна вслушиваться в наставления поэта-пророка, чьей целью является возрождение высоких нравов. Обыкновенные люди должны заглушить голос своего невежества и внять голосу истины. Однако природа толпы такова, что она отторгает посланника Бога и его мудрость. А поэт должен принести эту жертву, чтобы в страданиях и изгнании закалить свой глагол и обратить его против невежества.
Главная мысль стихотворения «Пророк» – поэт-пророк, как защитник высоких идей и божественный посланник, должен претерпеть муки, подобные тем, что пережил Иисус Христос. Толпа гонит его, ведь не хочет тянуться к свету и внимать Богу. До тех пор, пока толпу не перестанут занимать ничтожные думы и стремления отвергнуть всякого, выступающего против общественного мнения, поэт будет оставаться в изгнании и одиночестве. Но даже вдали от городов он находит слушателей, ведь все, кроме мятежного человечества, внимает его голосу.
Анализ стихотворения
Стихотворение «Тучи» Михаил Лермонтов написал в 1841 году, во время его пребывания в Петербурге. А если быть точнее, то стихотворение было написано в вечер, когда Лермонтов приехал к Карамзиным, чтобы проститься с друзьями. И пока его товарищи рассуждали о засилье цензуры, о невозможности жить в этом обществе порядочным и уважающим себя людям. Пока они говорили о несправедливости крепостничества, Михаил Юрьевич, стоя у окна и отрешившись от своих товарищей, сочинял, глядя в затянутое тучами небо. Так родилось стихотворение «Тучи».
Композиция и построение стиха
Стихотворение «Тучи» состоит из 3-х строф по 4 стиха в каждой строфе. Оно написано в жанре послания, в котором автор обращается к тучам. Композиционно, это поэтическое произведение состоит из двух частей. В первой части из двух строф. Поэт задает вопрос, а во второй части, точнее, в последней строфе он отвечает сам себе.
В этом произведении звучит аналогия, в которой поэт сравнивает себя, с тучами. В его вопросе из второй строфы звучит его понимание того, что он стал жертвой чужой интриги.
Тучи свободны. Но он, поэт, вынужден покидать дорогих ему людей и отправляться снова на Кавказ, чтобы укрощать народы, живущие своей вольной жизнью, выполнять чужие приказы. В отличие от туч, он не свободен.
Стихотворение написано дактилем, трехсложным стихотворным размером, в котором ударение падает на первый слог. И потому рифмы получаются безударные, женские. Рифмовка перекрестная.
Тема и идея стихотворения
В стихотворении поэт показывает природное явление: тучи, плывущие по небу. Возможно, в эту ночь будет гроза или дождь. Гонимые ветром, тучи плывут по небу. Описание природного явления и служит темой стихотворения. Но, как часто бывает в поэтических произведениях Лермонтова, от природных явлений, от описаний картин природы, Михаил Юрьевич проводит ассоциации и аналогии с существованием людей. Главная мысль этого произведения, или его идея заключается в свободе туч, и несвободе людей, связанных правилами, условностями, отношениями с другими людьми.
В последней строфе звучит какая-то горечь. Тучи-то свободны, но они безжизненны, им все безразлично: «Чужды вам страсти и чужды страдания». Тучам не о чем сожалеть в отличие от нас, от людей.
Средства художественной выразительности
В стихотворении, описывающем природные явления, непременно присутствуют средства художественной выразительности:
- Эпитеты – небесные, вечные, милого южную, тайная, открытая, бесплодные
- Метафоры – лазурною (степью). Здесь под метафорой лазурной степи скрывается небо. Цепью жемчужною. Поэт сравнивает беловатые тучи с жемчугом. Следующие метафоры – клевета ядовитая. Краткая форма прилагательных «чужды» и «вечно» тоже служит метафорами.
- Олицетворения – странники, изгнанники.
В произведении встречаются следующие фигуры речи: антитезы: тайная – открытая, с милого севера – в сторону южную. Часто повторяются некоторые слова:
- поэт применил частицу «или» во всех формах 5 раз;
- по два раза использованы слова чужды и вечно;
- трижды встречается частица нет.
Это стихотворение в некоторой степени автобиографично. Достаточно вспомнить, при каких обстоятельствах оно было написано, чтобы понять, его настроение и мотивы. Поэт мечтает выйти в отставку, а его отправляют в ссылку из-за какой-то глупой ссоры, и дуэли с несчастным французом. И ведь не он, Лермонтов, был инициатором ссоры и дуэли с сыном французского посла. А вот как выходит. Отвечать приходится ему, русскому дворянину Лермонтову. Снова ехать на Кавказ, подставлять голову под пули, укрощать непокорных горцев. Как это все несправедливо. А этот холеный французишко будет продолжать кружить головы французским барышням. И все только из-за того, что он сын посла. А вот тучам, плывущим за окном ни до чего нет дела. Плывут себе туда, куда гонит их ветер.
По просьбе присутствующих на встрече друзей, Михаил Юрьевич прочитал им стихотворение. А наутро покинул Санкт-Петербург.
История создания
Михаил Юрьевич хоть и придерживался пушкинских традиций, но являлся поэтому совершенно другой эпохи. Через все его творчество жирной линией проходит тема пессимизма. В его творчестве не редко встречаются мотивы одиночества, изгнанничества, а так де любовные разочарования. Автор достаточно часто размышляет о смерти, смысле жизни и судьбе человека.
Но чаще всего в творчестве поэта присутствует мотив одиночества. И вот в результате долгого одиночества и страдания и появилось произведение «И скучно, и грустно». Написал Михаил Юрьевич его в 1840 году, за год до своей трагической гибели.
В произведении автор поднимает тему тоски и разочарования, будто бы подводя итог прожитых лет.
Итоги, которые подводит автор, совершенно его не радует. В момент написания стихотворения он был одинок и глубоко несчастен. Его всю творческую карьеру огорчало то, что он так и не смог добиться поставленной вершины. Свои труды он не считал народным достоянием, поскольку относился к ним скептически. Что же касается военной карьеры, то она так же не принесла долгожданного успеха. Совокупность всего этого навалилась на поэта, поэтому он испытывал разочарование и уныние.
Краткая биография Лермонтова
М. Ю. Лермонтов родился в октябре 1814 года. Городом рождения и первых дней жизни стала Москва. Через восемь дней после появления на свет будущий поэт был крещён. Род Лермонтовых имел шотландское происхождение с польскими корнями, один из его предков поступил на службу к царю Михаилу Федоровичу. Появлению новорождённого была рада бабушка, Елизавета Арсеньева (дочка А. Столыпина). Она будет заботиться о Мише всю жизнь. Он был её единственным внуком, она полностью сосредоточилась на его воспитании. Елизавета была женой Михаила Васильевича Арсеньева, с которым они поселились в селе Тарханы. Мужем М. Арсеньевой, единственной дочки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (1773-1845 гг.), стал Юрий Лермонтов. Семья поэтического таланта не была счастливой. Юрий Петрович рано охладел к жене, был близок с другими женщинами, не ценил брак. Уже в юношеском возрасте в Михаиле вырисовывался художник: в сочинениях описываются существенные проблемы семьи, постоянные ссоры. Мать Миши, Мария Михайловна, умерла в возрасте 22 года. Он рос без отца в имении бабушки, полного семейного тепла не испытывал. Детство суждено было провести в посёлке Тарханы (Пензенская губерния), куда решила привезти его бабушка. Даже будучи взрослым, он старался посетить родные места, пользуясь отпуском.
Слабое здоровье Лермонтова развило в нём мощную нравственную энергию. Для внука Арсеньевой был выписан французский врач. Ограниченность в подвижных забавах вынудила много читать и бороться с болезнями. Такие дети всегда легко учатся. Всё это породило основной мотив лермонтовского стиля — разочарование. В его творческой душе было много таинственных дарований, что-то он унаследовал от предков. Это заметно в его поэтических произведениях. С юных лет он был увлечён чтением художественных книг, этому помогла семейная библиотека. Он читал классиков без перевода.
Анализ стихотворений Лермонтова
- Анализ стихов
- Лермонтов
- Ангел
- Благодарность
- В минуту жизни трудную
- Валерик
- Весна
- Выхожу я на дорогу
- Горные вершины
- Дума
- Есть речи значенье
- Завещание
- Звезда
- И скучно и грустно
- Из-под таинственной, холодной полумаски
- Кавказ
- Как часто пестрою толпою окружен
- Кинжал
- Когда волнуется желтеющая нива
- Листок
- Мой демон
- Молитва я матерь божия
- Мцыри
- На севере диком
- Нет я не байрон я другой
- Нищий
- Одиночество
- Она не гордой красотою
- Осень
- Парус
- Пленный рыцарь
- Поэт
- Предсказание
- Пророк
- Прощай немытая Россия
- Расстались мы но твой портрет
- Родина
- Смерть поэта
- Сон
- Сосед
- Стансы
- Три пальмы
- Тучи
- Тучки небесные, вечные странники
- Узник
- Утес
- Я жить хочу, хочу печали
- Я не унижусь перед тобою
Труды знаменитого стихотворца первой половины XIX века популярны не только в Российской федерации, но и за границей. Прошло 3 столетия, как поэта не стало. Давно уже нет в живых его товарищей и родных, а также литераторов, с кем он тесно общался. Но его гениальные вещи заставляют нас окунуться в мир культуры и настоящей поэзии.
Основные задатки к сочинительству появились у Михаила, будучи подростком. Как раз в семействе пошли разногласия между папой и бабушкой юного гения. Если Юрий Петрович признавал Мишу талантливым ребенком, то Елизавета Алексеевна хотела, чтобы внук ухаживал за старушкой. Но, все равно, обучаясь в пансионе, юноша уже печатался в местных издательствах. Самые первые стихи возникли в 1829 году в Москве. В них говорилось об Отчизне, дружбе и высоком предназначении поэта.
Вскоре Михаил Юрьевич сблизился с декабристами. Их мысли и разговоры он записывал в тетрадь, после чего отразил все эти волнения в своих стихах «Пророк», «Родина».
В 1830 году возникает «Предсказание, где говорится о Пугачевском восстании, а чуть позже пишется роман «Вадим», который так и остался недоработанным.
В 20-летнем возрасте юноша становится военнослужащим. Все также у него в думах была тема борьбы, подвиги. В 1837 году рождается «Бородино», посвященное 25-летней годовщине Бородинского сражения. И сейчас, когда мы вновь перечитываем эти гениальные строчки, перед нами встают герои-победители прошлого века. Лермонтов желал от всей души показать стихотворение Пушкину, но, тот погиб на дуэли. Трагическая смерть так его встревожила , что он сразу же посвятил своему наставнику восхитительное стихотворение «Смерть Поэта».
По долгу службы, пребывая на Кавказе, Лермонтов заканчивает работу над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Цензоры долго не желали печатать этот труд, но В.А.Жуковский восторгался от написанного, и попросил, чтобы данное творение издали.
Здесь же создавался «Герой нашего времени», много раз переписывался «Демон», и созданная на одном дыхании поэма «Мцыри». Все мысли, мечты персонажа были схожи с взглядами многих людей, поэтому эти произведения перечитывались по несколько раз. Через некоторое время возникает другая поэма «Беглец», которая обличала предательство.
В течение очередной ссылки на Кавказ в 1840 году в Петербурге выходит в свет книга «Стихотворения М.Ю.Лермонтова». Издание имело грандиозный успех у читателей.
В 1841 году в журнале публикуют «Родина», где автор описывает страдания русского народа. Вольнолюбивый поэт недолго находится в Петербурге, так как его просят покинуть город. Ему было тяжело расставаться с друзьями. И в своих последних творениях «Дубовый листок», «Утес» прослеживается много тревоги и печали. Лермонтов умер 15 июля 1841 года, но его поэзия и проза ценятся читающей публикой до сих пор.
Краткий анализ строк
Первая строка произведения – это признание в любви и констатация грусти от недостигаемости её вершины:
Чуть ниже Лермонтов пророчествует дурную молву в адрес любимой, словно бы, соглашаясь с желанием Щербатовой уехать из России подальше от сплетен.
Следующие строки – это пророчество платы тоской и слезами за сладость любви, а завершается стих достаточно неожиданно:
Не имеет ли тут в виду Лермонтов, что он сейчас не волен сам принимать решения, его свобода ограничена ссылкой, а любимая свободна и может поступать так, как говорит сердце?
Ссылка – это его грусть, свобода – это её веселье?
Литература. 9 класс (1 часть) Нет, не тебя так пылко я люблю…
Нет, не тебя так пылко я люблю…
В последние годы жизни и творчества Лермонтов уже ничего не хотел и уже ничего не просил для себя ни у Бога, ни у мира. Он не нападает на миропорядок, а защищается и смотрит на него, по-прежнему не принимая, хладнокровно, почти безучастно и с презрением. Этот взгляд на мир отразился и в его любовной лирике, в частности в последнем стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841). 1 Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье; Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою. 2 Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю. 3 Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей. Вопросы и задания
Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…» В стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…» живого любовного чувства нет. Точнее, оно отнесено к себе и к умершей возлюбленной, т. е. сосредоточено не на настоящем, а на прошлом и замкнуто в границах личного мира, личного сознания. Лирический герой признается в нелюбви, в равнодушии к собеседнице. Это значит, что из жизненных бурь он вынес трагическую неспособность любить, что он омертвел душой. Все осталось в прошлом, на всем лежит печать смерти. Ему не нужна ни любовь женщины, ни «блистанье» ее «красы». Даже его слова «пылко я люблю», которые, казалось бы, опровергают опустошение души, направлены на себя: перед собой он видит свое «прошлое страданье» и свою «молодость погибшую». Собеседница интересна поэту не своими достоинствами и чувствами, как это обычно бывает у возлюбленных (он увлечен ею, она — им), а воспоминанием о своих прошлых страданиях и мучениях. Она стимул для сожалений о прошедшей жизни, средство для воскрешения давно забытых чувств. При этом «любовь», что тоже парадоксально, касается «страданий» («Люблю в тебе я прошлое страданье…»). Иначе говоря, я люблю не тебя, а свое страдание. На этом заканчивается первое четверостишие. Второе раскрывает суть страдания и вводит тему «внутреннего диалога» лирического героя с самим собой, противоположную первому четверостишию, в котором разговор с собеседницей носил внешний характер. Этот «внутренний диалог» скрыт от собеседницы, не допущенной в святилище души героя: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю. Смысл и содержание «внутреннего разговора» передает третья строфа, где появляется настоящая возлюбленная — «подруга юных дней». Так возникает третий диалог ( « Я говорю с подругой юных дней…»). Оказывается, герой не эгоист, целиком погруженный в себя и занятый только собой. Он по-прежнему влюблен, и его любовь настолько велика, что он не забыл своей подруги даже после ее кончины. В облике нелюбимой женщины он хочет увидеть лик своей возлюбленной: В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей. Однако ни прошлое, ни настоящее уже невозвратимо, а надежд на будущее нет. Удел героя — трагическое одиночество и опустошенная страданиями душа, не способная ответить на чувство не только потому, что помнит о юношеской страсти и хранит ей верность, но и вследствие благоприобретенной холодности. Иссушенная страданиями, жизнь в лирическом герое замерла и словно остановилась. Встреча с новой женщиной уже не может всколыхнуть живых чувств, а лишь напоминает об угасших. Лермонтов обозначил три четверостишия стихотворения цифрами. Это не случайно: поэтическая мысль прошла три стадии (отказ от любви, погружение в себя, воспоминание о прежнем чувстве, уже угасшем). В центре стихотворения — переживания лирического героя, обращенные в первом четверостишии к нелюбимой женщине, в последнем — к прежней возлюбленной. Композиция стихотворения призвана последовательно отвергнуть любовь — в первом случае несостоявшуюся, во втором уже невозможную. Так утверждается идея трагической судьбы лирического «я» на всех перепутьях и во всех сферах его жизни.
|
Помогите срочно нужен анализ стихотворения!
Таня
Знаток (488), на голосовании 6 лет назад
Нужен анализ стихотворения Лермонтова «на светские цепи На блеск утомительный бала» ну очень надо уже всё посмотрела нигде нет(( заранее спасибо)
Liudmila Sharukhia
Высший разум (169288) 6 лет назад
Тема любви становится центральной в ранней лирике М. Ю. Лермонтова. Поэт раскрывает ее своеобразно. Для Лермонтова любовь связана с изменой, клеветой, даже злобой. Его лирический герой безумно одинок, он отчужден от мира, от светского общества. Этому человеку кажется, что он может обрести гармонию, если найдет любимую, родную душу. Увы! Не такова возлюбленная героя. Вместо счастья она причиняет ему множество страданий и боли. Поэт воспевает прекрасных женщин, которым также, как и ему, чужды светские цепи и блеск утомительный бала, которые естественны даже среди ледяного, среди беспощадного света. Вот так он характеризует М. А. Щербатову: Как ночи Украины, В мерцании звезд незакатных, Исполнены тайны Слова ее уст ароматных, Прозрачны и сини, Как небо тех стран, ее глазки, Как ветер пустыни, И нежат и жгут ее ласки.
Эта женщина привлекает поэта глубиной своих чувств, умением по-настоящему верить, надеяться, любить: От дерзкого взора В ней страсти не вспыхнут пожаром, Полюбит не скоро, Зато не разлюбит уж даром.
Лирический герой развивается вместе с автором. Он становится более опытным и мудрым, и эти качества помогают ему выбирать более достойных возлюбленных, хотя по-прежнему понять женскую суть этому человеку сложно. Есть речи — значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. Как полны их звуки Безумством желанья! В них слезы разлуки, В них трепет свиданья.
Эволюция образа возлюбленной в лирике Лермонтова свидетельствует о развитии личности поэта, а также о том, что женская душа это вечная тайна, и мужчина всегда будет стремиться ее постичь Но в храме, средь боя И где я ни буду, Услышав, его я Узнаю повсюду. Не кончив молитвы, На звук тот отвечу, И брошусь из битвы Ему я навстречу.