Анализ стихотворения «пирующие студенты» александра пушкина

Анализ стихотворения «пирующие студенты» александра пушкина

Тема и композиция

Центральной темой в произведении является неразделенная любовь и весь спектр сопутствующих ей чувств и эмоций. Их плавный переход напрямую связан с событиями в жизни поэта: сначала чувства, пережитые героем после первой встречи со своей возлюбленной, его воспоминания о ней. Затем погружение лирического героя в обыденность, где душа чахнет и якобы умирает, так как любовь его не нашла отклика в сердце у героини.

Идея стихотворения, его главная мысль в том, что человек не может проживать полноценную жизнь, если не испытывает любви. Как только наяву Пушкин встречает Керн, то в стихотворении (начало и конец) появляется описание оживлённых эмоций, эмоционального подъёма, любовного томления; а когда он находится с ней в разлуке или же чувствует себя отвергнутым, то и в произведении присутствуют нотки грусти, разочарования и усталости от жизни.

Поэт закладывает идейное представление о любви — можно влюбиться за один миг и нести в себе это чувство долгие годы. Несмотря на довольно небольшой размер стихотворения, в нём описываются годы жизни. Автор доносит собственное видение ситуации и позволяет вместе с ним пережить все испытанные чувства радости и печали.

Кольцевая композиция произведения имеет в основе антитезу, само стихотворение разделено на шесть катренов. Таким образом произведение состоит из описания двух встреч возлюбленных, которые наполняют их озарением, и промежуточной части, в которой описываются чувства ожидания предстоящих сладких моментов.

Чем дышали петербургские театралы?

Зрительный зал Михайловского театра. Середина XIX века Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. Мусоргского — Михайловский театр Хрестоматийные онегинские строки о нравах петербургских театралов современные читатели помнят так:

Онегин полетел к театру, Где каждый, вольностью дыша, Готов охлопать entrechat, Обшикать Федру, Клеопатру, Моину вызвать (для того, Чтоб только слышали его).

Акцентируя вольнолюбивое звучание этих строк, Лотман также указывал на то, что в прижизнен­ных изданиях этот фрагмент подвергся цензурной замене: вместо сомнительной с точки зрения царской цензуры «вольности» появилась «критика». Действи­тельно, во всех прижизнен­ных публикациях первой главы, которых в течение 1825–1837 годов было четыре Два отдельных издания первой главы — в 1825 и 1829 годах — и два полных издания «Евгения Онегина» 1833 и 1837 годов., этот стих читался одина­ково и не так, как в нынешних изданиях: «Где каждый, критикой дыша». Однако точно так же — с «критикой», а не с «воль­нос­тью» — он читался и в рукописной копии первой главы. Ее, по всей видимости, в Михайлов­ском осенью 1824 года изготовил для будущего издания Лев Пушкин при участии старшего брата. Цензурная рукопись первой главы не сохранилась, но из доку­ментов Петербургского цензурного комитета и косвенных свидетельств можно заключить, что никаких цензурных претензий первая глава «Онегина» не встретила. Пушкин и сочувствующие ему петербургские друзья заранее заручились поддержкой министра народного просвещения и главы цензурного ведомства адмирала Александра Шишкова.

Откуда же взялась «вольность» и версия о цензурной замене? Вариант с «воль­ностью» встречается только в черновике, набросанном Пушкиным в 1823 году в Одессе. В первом беловом автографе первой главы, тоже одесском (на облож­ке рукой Пушкина выставлена дата: «Одесса MDCCCXXIII То есть 1823 год.»), «вольностью» зачеркну­то и заменено на «критикой». Эта замена и была интерпрети­рована текстологами 1930-х годов И Борисом Томашевским, готовившим «Онегина» для большинства крупных изданий 1930-х годов, и Григорием Винокуром в издании Academia 1935 года. как цензурная — учитывая политический ореол слова «вольность» и возможные ассоциации обобщенного образа дерзкого вольнолюбца с приятелем Пушкина Павлом Катениным, высланным из Петербурга в 1822 году из-за театрального скандала. Начиная с 1930-х годов во всех изданиях — по воле текстологов — «вольность» заменила «критику».

Прямых аргументов в пользу вынужденности этой поправки у нас нет: беловой автограф не мог предназначаться для цензорского чтения (в 1823 году Пушкин и не помышлял об издании «Онегина»), Пушкин еще не раз возвращался к тексту, дорабатывал его и мог изменить эту строку. Наконец, для публика­ции первой главы «Онегина» цензурные условия были крайне благоприятные, да и впоследствии у Пушкина было несколько возможностей вернуться к прежнему рукописному чтению, чего он, однако, не сделал.

Жанр и размер

Жанр стиха — любовная лирика, которая характеризуется точной расстановкой лексических повторов нескольких фраз, усиливающих эмоциональное воздействие и изящество звучания. Стихотворение имеет вид любовного послания некого лирического героя к своей возлюбленной. Он, обращаясь к ней, как к «гению чистой красоты», рассказывает историю своих чувств: зарождение влюблённости, тоску от разлуки, забытье и печаль, возрождение былой любви и призыв к жизни.

Александр Сергеевич написал своё произведение пятистопным ямбом с перекрёстным типом рифмовки АВАВ. Именно поэтому при прочтении стихотворения появляется ощущение, будто бы герой неторопливо ведёт рассказ о своей жизни, излагая самые сокровенные мысли и чувства. Также огромную роль играет:

  1. Чередование ударных и безударных гласных, присущее ямбу. Текст начинается с безударного слога, стих приобретает спокойное, но постепенно нарастающее звучание.
  2. Преобладание сонорных согласных придает стиху грустное, минорное настроение.
  3. Сквозные рифмы (виденье — заточенья — вдохновенья — пробужденье) дополняют картину, делая стихотворение более мелодичным, но с отчётливым ритмом.

История создания

Стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» («К***», «Керн» или «К Керн») является своеобразным признанием в любви. В чувствах поэт признавался Анне Петровне Керн, с которой он впервые познакомился на светском приёме в Санкт-Петербурге в 1819 году. Ей удалось в тот же час очаровать его своей глубокой натурой и чувственной красотой.

Ещё тогда Александр Сергеевич попытался произвести впечатление на барышню, но та так и оставила его попытку незамеченной, возможно, из-за того, что Анна на тот момент была замужем. Пушкин в то время был ещё малоизвестен, ведь он всего два года назад окончил лицей.

Анна Петровна, родившаяся в 1800 году, была племянницей соседки Пушкина П. А. Осиповой. Второй раз им суждено было встретиться через шесть лет, когда в 1825 году Пушкин отбывал ссылку за недозволенные стихи в Михайловском имении.

«В глуши, во мраке заточенья» поэт чувствовал себя морально поддавленным, ущемлённым в своих правах, ему даже было не с кем поделиться своими мыслями и чувствами. Когда же он узнал, что в соседнем Тригорском поместье гостит его знакомая Анна Петровна, чей образ пленил поэта на долгие годы, он готов был бежать к ней, лишь бы поскорее произошла долгожданная встреча.

Одна из таких ссор поставила точку в их отношениях, а в день отъезда из Тригорского Анна Петровна Керн получила от Пушкина прощальный подарок — первую главу «Евгения Онегина», в которой находился вчетверо сложенный листочек бумаги со стихом «Я помню чудное мгновенье…». Как только женщина прочла его, через мгновение поэт забрал своё творение. Анне Петровне пришлось потратить много усилий на уговоры, чтобы вернуть свой подарок. Керн так и не удалось разгадать причину этого поступка.

Позднее женщина передала данное стихотворение лицейскому приятелю Пушкина А. А. Дельвигу, а тот опубликовал его в альманахе «Северные цветы» в 1827 году. В 1839 г. М. И. Глинка создал романс на стихи Пушкина после встречи с дочерью Анны Керн от первого брака Екатериной. Стихотворение с практически идеальным тактом и ритмом другими композиторами было положено на музыку более 20 раз.

Анализ стихотворения «Пирующие студенты» Александра Пушкина

Стихотворение «Пирующие студенты» Александра Пушкина

Первые стихи Александра Сергеевича Пушкина переполняют события лицейской жизни. Типичным примером такого произведения можно считать «Пирующих студентов».

Стихотворение написано в октябре 1814 года, его автору — всего 15 лет. Он воспитанник Царскосельского лицея, в печати уже появилось его первое стихотворение. Простуженный юный поэт сочинил «Пирующих студентов» в лазарете. Навестившие его друзья-лицеисты стали первыми восторженными слушателями этого задорного произведения.

По жанру — послание, эпиграмма, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, 11 строф. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой — сам автор. Композиция сюжетная, описывает начало, разгар и окончание пирушки.

Круг друзей перечислен в этом произведении иносказательно, аллегорически: в третьей строфе упомянут «ленивец» Антон Дельвиг, затем «остряк» Демьян Илличевский и «повеса» князь Александр Горчаков, «товарищ милый» Иван Пущин, «забавный поэт» и он же «со скрыпицей» — Михаил Яковлев, «головорез» Иван Малиновский, «милый наш певец» Николай Корсаков, «всех трезвее» Вильгельм Кюхельбекер.

Привитый за время учения вкус к античности пестрит во множестве строк: Сенека, Тацит на столе, Эпикуров брат, Вакха жрец, Аполлона любимец. Под «Кантом», скорее всего, имеется в виду немецкий философ И. Кант. Пьер Роде — французский скрипач. Вакх в мифологии божество виноделия и, видимо, винопития. Галич Александр Иванович — молодой лицейский профессор, который дружески советовал А. Пушкину как следует заняться стихами. Vale — будь здоров!

Стихотворение полно восклицаний, риторических вопросов, громких криков и обращений: Друзья! Скорее скатерть и бокал! Где вы, товарищи? Где я? А. Пушкин мастерски передает интонацию хмельного до головокружения веселья. Первые строфы построены на противопоставлении «холодных мудрецов», «ученых дураков», «педантов» — пирующим студентам. «Стакан воды» — антитеза грогу, пуншу и шампанскому.

Поэт невольно юмористически подчеркивает юный возраст пирующих: «дремлете, склонившись на тетради» (ученические). Тем более, что пьют они среди учебников и библиотечных книг. «Чаша дружества» юношеской поры — вот основная тема этого произведения.

Стихотворение «Пирующие студенты» не публиковалось при жизни А. Пушкина. Оно увидело свет лишь в 1841 году, стараниями душеприказчика и друга поэта — Василия Андреевича Жуковского.

«Дельвигу (Любовью, дружеством и ленью…)» А.Пушкин

«Дельвигу» Александр Пушкин

Любовью, дружеством и ленью Укрытый от забот и бед, Живи под их надежной сенью; В уединении ты счастлив: ты поэт. Наперснику богов не страшны бури злые: Над ним их промысел высокий и святой; Его баюкают камены молодые И с перстом на устах хранят его покой. О милый друг, и мне богини песнопенья Еще в младенческую грудь Влияли искру вдохновенья И тайный указали путь: Я лирных звуков наслажденья Младенцем чувствовать умел, И лира стала мой удел. Но где же вы минуты упоенья, Неизъяснимый сердца жар, Одушевленный труд и слезы вдохновенья! Как дым исчез мой легкий дар. Как рано зависти привлек я взор кровавый И злобной клеветы невидимый кинжал! Нет, нет, ни счастием, ни славой, Ни гордой жаждою похвал Не буду увлечен! В бездействии счастливом, Забуду милых муз, мучительниц моих; Но, может быть, вздохну в восторге молчаливом, Внимая звуку струн твоих.

Анализ стихотворения Пушкина «Дельвигу»

Поэтический текст, относящийся к 1817 г. вошел в число лицейских произведений, переделанных автором спустя 8—9 лет после их написания. Стихотворение, жанровые особенности которого определены рамками товарищеского послания, является характерным примером ранней пушкинской лирики. Ее адресаты — товарищи по лицейской учебе.

Лирический субъект произведения уверен в творческом амплуа своего однокашника, выраженного краткой формулой «Ты поэт». Герой призывает друга, «наперсника богов», оберегать и развивать высокий дар художественного слова, воспитывая его «в уединении», вдали от суеты и тревог. Источниками вдохновения служат вечные чувства любви и дружбы, к которым присоединяется неожиданная составляющая — «лень». При помощи последней поэт юмористически характеризует не только собственное настроение, но и стихотворный образ Дельвига, восторженного «сына лени».

В поэтическом тексте декларируется «святое», божественное происхождение творческих способностей, которые преподносят «богини песнопенья», покровительницы искусства. Прекрасные неземные девы одарили таинственной «искрой вдохновения» и лирического субъекта, и адресата его произведения. «Лира мой удел», — так резюмирует свое предназначение герой, испытавший «жар сердца» в упоительные минуты творческого порыва.

Заключительный эпизод посвящен известной романтической теме разочарования, вызванного наговорами завистников и клеветников. Обозначая себя как жертву интриг, поэт прибегает к метафорам «кровавый взор» и «невидимый кинжал». Оскорбленный и отчаявшийся герой желает забыться в «бездействии счастливом», оставив муз-«мучительниц». Путь, который избрал лирический субъект, — его собственный выбор, вынужденное решение трагического романтика. Оно противопоставляется судьбе адресата, который остается верен гармоничным «звукам струн» высокой поэзии, способной успокоить мятущуюся душу лирического «я».

Юношеское стихотворение предваряет основные мотивы ключевой темы предназначения поэта: провозглашаются божественные истоки творчества, его гуманистическая суть и безразличие к земным волнениям.

Попытка моделирования собственной судьбы изображается в юношеском произведении «Товарищам». Герой не желает прославиться на воинской или гражданской стезе. Относя характеристику «сын лени» к собственной персоне, он выбирает душевное спокойствие и «красный колпак», символ свободы.

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Пирующие студенты»

12 декабря 2015

Стихотворения «Пирующие студенты» А.С.Пушкин написал во время обучения в лицее. Как известно он с трудом поступил в него, обучение не давалось ему легко. В этом произведении поэт вспоминает о сладких минутах кутежа и отдыха от учебы. В нем отображена вся беззаботная и свободная студенческая жизнь.

Время обучения ограничивало поведение молодых людей и диктовало правила жизни. Но в случае свободы от уроков, студенты вели себя фривольно и веселились, как могли. Причем это было стадное чувство. Они придавались радостному распитию спиртных напитков и, таким образом, погружались в сладость и беззаботность алкогольного опьянения.

Автор демонстрирует юношеский максимализм в полной мере. Среди студентов не принято было отказываться от распития спиртного или пить немного. А.С.Пушкин описывает радостную пирушку друзей, проводит между ними своеобразную перекличку.

Помимо обращения, главный герой дает характеристику каждому из друзей. Есть среди них «сонный ленивец» и «повеса из повес». В конце произведения герой приводит краткое описание самого себя, тем самим, замыкая круг. Читая стихотворение, каждый может почувствовать себя частью этого праздника и ощутить беззаботность бытия.

Описание друзей тесно переплетается с теорией о смысле жизни. Погрузив читателя в праздничную атмосферу, поэт настаивает, что смыслом жизни является все же наслаждение.

На протяжении всего стихотворения происходят сопоставления противоположностей. Тяжесть труда учебы сопоставляется с праздной жизнью и наслаждением. Произведение пропитано дружбой.

Главный герой называет своих товарищей «остряк любезный», «задушевный», «товарищ милый». Это говорит о хорошем отношении его к своим приятелям. А.С.Пушкин создал общую радостную атмосферу, демонстрирую общность студентов не только в учебе, но и в веселье. Герой видит своих товарищей до того момента, пока не пьянеет. Он мечтает уснуть и больше его ничего не волнует. Скорее всего, автор имел в виду побег от реальности.

В стихотворении часто употребляются фразы о сложности познания науки и тяжесть изучения латыни. Будни лицея гнетут его, он хочет забыть о проблемах и улететь в несуществующий мир своих фантазий. Именно алкоголь позволяет ему это сделать.

Александр Сергеевич Пушкин

Пирующие студенты

Друзья! досужный час настал;Всё тихо, все в покое;Скорее скатерть и бокал!Сюда, вино златое!Шипи, шампанское, в стекле.Друзья, почто же с КантомСенека, Тацит на столе,Фольянт над фолиантом?Под стол холодных мудрецов,Мы полем овладеем;Под стол ученых дураков!Без них мы пить умеем.

Ужели трезвого найдемЗа скатертью студента?На всякий случай изберемСкорее президента.В награду пьяным — он нальетИ пунш и грог душистый,А вам, спартанцы, поднесетВоды в стакане чистой!Апостол неги и прохлад,Мой добрый Галич, vale!

Ты Эпикуров младший брат,Душа твоя в бокале.Главу венками убери,Будь нашим президентом,И станут самые цариЗавидовать студентам.

Дай руку, Дельвиг! что ты спишь?Проснись, ленивец сонный!Ты не под кафедрой сидишь,Латынью усыпленный.Взгляни: здесь круг твоих друзей;Бутыль вином налита,За здравье нашей музы пей,Парнасский волокита.Остряк любезный, по рукам!Полней бокал досуга!И вылей сотню эпиграммНа недруга и друга.

А ты, красавец молодой,Сиятельный повеса!Ты будешь Вакха жрец лихой,На прочее — завеса!Хотя студент, хотя я пьян,Но скромность почитаю;Придвинь же пенистый стакан,На брань благословляю.

Товарищ милый, друг прямой,Тряхнем рукою руку,Оставим в чаше круговойПедантам сродну скуку:Не в первый раз мы вместе пьем,Нередко и бранимся,Но чашу дружества нальем —И тотчас помиримся.

А ты, который с детских летОдним весельем дышишь,Забавный, право, ты поэт,Хоть плохо басни пишешь;С тобой тасуюсь без чинов,Люблю тебя душою,Наполни кружку до краев,—Рассудок! бог с тобою!

А ты, повеса из повес,На шалости рожденный,Удалый хват, головорез,Приятель задушевный,Бутылки, рюмки разобьемЗа здравие Платова,В казачью шапку пунш нальем —И пить давайте снова!..

Приближься, милый наш певец,Любимый Аполлоном!Воспой властителя сердецГитары тихим звоном.Как сладостно в стесненну грудьТомленье звуков льется!..Но мне ли страстью воздохнуть?Нет! пьяный лишь смеется!

Не лучше ль, Роде записной,В честь Вакховой станицыТеперь скрыпеть тебе струнойРасстроенной скрыпицы?Запойте хором, господа,Нет нужды, что нескладно;Охрипли? — это не беда:Для пьяных всё ведь ладно!

Но что?.. я вижу всё вдвоем;Двоится штоф с араком;Вся комната пошла кругом;Покрылись очи мраком…Где вы, товарищи? где я?Скажите, Вакха ради…Вы дремлете, мои друзья,Склонившись на тетради…Писатель за свои грехи!Ты с виду всех трезвее;Вильгельм, прочти свои стихи,Чтоб мне заснуть скорее.

Пирующие студенты. Пушкин, 1814

Стихотворение было восторженно встречено товарищами Пушкина. Пущин писал в своих воспоминаниях: «Нельзя не вспомнить сцены, когда Пушкин читал нам своих «Пирующих студентов» (так называлась первая редакция стихотворения). Он был в лазарете и пригласил нас прослушать эту пиесу. После вечернего чая мы пошли к нему гурьбой с гувернером Чириковым

Началось чтение… Внимание общее, тишина глубокая по временам только прерывается восклицаниями. Кюхельбекер просил не мешать, он был весь тут, в полном упоении».
В стихотворении изображены товарищи Пушкина:

Остряк любезный — Алексей Демьянович Илличевский.Красавец молодой — кн

Александр Михайлович Горчаков.Повеса из повес — Иван Васильевич Малиновский, сын первого директора лицея.Товарищ милый, друг прямой — Иван Иванович Пущин.Забавный поэт — Михаил Лукьянович Яковлев.
В последних двух стихах высмеивается Кюхельбекер, неизменная жертва лицейских эпиграмм.

Vale! — Будь здоров! (лат.)

Анализ стихотворения Пушкина «Пирующие студенты»

Шуточное стихотворение «Пирующие студенты» написано Пушкиным во время обучения в Царскосельском лицее. Согласно воспоминаниям Пущина, Александр Сергеевич сочинил его, когда лежал в лазарете. Друзья пришли навестить поэта, тогда же состоялось первое чтение нового произведения. При жизни Пушкина оно опубликовано не было. Широкая общественность получила возможность ознакомиться с ним только в 1841 году, когда Жуковский издал посмертное собрание сочинений Александра Сергеевича. В стихотворении описывается тайная пирушка лицеистов. В нем упоминаются многие однокурсники Пушкина. Некоторые названы по имени, других легко узнать по данным им характеристикам. Среди тех, кто удостоился чести быть запечатленным в произведении, – Антон Антонович Дельвиг, Иван Васильевич Малиновский, Александр Михайлович Горчаков, Вильгельм Карлович Кюхельбекер.

В «Пирующих студентах» часто употребляется антитеза. Серьезным философам и писателям, названным учеными дураками и холодными мертвецами, – Канту, Сенеке, Тациту – противопоставлен Эпикур, основной этический принцип которого – удовольствие. Лирическому герою явно не по нраву трезвенность. Вместо нее он предлагает друзьям предаться пьяному веселью. Пир представляет собой фундамент беспечного бытия. Его безграничная свобода символизируется отказом от добавления в вина воды, что широко практиковалось в античности. Согласно рассматриваемому тексту, трезвенность – удел спартанцев, то есть тех, кто предпочитает строгие ограничения в большинстве жизненных сфер. Подобным людям герой стихотворения предлагает «воды в стакане чистой» вместо шампанского, грога, пунша и прочих спиртных напитков. Пир в произведении сопоставлен с битвой. Отправляя под стол «холодных мертвецов», лирический герой собирается с друзьями «овладеть полем», в роли которого выступает праздничный стол. Торжество Вакха сравнивается с триумфом сильного римского императора, храброго воителя.

«Пирующие студенты» – великолепный образец гимна дружбе. К приятелям лирический герой относится с любовью и нежностью

Достаточно хотя бы обратить внимание на то, как он их называет: «ленивец сонный», «остряк любезный», «красавец молодой», «товарищ милый», «приятель задушевный». При этом в стихотворении говорится, что нередко между друзьями возникают ссоры

Впрочем, они носят временный характер и легко разрешаются. Естественно, не в последнюю очередь тому способствует совместное безудержное веселье.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Трактовка темы поэтом

Для гениального поэта темы дружбы и любви были ключевыми во всём его творчестве и жизни. Он называл эти чувства своей «отрадной звездой», а группу друзей считал «святым братством» единомышленников. Проведя анализ произведений писателя, можно легко понять, что товарищеские и партнёрские отношения были для него одной из важнейших жизненных ценностей. Они помогали ему преодолеть самые тёмные моменты жизни и вдохновляли на свершения в лучшие времена.

Некоторые стихи Пушкина касаются тематики дружбы мимоходом, в то время как в других она цельно раскрывается. Основными мотивами его произведений являются:

  • Жертвенность и самоотверженность. По мнению поэта, главное в дружбе — это готовность отдавать больше, чем получаешь, поддерживать друзей в любые времена и сохранять верность вне зависимости от обстоятельств.
  • Вечность нерушимых связей. Лирику Пушкина насквозь пронизывает желание навечно остаться со своими лицейскими друзьями — он считает, что их узы не способно разрушить ни время, ни расстояние. Тематика того, что дружба — это больше, чем просто беззаботные и весёлые дни и по-настоящему проверяется в моменты горечи и тягот, также рассматривается нескольких произведениях.
  • Ценность дружбы и братства. Пушкин верил, что иметь настоящих товарищей — одна из высших радостей жизни. Ни один из поэтов-современников не воспевал их так, как Александр Сергеевич. Он считал жизнь без дружбы неполноценной, а человека без друзей — неспособным к созданию и великим свершениям.
  • Отсутствие идеализации. Настоящий друг видит в товарище недостатки и помогает ему бороться с ними. Ссоры неизбежны, но временны и быстро разрешаются.

Большинство стихотворений Пушкина о дружбе происходят из его собственной биографии. Многие из работ он посвятил настоящим товарищам, среди которых И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, К. Н. Батюшков, П. Я. Чаадаев. Образы друзей поэта легко узнать в его лирических героях и второстепенных персонажах.

А как звали няню Татьяны Лариной?


Елена Самокиш-Судковская. Иллюстрация к поэме Александра Пушкина «Евгений Онегин». 1916 год Аукционный дом «Антиквариум» Непоследовательность в выборе имен персонажей — не редкость в густона­селенных произведениях с долгой творческой историей. Чтобы не запутывать читателей, редакторы или текстологи часто берут на себя неблагодарную обязанность исправлять забывчивого и невнимательного автора, который в одном месте дал герою, скажем, одно отчество, а в другом — другое. Только совсем не всегда очевидно, в какую сторону исправлять, какой из нескольких вариантов, рассматривавшихся автором, в большей степени отражает его подлинный замысел.

Исследователи долго и пока безуспешно спорят о том, насколько внимательно Пушкин в преддуэльных обстоятельствах конца 1836 года мог заниматься последним изданием «Онегина», но, как бы то ни было, сложно считать такую замену невыправ­ленной опечаткой. А если так, то мы — по воле редакторов — знаем няню Татьяны под ее неокончательным, «промежуточным» отчеством.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: