Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из двух катренов и двух терцетов, то есть представляет собой сонет. Как и положено в сонете, в первой строфе задаётся тема (тезис), которая развивается во второй строфе как антитезис. Тезис состоит в том, что женщина – мудрость и загадка одновременно. Антитезис второго катрена обращён не к мысли, а, скорее, к чувству и ощущению. Женщина, которая описана в первой строфе так стационарно и спокойно, во второй превращается в вихрь, в противоречие, заставляющее одновременно наслаждаться и страдать.
В первом терцете, по закону сонета, должен быть синтез, а во втором – развязка. Синтез сонета о женщине в том, что её противоречивая сущность является главным достоинством, женским естеством. Она «права» этим. Лирический герой усиливает её возвышение от «права» до царственности (звёздная корона) и божественности.
Развязка возвращает в мир стихотворения равновесие, заявленное в названии. Это посвящение женщине, женскому началу, исходящее от мужчины. Мужчина снова появляется в последнем терцете-развязке, заявляя о своей роли в бинарной оппозиции женского и мужского начала. Лирический герой последовательно принимает, постепенно усиливая, зависимость от женщины: несвобода – работа и даже рабство – духовная зависимость, поклонение.
Тема стихотворения – хвала женщине. Основная мысль состоит в том, что лирический герой, выделяя специфически женские достоинства, превознося женщину как царицу и даже богиню, не забывает о гармоническом мироустройстве и бинарной оппозиции женщины и мужчины. Загадка женщины существует только тогда, когда есть мужчина, её разгадывающий.
Фонарики
Столетия — фонарики! о, сколько вас во тьме,
На прочной нити времени, протянутой в уме!
Огни многообразные, вы тешите мой взгляд…
То яркие, то тусклые фонарики горят.
Сверкают, разноцветные, в причудливом саду,
В котором, очарованный, и я теперь иду.
Вот пламенники красные — подряд по десяти.
Ассирия! Ассирия! мне мимо не пройти!
Хочу полюбоваться я на твой багряный свет:
Цветы в крови, трава в крови, и в небе красный след.
А вот гирлянда жёлтая квадратных фонарей.
Египет! сила странная в неяркости твоей!
Пронизывает глуби все твой беспощадный луч,
И тянется властительно с земли до хмурых туч.
Но что горит высоко там и что слепит мой взор?
Над озером, о Индия, застыл твой метеор.
Взнесённый, неподвижен он, в пространствах — брат звезде,
Но пляшут отражения, как змеи, по воде.
Широкая, свободная, аллея вдаль влечёт,
Простым, но ясным светочем украшен строгий вход.
Тебя ли не признаю я, святой Периклов век!
Ты ясностью, прекрасностью победно мрак рассек!
Вхожу: всё блеском залито, все сны воплощены,
Все краски, все сверкания, все тени сплетены!
О Рим, свет ослепительный одиннадцати чаш:
Ты — белый, торжествующий, ты нам родной, ты наш!
Век Данте — блеск таинственный, зловеще золотой…
Лазурное сияние, о Леонардо, — твой!..
Большая лампа Лютера — луч, устремлённый вниз…
Две маленькие звёздочки, век суетных маркиз…
Сноп молний — Революция! За ним громадный шар,
О ты! век девятнадцатый, беспламенный пожар!
И вот стою ослепший я, мне дальше нет дорог,
А сумрак отдаления торжественен и строг.
К сырой земле лицом припав, я лишь могу глядеть,
Как вьётся, как сплетается огней мелькнувших сеть.
Но вам молюсь, безвестные! ещё в ночной тени
Сокрытые, не жившие, грядущие огни!
1904 год
*****
Хвала Человеку
Молодой моряк вселенной,
Мира древний дровосек,
Неуклонный, неизменный,
Будь прославлен, Человек!
По глухим тропам столетий
Ты проходишь с топором,
Целишь луком, ставишь сети.
Торжествуешь над врагом!
Камни, ветер, воду, пламя
Ты смирил своей уздой,
Взвил ликующее знамя
Прямо в купол голубой.
Вечно властен, вечно молод,
В странах Сумрака и Льда,
Петь заставил вещий молот,
Залил блеском города.
Сквозь пустыню и над бездной
Ты провел свои пути,
Чтоб нервущейся, железной
Нитью землю оплести.
В древних, вольных Океанах,
Где играли лишь киты,
На стальных левиафанах
Пробежал державно ты.
Змея, жалившего жадно
С неба выступы дубов,
Изловил ты беспощадно,
Неустанный зверолов.
И шипя под хрупким шаром,
И в стекле согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам,
Светит хитрому врагу.
Царь несытый и упрямый
Четырех подлунных царств,
Не стыдясь, ты роешь ямы,
Множишь тысячи коварств, —
Но, отважный, со стихией
После бьешься, с грудью грудь,
Чтоб еще над новой выей
Петлю рабства захлестнуть.
Верю, дерзкий! Ты поставишь
Над землей ряды ветрил,
Ты своей рукой направишь
Бег в пространстве, меж светил, —
И насельники вселенной,
Те, чей путь ты пересек,
Повторят привет священный:
Будь прославлен, Человек!
*****
Валерий Брюсов (стих)ПОДРУГИ о чем этот стих??(анализ)
Максим Березовой
Ученик (176), закрыт 2 года назад
Три женщины, грязные, пьяные, Обнявшись, идут и шатаются. Дрожат колокольни туманные, Кресты у церквей наклоняются.
Заслышавши речи бессвязные, На хриплые песни похожие, Смеются извозчики праздные, Сторонятся грубо прохожие.
Идут они, грязные, пьяные, Поют свои песни, ругаются. И горестно церкви туманные Пред ними крестами склоняются.
Людмила Привалова
Гений (51618) 7 лет назад
Это о нашей жизни! Дрожат колокольни туманные, Кресты у церквей наклоняются. — словно мы видим окружающее глазами этих пьяных женщин. Смеются извозчики праздные, Сторонятся грубо прохожие. — люди реагируют так, как свойственно человеческой природе — не сочувствуют. И горестно церкви туманные Пред ними крестами склоняются. — а Бог прощает и жалеет всех, всем помогает. Очень интересна лексика и изобразительно-выразительные средства этого стихотворения. Точная, строгая рифма, свойственная стилю Валерия Яковлевича, рождает общую картину происходящего и формирует у читателя отношение: пьяная женщина некрасива и жалка, но заслуживает сочувствия. Люди не жалеют друг друга, а «церкви. горестно» склонились своими крестами. Стоит задуматься!
Ardent
Мыслитель (6087) 7 лет назад
про русских баб
Елена Устиновская
Знаток (347) 7 лет назад
Анализ стихотворения «Женщине» Брюсова 2 вариант
В своем стихотворении «Женщине» Валерий Яковлевич Брюсов разворачивает перед читателями тему вечной женственности и борьбы противоположностей.
Стихотворение написано в августе 1899 года. Его автору исполнилось 26 лет, он женат, выпускник университета, журналист, теоретик символизма. Он активно публикуется, путешествует по Крыму, начинает заниматься издательской деятельностью, общается с Константином Бальмонтом, напевностью творчества которого восхищается. Они с жаром спорят о революции сознания, синтезе искусств и рождении новой философии. Живет в ту пору молодая семейная пара Брюсовых в доме его отца. По жанру – философская лирика, гимн, по размеру – пятистопный ямб с опоясывающей рифмовкой, сонет, 4 строфы. В двух первых строфах употреблены только закрытые рифмы, в последних – лишь открытые. Есть и мужские, и женские. Рифма «звездный-железный» должна читаться через «е». Лирический герой – сам автор, но выступает он от имени всех мужчин.
Интонация торжественная, патетическая, с тремя восклицаниями. Ее усиливают повторы (анафора): ты – женщина. Лексика возвышенная, местами устаревшая: уста (губы), ярем (ярмо), свиток (бумага). Молодой поэт берется за разгадку женской натуры. Он готов указать самим женщинам на их место и предназначение в мире. Итак, она, прежде всего, закрытая книга. В ней «дум и слов избыток, безумен каждый миг»: идет речь о непредсказуемости, богатстве внутреннего мира. Но ее тайнам нужен толкователь, мужчина. «Ведьмовский напиток»: поэт интересовался оккультизмом, старался проникнуть в потусторонний мир. «Пьющий подавляет крик и славословит бешено»: так автор передает противоречивость и коварство женского сердца. Начало 3 строфы стало афоризмом. «Ты – образ божества!»: спасающая путеводная звезда. Дальше появляется местоимение «мы». Любой труд, вдохновение, победы – все посвящено только ей, женщине. «Молимся – на тебя!»: поэт доходит до слепого обожания, но чувствует себя не только верным рабом, а и жрецом. В. Брюсов выделяет в женщине колдовское, языческое начало. Произведение метафорично и полно сравнениями. «Пьющий пламя»: гипербола. Эпитеты: запечатленный, бешено, звездной, железный. В поэтическом синтаксисе присутствует и аллитерация, и ассонанс.
Ещё по теме: Валерий Брюсов ~ Летняя гроза
Произведение «Женщине» Валерий Брюсов включил в свой сборник «Третья стража». Эта книга сделала его известным, принесла одобрение коллег по перу.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Тютчева Как убийственно мы любим Это стихотворение Тютчева начинается и заканчивается одной строфой. Это известные строки, где любовь равна убийству, где человек почему-то губит то, что ему дороже всего. Или тех, кто
- Анализ стихотворения Бог Державина Произведение Державина «Бог» — это ода, хвалебная песнь. В ней он воспевает величие Творца, рисуя непостижимость его образа для простого смертного. Но, следуя за восхваляющими строками
- Анализ стихотворения Державина Признание 7, 9 класс Данное стихотворение написано в форме признания. В нём только одна строфа, но состоит она из тридцати двух строк.
- Анализ стихотворения Колыбельная песня Некрасова Произведение представляет собой не традиционный материнский напев для любимого младенца, а является высказанной авторской позицией для взрослой читательской аудитории с целью изображения нелегкого и неоцененного существования русского народа.
- Анализ стихотворений Ахматовой
«Женщине» Валерий Брюсов
Ты – женщина, ты – книга между книг, Ты – свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг.
Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток! Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток.
Ты – женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты – в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся – от века – на тебя!
Дата создания: 11 августа 1899 г. Сборник «Tertia Vigilia», цикл «Ещё сказка».
Валерий Брюсов и Иоанна Матвеевна Брюсова (Рунт)
Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Женщине»
Стихотворение «Женщине» В.Я.Брюсов написал в конце девятнадцатого века. В тот период он женился на гувернантке своей сестры. Его новая жена была образована и умна. Она представляла собой редкую женщину того времени, способную самостоятельно заработать себе на жизнь.
Поэт был поражен сочетанием в ней безупречности, красоты и ума. Но не только ей посвятил В.Я.Брюсов свое произведение. Он поднял на пьедестал всех женщин. Автор был ценителем прекрасного пола, женщины его вдохновляли. Он сравнивает женщину с источником мудрости «книга между книг». В то время в мире главенствующих мужчин это был смелый вызов.
Поэт думает о том, что женщина приносит радость и, в то же время, боль. Видимо сам переживал он такие противоречивые чувства во имя любви. Он проводит сравнение женской сущности с «божественным напитком». Нарицательной стала фраза В.Я.Брюсова о женской правоте. Он отмечает влияние женщин на мужчин. Даже таща ярмо, мужчины готовы служить женщинам. В стихотворении смешиваются такие женские качества как колдовство и божественность. Эти особенности сочетаются между собой.
В произведении женщина возвышена до уровня божества, а мужчина порабощен. Даже понимая, что умрет, мужчина поддается чарам и «славословит бешено средь пыток». Такой обжигающий напиток, как женщина, обжигает и своей резкостью порабощает сильного мужчину. Брюсов показывает порабощение как достоинство и вершину удовольствия.
На протяжении всей жизни поэт уважал и ценил женщин. Ему приписывали множество романов, но он был верен своей жене. Именно ее он считал идеалом. Возможно, он и списывал женские качества именно с нее. В.Я.Брюсова всегда восторгала и пугала противоречивость женского характера.
В стихотворении он задается вопросом, почему двойная жизнь так свойственна женской натуре. Поэт считал, что даже умная и образованная девушка не сможет ответить на этот вопрос. Сегодня в русской литературе это стихотворение более всех возвышает и, без использования метафор, обожествляет женщину. Удивительным образом автор собрал все достоинства прекрасной половины человечества в столь коротком произведении.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворений Блока
- Анализ стихотворения Бушует полая вода Бунина Тематика природы, воспевание родного края является довольно яркой в творчестве Бунина. Частично его лирика посвящена именно природе. Как собственно и подобает поэту, он восхищается величием и удивительностью этих метаморфоз.
- Анализ стихотворения Италия Фета В жизни человека всегда присутствуют определённые мечты и желания, которые являются стимулом к развитию и движению вперёд. Стремясь к осуществлению того или иного желания, человек уже имеет представление о результате
- Анализ стихотворения Зимнее утро Майкова Стихотворение поэт написал 1839 году, когда ему было 18 лет. Майков нередко использовал сельские мотивы и пейзажную лирику в своем творчестве. В ранний период он придерживался реалистического направления, что и объясняет его взгляды в поэзии
- Анализ стихотворения Стихи о Петербурге Ахматовой Произведение представляет собой два небольших стихотворения, вошедших в поэтический сборник стихов «Четки». Основной темой стихотворения является утоленная любовь автора, выраженная в признании спокойного, непоколебимого
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из двух катренов и двух терцетов, то есть представляет собой сонет. Как и положено в сонете, в первой строфе задаётся тема (тезис), которая развивается во второй строфе как антитезис. Тезис состоит в том, что женщина – мудрость и загадка одновременно. Антитезис второго катрена обращён не к мысли, а, скорее, к чувству и ощущению. Женщина, которая описана в первой строфе так стационарно и спокойно, во второй превращается в вихрь, в противоречие, заставляющее одновременно наслаждаться и страдать.
В первом терцете, по закону сонета, должен быть синтез, а во втором – развязка. Синтез сонета о женщине в том, что её противоречивая сущность является главным достоинством, женским естеством. Она «права» этим. Лирический герой усиливает её возвышение от «права» до царственности (звёздная корона) и божественности.
Развязка возвращает в мир стихотворения равновесие, заявленное в названии. Это посвящение женщине, женскому началу, исходящее от мужчины. Мужчина снова появляется в последнем терцете-развязке, заявляя о своей роли в бинарной оппозиции женского и мужского начала. Лирический герой последовательно принимает, постепенно усиливая, зависимость от женщины: несвобода – работа и даже рабство – духовная зависимость, поклонение.
Тема стихотворения – хвала женщине. Основная мысль состоит в том, что лирический герой, выделяя специфически женские достоинства, превознося женщину как царицу и даже богиню, не забывает о гармоническом мироустройстве и бинарной оппозиции женщины и мужчины. Загадка женщины существует только тогда, когда есть мужчина, её разгадывающий.
Анализ образов
При подробном изучении текста в классе или дома важно провести оценку системы необычных образов, которые использует поэт. Лирический герой наполнен ожиданием, он осознает, что творческий процесс непостижим, именно в этом и смысл названия стихотворения
Поэт пытается раскрыть читателю тайны рождения поэтического текста, часто нелогичные, странные, пугающие. Композиционно можно выделить в произведении три части:
Вступительная (первая строфа, творец способен видеть и воспринимать то, что обычным людям недоступно).
Основная часть — описание вдохновения (строфы 2−4, творец, находящийся в этом состоянии, получает способность увидеть звук)
Брюсов не заостряет внимание на образе поэта, гораздо важнее для него показать особенности творческого восприятия, при котором автор получает уникальную способность передать настроение окружающего мира. Его талант позволяет окрасить бытовые реалии яркими красками, показать их перерождение, представить в новом свете
Так рождаются образы прозрачных киосков, фиолетовых рук, лазоревой луны.
Завершение (последняя строфа). Поэту удалось создать свое уникальное произведение, но особенность творчества в том, что только ему одному и удастся понять его полностью. Каждый читатель увидит в тексте что-то свое, поэтому не стоит удивляться тому, что стихотворение постепенно обрастет новым смыслом, который довольный собой художник даже не подразумевал.
Подробный анализ системы образов позволяет составить таблицу. В ней представлены наиболее значимые для понимания элементы художественной ткани стихотворения.
Строфа / Значимые образы | Первая | Вторая | Третья | Четвертая |
Несозданные создания, во сне, эмалевая стена | Руки, чертят звуки | Прозрачные киоски, лазоревая луна | Вся строфа (за исключением третьей строки) |
Пока есть небо
Пока есть небо, будь доволен!
Пока есть море, счастлив будь!
Пока простор полей раздолен,
Мир славить песней не забудь!
Пока есть горы, те, что к небу
Возносят пик над пеньем струй,
Восторга высшего не требуй
И радость жизни торжествуй!
В лазури облака белеют
Иль туча тёмная плывёт;
И зыби то челнок лелеют,
То клонят мощный пакетбот;
И небеса по серым скатам
То золотом зари горят,
То блещут пурпурным закатом
И лёд вершинный багрянят;
Под ветром зыблемые нивы
Бессчётных отсветов полны,
И знают дивные отливы
Снега под отблеском луны.
Везде — торжественно и чудно,
Везде — сиянья красоты,
Весной стоцветно-изумрудной,
Зимой — в раздольях пустоты;
Как в поле, в городе мятежном
Всё те же краски без числа
Струятся с высоты, что нежным
Лучом ласкает купола;
А вечером ещё чудесней
Даль улиц, в блеске фонарей,
Всё — зовы грёз, всё — зовы к песне:
Лишь видеть и мечтать — умей.
Октябрь 1917 года
*****
Литературное направление и жанр
Верность раз навсегда избранному символизму Брюсов сохраняет и в этом стихотворении, пожалуй, впервые прямо обращённом к самому важному человеку в его жизни и написанном в жанре классического любовного послания. В этом смысле прежде всего бросается в глаза эпиграф из Ф.И. Тютчева – любимца и «предтечи» русского символизма: «…между двойною бездной…»
Эпиграф взят из стихотворения Ф.И. Тютчева «Лебедь» : в нём «лебедь чистый» показан между двойною бездной – Небом и Морем. Это, конечно, должен знать читатель стихотворения Брюсова. Тогда он легко воспримет символизм образа лирического героя как этакого «очищенного» от прошлого лебедя, готового начать жизнь с чистого листа – и тоже между двумя символическими безднами: Небо остаётся «на своём месте», а место Моря занимает («по Фрейду») бездонная и ещё неведомая («не-веста») бездна-стихия – Женщина
Тютчева – любимца и «предтечи» русского символизма: «…между двойною бездной…». Эпиграф взят из стихотворения Ф.И. Тютчева «Лебедь» : в нём «лебедь чистый» показан между двойною бездной – Небом и Морем. Это, конечно, должен знать читатель стихотворения Брюсова. Тогда он легко воспримет символизм образа лирического героя как этакого «очищенного» от прошлого лебедя, готового начать жизнь с чистого листа – и тоже между двумя символическими безднами: Небо остаётся «на своём месте», а место Моря занимает («по Фрейду») бездонная и ещё неведомая («не-веста») бездна-стихия – Женщина.
Тропы и образы
Основное средство передачи сумбурных мыслей бегущего человека – повторы слов (ночь, навсегда, восторги, мука), синонимов и однокоренных слов (несказанная, странная; спешу, бегу, убегаю; любимая, вечно желанная). Рефреном звучит: «Что за мысль несказанная, странная».
Брюсов использует восходящую градацию для нагнетания эмоционального возбуждения: спешу, бегу, убегаю прочь; сердце баюкаю, упиваюсь мукою, восторгов ищу, восторгами сердце баюкаю.
Город в первой строфе не враждебен герою, а, наоборот, помогает ему. Длинные узкие
улицы, пустынные
тротуары (эпитеты) помогают беспрепятственному перемещению героя в пространстве города, так ему необходимому в момент душевного смятения. Манящие длинные
тени (эпитеты) соединяют лирического героя с пространством города, а старинные
напевы (эпитет) – со всеми поколениями влюблённых
Инверсия акцентирует внимание на эпитетах
Ночь, названная светлой и тихой
(эпитеты) тоже способствует пешей прогулке. Оксюморон светлая ночь, прозрачная ночь
наводит на мысль о весеннем Петербурге с его белыми ночами. Но стихотворение написано в ноябре, а Брюсов был москвичом. Эпитет светлая
приобретает символический смысл: это ночь озарения, просветления, понимания.
Мир чувств лирического героя раскрывается с помощью метафор и эпитетов: неясно туманная
вереница годов без любви, мысль несказанная
, мукой мечты, «восторгами сердце баюкаю», родник красоты в муке, «упиваюсь изысканной мукою».
Возлюбленную герой называет любимой, вечно желанной
(эпитеты). Грань перед вечной
разлукою (метафора, эпитет) – переломный момент в жизни лирического героя. Он уже принял решение, но ещё этим вечером был рядом с возлюбленной, всё ещё переживает последний разговор и не верит, что он последний.
Лирический герой сумел соединить в едином миге счастливое прошлое и будущее, которое баюкает в своих мечтах.
Валерий Брюсов (стих)ПОДРУГИ о чем этот стих??(анализ)
Максим Березовой
Ученик (176), закрыт 2 года назад
Три женщины, грязные, пьяные, Обнявшись, идут и шатаются. Дрожат колокольни туманные, Кресты у церквей наклоняются.
Заслышавши речи бессвязные, На хриплые песни похожие, Смеются извозчики праздные, Сторонятся грубо прохожие.
Идут они, грязные, пьяные, Поют свои песни, ругаются. И горестно церкви туманные Пред ними крестами склоняются.
Людмила Привалова
Гений (51618) 7 лет назад
Это о нашей жизни! Дрожат колокольни туманные, Кресты у церквей наклоняются. — словно мы видим окружающее глазами этих пьяных женщин. Смеются извозчики праздные, Сторонятся грубо прохожие. — люди реагируют так, как свойственно человеческой природе — не сочувствуют. И горестно церкви туманные Пред ними крестами склоняются. — а Бог прощает и жалеет всех, всем помогает. Очень интересна лексика и изобразительно-выразительные средства этого стихотворения. Точная, строгая рифма, свойственная стилю Валерия Яковлевича, рождает общую картину происходящего и формирует у читателя отношение: пьяная женщина некрасива и жалка, но заслуживает сочувствия. Люди не жалеют друг друга, а «церкви. горестно» склонились своими крестами. Стоит задуматься!
Ardent
Мыслитель (6087) 7 лет назад
про русских баб
Елена Устиновская
Знаток (347) 7 лет назад
«Женщине» В.Брюсов
Ты — женщина, ты — книга между книг, Ты — свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг.
Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток.
Ты — женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты — в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся — от века — на тебя!
Анализ стихотворения Брюсова «Женщине»
В любовной лирике русских поэтов образ женщины-богини занимает одно из ключевых мест. Не стало исключением в этом отношении и стихотворение Валерия Брюсова «Женщине», которое он написал в 1899 году, спустя 18 месяцев после того, как женился на Иоанне Рунт, французской гувернантке своей младшей сестры.
Очарованный ее красотой и изяществом, тонким умом (она являлась одной из немногих представительниц слабого пола в окружении поэта, которые имели образование и самостоятельно зарабатывали себе на жизнь) и несомненными литературными способностями, Валерий Брюсов посвятил ей одно из наиболее ярких и волнующих стихотворений.
Впрочем, произведение «Женщине» посвящено не только Иоанне Рунт, но и всем дочерям Адама, которыми Брюсов восхищался искренне на протяжении своей жизни. Для него женщина – это «книга между книг» и «запечатанный свиток», который содержит множество тайн и сведений к размышлению, а также сюрпризов, откровений и непредсказуемых открытий. Каждый ее поступок, словно безумный стих, поражает воображение своей иррациональностью, но, вместе с тем, наполнен неизъяснимым очарованием.
Став примерным семьянином, поэт осознает, что женщина одновременно может дарить боль и радость. Именно поэтому он сравнивает представительниц слабого пола с «ведьмовским напитком», который заставляет тело и душу содрогаться от мук, но при этом приносит ни с чем не сравнимое счастье и заставляет «славословить» ту, которая приготовила для мужчины свою сладкую пытку. При этом Валерий Брюсов считает женщин высшими существами, которых испокон веков украшает «корона звездная», и мужчины преклоняются перед ними, словно перед высшими существами. К слову, именно Валерию Брюсову принадлежит расхожая фраза о том, что женщина всегда права. Даже в тех случаях, когда она глубоко заблуждается, но при этом пытается отстоять свою точку зрения и убедить в ней всех окружающих. Более того, именно представительницы слабого пола являются для мужчины смыслом жизни, для них они готовы влачить «ярем железный», служить им «тверди гор дробя» и молится на них, признавая присутствие в женщинах двух начал – колдовского и божественного.
Следует отметить, что Валерий Брюсов сумел на протяжении всей жизни сохранить в своем сердце глубокое уважение к женщинам, он преклонялся перед ними и, по собственному определению, чувствовал себя в их обществе глупцом, которому не дано понять высших мира сего. Однако, несмотря на то, что поэту при жизни приписывали множество романов, доподлинно известно, что до самой смерти он оставался верен своей супруге, считая ее недосягаемым идеалом.
Свое стихотворение «Женщине» Валерий Брюсов написал в форме сонета, подчеркнув тем самым хрупкость, утонченность и изысканность представительниц слабого пола. Однако автор не питал иллюзий относительно их сущности, считая, что под маской благоразумия и вежливости нередко скрываются пылкий темперамент и страстная натура. А нарочито грубые и даже вульгарные женщины, как правило, в душе оказываются очень ранимыми и романтичными особами. Эта двойственность и противоречивость, умение ловко маскировать свои истинные желания, чувства и стремления, на протяжении всей жизни так и остались для Валерия Брюсова неразгаданной загадкой. Однако поэт понимал, что даже самая умная женщина, обладающая незаурядной интуицией и интеллектом, вряд ли сможет дать ответ на этот вопрос и объяснить, что именно заставляет ее вести двойную жизнь, выдавать желаемое за действительное и ловко манипулировать мужчинами, подчиняя их своим желаниям и прихотям.
История создания
В 1895 году вышел первый сборник стихов автора, название которого было написано на французском языке и переводилось как «Шедевры». Стихотворение «Первый снег», созданное 21 января этого же года, входило в данный сборник, в цикл «будничных» стихов.
Этот сборник носил провокационный характер, он вызывал смешанные чувства у многих критиков и современников автора. Если название звучало просто самоуверенно, то содержание сборника, темы, которые затрагивал автор, были совсем эпатажными.
Но в книгу входили стихи, написанные и на более «классические» темы. «Первый снег» — это отблеск впечатлений автора, которые он получил, вглядываясь в первый снег, который своей белизной, своей свежестью омывал серые улицы города, обволакивал замерзшие деревья.
«Женщине» анализ стихотворения Брюсова
История создания
Стихотворение «Женщине» написано в 1899 г. 26-летним Брюсовым и вошло в цикл «Еще сказка». Оно опубликовано в 1900 г. в сборнике «Tertia Vigilia». В стихотворении нет посвящения определенной женщине. В 25 лет Брюсов женился на француженке Иоанне Рунт, гувернантке младшей сестры. Любимая жена была для него почти божеством. Но женщина, изображенная в стихотворении, не только несет в себе черты Иоанны Рунт, но и других возлюбленных Брюсова. Это обобщенный образ возлюбленной — загадочной женщины, королевы, богини.
Литературное направление и жанр
Брюсов как поэт-символист рисует образ абстрактной женщины, женщины как таковой, самой женской природы. Женщина и ее суть раскрывается через символические образы книги, свитка, любовного напитка…
Жанр стихотворения — философская лирика, осмысление женского начала, роли женщины в жизни мужчины. Конечно, лирический герой любит женщину, которую боготворит. Но речь идет в стихотворении не о чувствах, а о мироощущении героя, поэтому стихотворение можно отнести к любовной лирике с натяжкой.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из двух катренов и двух терцетов, то есть представляет собой сонет. Как и положено в сонете, в первой строфе задается тема , которая развивается во второй строфе как антитезис. Тезис состоит в том, что женщина — мудрость и загадка одновременно.
Антитезис второго катрена обращен не к мысли, а, скорее, к чувству и ощущению. Женщина, которая описана в первой строфе так стационарно и спокойно, во второй превращается в вихрь, в противоречие, заставляющее одновременно наслаждаться и страдать.
В первом терцете, по закону сонета, должен быть синтез, а во втором — развязка. Синтез сонета о женщине в том, что ее противоречивая сущность является главным достоинством, женским естеством. Она «права» этим.
Лирический герой усиливает ее возвышение от «права» до царственности и божественности.
Развязка возвращает в мир стихотворения равновесие, заявленное в названии. Это посвящение женщине, женскому началу, исходящее от мужчины. Мужчина снова появляется в последнем терцете-развязке, заявляя о своей роли в бинарной оппозиции женского и мужского начала.
Лирический герой последовательно принимает, постепенно усиливая, зависимость от женщины: несвобода — работа и даже рабство — духовная зависимость, поклонение.
Тема стихотворения — хвала женщине. Основная мысль состоит в том, что лирический герой, выделяя специфически женские достоинства, превознося женщину как царицу и даже богиню, не забывает о гармоническом мироустройстве и бинарной оппозиции женщины и мужчины. Загадка женщины существует только тогда, когда есть мужчина, ее разгадывающий.