«портрет мужчины» н. гумилёв

Николай гумилев – портрет мужчины – стихочудовище

Друг царской семьи

С рождения и до 9 лет Гумилев жил в Царском Селе близ резиденции царской семьи. Светские выходы правящей династии и пышные парады были совершенно естественной частью его мальчишеской жизни. 

Николай всегда с искренним уважением отзывался о Государе. Даже когда власть стала другой, его мировоззрение осталось прежним. Он, не задумываясь, продолжал публично называть себя монархистом и осенять себя крестным знамением. 

«Он совсем особенно крестился перед церквами, — вспоминал Чуковский. — Во время самого любопытного разговора вдруг прерывал себя на полуслове, крестился и, закончив это дело, продолжал прерванную фразу». 

Царскосельская Николаевская мужская гимназия

Многие думали, что он эпатирует публику, но это было совершенно естественное и искреннее проявление собственных убеждений.

Анализ стихотворения «Портрет мужчины» Гумилева

Произведение «Портрет мужчины» Николая Степановича Гумилева посвящено картине кисти художника эпохи Ренессанса.

Стихотворение создано не позднее весны 1910 года. Как раз в это время поэт вместе со своей женой Анной Ахматовой отправляется в свадебное путешествие в Париж, где уже вдвоем они будут стоять у загадочной картины в Лувре, скорей всего, авторства Франчабиджо. Впервые же он ее увидел несколько лет назад, когда был студентом Сорбонны. В жанровом отношении – и портрет другого человека, и романтическая самохарактеристика, рифмовка перекрестная, омонимическая (во втором четверостишии), 6 строф. Прежде всего, «глаза, уста и руки» изображенного человека занимают воображение поэта. Его лирический герой двойственен. С одной стороны, он маг и типаж демонический, с другой – это человек, потерпевший крушение, не победитель, а побежденный, оставшийся жить. Недаром в канве книги автор относит это стихотворение к «жемчугу черному». В каком-то смысле, это и живой мертвец ушедшей эпохи, и беспощадный портрет пресыщенного, не знающего покоя, современника. «Мечтой убийцы и поэта»: то есть, спутник душегуба и проводник в мир порока неискушенного мечтателя. «Столетние обиды» бунтующего против Бога человека. Поэт идет на кощунственное объединение садов «Мадонны и Киприды» (первая – Дева Мария, последняя – Венера), чтобы подчеркнуть независимость персонажа, его существование вне всяких рамок и классификаций.

К финалу контрастность определений только нарастает. Злоба в сердце героя соседствует с нежностью ланит и улыбкой. Однако заключительная строчка не оставляет сомнений: этот человек – создание погибшее, отвергнувшее прощение и путь исправления жизни. Впрочем, это всего лишь фантазия поэта-физиогномиста, отправная точка в попытке разобраться в собственном мировоззренческом хаосе, кстати говоря, вполне типичном для молодости. Стихотворение богато средствами выразительности. Эпитеты: странный жребий, атласной кожи. Сравнения: уста – рана, руки – мрамор. Повторы: кровавая, плакать. Анафора: в его душе. Инверсия: растаяла комета, променяет он. Метафоры: столетние обиды, отмечен знаком. Лексика возвышенная и зловещая, перечисления, красноречивое многоточие и одинаковость начал трех первых четверостиший.

«Портрет мужчины» Н. Гумилева – одна из таинственных масок поэта в сборнике «Жемчуга».

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

«Однообразные мелькают…» Н.Гумилев

«Однообразные мелькают…» Николай Гумилев

Однообразные мелькают Все с той же болью дни мои, Как будто розы опадают И умирают соловьи.

Но и она печальна тоже, Мне приказавшая любовь, И под ее атласной кожей Бежит отравленная кровь.

И если я живу на свете, То лишь из-за одной мечты: Мы оба, как слепые дети, Пойдем на горные хребты,

Туда, где бродят только козы, В мир самых белых облаков, Искать увянувшие розы И слушать мертвых соловьев.

Анализ стихотворения Гумилева «Однообразные мелькают…»

История романтических отношений Николая Гумилева и Анны Ахматовой полна взлетов и падений. В ней много радостных страниц, однако еще больше – трагизма, боли и погибших надежд. Гумилев был влюблен в свою будущую супругу с 19 лет, но долго не мог добиться взаимности. Когда же Ахматова дала свое согласие на брак, счастье молодых супругов было недолгим. Начинающий поэт хотел видеть в своей избраннице мать и хранительницу домашнего очага, в то время как сама Ахматова мечтала об успехе на литературном поприще. В итоге два по-настоящему талантливых человека попросту не смогли ужиться под одно крышей, и этот брак был обречен. Ахматова осознала это практически сразу же после замужества. Что касается Гумилева, то ему понадобилось довольно много времени, чтобы отказаться от идеи счастливой семьи.

Произошло это в 1917 году, когда поэт, ушедший на фронт добровольцем, оказался после революции в Париже вместе с группой белогвардейцев. Пребывание во французской столице, где у Гумилева случилось несколько необременительных романов, навело его на мысль о том, что в браке с Ахматовой следует поставить жирную точку. Забегая вперед, следует отметить, что развод состоялся уже в 1918 году, однако прежде на свет появилось стихотворение «Однообразные мелькают…», в котором поэт искренне сожалеет о том, что ему так и не удалось найти общего языка с возлюбленной.

Ему тяжело дается само решение о предстоящем разводе, и дни, оставшиеся до возвращения в Россию, «все с той же болью» проносятся своим чередом. Однако Гумилев знает, что и его супруге в данный момент тяжело, так как речь идет о разрушении пусть хрупкой и ненадежной, но все же семьи, в которой подрастает маленький сын. «Но и она печальна тоже, мне приказавшая любовь», — отмечает поэт, отмечая, что кровь супруги также отравлена этим чувством. Гумилев не пытается понять, почему же два человека, которые любят друг друга, не могут быть счастливы вместе. Для этого ему пришлось бы открыто признать свою неправоту и переступить через собственную гордыню. Поэтому автору остается лишь сожалеть о том, что вот-вот должно произойти, хотя он не теряет надежды на примирение.

«Мы оба, как слепые дети, пойдем на горные хребты», — мечтает поэт, подразумевая, что только взаимопонимание способно стать фундаментом для прочных семейных отношений. Однако он отдает себе отчет, что «искать увянувшие розы и слушать мертвых соловьев» никто не будет, потому что чувства остыли, оставив после себя горечь разочарования и боль от неизбежной разлуки.

Арест

В начале августа 1921 года газеты анонсировали выход нового сборника стихов Гумилева с библейским названием «Огненный столп». Это само по себе было прямым вызовом. 

Уже 3 августа Николай Гумилев был арестован по подозрению в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В.Н.Таганцева». 

Дальше началась странная трагическая история: Николай Степанович давал показания с нескрываемым желанием усугубить свое и без того опасное положение: он подчеркнуто выразил несогласие с политикой большевистского режима (хотя в жизни относился к этому менее враждебно), заявил почтение к царской семье, поддержал действия кронштадтских повстанцев, к которым в действительности не имел отношения. 

Всеми своими действиями он словно приближал себя к высшей мере наказания. 

Поэт, который всегда был подростком

В разговоре с Одоевцевой Гумилев четко определил свой внутренний возраст — «тринадцать лет». Ходасевич вспоминал: 

«Он был удивительно молод душой, а может быть, и умом. Он всегда мне казался ребенком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженной голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной

То же ребячество прорывалось в его увлечении Африкой, войной, наконец — в напускной важности, которая так меня удивила при первой встрече и которая вдруг сползала, куда-то улетучивалась, пока он не спохватывался и не натягивал ее на себя сызнова. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям»

Как нарисовать портрет мужчины карандашом

1) Чтобы нарисовать реалистичный портрет мужчины, важно правильно нарисовать овальный контур лица. Вы можете попробовать сделать это несколько раз на черновике и только потом перейти к чистовику. Если хотите нарисовать портрет так, как это показано в моем чертеже, вы должны быть терпеливы и усердны

Если хотите нарисовать портрет так, как это показано в моем чертеже, вы должны быть терпеливы и усердны.

2) Проведите горизонтальную линию прямо в середине овала, чтобы разделить его на две части, и параллельная линия чуть-чуть ниже. С середины нижней линии проведите вертикальную линию и эскиз основания носа.

3) Вы можете должны четко понимать, что процесс рисования мужского человеческого лица является веселым и захватывающим. Особенно, если вы делаете первые шаги правильно. Тогда вы увидите, что гораздо легче продолжать. Теперь, пожалуйста заточите карандаш, пока это не очень хорошо

Глаза, как правил , являются наиболее важной частью любого портрета. Нарисуйте глаза, зрачки, рот линии и линии роста волос, используя изогнутые овальные линии. 4) Все еще не передумали узнать, как нарисовать портрет карандашом поэтапно для начинающих поэтапно? Хотя эта стадия может быть сложной задачей, но, как только вы закончите, ваш портрет почти готов

Я рекомендую рисовать самые легкие части первой. Нарисуйте брови и закончить линию волос. Теперь, давайте рисовать более сложный элемент лица — губы (как нарисовать губы). Не делайте рот слишком широким или губы слишком толстыми. Начните рисовать нос

4) Все еще не передумали узнать, как нарисовать портрет карандашом поэтапно для начинающих поэтапно? Хотя эта стадия может быть сложной задачей, но, как только вы закончите, ваш портрет почти готов. Я рекомендую рисовать самые легкие части первой. Нарисуйте брови и закончить линию волос. Теперь, давайте рисовать более сложный элемент лица — губы (как нарисовать губы). Не делайте рот слишком широким или губы слишком толстыми. Начните рисовать нос.

5) Если вы дошли до этой стадии быстро, вы настоящий художник или выпускник художественного колледжа, как минимум. Теперь вы заслужили того, чтобы немного отдохнуть, поскольку больше не придется делать какие-либо сложные детали в портрете. Все, что вам нужно сделать, это нарисовать брови, веки и уши более подробно.

6) Вот и все, теперь у вас есть реальный рисунок лица. Заключительный шаг, чтобы сделать портрет из него, давая ему некоторый объем, который достигается с помощью затенения и контрастными. После того, как вы потренируетесь несколько раз и почувствуете себя уверенным, попробуйте нарисовать портрет мужчины по фотографии.

В интернете очень много готовых инструкций и видео материалов о том, как нарисовать портрет мужчины карандашом поэтапно для начинающих. Я предлагаю вам воспользоваться таким дидактическим материалом и наглядно посмотреть, как сделать рисунок самостоятельно.

Как нарисовать клубнику
Как нарисовать бекон
Как нарисовать усы кошки
Как нарисовать ковбойскую шляпу
Как нарисовать реалистичные брови
Как нарисовать ананас
Как нарисовать банан
Как нарисовать обезьянку
Как нарисовать Чеширского Кота
Как нарисовать коробку с подарком
Как нарисовать язык человека
Как нарисовать нос человека
Всего комментариев:

Последнее письмо к Богу

«Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь. Н. Гумилев» — вероятно, последнее письменное свидетельство поэта. 

Последняя фотография Н. Гумилева, сделанная в ЧК

Эти слова обнаружил среди множества надписей, нацарапанных на стенах камеры 7 ДПЗ на Шпалерной, 20-летний студент Г.А. Стратановский — в будущем известный филолог. 

Гумилев и еще 56 осужденных были расстреляны в ночь на 26 августа. Место расстрела и захоронения до сих пор остается неизвестным. Поэту было всего 35 лет…

Марина Цветаева сказала об этом событии удивительно точные слова: 

«Самое идеологическое из всех правительств в мире поэта расстреляло не за стихи (сущность), а за дела, которые мог сделать всякий». 

Поэта реабилитировали только в 1992 году. 

Николай Гумилёв. «Георгий Победоносец». Читает Константин Хабенский

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Во время революции вернулся в Россию

Во время революционных событий у Гумилева была возможность остаться в Европе, но он решил вернуться в Россию. Это решение может показаться странным, только если не знать Гумилева: быть с Россией — это его глубокое личное убеждение, сознательный выбор. 

Н. С. Гумилев со студийцами

Из сытых и вполне уже мирных Лондона и Парижа он отправился в полную неопределенность: Россия охвачена голодом, беспорядками, уличными погромами. То и дело возникают новые банды. Люди растеряны. 

В Петрограде — так буднично потерявшем свою столичность — Гумилеву и жить-то негде. Поначалу, пока революция только наводила новые порядки, Николай Степанович вполне органично влился в советскую реальность: вошел в Петроградский отдел Всероссийского союза поэтов, опубликовал два сборника стихов, руководил студией «Звучащая раковина», читал лекции о поэтике.

На одном из вечеров поэзии, устроенном для матросов Балтийского флота, Гумилев, читая свои стихи, неожиданно выделил следующие строки: 

Я бельгийский ему подарил пистолетИ портрет моего Государя.

Поэтесса Ирина Одоевцева вспоминала: 

«По залу прокатился протестующий ропот. Несколько матросов вскочило

Гумилев продолжал читать спокойно и громко, будто не замечая, не удостаивая вниманием возмущенных слушателей. Кончив стихотворение, он скрестил руки на груди и спокойно обвел зал своими косыми глазами, ожидая аплодисментов

Гумилев ждал и смотрел на матросов, матросы смотрели на него. И аплодисменты вдруг прорвались, загремели, загрохотали. Всем стало ясно: Гумилев победил».

Веласкес (Диего Родригес де Сильва и Веласкес) | Мужской портрет, возможно, автопортрет

Отсканируйте свой QR-код:

С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

Детали обложки

Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

Заголовок:
Портрет мужчины, возможно, автопортрет

Художник:
Веласкес (Диего Родригес де Сильва и Веласкес) (испанский, Севилья, 1599–1660 гг. , Мадрид)

Дата:
ок. 1635

Середина:
Масло на холсте

Размеры:
27 х 21 3/4 дюйма (68,6 х 55,2 см)

Классификация:
Картины

Кредитная линия:
Коллекция Жюля Баша, 1949 г.

Регистрационный номер:
49.7.42

Узнайте больше об этом произведении

СоединенияВиртуозность

Реставратор картин Майкл Галлахер говорит о привлекательности технической виртуозности.

Музейные публикации

Похожие произведения

  • Веласкес (Диего Родригес де Сильва и Веласкес)
  • Европейские картины
  • Холст
  • Масляная краска
  • Картины
  • Из Европы
  • Из Испании
  • С 1600 по 1800 год нашей эры

Обратная связь

Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met.

Европейские картины в Метрополитене

Знаменитая коллекция европейских картин Метрополитен-музея включает более 2500 произведений искусства с тринадцатого по начало двадцатого века.

Портрет мужчины — Гумилев. Полный текст стихотворения — Портрет мужчины

Литература

Каталог стихотворений

Николай Гумилев — стихи

Николай Гумилев

Портрет мужчины

Картина в Лувре работы неизвестногоЕго глаза — подземные озёра,Покинутые царские чертоги.Отмечен знаком высшего позора,Он никогда не говорит о Боге.

Его уста — пурпуровая ранаОт лезвия, пропитанного ядом.Печальные, сомкнувшиеся рано,Они зовут к непознанным усладам.

И руки — бледный мрамор полнолуний,В них ужасы неснятого проклятья,Они ласкали девушек-колдунийИ ведали кровавые распятья.

Ему в веках достался странный жребий —Служить мечтой убийцы и поэта,Быть может, как родился он — на небеКровавая растаяла комета.

В его душе столетние обиды,В его душе печали без названья.На все сады Мадонны и КипридыНе променяет он воспоминанья.

Он злобен, но не злобой святотатца,И нежен цвет его атласной кожи.Он может улыбаться и смеяться,Но плакать… плакать больше он не может.

1910 г.

О жизни

Серебряный век

О мужчине

Стихи Николая Гумилева – О жизни

Стихи Николая Гумилева – Серебряный век

Стихи Николая Гумилева – О мужчине

Другие стихи этого автора

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

О животных

Она

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Серебряный век

О тебе

О тебе, о тебе, о тебе,

Ничего, ничего обо мне!

Серебряный век

За что

О, что за скучная забота

Пусканье мыльных пузырей!

Серебряный век

Капитаны

Серебряный век

Слово

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо свое, тогда

Серебряный век

Как читать

Публикация

Как читать «Преступление и наказание» Достоевского

Рассказываем о масштабном психологическом исследовании русского классика

Публикация

Как читать «Белую гвардию» Булгакова

Литературная традиция, христианские образы и размышления о конце света

Публикация

Как читать «Очарованного странника» Лескова

Почему Иван Флягин оказывается праведником, несмотря на далеко не безгрешную жизнь

Публикация

Как читать поэзию: основы стихосложения для начинающих

Что такое ритм, как отличить ямб от хорея и могут ли стихи быть без рифмы

Публикация

Как читать «Лето Господне» Шмелева

Почему в произведении о детстве важную роль играют религиозные образы

Публикация

Как читать «Двенадцать» Блока

На какие детали нужно обратить внимание, чтобы не упустить скрытые смыслы в поэме

Публикация

Как читать «Темные аллеи» Бунина

На что обратить внимание, чтобы понять знаменитый рассказ Ивана Бунина

Публикация

Как читать «Гранатовый браслет» Куприна

Что должен знать современный читатель, чтобы по-настоящему понять трагедию влюбленного чиновника

Публикация

Как читать «Доктора Живаго» Пастернака

Рассказываем о ключевых темах, образах и конфликтах романа Пастернака

Публикация

Как читать Набокова

Родина, шахматы, бабочки и цвет в его романах

«Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.

  • О проекте
  • Открытые данные

2013–2023, Минкультуры России. Все права защищены

Контакты

  • E-mail:
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter

Материалы

При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна

Первый сборник написал на Кавказе

Стихи к нему по-настоящему пришли на Кавказе — в 1900 году, хотя первое зарифмованное четверостишие Коля Гумилев написал в 6 лет (главной темой стихотворения мальчика стал Ниагарский водопад; впоследствии «экзотические» мотивы станут его излюбленной поэтической сферой). 

Николай Гумилев принят в 1-ю Тифлисскую мужскую гимназию, 1901 г.

Именно волшебный кавказский воздух наполнил будущего поэта вдохновением. В стихах сразу появились характерные гумилевские метафоры — «мраморность гор», «обрывы», «пещеры» и «вершины». Первый сборник стихов был издан за год до окончания гимназии — деньги на издание выделили родители, а поэт Брюсов отозвался на «пробу пера» Гумилева весьма положительной оценкой (автор сборника долгое время считал Брюсова своим учителем). 

Возможно, удачно найденное Гумилевым впоследствии название литературного течения — «акмеизм» — имеет отчасти «горное происхождение», ведь в его основе — «акме», «вершина» по-гречески. Даже в гумилевском стихотворении, повествующем о воротах в Царство Небесное, отчетливо просматривается типично грузинский пейзаж с покрытыми мхом и плющом каменными руинами. 

Гумилев был убежден, что умрет в 53 года

Владимир Казимирович Шилейко, востоковед, поэт, переводчик и второй муж Анны Андреевны Ахматовой, вспоминал: 

«Николай Степанович почему-то думал, что он умрет в 53 года. Я возражал, говоря, что поэты рано умирают или уж глубокими стариками (Тютчев, Вяземский). И тогда Николай Степанович любил развивать мысль, “что смерть нужно заработать и что природа скупа и из человека выжмет все соки и, выжав, — выбросит”, и Николай Степанович этих соков чувствовал в себе на 53 года. Он особенно любил об этом говорить во время войны. “Меня не убьют, я еще нужен”. Очень часто к этому возвращался. Очень характерная его фраза: “На земле я никакого страха не боюсь, от всякого ужаса можно уйти в смерть, а вот по смерти очень испугаться страшно”. 

Кто-то из очень солидных людей (…) хотел от него узнать по-толстовски, зачем писать стихи, когда яснее и короче можно сказать прозой. И тогда Николай Степанович, сердясь, говорил, что ни короче, ни яснее, чем в стихах, не скажешь. Это самая короткая и самая запоминающаяся форма — стихи».

«Поэты — лучшие правители»

Так считал Гумилев, поскольку поэты мастерски владеют наукой складывать из хаоса слов стройные конструкции, то и из хаоса вещей и слов смогут создать гармонию. 

Н. С. Гумилев, З. И. Гржебин, А. А. Блок

Этой экстравагантной теорией он немало удивил знаменитого писателя Гилберта Честертона, с коим имел удовольствие познакомиться в Лондоне в 1917 году. Вояж в Европу был вызван желанием Гумилева перевестись на Салоникский фронт и отправиться в русский экспедиционный корпус в Париж, куда он добирался через Швецию, Норвегию и Англию. 

В британской столице он также познакомился с поэтом Уильямом Батлером Йейтсом. В Париже Николай Гумилев проходил службу в качестве адъютанта при комиссаре Временного правительства.

Убедил командование, что нужен на войне

Николай Степанович не бежал от войны — Первую мировую он встретил горячим желанием честно отдать свой гражданский и военный долг. Он хотел на фронт, им двигали идеалы рыцарства, но ему сразу отказали — по причине уже упомянутого выраженного косоглазия. 

На помощь пришли его красноречие и воля. Начальник военного присутствия Царского Села и врачи оказались бессильны перед риторическим мастерством поэта: он убедил их в том, что его пребывание на фронте просто жизненно необходимо.

Будучи человеком совершенно штатским, Гумилев на войне демонстрировал удивительную ясность мышления и спокойствие. Премудрости военного дела он схватывал на лету. 

Среди лишений военного времени Николай Гумилев сформулировал для себя очень важную мысль: 

«Мне с трудом верится, чтобы человек, который каждый день обедает и каждую ночь спит, мог вносить что-нибудь в сокровищницу культуры духа. Только пост и бдение, даже если они невольные, пробуждают особые, дремавшие прежде силы»

Большинство военных стихов Гумилева вошли в сборник «Колчан» (1916), пронизанный христианской символикой. Анна Ахматова считала, что главная тема сборника — православие. 

Среди прочих наград за свое мужество Николай Гумилев получил два солдатских Георгиевских креста. 

Анализ стиха

Первая Мировая война раскидала Гумилёва и Ахматову по разным странам – он в Европе, куда бежал вместе с белой эмиграцией, она в СССР, где до конца не понимает нынешних отношений с мужем и дел в стране. Находясь в Европе, наполовину в качестве изгоя, Гумилёв пишет стихотворение «Однообразные мелькают». Анализ этих строк я и предлагаю.

Эмиграция подарила Николаю несколько лёгких романов, которые становятся последней каплей на пути развода с Ахматовой. Ситуация накалялась до этого, Гумилёв любил Анну, долго добивался взаимности, но отношения после венчания не стали сказкой. Ахматова мечтала о творчестве, буквально жила им, а Гумилёву была необходима женская забота. В чём-то он требовал от поэтессы того, чего ему недодала мать.

Развод состоится через год, в 1918 году, пока же вернёмся к стихотворению. Грядущее расставание с Анной Николай показывает в строках:

Вместе с тем у поэта ещё есть надежда всё вернуть, он не находит успокоения в коротких и пустых романах. Надежда живёт, но Гумилёв понимает, что остаться вместе можно только в грёзах. Возможно, он сам придумывает себе сказку, чтобы скрасить боль расставания:

Пока ещё поэт ищет причину, почему отношения в браке не сложились. Одна из наиболее вероятных причин – он с Анной разные люди с разным полюсом ценностей. Сыну не удержать брак, он начал разваливаться ещё до эмиграции и в стихотворении поэт лишь констатирует факт расхода, оставляя лишь призрачные шансы на примирение.

В стихах чувствуется горечь разлуки и боль расставания, строки гармонично переплетены в красивое напевное стихотворение, на которое положено несколько музыкальных произведений.

Гумилев ревновал супругу к ее популярности

В 25 лет, накануне войны, популярность Анны Ахматовой вышла далеко за пределы круга литераторов. После «Четок» слава умножалась лавинообразно — и ее масштаб быстро затмил тогдашнюю известность Гумилева. 

Только цифры: общий тираж книг Ахматовой к 1924 году превышал 70 000 экземпляров. Аналогичный показатель Гумилева (все прижизненные издания, не считая переводов) — менее 6 000. Как, вероятно, всякий поэт, Гумилев болезненно относился к этому обстоятельству. 

Его «муки» отягчались сознательными патриархальными установками, по которым мужчина должен идти впереди и прорубать путь идущим за ним.

Его спасало то же, что и мучило — поэзия. Все-таки любовь к ней была сильнее любых переживаний по поводу земной славы. Однако в предсмертном стихотворном «возгласе» поэт все же невольно признал эту свою слабость:

Я рад, что он уходит, чад угарный,Мне двадцать лет тому назад сознаньеЗастлавший, как туман кровавый очиСхватившемуся яростно за нож.Что тело женщины меня не дразнит,Что слава женщины меня не ранит…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: