Краткое содержание
Стихотворение начинается со строчки: «Есть лица подобные пышным порталам». В ней поэт сравнивает внешность людей с небольшими домами, которые скрывают многое в себе. Некоторые напоминают только разваливающиеся лачуги, которые пропитаны запахами дешевой еды. Но есть и совсем необычные внешности. Такие люди выглядят мертвыми и отрешенными, словно отгороженными решетками.
Были и те, кто напоминал своим видом башни. Но в окна таких зданий давно уже не заглядывало солнце и создается ощущение, что там никто не живет. Дальше лирический герой признается, что он помнил одну интересную хижину. Она была неказистой, бедной, некрасивой, но в то же время от нее исходил свет жизни.
скажите анализ стихотворения Заболоцкого портрет
Роман Знаток (495), на голосовании 5 лет назад
на самом деле память — не живопись. Она не все души приметы сохраняет. Заболоцкий, верно, не пошёл ещё раз в Третьяковку, писал по памяти. Писал о том своём, старом восприятии. Давно, когда ещё школьником я это стихотворение впервые прочитал — пошёл в Третьяковскую галерею, смотрел Рокотова. Нет. Не было там безумного припадка ревности. Ни полувосторга. Ни полуипуга. Ни предвосхищения смерти. Было какое-то удивительное спокойствие. Конечно, при желании в этом состоянии самоуглубления, созерцательности и покоя можно углядеть причастность к пониманию высших вопросов бытия, жизни, смерти, вечности. Но не это главное… Врзможно – и глаза заплаканные, особенно – правый… И отстранённая, добрая улыбка: иногда так усталые родители смотрят на расшалившихся детей. Можно думать, следовательно, что это полуулыбка – полуплач. Но – уж это точно — никакого обмана во всём этом нет.
— Но, может быть, это не тот портрет?
— И я так же подумал. И с тех пор всё ищу «тот».
В примечаниях к стихотворению «Портрет» всегда почему-то (Н. Заболоцкий, Избранное, 1972; «Огонь, мерцающий в сосуде…». 1995) указывают на картину из Третьяковки. Это меня и сбило с толку, хотя я ни на секунду не верил, что Заболоцкий пишет об этой картине. Я пытался как-то объяснить явное несоответствие: «Заболоцкий, верно, не пошёл ещё раз в Третьяковку, писал по памяти… » и т. д. Недавно я обнаружил строки из воспоминаний Евг. Шварца (относящихся к тому же 53-му году, когда было написано стихотворение «Поэт»). Среди впечатлений от московской квартиры поэта – такое: «На стене против дивана в овальной раме портрет нарумяненной дамы с напудренными волосами… Николай Алексеевич полюбил живопись, полюбил упрямо, методично, не позволяя шутить этим. Особенно гордился он дамой в овальной раме. «Это Рокотов! » В Москве известно всего шесть его картин, и одна из них у Николая Алексеевича… »
«Снова» означает не как в прошлом У НАС С ТОБОЙ (когда мы заходили в Третьяковку – не заходили!). а как тогда, когда она, Струйская, смотрела на художника, на Рокотова, когда он писал её портрет.
Дальше Шварц осторожно намекает, что, наверно, к нему обращено стихотворение Заболоцкого. «Портрет Струйской» Рокотова, мне кажется, способен поколебать всю «нашу» социалистическую пропаганду о том, что «господа» (помещики, дворяне) ВСЕ КАК ОДИН были извергами, эксплуататорами и т
п. Струйская, та, что изображена на портрете Рокотова, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЖЕСТОКОЙ. В 18-м веке дворянам удалось создать некий ОЧЕНЬ ЗАМКНУТЫЙ мир, который вообще склонны создавать себе привелегированные слои общества. Они не жестоки с «низшими». они их просто п
«Портрет Струйской» Рокотова, мне кажется, способен поколебать всю «нашу» социалистическую пропаганду о том, что «господа» (помещики, дворяне) ВСЕ КАК ОДИН были извергами, эксплуататорами и т. п. Струйская, та, что изображена на портрете Рокотова, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЖЕСТОКОЙ. В 18-м веке дворянам удалось создать некий ОЧЕНЬ ЗАМКНУТЫЙ мир, который вообще склонны создавать себе привелегированные слои общества. Они не жестоки с «низшими». они их просто п
Образы и символы
В стихотворении Заболоцкого , как у настоящего символиста, присутствует целое множество образом и символов, имеющих большое значение в раскрытии основного замысла произведения «О красоте человеческих лиц». Перечислим главные из них:
- Символ портала. Портал можно связывать с двумя различными значениями. С одной стороны, это может быть проход в иную реальность, связь с чем-то необычным и потусторонним и возможность проникновения в это потустороннее. Это таинственный, завораживающий образ. С другой стороны, портал – это архитектурное сооружение, вход в церковь. Так, благодаря этому второстепенному значению образ начинает становиться более цельным и выверенным: портал – это вход в более высокое измерение, где происходит связь человека и Бога. Именно поэтому в церковных порталах можно заметить великое в малом – по сути, это всего лишь богато украшенная дверь и арка, но то, что скрывается за этой дверью, — настоящий возвышенный над человеком мир, место его связи с Богом.
- Образ лачуги. Лачуга в восприятии автора изображена бедно, скромно и связана с образами печени и сычуга. Лицо, в котором отражены такие черты, это старость и бедность.
- Символ темницы. В сознании Заболоцкого темница – это заточение личности человека, разрыв его связи с окружающим миром. Наверное, именно поэтому от таких лиц веет холодом и смертью. В чем причина такого сравнения? Скорее всего, в том, что человек, который добровольно заключил себя за решетку, слишком много перенес в жизни. Это своего рода защита искалеченной души от злого и враждебно настроенного мира.
- Символ башни. Башня ассоциируется у поэта с людьми, которые скрывают свою личность от других и отстраняются от внешнего мира. В них никто давно не живет, потому что они не хотят связывать свою жизнь с кем-либо. Если те лица, которые похожи на темницы, страдают от своего одиночества, то эти не испытывают никаких чувств. Они давно порвали свою связь с внешним миром и абстрагировались от него. Башня – символ возвышения и отстранения, холода и скрытности души.
- Символ окна. Окно упоминается в стихотворении дважды, причем в смежных строфах. С одной стороны, лица, похожие на башни, отмечаются своим безлюдьем и запустением. В них никто не живет и не смотрит в окно не зря – когда человек привязан к кому-то, связан с другим, любит кого-то, это отражается на его лице. Следовательно, такие люди ни к кому не привязываются и никого не любят. С другой стороны, в следующей строфе дается описание противоположной ситуации – малой хижинки, из окна которой на лирического героя струилось дыхание весны. О чем это говорит? В этом лице поэт видит ответ на любовь и на нежность. Таким образом, символ окна связан с метафорой связи двух людей, а также с пограничным состоянием. Окно – своего рода портал в душу другого человека, в его внутренний мир. Оно более всего связано с лицами, о которых говорит поэт.
- Образ песни. Песня для Заболоцкого – символ гармонии, почти что божественного идеала. Именно поэтому он связывает образы нот и высокого неба. В том, как создаются песни, есть что-то божественное, и лица, выглядящие таким образом, полны внутренней гармонии и сияния, настоящей божественной силы и веры.
Используя все эти образы и символы в содержании своего произведения «О красоте человеческих лиц», поэт создает гармоничную картину, отражающую многообразный внутренний мир людей, богатый и загадочный.
Анализ стихотворения «Портрет» Заболоцкого
Талантливый поэт Николай Заболоцкий предпочитал писать на тему любви. Почти все свои стихотворения он посвящал своей жене Екатерине. В произведении «Портрет» мужчина описал образ возлюбленной.
Это стихотворение было создано в качестве послания в будущее. Начинается оно с рассматривания портрета красивой женщиной, которая жила несколько веков назад. Выделяются ее глаза, «как два обмана, покрытые мглою неудач»
Внимание на одежде не акцентируется, поэтому невозможно точно понять во что одета героиня. Есть только небольшое упоминание, где говорится о том, что она закутана в атласную ткань
Для него пока существует образ глаз, а остальное теряется в туманной памяти.
В портрете этой девушки соединяются две эмоции: полувосторг и полуиспуг. Здесь поэт использовал такой приём, как оксюморон. Также существует сравнение: как два тумана и как два обмана. Эти выразительные средства необходимы для создания романтичной атмосферы. В ее взгляде читается полуулыбка и полуплач. Это становится загадкой и вызывает наибольший интерес. Поэт написал об этих чувствах, потому что именно их он прочёл во взгляде своей супруги Екатерины Клыковой, вернувшейся к нему после длительной разлуки.
Николай Заболоцкий не хочет думать о том периоде времени, когда он жил в течении нескольких лет один, без женщины, от которой был без ума. Все это время поэт надеялся, что возлюбленная вернётся и они снова будут вместе. Когда она вернулась, то он понял, что любимая страдала не меньше. Последние строчки посвящаются именно супруге писателя. В них присутствует признание в том, что со дна его души мерцают ее очаровательные глаза. Один единственный взгляд смог сказать автору намного больше, чем любые слова или фразы. Он хранил его в сердце до конца своих дней, сравнивая с чувствами, которые отражались в глазах другой представительницы прекрасного пола, которая была изображена на холсте много лет назад. Лирический герой представляется человеком, который увлёкся образом, созданным в голове. Он восхищается и боготворит свой идеал женщины. В целом стихотворение перекликается с мужскими и женскими рифмами, создавая гармоничность и музыкальность.
«Портрет» был написан в 1953 году. Образ, о котором говорится в стихотворении, относится к супруге поэта. Он ее очень любил, поэтому простил ей измену. Екатерина уходила от него, но потом вернулась. В ее взгляде Заболоцкий увидел, что она тоже страдала.
(восприятие, истолкование, оценка)
Чистая,
искренняя, пламенная и неутолимая душа — это храм, в котором легче всего
услышать откровение истины.
Д. Мадзини
Россия издавна
славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Имена Пушкина,
Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина и других не менее талантливых людей известны
всему миру. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом веке, был поэт Н.А.
Заболоцкий. Его творчество многогранно, как жизнь. Необычные образы, волшебная
мелодика стиха – вот что привлекает нас в его поэзии. Заболоцкий ушел из жизни
совсем молодым, в расцвете творческих сил, но оставил потомкам великолепное
наследие.
Тематика его
творчества очень разнообразна. Читатель встретит и пейзажные зарисовки, и
любовную лирику, и философские размышления поэта, и многое другое. Обратимся к
анализу одного из стихотворений-размышлений.
Поэта всегда
волновал вопрос, что же главнее в человеке: его внешность, «обложка», или его
душа, внутренний мир? Заболоцкий выбирает второе. Вспомним стихотворение
«Некрасивая девчонка». Поэта волнует не то, как она выглядит («лягушонок»,
«дурнушка»), а то, каков внутренний мир этого ребенка, ее открытость, чистота,
непосредственность, умение сопереживать. Этой же теме посвящено стихотворение
«О красоте человеческих лиц», написанное в 1955 году. Уже в названии звучит
слово «красота». Какую же красоту ценит поэт в людях? Обратимся к
стихотворению. Мы можем выделить в нем две части. Первая часть – размышление
лирического героя «о красоте человеческих лиц»: Есть лица, подобные пышным
порталам, Где всюду великое чудится в малом.
В этих строках
поэт использует необычные метафоры и сравнения. Портал – это главный вход
большого здания, его фасад
Обратим внимание на эпитет «пышный» — нарядный,
красивый. Я понимаю смысл этого сравнения так: не всегда по внешнему виду можно
судить о человеке
Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться
духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: «великое чудится в
малом».
Далее звучит
сравнение, противопоставленное первому: Есть лица – подобия жалких лачуг, Где
варится печень и мокнет сычуг.
Сычуг – это
один из отделов желудка жвачных животных. Эпитет создает неприятную картину,
подчеркивает бедность, убожество: лачуга «жалкая». Но здесь мы видим нищету не
только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. Одинаковое построение
предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора
используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу.
В следующем
четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения «иной» —
«другой» символичны, подчеркивают однообразие
Обратим внимание на эпитеты
«холодные, мертвые лица» и метафору-сравнение «закрыты решетками, словно
темницы». Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с
окружающими своими проблемами
Другие – как
башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно.
Брошенный замок
опустел. Такое сравнение подчеркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не
пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему.
Вторая часть
противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз «но» подчеркивает
антитезу. Яркие эпитеты «весенний день», «ликующие песни», «сияющие ноты»
меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря
на то, что «малая хижина» «неказиста», «небогата», она излучает свет.
Восклицательное предложение подчеркивает такое настроение: Поистине мир и велик
и чудесен! Для поэта главное – духовная красота человека, его внутренний мир,
то, чем он живет: Есть лица – подобья ликующих песен, Из этих, как солнце,
сияющих нот Составлена песня небесных высот.
В этих строках
выражена идея стихотворения. Именно такие люди, простые, открытые,
жизнерадостные привлекают поэта, с ними легко и приятно общаться. Вот так я
понимаю смысл стихотворения Заболоцкого.
Трехсложный
размер, амфибрахий, придает особую мелодику, напевность стихам. Необычно то,
что здесь нет деления на строфы: стихотворение представляет собой одну строфу
из четырех четверостиший. Заболоцкий не делит стихотворение на строфы и части,
так как его объединяет общая мысль, идея.
Мне нравится
это стихотворение, потому что оно мелодично, напевно, наполнено красивыми
образами. Чтобы понять его, необходимо внимательно прочитать эти строки. И я
думаю, что творчество такого замечательного поэта не будет забыто потомками.
Пролог стиха
В период написания строк в жизни Заболоцкого происходит личная драма разрыва отношений и параллельно рождаются новые чувства. Поэт расстается со своей бывшей женой Екатериной Клыковой, любовь к которой помогла ему выжить во мраке сталинских лагерей, где Николая провел 8 лет.
На этом болезненном этапе в жизни Заболоцкого появляется Наталья Роскина, девушка 28 лет, страстная поклонница его творчества. Новые чувства рождают желание жить. Но ещё не могут перекрыть многолетние отношения с Екатериной, поэтому Николай находится между двумя стихиями.
Кому из девушек посвящен стих вопрос, скорее всего, тут собирательный образ женщины, к которой автор обращается в строках, исполненных нежности.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Портрет»
Философ и тонкий лирик, Николай Заболоцкий в своих произведениях нередко обращался к любовной тематике. Как правило, стихи было посвящены супруге поэта, которую он действительно боготворил. Даже тот факт, что в самый сложный период жизни автора эта женщина отдала предпочтение другому и разорвала брачный союз, не изменили к ней отношения со стороны Заболоцкого. Сила его любви была поистине удивительной, и спустя несколько лет поэту удалось вернуть супругу.
Именно ее образ представлен в стихотворении «Портрет», которое Николай Заблоцкий написал в 1953 году. Правда, он очень тщательно завуалировал этот факт, создав так называемое стихотворение «с двойным дном», истинный смысл которого следует искать между строк. На первый взгляд кажется, что посвящено оно совершенно другой женщине – русской дворянке Александре Струйской, чьим портретом кисти художника Федора Рокотова автор искренне восхищается. Он даже призывает своих коллег по перу любить живопись, так как в ней можно черпать вдохновение. Ведь «души изменчивой приметы переносить на полотно» так же сложно, как пытаться словами выразить свои чувства.
Рассматривая портрет прекрасной женщины, жившей несколько столетий назад, Заболоцкий отмечает: «Ее глаза – как два обмана, покрыты мглою неудач». Автор не обращает внимания на то, во что одета героиня его стихотворения, упоминая лишь вскользь, что она «едва закутана в атлас». Гораздо больше пота интересует тот факт, что в этом образе художник сумел одновременно запечатлеть «соединенье двух загадок, полувосторг, полуиспуг». Именно эти чувства он прочел в глазах своей супруги, когда она вернулась домой после длительной разлуки. Заболоцкий не хочет вспоминать о том, как он прожил несколько лет без той, которую любил до беспамятства. Дни сливались для него в недели и месяца, не принося утешения и лишая надежды на воссоединение семьи. Но одного взгляда на супругу, однажды переступившую порог его дома, оказалось достаточно, чтобы понять – она страдала не меньше поэта.
Именно своей жене Екатерине Клыковой автор посвящает последнее четверостишие этого произведения. В нем он признается: «Со дна души моей мерцают ее прекрасные глаза». Всего лишь один взгляд, сумевший сказать поэту гораздо больше любых слов, он будет хранить в своем сердце до конца жизни и сравнивать его со взглядом другой женщины, запечатленной на холсте много лет назад.
Николай ЗаболоцкийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Текст
Зацелована, околдована,С ветром в поле когда-то обвенчана,Вся ты словно в оковы закована,Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,Словно с темного неба сошедшая,Ты и песнь моя обручальная,И звезда моя сумашедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,Обниму их с неистовой силою,И слезами и стихотвореньямиОбожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,Дай войти в эти очи тяжелые,В эти черные брови восточные,В эти руки твои полуголые.
Что прибавится — не убавится,Что не сбудется — позабудется…Отчего же ты плачешь, красавица?Или это мне только чудится?
1957 г.
Стихотворение «Признание» написано Николаем Заболоцким в 1957 году и входит в цикл стихов «Последняя любовь». Это произведение есть видение любви со стороны зрелого мужчины, это признание в чувствах с нежностью в словах и заботой в помыслах и делах.
Главная тема стихотворения
Главная тема стихотворения – мысль о том, что жизненный путь, черты характера, привычки и наклонности – все это буквально пишется на лице человека. Лицо не обманывает, и рассказывает всё человеку, способному логически мыслить и анализировать, составляя не только внешний, но и внутренний портрет. Умение составлять такие портреты, читая судьбу собеседника, словно книгу, называется физиогномикой. Так, для наблюдательного физиогномиста один человек предстанет вычурно-прекрасным, но пустым внутри, другой может оказаться скромным, но содержать в себе целый мир. Еще люди похожи на здания, ведь каждый человек «строит» свою жизнь, и у каждого получается по-разному – либо роскошный замок, либо ветхая лачуга. Окна в построенных нами зданиях – это наши глаза, по которым можно прочесть внутреннюю жизнь – наши мысли, намерения, мечты, наш интеллект.
Заболоцкий и рисует эти несколько образов-зданий, прибегая к развернутым метафорам:
- «пышные порталы» — лица, не соответствующие внутренней пустотой своему броскому внешнему виду,
- «жалкие лачуги» — лица, в которых внешняя бедность соответствует внутренней скудности,
- «темницы» — лицо внутренне мертвого, равнодушного, озлобленного человека,
- «башни» — лица не думающих, не размышляющих, либо не любящих, потерявших смысл жизни,
- «малые хижинки» — лица теплых, отзывчивых, сердечных, внутренне богатых людей, способных озарить ярким светом, поделиться душевной теплотой.
Совершенно ясно, что самому автору по душе такие открытия – когда в «маленькой хижине» обнаруживается настоящий клад положительных человеческих качеств, талантов. Такую «хижину» можно открывать снова и снова, и она будет радовать своей разносторонностью. Такая «хижина» внешне неприметна, но опытному человеку, умеющему читать лица, может посчастливиться встретить такого человека.
Автор прибегает к приемам развернутой метафоры и антитезы («порталы» противопоставлены «жалким лачугам», высокомерные «башни» небольшим, но уютным «хижинам»). Противопоставляются величие и приземленность, талант и пустота, теплый свет и холодная темнота.
Использует автор сравнения («словно темница», «как башни»), помогающие нарисовать действительно мрачную картину внешнего великолепия, не соответствующего внутренней пустоте и разрушающего гармонию.
«Портрет» Н.Заболоцкий
«Портрет» Николай Заболоцкий
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Портрет»
Философ и тонкий лирик, Николай Заболоцкий в своих произведениях нередко обращался к любовной тематике. Как правило, стихи было посвящены супруге поэта, которую он действительно боготворил. Даже тот факт, что в самый сложный период жизни автора эта женщина отдала предпочтение другому и разорвала брачный союз, не изменили к ней отношения со стороны Заболоцкого. Сила его любви была поистине удивительной, и спустя несколько лет поэту удалось вернуть супругу.
Именно ее образ представлен в стихотворении «Портрет», которое Николай Заблоцкий написал в 1953 году. Правда, он очень тщательно завуалировал этот факт, создав так называемое стихотворение «с двойным дном», истинный смысл которого следует искать между строк. На первый взгляд кажется, что посвящено оно совершенно другой женщине – русской дворянке Александре Струйской, чьим портретом кисти художника Федора Рокотова автор искренне восхищается. Он даже призывает своих коллег по перу любить живопись, так как в ней можно черпать вдохновение. Ведь «души изменчивой приметы переносить на полотно» так же сложно, как пытаться словами выразить свои чувства.
Рассматривая портрет прекрасной женщины, жившей несколько столетий назад, Заболоцкий отмечает: «Ее глаза – как два обмана, покрыты мглою неудач». Автор не обращает внимания на то, во что одета героиня его стихотворения, упоминая лишь вскользь, что она «едва закутана в атлас». Гораздо больше пота интересует тот факт, что в этом образе художник сумел одновременно запечатлеть «соединенье двух загадок, полувосторг, полуиспуг». Именно эти чувства он прочел в глазах своей супруги, когда она вернулась домой после длительной разлуки. Заболоцкий не хочет вспоминать о том, как он прожил несколько лет без той, которую любил до беспамятства. Дни сливались для него в недели и месяца, не принося утешения и лишая надежды на воссоединение семьи. Но одного взгляда на супругу, однажды переступившую порог его дома, оказалось достаточно, чтобы понять – она страдала не меньше поэта.
Именно своей жене Екатерине Клыковой автор посвящает последнее четверостишие этого произведения. В нем он признается: «Со дна души моей мерцают ее прекрасные глаза». Всего лишь один взгляд, сумевший сказать поэту гораздо больше любых слов, он будет хранить в своем сердце до конца жизни и сравнивать его со взглядом другой женщины, запечатленной на холсте много лет назад.
Заболоцкий Н — Портрет (стихотворение)
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
«Любите живопись, поэты!» Поэзия и живопись – близнецы сёстры. Хорошие стихи, как и хорошие живописные полотна, западают в наши души. Многие известные поэты посвятили свои стихи художникам, вдохновлялись прекрасными полотнами. В живописи кисти и слова много чарующего. Для начала напомню известное стихотворение Н.Заболоцкого, восхитившегося портретом помещицы Струйской работы художника Ф.Рокотова. Ф. Рокотов в 1772 г. написал портрет Александры Петровны Струйской, вышедшей замуж в 14-летнем возрасте за пензенского помещика. Современники восхищались этой женщиной, цельностью её натуры. Под обаянием её личности и нежной красоты находился и сам Ф. Рокотов. Огромное впечатление произвёл этот портрет и на поэта XX века Н. Заболоцкого, который в 1953 г. написал стихотворение «Портрет».
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.
Николай Заболоцкий приходит в литературу на рубеже тридцатых годов, «судьбоносных», ломающих жизни миллионам людей, но его поэзия не крикливая плакатная «агитка», а лирический разговор автора «по душам». Вдумчивый взгляд художника в окружающий мир открывает много загадочного и интересного. Поэт старается найти и обосновать свое место среди людей. У Заболоцкого своя манера повествования, философский взгляд на мир, на окружающую природу. Он видит, как все на земле взаимосвязано и хрупко. Поэт сознает себя составной частью этого прекрасного и гармоничного мира. В сознании поэта природа и человек неразрывно связаны. Они дополняют друг друга, порой вступают в конфликт, но не могут существовать один без другого. Часто Заболоцкий обращается к теме жестокости человека, бездумно губящего красоту, природу, а, значит, и себя самого. Поэт-гуманист не может пройти в своем творчестве мимо этой темы, сделав вид, что ее не существует. Да, люди не только созидают, чаще они губят, пользуясь своим преимуществом перед природой, которое только видимое, эфемерное. Заболоцкий умеет увидеть и передать в стихах неповторимую красоту земли, ее мудрую спокойную величавость. Прекрасный лирик, умеющий донести тончайшие оттенки, запахи, звуки, поэт способен умилиться каждому цветку, молодому весеннему листку.