Анализ стихотворения батюшкова пробуждение

Константин батюшков ~ пробуждение (элегия) (+ анализ)

Средства выразительности

Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа любимой женщины и передачи чувств лирического героя. Главную роль в произведении играют эпитеты: «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон». Они придают описываемым картинам выразительности. Метафоры – основной инструмент для воспроизведения внутреннего состояния влюбленного мужчины: «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон».

Важную роль в тексте играет интонация. При помощи риторических вопросов и восклицаний К. Батюшков делает эмоциональный фон стихотворения более выразительным. В некоторых строках поэт использовал аллитерацию. Например, слова с согласными «с», «ч» выражают грусть: «ты сильней рассудка памяти печальной».

Анализ стихотворения Батюшкова «Пробуждение»

Стихотворение написано осенью 1815 года. Его элегические мотивы навеяны сонетами Петрарки. Отрывок из одного сонета стал даже эпиграфом к изданию, напечатанному в «Вестнике Европы». Название имеет двойной смысл – автор описывает и утреннее пробуждение, и возврат от любовных грез к реальности, крах отношений.

Тонкая граница между сном и явью становится для лирического героя ареной конфликта сердца и разума. Меланхолический настрой героя задает тон всего произведения – его не радует красота природы, он не рад, что проснулся и вернулся к суровой действительности. Герой отмечает, что гордый ум находит только холодные, неубедительные слова, которые не дают забвения горя и разочарования.

В стихотворении использованы такие выразительные средства, как:

инверсия – «зефир последний свеял», «коня ретива», «гончих лай», «зефира крылами» – переносящая внимание на первое слово сообщения;

метафоры – «крыла зефира», «лёт коня», «сладость лучей», «окованные мечтами (сном)»;
ряд однородных членов, оформленный отрицательными частицами – «ни сладость …, ни блеск …, ни запах … , ни … лёт … », имеющими усилительный характер – завершает обобщение «ничто»;
многосоюзие – «и лай, и звон» – помогает подчеркнуть значение отдельного слова;
лексический повтор – «… ничто души не веселит, души …» – выделяет духовную составляющую чувств, переполняющих лирического героя;
эпитеты – «гордый ум», «холодные слова», «тихие крыла», «бархатные луга» – помогают сложить образную картину мира;
устаревшее слово «предтеча», придающее тексту торжественность, означает «предшественница»;
усеченная форма прилагательного «ретива» – «ретивого» – продиктована необходимостью выстроить рифму;
олицетворения – «кроткий блеск», «встревоженная душа» – наделяют явления человеческими чертами, приближают их к читателю.

Ряд названий требует пояснения. Зефир – это древнегреческий бог ветра, а в поэзии это слово стало нарицательным обозначением легкого теплого ветра. У древних греков солнце было символом, олицетворением Аполлона, бога света, прозванного Фебом – «лучезарным, сияющим». Предшественницей Феба (то есть солнца) и выступает заря с ее розовыми лучами. Упоминая звон рогов, поэт имеет в виду охотничьи рога – сигнальные инструменты, напоминающие рога животных по форме. С их помощью охотники, не видя друг друга, координировали свои действия.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑ Элегии ✑
Элегии

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мой гений.История создания – произведение было написано в 1813 г. после того, как поэт расстался с Анной Фурман. Оно вошло в поэтический цикл, посвященный этой женщине.

Тема стихотворения – искренняя любовь к женщине, светлый образ милого сердцу человека.

Композиция – Анализируемое стихотворение условно делится на смысловые части: обращение героя к своему сердцу и портрет его возлюбленной. Большинство строк произведения раскрывает портрет возлюбленной лирического героя. На строфы оно не делится.

Жанр – любовная лирика.

Метафоры – «память сердца», «часто сладостью твоей меня в стране пленяешь дальной», «я помню голос милых слов», «приникнет к изголовью и усладит печальный сон».

Эпитеты – «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон».

Анализ стихотворения «Мой гений» Батюшкова

«Мой гений»- прекрасное стихотворное творение великого русского поэта Константина Николаевича Батюшкова.

Элегия «Мой гений», написанная в 1813 г, посвящена неразделенной любви поэта к очаровательной девушке Анне Фурман. Несмотря на то, что чувства Константина Батюшкова остались без ответа, образ возлюбленной сохранился у него на всю дальнейшую жизнь, вдохновив поэта на написание цикла стихотворений, в который и входит эта элегия.

Тема

Тема стихотворения — неразделенная любовь поэта.

В начале произведения автор описывает противоборство сердца и разума, в котором победа остается за чувствами. Воспоминания, хранящиеся в сердце героя, пленяют его даже в самых далеких краях. Эти признания дают нам понять, что в вопросах, касающихся любви, разум не властен над влюбленным.

Идея

В свое стихотворение автор заложил идею о том, что искренней любви не страшны ни время, ни расстояние. Батюшков показал, что «образ милый, незабвенный» является для него ангелом- хранителем, который всегда сможет утешить печальную душу героя.

Размер и рифмовка

Рассматриваемое произведение К. Батюшкова написано четырехстопным ямбом. В стихотворении автор использует перекрестную рифмовку АВАВ, а также мужские и женские рифмы.

Композиция

«Мой гений» условно можно разделить на две смысловые части: в первой герой обращается к своему сердцу, а в следующей части представлен портрет возлюбленной героя. Стоит выделить, что визуального деления на строфы в произведении нет.

Жанр

Жанр стихотворения- элегия, в нем переданы глубокие душевные переживания автора, проникнутые печалью. В произведении чувствуется любовь и ноты грусти, вызванные разлукой.

Средства выразительности

К. Н. Батюшков использует различные средства художественной выразительности. Описывая память сердца, автор обращается к синтаксическому параллелизму, а создавая образ возлюбленной, использует выразительные эпитеты, усиливающие экспрессивную окраску произведения («очи голубые», «образ милый», «память печальная» и т.д.).

Для передачи читателю внутреннего состояния героя, поэт использует метафоры, например, «вьющиеся власы», «страна дальняя», «локоны златые».

Стихотворение «Мой гений» К. Н. Батюшкова — одно из самых прекрасных произведений поэта. Оно отражает то, насколько глубокими и искренними могут быть чувства человека. В русской поэзии лирика Константина Батюшкова занимает особое место.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

История создания

К. Батюшков написал произведение «Мой гений» в 1813 г. На создание трогательных строк его впечатлила любовь к А. Фурман. С девушкой поэт познакомился в 1812 г., его сердце воспылало искренними нежными чувствами. Молодой человек готов был жениться на возлюбленной. Её родители тоже были не прочь такого союза, зная, что Батюшков – обеспеченный дворянин.

Вот только та, кому посвящено стихотворение, относилась к любви поэта пренебрежительно. Как-то Константин Николаевич услышал разговор А. Фурман с подругами. Девушка признавалась, что брак для неё – лишь способ избавиться от наставлений и контроля родителей. Сердце Батюшкова было разбито. Он сказал родителям Фурман, что не имеет достаточно средств для обеспечения семьи. Теперь отец возлюбленной Константина Николаевича был не очень рад такой партии.

Семью с Фурман молодой поэт не создал, но любовь к девушке сохранилась в его сердце на долгие годы. Она вдохновила К. Батюшкова на создание цикла любовной поэзии, который занял достойное место в русской литературе.

«Мой гений». Анализ стихотворения Батюшкова

5

(1)

О, память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной И часто сладостью твоей Меня в стране пленяешь дальной. Я помню голос милых слов, Я помню очи голубые, Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов. Моей пастушки несравненной Я помню весь наряд простой, И образ милый, незабвенный, Повсюду странствует со мной. Хранитель гений мой — любовью В утеху дан разлуке он; Засну ль?- приникнет к изголовью И усладит печальный сон. 1815

Молодой Батюшков говорил про себя: «У меня сердце почти такое, какое Гёте, человек сумасшедший, дал сумасшедшему Вертеру» (письмо к П.А. Вяземскому, март 1815 г.). Стихотворение «Мой гений» посвящено А.Ф. Фурман — девушке, на которой двадцативосьмилетний поэт не смог жениться из-за своей бедности. После разрыва с ней у него случилось нервное расстройство, которое привело спустя шесть лет к неизлечимой душевной болезни.

Итак, тема стихотворения Батюшкова «Мой гений» — вечная тема лирики: любовь и разлука. Название же может ввести неопытного читателя в заблуждение. Под «гением» здесь подразумевается не поэтический дар автора, а воссоздаваемый его памятью образ возлюбленной.

Исходя из текста, реальную ситуацию, лёгшую в основу стихотворения, трудно восстановить как-то однозначно. О лирическом герое сказано только то, что он находится в дальнем странствии, о его возлюбленной — то, что она хороша собой.

Мало помогают читателю представить её облик употребляемые автором банальные эпитеты: «голубые очи», «златые локоны» (почти то же самое, что в сказках «серый волк», «красна девица», «добрый молодец»)

Обратите внимание, что слово «пастушка» вовсе не указывает на род занятий девушки. Просто любовный роман героя проходил на лоне природы, и образ любимой запечатлелся в его сознании вместе с окружавшим их обоих пейзажем

Как видим, реальные подробности взаимоотношений двух лирических персонажей остаются за кадром. Гораздо важнее для Батюшкова то, каким образом пережитое преломляется в сознании его лирического героя. Интонация и мелодика текста свидетельствуют: герой не надеется на будущую встречу с возлюбленной, о невозможности этой встречи говорит ему «печальная память рассудка». Горькую сладость находит поэт в воспоминаниях: только «память сердца» окрашивает его дни («странствия») и ночи («печальные сны»). Кстати, «сладость» в третьей строке перекликается с однокоренным глаголом «усладит» в последней строчке, создавая почти незаметное, но прочное семантическое кольцо.

Стихотворение построено как беседа героя с самим собой, что привносит в текст особую доверительно-интимную интонацию. Однако здесь нет той простоты выражения, которая придёт в русскую поэзию позднее. Употребление не свойственных разговорной речи церковнославянизмов («златые», «очи» и пр.), синтаксических инверсий, риторических вопросов и восклицаний предписывалось поэтической традицией начала ХIХ века, и Батюшков следует этой традиции. Он не был новатором в области поэтической формы, но неподдельная искренность и сердечность его творчества принесли ему славу блестящего лирика.

Недаром две первые строчки прочитанного нами стихотворения стали хрестоматийными. Интересно, что в своей статье «О лучших свойствах сердца» Батюшков указывает: слова «память сердца» принадлежат французскому педагогу Массье и взяты поэтом из его научного труда. Пожалуй, это одно из первых употреблений переосмысленного научного термина в лирическом стихотворении!

Элегия «Мой гений» положена на музыку М.И. Глинкой, и неудивительно: фонетическая и ритмическая структура четырёхстопного ямба как нельзя более мелодична

Хрестоматийность первых двух строк обусловлена не только их афористичностью; обратите внимание на повторы сонорных Р и Л и двойное употребление слова «память». В сущности, афористичность и музыкальность этих строчек разделить невозможно; недаром ещё одна строка Батюшкова — «Я берег покидал туманный Альбиона…» — эхом отдается в русской поэзии

Одно из стихотворений Марины Цветаевой (с соответствующим эпиграфом) так и начинается:

И не случайно после батюшковской строки стоят два анафорических восклицания, ещё раз подтверждая и утверждая высокий, чистый и печальный настрой души замечательного русского поэта. Именно эти черты сквозят в его автопортрете 1810-х годов.

5 / 5. 1

Батюшков мой гений — анализ план стихотворения «Мой гений» К. Н. Батюшков — 3 ответа



Автор Ѝдик Лакисов задал вопрос в разделе Домашние задания

анализ план стихотворения «Мой гений» К. Н. Батюшков и получил лучший ответ

Ответ от Liudmila SharukhiaСтихотворение К. Н. Батюшкова «Мой гений» (1815 г. ) по праву считается одним из лучших произведений поэта. В «Опытах в стихах и прозе» Батюшков поместил стихотворение «Мой гений» в раздел элегий, тем самым определив его жанровую принадлежность.

И уже на уровне жанра можно оценить новаторство и самобытность Батюшкова, его отличие от многих предшественников и современников.Элегия «Мой гений» написана в ином эмоциональном ключе.связана с неразделенной любовью поэта к Анне Федоровне Фурман.

Действительно, тема воспоминаний о любви присутствует в тексте и выражена с помощью лексических единиц (память сердца, любовью, образ милый и др.) , дан и портрет возлюбленной.О память сердца! ты сильнейРассудка памяти печальной,И часто сладостью своейМеня в стране пленяешь дальной.

В стихотворении используется традиционная для любовной темы поэтическая лексика и фразеология. Однако при удивительной прозрачности и ясности стихотворение Батюшкова завораживает каким-то ускользающим смыслом, в нем ощущается нечто, что выводит его содержание за рамки только любовной темы.

В мифологических словарях указывается, что Гений первоначально понимался как «олицетворение внутренних сил и способностей» .

В словаре стихотворения преобладают лексемы и словосочетания, относящиеся к внутреннему миру лирического субъекта и выражающие его состояние или его оценки и восприятие: память сердца, сильней, рассудка памяти печальной, сладостью, пленяешь, несравненной, образ милый, незабвенный, любовью, засну ль, усладит и др.

Элегия имеет стройную ритмическую структуру: она написана четырехстопным ямбом с точной рифмой, рифменная цепь оформляется чередованием мужской и женской рифм, текст строится на перекрестности рифменного звучания (кроме второго четверостишия с кольцевой рифмой) . Ритмическая стройность определяет смысловую цельность текста.

Можно сказать, что «Мой гений» в высшей степени соответствует требованию, предъявляемому Батюшковым к поэтическому тексту: текст должен быть ясен, а его композиция стройной.Стихотворение не разбито на строфы, но тематически (и ритмико-синтаксически) отчетливо делится на три части: 4 + (4 + 4) + 4.

Первая часть посвящена «памяти сердца» , вторая — портрету «пастушки» , третья — «хранителю гению» .Первые две строки, задающие противопоставление «сердце — рассудок» , строятся по принципу параллелизма, однако это неполный параллелизм, и грамматические различия оказываются значимыми: асимметричность приводит к появлению добавочных смыслов.Центральная часть элегии — портрет «пастушки» — занимает два четверостишия, скрепленных четырехкратным анафорическим повтором я помню, усиливающим возрастание эмоционального напряжения (звучит как заклинание) . «Идеальный» портрет создает не столько образ лирической героини, сколько представление и воспоминание о нем. При этом героиня наделяется божественными признаками, и ее образ сливается с олицетворением гения-хранителя: несмотря на «зримость» , это почти бесплотное видение.Концовка стихотворения возвращает к его началу («память сердца пленяет сладостью» — «хранитель гений усладит печальный сон» ) и свидетельствует о том, что лирическое волнение успокаивается.

Если учесть сильные позиции текста, то выстраивается ряд: мой гений (заглавие) — память сердца (начало текста) — моя пастушка (начало третьего четверостишия) — хранитель гений (начало последнего четверостишия) — любовь (помимо позиции конца строки и рифмы, это единственное слово, которое акцентировано с помощью стихового переноса) — печальный сон (конец текста) . Все компоненты этого ряда можно считать контекстуальными синонимами, относящимися к одному денотату. Мой гений, таким образом, предстает синкретичным образом, многозначным и многоплановым.

Ответ от Евгений ПустыльникрррркОтвет от Елена ШипероваОтсюда:

ссылка

ссылкассылкаОтвет от 3 ответа
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: анализ план стихотворения «Мой гений» К. Н. БатюшковОтвет от 3 ответа Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

История создания

К. Батюшков написал произведение «Мой гений» в 1813 г. На создание трогательных строк его впечатлила любовь к А. Фурман. С девушкой поэт познакомился в 1812 г., его сердце воспылало искренними нежными чувствами. Мужчина готов был жениться на возлюбленной. Ее родители тоже были не прочь такого союза, зная, что Батюшков – обеспеченный дворянин.

Вот только та, кому посвящено стихотворение, относилась к любви поэта пренебрежительно. Как-то Константин Николаевич услышал разговор А. Фурман с подругами. Девушка признавалась, что брак для нее – лишь способ избавиться от наставлений и контроля родителей. Сердце Батюшкова было разбито. Он признался родителям Фурман, что не имеет достаточно средств для обеспечения семьи. Теперь отец возлюбленной Константина Николаевича был не очень рад такой партии.

Семью с Фурман молодой поэт не создал, но любовь к девушке сохранилась в его сердце на долгие годы. Она вдохновила К. Батюшкова на создание цикла любовной поэзии, который занял достойное место в русской литературе.

Анализ элегии «Мечта»

ЭЛЕГИЯ (от греч. жалобная песня) – жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали.

Начнем с элегии «Мечта», над которой автор работал почти в течение 10 лет, построив стихотворение таким образом, что его можно длить до бесконечности. А поскольку центральная ситуация этого произведения – это разговор поэта с мечтой, то элегия могла превратиться в бесконечность. Но нас волнует то обстоятельство, что это не просто мечта, а мечта, которая является в творчестве Батюшкова эквивалентом традиционной музы. Он называет ее подругой муз, и более того, мечта становится воплощением той самой темы, темы поэта. И что же здесь нового и необычного? Когда речь идет о романтической поэзии, то, в первую очередь, она противопоставляется традициям классической поэзии и самого классицизма, где все-таки под творчеством, и поэтическим в том числе, помимо таланта и необходимого поэтического гения, в первую очередь, следовала необходимость учиться и подражать образцам, прежде всего античным. Поэтому классицизм носил оттенок учености, в то время как романтический автор принципиально выстраивает свою фигуру как персонажа, не связанного с разумом и рассудком. Более того, в данной элегии мечте убийственно противостоит житейский опыт, человеческий рассудок, от которого поэт Батюшков убегает, поскольку прерогатива мечты – это прерогатива юности, свободного, нескованного ничем воображения. Поэтому, обращаясь к мечте, он выстраивает своеобразный воображаемый полет, который совершает поэт, сидя в своей скромной и бедной хижине, и маршруты этого полета по-своему важны. Потому что он то уносится в далекое северное средневековье, то неожиданно отправляется в Древнюю Грецию и Древний Рим и вспоминает античных поэтов и как бы ведет с ними разговоры, то возвращается в Петербург, то вспоминает фрагменты собственной биографии, связанные с войной. И в этом смысле перед нам открывается полет в разные времена, эпохи, культуры, что расширяет сферу прекрасного, куда теперь может обращаться поэт. Она не ограничена только античной традицией и классическими образцами, она обращена ко всему миру. Важным становится и то, что этот мир воображения, в котором живет поэт, противопоставлен в Батюшковском стихотворении миру реальному: наш поэт бедный, несчастный, у него не сложилась жизнь. И это не случайность, это принципиальный мотив, связанный с тем, что в нормальном мире, в котором живут нормальные люди, поэт не может найти своего достойного места, он не хочет служить, двигаться по служебной лестнице, накапливать богатства, потому что это не составляет его ценностного интереса. А поскольку он уходит от этого реального мира, то возникает такая не всегда внятно прочитываемая оппозиция официальному миру, который осознается здесь отрицательно, потому что он враждебно относится и к поэту, и к мечтам, не видя в них никакой ценности. Но возможность жить в этих самых мечтах – это значительна компенсация, то, чего вы не можете достигнуть в реальности, то с легкостью вы осуществляете в мечтах. Более того, не нужно думать, что мечты – это хрупкая вещь. Поскольку для Батюшкова это эквивалент музы, поэзии, то он не случайно вспоминает и Горация, и Анакреона, и, в первую очередь, обращается к авторам любовно-эротической поэзии, имея в виду, что эти переживания совсем частные, интимные, не имеющие глобального смысла для человечества. Но человечество их помнит, и эти легкие, крылатые порывы на века запечатлелись. Вот примерно в таком виде вырисовывается эта тема, с одной стороны, музы, поэзии, творчества, с другой стороны, поэта в этой столь значимой и любой Батюшковым элегии «Мечта».

Вариант №2

Данный стих «Пробуждение» был написан Батюшковым в 1815 году. Он относится к жанру элегия. Стихотворец использует известный для романтизма мотив пробуждения ото сна. В этом нет ничего удивительного, так как Батюшков по мнению специалистов в области литературы относится к романтическим поэтам. Нет ничего необычного и в распространённости данного мотива в романтизме: как мы знаем, романтическая теория характеризуется двумя мирами с едва заметной чертой между ними, а мечта и реальность – это всего лишь два мира, следовательно, стадия пробуждения ото сна – черта между этими мирами. Из этого следует, что романтическая идея дуализма показана уже в начале  стихотворения.

Затем читателю рассказывается, что лирический герой недоволен своим пробуждением, возвращением в реальную жизнь, он «не к счастью пробуждён». Но причину данной реакции читатель узнаёт только в самом конце стихотворения.

После этого идёт нечто вроде пейзажной лирики: герой называет красоты природы, окружающие его. В этой части стихотворения больше всего содержится метафор и эпитетов («сладость розовых лучей», «кроткий блеск лазури неба», «скат бархатных лугов» и т.п.), которые помогают поэту отобразить прекрасный мир природы. Но этот мир под властью реальности, а не мечты, и лирический герой несчастен находиться в нём, его не может порадовать и успокоить это великолепие.

Душа героя располагается в безупречном мире мечты, она «встревожена мечтами», и потому не вожделеет принимать настоящий мир, который заставляет создавать дилемму. Как раз в последних строчках стихотворения читателю открывается первопричина терзаний героя. Это инцидент сердца и интеллекта, любви и «гордого ума». Ощущения  героя к любимой оказываются посильнее голоса интеллекта, он не способен отречься от них в пользу холодной расчётливости. Как раз в этом и заключается горе героя от пробуждения, так как во сне, в безупречном мире мечты ему не надо создавать данную дилемму, приверженность считается там высочайшей и ключевой ценностью. Впрочем, настоящая вселенная устроена гораздо сложнее. Мы осознаем, собственно, что у любимых есть препятствия, мешающие им быть счастливыми. Интеллект и сердце героя не имеют шанса поладить между собой, он не способен и не вожделеет принять данный выбор в грозном мире настоящих событий.

Исходя из этого, мы удостоверились, что данное стихотворение Батюшкова «Пробуждение» являет собой настоящий пример любовной элегии.

Анализ стихотворения Батюшкова «Мечта»

Стихотворение «Мечта», написанное Константином Николаевичем Батюшковым в 1806 году, является примером виртуозного владения автором словом и художественным образом. Под рукой поэта русский язык становится послушным податливым материалом, который принимает самые выразительные формы по желанию мастера.

Стихотворение «Мечта» имеет несколько редакций. Первый вариант поэту не слишком понравился, поэтому произведение подверглось изменениям. Он вычеркнул некоторые слабые места, советовался с авторитетными друзьями-поэтами, например, с Жуковским, и к 1817 году стихотворение приобрело законченный вид. Этот вариант начинается словами: «Подруга нежных Муз, посланница небес…»

Уже из этой строки читатель может уловить романтическое настроение, которым проникнуто всё произведение. Его можно даже назвать одой мечте, такое оно восторженно-вдохновенное. В стихотворении поэт привлекает множество возвышенных образов, эпитетов, метафор, рисует различные сюжеты, чтобы прославить мечту. Это явление занимает в его жизни настолько значительное место, что поэт обращается к ней как к реальному существу и называет по имени с заглавной буквы – Мечта.

Мечта, по мнению поэта, – это удивительное явление. С её помощью легко перенестись в дальние края. Поэт показывает, как предаваясь грёзам, он преодолевает расстояния:
То вдруг он пренесён во Сельмские леса,
Где ветр шумит, ревёт гроза…

Кроме того, мечте подвластно и время, и сама реальность. Призвав её, автору удаётся попасть в древние времена, спеть со средневековыми бардами, увидеть битву героев из скандинавских саг и попасть с ними в Вальгаллу. Словно своими глазами поэт следит за жизнью римских авторов, обнаруживая и в ней присутствие Мечты.

Мечта помогает сохранять присутствие духа в трудную минуту. Для иллюстрации этой способности Константин Николаевич рисует картину заточения в мрачной темнице. Однако когда героя посещает Мечта, тюрьма перестаёт быть страшным местом. Поэт применяет многочисленные пышные эпитеты, чтобы показать, как ничтожно мирское перед чарами Мечты. Он называет её «сладкой», «неба даром благим», богиней. Она способна озарить даже жалкую хижину, поэтому её поэт ценит выше всех других благ и достоинств.

Стихотворное мастерство Константина Николаевича, продемонстрированное в этом стихотворении, можно сравнить с тонкой работой скульптора или ювелира. Чтобы сложить слова в изящные рифмы, поэт выбирает из множества синонимов самые точные, изменяет форму слова и использует архаичные выражения. В стихотворении встречаются такие выражения как «песнь звучну», «ветр шумит», «таинственный полет», однако даже изменённые, эти слова рисуют прекрасные картины в воображении читателя.

Современники считали, что в руках Батюшкова язык становится гибким и гармоничным. Это хорошо заметно по произведению «Мечта», в котором сплелись великолепные образы и изящные словесные обороты.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Элегии ✑
Элегии

Средства выразительности

Художественные средства, использованные в произведении, служат для создания образа любимой женщины и передачи чувств лирического героя. Главную роль в произведении играют эпитеты

: «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон» . Они придают описываемым картинам выразительности.Метафоры — основной инструмент для воспроизведения внутреннего состояния влюбленного мужчины: «память печальная», «страна дальняя», «очи голубые», «локоны златые», «вьющиеся власы», «образ милый, незабвенный», «печальный сон» .

Важную роль в тексте играет интонация. При помощи риторических вопросов и восклицаний К. Батюшков делает эмоциональный фон стихотворения более выразительным. В некоторых строках поэт использовал аллитерацию

. Например, слова с согласными «с», «ч» выражают грусть: «ты сильней рассудка памяти печальной».

История создания

К.Н. Батюшкову посчастливилось испытать настоящую любовь. Он был счастлив ею, несмотря на то, что любовь эта была не взаимная. Своей возлюбленной поэт посвятил немало стихов, которые стали жемчужинами его творческого наследия. В список этих любовных произведений входит и рассматриваемое нами стихотворение «Мой гений»

Кому же поэт посвятил свои стихи? Молодой девушке — Анне Фурман. Познакомились молодые люди в Петербурге в 1813 году. К.Н. Батюшков долго ухаживал за Анной, но она не питала ответных чувств. В конечном итоге она согласилась выйти замуж за кавалера, но не по любви, а из-за его богатого состояния. Когда об этом узнал поэт, то расторг помолвку. Но светлый образ любви, который подарила ему Анна, в его сердце сохранился навсегда.

Анализ стихотворения Батюшкова «Пробуждение»

Стихотворение написано осенью 1815 года. Его элегические мотивы навеяны сонетами Петрарки. Отрывок из одного сонета стал даже эпиграфом к изданию, напечатанному в «Вестнике Европы». Название имеет двойной смысл – автор описывает и утреннее пробуждение, и возврат от любовных грез к реальности, крах отношений.

Тонкая граница между сном и явью становится для лирического героя ареной конфликта сердца и разума. Меланхолический настрой героя задает тон всего произведения – его не радует красота природы, он не рад, что проснулся и вернулся к суровой действительности. Герой отмечает, что гордый ум находит только холодные, неубедительные слова, которые не дают забвения горя и разочарования.

В стихотворении использованы такие выразительные средства, как:

инверсия – «зефир последний свеял», «коня ретива», «гончих лай», «зефира крылами» – переносящая внимание на первое слово сообщения; метафоры – «крыла зефира», «лёт коня», «сладость лучей», «окованные мечтами (сном)»; ряд однородных членов, оформленный отрицательными частицами – «ни сладость …, ни блеск …, ни запах … , ни … лёт … », имеющими усилительный характер – завершает обобщение «ничто»; многосоюзие – «и лай, и звон» – помогает подчеркнуть значение отдельного слова; лексический повтор – «… ничто души не веселит, души …» – выделяет духовную составляющую чувств, переполняющих лирического героя; эпитеты – «гордый ум», «холодные слова», «тихие крыла», «бархатные луга» – помогают сложить образную картину мира; устаревшее слово «предтеча», придающее тексту торжественность, означает «предшественница»; усеченная форма прилагательного «ретива» – «ретивого» – продиктована необходимостью выстроить рифму; олицетворения – «кроткий блеск», «встревоженная душа» – наделяют явления человеческими чертами, приближают их к читателю. Ряд названий требует пояснения

Зефир – это древнегреческий бог ветра, а в поэзии это слово стало нарицательным обозначением легкого теплого ветра. У древних греков солнце было символом, олицетворением Аполлона, бога света, прозванного Фебом – «лучезарным, сияющим». Предшественницей Феба (то есть солнца) и выступает заря с ее розовыми лучами. Упоминая звон рогов, поэт имеет в виду охотничьи рога – сигнальные инструменты, напоминающие рога животных по форме. С их помощью охотники, не видя друг друга, координировали свои действия

Ряд названий требует пояснения. Зефир – это древнегреческий бог ветра, а в поэзии это слово стало нарицательным обозначением легкого теплого ветра. У древних греков солнце было символом, олицетворением Аполлона, бога света, прозванного Фебом – «лучезарным, сияющим». Предшественницей Феба (то есть солнца) и выступает заря с ее розовыми лучами. Упоминая звон рогов, поэт имеет в виду охотничьи рога – сигнальные инструменты, напоминающие рога животных по форме. С их помощью охотники, не видя друг друга, координировали свои действия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: