Анализ стихотворения Толстого «Против течения»
Алексей Толстой по своей натуре не был бунтарем, однако его увлечение литературой мало кто одобрял в светском обществе. Виной всему было графское происхождение поэта, который хоть и воспитывался без отца, но обязан был по роду своей деятельности соответствовать титулу. Вообще же стоит отметить, что увлечение различными видами искусства и литературой в 19 веке приветствовалось в высших кругах. Однако избрать для себя профессию художника, актера или же писателя среди знати считалось дурным тоном. Поэтому, отвечая на многочисленные нападки со стороны близких и друзей, которые настаивали на том, чтобы Алексей Толстой сделал достойную карьеру в области дипломатии, в 1867 году поэт написал стихотворение «Против течения».
К этому времени его имя в литературе было уже достаточно хорошо известно, поэтому Алексей Толстой предпочел отказаться от дипломатический службы и полностью посвятил себя творчеству. Именно подобные перемены в жизни 50-летнего дипломата, который покинул столицу и уединился в своем загородном поместье, вызвали множество сплетен и пересудов. В стихотворении «Против течения» автор не только дает ответ на вопрос, почему именно он отдал предпочтение литературе, а не карьере государственного мужа, но и призывает всех творческих людей отстаивать свои убеждения вопреки мнению высшего света.
Своих соратников Алексей Толстой именует мечтателями, отмечая, что современному обществу, прагматичному и безжалостному, они совершенно не нужны. «Где ж устоять вам, ожившему племени, против течения?», – озвучивает автор мнения большинства. И одновременно опровергает его, отмечая, что «сила нас манит к себе неизвестная», подразумевая под этим не что иное, как вдохновение. Именно оно, по мнению Алексея Толстого, позволяет творческим людям видеть мир в ином ракурсе, замечая, насколько он прекрасен. Автор приводит множество исторических примеров, когда людям, выбравшим свой путь против течения, удавалось изменить мировоззрение общества, и выражает уверенность в том, что «верх над конечным возьмет бесконечное». По его мнению, в этом и заключается смысл жизни любого творческого человека, который всегда опережает время и получает всеобщее признание нередко лишь после смерти. Но своим трудом он обогащает общество, привнося в него новые культурные ценности, которым, в отличие от власти и богатства, предначертано бессмертие.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Анализ стихотворения Толстого «Меня, во мраке и в пыли…»
Любовь — центральное понятие философской доктрины, нашедшей выражение в толстовской лирике. Убежденный в неземном происхождении высокого чувства, герой « » обещает избраннице счастливую встречу — воссоединение всех душ, которое случится по ту сторону «неволи», «земного горя».
В стихотворении, датированном 1851-1852 гг., автор развивает тему любви как божественного дара, преображающего человека. Специфика лирической ситуации, представленной в тексте, сближает ее с пушкинским «Пророком». В обоих случаях перед читателем разворачивается впечатляющая картина: высшие силы производят фантастическую трансформацию, в ходе которой смертный получает новые удивительные качества. Существенны и различия: в пушкинской версии подчеркивается болезненность загадочной манипуляции, у Толстого все свершается само собой, по воле «любови».
Особенно сильны пушкинские реминисценции в зачине. Лирического героя Толстого томит несвобода. «Мрак» и «пыль» его существования напоминают «пустыню мрачную» отшельника, неожиданно повстречавшего серафима.
Процесс преображения, занимающий у Пушкина основную часть текста, в толстовском произведении совершается мгновенно. Не конкретизируется и персонаж, сумевший осуществить эти изменения. Чудесные результаты мистической операции — тема, на которой сосредоточен лирический субъект.
Какие ощущения испытывает вознесенный «любови крыльями»? Он наделяется удивительно зорким зрением и чутким слухом, поэтому в состоянии созерцать «мир незримый» и понимать то, что «неуловимо» для непосвященных. Герой, озаренный лучами «горней выси», по-новому видит земные долины и может проникать в тайную жизнь природы.
Детали пейзажа, открывшиеся преображенному лирическому «я», ярки и динамичны. В темной глубине горных скал бьется живое «сердце каменное», а под корой дерева бежит невидимая «певучая» струя сока. Стремясь придать эпизоду особую выразительность, автор концентрирует в нем эпитеты, олицетворения и оригинальные метафорические конструкции.
Герой, умудренный сокровенным знанием, осмысливает новый опыт: истинным законом и источником жизни является любовь, рожденная божественными силами. К ней, как к своему единому началу, инстинктивно стремится природа. Право прикоснуться к гармонизующей сути мироздания доступно лучшим из людей — пророкам, обладающим чутким «вещим» сердцем.