Анализ рассказа рождество набокова сочинение

Центр поддержки русско-армянских стратегических и общественных инициатив

Краткое содержание Набоков Рождество

В произведении «Рождество», созданном писателем Владимиром Владимировичем Набоковым, повествуется о чувствах мужчины после похорон близкого ему человека.

Следующим утром мужчина вышел на улицу. И был поражён красотой окружавшего его мира, который продолжал существовать, несмотря ни на что. Слепцов пошёл по парковой дорожке, которую расчистил слуга. Он, несмотря на горе, удивлялся тому, что он что-то чувствует, дышит, живёт. Знакомый пейзаж навеял на мужчину воспоминания о летних днях, когда сын был жив. Слепцов как наяву увидел, что подросток бегает по парку с сачком и ловит насекомых. Мужчина, очнувшись от прекрасных видений, вспомнил, что перед смертью сын говорил о прекрасной бабочке, которая могла жить только в Индии. Подросток при жизни собирал коллекцию экзотических насекомых и очень ей гордился. Слепцов совершенно потерял счёт времени и долго стоял посреди парка, как в забытье.

Сейчас читают

Остров Сахалин написан Антоном Павловичем Чеховым после его путешествия непосредственно на сам остров. Даже несмотря на то, что его отговаривали все близкие и родные, писатель твердо решает совершить эту поездку

Произведение «Хождение по мукам» Алексея Николаевича Толстого состоит из трех книг. В трилогии описываются события первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны.

Федор Абрамов является очень известным русским и советским писателем. Он создал невероятно большое количество рассказов, способных растрогать даже самого прагматичного и безэмоционального читателя.

События происходят в портовом городе. В подвале одного из домов расположилась пивная по названию «Гамбринус». Стены пивной всегда влажные, пол усыпан опилками. Вместо столов используются обычные деревянные бочки

Источник

Набоков Рождество для читательского дневника

Слепцов возвращается домой. С этим человеком явно что-то не так. Он очень рассеян и постоянно про себя о чем-то думает. Его облик, его весь образ говорит о глубоких душевных переживаниях. Весь дом словно сопереживает ему, сочувствует. И на первый взгляд видно, что Слепцов болен. Он похож на рассеянного обессиленного серьезно больного человека. Только в следующей главе причина его состояния становится ясной.

Герой постепенно приходит в себя или же падает в забвение. Окружающие пустяки помогают ему сконцентрироваться на чем-то ином. Герой постепенно начинает приходить в себя. Его беспокоит факт своего существования. Слепцов чувствует, что его жизнь, его сущность умерла. Он в гробу сына видит свою разрушенную законченную жизнь. Сам не может объяснить, почему он жив, ведь без сына ему незачем продолжать существовать.

Повествование переходит на новый этап. Становится понятной причина смерти бедного юноши. Читатель узнает о его болезни. О годах, проведенных им в Петербурге. Отец своими переживаниями сопутствует повествованию всех деталей жизни любимого сына. Из дневника бедного юноши становится известно о его переживаниях, его мыслях. Отец узнает о его влюбленности. О прекрасной девушке, с которой юноша связывает все свои надежды и мечты.

Читать краткое содержание Рождество. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Герои рассказа

Главный герой рассказа – Слепцов. Его глазами читатель видит происходящее. Некоторые литературоведы выделяют рассказчика, будто наблюдающего за горем близкого человека. Набоков не даёт никаких намёков на социальную среду, в которой находится Слепцов. Только известно, что он проводит лето в собственном имении и имеет сына-школьника.

Для Набокова важен Слепцов как человек с его психологией, философией и культурными наслоениями. Набоков очень точно описывает стадии переживания героем горя, «изнемогающего от горя человека»: оцепенение, отрицание случившейся смерти и воспоминания о живом, принятие факта смерти и отчаяние, решение прервать страдание.

Дальше Набоков не описывает героя, всё внимание писателя перемещается на родившуюся бабочку. Говорящая фамилия героя свидетельствует о том, что он может и не разгадать секрет Рождества как торжества жизни как таковой над смертью индивидуальной

Сюжет и композиция

Понимание рассказа упирается в понимание его заголовка. Прежде всего, Рождество – это время, когда в рассказе происходит событие. Действие (в основном, внутреннее) занимает сутки: с вечера, предшествующего сочельнику, до вечера сочельника. Трагическая ирония состоит в том, что для героя это антирождество – конец жизни индивидуальной стал причиной принятия решения о добровольной смерти. Все ценности христианства (Бог родился, чтобы жил человек) отброшены героем. Но индивидуальную человеческую смерть побеждает буйство природы.

Рассказ состоит из 4 частей. Из первой части читатель узнаёт, что у героя рассказа Слепцова случилось какое-то большое несчастье. Действие происходит снежной зимой. Герой приехал из Петербурга в свой дом (мыза – имение под Петербургом) на несколько дней и остановился во флигеле, чтобы не топить весь дом. Слепцову прислуживает слуга Иван. В крошечной первой части только 4 абзаца. Но детали в ней – намёки на события и чувства героя, а сами эти события и чувства раскрываются в следующих частях.

Первая часть описывает и мир, и героя в каком-то застывшем состоянии: дом спит, загромождённый сугробом, хозяин бездействует в углу.Вторая часть кульминационная в рассказе. Три её абзаца – это три разных мира. Первый абзац – пейзаж весёлого зимнего дня, второй – воспоминания героя о сыне, стоявшем летним днём на том самом мостике, сейчас засыпанном снегом. Счастливый летний мир отделяет от мира реального страшное слово «умер». Оно совершенно неуместно в предложении, сочетается со словами «радостно, жадно поговорив в бреду о школе, о велосипеде, о какой-то индийской бабочке, — он умер». Пейзаж после этого слова меняется. Он снова застывший и холодный, безжизненный. Церковный крест в конце второй части кажется надеждой.

Третья часть проникнута глубоким трагизмом. Герой будто впервые осознаёт своё горе и пытается его унять. Посещение могилы не принесло облегчения. Герой ищет память о сыне. Для этого он входит в дом и рассматривает то, что осталось от сына: тетради, расправилки, коробку из-под английского бисквита с крупным индийским коконом, пахнущий травой сачок. Герой встречается с реальностью: воспоминания не заменят человека.

Это наиболее информативная глава. Читатель узнаёт об увлечении мальчика бабочками. О его коллекции, о купленном за большие деньги (3 рубля) и забытом коконе индийского шелкопряда, которого сын считал умершим.

Для героя это момент наибольшего напряжения. Если кульминация сюжета связана с контрастом живого весёлого пейзажа и мёртвого сына, то лирическая кульминация – в страстных и шумных рыданиях героя, переходящих во всхлипывания. Эмоциональное состояние героя, «телесность» его переживаний поддерживается окружающим миром, начиная от туго хлопающей на морозе селезёнки мерина и заканчивая тяжёлым рыданием открываемой двери большого дома. Это открывание дома, сохранившего следы сына – начало примирения героя со смертью.

Четвёртая часть рассказа самая длинная. Слепцов принимает решение умереть. Он осознаёт, что завтра Рождество. Герой сознательно отказывается от наряжаемой Иваном ёлки, от утешения традициями. Он отказывается от жизни, потому что уверен, что она ему до конца понятна, до конца обнажена, «горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишённая чудес».

К такому выводу герой приходит, прочитав коротенький дневник сына и узнав о влюблённости ребёнка: «Я ведь никогда не узнаю». Вылупившаяся из кокона бабочка воочию демонстрирует счастье, цель, плод и чудо. Она – отрицание горестной теории несчастного отца. То ли рождение бабочки стало рождеством в будущее героя, то ли Бог явил своё чудо в Рождество.

Финал рассказ остаётся открытым. Выросшие прекрасные крылья бабочки вздрагивают «в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».

Бабочка, рождённая зимой – это и есть победа жизни над смертью. Но недаром Набоков выбирает такое хрупкое существо: эта бабочка никогда не будет летать вокруг фонарей Бомбея. Долго ли она проживёт? И убедит ли её краткое счастье продолжать героя жить?

Литературное направление и жанр

Литературоведы считают рассказ близким к реалистической прозе, но с одной оговоркой: он вообще не очень похож на эпическое произведение. В рассказе преобладает лирический принцип типизации героя: не описан характер героя, не затрагиваются нравственные проблемы, нет внешнего конфликта и почти нет сюжета. Вместо этого в основе рассказа внутренний конфликт, «схватка со смертью» главного героя. Как в лирическом произведении, в рассказе важнее внутренний сюжет: смена эмоций, умонастроений героя.

При внешнем сходстве с реализмом, рассказ имеет все признаки модернизма: парадоксальность, открытый финал, позволяющий толковать произведение по-разному, мимолётность переживаний, внимание к экзистенциальным проблемам

Тема, основная мысль и проблематика

Тема рассказа – преодоление страха смерти. Извечная экзистенциальная проблема страха смерти и отчаяния перед её лицом становится предметом исследования. Набоков выбирает самую трагическую ситуацию — отец, теряющий сына. Это горе неестественно и потому безутешно. Смерть сына – воплощение извечного человеческого страха, победа над жизнью. В решении умереть самому действует другая ипостась смерти – смерть-избавительница. Так что даже страх смерти не останавливает героя.

Основная мысль рассказа, как часто бывает у Набокова, невыразима. Писатель отказывался от каких-либо идей, кроме эстетических, и декларировал свою позицию. Поэтому основная мысль заключена в поэтике рассказа в целом, во всех его художественных приёмах. Отбрасывая для себя как утешение в беде религию и общество, культуру в целом, герой останавливается у края пропасти, очарованный красотой природы. Но сказать, что его спасает природа или красота – слишком примитивно. Сама жизнь побеждает смерть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: