Художественно-выразительные средства
В своем произведении Федор Иванович Тютчев использует различные изобразительно-выразительные средства, которые делают его стиль и мастерство уникальными, высокопрофессиональными, глубоко и тонко передающими его чувства и эмоции. Это следующие средства и приемы:
Лексические повторы «сияй, сияй», «продлись, продлись» и другие.
Оксюморон – «вечерний день».
Инверсированный порядок слов в произведении — «нежней мы любим и суеверней».
Олицетворение – «бродит сиянье», «полнеба обхватила тень».
Эпитеты – «прощальный свет», «последняя любовь» и другие.
Метафоры – «на склоне лет», «скудеет кровь», «заря вечерняя».
Также в стихотворении имеется риторическое восклицание: «О, ты,
последняя любовь!»
Все эти художественно-выразительные особенности помогают автору раскрыть свою душу перед читателем, показать всю глубину и остроту его чувств, передать его настроение.
Темы, проблемы, настроение
Основной темой лирического произведения является тема любви. Это стихотворение так же, как и другие его шедевры любовной лирики, проникнуто открытостью, эмоциональностью, чувственностью.
Все стихотворения «Денисьевского цикла» автор посвятил Елене Александровне Денисьевой, своей последней любви. В них можно заметить и пылкость чувств, и радость, и тревогу, и отчаяние.
Можно утверждать, что проблематика стихотворения заключена в переплетениях самых разных чувств и понятий, таких как любовь, нежность, отчаяние, бессилие перед обстоятельствами, страх, волнение. Поэт использует прием противопоставления, контраста: так юность противостоит старости, а закат дней контрастирует с ярким светом зари.
Стихотворение проникнуто благодарностью, надеждой, радостью, страхом, а также мудростью романтического героя.
Анализ стихотворения «Я встретил вас – и все былое» Тютчева 2 вариант
Стихотворение «Я встретил вас – и все былое” было написано Ф. И. Тютчевым в 1870 году. Оно является одним из примеров любовной лирики поэта, созданной в поздний период его творческой карьеры.
Краткий анализ
История создания – стихотворение было написано в 1870 году, когда Тютчеву уже исполнилось 67 лет, это один из примеров произведений о любви.Тема – стихотворение о чувствах, забытых поэтом, но вновь вспыхнувших при встрече после долгой разлуки.Композиция – линейная, автор сообщает читателю о своей внезапной встрече с когда-то любимой им женщиной, сравнивает ее с кратковременным ощущением весны поздней осенью, описывает свои чувства, приходя в конце концов к осознанию, что все это – истинная любовь.Жанр – точки зрения исследователей расходятся в вопросе о жанровой принадлежности: некоторые склонны относить это стихотворение к оде, другие – к элегии.Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, используется точная, мужская и женская рифмы, причем последние чередуются, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.Эпитеты – «в отжившем сердце”, «время золотое”, «душевной полноты”.Гипербола – «Как после вековой разлуки…”.Олицетворения – «…все былое… ожило”, «…жизнь заговорила вновь”.Метафоры – «весь обвеян дуновеньем”, «сердцу стало так тепло”.Аллитерация – повторение звуков «з”, «с”, «д”, «т”, «б”, «п”.Ассонанс – повторение гласных звуков «о”, «а”, «е”.Анафора – «Тут не одно…”, «Тут жизнь…”; «И то же в вас…”, «И та ж в душе…”.Градация – «Бывают дни, бывает час…”.
История создания
Любовная лирика Федора Тютчева особенно примечательна в поздний период его творчества. В стихах отразились его чувства, разочарования и мечты. Стихотворение «Я встретил вас” он написал в 1870 году в уже зрелом возрасте. Но, несмотря на это, произведение наполнено глубокими, яркими эмоциями, живой силой любящего сердца. Вызвано это было встречей с женщиной, которую поэт любил в прошлом. Ее имя было зашифровано им в буквах К.Б.
Тема
Лирический герой встречает свою прошлую любовь, которая вновь пробуждает в нем прежние чувства. Воспоминания приятны ему: «Я вспомнил время золотое – и сердцу стало так тепло…”.
Образ возлюбленной не точен, передаются лишь ощущения поэта. Мы не можем представить, как выглядела эта женщина, какие имела «милые черты”, но понимаем, что Тютчев любил ее.
Композиция
Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых несет в себе определенный смысл, а вместе они создают единую цепочку размышлений поэта. Из первой мы узнаем о встрече героя с его возлюбленной, которую он давно не видел. Прошлые времена, связанные с ней, он называет – «время золотое”, они дороги ему. От мысленного возвращения к ним оживают прежние чувства – «и сердце стало так тепло”.
Во второй строфе поэт сравнивает свою жизнь с осенью, а вновь напомнившие о себе ощущения – с весной.
Следующие строфы – это постепенное усиление, наплыв чувств: «слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне…”. И уже в конце стихотворения он смело называет это любовью: «жизнь заговорила вновь”.
Жанр
Жанр, в котором был написан стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой – на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.
Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).
Средства выразительности
Средства выразительности, использованные в стихотворении, достаточно разнообразны. Их сочетание создает ощущение сопереживания лирическому герою, его чувств. Тютчев использует эпитеты: «в отжившем сердце”, «время золотое”, «душевной полноты”, метафоры: «весь обвеян дуновеньем”, «сердцу стало так тепло”.
Также интересны олицетворения: «…все былое… ожило”, «…жизнь заговорила вновь”, гипербола: «Как после вековой разлуки…”.
Особая мелодичность и напевность стихотворению придается за счет повторения звуков: «з”, «с”, «д”, «т”, «б”, «п” (аллитерация). Например, звук «т” в первой строфе встречается семь раз. А также используется ассонанс – повторение звуков «о”, «а”, «е”.
Для усиления производимого на читателя эффекта поэт применяет и такие художественные средства, как анафора («Тут не одно…”, «Тут жизнь…”; «И то же в вас…”, «И та ж в душе…”), и градация («Бывают дни, бывает час”).
Любовная лирика Федора Ивановича Тютчева
Свою славу он приобрел в первую очередь благодаря философской лирике. Но не последнее место в его жизни и творчестве занимала и тема любви. В этом поможет убедиться любовная лирика поэта. Как уже говорилось выше, свои лирические произведения автор писал, черпая информацию из своих собственных отношений.
Федор Иванович был очень увлекающейся натурой, в душе которого царила неподдельная страсть. Подтверждением тому является достаточно насыщенная личная жизнь поэта. Первой его осознанной любовью стала Амалия Лерхенфельд, с которой он познакомился в 1825 году в городе Мюнхен. Он посвятил ей такие произведения, как «Я помню время золотое…», «Я встретил вас – и все былое…». Но связать свою жизнь с Амалией ему так и не удалось, она вышла замуж за другого человека. Буквально через год Федор Иванович познакомился с Элеонорой Петерсон, которая впоследствии стала его женой. Брак с ней просуществовал до 1838 года, и закончился по причине кончины Элеоноры. Поэт провел всю ночь, сидя возле гроба супруги. Но через год Федор Иванович женился на Эрнестине Дерпберг.
До 1850 года автор изображает любовь больше как страсть. Это хорошо видно в его произведениях «Люблю глаза твои, мой друг…»; «С какою негою, с какой тоской, влюбленной…»; «Ещё томлюсь тоской желаний…».
Например, в элегии «Сижу, задумчив и один…», автор расстроен тем, что у него нет возможности возродить былые чувства. Он обращается к своей любимой, испытывая чувство вины и сожаления.
Подобные мотивы, в которых поэт рассказывает о скоротечном счастье, испытывает вину перед своей любимой, и раскаивается, больше всего присущи в его «Денисьевском цикле». Данный цикл включил в себя такие произведения как: «В разлуке есть высокое значенье…»; «Не говори: меня он, как и прежде любит…»; «Она сидела на полу…» и многие другие.
Любовь поэта к Елене Денисьевой была страстной, порочной. Но он ничего не мог сделать с собой и своими чувствами. Познакомился он с девушкой в 1850 году. С того момента он потерял голову от любви. Будучи уже зрелым мужчиной, он увлекся совсем молоденькой девушкой. Их союз просуществовал до 1864 года, и закончился лишь тогда, когда Елена скончалась, заболев чахоткой. Он пошел на все ради своей возлюбленной. Он портит отношения со своей супругой, к нему изменяется отношение его товарищей, так же начинаются проблемы на работе.
Но больше всего этот роман принес горя Елене Денисьевой. К ней отношение изменилось у всех. Девушке пришлось навсегда распрощаться со светской жизнью, живя дома затворницей. Так же с ней полностью прекратил общаться родной отец, который не разделил её выбора и не смог его принять. Именно из-за этого большая часть стихотворений «Денисьевского цикла» носят достаточно печальный, трагический характер.
В произведении «Предопределение» автор показывает любовь в виде рокового поединка. В «Близнецах» изображает гибельным соблазном, который сравнивает с соблазном смерти.
Хоть количество произведений любовной лирики поэта не так уж и велико, но несет в себе огромную силу и психологизм.
Анализ стихотворения Тютчева «Русской женщине»
Автор, покинувший Россию в юношеском возрасте, прожил за границей более 20 лет. Возвратившись из Германии, он заново открывает для себя «грустную и неяркую красоту» родного края и определяет приметы национального характера.
Произведение, созданное 1848–49 гг., посвящено собирательному образу русской женщины. Герой сосредоточен на прогнозе, и лирическая ситуация развивается в будущем времени. Анафора «вдали» определяет координаты художественного пространства по принципу от противного. Существование героини лишено ярких событий, живых впечатлений и глубоких привязанностей. Даже окружающая природа, в изображении которой отсутствуют солнце и выразительные детали, не излучает радость. Напрасно прожитая молодость, охлаждение чувств и утраченные мечты – обыденное существование россиянки далеко от гармоничного.
Настроения безнадежности и отчаяния усиливаются во второй части стихотворения. Эффект создается при помощи прилагательных с приставками «не-» и «без-», задействованных в описаниях «края безлюдного» и жизни его обитательницы. Развернутое сравнение судьбы женского образа с облаком дыма, исчезающим в осеннем «тусклом» небе, завершает поэтический текст, поддерживая ощущение уныния. Финальный символ, «беспредельная мгла», объединяет пейзажную зарисовку с изображением душевного состояния героини. Туманные сумерки, заполняющие художественное пространство, лишают его четких ориентиров и разрушают всякую надежду на изменения.
Позиция лирического субъекта не содержит признаков социальной конкретики, обычно упоминаемых критиками. Чутким и совестливым героем движет сострадание к трагизму повседневности, в который погружена соотечественница, однако ее общественное положение остается неизвестным.
Пессимистические настроения лирического «я», связанные с темой родины, присущи тютчевскому творчеству конца 40-х гг. XIX вв. Возвратившись в знакомые места, герой не испытывает радостных чувств. В стихотворении «Итак, опять увиделся я с вами…» появляется признание, что серый «край безлюдный» немил и чужд герою.
В поздних произведениях тема родины приобретает иные доминанты, обогащаясь мотивами ускользающей красоты и одухотворенности. В «наготе смиренной», свойственной русскому ландшафту и крестьянскому быту, сочетаются внешняя скудость и богатство духа, освященное образом странствующего Христа.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑
Новинка поэзии Ф.И. Тютчева
Особенности поэзии Ф.И. Тютчева.
Судьба поэта Тютчева была своеобразной. В читательских кругах долгое время его имя просто не замечали, или его считали поэтом «на несколько». Между тем, среди этих «немногих» были Пушкин, Некрасов, Тургенев, Достоевский, Фет, Чернышевский и Добролюбов. Простое перечисление имен таких почитателей, которые были настолько разными в своих литературно-эстетических взглядах, говорит о том, что у поэзии Тютчева впереди большое будущее.
Первое стихотворение Тютчева было напечатано в 1819 году, когда ему еще не исполнилось 16 лет. Во второй половине 1920-х годов начался расцвет его творческого таланта.
Поэзия Ф.И. Тютчева открыла в отечественной литературе новую поэтическую эстетику, новый мир образов. Во многом Тютчев является преемником поэтов-классиков: его поэзия характеризуется монументальными формами, ораторско-диктаторским стилем, характеризуется риторическими вопросами, восклицаниями и призывами. В то же время стихи Тютчева имеют тенденцию к лаконичности и афоризму, максимальной концентрации мысли. Афористическое мышление в целом было свойственно поэту, не зря он был известен как блестящий и чрезвычайно остроумный собеседник. Поэзию Тютчева отличает крайняя лаконичность стихотворной меры, отсюда и ее афористический характер:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Согласно периодизации Б.М. Козырева, первый период (до 1850-х гг.) творчества Тютчева имел языческий характер, а второй — христианские мотивы, в основном, в рамках исторических тем. Большинство стихотворений Тютчева не имеют названий, а их первые строки звучат необычно для поэзии: «Она сидела на земле…», «Когда, то, что мы называли своими…».
Многие стихи напоминают строки, взятые из диалога, или внезапные мысли, произнесенные вслух, поэтому они могут начинаться с вопроса, опровержения, согласия или сочувствия: «Не то, что ты воображаешь, Природа…», «Что ты воюешь, ветер ночной?», «Не плоть, но дух испорчен в наши дни…», «Ах, что наше невежество…». Таким образом, эффект разговорного языка, свобода интонации, которую многие современники поэта оценили как поэтическую неряшливость, а литературоведы и читатели XX-XXI веков восприняли как уникальную особенность поэзии Тютчева.
Литературовед Тютчев первым отметил, что поэзия Тютчева не характеризуется делением стихотворений на жанры. А его жанрообразующую роль играет фрагмент. Эта форма подчеркивает бесконечный поток, движение мыслей. Вся поэтика Тютчева отражает идею универсального бесконечного движения:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Пейзажная поэзия Тютчева наполнена философским содержанием. Поэт говорит, что природа независима, мудра и вечна. Индес, только в нем поэт черпает силы на всю жизнь. Тема многих стихотворений автора — природа, а образность — времена года. Поэт чувствует, что осень — это время грусти, увядания, она наступает для размышлений, отдыха и прощания с природой:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
В любовной лирике поэта пейзаж часто соединен с чувствами лирического героя. Так, в стихотворении «Я встретил вас…» читаем:
Как поздней осенью порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас.
Интерес к изучению человеческой души сделал поэзию Тютчева бессмертной. Уместно будет вспомнить любопытное исследование Б.М. Козырева «Письма о Тютчеве». В нем он писал: «Не только естественная «живая жизнь» (образ Тютчева), но и все внутреннее духовное бытие, точнее, то, что в нем истинно и ценно, близко к влажности в Тютчеве». И все же центральным образом в текстах Тютчева является человеческая душа. Этот образ раскрывается в следующих стихах: «Душа хочет быть звездой.», «Моя душа — Элизиум теней» и других. Например, в стихотворении «О том, что ты с любовью молился.», адресованном Елене Денисиевой, поэт пишет о душевном состоянии своей возлюбленной:
Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей.
К гражданской лирике относятся стихотворения «14-е декабря 1825», посвященное восстанию декабристов:
Народ, чуждаясь вероломства,
Поносит ваши имена —
И ваша память от потомства.
Основные темы стихотворений Федора Ивановича Тютчева: природа, любовь к Родине, любовь, человеческий опыт. По этим темам можно выделить и основные образы: времена года, душу человека, Родину. Но это только основные темы и образы, произведение поэта гораздо крупнее и обширнее.
Средства художественной выразительности
Лёгкость стиля, которым написано стихотворение «Я встретил Вас…», обеспечивает также и простоту его восприятия и прочтения, вызывая светлые и непринуждённые чувства. Изобилие глаголов порождает движение души поэта, что-то в ней меняется со словами «давно забытое упоение», «душевная полнота»… Глаголы дают возможность представить образ лёгкого ветерка, который вдохновляет на изменения, движение.
В стихотворении Тютчев использует много художественно-выразительных средств, которые показывают глубину чувств и искренность эмоций героя. Среди них первое место занимают метафоры и олицетворения: поэт с теплотой вспоминает минувшее, сердце его ожило, даже сама жизнь – заговорила. Встречу он сравнивает с воссоединением после вековой разлуки, время — золотое, такие знакомые ему женские черты — нежны – это доказательство изобилия красочных эпитетов.
Тютчев умело орудует инверсией: меняет местами «звуки» и «слышнее стали», вместо «дни» ставит «бывают». Также в последнем стихе есть повтор первых слов, что выделяет более эмоциональные части – это признак анафоры.
Жанр
Жанр, в котором был написан стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой – на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.
Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).
Основная идея
Основная мысль стихотворения «Я встретил Вас…» заключается в том, что любовь дарит нам заряд жизненной силы. Герой после долгих лет разлуки встречает свою любимую женщину, и былые чувства возрождаются в его душе. Он с трепетом вспоминает свою молодость, то золотое время, когда он и его возлюбленная были так молоды и так счастливы.
Глядя на любимую женщину, герой замечает, что спустя время она совсем не изменилась, в его глазах она осталась такой же прекрасной юной девушкой. Он снова чувствует себя вдохновленным и полным сил, пусть даже и на мгновение. Смысл его посыла сводится к тому, что воскресшее чувство к женщине озарило его душу. Любовь прекрасна даже в осенней своей поре, когда от ее света остались лишь блики.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я встретил вас — и все былое.История создания – стихотворение было написано в 1870 году, когда Тютчеву уже исполнилось 67 лет, это один из примеров произведений о любви.
Тема – стихотворение о чувствах, забытых поэтом, но вновь вспыхнувших при встрече после долгой разлуки.
Композиция – линейная, автор сообщает читателю о своей внезапной встрече с когда-то любимой им женщиной, сравнивает ее с кратковременным ощущением весны поздней осенью, описывает свои чувства, приходя в конце концов к осознанию, что все это – истинная любовь.
Жанр – точки зрения исследователей расходятся в вопросе о жанровой принадлежности: некоторые склонны относить это стихотворение к оде, другие – к элегии.
Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, используется точная, мужская и женская рифмы, причем последние чередуются, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.
Эпитеты – “в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”.
Гипербола – “Как после вековой разлуки…”.
Олицетворения – “…все былое… ожило”, “…жизнь заговорила вновь”.
Метафоры – “весь обвеян дуновеньем”, “сердцу стало так тепло”.
Аллитерация – повторение звуков “з”, “с”, “д”, “т”, “б”, “п”.
Ассонанс – повторение гласных звуков “о”, “а”, “е”.
Анафора – “Тут не одно…”, “Тут жизнь…”; “И то же в вас…”, “И та ж в душе…”.
Градация – “Бывают дни, бывает час…”.
Композиция
Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых несет в себе определенный смысл, а вместе они создают единую цепочку размышлений поэта. Из первой мы узнаем о встрече героя с его возлюбленной, которую он давно не видел. Прошлые времена, связанные с ней, он называет – “время золотое”, они дороги ему. От мысленного возвращения к ним оживают прежние чувства – “и сердце стало так тепло”.
Во второй строфе поэт сравнивает свою жизнь с осенью, а вновь напомнившие о себе ощущения – с весной.
Следующие строфы – это постепенное усиление, наплыв чувств: “слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне…”. И уже в конце стихотворения он смело называет это любовью: “жизнь заговорила вновь”.
Отношения с Е. А. Денисьевой
В период работы старшим цензором, посещая в институте своих старших дочерей, Екатерину и Дарью, Федор Иванович познакомился с Еленой Александровной Денисьевой. Несмотря на значительную разницу в возрасте (девушка была ровесницей его дочерей!), у них завязались отношения, которые закончились лишь со смертью Елены, и появилось трое детей. Елене пришлось пожертвовать многим ради этой связи: карьерой фрейлины, отношениями с друзьями и отцом. Но, вероятно, с поэтом она была счастлива. А он посвящал ей стихи — даже спустя пятнадцать лет. В этот период Тютчев достаточно быстро продвигается по службе:
Кроме того, поэт был награжден несколькими орденами.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я встретил вас — и все былое.История создания – стихотворение было написано в 1870 году, когда Тютчеву уже исполнилось 67 лет, это один из примеров произведений о любви.
Тема – стихотворение о чувствах, забытых поэтом, но вновь вспыхнувших при встрече после долгой разлуки.
Композиция – линейная, автор сообщает читателю о своей внезапной встрече с когда-то любимой им женщиной, сравнивает её с кратковременным ощущением весны поздней осенью, описывает свои чувства, приходя в конце концов к осознанию, что всё это – истинная любовь.
Жанр – это лирическое стихотворение: очень яркое эмоциональное начало, в произведении отражены мысли и чувства лирического героя.
Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, используется точная, мужская и женская рифмы, причём они чередуются, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.
Эпитеты – “в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”.
Гипербола – “после вековой разлуки…”.
Олицетворения – “…всё былое… ожило”, “…жизнь заговорила вновь”.
Метафоры – “весь обвеян дуновеньем”, “сердцу стало так тепло”.
Аллитерация – повторение звуков “з”, “с”, “д”, “т”, “б”, “п”.
Ассонанс – повторение гласных звуков “о”, “а”, “е”.
Анафора – “Тут не одно…”, “Тут жизнь…”; “И то же в вас…”, “И та ж в душе…”.
Градация – “Бывают дни, бывает час…”.
Особенности стихотворения
Особую мелодичность своему произведению придал поэт Ф. Тютчев. «Я встретил вас, и все былое…» — удивительно музыкальное стихотворение, текст которого по этой причине был положен на романс. В нем рефреном повторяется одна и та же мысль о воспоминаниях лирического героя. По своей тематике оно в чем-то перекликается со стихотворением А. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Оба поэта показывают, как при встрече с возлюбленной в них снова оживают прежние чувства, и они вновь начинают жить настоящей, полной жизнью.
При этом авторы указывают на то, что прежде их существование было бессмысленным и тяжелым, и лишь появление любимой оживляет счастливые воспоминания
Тема любви, как известно, занимает важное место в творчестве Тютчева. «Я встретил вас, и все былое…» — это лучший образец в его любовной лирике
В нем он кратко, всего в нескольких четверостишиях показывает жизнь лирического героя и ее возрождение после встречи с любимой женщиной.