Анализ стихотворения Тютчева В небе тают облака
Тютчев считается одним из самых известных и талантливых поэтов своего времени в России. Как и много других поэтом он уделяет много времени в своём творчестве для написания произведений касающихся красоты родной природы.
Одним из таких творений является «В небе тают облака…». В данном стихотворении автор описывает красоту природы во время жаркого летнего дня.
По мнению автора, которое четко прослеживается в стихотворении, наша природа никогда не потеряет своего уникального и прекрасного вида и даже через многие годы.
Автору действительно удалось максимально передать зной летнего дня, который он так любит. На строки ложится описание красивейшего и чистого неба, когда вспоминаешь такое небо, то сразу приходит на ум лето и жара. Река в произведении Тютчева как зеркало из стали, которое неподвижно от жары. Растения и поля автор описывает с помощью передачи читателю аромата их запахов.
Далее автор выражает свою главную идею. Поэт рассуждает о том, что идет время, идут года, но вот природа со своей красотой останется навсегда и будет такой же через многие годы. Природа и через века будет радовать человека своей красотой и приятными летними запахами полей и растений.
Тютчев входит в круг Русских поэтов, которые отдали много лет своей жизни для описания красивейших пейзажей и это ему удалось. Его работы надолго оседают в памяти. Такой вектор творчества помог автору прояснить читателю то, что люди и природа это одно целое и жить они должны в гармонии.
По плану кратко
- Анализ стихотворения Пушкина ЦветокОгромное количество произведений русских писателей и поэтов содержит упоминания о растениях. Среди них ярким пятном выделяется изображение цветов, которые в разных своих проявлениях – формах, цветовых оттенках,
- Анализ стихотворения Брюсова Да можно любить ненавидяСтихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Да, можно любить ненавидя», было опубликовано в его третьем сборнике, в 1897 году «Me eum esse», что в переводе на русский означает «Я люблю…». На тот момент, ему было 23 года, и он все ещё был
- Анализ стихотворения Тургенева Воробей 7 классИван Сергеевич Тургенев – всеми любимый поэт и писатель, который неплохо владеет искусством словосочетания и рифмы. Он использовал разные жанры в литературе, добиваясь большей эффективности. К сожалению, всякому приходит конец.
- Анализ стихотворения Лермонтова ЗвездаЗвезда. Это слово несет в себе богатое смысловое значение для человека. Это самый неизведанный и, несущий в себе множество тайн, объект на небосклоне. Этими загадками и манит небесное светило человеческие умы ввысь.
- Анализ стихотворения Есенина Я покинул родимый домТоска по родине вдохновила автора Сергея Есенина на написания столь трогательного стихотворения « Я покинул родимый дом». В данном произведении автор пытается донести до читателя свою глубокую тоску по прошлому по отчиму дому,
Текст
Привет вам задушевный, братья,Со всех Славянщины концов,Привет наш всем вам, без изъятья!Для всех семейный пир готов!Недаром вас звала РоссияНа праздник мира и любви;Но знайте, гости дорогие,Вы здесь не гости, вы – свои!
Вы дома здесь, и больше дома,Чем там, на родине своей, –Здесь, где господство незнакомоИноязыческих властей,Здесь, где у власти и подда́нстваОдин язык, один для всех,И не считается СлавянствоЗа тяжкий первородный грех!
Хотя враждебною судьбинойИ были мы разлучены,Но всё же мы народ единый,Единой матери сыны;Но всё же братья мы родные!Вот, вот что ненавидят в нас!Вам не прощается Россия,России – не прощают вас!
Смущает их, и до испугу,Что вся славянская семьяВ лицо и недругу и другуВпервые скажет: «Это я!»При неотступном вспоминаньеО длинной цепи злых обидСлавянское самосознанье,Как божья кара, их страшит!
Давно на почве европейской,Где ложь так пышно разрослась,Давно наукой фарисейскойДвойная правда создалась:Для них – закон и равноправность,Для нас – насилье и обман,И закрепила стародавностьИх как наследие славян.
И то, что длилося веками,Не истощилось и поднесьИ тяготеет и над нами –Над нами, собранными здесь…Еще болит от старых болейВся современная пора…Не тронуто Косово поле,Не срыта Белая Гора!
А между нас – позор немалыйВ славянской, всем родной среде,Лишь тот ушел от их опалыИ не подвергся их вражде,Кто для своих всегда и всюдуЗлодеем был передовым:Они лишь нашего ИудуЧестят лобзанием своим.
Опально-мировое племя,Когда же будешь ты народ?Когда же упразднится времяТвоей и розни и невзгод,И грянет клич к объединенью,И рухнет то, что делит нас?..Мы ждем и верим провиденью –Ему известны день и час…
И эта вера в правду богаУж в нашей не умрет груди,Хоть много жертв и горя многоЕще мы видим впереди…Он жив – верховный промыслитель,И суд его не оскудел,И слово Царь-освободительЗа русский выступит предел…
Май 1867 года.
Стихотворение «Славянам» пишется Тютчевым в пику Славянского съезда в Москве, который состоялся в 1867 году и собрал славян со всего мира. В произведении чувствуется очевидный перелив национального патриотизма, да простит нас Федор Иванович, близкий к национализму.
краткая биография
Роль и место в литературе
В 19 веке на литературный небосклон взошла еще одна звезда русской поэзии – Федор Иванович Тютчев. Автор оставил потомкам чуть больше четырехсот произведений, однако значимость его наследия измеряется не этим. Творчество Тютчева обогатило литературу новшествами, среди которых было возвращение тонкости и красоты поэтическому слогу, создание новых форм выражения, оригинальные оценки насущных вопросов, свежий взгляд на человека, природу и общество.
Происхождение и ранние годы
Федор Иванович Тютчев, известный поэт и дипломат, принадлежал к известному дворянскому роду. Родился он 5 декабря 1803 года в родовом поместье Овстуг Орловской губернии. Отец его – бывший гвардии поручик Иван Николаевич, мать – Екатерина Львовна имела родственную связь с писателями Толстыми.
Семья Тютчевых в усадьбе Мураново
Семья была образцовой как своими порядками, так и отношением домочадцев друг к другу, и вызывала восхищение окружающих. В семье воспитывалось шестеро детей, но до взрослого возраста дожили только трое, в их числе был Федор.
Тютчев жил в окружении образованных людей. Это позволило ему получить прекрасную домашнюю подготовку. После переезда семьи в Москву наставником его стал поэт Семен Егорович Раич, бывший по возрасту всего на 11 лет старше Федора. Это был просвещенный молодой человек, преподававший Тютчеву древние языки и историю. Благодаря ему, Федор познавал основы стихосложения. Молодые люди быстро сдружились и стали товарищами.
Образование
Когда Тютчеву исполнилось 14 лет, он стал посещать лекции в Московском университете. Меньше чем через год из вольнослушателя он превратился в студента. В 1819 году Федор стал членом Общества любителей российской словесности.
В 1821 году Тютчев окончил университет и приступил к службе в коллегии иностранных дел. Его в качестве дипломата отправляют в Мюнхен. В Германии состоялось его знакомство с Шеллингом и Гейне.
Творчество
Первые стихотворения появились в 1819-1820 годах. При их написании Тютчев пользовался стилистическими приемами поэтов 18 века. После этого периода в творчестве поэта все чаще наблюдается изысканность слога, которая будет сопровождать все его последующие сочинения. Одическая поэзия 18 века сочетается с романтическими традициями европейской литературы.
Тютчев в рабочем кабинете
В Германии Тютчев в основном занимался переводами с немецкого, стихи в этом период пишутся в основном «для души». Не прерывается связь и с бывшим наставником Семеном Раичем, который публикует некоторые стихи в своем журнале. Публика встречает «Летний вечер», «Видение» и другие стихотворения не слишком благосклонно. Для нее они кажутся весьма старомодными. Хотя критики именно эти творения Тютчева назовут впоследствии самыми удачными.
Ранние годы
Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии.
Важной деталью в биографии Тютчева является то, что начальное образование было им получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь
Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности.
Окончив университет в 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей 22 года. Там же была встречена большая и самая главная в жизни Тютчева любовь – Элеонора Петерсон. В браке у них родилось три дочери.
Тема
В стихотворении развивается тема человеческих снов. Автор оригинально интерпретирует распространённый в мировой литературе мотив, создавая яркие метафорические образы. В центре произведения лирическое «Я», которое в последней строфе плавно переходит в «Мы».
Лирический герой почти незаметен, куда важнее его размышления и фантазия. В первой строфе он сравнивает сны с океаном. Жизнь же воспринимается как нечто неотрывное от сна. Сны – мощная стихия со «звучными волнами».
Сонная стихия взывает к человеку и быстро уносит его лодку в даль своих волн. В третьей строфе оказывается, что океан на самом деле – небо, манящее нас своими звёздами и тайной. По пылающей бездне и плывут люди во время своих сновидений. Таким образом, Ф. Тютчев развивает мысль о том, что, уснув, человек попадает на небосвод и может многое постичь в этом волшебном состоянии.
Тютчев о славянском единстве
Хотя враждебною судьбиной И были мы разлучены, Но все же мы народ единый, Единой матери сыны; Но все же братья мы родные! Вот, вот что ненавидят в нас! Вам не прощается Россия, России — не прощают вас!
Смущает их, и до испугу, Что вся славянская семья В лицо и недругу и другу Впервые скажет: — Это я! При неотступном вспоминанье О длинной цепи злых обид Славянское самосознанье, Как божья кара, их страшит!
Давно на почве европейской, Где ложь так пышно разрослась, Давно наукой фарисейской Двойная правда создалась: Для них — закон и равноправность, Для нас — насилье и обман, И закрепила стародавность Их, как наследие славян.
А между нас – позор немалый В славянской, всем родной среде, Лишь тот ушел от их опалы И не подвергся их вражде, Кто для своих всегда и всюду Злодеем был передовым: Они лишь нашего Иуду Честят лобзанием своим.
Ещё полтора века назад Запад исповедовал политику двойных стандартов в отношении своих и славянских народов. И, как показывает история, эта политика остаётся краеугольным камнем нынешнего Евросоюза. Запад спокойно смотрит на фашистский оскал Евромайдана, хотя никто не отменял суда над гитлеровским фашизмом. Как в связи с этим стихотворением не вспомнить нашу пятую колонну: Каспарова и пр. которых приветствуют на Западе! Следующее стихотворение можно рассматривать как актуальнейшее обращение к нынешним киевским властям:
Напрасный труд — нет, их не вразумишь,- Чем либеральней, тем они пошлее, Цивилизация — для них фетиш, Но недоступна им ее идея.
Как перед ней ни гнитесь, господа, Вам не снискать признанья от Европы: В ее глазах вы будете всегда Не слуги просвещенья, а холопы.
Гитлер в одной из бесед утверждал, что Россию удастся победить только тогда, когда украинцы и белорусы признают, что они не русские. Сейчас практически врагами России считают себя поляки, болгары, да и другие славянские народы. Идёт к этому и Украина, благодаря разнузданной антироссийской пропаганде США, Западной Европы и СМИ Киевского майдана. Ничего хорошего от этого не выиграют и украинцы, которые поддаются на удочку этой пропаганды. Прав Тютчев, для Запада они так и останутся холопами, и только в союзе с Россией, пусть медленно, но всё-таки они будут двигаться к достойному существованию.
И.С.Аксаков о Тютчеве: Ко всем единодушным отзывам нашей периодической печати об его уме и таланте, раздавшимся вслед за его кончиной вместе с выражениями искренней скорби, мы позволим себе прибавить еще и свой: Тютчев был не только самобытный, глубокий мыслитель, не только своеобразный, истинный художник-поэт, но и один из малого числа носителей, даже двигателей нашего русского, народного самосознания.
Стихи Тютчева о любви
Я помню время золотое…
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край:
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка в даль глядит,
Стояла ты, младая Фея,
На мшистый опершись гранит, —
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
Слезы
O lacrimarum fons…
Gray
Люблю, друзья, ласкать очами
Иль пурпур искрометных вин,
Или плодов между листами
Благоухающий рубин.
Люблю смотреть, когда созданье
Как бы погружено в весне,
И мир заснул в благоуханье
И улыбается во сне!..
Люблю, когда лицо прекрасной
Весенний воздух пламенит,
То кудрей шелк взвевает сладострастный,
То в ямочки впивается ланит!
Но что все прелести пафосския царицы,
И гроздий сок, и запах роз
Перед тобой, святой источник слез,
Роса божественной денницы!..
Небесный луч играет в них
И, преломясь о капли огневые,
Рисует радуги живые
На тучах жизни громовых.
И только смертного зениц
Ты, ангел слез, дотронешься крылами —
Туман рассеется слезами,
И небо серафимских лиц
Вдруг разовьется пред очами.
В душном воздуха молчанье…
В душном воздуха молчанье,
Как предчувствие грозы,
Жарче роз благоуханье,
Звонче голос стрекозы…
Чу! за белой, дымной тучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось кругом…
Жизни некий преизбыток
В знойном воздухе разлит,
Как божественный напиток
В жилах млеет и горит!
Дева, дева, что волнует
Дымку персей молодых?
Что мутится, что тоскует
Влажный блеск очей твоих?..
Что, бледнея, замирает
Пламя девственных ланит?
Что так грудь твою спирает
И уста твои палит?..
Сквозь ресницы шелковые
Проступили две слезы…
Иль то капли дождевые
Зачинающей грозы?..
Лето 1854
Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство —
И как, прошу, далось нам это
Так ни с того и ни с сего?..
Гляжу тревожными глазами
На этот блеск, на этот свет…
Не издеваются ль над нами?
Откуда нам такой привет?..
Увы, не так ли молодая
Улыбка женских уст и глаз,
Не восхищая, не прельщая,
Под старость лишь смущает нас!..
К N.N.
Ты любишь, ты притворствовать умеешь —
Когда в толпе, украдкой от людей,
Моя нога касается твоей,
Ты мне ответ даешь и не краснеешь!
Все тот же вид рассеянный, бездушный,
Движенье персей, взор, улыбка та ж —
Меж тем твой муж, сей ненавистный страж,
Любуется твоей красой послушной.
Благодаря и людям и судьбе,
Ты тайным радостям узнала цену,
Узнала свет: он ставит нам в измену
Все радости… Измена льстит тебе.
Стыдливости румянец невозвратный,
Он улетел с твоих младых ланит —
Так с юных роз Авроры луч бежит
С их чистою душою ароматной.
Но так и быть! в палящий летний зной
Лестней для чувств, приманчивей для взгляда
Смотреть в тени, как в кисти винограда
Сверкает кровь сквозь зелени густой!
Проходя свой путь по своду…
Проходя свой путь по своду,
Солнце знает ли о том,
Что оно-то жизнь в природу
Льет в сиянье золотом,
Что лучом его рисует
Бог узоры на цветке,
Земледельцу плод дарует,
Мечет жемчуг по реке?
Вы, на все бросая <милый>
Взгляд ваш, знаете ль о том,
Что вся жизнь моя и силы
В вашем взоре огневом?
Все отнял у меня казнящий Бог…
Все отнял у меня казнящий Бог:
Здоровье, силу воли, воздух, сон,
Одну тебя при мне оставил Он,
Чтоб я Ему еще молиться мог.
На Неве
И опять звезда играет
В легкой зыби невских волн,
И опять любовь вверяет
Ей таинственный свой челн…
И меж зыбью и звездою
Он скользит как бы во сне,
И два призрака с собою
Вдаль уносит по волне…
Дети ль это праздной лени
Тратят здесь досуг ночной?
Иль блаженные две тени
Покидают мир земной?
Ты, разлитая как море,
Дивно-пышная волна,
Приюти в своем просторе
Тайну скромного челна!
Весь день она лежала в забытьи…
Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали —
Лил теплый летний дождь — его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала — увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как все это я любила!..»
Любила ты, и так, как ты, любить —
Нет, никому еще не удавалось —
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
Смерть и наследие
Беды сломили его, здоровье ухудшилось, а 15 июля 1873 года Федор Иванович умер в Царском Селе. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы – одна из самых распространенных в лирике поэта. Так, пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других. Изображение не только природы, но и подвижность, мощь потоков наряду с красотой воды на фоне неба показана в стихотворении Тютчева «Фонтан».
Любовная лирика Тютчева является еще одной важнейшей темой поэта. Буйство чувств, нежность, напряженность проявляются в стихах Тютчева. Любовь, как трагедия, как болезненные переживания представлена поэтом в стихах из цикла, называемого «денисьевским» (составленном из стихов, посвященных Е. Денисьевой, возлюбленной поэта).
«Альпы» Ф.Тютчев
Сквозь лазурный сумрак ночи Альпы снежные глядят; Помертвелые их очи Льдистым ужасом разят. Властью некой обаянны, До восшествия Зари, Дремлют, грозны и туманны, Словно падшие цари.
Но Восток лишь заалеет, Чарам гибельным конец — Первый в небе просветлеет Брата старшего венец. И с главы большого брата На меньших бежит струя, И блестит в венцах из злата Вся воскресшая семья.
Анализ стихотворения Тютчева «Альпы»
В натурфилософской лирике Тютчева образ гор играет важнейшую роль. Ему отведено главное место в ряде стихотворений, в их числе – «Утихла биза… Легче дышит…», «Утро в горах », «Хоть я и свил гнездо в долине…». Изображая горные пейзажи, Федор Иванович раскрывал идею двоемирия природы. Горы в его поэзии одновременно укоренены в земле и устремлены в небеса. Мир вершин человеку чужд, в этом пространстве обитают духи. Днем оно светлое, ночью становится опасным, страшным. Образ гор раскрывается в стихотворении «Альпы», написанном в 1830 году. Метафорическая сторона произведения тесно связана с темами смерти и холода. Первая строфа текста посвящена ночным горам. Перед читателями предстают помертвелые очи Альп, объятые льдистым ужасом и находящиеся под властью гибельных чар. Свергнуть зловещие оковы им удается во второй части стихотворения, когда наступает день и на свет появляется «вся воскресшая семья», блестящая в венцах из золота.
По мнению советского литературоведа Наума Яковлевича Берковского, для Тютчева мир не имеет окончательных очертаний. Все предметы каждый день должны рождаться заново, подтверждать себя. В «Альпах» Федор Иванович показывает процесс рождения утра в горах: тяжкий распад, происходивший ночью, сменяется блистательным пейзажем. Темное время суток в лирике Тютчева – это почти всегда страшная пора, когда человек сталкивается с бездной, когда царит хаос, когда открывается возможность постичь тайны мироздания.
Некоторые исследователи творчества Федора Ивановича, в стихотворении «Альпы» видят не только яркое описание пейзажа, но и политический подтекст. Согласно их концепции, цепь горных вершин – аллегорическое изображение славянских народов. Приходящий с востока рассвет сначала озаряет самую высокую гору, то есть старшего брата. Скорей всего, здесь имеется в виду Российская империя. Подобный взгляд на «Альпы» не лишен здравого смысла. Дело в том, что Тютчев хорошо общался с братьями Киреевскими – известными славянофилами. Дружба с ними оказала огромное влияние на мировосприятие поэта. Славянские симпатии Федора Ивановича стали еще сильнее после знакомства с Вацлавом Ганкой – чешским деятелем национального возрождения. Его Тютчев считал «апостолом единения славян», ему посвятил два стихотворения: «Ганке» («Вековать ли нам в разлуке. », 1841) и «Так взывал я, так гласил я…» (1867).
Отношения с Е. А. Денисьевой
В период работы старшим цензором, посещая в институте своих старших дочерей, Екатерину и Дарью, Федор Иванович познакомился с Еленой Александровной Денисьевой. Несмотря на значительную разницу в возрасте (девушка была ровесницей его дочерей!), у них завязались отношения, которые закончились лишь со смертью Елены, и появилось трое детей. Елене пришлось пожертвовать многим ради этой связи: карьерой фрейлины, отношениями с друзьями и отцом. Но, вероятно, с поэтом она была счастлива. А он посвящал ей стихи — даже спустя пятнадцать лет. В этот период Тютчев достаточно быстро продвигается по службе:
Кроме того, поэт был награжден несколькими орденами.
О, как убийственно мы любим
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя…
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?
И что ж теперь? И где ж всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья…
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло…
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
1851 год
*****
Особенности
Лирика Ф. И. Тютчева философична. Описывая природу, автор подразумевает человека, отсюда широкое использование психологизма, позволяющего передать настроение лирического героя.
Человек часто изображен поэтом как существо мыслящее, желающее понять истину бытия, истину человеческого существования. Эти попытки понять свое предназначение выражаются тревожными красками. Вся жизнь и творчество Тютчева проникнуты этим состоянием тревожности.
Человек в стихотворениях поэта пытается найти объяснение всему происходящему, однако это у него не всегда получается. Тревожность и недоверие к миру возникает из-за того, что человек не может разгадать загадки бытия.
Это родина существ, которые являются почти инопланетянами
Есть такие микроскопичные монстры, которые называются тихоходками. Их описали ещё в 1773 году. Живут они в воде, не только в морской, но и пресной. Интересны они тем, что их выносливость феноменальна. Тихоходки могут жить при температуре -193 градусов по Цельсию, они могут выдерживать нагрев до 100 градусов по цельсию в течение часа. Им не страшна радиация. Если для человека смертельная доза радиации составляет 500 рентген, то тихоходок не всегда убивает 570 000 рентген. Ученые успели поиздеваться над ними в открытом космосе. Их поместили на 10 дней в космическое пространство, и они вроде бы были иссушенными, но на борту космического аппарата тихоходки вернулись к нормальному состоянию. Выглядят они, кстати говоря, довольно угрожающе.
Тематика
Ф. И. Тютчев поднимает в своих произведениях актуальные и вечные проблемы жизни и смерти. Тематику лирики можно назвать философской: автор рассуждает о судьбе, о человеческой жизни.
Человек и природа – основная тема лирики Ф. И. Тютчева. Поэт стремится показать природу в различных ее состояниях. Она всегда олицетворена и находится в движении. Автор обращается к природе, беседует с ней, как с живым человеком. Природа для Ф. И. Тютчева становится источником размышлений, источников вдохновений.
Тема природы тесно связана с темой Родины, так как для Ф. И. Тютчева Родина и заключается, в первую очередь, в природе со всеми ее проявлениями.
Для поэта характерна не столько пейзажная лирика, сколько философская. Человек, по мнению Ф. И. Тютчева, не только находится с природой в неком разладе, но и сравнивается с ней, отождествляется. Человек выступает как часть природы, которая проходит различные этапы: от зарождения до увядания.
Детство поэта
Родился Тютчев в городе Орле, подарившем миру таких людей, как Андреев, Фет, Тургенев, Бунин, в 1803 г. Его родители – потомственные дворяне.
Рос образованным ребенком, поскольку родители уделяли этому много внимания и щедро оплачивали учебу. Например, юного Тютчева учил известный на тот момент литератор Раич, впоследствии он стал наставником и товарищем юноши.
Как результат – к своим неполным 12 годам поэт овладел латынью, после чего – французским языком. В то же время он занимался переведением различных произведений иностранной литературы. В 18 лет он получает титул кандидата словесных наук. Годом позже он становится послом, служащим в крупных иностранных городах Европы.
Художественно-выразительные средства тютчевского стихотворения «Листья»
Лирик Федор Тютчев использует в своем небольшом по объему, но довольно глубоком и содержательном стихотворном творении использует самые разные художественные средства, которые придают этому тексту выразительность и эмоциональность, помогая создавать литературные образы:
✚Антитеза: они помогают поэту. Так, у автора природа, представленная в виде сосен и елей, постоянно находится в спячке, даже независимо от времени года: зимы или лета. Так поэт — философ показал, что природа не подвергается никаким изменениям. Но тут же автор показывает, что не вся природа находится в таком состоянии. Так, можно увидеть зелень на лиственных деревьях, которая блестит и искрится, наливаясь соком. ✚Эпитеты: при описании зелени автор использует интересное определение — «тощая».
✚Сравнения: Иглы хвойных деревьев лирик сравнил с ежовыми. А зелень, которая никогда не желтеет, но при этом у елей и сосен она не бывает свежей, подобна некой мумии. Это сравнение эмоциональное и поэт-философ говорит о том, что эти хвойные деревья даже не растут, а выглядят так, словно торчат, словно их кто-то просто воткнул в землю и они от нее не получают никаких соков. Так просто и так литературно — образно Тютчев лишает их даже малейшего намека на жизнь и какое-либо движение. Другое дело лиственные деревья, которые постоянно находятся в свете и в движении.
✚Олицетворения и метафоры: листья у поэта, словно племя, которое вдруг неожиданно решило погостить на ветках деревьев и вот теперь во всей своей красе, непросто повисли, а они то играют с солнечными лучами, а то, если есть роса, купаются в ней. Но если лиственные деревья имеют краткое время своей жизни, то про хвойные лирик употребляет слово «ввек».
Федор Тютчев использует лексику простую и сниженную, то вдруг переходит к высокому стилю и тогда уже использует такие слова, как «красное лето», или «зефиры», или «легкое племя». Теперь стоит перейти к морфологическому и фонетическому анализу тютчевского стихотворения «Листья».
Начнем анализ с первой строфы, где показана ужасная картина хвойных деревьев, которые уже успели застыть в холоде. Для этого лирик использует три глагола, которые употребляются им лишь только в настоящем времени. Это помогает лирику подчеркнуть статичность. Звукопись этой тютчевской стихотворной строки отличается тем, что в ней используется аллитерация: большое количество шипящих и свистящих согласных. Все содержание усиливает частица «пусть», которая показывает настроение. Сюжет второй строфы посвящен лету, поэтому здесь и глаголов больше. Теперь лирик их берет шесть, и употребляются они не только в настоящем времени, но и в прошедшем. И это помогает читателю почувствовать движение, пускай и короткое, но такой яркое и насыщенное. И здесь опять аллитерация: употребляются такие звуки, как р, л, м. Все они сонорные. Так передается гармония, полнота жизни.
Третья тютчевская строфа позволяет автору использовать глаголы и в неопределенной форме, а также глаголы в прошедшем времени. Но теперь речь идет о гибели и увядании. Но есть еще некое чувство тревоги и даже некой безнадежности, и это создается при помощи глухих согласных звуков. Интересно и бессоюзное предложение, с которого начинается это самое первое четверостишие. Так, в нем совершенно нет второстепенных членов, а ведь нераспространенные предложения у поэта Федора Тютчева встречаются очень редко. Уже во второй части этой же строфы автор усиливает эмоциональное состояние, используя риторический вопрос.
А в последней строфе уже звучит сильная мольба, наполненная отчаянием. Это словно заклинание, которое адресовано к лиственному ветру. И здесь уже Федор Тютчев использует глаголы, но только теперь настоящего времени, а также восклицательные предложения. Для этого лирики потребовались протяжные гласные звуки: е-о-у. Но их поэт ставит рядом с такими согласными, как с и т, чтобы создать шум от ветра, и читателю кажется, что это его свист.
Тема, размер и тропы
Основная тема стихотворение – это единство славянского мира под плетью России и плевок в сторону Европы, которая не хочет признать могущество русского царя на фоне нищеты российского народа и частой российской же агрессии по отношению к соседним странам.
Стих написан четырехстопным ямбом, имеет линейное развитие композиции с последовательным сюжетом и перекрестной рифмовкой (концов – изъятья – готов – Россия – любви – дорогие – свои), где есть закрытые и открытые рифмы.
Средства художественной выразительности:
- Эпитеты (семейный пир, враждебная судьбина, славянская семья, задушевный привет, фарисейская наука и т д).
- Метафоры (цепи злых обид, иноязыческие власти).
- Инверсии (гости дорогие, наука фарисейская, позор немалый и т д).
Стих есть яркий пример русской пропаганды, когда Россия называется святым местом, а весь окружающий мир показан врагами с фарисейскими двойными стандартами…
Давайте же не будем омрачать новогодние праздники политикой и её пропагандой, а лучше прочитаем «зимний» стих Тютчева «Чародейкою Зимою», написанный в 1852 году. Федор Иванович, без политики у вас получается много лучше)).
Тема
В стихотворении развивается тема человеческих снов. Автор оригинально интерпретирует распространённый в мировой литературе мотив, создавая яркие метафорические образы. В центре произведения лирическое «Я», которое в последней строфе плавно переходит в «Мы».
Лирический герой почти незаметен, куда важнее его размышления и фантазия. В первой строфе он сравнивает сны с океаном. Жизнь же воспринимается как нечто неотрывное от сна. Сны – мощная стихия со «звучными волнами».
Сонная стихия взывает к человеку и быстро уносит его лодку в даль своих волн. В третьей строфе оказывается, что океан на самом деле – небо, манящее нас своими звёздами и тайной. По пылающей бездне и плывут люди во время своих сновидений. Таким образом, Ф. Тютчев развивает мысль о том, что, уснув, человек попадает на небосвод и может многое постичь в этом волшебном состоянии.
Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Как океан объемлет шар земной…»
Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь — и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее: он нудит нас и просит… Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, — И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены. Стихотворение «Как океан объемлет шар земной…» написано в 1830 году, когда Тютчев жил в Мюнхене, где встречался с известными немецкими литераторами и философами, поэтому его стихи изобилуют философскими размышлениями. С первых строк герой погружается в ночной сон, который захватывает его. Заявленная тема ночной жизни души человека характеризует все творчество Тютчева. Композиционно стихотворенье четко разделено на три части строфами, определяющими мысль текста. Автор сравнивает два мира: величественный и грозный мир стихии океана и мир ночи, завораживающей человека. Сон — состояние сознания, когда человек не может управлять своим телом и мыслями, когда он получает информацию из иного мира, сон — граница между загадкой и реальностью, связующее звено между материальным и духовным мирами, «днем и ночью». Стихии похожи, но одна властвует над телом человека, а другая — над его мыслями. Герои увлечены волшебством ночи, которая «нудит и просит». В ночном сумраке герои должны найти путь, который выведет их к суше, но прилив уносит их. Стихии, окружающие героев, объединяются в одно целое, выражая себя через друг друга. «Глубокое небо» и «Пылающая бездна» — полное слияние стихий, катарсис, важнейший момент в жизни человека. Герои окружены бездной, они находятся во власти мироздания — гармоничного, но неизвестного мира. Челн — спасительная лодка, не дающая захватить героев, но она не может вечно противостоять стихиям. Автор обрывает повествование, предоставляя героев самим себе и окружающему миру.