Федор тютчев 📜 от жизни той, что бушевала здесь

«от жизни той, что бушевала здесь…» ф. тютчев

Особенный Тютчев

Детские и юношеские годы Фёдора прошли в обстановке благоприятной для развития и творчества. Образованная дворянская семья всё делала для того, чтобы ребёнок развивался в правильном направлении. Федор жил в благополучной и весьма богатой семье, у которой хватало денег на достойной обучение ребенка.

Родителями было сделано всё правильно, они вырастили настоящего философа. Произведения Тютчева, всегда имеют глубокий смысл и создают в подсознании читателя особенную картину жизни. Стоит заметить, что жизнь писателя была благополучной. Он не усложнял её бытовыми проблемами, и даже в периоды материальных затруднений весь погружался в творчество.

Проявлять творческие наклонности Тютчев начал еще в возрасте, который называют подростковым. Первые труды писателя очень редко попадали в печать и не обсуждались мировыми критиками того времени.

Пик успеха Фёдора Ивановича Тютчева приходится после того, как его творения увидел Александр Сергеевич Пушкин. После прочтения он сильно восхищался произведениями малоизвестного дарования. Стихи были опубликованы в «Современнике» под псевдонимом. Признали Тютчева, как поэта лишь спустя несколько лет, после того, как он вернулся с далекой поездки обратно на родину.

Главная идея шедевра «Еще земли печален вид»

В своём произведении Фёдор Иванович старается показать читателю, что современный человек постепенно начинает забывать, что все живые существа в мире на самом деле едины и зависят друг от друга. Автор отмечает, что натуральная природа испокон веков является кормилицей и спасла многие и многие жизни. Только если понять ее, можно разобраться в большинстве проблем, которые имеются у людей.

Именно тщательный правильный анализ позволяет в максимальной мере понять стихию и человеческую сущность, тем самым показывая противостояние между зимним периодом и весной. Поэтому рассказы о таких временах года могут быть весьма противоречивы.

Суть произведения заключается в том, что зиме пора уйти и передать господство красивому и цветущему времени, которое в конце сезона зимы чувствует себя окрепшим. Природный ландшафт и сам человек, представленный в произведении в виде лирического героя, радуются смене времени года.

По-особенному в стихотворении «Еще земли печален вид» описано возрождение – это и прилетающие птицы, и растущие, просыпающиеся цветы и растения. Все это указывает на начало новой жизни и постепенный переход к летнему периоду года, которое окружено любовью.

Весна – это период романтики и особенных мечтаний. Как природа, так и душа человека постепенно пробуждаются после зимней спячки и готовятся к появлению новых эмоциональных скачков, которые появляются благодаря изменениям в природе. В стихотворении всё это описано в виде постоянных проливных дождей, яркого солнца, которое время от времени обжигает тело человека. Именно такие явления способны повлиять на формирование настроения и общего положительного состояния.

Анализ стихотворения Федора Тютчева «Рассвет»

Стихотворение, написанное в конце 1849 года, современники расценили в качестве предсказания событий Крымской войны. Позже исследователи говорили о богатейшем символическом контексте этого произведения, улавливая связь с концепцией возрождения и укрепления славянского мира.

Иносказательная картина того, как зарождается новый день, наполнена жизнерадостным настроением. Тишину нарушает пронзительный крик петуха, для описания которого автор использует три однородных обстоятельства образа действия, которые выражены наречиями.

Этот

образ поддержан красивыми деталями: поблекший месяц уходит, его место занимает красочная заря, и лучи солнца окрашивают воду в ярко-красный цвет. Топоним, который включен в пейзажную зарисовку, говорит о ее символизме. Цель, будоражащая воображение, расположена за проливом, к востоку от позиции субъекта речи.

Грядущий день должен разбудить спящую Русь. Как раз к ней, могучей позитивной силе, обращены призывы, которые размещены в трех последних четверостишиях. На Русь возложена ответственная миссия — возродить православие. Сигналом к борьбе служит звон царьградского колокола. Он такой сильный и могущественный,

что охватывает даже восточные земли и пробуждает православное воинство.

Интонации призыва определяют характер лексических средств, которые задействовал поэт. В числе семи глаголов в повелительном наклонении находится и анафора «вставай». Похожие функции возложены на разговорное выражение «не пора ли» и напутствие «с Богом».

В заключительном катрене возникает обобщенный образ Отечества, где Русь предстает как ратник, богатырь, к которому упорно взывает лирический герой. Интересен тот факт, что могучий воин защищен «доспехами веры». Герой преследует высокие цели, проявляет готовность биться за великое будущее православия — вот что означает метафора.

Произведение четко разделено на смысловые части. Сначала пейзаж, затем обращение к Родине, призывы к восстанию. Немаловажная роль отводится восклицательным предложениям. Формально стихотворение состоит из пяти четверостиший, имеющих относительную смысловую завершенность. Использована перекрестная рифма. Размер — четырехстопный ямб.

Идея избранности русской нации получает развитие в «Пророчестве», которое было написано через четыре месяца после «Рассвета». Могучая сила, которую выражает глас свыше, способствует перемене в образе российского императора: он превращается в защитника славянского народа.

Анализ стихотворения «Странник»

Cочинение «Анализ стихотворения «Странник»»

Так, в стихотворении «Странник» странник бежит из «долины дикой» не в деревню, но за черту города. Что же в данном образном контексте означает «город»? Довольно ясный ответ дает описание городского кладбища в «Когда за городом задумчив я брожу. «. Оно раскрывается через оппозицию город — деревня, отраженную в этом стихотворении, в котором противопоставляются два кладбища — городское и деревенское. На городском кладбище показано завершение такой дороги жизни, которая кончается смертью, не связывающей человека с Вечностью, смертью-тлением.

Этот образ смерти по своему внутреннему содержанию близок к неожиданной смерти в «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. «, смерти, обрывающей жизнь.

В «Когда за городом задумчив я брожу. » на кладбище «гниют все мертвецы столицы», и образ смерти-тления неразрывно связан с жизнью, подчиненной только тленному. Ее приметы даны через надписи на могилах «о добродетелях, о службе и чинах, По старом рогаче вдовицы плач амурный». Здесь изображается такое пространство, которое ограничено только земным, отсюда в первой части стихотворения возникает мотив стесненности, ограниченности, несвободы, композиционно соседствующий с мотивом тления:

Под коими гниют все мертвецы столицы В болоте кое-как стесненные рядком Как гости жадные за нищенским столом.

В третьей строке вышеприведенного фрагмента намечен образ стола, который «соседствует» с темой смерти, что далеко не случайно: такая композиционная близость смерти и стола у Пушкина повторяется в «Евгении Онегине» в I и II главах, что было отмечено еще В. С. Непомнящим. Жизнь, построенная только по законам потребления, законам «стола», чревата не смертью как формой жизни бесконечной, но тлением и распадом. Поэтому два стола в I главе «Евгения Онегина», наполненные разнообразными предметами услаждений, имеют свое логическое завершение в образе третьего стола с телом дяди — «дани, готовой земле».

Далеко не случайно и то, что во II главе Дмитрий Ларин умирает «в час перед обедом». Его смерть также «соседствует» со столом. Это «странное сближение» указует на такую жизнь, в которой обыденное не получает духовного содержания и обречено быть только обыденным. Вследствие этого дорога жизни в семье Лариных «пролегает» между сменой блюд, и жизнь главы семьи закономерно кончается «в час перед обедом».

Таким образом, в «Когда за городом задумчив я брожу. » Пушкин рисует такую жизнь и такую смерть, которая замыкает человека в земном, материальном пространстве, что неестественно для его души. Отсюда и возникает мотив тесноты, связанный с мотивом несвободы.

В деревне, на «кладбище родовом», наоборот, «неукрашенным могилам есть простор»

В этой характеристике деревенских могил важно каждое слово. Неукрашенная могила деревенского кладбища связана в восприятии поэта с простором: на ней нет следов той нелепой жизни, которой соответствуют и нелепые украшения на городских могилах («дешевого резца нелепые затеи»)

«Нелепая» жизнь города в этимологическом смысле эпитета «нелепый» есть жизнь некрасивая, деформированная, тесная для духовной жизни человека. Во второй части стихотворения образ простора получает свое углубление и объяснение

Обратим внимание на строки, предшествующие его описанию:

Осеннею порой, в вечерней тишине, В деревне посещать кладбища родовое, Где дремлют мертвые в торжественном покое.

Торжественный покой дремлющих мертвых. Этот образ — центральный во всем стихотворении. Так же, как и в «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. «, феномен Дома связывается в сознании поэта с состоянием покоя и простора (ср. «покой и воля»). Его истоки — в обретении того пространства жизни, где конечное, смертное преображено бессмертным. Такое место найдено. Поэтому мертвецы здесь не «гниют», а «дремлют в торжественном покое». ‘Дремать — уснуть — усыпать — успение’ — данное лексико-семантическое поле, в котором через этимологический смысл явственна связь двух состояний, выраженных отглагольными существительными сон — успение.

К-во Просмотров: 2809

Если вы ищите где нийти или скачать Анализ стихотворения «Странник», то Вам точно к нам!

Анализ стихотворения «Ещё земли печален вид» Тютчева 3 вариант

Стихотворение “Ещё земли печален вид” относят к раннему периоду творчества Тютчева, хотя точная дата его написания неизвестна.

Краткий анализ

История создания – точная дата его написания неизвестна, но литературоведы склоняются ко мнению, что стихотворение написано не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году.Тема стихотворения – параллелизм существования человека и природы.Композиция – двухчастная, сам автор явно разделяет произведение на две равные части, каждая из которых состоит из двух строф. Он рисует две разные картины, показывая родство человека с окружающим миром.Жанр – лирическое стихотворение.Стихотворный размер – ямб.Эпитеты – “мёртвый стебль”, “редеющий сон”, “весенняя нега”.Метафоры – “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты”.Олицетворение – “земли печален вид”, “природа не проснулась”, “природа улыбнулась”.

История создания

Относительно даты написания этого стихотворения есть только предположения, поскольку точно она неизвестна. Большинство литературоведов сходятся во мнении, что оно не могло быть написано позже, чем в апреле 1836 года, то есть в ранний период его творчества. Эту гипотезу также косвенно подтверждает то, что в произведении видны черты, характерные именно для его ранней лирики. Интересно, что при этом напечатано оно было только в 1876 году, то есть уже после смерти Тютчева. История создания этого произведения тесно связана с философскими взглядами Тютчева. В период написания стихотворения Федор Иванович находился под влиянием немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга с его восприятием природы как живого организма.

Тема

Основная тема стихотворения – это сосуществование природы и человека. Поэт всегда одушевлял природные явления, они были для него одухотворены. И эта идея явно прослеживается в стихотворении “Ещё земли печален вид”. Сопоставляя человеческую душу с природой, Тютчев создают удивительную в своей точности картину.

Композиция

Стихотворение чётко разделено на две равные части – композиционно и тематически.Первая часть – первые два четверостишия, описание природы, которая только-только просыпается от зимнего сна. Ориентировочно можно предположить, что Тютчев описывает начало марта. Весна ещё только намекает на свой приход: везде лежит снег и кажется, что зима в разгаре, но поэт показывает, что это ненадолго, используя анафору – повторение наречия “ещё”. Земля ещё печальна, но она уже готова к тому, чтобы пробудиться.Вторая часть – это две последние строфы. В них автор описывает уже человеческую душу, которая точно так же просыпается. Таким образом автор показывает родство окружающего мира и человеческой души, их поразительное сходство. В стихотворении есть также второй план – поэт сравнивает пробуждение весны с зарождением любви. Делается это неявно, но последние две строки явно указывают на то, что эта параллель волнует его воображение. Он показывает, что любовь, пришедшая в душу человека, подобна весне, пробудившей землю от зимней спячки, в которой та пробыла так долго. Эту же мысль поддерживают и подчеркивают употребленные автором глаголы – все они прямо или косвенно связаны с любовью и нежностью. Стихотворение написано одним из любимых тютчевских стихотворных размеров – ямбом. С его помощью поэт передаёт сложную философскую мысль в простой форме. Легкости восприятия стиха также способствует кольцевая рифмовка, которая как бы завершает мысль внутри каждой строфы, и чередование мужской и женской рифмы.

Жанр

Это лирическое стихотворение, в котором звучат мысли и чувства лирического героя, навеянные приходом весны. Как известно, поэт искренне считал природу одушевлённой, поэтому простое на первый взгляд описание пейзажа во второй части стихотворения связывается с его философскими размышлениями. Интересно, что поэт считал, что постичь природу – задача для человека непосильная, но при этом он обязательно должен стараться это сделать. Эти его воззрения отразились и в стихотворении “Ещё земли печален вид”.

Средства выразительности

Для лирики Тютчева характерны олицетворения, которые используются для описания природы, и другие классические тропы. Они же использованы и в “Ещё земли печален вид”:

Эпитеты – “мёртвый стебль”, “редеющий сон”, “весенняя нега”.Метафоры – “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты”.Олицетворение – “земли печален вид”, “природа не проснулась”, “природа улыбнулась”.

Все они работают на то, чтобы выразить философские идеи автора о любви, одушевлённости природы и её непознаваемости и донести их до читателя.

Композиция

Произведение состоит из двух частей, двух четверостиший.

В первом катрене поэт оправдывается перед любимой женщиной: ему кажется, что она его укоряет. На самом деле, как свидетельствуют источники, вовсе не Денисьева в этот период времени укоряла его за что-то. Укоряет его лишь собственная совесть за то, что он позволил себе развитие этих незаконных отношений, которые покрыли лишь Елену Александровну (а не его) общественным позором, изгнали из света.

Как известно, когда вскоре после снятия их совместной квартиры открылись их отношения, то для самого Тютчева никаких последствий не было ни в обществе, ни даже в семье (верная и глубоко любящая Эрнестина нашла в себе силы безмолвно пережить измену…).

Но что касается самой Елены, то, напротив, ей пришлось потерять все, что она имела, ради своей любви.… Вся ее семья пережила непоправимое горе от этого скандала. Ее тетю, директрису Смольного института, обругали и лишили должности, а родной отец отрекся от нее и проклял, запретив даже членам семьи видеться с ней. Естественно, для самой девушки отныне невозможно стать фрейлиной, к чему ее готовило обучение в Смольном. Вот почему поэту все время грезится «укора справедливая»…

Если первая часть стихотворения представляет собой обращение с прямым смыслом слов, то вторая – образную картину, где смысл слов переносный:

И, жалкий чародей, перед волшебным миром, Мной созданным самим, без веры я стою – И самого себя, краснея, сознаю Живой души твоей безжизненным кумиром.

Во второй части стихотоврения углубляется разговор о том, что вдвойне тяжелее чувствовать укоры совести, когда еще и не любишь достаточно сильно ту, ради которой изменил жене.

Этот образ передает горькое чувство ответственности, которое несет автор за «созданный» им «волшебный мир» любви. Антитеза довольно неожиданная: «жалкий чародей» противопоставлен «волшебному миру», который сам создал…

Чувство вины довольно сильно передано в это стихотворении. Тютчев будет стараться сделать все возможное, чтобы не оставить Денисьеву одну в ее беде: он живет с ней как с гражданской женой и официально запишет на свою фамилию всех их общих детей. Этим он несколько облегчает ее положение и даже временами создает в ее глазах иллюзию того, что является ее настоящим мужем.

Не последнюю роль в возможности такой иллюзии здесь сыграла необыкновенно самоотверженная его законная супруга, немецкая баронесса родом из Мюнхена, Эрнестина, которая молчаливо дала согласие на официальное признание незаконнорожденных детей и на его совместную жизнь с Еленой — жизнь на два дома.

Возможно, потому ее поведение так загадочно смиренно, что много лет назад она сама явилась такой же роковой разлучницей, ведь из-за нее первая жена Тютчева, немецкая графиня Элеонора, совершила попытку самоубийства, а немногим позже угасла от чахотки… Да, союз с Эрнестиной в свое время тоже был построен на чужих слезах. И теперь, глядя на новую пассию своего мужа, Эрнестина вспоминает и возможно, видит свое прошлое как в зеркале…

https://youtube.com/watch?v=g0tiLUfuI3A

Фильм про личную жизнь Тютчева

слушать стихотворение

Композиция произведения

Стих был по теме и строению поделен автором на две равноправные части.

Первая часть состоит из двух строф, в которых описывается природа, что только начала оживать после зимней спячки. Из этого следует, что Федор Иванович пытался литературным способом написать рисунок, отображающий примерно начало марта. Ведь весна еще полностью не вступила в свои права: все еще вся земля укрыта снегом, но автор при помощи повторения слова «еще» показывает, что это скоро закончится. Земля уже готовится к пробуждению.

Вторая часть состоит из двух последних четверостиший. В них поэт философствует, он отступает от темы природы и описывает душу человека, которая точно так же пробуждается. При помощи этого приема Тютчев показывает родство между природой и человеческим нутром, их удивительное сходство.

В стихе также присутствует второй план — автор сравнил приход весны на землю с началом любви, ее возникновением между двумя людьми. Это происходит неявно, однако две строчки, завершающие произведение, показывают, как эта параллель беспокоит его воображение. Тютчев показывает, что чувство любви, поглотившее душу человека, подобно весне, что пробудила землю от зимнего сна. Эту идею подчеркивают использованные творцом глаголы — все они связаны с нежностью и дополняют выстраиваемую автором картинку, создавая целостную композицию.

Стихи Тютчева о Родине

Как насаждения Петрова…

Как насаждения Петрова,
В Екатерининской долине
Деревья пышно разрослись —
Так насаждаемое ныне,
Здесь русское живое слово
Расти и глубже коренись.

Как дочь родную на закланье…

Как дочь родную на закланье
Агамемнон богам принес,
Прося попутных бурь дыханья
У негодующих небес, —
Так мы над горестной Варшавой
Удар свершили роковой,
Да купим сей ценой кровавой
России целость и покой!
Но прочь от нас венец бесславья,
Сплетенный рабскою рукой!
Не за коран самодержавья
Кровь русская лилась рекой!
Нет! нас одушевляло в бое
Не чревобесие меча,
Не зверство янычар ручное
И не покорность палача!
Другая мысль, другая вера
У русских билася в груди!
Грозой спасительной примера
Державы целость соблюсти,
Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на подвиг просвещенья
Единомысленных, как рать.
Сие-то высшее сознанье
Вело наш доблестный народ —
Путей небесных оправданье
Он смело на себя берет.
Он чует над своей главою
Звезду в незримой высоте
И неуклонно за звездою
Спешит к таинственной мете!
Ты ж, братскою стрелой пронзенный,
Судеб свершая приговор,
Ты пал, орел одноплеменный,
На очистительный костер!
Верь слову русского народа:
Твой пепл мы свято сбережем,
И наша общая свобода,
Как феникс, зародится в нем.

И дым отечества нам сладок и приятен…

«И дым отечества нам сладок и приятен!» —
Так поэтически век прошлый говорит.
А в наш — и сам талант все ищет в солнце пятен,
И смрадным дымом он отечество коптит!

Умом Россию не понять…

Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Два единства

Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней —
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши —
Славянский мир, сомкнись тесней…
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью —
А там увидим, что прочней…

Славянам

Привет вам задушевный, братья
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы — свои!
Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, —
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подда?нства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех.
Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные.
Вот, вот что ненавидят в нас:
Вам не прощается Россия,
России не прощают вас!
Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: — Это я!
При неотступном вспоминаньи
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как Божья кара, их страшит!
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них — закон и равноправность,
Для нас — насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.
И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь,
И тяготеет и над нами —
Над нами, собранными здесь…
Еще болит от старых болей
Вся современная пора…
Не тронуто Коссово поле,
Не срыта Белая Гора!
А между нас — позор немалый, —
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.
Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы ждем и верим Провиденью —
Ему известны день и час…
И эта вера в правду Бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди…
Он жив — Верховный Промыслитель,
И суд Его не оскудел,
И слово «Царь-Освободитель»
За русский выступит предел.

Русская география

Москва и Град Петров, и Константинов Град —
Вот царства Русского заветные Столицы…
Но где предел ему? и где его границы —
На север, на восток, на юг и на закат?..
Грядущим временам судьбы их обличат…
Семь внутренних морей и семь великих рек…
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная…
Вот царство Русское… и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух, и Даниил предрек…

Краткая биография автора

Федор Тютчев, стихи которого имеют особый смысл в сознании каждого, родился пятого числа последнего месяца в 1803 году. Его жизнь не была плохой или неблагополучной, как случается у многих выдающихся людей. Нет, он хорошо жил в Москве, учился. Заниматься творчеством начал в подростковом возрасте. Тогда его труды выходили в печать крайне редко и не были объектом обсуждений критиков. Успеха он достиг, когда сборник его произведений попал к Александру Сергеевичу Пушкину. Он восхитился стихотворениями молодого человека, и они были опубликованы в его журнале. Но только несколькими годами позже, когда Тютчев вернулся в родные места, смог достичь признания.

О, как убийственно мы любим

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепости страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя…

Год не прошел — спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Всё опалили, выжгли слезы

Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,

При первой встрече роковой,

Ее волшебны взоры, речи

И смех младенческо-живой?

И что ж теперь? И где ж всё это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья…

Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,

Очарование ушло…

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала

То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,

Как пепл, сберечь ей удалось?

Боль злую, боль ожесточенья,

Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепости страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!..

1851 год

*****

«Странник» Ф.Тютчев

«Странник» Фёдор Тютчев

Угоден Зевсу бедный странник, Над ним святой его покров. Домашних очагов изгнанник, Он гостем стал благих богов.

Сей дивный мир, их рук созданье, С разнообразием своим, Лежит развитый перед ним В утеху, пользу, назиданье…

Чрез веси, грады и поля, Светлея, стелется дорога, — Ему отверста вся Земля — Он видит все и славит Бога.

Анализ стихотворения Тютчева «Странник»

Произведение, созданное в 1829—30 гг. посвящено теме странничества, одной из знаковых в русской художественной словесности. Каким предстает многогранный лик Божьего человека в версии Тютчева? «Бедный странник» бесприютен, отлучен от тепла «домашних очагов», но его нельзя назвать покинутым и обездоленным. Скиталец, отверженный дольним миром, угоден божествам и оберегаем «святым покровом». Он подобен герою «Цицерона», ставшему «собеседником на пиру» у всемогущих обитателей Олимпа.

Страннику, свободному от земных забот, открывается разнообразие «дивного мира», созданного богами. Лирический субъект декларирует и многогранность целей, доступных нищему пилигриму: достижение духовного умиротворения, практическая польза, обретение знаний или опыта.

Финальный катрен начинается с изображения бескрайней панорамы пути. Предстоящая дорога получает положительные характеристики, выраженные деепричастием «светлея» и глаголом «стелется». В завершающем двустишии наступает кульминационный момент. Обобщающая формула «Отверста вся земля» моделирует открытую, дружелюбную и радостную модель мироздания, восходящую к библейской символике книги. Вдохновенный избранник, обладающий чудесным даром всевидения, добросовестно исполняет свою главную миссию, восславляя Бога.

Интересно, что с развитием лирического сюжета претерпевает изменения вера персонажа. Сначала путник близок античным богам, но дорога, подвластная воле провидения, обращает его к христианским ценностям. В завершающем эпизоде облик наивного странника преображается. Поскольку ему открыты и понятны все земные дали, фигура персонажа избавляется от первоначальной характеристики парии и сближается с образом библейского пророка. Книжная лексика, количество которой возрастает к финалу, подтверждает духовную трансформацию странника на стилистическом уровне.

Интонации приятия мира и глубинный смысл категории бедности объединяют стихотворение с поздним тютчевским творением «Эти бедные селенья… », где говорится о «смиренной наготе» и великом терпении русского крестьянства. Внешний убогий вид утаивает высокий сокровенный смысл, указывающий на искренность веры и чистоту духа. Поэтическое произведение завершает образ Христа, благословившего землю — скудную и бедную, но одухотворенную, родную и дорогую сердцу.

Список литературы

Тютчев Ф. И. Стихотворения. Письма. М., 1957, с. 291. – Далее тексты Тютчева цитируются по этому изданию.

Пигарев К. В. Ф. И. Тютчев и его время. М., 1978, с. 311.

Орлов О. В. Поэзия Тютчева. М., 1981, с. 125.

Тынянов Ю. Н. Пушкин и его современники. М., 1969, с. 181.

Аксаков К. С, Аксаков И. С. Литературная критика. М., 1981, с. 344.

Озеров Л. Поэзия Тютчева. М, 1975, с. 56.

Зунделович Я. О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971, с. 28, 30 и сл.

Касаткина В. Н. Поэзия Ф. И. Тютчева. М., 1978, с. 34.

История русской литературы. Т. 7. М.; Л., 1955, с. 711.

О различии писательского пути как позиции и пути как развития см.: Максимов Д. Е. Поэзия и проза А. Блока. 2-е изд., доп. Л., 1981, С. 10. – Тютчев назван здесь в качестве характерного художника первого типа.

Толстовский ежегодник. М., 1912, с. 147.

Пигарев К. В. Указ. соч., с. 311.

Гиршман М. М. Анализ поэтических произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. М., 1981, с. 61.

Пумпянский Л. В. Указ. соч., с. 32.

История русской литературы, т. 7, с. 708.

Зунделович Я. О. Указ. соч., с. 71.

Здесь и далее цифровые данные приводятся по: Новинская Л. П. Метрика и строфика Ф. И. Тютчева. – В кн.: Русское стихосложение XIXвека. М., 1979, с. 355—413.

Летом 1871 г. поэт посетил археологические раскопки на месте городища Вщиж на Орловщине. Поездка была недалекой: место, некогда бывшее центром удельного княжества, располагается в десятке километров от Овстуга, тютчевского родового поместья. От города-крепости остались лишь курганы, напоминающие о трагической судьбе Вщижа и его жителей, погибнувших под натиском татар.

Упоминание о курганах содержит поэтический текст, появившийся под свежим впечатлением от путешествия. Нельзя утверждать, что пейзажная картина насыщена приметами конкретной

местности: земляные насыпи, похожие на холмы, и дубы – две доминанты природной зарисовки. Тенденция к обобщению поддерживается неопределенностью числовой характеристики “два-три”, которая применяется к обоим образам.

Если курганы упоминаются вскользь, то образ деревьев развернут в антропоморфной манере, присущей тютчевской поэтике.

В пейзажное полотно вплетены размышления лирического “я”, отсылающие читателя к прошлому – жестокой борьбе страстей и кровавым сражениям. Весь эпизод организован на антитезе: символом настоящего становятся могучие раскидистые дубы, а минувшее, почти

неуловимое прошлое ассоциируется с курганами. Здесь же возникает мотив безразличия к деяниям ушедших веков, который развивается во второй части “От жизни…”

Содержание завершающих катренов посвящено философской теме вечности природы, в рамках которой разворачивается еще одна антитеза. Ее компонентами выступают вечная “бездна” внешнего мира и краткое человеческое существование. Лирический субъект беспощаден к “царю земли”, пребывающему в поте и пыли: его прошлое – “призрачные годы”, и “бесполезные” подвиги настоящего имеют общий исход, который не зависит от моральной стороны поступков.

Метафора “греза природы” демонстрирует робкие догадки представителей рода человеческого о своем скромном амплуа в тютчевской космогонии. Лексема “дети”, отчасти противоречащая с понятием грезы, зыбкого видения, определяет черты истинного портрета человека – трагического, но лишенного иллюзий.

Знаковый и многоликий образ бездны описан двумя сложными эпитетами: “всепоглощающая” и “миротворная”. Философская категория, в лирике Тютчева обозначающая беспредельное и вечное внеземное бытие, в контексте итогового стихотворения лишена семантики “рокового” и зловещего. Она не грозит смертным возмездием и наказанием, а сулит умиротворение и покой.

Летом 1871 г. поэт посетил археологические раскопки на месте городища Вщиж на Орловщине. Поездка была недалекой: место, некогда бывшее центром удельного княжества, располагается в десятке километров от Овстуга, тютчевского родового поместья. От города-крепости остались лишь курганы, напоминающие о трагической судьбе Вщижа и его жителей, погибнувших под натиском татар.

  • Как работать со списками кратко

      

  • Каковы истоки театрального искусства древней греции как осуществлялись первые постановки кратко

      

  • Семейные проблемы как объект психосоциальной помощи кратко

      

  • Какую функцию выполняет внутренний железистый слой желудка кратко

      

  • Омск школа 38 педагогический состав
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: