Анализ произведения джорджа оруэлла «скотный двор»

Повесть джорджа оруэлла «скотный двор»: краткое содержание

«Скотный двор»: краткое содержание

Герои повести — обитатели фермы «Усадьба». Ее хозяин — мистер Джонс — страдает алкоголизмом, а потому дела его идут из рук вон плохо. Иногда он даже забывает покормить животных. Однажды двенадцатилетний боров по имени Майор устраивает собрание. Именно с этого события и начинается повествование.

Майор зарождает в умах обитателей фермы революционные мысли. Что будет, если животные станут свободными, перестанут зависеть от корыстных и жестоких людей? Старый Майор утверждает, что когда-то должно свершиться восстание, которое в конечном счёте и сделает жителей фермы счастливыми. Они будут меньше работать, но лучше питаться. В мире животных наступит равенство. Следует всего-навсего избавиться от человеческой диктатуры.

Спустя несколько дней после собрания Майор умирает. Однако идеи, высказанные мудрым боровом, продолжают жить. Песня, которую в один из последних дней своей жизни исполнил майор, становится гимном освободительного движения. Называется гимн «Скоты Англии».

Однажды Джонс забывает покормить животных. Они в гневе набрасываются на него и его помощников. Таким образом, происходит долгожданная революция. Отныне на ферме нет ни одного человека. Вся власть принадлежит животным. Свиньи — Наполеон, Сноуболл, Визгун — оказываются у руля в новом маленьком государстве.

Беда в том, что идеалы о равенстве и всеобщем счастье со временем забываются. Свиньи всё больше руководят и всё меньше работают. Другим животным приходится выполнять тяжелый труд от рассвета до заката. Однако несмотря на это они счастливы. Обитатели фермы верят в идеи, на осуществление которых их когда-то вдохновил мудрый Майор.

Таково краткое содержание «Скотного двора». Но здесь, конечно, рассказано не обо всех событиях в жизни обитателей фермы. Со временем, незаметно для многих животных, в скотном дворе устанавливается диктатура. Начинаются репрессии, доносы и прочее явление, характерные для политики тоталитаризма. А главное, подмен ценностей. Идеи, которые когда-то вдохновили животных на восстание, постепенно отходят на задний план — они неудобны диктатору и его приспешникам.

«Скотный двор»: краткое содержание по главам

Это произведение было создано более полувека назад, но актуально и сегодня. Оно существует вне времени и пространства, раскрывает основные законы общества, поведение людей, обусловленное экономической и политической ситуацией. Это замечательная книга, повествующая о силе влияния, которое способна оказывать на массовое сознание личность.

Даже прочитав краткое содержание «Скотного двора», можно оценить сатирический талант Оруэлла. Кроме того, пересказ ответит на вопрос о том, почему на протяжении нескольких десятилетий произведение американского писателя популярно среди русскоязычных читателей. Краткое содержание «Скотного двора» Оруэлла изложим по следующему плану:

  • Речи Майора.
  • Создание идеи анимализма.
  • Восстание.
  • Принципы анимализма.
  • Битва у коровника.
  • Изгнание Снежка.
  • Происки вредителя.
  • Репрессии.

Проблемы

Проблематика романа «1984» столь же интересна и глубокомысленна:

  1. Тоталитаризм – Оруэлл в своём романе представил гиперболизированные черты любого тоталитарного государства. Пропаганда, ксенофобия, шпиономания, трудовые лагеря, репрессии и милитаризм. Океания стала настоящим образцом для всех писателей в жанре антиутопии и его ценителей.
  2. Пропаганда – во время Второй мировой войны писатель сам был частью пропагандисткой машины Великобритании, а потому прекрасно знал силу средств массовой информации, с помощью которых власти могли оказывать колоссальное воздействие на народные массы. Всё это нашло отражение в его романе «1984», где воздействие правительства на сознание людей достигает такого масштаба, что оно способно убедит человека в том, что дважды два равняется пяти.
  3. Ложные ценности – лозунгом правящей партии Океании являются слова: «Война – это мир. Свобода – это рабство. Незнание – сила». Именно в них полностью отражено то, как правительство Большого Брата не просто навязывает людям свои идеалы, но искажает вечные человеческие ценности, меняет под себя сам мир. И самое страшное, у него это даже получается.
  4. Война – роман «1984» ясно даёт понять, что мир на протяжении многих лет объят нескончаемой жестокой войной, забирающей миллионы жизней, оттягивающей на себя все ресурсы. Однако этот конфликт не оказывает какого-либо серьёзного влияния на жизнь людей, волны мобилизации, бомбардировки, сводки с фронтов – всё это стало настолько привычным, что война воспринимается, как нечто обыденное и понятное, а сводки с фронта ждут, как сообщения о победе футбольной команды. Нам не расскажут ни о причинах, ни о целях этого кровопролития в масштабах целой планеты. Война в романе «1984» не имеет смысла и ведётся правительствами всех стран ради самой войны.

[править] Действующие лица

  • Старый майор (англ. Old Major) — престарелый кабан, пророк революции, создатель песни «Скоты Англии». Является аллегорическим сочетанием Карла Маркса и Владимира Ленина. Череп Старого Майора был выставлен на всеобщее обозрение наподобие забальзамированного тела Ленина.
  • Наполеон (англ. Napoleon) — также кабан, один из лидеров восстания. Он «был большим и даже несколько свирепым с виду беркширским боровом, единственным беркширцем на ферме». Вскоре захватывает власть в свои руки при помощи девяти собак и изгоняет Сноуболла. Аллегория на Иосифа Сталина.
  • Сноуболл ,Снежок (англ. Snowball) — кабан, один из лидеров восстания. Один из главных соперников Наполеона. Был изгнан последним при помощи собак и скрылся через дырку в заборе. Дальнейшая судьба Сноуболла неизвестна. После изгнания становится своеобразным «врагом народа». Аллегория на Льва Троцкого.
  • Визгун (англ. Squealer, в других переводахСтукач ,Крикун ) — маленький жирный поросёнок, который служит Наполеону и занимается пропагандой. Должность Визгуна ассоциируется с должностью Вячеслава Молотова.
  • Минимус (англ. Minimus) — свинья, сочинившая гимн в честь Наполеона.
  • Молодые свиньи — четыре свиньи, которые пожаловались на захват Наполеоном фермы, но затем были казнены.
  • Мистер Джонс (англ. Mr Jones) — бывший владелец фермы, любитель выпить. Животные восстают против него, когда он практически перестаёт о них заботиться. Впоследствии умирает в лечебнице для алкоголиков. Аллегория на русского царя Николая II.
  • Мистер Фредерик (англ. Mr Frederick) — владелец фермы «Пинчфилд», находящейся по соседству со «Скотным двором». На некоторое время вступает в союз с Наполеоном. Однажды нападет на мельницу, построенную животными. Образ ассоциирован с образом Адольфа Гитлера, вероломно напавшего на Советский Союз.
  • Мистер Пилкингтон (англ. Mr. Pilkington) — владелец фермы «Фоксвуд», заросшей сорняками. Также находится по соседству со «Скотным двором».
  • Мистер Уимпер (англ. Mr Whymper) — человек, нанятый Наполеоном для ведения дипломатических переговоров. Сначала с помощью Уимпера приобретаются товары для сельского хозяйства, впоследствии — предметы роскоши, например, алкоголь для свиней.
  • Боксёр (англ. Boxer) — упряжной конь. По характеру добрый и верный, но вместе с тем наивный и доверчивый. Верно служит Наполеону. После того, как стройка окончательно отнимает у него все силы, Наполеон отправляет Боксёра на живодёрню. Аллегория на Стахановское движение.
  • Кловер (англ. Clover, в других переводахКлевер ,Травка ,Люцерна ) — вторая упряжная лошадь, подруга Боксёра. Довольно долго помнила изначальные цели восстания. Сумела выучить весь алфавит.
  • Молли (англ. Mollie) — молодая белая кобылка. Вскоре после революции убегает на соседнюю ферму.
  • Бенджамин (англ. Benjamin) — осёл, одно из самых старых и мудрых животных на ферме. Отличается скептическим и пессимистическим характером.
  • Мюриэль (англ. Muriel) — мудрая старая коза, которая дружит со всеми животными на ферме. Одно из немногих животных, научившихся читать.
  • Щенки (англ. The Puppies) — потомство собак Джесси и Блюбел. Отнимаются и воспитываются Наполеоном, после чего используются для его защиты.
  • Мозус (англ. Moses) — старый ворон, иногда посещает ферму и радует её обитателей рассказами о чудесных заоблачных местах.
  • Овцы (англ. The Sheep) — отличаются невероятной глупостью и верно поддерживают идеалы Наполеона.
  • Куры (англ. The Hens) — первыми восстают против Наполеона. Часть из них была казнена.
  • Коровы (англ. The Cows) — их молоко воруется свиньями для личного рациона. Другие животные лишены этого продукта.
  • Кошка (англ. The Cat) — никогда не выполняет никакой работы, но её всегда прощают. Не принимает никакого участия в политике фермы. Голосовала только один раз, причём за обе стороны.

Тропы и штампы[править]

  • Вербальный тик — овцы взяли за привычку блеять во время речей Наполеона: «Четыре ноги — хорошо, две — плохо!».
  • Гнусный алкаш — сначала Джонс, а постепенно и свиньи становились таковыми.
  • Наглая ложь — Визгун постоянно врёт насчёт того, что жить стало лучше, жить стало веселее. Но особенно наглым и циничным можно считать случай, когда Визгун сказал, что Боксёра увезли на лечение (в повозке скотобойни, ага) где тот и умер, а его последними словами были «Долгих лет Наполеону!»
  • Музыкальный символ — «Твари Англии», спетая в начале повести Старым Майором, стала гимном революции.
  • Победитель дракона становится драконом — свиньи переняли все пороки людей.
  • Революция не по-детски.
  • Сапогами попирают из Вселенной — какие только титулы не придумали свиньи для Наполеона! «Отец Животных Всего Мира», «Гроза Рода Человеческого», «Мудрый Пастырь», «Лучший Друг Утят» и т. п.
  • Страдания унитаза: с точки зрения животных, фермеры — жестокие эксплуататоры и рабовладельцы, которые их убивают и едят. Все фермеры, а не только те, которых осудили бы за жестокое обращение со скотом.
  • Тяжкий труд не помогает — ломовой конь Боксёр в любой непонятной ситуации говорил «Я буду работать ещё больше», а работал он, не щадя себя. «Всегда правый», по его мнению, хряк Наполеон «отблагодарил» его — сдал на скотобойню, когда он состарился.
  • Человеко-звериный сеттинг: сначала (когда Джонс был хозяином «Усадьбы») был 1 тип, потом (когда животные его свергли) перешел в 2 тип, в конце же вообще перешел в 3 (свиньи стали на 2 ногах, в одежде и играли в карты с людьми, которых когда-то на словах ненавидели, как невесть кого).
  • На тебе!. Снежок — Троцкий, Наполеон — Сталин, которого Оруэлл терпеть не мог, потому что выступал за «демократический социализм» и считал, что дело каждого социалиста — всеми силами бороться с «тиранией», пусть даже на стороне капиталистов. Сюжет — злые аллюзии на межвоенные события СССР и далее вплоть до конца Второй мировой (повесть опубликована в 1945) с дальнейшим прогнозом насчёт того, что диктатура окончательно доэволюционирует до монархии (в реальности после смерти Сталина диктатура сменилась партократией). Ворон Мозес — «на тебе!» в сторону религии.
  • Русские любят клюкву — несмотря на то что официально Оруэлл в СССР назывался «гнусным троцкистом» и был запрещён к изданию (подвижки начались в 1984 г.), но неофициально многие интеллигенты считали своим долгом прочесть «Скотный двор» и «1984». Был и номенклатурные издания для служебного пользования.
  • Единственный нормальный человек — вернее, единственные нормальные звери — старый кабан Майор и старый осёл Бенджамин.

Все животные равны, но некоторые равны больше

Эта фраза из произведения «Скотный двор» об иерархии власти. Вообще я считаю, в любой группе животных, людей и других существ всегда есть иерархия. Когда их только 2 особи, тоже кто-то станет лидером.

Второй закон природы — это эгоизм

Эгоисты все, только некоторым стыдно признаваться в этом и они прикрываются разными защитными механизмами или враньем. А некоторые становятся альтруистами, чтобы казаться себе хорошими. Только весь альтруизм — это самозащита. Борьба со злом в себе или комплексы.

Человек не уверен, ему кажется, что, если каждому пресмыкаться, то его за это начнут любить, что он такой молодец. Только так не бывает. Когда в ком-то слишком много подхалимства или он постоянно угождает, то его перестают уважать, а потом замечать, иногда он даже раздражает.

Например, когда в классе кто-то из учеников постоянно всем помогает сам, когда не просят, то он не становится любимцем, а наоборот, начинает бесить. И наоборот агрессивного лидера чувствуют телом издалека.

Эгоизм опасен, если в нем нет меры. Так вот иерархия и эгоизм взаимосвязаны. Когда человек получает власть, он перестает себя сдерживать, эгоизм растет, проявляются зародыши зла, развиваются и делают человека сволочью.

Почти все лидеры делали что-то злое. В истории мало такие царей или богачей, которые бы занимались благотворительностью или покаялись. Зато много убийц. Антиутопия Оруэлла о типичных чиновниках, которых власть сделала злыми.

Так что фраза «Все животные равны, но некоторые равны больше» для меня — это показатель невозможности достичь равенства. Это как антогонизм коммунизму. Ну не может быть равенства нигде.

Есть инстинкт, который требует улучшать свой комфорт, закрывать все потребности. Социальный инстинкт — это не только стадность, но и стремление к лидерству.

Семь заповедей, придуманных свиньями

После изгнания людей с фермы животные начали обучаться грамоте. Правда, многие не смогли осилить даже алфавита. Особые интеллектуальные способности демонстрировали свиньи. Именно они изложили семь заповедей, которых впредь должны придерживаться все животные: лошади, козы, овцы, куры, собаки, кошки.

На стене амбара белой краской один из боровов написал:

  1. Враг — тот, что ходит на двух ногах.
  2. Друг — тот, что ходит на четырех ногах.
  3. Животные не носят одежду.
  4. Животные не спят в кровати.
  5. Животные не пьют алкоголя.
  6. Животные не убивают друг друга.
  7. Все животные равны.

В сюжете «Скотного двора» эти заповеди имеют не последнее значение. Дело в том, что со временем их начинают нарушать. И нарушают их отнюдь не лошади, козы, овцы и куры, а свиньи, то есть те, что находятся у власти. Заповеди не отменяют. В них незаметно вносят коррективы. Так, постулат о том, что животное не может убить себе подобного, дополняют словами «без причины». Заповедь, которая гласит, что ни один обитатель фермы не имеет права пить спиртное, — словами «до беспамятства».

Персонажи «Скотного двора» довольно колоритные. Одни имеют конкретные прототипы. Другие представляют собой собирательные образы. Есть в «Скотном дворе» Оруэлла и персонажи, символизирующие определенный социальный слой.

Рецензии на книгу «Скотный двор» Джордж Оруэлл

«Там, в 1936 г. для меня остановилась история. Я с детства знал, что газеты могут лгать, но только в Испании я увидел, что они могут полностью фальсифицировать действительность. Я лично участвовал в „сражениях“, в которых не было ни одного выстрела и о которых писали как о героических кровопролитных битвах, и я был в настоящих боях, о которых пресса не сказала ни слова, словно их не было. Я видел бесстрашных солдат, ославленных газетами трусами и предателями, и трусов и предателей, воспетых ими как героев. Вернувшись в Лондон, я увидел, как интеллектуалы строят на этой лжи мировоззренческие системы»

Для современного человека это вряд ли является откровением, уж мы-то с вами тертые калачи! Все видели, все знаем, все понимаем. Но нет никакой возможности представить себе, каким потрясением это было для людей того времени. Особенно для такого внимательного к мировому историческому процессу человека, как Джордж Оруэлл. В своих статьях он нещадно бил политические режимы всех стран: и СССР, и Англии, и Германии. Британцы почти до самой смерти подозревали его в связях с коммунистами, которые в свою очередь его терпеть не могли. Оруэлл очень внимательно изучал историю и культуру России, следил за развитием политической мысли, верил в возможность преобразований. Как сказал один из его друзей: «Он страдал за русскую трагедию слишком сильно для наблюдателя. Он постоянно говорил о Сталине, о репрессиях, о голоде, об исчезающих людях. Но и когда он не говорил, мне казалось, что он думает об этом

«. И нет ничего удивительного в том, что Оруэллу, умевшему мастерски анализировать и классифицировать исторические процессы, происходящее в нашей стране было видно гораздо яснее, чем самим гражданам СССР.

Некоторое время он пытался искать оправдания репрессиям, спорил и ссорился с коллегами, но в конце концов пришел к выводу, что «жажда власти, может быть, не ситуативная реакция, а органическое свойство человеческой природы.

» Произведения Оруэлла не просто мрачны, а беспросветны, это итог страшного разочарования человека в собственной природе.

«Скотный двор» был написан им ещё во время войны. Его нельзя назвать антиутопией — в произведении в аллегорической форме описаны реальные события 1917-1943 годов. А значит оно принадлежит к жанру политической сатиры, невеселой карикатуры. Причем в формате сказочки о животных — дети будут в восторге.

«Необходимо разрушить сталинистский миф во имя возрождения социалистического движения, … миф побивается мифом, как огонь огнем

Персонажи книги крайне интересные, и не просто узнаваемые (Сталин, Троцкий и т.д.), а во многом типичные. Классификация «животных» Оруэлла работает и по сей день. Особенно активизировались в последнее время овцы, которые любят скакать и бездумно выкрикивать чужие лозунги. Привлекательно выглядят персонажи, для которых политическое устройство ничего не меняет в жизни: кошка, которой при любой власти хорошо, и ослик, которому при любой власти плохо. А власть на Скотном дворе принадлежит великой посредственности, товарищу Наполеону. Который не в состоянии довести до ума ни одного выгодного проекта без чудовищных потерь (строительство мельницы, торговля). Зато с помощью несложных хитростей и грубой силы выстраивает идеальное тоталитарное государство. Оруэлл перечисляет огромное количество характерный черт революции на Скотном дворе: наличие отлаженного силового инструмента (псы), поиск внешнего врага (Обвал), переписывание законов и истории (заповеди), обособление власти от народа (свиньи живут в доме), полный контроль СМИ (Стукач) и религии (ворон Моисей), нездоровое рабочее воодушевление вплоть до самопожертвования (Боец), расцвет бюрократии и организаций контроля (скотские комитеты), становление культа личности (незаменимый товарищ Наполеон, как же мы без него!?). И, наконец, история приходит туда, с чего все начиналось — к кнуту.

На примере Русской революции и ее последствий, Оруэллу удалось сформулировать общие закономерности всех мировых революций, любой формы власти человека. Если люди произошли от обезьян, то политики, безусловно, произошли от свиней. И эта истина справедлива для любого строя, для любого государства, для любого времени.

Я бы никогда не поверил в эту историю. Проблема лишь в том, что она произошла на самом деле. И это действительно страшно.

«Они переводили глаза со свиньи на человека, с человека на свинью и снова со свиньи на человека, но угадать, кто из них кто, было невозможно.»

Прочитано в рамках игр Русское лото и Летний лагерь Школьной Вселенной

Восстание

Однажды мистер Джонс забывает покормить животных, те в гневе выдворяют его с фермы и таким образом обретают свободу. Краткое содержание повести «Скотный двор» можно изложить следующим образом: звери избавляются от власти человека, ведут борьбу за независимость, учатся жить без людей.

Оруэлл описывает государственный переворот, но события происходят не среди людей, в рамках какой-либо страны, а среди животных, живущих на ферме. Есть среди них идейный хряк, который убеждает остальных, что живется им плохо, люди их используют, не кормят как следует. Жизнь может быть гораздо лучше, стоит лишь свергнуть власть мистера Джонса – так утверждал безвременно ушедший Майор, и в его образе легко угадывается Владимир Ленин.

Восстание

Однажды мистер Джонс забывает покормить животных, те в гневе выдворяют его с фермы и таким образом обретают свободу. Краткое содержание повести «Скотный двор» можно изложить следующим образом: звери избавляются от власти человека, ведут борьбу за независимость, учатся жить без людей.

Оруэлл описывает государственный переворот, но события происходят не среди людей, в рамках какой-либо страны, а среди животных, живущих на ферме. Есть среди них идейный хряк, который убеждает остальных, что живется им плохо, люди их используют, не кормят как следует. Жизнь может быть гораздо лучше, стоит лишь свергнуть власть мистера Джонса — так утверждал безвременно ушедший Майор, и в его образе легко угадывается Владимир Ленин.

Восстание

Однажды мистер Джонс забывает покормить животных, те в гневе выдворяют его с фермы и таким образом обретают свободу. Краткое содержание повести «Скотный двор» можно изложить следующим образом: звери избавляются от власти человека, ведут борьбу за независимость, учатся жить без людей.

Оруэлл описывает государственный переворот, но события происходят не среди людей, в рамках какой-либо страны, а среди животных, живущих на ферме. Есть среди них идейный хряк, который убеждает остальных, что живется им плохо, люди их используют, не кормят как следует. Жизнь может быть гораздо лучше, стоит лишь свергнуть власть мистера Джонса – так утверждал безвременно ушедший Майор, и в его образе легко угадывается Владимир Ленин.

Книга «Скотный двор», Джордж Оруэлл. Анализ произведения

Без «Скотного двора» Оруэлл вряд ли когда-нибудь написал бы «1984». И по субъективной точке зрения автора этих строк, «Скотный двор» имеет больше художественных достоинств.

Повесть определённо появилась на свет из-за того, что социалист Оруэлл с большой горечью смотрел на происходящее в Советском Союзе: «большой террор», искажение истории, пакт Молотова-Риббентропа*, культ личности Сталина. И писатель нащупал великолепный способ выразить свою душевную боль.

Сюжет повести довольно остроумен. На одной британской ферме животные, вдохновлённые старым хряком Майором, устраивают революцию и изгоняют пьяницу-фермера мистера Джонса, как эксплуататора. Звери, руководимые свиньями Снежком и Наполеоном, устанавливают свою республику на территории скотного двора и учреждают семь заповедей, по которым им всем надлежит жить.

После этого, казалось бы, должно наступить царство свободы, равенства и счастья. Но довольно быстро в среде животных возникает размежевание. Уровень классового сознания у каждого отдельного гражданина скотного двора различен. Но главная беда в другом – возникает борьба за власть между Снежком и Наполеоном, которая приведёт к весьма плачевным последствиям для молодой республики животных.

Для справки

*Пакт Молотова-Риббентропа – пакт о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 года. К нему прилагался секретный протокол, согласно которому разграничивались сферы влияния в Восточной Европе, если произойдёт территориально-политическое переустройство. Пакт получил неофициальное название по именам народного комиссара иностранных дел СССР Вячеслава Молотова и министра иностранных дел Германии Иоахима фон Риббентропа.

Дабы не испортить удовольствие, не станем раскрывать все подробности истории, которую содержит книга «Скотный двор». Джордж Оруэлл при помощи меткой аллегории рисует сатиру на революционное общество. На то, как возникает революция и как она, затем, перерождается в бюрократическую олигархию. Здесь Оруэлл, конечно, предстаёт как последовательный критик сталинизма.

В образе Наполеона, его методах и поведении, очевидно, проглядывает личность товарища Сталина. Снежок же, отображённый в повести одновременно и с иронией, и с симпатией, вполне соответствует Льву Троцкому (одному из лидеров Октябрьской революции, впоследствии изгнанному из страны Сталиным).

Находится здесь место и иносказательному представлению целых слоёв общества: трудолюбивый конь Боец – рабочие; любящая ленточки лошадка Молли – интеллигенты-эмигранты; ворон-проповедник Моисей – религиозные деятели; осёл-скептик Бенджамин – оставшаяся в республике интеллигенция и т.д. Образно будут затронуты также многие другие события из жизни Советского Союза – например, Великая Отечественная Война.

Благодаря избранной форме притчи, Джорджу Оруэллу удаётся создать удивительную по своей точности сатиру, вскрывающую все пороки вырождающегося революционного общества в трагикомедийном ключе. Подмена революционных идеалов при Сталине находит своё место у писателя в дописывании звериных заповедей. Так заповедь «Все животные равны» во время диктатуры Наполеона, в конце концов, превращается в легендарное «Все животные равны, но есть те, кто равнее»…

Имеются свидетельства, что Оруэлл мечтал, чтобы «Скотный двор» однажды попал в руки гражданам СССР. И он попал, но лишь в годы Перестройки.

Джордж Оруэлл, биография

Джордж Оруэлл

Эрик Артур Блэр, известный читателям под именем Джорджа Оруэлла, как и Роберт Пенн Уоррен, о котором мы уже говорили, жил в чрезвычайно бурное время для всей планеты Земля.

При его жизни случились две мировые войны, череда революций и гражданских войн (в том числе в России), началась Холодная война (термин, собственно, и изобретён Оруэллом).

Будущий писатель родился в Индии, тогда ещё британской колонии, в семье чиновника, и раннее детство провёл там же. Но уже в 8 лет он оказался в Великобритании. В юности посещал знаменитый колледж Итон. Затем судьба забросила его в Бирму, где он до 1927-го года служил в колониальной полиции.

В конце 20-х Оруэлл всё-таки возвращается в Европу. Тогда уже сформировалось его стремление заниматься литературой. Начав писать, Джордж сначала кормил себя случайными заработками в Париже, потом перебрался в Англию. Европа не слишком баловала его.

Нет, и не может быть никаких сомнений в том, что личная биография и ярчайшие потрясения истории оказали определяющее влияние на личность молодого человека. Он стремительно политизировался. Процесс моральной эволюции дошёл до того, что в 1936-м году Оруэлл вместе с женой отправился в Испанию, охваченную Гражданской войной*, и вступил в ополчение Рабочей партии марксистского объединения (также известной как ПОУМ).

Сражаясь на его стороне, Оруэлл своими глазами увидел внутреннюю борьбу среди левых сил в этом конфликте. Он стал свидетелем и действий Коминтерна (контролируемого Сталиным), многими расцененных, как предательские по отношению к Испанской Республике. Получив ранение в горло, Джордж Оруэлл вернулся в Великобританию с уже оформившимися социалистическими и антисталинистскими взглядами.

Для справки

*Гражданская война в Испании – столкновение между демократическим правительством Второй Испанской Республики («Народный фронт») и фашистской военно-националистической мятежной диктатурой под руководством генерала Франко, поддержанного Германией, Италией и Португалией. Война началась в 1936-м, а закончилась в 1939-м году разгромом Народного фронта и победой Франко. На стороне Испанской Республики в Гражданской войне, кроме Оруэлла принимали участие Эрнест Хемингуэй, Артур Кёстлер, Антуан де Сент-Экзюпери, Илья Эренбург, Джон Дос Пассос.

Тут мы подходим к самому интересному для автора настоящей статьи моменту в биографии писателя. Он становится политическим автором.

В своём эссе «Почему я пишу» литератор достаточно точно формулирует политические мотивы в творчестве. Как считает Джордж Оруэлл, книги вообще не могут быть аполитичными, потому как «даже мнение, что искусство не должно иметь ничего общего с политикой, уже является политической позицией».

В том же самом эссе он ставит проблему сочетания политического высказывания и литературного произведения. Джорджа Оруэлла интересует, каким образом можно обозначать свои гражданские взгляды, и при этом получить нечто, называемое искусством. Разработкой такого специфического и, безусловно, сложнейшего вопроса Оруэлл занимался до конца своих дней.

По возвращении из Испании он сначала пишет документальные «Памяти Каталонии» и «Вспоминая войну в Испании», но после переходит к важнейшим своим художественным опытам: «Скотному двору» и «1984».

Экранизации[править]

Мультфильм (1954)

(link)

В 1954 году американские режиссёры Джон Хэлас и Джой Бетчелор экранизируют новеллу в формате мультфильма (премьера — 1955). Поскольку это было начало Холодной войны, во время которого в американском обществе процветал антикоммунизм (привет, Маккарти!), создатели мультфильма дополняют и без того антисоветскую сатиру некоторыми нюансами.

Главное отличие оригинала от экранизации — в концовках. Если книга заканчивается тем, что животные смотрят на людей и свиней и не могут отличить одних от других, то мультфильм заканчивается тем, что свиньи создали целую цивилизацию, которой они правят, псы охраняют, а другие животные работают на них. Но поняв, что по сути произошло, осёл Бенджамин поднимает новое восстание.

  • Героизм в адаптации: Осёл Бенджамин. В книге он хотя и был самым умным и проницательным среди животных, быстро догадавшимся, к чему приведёт власть свиней, однако ничего по этому поводу не предпринимал, только отпускал едкие комментарии. Даже смерть его лучшего друга Боксёра не заставила его попытаться что-то изменить. В мультфильме же Бенджамин в конце концов возглавляет новое восстание животных (причём не просто животных фермы, а ВСЕХ животных Англии, отправив к ним почтовых голубей) и свергает распоясавшихся свиней.
  • В книге свин Наполеон создает личную армию собак-телохранителей, отобрав тех ещё щенками у матери. В мультфильме мать щенков погибает в битве с бывшими хозяевами, а осиротевших деток Наполеон усыновляет, воспитывая из них верных псов режима. Хотя момент спорный — так уж случилось, что щенят заметил только он.

Закадровое гуро — в адаптации цепные псы режима таки догоняют Снежка и загрызают (на экране видно лишь лес и слышны предсмертные визги).
Пощадить в адаптации — в книге Джонс умирает в приюте для алкоголиков, в мультфильме устанавливает динамит в мельнице и взрывает — с тех пор он в кадре не появляется.
Подлый трус — Визгун. Когда Джонс приходит отвоёвывать свою ферму, тот трусливо прячется в стоге сена да так, что задницу только видно, и не выходит, пока битва не закончится. Когда другие фермеры решают отобрать у животных ферму, Визгун снова прячется, находит бутылку и во время боя напивается. Когда звери восстают против свиней, Визгун прячется под стол.
Определённо не для детей, хотя и мультик.
Открытый финал — мультфильм заканчивается на свержении свиней. Что будет дальше — остаётся неизвестным.
Штатный ребёнок — маленький утёнок, служащий для разрядки смехом. Чем то похож на гнома Простачка.

Фильм (1999)

(link)

Фильм ведётся от лица собаки бордер-колли по имени Джесси. В отличии от оригинала и экранизации 1954 этот фильм заканчивается хэппи-эндом — животные находят нового хозяина, который относился к ним лучше, чем Джонс, и уж тем более лучше, чем Наполеон.

Готовые школьные сочинения

мая 11 2010

Краткий пересказ романа Джорджа Оруэлла «Скотный двор»

Мистер Джонс владеет фермой Манор неподалеку от городка Виллингдон в Англии. Старый боров Майор собирает ночью в большом амбаре всех животных, обитающих здесь.

Он говорит, что они живут в рабстве и нищете, потому что человек присваивает плоды их труда, и призывает к восстанию: нужно освободиться от человека, и животные сразу станут свободными и богатыми. Майор запевает старую песню «Звери Англии». Животные дружно подхватывают.

Подготовку к восстанию берут на себя свиньи, которые считаются самыми умными животными. Среди них выделяются Наполеон, Снежок и Визгун. Они превращают учение Майора в стройную философскую систему под названием Анимализм и излагают ее основы остальным на тайных сходках.

Теперь ферма, скотный двор Манор принадлежат животным. Они уничтожают все, что напоминает им о хозяине, а дом его оставляют как музей, но никто из них никогда не должен там жить. Усадьбе дают новое название: «Скотный двор».

Принципы Анимализма свиньи сводят к Семи Заповедям и пишут их на стене амбара. По ним отныне и навсегда обязаны жить на «Скотном дворе» животные:

  • Все двуногие – враги.
  • Все четвероногие или с крыльями – друзья.
  • Животные не должны носить одежду.
  • Животные не должны спать в постели.
  • Животные не должны употреблять алкоголь.
  • Животные не должны убивать других животных без причины.
  • Все животные равны.

Для тех, кто не может запомнить все Заповеди, Снежок сокращает их до одной: «Четыре ноги хорошо, две ноги – плохо». Животные счастливы, хотя и работают от зари до зари. Боксер работает за троих.

Его девиз: «Я буду трудиться еще усерднее». По воскресеньям проводятся общие собрания; резолюции всегда выдвигают свиньи, остальные только голосуют. Потом все поют гимн «Звери Англии».

Свиньи работой не занимаются, они руководят другими.

Джонс и его работники нападают на «Скотный двор», но животные бесстрашно защищаются, и люди в панике отступают. Победа приводит животных в восторг. Они называют сражение Битвой у Коровника, учреждают ордена «Животное-герой» первой и второй степени и награждают отличившихся в бою Снежка и Боксера.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: