Афанасий фет ~ скрип шагов вдоль улиц белых… (+ анализ)

Афанасий фет 📜 скрип шагов вдоль улиц белых

Основные мотивы лирики А.А.Фета

Мои любимые поэты — Пушкин и Лермонтов. Ими я восхищаюсь, их стихи будят во мне стремление познать мир и себя, увидеть свет там, где тьма, разобраться, где ложь, а где правда. Не такие чувства вызывает во мне поэзия Фета. Я никогда раньше не вдумывалась в смысл его стихов: я читала их и учила, закрывала книгу и забывала о ней. А на днях я взяла в руки сборник лирики Фета. Я открыла его и попала в мир, невиданный до сей поры: мир ощущений, осязаний, мимолетных чувств и волнений. Я читала и думала, воображала и представляла. Я любила звезды вместе с Фетом, рисовала вместе с ним весну, восхищалась красотой его возлюбленной, не боялась смерти, жизнь любя. Афанасий Афанасиевич Фет не такой поэт, как все. Вместе с Тютчевым он стоит словно вдалеке от других поэтов. Почему? Лирика Фета особенная, она завораживает, притягивает, дарит покой и тепло, заставляет думать и стремиться к красоте. Ведь именно к красоте всегда стремился Фет. Он искал ее во всем: в искусстве, в слове, в музыке, в природе и любви. Именно красота становится «главной героиней» его стихов. Незримо, но она присутствует в них: Буду ждать успокоенья Чистой красоты. («На двойном стекле узоры») Только песне нужна красота, Красоте же и песен не надо. («Только встречу улыбку твою…») Красота оживает на страницах фетовских стихов, как оживает природа и любовь, звезды и весна, ночь и заря. Фет почти не писал о предназначении поэта и поэзии, почти не писал о жизни и смерти и человеческом бытие. Он писал о любви и природе. Любовные мотивы и тема природы, ее восхваление и прославление становятся ведущими в лирике Фета: Шепот, робкое дыханье Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! Как просто и красиво пишет Фет о природе. Он не описывает ее, нет, он ее чувствует, ощущает. Поэт замечает ее мимолетные изменения, отдельные звуки и краски и пишет поэтическим словом, рисует кистью художника, играет мелодию музыканта: Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист. Фет пишет обо всем: о ночи («Какая ночь. «, «Майская ночь», «Тихая, звездная ночь. «, «Теплым ветром потянуло. «), об осени («Осень», «Непогода-осень»), о весне («Весенние мысли», «Уж верба вся пушистая. «, «Весна на дворе»), о звездах («Тихая, звездная ночь. «, «Я долго стоял неподвижно. «). Но, наверное, самый яркий и любимый образ, который он рисует, — это образ весны. Она гордо и смело проходит через многие стихи поэта. Именно ей, весне, посвящен Фетом цикл стихов «Весна». Как и для многих из нас, это время года для поэта — не просто время года, а начало всего, пробуждение природы, жизни. С нетерпением ждет Фет прихода весны: Я ждал — Невестою-царицей Опять на землю ты сошла. Когда читаешь стихи Фета о весне, невольно задаешься вопросом: как смог поэт открыть что-то новое в облике весны? В его творческих произведениях она живет, она дарит жизнь, манит, пленяет: Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод… Это все — весна! Разнообразная, многолика, музыкальна, необычна, изящна, прекрасна, воздушна, многоголоса, вечна.

Слайд 4 II. Прочитайте стихотворение А. А. Фета «Скрип шагов вдоль улиц

белых…».
Скрип шагов вдоль улиц белых,Огоньки вдали; На стенах оледенелых

Блещут хрустали. От ресниц нависнул в очи Серебристый пух, Тишина холодной ночи Занимает дух. Ветер спит, и все немеет, Только бы уснуть; Ясный воздух сам робеет На мороз дохнуть.1. Какое настроение вызывает это стихотворение?2. Какими способами поэт создает это настроение?3. Какие языковые средства для этого использует (звуки, слова, построение предложений)? Приведите примеры.4. В чем особенности звуковой формы стихотворения? Какие образы создаются при помощи сочетаний звуков?5. Какие слова употреблены в переносном значении? Зачем?6. Как вы думаете, почему каждая вторая строка в стихотворении короче первой?7. Найдите строки, которые подтверждают присутствие человека. Что он чувствует?8

Обратите внимание на особенности построения стихотворения. Сколько в нем частей? Чем интересна каждая часть?

Слайд 6Комментарии для учителяВ начале 5 класса учащимся предлагается ответить на

вопросы к стихотворению С. Я. Маршака «Дождь», которое, скорее всего,

неизвестно школьникам. Проверяя работу, учитель выявит, умеют ли пятиклассники анализировать текст по данным вопросам или подменяют анализ пересказом, могут ли связать содержание и способы создания образов с особенностями формы стихотворения, способны ли заметить, что главным в создании образа является сменяющийся ритм. Учащиеся должны показать, как у них развито воссоздающее и творческое воображение, могут ли они представить нарисованный автором дождь, детали этой картины.В середине учебного года пятиклассникам предлагается проанализировать стихотворение А. А. Фета «Скрип шагов вдоль улиц белых…». Учитель должен увидеть, уменьшилось ли количество учащихся, подменяющих анализ пересказом, могут ли они подняться в своих рассуждениях до обобщений и заметить роль рифмы, ритма, стиха, композиции

Важно определить, развилось ли у учащихся творческое воображение, способны ли они к детализации образных картин.В конце учебного года пятиклассники анализируют стихотворение И. А

Бунина «Ландыш». Эффективность обучения учитель определит по тому, как развились умения анализировать текст, как учащиеся используют свои теоретико-литературные знания. Школьники должны понять «сверхзадачу» текста, поднимаясь до его обобщенного смысла, увидеть состояние лирического «я» и пытаться его объяснить, научиться воспринимать текст на уровне творческого воображения.Критерии оценки уровня читательского восприятия школьников представлены в таблице:

Анализ стихотворения А. А. Фета «Скрип шагов вдоль улиц белых…»

Стихотворение написано в 1858 году, году, в котором А. А. Фет вышел в отставку, так и получив статуса дворянина. Произведение отражает редкий поэтический дар большого русского поэта, посвятившего лучшие годы жизни военной службе.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «улиц белых», «на стенах оледенелых», «блещут хрустали», «нависнул пух», она способствует гармонии рифмовки, а также выгодно выделяет последнее слово каждого словосочетания;
  • перифраз – «хрустали» – этим словом автор называет разноцветные искры и блики на покрытых льдом стенах, подобные тем, которые мы видим, рассматривая хрустальные изделия с причудливой резьбой; «серебристый пух» – под ним автор подразумевает изморозь, образовавшуюся на ресницах от влажного выдыхаемого воздуха – она нависает над глазами и мешает лирическому герою смотреть;
  • метафору – «скрип шагов» – перенос значения по сходству действия – скрипят, конечно же, не шаги, а снег под ногами проходящего, поскольку на дворе стоит сильный мороз;
  • устаревшую форму слова – «нависнул», также необходимую для построения рифмы;
  • лексику высокого стиля – «очи», она подчеркивает возвышенный характер изложения, чувство приподнятости, охватившее лирического героя;
  • эпитеты – «серебристый пух», «ясный (в контексте речи – прозрачный, чистый) воздух» – создающие поэтические образы конкретных объектов;
  • олицетворения – «тишина занимает дух» (в контексте речи – «перехватывает дыхание»), «ветер спит», «всё немеет», «воздух робеет» – делают явления природы полноценными героями произведения, приближают к ним читателя;
  • слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом – «огоньки», оно говорит о том, что лирический герой любуется происходящим, умиляется им и получает удовольствие от увиденного.

Стихотворение прекрасно передает благоговение, восхищение лирического героя красотой зимнего города. Он представляет фотографически точную картинку – им не упущен ни крепкий морозец, ни особая неподвижность воздуха, ни потемневшее вечернее небо, резко оттенившее первые огни города. Преобладание имен существительных подчеркивает статику этой картины морозного вечера – все замерло как бы в ожидании чуда, поддалось очарованию зимы.

Автор подчеркивает ценность проживаемого мгновения – недаром он использует определение «серебристый» и упоминает о драгоценном хрустале.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: