Анализ «скупой рыцарь» пушкин. скупой рыцарь

«скупой рыцарь» — краткое содержание трагедии а.с. пушкина

Краткое содержание

Пьеса начинается с того, что юный рыцарь рассказывает о своих проблемах оруженосцу Ивану. Юноша, принадлежащий к богатому и знатному роду, стеснён в деньгах, и это приводит его в уныние. Во время недавнего поединка он победил противника — графа Делоржа, а тот пробил шлем Альбера копьём. Вместо испорченных доспехов нужны новые, иначе рыцарь не сможет участвовать в турнирах.

Конь юноши тоже пострадал в поединке, а значит, нужен новый. Также молодой дворянин нуждается в платье. Ему нечего надеть на званый ужин, и он сидит в доспехах, а дамам говорит, что оказался здесь случайно. В беседе с оруженосцем Альбер говорит, что к победе его привела скупость отца, а не храбрость. Барон выделяет на содержание крохи, и молодой человек горько сетует на бедность.

Альбер в очередной раз обращается к жиду Соломону с просьбой, чтобы тот дал денег. Но ростовщик требует заклад, а заодно намекает, что старому барону пора бы уже умереть. Ростовщик знает, кто изготавливает яд, действующий быстро и эффективно. Рыцарь сердится и прогоняет еврея. Однако жить в бедности он уже не в силах. Остаётся последнее средство — объяснить ситуацию герцогу. Он единственный, кто может повлиять на барона и сделать так, чтобы он перестал обращаться с юношей, будто с «мышью, рождённой в подполье».

Размышления старика о богатстве

А. С. Пушкин показывает старика в тот момент, когда он стоит рядом сундуками, наполненными золотом. Осталось немного добавить в шестой, чтобы в нём было доверху монет. Он любуется состоянием и сравнивает его с холмами, выросшими по приказу правителя, когда воины приносили и насыпали по горсточке земли. Пока барон смотрит на золото, он чувствует удовлетворение и превосходство, ощущает себя всемогущим. Деньги дают возможность повелевать людьми, заставлять их делать добро и зло. Старику не нужно подтверждения — «довольно сего осознанья».

У каждой золотой монеты, оказавшейся в сундуке, есть своя история. Один старинный дублон принесла вдова. Её муж погиб, а перед этим задолжал. Женщина, растившая троих детей, полдня рыдала под дождём, но так и не сумела разжалобить богача. Ещё одна монета досталась барону от проходимца и плута, который, вероятно, украл её у прохожего. Похожие истории есть и у остальных денег, но старого скрягу это не трогает.

Богач часто любуется золотом, и каждый раз его охватывают противоречивые чувства. С одной стороны, он наслаждается порочностью, как убийца, который видит, как нож вонзается в тело жертвы, а с другой — чувствует, как по телу развиваются «жар и трепет». Старику одновременно «приятно и страшно».

Радость от обладания несметным богатством омрачается предчувствием скорой кончины. Скупой рыцарь понимает: жить ему осталось недолго. Он знает, что после смерти богатство достанется беспечному юноше. Барон всю жизнь терпел лишения, чтобы наполнить сундуки золотыми дублонами, и его гложет мысль о том, что сын пустит добро на ветер. Весёлые приятели, юные красавицы вмиг сделают так, что от богатства не останется и следа.

В рассуждениях скупец доходит до несбыточных фантазий. Ему хочется и после кончины охранять добро, но уже в виде бестелесного существа. «Сторожевою тенью» будет он кружить над сундуками, и никто не посмеет воспользоваться монетами. Старому барону не хочется умирать, но не потому, что он чувствует вкус к жизни или беспокоится о близких: ему жаль расставаться с накопленным золотом.

Кульминация и развязка

Альбер приходит к герцогу и рассказывает, как стыдно ему за свою бедность. Просьба молодого человека заключается в том, чтобы высокопоставленный господин образумил старого скрягу. Герцог вспоминает дни своей молодости и дружбу деда с бароном, который тогда тоже был молод. Благодаря трогательным моментам, всплывшим в памяти, герцог соглашается помочь молодому человеку.

Во время беседы герцог замечает в окне барона и просит Альбера спрятаться в другой комнате. Отец заходит в покои, и затем события разворачиваются следующим образом:

  • титулованный чиновник и барон обмениваются приветствиями и любезностями;
  • герцог предлагает старому рыцарю, чтобы тот прислал к нему молодого человека;
  • старик отвечает, что это невозможно, ведь Альбер задумал обворовать его;
  • сын не выдерживает такого обвинения и выбегает из комнаты, восклицая, что отец лжёт;
  • скупой рыцарь бросает перчатку, тем самым предлагая юноше поучаствовать в дуэли;
  • молодой человек поднимает её;
  • герцог с изумлением наблюдает за ужасной сценой, понимая, что отец и сын стоят друг друга.

Высокопоставленный господин разгневан, он разнимает ссорящихся и выдворяет их прочь. Сердце барона не выдерживает, и он умирает. Герцог сокрушается об ужасном веке и таких же сердцах.

Анализ и критика

Сочинение Пушкина вызвало отклики современников. Не остались равнодушными и последующие поколения читателей и зрителей. Интересны о́тзывы поэтов, критиков и литературоведов-пушкинистов.

«…ни в одном создании мировой поэзии вопросы морали не стоят так резко, как в „Маленьких трагедиях“ А. С. Пушкина».

Анна Ахматова

«Барон Пушкина — лицо трагическое, заставляющее содрогнуться за природу человека».

В. Г. Белинский

«Трагикомедия „Скупой рыцарь“ — драма патологически развившейся скупости».

С. М. Бонди

Жанр и композиция

В подзаголовке произведения поэт указывает источник сюжета — «Сцены из ченстоновой трагикомедии», чётко определяя жанр пьесы. Во времена Пушкина скупость была темой комедийных сочинений. В «Скупом рыцаре», где главный герой погибает, порочная страсть возводится автором до уровня трагичности.

Элементы драматургического произведения:

  • завязка;
  • развитие конфликта;
  • кульминация;
  • развязка.

В трагикомедии три картины. В двух первых представлены главные герои, обозначается конфликт между Альбером и Бароном. В третьей картине, где описана встреча сына с отцом во дворце герцога, столкновение интересов достигает наивысшей точки — между родственниками начинается дуэль. В финале пьесы старик скоропостижно умирает.

Характерные черты действующих лиц

Краткое содержание помогает понять основную мысль «Скупого рыцаря». Характеристика героев, а также взаимоотношения между ними обозначают идеи, которые Пушкин заложил в трагедии.

Барон богат. Когда-то доблестный рыцарь, воспитанный в добрых традициях, зрелые годы Филипп посвящает стяжанию денег. Для старика богатство — не товарищ и не слуга, а могущественный господин, которому подвластно всё на свете. Скупердяй считает, что золото позволяет управлять добродетелями, вдохновением и человеческим гением. Даже злодеяния оправдываются накоплением сокровищ. И ради сохранения в неприкосновенности сундуков с монетами Барон готов убить родного сына на дуэли.

Двадцатилетний Альбер храбро сражается в рыцарских турнирах. Победы, одержанные на поединках, снискали бойцу благосклонность придворных дам. Юноша наделён добрым и бескорыстным сердцем — он отправляет со слугой последнюю бутылку вина для больного кузнеца. Молодой человек не приемлет подлости и готов повесить ростовщика, предложившего отравить отца. Только скупость родителя, обрекающая на нищету, заставляет Альбера искать помощи у герцога.

Соломон время от времени ссуживает Альбера деньгами. В отличие от Филиппа, ростовщик относится к золоту как к инструменту обогащения. Получая проценты от должников, еврей добывает средства к существованию. И чтобы получить прибыль, кредитор подталкивает юного рыцаря на убийство отца.

Герцог, которому власть досталась по наследству, готов примирить отца с сыном. Конфликт, в котором родственники упрекают и обвиняют друг друга, заставляет правителя ужаснуться от нравов своего времени.

Проблематика пьесы

В пьесе присутствует персонаж, который управляет поведением главных героев и без которого невозможен анализ «Скупого рыцаря». Имя протагониста отсутствует в перечне действующих лиц, но без него трудно понять проблематику произведения. Это деньги. Образ золота присутствует в каждой сцене трагедии.

Обладание драгоценностями трансформирует взгляды Барона на жизнь и окружающий мир. В монологе, произнесённом в подвале перед сундуками с сокровищами, старик мнит себя всемогущим царём. Но смерть разрушает иллюзии.

Золото, а вернее отсутствие оного, делает Альбера безрассудно храбрым. Ярость, вызванная исковерканными на турнире доспехами, позволяет рыцарю сразить на поединке своего противника — графа Делоржа. Жажда денег вынуждает юношу принять вызов человека, давшему ему жизнь — отца — на дуэль.

Деньги деформируют личность Соломона и заставляют ростовщика забыть божьи заповеди — «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего». Жид больше ценит золото, чем человеческую жизнь. Чтобы получить доход, кредитор готов если не сам, то руками другого совершить тягчайшее преступление.

Литературоведы задумывались над вопросом, как можно объяснить название драмы «Скупой рыцарь». В набросках пьеса называлась односложно — «Скупой». Позднее Пушкин добавляет слово «рыцарь». Средневековая рыцарская этика предписывала воину быть честным, защищать добро и сражаться со злом, отличаться щедростью. Название пьесы автор превращает во взаимоисключающее сочетание слов, подобно понятию «честный жулик» или «живой труп».

Главные и второстепенные герои

В драме «Скупой рыцарь», которую А. С. Пушкин написал в 1830 году, 2 главных и 3 второстепенных персонажа. Барон и Альбер — отец и сын, вокруг их взаимоотношений строится сюжет. Остальных героев исследователи творчества А. С. Пушкина причисляют к второстепенным. Характеристики действующих лиц:

  • Барон. Скуповатый мужчина зрелого возраста, ещё крепкий, раньше был рыцарем. Старательно копит деньги и ценности и в этом видит смысл жизни.
  • Альбер. Молодой человек 20 лет, страдает от скупости отца, потому что тот не выделяет ему денег на безбедное существование.
  • Еврей Соломон. Ростовщик, у которого Альбер часто берёт в долг.
  • Иван. Оруженосец Альбера, его верный слуга. Искусствоведы долго спорили, почему Пушкин выбрал такое русское имя, когда других героев зовут Альбером, Соломоном, Клотильдой, однако так и не пришли к единому мнению.
  • Герцог. Высокопоставленный чиновник, в подчинении которого находятся местные богачи и крестьяне. В конфликте Альбера и его отца выступает судьёй.

Ещё не достигнув преклонных лет, барон сумел накопить 6 сундуков золота. Он не пользуется этими деньгами и не извлекает из них выгоды, в отличие от еврея. Золото поработило бывшего рыцаря, но он не хочет признаться в этом даже себе. Богач уверен, что благодаря огромному состоянию он может приобрести нематериальные блага:

Мысль, что кто-то может покуситься на золото, вызывает у барона приступ ярости. Он не останавливается даже перед тем, чтобы из-за богатства погубить сына. Но судьба распоряжается иначе: поединок не состоялся, потому что вмешался герцог, а барон умер, одержимый страстью к деньгам.

Соломон относится к богатству иначе, деньги для него служат инструментом, позволяющим достичь многих целей. Кроме того, без золота невозможно выжить. Поэтому ради заработка ростовщик готов пойти на многое и даже согласен помочь молодому рыцарю отравить скупого барона.

Образ Альбера можно назвать положительным. Молодой человек ловок, силён. Он отчаянно сражается на турнирах, побеждает соперников, его любят дамы. Но юноша живёт на иждивении отца, своих денег у него нет. Для участия в турнирах нужны доспехи, шлем и конь, а чтобы появиться на пире, нужно иметь хорошее «платье». Купить всё это молодому человеку не на что, и его охватывает чувство безысходности. В отчаянии Альбер решается пожаловаться на скупость отца герцогу.

Молодой человек обладает прекрасными душевными качествами, его нельзя назвать бессердечным. Когда заболевает кузнец, юноша отдаёт ему бутылку вина — последнюю, которая была у него. Но сложные жизненные обстоятельства ослабили дух, и рыцарь стал дожидаться, когда к нему по наследству перейдёт состояние отца. Тем не менее, Альбер не соглашается на предложение Соломона — познакомить его с аптекарем, торгующим ядом. Этот маленький эпизод показывает, что молодой человек не растерял душевные качества, несмотря на бедность.

https://youtube.com/watch?v=pOcrAFDz9dM

Когда барон заподозрил сына в том, что тот хочет его обокрасть, Альбер принял вызов и подобрал брошенную перчатку. Герцог, присутствовавший при этой сцене, назвал молодого рыцаря тигрёнком и извергом. Представитель власти показан благородным. Вероятно, он понял, что солидный барон клевещет на сына, а точнее, заблуждается на его счёт. Однако он сокрушается о нравах и сердцах людей, которые из-за денег очерствели и стали ужасными.

Мы напишем — Скупой рыцарь анализ пьесы Пушкина. Подсказки школьнику

История создания

Скупой рыцарь был задуман в 1826 г., а закончен в Болдинскую осень в 1830 г. Напечатан в 1836 г. в журнале Современник. Пушкин дал пьесе подзаголовок Из Ченстоновой трагикомедии. Но у писателя 18 в. Шенстона (в традиции 19 в. его имя писалось Ченстон) не было такой пьесы.

Возможно, Пушкин сослался на иностранного автора, чтобы современники не заподозрили, что поэт описал отношения со своим отцом, известным скупостью.

Тема и сюжет

Пьеса Пушкина Скупой рыцарь первое произведение в цикле драматических этюдов, коротких пьес, которые впоследствии назвали Маленькие трагедии. Пушкин намеревался в каждой пьесе раскрыть какую-нибудь сторону человеческой души, всепоглощающую страсть (скупость в Скупом рыцаре). Душевные качества, психология показаны в острых и необычных сюжетах.

Герои и образы

Барон богат, но скуп. У него шесть сундуков, полных золота, из которых он не берет ни копейки. Деньги не слуги и не друзья для него, как для ростовщика Соломона, а господа.

Барон не хочет признаться себе в том, что деньги поработили его. Он считает, что благодаря деньгам, спокойно спящим в сундуках, ему подвластно все: любовь, вдохновение, гений, добродетель, труд, даже злодейство. Барон готов убить всякого, кто покусится на его богатство, даже собственного сына, которого вызывает на дуэль. Дуэли препятствует герцог, но барона убивает сама возможность потери денег.

Страсть, которой одержим барон, поглощает его.

Иное отношение к деньгам у Соломона: это способ достижения цели, выживания. Но, как и барон, ради обогащения он не гнушается ничем, предлагая Альберу отравить собственного отца.

Альбер достойный молодой рыцарь, сильный и храбрый, побеждающий на турнирах и пользующийся благосклонностью дам. Он полностью зависим от отца. Юноше не на что купить шлем и доспехи, платье для пира и коня для турнира, только от безысходности он решается жаловаться герцогу.

Альбер обладает прекрасными душевными качествами, он добрый, отдает последнюю бутылку вина больному кузнецу. Но он сломлен обстоятельствами и мечтает о том времени, когда золото перейдет к нему по наследству. Когда ростовщик Соломон предлагает свести Альбера с аптекарем, продающим яд, чтобы отравить отца, рыцарь с позором его изгоняет.

А вскоре Альбер уже принимает вызов барона на поединок, он готов драться насмерть с собственным отцом, оскорбившим его честь. Герцог за этот поступок называет Альбера извергом.

Герцог в трагедии представитель власти, добровольно взявший на себя это бремя. Свой век и сердца людей герцог называет ужасными. Устами герцога Пушкин говорит и о своем времени.

Проблематика

В каждой маленькой трагедии Пушкин пристально вглядывается в какой-нибудь порок. В Скупом рыцаре эта пагубная страсть скупость: изменение личности некогда достойного члена общества под действием порока; покорность героя пороку; порок как причина потери достоинства.

Конфликт

Основной конфликт внешний: между скупым рыцарем и его сыном, претендующим на свою долю. Барон считает, что богатство нужно выстрадать, чтобы не расточать. Цель барона сохранить и преумножить, цель Альбера использовать и насладиться.

Конфликт вызван столкновением этих интересов. Он усугубляется участием герцога, которому барон вынужден клеветать на сына. Сила конфликта такова, что только смерть одной из сторон может разрешить его.

Страсть разрушает скупого рыцаря, читатель может только догадываться о судьбе его богатств.

Композиция

В трагедии три сцены. Из первой читатель узнает о тяжелом материальном положении Альбера, связанном со скупостью отца. Вторая сцена это монолог скупого рыцаря, из которого понятно, что страсть им овладела полностью.

В третьей сцене в конфликт вмешивается справедливый герцог и невольно становится причиной гибели одержимого страстью героя. Кульминация (смерть барона) соседствует с развязкой выводом герцога: Ужасный век, ужасные сердца!

Жанр

Скупой рыцарь это трагедия, то есть драматическое произведение, в котором главный герой умирает

Маленького размера своих трагедий Пушкин добился, исключая все маловажное. Цель Пушкина показать психологию человека, одержимого страстью скупости

Все Маленькие трагедии дополняют друг друга, создавая объемный портрет человечества во всем многообразии пороков.

Стиль и художественное своеобразие

Все Маленькие трагедии предназначены не столько для чтения, сколько для постановки: как театрально смотрится скупой рыцарь в темном подвале среди золота, мерцающего при свете свечи! Диалоги трагедий динамичны, а монолог скупого рыцаря поэтический шедевр. Читатель так и видит, как в подвал вползает окровавленное злодейство и лижет руку скупому рыцарю.

Образы Скупого рыцаря невозможно забыть.

Анализ трагедии «Моцарт и Сальери»

Во второй трагедии — «Моцарт и Сальери» — Пушкин воспользовался получившей широкое распространение легендой о смерти великого австрийского композитор Моцарта, отделенного будто бы из зависти своим другом, итальянцем Сальери. На основе этого предания Александр Сергеевич построил глубокую философскую драму огромного интеллектуального напряжения. Сальери его трагедии — одаренный музыкант, фанатически уверенный в том, что в мире не существует и не должно существовать ничего такого, против чего были бы бессильны уединенный и постоянный человеческий труд и холодный, математический строгий расчет. Личность Моцарта и его гениальную музыку с ее общедоступностью, красотой и человечностью Сальери воспринимает как своеобразное «чудо», опровергающее все здание его жизни человека и музыканта. Отравляя Моцарта, Сальери приносит его в жертву своим жизненным принципам и стройности своих теоретических построений. Но попытка утвердить их ценой преступления оборачивается нравственным поражением сухого, эгоистичного, рассудочного Сальери, победой глубоко человечного и жизнерадостного, обращенного к миру и людям Моцарта.

Анализируя характер шекспировского Отелло, Пушкин заметил: «Отелло не ревнив; он доверчив». Такому же сложному анализу Пушкин подвергает в своей «маленькой трагедии» характер Сальери. Пушкинский Сальери завидует Моцарту, но не потому, что от природы он завистник. Его чувства к Моцарту вытекают из мучительного сознания ложности того пути в искусстве, во имя которого Сальери стал ремесленником, «умертвив» звуки, разъяв музыку «как труп». Одаренный человек и музыкант, Сальери в душе больше, чем кто-либо другой, сознает превосходство Моцарта над собой, чувствует правду и силу его искусства. Но это-то и заставляет его мучительно страдать, рождая у него зависть и ненависть к более молодому и счастливому сопернику.

В «Моцарте и Сальери» Пушкин выразил свой нравственный идеал: слова духовно сломленного после совершения Сальери: «Гений и злодейство — две вещи несовместные» утверждают мысль о несовместимости искусства и злодеяния, о нравственной чистоте и душевном благородстве как неотъемлемых качествах подлинного человека искусства, без которых он неизбежно осужден на творческое бесплодие.

«Скупой рыцарь»: появление нового героя произведения

Молодой Альбер в своем разговоре со слугой упоминает отца, который настолько скупой старый барон, что не то что на одежду не выделяет денег, но и на новое оружие и коня жалеет. Есть еще старый еврейский ростовщик, которого зовут Соломон. Его услугами молодой рыцарь зачастую пользовался. Но теперь и этот кредитор отказывается давать ему в долг. Только лишь при условии залога.

Но что может отдать под залог бедный рыцарь, кроме своего обмундирования и честного имени! Альбер даже пытался уговорить ростовщика, сказав, что отец уже очень стар и наверняка скоро скончается, а, соответственно, все огромное состояние, которым он владеет, перейдет к Альберу. Тогда он точно сможет рассчитаться со всеми долгами. Но Соломона и этот аргумент не убедил.

О чем же далее поведает читателю Александр Пушкин? «Скупой рыцарь» — эта трагедия, которая повествует о значении денег в жизни человека. И именно Соломон достаточно интересно излагает этот смысл.

Вариант 2

Трагическая пьеса «Скупой рыцарь» была задумана автором в 1826 г., а закончена в 1830 г. Впервые данное произведение было опубликовано в журнале «Современник» в 1836 г.

Данная пьеса является начальным произведением цикла «Маленькие трагедии», в каждой из которых Пушкин раскрывает какую-либо сторону души человека. В «Скупом рыцаре» отражен такой человеческий порок как скупость.

Действие пьесы разворачивается во Франции в эпоху средневековья. В образе барона Филиппа поэт изобразил богатого, но скупого человека. Он владелец шести сундуков, наполненных золотом. Однако он не берет из них ни копейки. Барон Филипп – человек с огромной волей. Главная цель его жизни – это накопление золота. Но барон не признает тот факт, что его поработила любовь к деньгам. Первоначально барон воспринимает деньги как средство обретения полной независимости и свободы. Но затем жажда наживы поглощает этого мужчину, лишая его не только простых человеческих качеств, но и отцовских чувств. Барон воспринимает собственного сына как своего смертельного врага. В тоже время он наивно полагает, что с помощью денег может заполучить все: любовь, доброту, вдохновение. Филипп ради денег готов на все, даже на убийство родного сына, которого впоследствии вызывает на дуэль. Пагубная страсть к деньгам изменила достойного человека. Деньги поработили барона.

Сын барона Альбер – сильный и храбрый юноша, благородный рыцарь. Он нравится девушкам и частенько побеждает на рыцарских турнирах. Однако он финансово зависим от отца. У Альбера нет денег на покупку шлема и доспех, платья для пира и коня для турнира. В отличие от своего отца Альбер – прекрасный душевный человек, щедрый и добрый. Он не жалеет последнюю бутылку вина и отдает ее больному кузнецу. Однако безденежные обстоятельства сломили его и заставили мечтать о том времени, когда он унаследует все золото своего отца. Альбер соглашается на поединок со своим отцом, он готов сражаться насмерть с бароном, оскорбившим его честь.

В «Скупом рыцаре» Альбер и барон Филипп представлены отражателями двух противостоящих друг другу жизненных правд. Несмотря на их кровное родство отец и сын совершенно разные, противоположные друг другу личности.

Трагическую пьесу А.С.Пушкина «Скупой рыцарь» можно назвать тонким психологическим описанием душевных качеств человека, анализом пороков человеческой личности, ее страстей.

История создания

В 1826 — 1827 годах поэт планировал, что количество произведений будет доходить до десяти, а содержания будут разделены на взятые из русской, древней и западной истории. Однако в период своей наиболее творческой поры воплотил в жизнь только 4.

Действия всего цикла в итоге происходили на западе, а психологические портреты были составлены автором так, чтобы отразить всю ёмкость человеческих страстей, которые часто приводят к трагическим последствиям.

Количество главных героев в произведениях редко превышает 2−3 персонажей, за основную философскую идею автор берет внутренний спор каждого из них, из-за чего:

  • пейзажи Пушкина становятся всё мрачнее;
  • сюжет — реалистичнее;
  • концентрация напряжения и трагичности — обширнее.

Главными персонажами в «Маленьких трагедиях» выступают Председатель, Сальери, Дон Гуан, Барон — в каждом из них возникает конфликт, монолог перед самим собой. Образ мысли героев освещают их скверные черты характера, выдают истинную философию их жизни.

Лирический метод — вариант воспроизведения личного настроения или чувства поэта — стал главным фактором во всем развитии драмы, автор выразил через них свои переживания и рассуждения. Помимо жанра, все 4 истории объединяют принадлежность к историческим эпохам, наличие религиозной нити, проходящей через каждую из них. В них описывается острая проблематика, сохраняющая актуальность в любой век.

Смысл денег в жизни человека, или его к ним отношение

Появляется сам упомянутый рыцарем Соломон. Альбер, пользуясь случаем, хочет выпросить у него очередную сумму. Но ростовщик, хотя и мягко, но твердо отказывает ему. Он объясняет молодому рыцарю, что отец еще достаточно здоров и проживет даже лет тридцать. Альберт сокрушается. Ведь тогда ему исполнится уже пятьдесят лет и деньги уже не понадобятся.

На что еврейский ростовщик делает юноше замечание, что он неправ. В любом возрасте человеку необходимы деньги. Просто в каждый период жизни люди относятся к богатству по-разному. Молодые — в основном слишком беспечно, а пожилые находят в них верных друзей. Но Альбер спорит с Соломоном, описывая отношение своего отца к богатству.

Тот отказывает себе во всем, а деньги складывает в сундуки, которые потом охраняет, как собака. И единственная надежда для молодого человека — что придет такое время, когда он сможет воспользоваться всем этим богатством. Как дальше развиваются события, которые описывает наше краткое содержание? «Скупой рыцарь» расскажет читателю об ужасном совете, который дает Соломон молодому Альберу.

Когда Соломон видит, в каком бедственном положении находится молодой рыцарь, он намеками советует ему ускорить уход отца в мир иной, дав выпить тому яда. Когда до Альбера дошел смысл намеков ростовщика, он даже собрался повесить его, настолько был возмущен. Испуганный еврей пытается предложить ему денег, только бы избежать наказания, но рыцарь выгнал его.

Расстроенный Альбер просит слугу принести вина. Но Иван говорит, что в доме совсем его не осталось. И тогда юноша решает обратиться за помощью к герцогу и рассказать ему о своих несчастьях, а также о скупом отце. Альбер лелеет надежду, что у него хотя бы так получиться заставить отца содержать его, как полагается.

Суть: о чем книга?

Молодой рыцарь Альбер побеждает соперника на турнире. Но причина его победы — не смелость, а сожаление о поврежденных вещах. Ведь отец героя не дает ему ни гроша, и Альберу стыдно жить в долг и ходить в обносках. Он просит помощи у ростовщика, но тот не верит в обещания. Рыцарь должен уже слишком много. Соломон предлагает расправиться с жадным стариком с помощью яда, но сын в негодовании отказывается. Хотя сам ждет смерти отца. Чтобы решить проблему честно, он обращается к герцогу за помощью. Нужно найти управу на старика.

Тем временем барон сидит наедине с сундуками, набитыми золотом. Нахождение возле них приносит ему моральное удовлетворение, сравнимое с блаженством. А вот мысль о том, что сын унаследует его капитал, приводит его в ужас. Повеса сразу же все растратит! Накануне старик взыскал долг с вдовы и бедняка, так что ради своей казны он готов на многое.

Герцог вызывает обоих на разбирательство, но отец не отступает от своего. Он оклеветал сына, обвинив его в краже и попытке убийства. В ответ Альбер возмущается. Их спор дошел до объявления дуэли. От напряжения сердце старика не выдерживает, и он умирает. Сын уходит. Герцог возмущен происходящим. Подробное краткое содержание и отзыв здесь.

«Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина

История создания

«Скупой рыцарь» был задуман в 1826 г., а закончен в Болдинскую осень в 1830 г. Напечатан в 1836 г. в журнале «Современник». Пушкин дал пьесе подзаголовок «Из Ченстоновой трагикомедии». Но у писателя 18 в. Шенстона не было такой пьесы. Возможно, Пушкин сослался на иностранного автора, чтобы современники не заподозрили, что поэт описал отношения со своим отцом, известным скупостью.

Тема и сюжет

Пьеса Пушкина «Скупой рыцарь» — первое произведение в цикле драматических этюдов, коротких пьес, которые

впоследствии назвали «Маленькие трагедии». Пушкин намеревался в каждой пьесе раскрыть какую-нибудь сторону человеческой души, всепоглощающую страсть . Душевные качества, психология показаны в острых и необычных сюжетах.

Герои и образы

Барон богат, но скуп. У него шесть сундуков, полных золота, из которых он не берет ни копейки. Деньги — не слуги и не друзья для него, как для ростовщика Соломона, а господа. Барон не хочет признаться себе в том, что деньги поработили его.

Он считает, что благодаря деньгам, спокойно спящим в сундуках, ему подвластно все: любовь, вдохновение, гений, добродетель, труд, даже

злодейство. Барон готов убить всякого, кто покусится на его богатство, даже собственного сына, которого вызывает на дуэль. Дуэли препятствует герцог, но барона убивает сама возможность потери денег.

Страсть, которой одержим барон, поглощает его.

Иное отношение к деньгам у Соломона: это способ достижения цели, выживания. Но, как и барон, ради обогащения он не гнушается ничем, предлагая Альберу отравить собственного отца.

Альбер — достойный молодой рыцарь, сильный и храбрый, побеждающий на турнирах и пользующийся благосклонностью дам. Он полностью зависим от отца. Юноше не на что купить шлем и доспехи, платье для пира и коня для турнира, только от безысходности он решается жаловаться герцогу.

Альбер обладает прекрасными душевными качествами, он добрый, отдает последнюю бутылку вина больному кузнецу. Но он сломлен обстоятельствами и мечтает о том времени, когда золото перейдет к нему по наследству. Когда ростовщик Соломон предлагает свести Альбера с аптекарем, продающим яд, чтобы отравить отца, рыцарь с позором его изгоняет.

А вскоре Альбер уже принимает вызов барона на поединок, он готов драться насмерть с собственным отцом, оскорбившим его честь. Герцог за этот поступок называет Альбера извергом.

Герцог в трагедии — представитель власти, добровольно взявший на себя это бремя. Свой век и сердца людей герцог называет ужасными. Устами герцога Пушкин говорит и о своем времени.

Проблематика

В каждой маленькой трагедии Пушкин пристально вглядывается в какой-нибудь порок. В «Скупом рыцаре» эта пагубная страсть — скупость: изменение личности некогда достойного члена общества под действием порока; покорность героя пороку; порок как причина потери достоинства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: