Композиция и тема стихотворения
Композиция стихотворения включает в себя три части. Каждая из них начинается узнаваемым повтором «Жди меня, и я вернусь»:
- В первой части говорится о тяжести ожидания близкого человека с фронта. Многие перестают ждать и начинают думать о вещах, более насущных на данный момент.
- Во второй части заключена кульминационная идея о возможности забвения. Солдата перестали ждать и поверили в его гибель. Даже мать разуверилась в возможности его возвращения, поминая его душу, как ушедшую.
- Заключительная третья часть является наградой за веру и долгое ожидание, а также светлые мотивы за здоровье возлюбленного. Герой возвращается именно благодаря горячей любви и способности посвятить свою жизнь беззаветному ожиданию солдата.
Эта тема важна для человека в любые годы, но во время войны она звучит особенно остро. Ведь есть множество свидетельств того, когда солдаты решались на самоубийство, прочитав послание, содержание которого говорило об измене любимого человека.
Сочинение о стихотворении Симонова должно подчеркнуть его своевременность и важность. Оно давало надежу советским воинам на продолжение жизни и любовь даже после смерти
Константин Симонов «Безыменное поле»
Опять мы отходим, товарищ,
Опять проиграли мы бой,
Кровавое солнце позора
Заходит у нас за спиной.
Мы мертвым глаза не закрыли,
Придется нам вдовам сказать,
Что мы не успели, забыли
Последнюю почесть отдать.
Не в честных солдатских могилах —
Лежат они прямо в пыли.
Но, мертвых отдав поруганью,
Зато мы — живыми пришли!
Не правда ль, мы так и расскажем
Их вдовам и их матерям:
Мы бросили их на дороге,
Зарыть было некогда нам.
Ты, кажется, слушать не можешь?
Ты руку занес надо мной…
За слов моих страшную горечь
Прости мне, товарищ родной,
Прости мне мои оскорбленья,
Я с горя тебе их сказал,
Я знаю, ты рядом со мною
Сто раз свою грудь подставлял.
Я знаю, ты пуль не боялся,
И жизнь, что дала тебе мать,
Берег ты с мужскою надеждой
Ее подороже продать.
Ты, верно, в сорочке родился,
Что все еще жив до сих пор,
И смерть тебе меньшею мукой
Казалась, чем этот позор.
Ты можешь ответить, что мертвых
Завидуешь сам ты судьбе,
Что мертвые сраму не имут,—
Нет, имут, скажу я тебе.
Нет, имут. Глухими ночами,
Когда мы отходим назад,
Восставши из праха, за нами
Покойники наши следят.
Солдаты далеких походов,
Умершие грудью вперед,
Со срамом и яростью слышат
Полночные скрипы подвод.
И, вынести срама не в силах,
Мне чудится в страшной ночи —
Встают мертвецы всей России,
Поют мертвецам трубачи.
Беззвучно играют их трубы,
Незримы от ног их следы,
Словами беззвучной команды
Их ротные строят в ряды.
Они не хотят оставаться
В забытых могилах своих,
Чтоб вражеских пушек колеса
К востоку ползли через них.
В бело-зеленых мундирах,
Павшие при Петре,
Мертвые преображенцы
Строятся молча в каре.
Плачут седые капралы,
Протяжно играет рожок,
Впервые с Полтавского боя
Уходят они на восток.
Из-под твердынь Измаила,
Не знавший досель ретирад,
Понуро уходит последний
Суворовский мертвый солдат.
Гремят барабаны в Карпатах,
И трубы над Бугом поют,
Сибирские мертвые роты
У стен Перемышля встают.
И на истлевших постромках
Вспять через Неман и Прут
Артиллерийские кони
Разбитые пушки везут.
Ты слышишь, товарищ, ты слышишь,
Как мертвые следом идут,
Ты слышишь: не только потомки,
Нас предки за это клянут.
Клянемся ж с тобою, товарищ,
Что больше ни шагу назад!
Чтоб больше не шли вслед за нами
Безмолвные тени солдат.
Чтоб там, где мы стали сегодня,—
Пригорки да мелкий лесок,
Куриный ручей в пол-аршина,
Прибрежный отлогий песок,—
Чтоб этот досель неизвестный
Кусок нас родившей земли
Стал местом последним, докуда
Последние немцы дошли.
Пусть то безыменное поле,
Где нынче пришлось нам стоять,
Вдруг станет той самой твердыней,
Которую немцам не взять.
Ведь только в Можайском уезде
Слыхали названье села,
Которое позже Россия
Бородином назвала.
Июль 1942
Анализ стихотворения Симонова «Всю жизнь любил он рисовать войну…»
Значительная часть творческого наследия Симонова посвящена военной теме. О ней Константин Михайлович знал не понаслышке. Впервые на фронт ему довелось попасть еще в 1939 году. Молодого писателя, на тот момент учившегося в аспирантуре, отправили на Халхин-Гол, где разворачивался вооруженный конфликт между Монголией и СССР и союзной армией Японской империи и несуществующего ныне государства Маньчжурия. После завершения там боев Симонов к учебе не вернулся. В начале Великой Отечественной войны его призвали в РККА. Будучи военным корреспондентом, Константин Михайлович дошел до Берлина. Его видение борьбы советской армии с немецкими оккупантами отразилось в знаменитом романе-эпопее «Живые и мертвые», во множестве лирических и прозаических произведений, нескольких пьесах.
В 1939 году Симонов написал стихотворение «Всю жизнь любил он рисовать войну…». В нем речь идет о рано умерших людях, всегда верно следовавших за своим жизненным предназначением. Первая строфа посвящена художнику-баталисту. Скорей всего, поэт имел в виду русского живописца Верещагина (1842-1904). Перу Василия Васильевича принадлежит немало полотен на военную тематику. Чтобы быть максимально точным в изображении баталий, он не раз просился в расположение армии. Это в итоге и привело к трагической гибели художника во время русско-японской войны. Причина смерти Верещагина – взрыв мины на броненосце «Петропавловск». На создание второго четверостишия Симонова, возможно, вдохновила история врача Абрама Львовича Берлина (1903-1939). Всю жизнь он боролся со страшной болезнью – чумой. Последним полем битвы для него стала Москва, где в конце 1930-х годов бушевала эпидемия. Чтобы спасти миллионы людей, Берлин с тремя коллегами решил на себе испытать вакцину от чумы. К сожалению, опыт обернулся неудачей. Абрам Львович скончался от легочной чумы. Трудно точно сказать, о ком говорится в третьей строфе рассматриваемого текста. Среди вероятных прототипов – Валерий Павлович Чкалов (1904-1938), Михаил Сергеевич Бабушкин (1893-1938), Анатолий Константинович Серов (1910-1939). Правда, ни один из них в сорок лет не умер, как это указано у Симонова.
«Всю жизнь любил он рисовать войну…» – проникновенный гимн, воспевающий людей, которые жизнь отдали, занимаясь любимым делом. Они не успели дописать картины, поставить опыты, провести испытания. Впрочем, лирический герой стихотворения считает, что поистине влюбленный в свою работу человек никогда не сможет до смерти завершить все задуманное.
>
Необычный журналист
По окончании института Симонов освещает бои на Халхин-Голе, что происходили между СССР и Японией. Тогда писатель увидел другую сторону медали. Этот враг заслуживал уважения за проявленную смелость. В поэте родилось сочувствие. Особенно его поразила сцена, когда на пол высыпали личные фотографии японцев, на которых улыбались их матери, жены и дети.
Анализ стихотворения «Родина» Симонова напрямую связан с этим этапом жизни автора. Тогда мастер понял, что по другую сторону баррикады — тоже люди, которых ждут и оплакивают. В своей работе автор призывал любить и защищать Отечество, а не безжалостно уничтожать врага.
Вернувшись, Константин проходит курсы военного корреспондента и становится командиром запаса. С первых дней Отечественной войны он был призван на фронт. Работая журналистом, молодой человек с головой окунулся в жестокий мир крови и боли. Но вместе с тем он узнал, что такое настоящий патриотизм и преданность своей Родине. Стартовой задачей его было освещение событий на Буйничском поле.
Смотреть галерею
Популярные стихи о любви
Жди меня, и я вернусь
Я помню, любимая, помню
История про Кошку и ее Человека
Любимому.
Я могу тебя очень ждать,
Ведьмы умеют плакать
Не встречайтесь с первою любовью,…
Мне нравится, что вы больны не мной
Ты меня не любишь, не жалеешь
БАЛЛАДА О ПРОКУРЕННОМ ВАГОНЕ
Я помню чудное мгновенье…
Слово о любви
Обидная любовь
Ты далеко сегодня от меня
А ты думал — я тоже такая…
Я запомню тебя, чтоб найти через сотн…
Ты — рядом, и все прекрасно
Улыбаюсь, а сердце плачет
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Я вас любил: любовь еще, быть может
Ну, целуй меня, целуй
Отдать тебе любовь?
ПРОСТО
Междугородний разговор
Скажешь мне «да»?
Сатана
Сжала руки под тёмной вуалью…Ты для меня так много значишьВчера еще …Я тебя никому не отдам.Очима ти сказав мені люблю
Я не могу без тебя жить!
Мне большего не надо…Про Город и его КошкуК*
Два сердцапрощаниеБьешь по стеклу обнаженной рукой…Простишь ли мне ревнивые мечты…Любовь — она бывает разнойПускай ты выпита другимЯ ведь писал те строки не о васОднаСказка о Снежной Королеве
Полный список стихотворений
Анализ стихотворения Симонова «Слава»
Константин Михайлович Симонов (1915–1979) во время Великой Отечественной войны служил корреспондентом. Это сейчас военный репортёр может не присутствовать на поле боя, а передавать вести с безопасного расстояния благодаря современной технике. Тогда же журналисту приходилось делить все тяготы военной жизни вместе с простыми солдатами.
Константин Михайлович помимо своей непосредственной работы осуществлял ещё одну очень важную задачу. Он был не просто тем человеком, который передаёт фронтовикам сообщения из тыла, а тем, кто проводил своих близких на войну, утешит хорошими новостями. Он был известным поэтом, а значит, своеобразным светочем, согревающим сердца людей. Своими стихами он воспламенял души солдат, зажигал в них надежду, примирял с потерями и смертью.
Именно такую цель примирения имело и стихотворение «Слава». Правда, речь в нём идёт не о тех лаврах, о которых грезят юные удальцы, мнящие, что война – это нечто гордое и блистательное. В этом произведении поэт словно срывает с неё сверкающий покров, демонстрируя, что слава эта – суровый дар смерти.
Первые строки стихотворения рисуют в воображении читателя безрадостную картину. Мы видим застывшую чёрную землю:
За пять минут уж снегом талым
Шинель запорошилась вся.
Он на земле лежит, усталым
Движеньем руку занеся.
Мы можем слышать, как мелкие снежные хлопья покрывают собой пространства благодаря аллитерациям – повторяющимся шипящим звукам: «шинель», «лежит», «уж», «запорошилась».
Ещё до того, как мы приступаем к следующей строфе, мы понимаем, что этот персонаж уже умер. Можно представить, что в свою последнюю минуту он выхватил гранату, чтобы бросить её в гущу неприятеля, но беспощадная пуля сразила его за секунду до броска. А может, он всё же успел швырнуть снаряд и, подкошенный вражеским выстрелом, погиб с чувством выполненного долга
В любом случае, этот человек – герой! Неважно, что его имя никому неизвестно. Неважно, что сейчас он лежит на холодной земле
Он прославил себя уже тем, что выступил на защиту Родины. Поэтому поэт говорит о тех, кто следует тем же путём, что их окрыляет слава мёртвых.
Эта слава – страшная. Фронтовая дорога – это путь, на одном конце которого победа, а на другом – смерть. Причём тогда, в 1942 году, когда было написано это стихотворение, второй исход был куда более вероятен. Но люди вставали один за другим и шли в бой.
Поэт постоянно противопоставляет смерть и жизнь в строках:
В нас есть суровая свобода:
На слёзы обрекая мать,
Бессмертье своего народа
Своею смертью покупать.
Представляется, однако, что по-настоящему над героями войны смерть была не властна. Пусть многие из них остались безымянными для истории, но они живы в воспоминаниях сослуживцев и воспеты в стихах Константина Михайловича. Благодаря этому их подвиг ярко сияет в нашей памяти.
Константин СимоновРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Родина
Что такое патриотизм? В буквальном переводе с древнегреческого данное слово означает «отечество», если искать информацию еще глубже, то можно понять, что оно такое же древнее, как и род людской. Наверное, поэтому о нём всегда говорили и спорили философы, государственные деятели, писатели, поэты. Среди последних необходимо выделить Михаила Юрьевича Лермонтова. Он, дважды переживший изгнание, как никто другой знал истинную цену любви к родине. И доказательством тому служит его удивительное произведение «Родина», которое он пишет буквально за полгода до своей трагической гибели на дуэли. Читать стих «Родина» Лермонтова Михаила Юрьевича можно полностью онлайн на нашем сайте. В стихотворении «Родина» Лермонтов говорит о любви к родному отчеству – России. Но с первой же строчки поэт предупреждает, что чувство его не соответствует установленному «образцу». Оно не «штампованное», не официальное, не казённое, и потому «странное». Далее автор объясняет свою «странность». Он говорит, что любовь, к кому бы или к чему бы она ни была, не может руководствоваться рассудком. Именно рассудок обращает её в ложь, требует от неё безмерных жертв, крови, неустанного поклонения, славы. В таком облике патриотизм не трогает сердце Лермонтова, и даже древние предания смиренных иноков-летописцев не проникают в душу. Тогда что же любит поэт?
Вторая часть стихотворения «Родина» начинается с громкого заявления, что поэт несмотря ни на что любит, и истинность этого утверждения ощущается в словах, что он и сам не знает за что. И ведь, действительно, чистое чувство невозможно объяснить, увидеть. Оно внутри, и оно связывает человека, его душу какой-то невидимой нитью со всем живым. Поэт говорит об этой духовной, кровной, бесконечной связи с русским народом, землей и природой, и тем самым противопоставляет родину государству. Но голос его не обличительный, наоборот – ностальгический, нежный, тихий и даже смиренный. Описывает он своё сокровенное переживание с помощью создания ярких, выразительных и образных картин русской природы («безбрежное колыханье лесов», «печальные деревья», «ночующий обоз в степи»), а также благодаря неоднократному повторению глагола «люблю»: «люблю скакать в телеге», «люблю дымок спаленной жнивы». Учить текст стихотворения Лермонтова «Родина» и подготовиться к уроку литературы в классе теперь легко. На нашем сайте можно скачать данное произведение абсолютно бесплатно.
История создания песни на стихи
Изначально текст существовал только как стихотворные строки — читали «Жди меня» и по радио, и с эстрады, и просто для себя — кто вслух, а кто просто шепотом. Оно буквально передавалось из уст в уста, и всего за полгода покорила сердца всех солдат советской армии. Симонов и во время войны, и долгое время после получал много благодарственных писем за этот текст, который сам то считал очень личным и не достаточно гражданским, чтобы стать таким популярным.
С возрастающей известностью появилась и необходимость положить стихи на музыку. Самым известным вариантом стала музыка Матвея Блантера, написанная в 1943 году.
Но еще раньше появились варианты музыки от Николая Крюкова и Н. Горбенко. С музыкой первого стихотворение прозвучало как песня в фильме «Парень из нашего города» (1942 года), а второго — «Жди меня» (1943 года).
История создания стихотворения
Особенной истории написания у стихотворения нет, даже сам автор описывает довольно просто то, как идея и строки появились на страницах его блокнота. Оно посвящено Серовой Валентине — возлюбленной Константина Михайловича, он отправляет стихотворение ей письмом. Девушка жила и трудилась в тылу, в то время как сам поэт находился на фронте — прошел от Западного фронта до Южного фронта.
Валентина Серова была женой Константина Симонова, это — второй брак девушки, и с войны своего второго мужа она очень ждала и скучала. В 1943 году был снят фильм по произведениям Симонова под названием «Жди меня» (явная отсылка к любовному посланию), в котором главную роль сыграла как раз жена писателя.
Написанное еще в июля 1941 года на даче у Льва Кассиля стихотворение для возлюбленной девушки было высоко оценено и Кассилем, но он сразу попросил Константина Симонова пока не публиковать и не печатать нигде это произведение, потому что люди еще не готовы читать такое. Другу показалось, что в самом начале войны говорить о возвращении бойца с фронта рано. Симонов не стал намеренно скрывать стихотворение, но и не стремился особенно к распространению. Оно просто осталось записанным в его блокноте. Тогда поэту показалось, что он просто написал трогательные строки для Валентины Серовой и не более того.
Однако через некоторое время Симонов решает все же показать стихотворение Девиду Ортенбергу, редактору газеты «Красная звезда», который реагирует примерно так же, как и Лев Кассиль, говорит, что пока рано растравлять душу солдата такими сложными чувствами. Пока не ясно, сколько будут длиться военные действия, а домой хочется всем, ведь многим пришлось пойти на фронт буквально без всякой эмоциональной и психологической подготовки. Надо было защищать Родину. Думать же в такое время о возвращении домой, к любимой девушке, никак нельзя, тогда и тоска нападает, и боевой запал убавляется.
Еще находясь на Северном фронте, Симонов в первый раз читает текст произведения вслух своему знакомому — Григорию Зельме, фотокорреспонденту, в тот же день он переписывает и текст стихотворения в блокнот товарища и ставит дату — 13 октября 1941 года.
А затем постепенно текст стал растекаться по всем ротам и фронтам, звучать по радио, переписываться вручную в землянках на обрывках бумаг. Говорят, что буквально у каждого советского солдата лежал в кармане текст стихотворения.
14 января 1942 года стихотворение добирается и до публикации в газете «Правда», где заголовок находится на третьей полосе, но занимает так много места, что привлекает больше всего внимания читателей. Сам поэт не знал, что готовится публикация произведения, он в это время был в Можайске, а когда вернулся был весьма удивлен.
Писать письма с фронта довольно сложно, об это пишет позже Симонов, поэтому он и написал тогда это стихотворное послание, а за ним последовали и другие подобные строки — появился целый сборник. Но именно «Жди меня» стало первым и, видимо, самым чувственным, ведь людям на войне не хочется читать о необходимости защищать Родину — это они и так знают, а о простых человеческих чувствах хочется.
Анализ стихотворения «Жди меня, и я вернусь» Симонова 2 вариант
Константин Симонов увидел войну своими глазами в качестве военного корреспондента еще в 1939 г. на Халхин-Голе. Вскоре после этого он отправляется на фронт Финской кампании. Поэт и писатель получил трагический опыт жесткой военной реальности. После нападения Германии он ждал демобилизации и летом 1941 г. написал стихотворение «Жди меня, и я вернусь».
Произведение обращено к реальному человеку – возлюбленной Симонова В. Серовой. Женщина была вдовой и поначалу решительно отвергала ухаживания писателя. Разразившаяся война изменила ее отношение. Многократно возросла ценность жизни и случайность смерти.
Симонов поначалу скрывал свои отношения с Серовой и не хотел печатать стихотворение, считая его глубоко интимным. Лишь в декабре 1941 г. по настоянию коллег он разрешил опубликовать свое произведение.
Константин Симонов по праву считался одним из лучших советских писателей, творивших в годы самой страшной войны. Его произведения несут в себе горькую правду о жестокости и смерти. При этом писатель никогда не забывал о внутреннем мире человека, о том, как он меняется в условиях военного времени.
«Жди меня, и я вернусь» — очень трогательное стихотворение, обладающие огромной силой воздействия на человеческую душу. Для многих бойцов Красной армии оно стало настоящим гимном, торжественной клятвой близкому человеку. Миллионы людей расставались друг с другом. Уже первые дни войны показали, что для многих прощание было последним. Человек не был уверен, будет ли он жив через неделю, день, час. Официальная идеология отвергала веру в Бога, поэтому единственной надеждой и верой оставалось воспоминание о тех, кто ждет в тылу.
Автор обращается к любимой женщине с горячей мольбой о том, чтобы она ждала его несмотря ни на что. Очень жестко звучат слова: «пусть поверят сын и мать, в то, что нет меня». Симонов готов простить друзей, которые устанут его ждать. Но надежда любимой не должна исчезать. Это священный талисман, который охраняет жизнь человека и дает ему избавление от всех опасностей.
Стихотворение написано обычным разговорным языком в виде монолога лирического героя. Особую душевность и выразительность ему придает рефрен «жди меня». В какой-то степени произведение может считаться молитвой по своей эмоциональной окраске.
Известно множество случаев самоубийств людей, узнавших об измене любимых женщин в тылу. Это показывает, насколько важна для человека была вера в то, что их кто-то ждет. Стихотворение Симонова олицетворяет собой основную надежду советского воина, позволяющую ему не терять оптимизма и способности любить.
1944 год. Иллюстрированная односторонняя почтовая карточка полевой почты СССР с подписью к рисунку «Жди меня и я вернусь!…»
Все произведения Симонова
Английское военное кладбище в Севастополе
Анкета дружбы — Константин Симонов
Атака
Барашек родился хмурым осенним днем
Безыменное поле
Бывает иногда мужчина
В домотканом, деревянном городке
В чужой земле и в городе чужом — Константин Симонов
Всю жизнь любил он рисовать войну
Генерал
Горят города по пути этих полчищ
Да, мы живем, не забывая
День рождения
До утра перед разлукой
Дом друзей
Друг-приятель — Константин Симонов
Дружба дружбой, а служба службой
Если бог нас своим могуществом
Если родилась красивой
Жди меня, и я вернусь
Жены
Жил да был человек осторожный
Золотые рыбки
Из дневника
Изгнанник
Как говорят, тебя я разлюбил
Когда на выжженном плато
Когда со мной страданьем
Кукла
Летаргия
Майор привез мальчишку на лафете
Малышка
Мальчик — К. Симонов
Мне хочется назвать тебя женой
Музыка
Мы не увидимся с тобой
Мы оба с тобою из племени
На час запомнив имена
Над сном монастыря девичьего
Над черным носом нашей субмарины
Напоминает море — море
Не сердитесь — к лучшему
Не той, что из сказок
Немец
Открытое письмо
Песня военных корреспондентов
Плюшевые волки, зайцы, погремушки
Полярная звезда
Поручик
Предчувствие любви страшнее
Пусть прокляну впоследствии
Родина
Самый первый — Константин Симонов
Самый храбрый
Сверчок
Свеча
Северная песня
Слава
Слепец
Слишком трудно писать
Словно смотришь в бинокль перевернутый
Смерть друга
Старик
Стекло тысячеверстной толщины
Сын
Сын артиллериста
Танк
Товарищ
Товарищи по оружию
Тоска — Константин Симонов
Тост, услышанный в Дагестане
Тот самый длинный день в году
Три стихотворения
Тринадцать лет, Кино в Рязани
Ты говорила мне люблю
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины
Тыловой госпиталь
У огня — Константин Симонов
Убей его (Если дорог тебе твой дом)
Улыбка
Умирают друзья, умирают
Фотография
Футон
Хибачи
Хозяйка дома
Цитаты
Часы дружбы
Через двадцать лет
Чтобы никогда не думала
Чужая душа — Константин Симонов
Я знаю, ты бежал в бою
Я много жил в гостиницах
Я не могу писать тебе стихов
Я не помню, сутки или десять
Я очень тоскую
Я пил за тебя под Одессой в землянке
Я помню двух девочек, город ночной
Я схоронил любовь и сам себя обрек
Я, верно, был упрямей всех — Константин Симонов
Я, перебрав весь год
Анализ стихотворения-молитвы Симонова «Жди меня, и я вернусь» 1 вариант
Война для Константина Симонова началась в 1939 году, когда он был направлен на Халхин-Гол в качестве корреспондента. Поэтому к тому моменту, как Германия напала на СССР, поэт уже имел представление о фронтовых буднях и не понаслышке знал, что очень скоро тысячи семей начнут получать похоронки.Незадолго до повторной демобилизации, летом 1941 года, Симонов на несколько дней приехал в Москву и остановился на даче своего друга, писателя Льва Кассиля в Переделкино. Именно там было написано одно из самых известных стихотворений поэта «Жди меня, и я вернусь», которое вскоре облетело всю линию фронта, став для солдат одновременно и гимном, и молитвой.
Это произведение посвящено актрисе Валентине Серовой, вдове военного летчика, с которой поэт познакомился в 1940 году. Звезда театра и любимица Сталина, она поначалу отвергала ухаживания Симонова, считая, что не вправе предавать память мужа, погибшего во время испытаний нового самолета. Однако война все расставила на свои места, изменив отношение не только к смерти, но и к самой жизни.
Уходя на фронт, Константин Симонов не был уверен ни в победе советской армии, ни в том, что ему удастся увернуться живым. Тем не менее, его согревала мысль, что где-то далеко, в солнечной Фергане, куда был эвакуирован театр Валентины Серовой, его ждет любимая женщина. И именно это давало поэту силы и веру, вселяло надежду, что рано или поздно война закончится, и он сможет быть счастливо со своей избранницей. Поэтому, обращаясь в стихотворении к Валентине Серовой, он просит ее лишь об одном: «Жди меня!».Вера и любовь этой женщины является для поэта своеобразным талисманом, той невидимой защитой, которая оберегает его на фронте от шальных пуль. О том, что погибнуть можно совершенно случайно и даже по глупости, Симонов знает не понаслышке. В первые дни войны ему довелось оказаться в Белоруссии, где к тому времени шли ожесточенные бои, и поэт чуть не погиб под Могилевом, попав в немецкое окружение. Однако он убежден, что именно любовь женщины сможет уберечь его и многих других солдат от гибели. Любовь и вера в то, что с ним ничего не случится.
В стихотворении он просит Валентину Серову, а вместе с ней тысячи других жен и матерей не отчаиваться и не терять надежды на возвращение своих любимых даже тогда, когда кажется, что им уже никогда не суждено будет встретиться. «Жди, когда уж надоест всем, кто вместе ждет», — просит поэт, отмечая, что не стоит поддаваться отчаянию и уговорам тех, кто советует забыть любимого человека. Даже если лучшие друзья уже пьют за помин его души, понимая, что чудес не бывает, и воскреснуть из мертвых никому не суждено.
Однако Симонов убежден, что он обязательно вернется к своей избраннице, что бы ни случилось, так как «среди огня ожиданием своим ты спасла меня». О том, чего им обоим это будет стоить, поэт предпочитает умолчать. Хотя прекрасно знает, что неизвестность наверняка прибавит новые морщины и седины в волосах тех женщин, которые ждут своих любимых. Но именно вера в то, что они когда-нибудь вернутся, дает им силы выжить в кровавой мясорубке, именуемой войной.
Поначалу Константин Симонов отказывался публиковать это стихотворение, считая его глубоко личным и не предназначенным для широкого круга читателей. Ведь лишь несколько близких друзей поэта были посвящены в его сердечную тайну. Однако именно они настояли на том, чтобы стихотворение «Жди меня, и я вернусь», в котором так нуждались тысячи солдат, стало достоянием общественности. Оно было опубликовано в декабре 1941 года, после чего уже ни Константин Симонов, ни Валентина Серова не считали нужным скрывать свои отношения. И их яркий роман стал еще одним доказательством того, что настоящая любовь способна творить чудеса.