Николай языков

Анализ произведения н.м.рубцова «тихая моя родина» автор презентации: печказова светлана петровна, учитель русского языка и литературы мбоу «лицей 1» р.п.чамзинка. — презентация

Анатолия оказалась родиной индо-европейских языков, заявляют ученые

Авторы статьи избрали новый подход — они представили языки из индоевропейской семьи как живые организмы, развившиеся от одного предка в ходе биологические эволюции. В качестве «генов» выступают так называемые когнаты — однокоренные слова, имеющие общее происхождение и похожее звучание в нескольких самостоятельных языках.

Комментируя результаты группы Аткинсона, российский лингвист Алексей Касьян из Института языкознания РАН отметил, что само использование вирусологического «инструментария» в лингвистическом исследовании следует обосновать.

«Они утверждают, что методы вирусологии можно использовать для анализа языков, однако это требует в отдельного обоснования. В частности, вирусная частица может соседствовать в организме с другими вирусами, тогда как одно племя обычно является носителем одного языка. Кроме того, вирус легко передается при контакте, однако переходы со своего языка на язык соседей происходили редко», — сказал Касьян.

В своей работе лингвисты проанализировали когнаты, собранные другими учеными при анализе 103 «мертвых» и ныне существующих индоевропейских языков, и составили «дерево эволюции» индоевропейской семьи.

Для этого авторы статьи подсчитали число одинаковых и отличных когнатов в разных языках, представляя похожие слова в виде «генов», которые языки могли приобретать или терять по мере своей эволюции. Различающиеся когнаты представляли собой «мутации», вызванные обособленным развитием сравниваемых языков.

Изучив все схожие и различающиеся когнаты, ученые проанализировали их при помощи компьютерных алгоритмов, используемых в эволюционной биологии для поиска родственных связей между различными штаммами вирусов. Лингвисты наложили полученный результат на карту Евразии и отметили наиболее вероятные «колыбели» праматери всех индоевропейских языков.

По словам Аткинсона и его коллег, дерево эволюции языков из индоевропейской группы показало, что «анатолийский» сценарий был более вероятен, чем его каспийский «конкурент». Как отмечают авторы статьи, «сторонникам «степной» гипотезы предстоит найти множество аргументов для восстановления ее авторитета».

С другой стороны, многие ученые не считают «биологический» подход допустимым — по словам лингвиста Виктора Мэйра (Victor Mair) из университета штата Пенсильвания в Филадельфии (США), «в этой работе очень много переменных, значение которых определяет воля случая. «Каспийская» гипотеза основана на археологических данных, возраст и происхождение которых можно реально выяснить».

Как отмечает Касьян, авторы статьи не рассмотрели еще одну вероятную родину индо-европейских языков — Карпато-Балканский регион. По его словам, данная область выглядит более предпочтительной, чем степи Каспия, так как индоевропейские слова содержат много когнатов, относящихся к земледелию и скотоводству, что не соответствует кочевому образу жизни.

«На мой взгляд, исследования, подобные рецензируемой статье, на данном этапе интереснее всего опытом применения в исторической лингвистике методов из смежных наук, например, биологии. Говорить же, что проблема праиндоевропейской прародины, ее датировки или хотя бы построения генеалогического древа индоевропейских языков закрыта, пока нельзя», — сказал собеседник агентства.

Краткий анализ

История создания – из-за непростых взаимоотношений с советской властью Цветаева, чью поэзию считали буржуазной и вредной, была вынуждена эмигрировать в Чехию. Там в 1934 году и была написана “Тоска по Родине”.

Тема стихотворения
– ностальгия по Родине, печаль от разлуки с ней.

Композиция
– произведение отличается особенной ритмичностью, характерной для стихов Цветаевой. Она создает линейную композицию с постепенно нарастающим напряжением.

Жанр
– лирическое стихотворение.

Стихотворный размер
– четырехстопный ямб.

Эпитеты
“разоблаченная морока”, “базарная кошелка”, “пленный лев”, “людская среда”, “камчатский медведь”, “зоркий сыщик”.

Сравнения
“как госпиталь или казарма”, “как бревно”.

Образы и символы

Образ родины двулик: с одной стороны, он романтический, с другой — реалистический. Чаще всего страну восхваляют за военные успехи, следование традициям, великую историю. Лермонтов не отрицает, что весь этот комплекс качеств присущ и России, но это лишь внешний облик. Есть и внутренний образ родины, который также заслуживает внимания.

Примечательно, что Лермонтов — один из первых поэтов, кто обратился к берёзе как к символу России. Эта линия будет продолжена авторами ХХ столетия, в особенности С. Есениным.

Вероятно, это стихотворение написано ночью или поздним вечером. Образ ночи создаётся частым упоминанием этого времени суток (ночи тень, до полночи, ночлег), а также косвенными указателями: холод, огни деревень.

У лирического героя чуткое сердце, он проницателен и способен восхищаться мелочами. Его не привлекает наружная маска, он способен видеть то, что немногие способны заметить. Потому и его отрада «многим незнакома».

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Юному поэту Брюсова Во многом человечество существует благодаря передаче опыта. Конечно, люди оставляют и какие-то материальные следы своего присутствия на этой планете, но наиболее существенными являются идеи и мысли
  • Анализ стихотворения Есенина Буря Одно из стихотворений пейзажной лирики Есенина — Буря. Здесь тоже все в природе живое — все одушевлено. Поэт очень чуток к природе, к самым мелким изменениям в ее настроении. В первой строфе Есенин показывает
  • Анализ стихотворения Высоцкий Я не люблю В стихотворении Я не люблю В. Высоцкий рассказывает о своих принципах. Он высказывает смело свою позицию, даже если она не соответствует общепринятой. Поэт делает это с помощью личного Я
  • Анализ стихотворения Пастернака Перемена Б. Пастернак больше считал себя философом, нежели поэтом. Ему были интересны абстрактные вещи, пытался понять, а почему это произошло, а почему то и почему ни как иначе, почему кому-то дано все
  • Анализ стихотворения Тютчева Весенние воды 5 класс Сколько стихов написано о весне? Конечно, вопрос риторический… Иногда даже у одного автора больше десятка таких стихотворений. Всё-таки, весна (пробуждение природы, новое начало, свежесть и любовь) вдохновляет.

Композиция и построение стиха

Тема России развивается от широкого, обобщенного плана к более узкому, образуя эффект перевернутой пирамиды. Композиционно стихотворение делится на 3 части:

  • 1 часть занимает 6 строк. Поэт говорит о странности любви. Его не волнует патриотизм в общепринятом смысле слова.
  • 2 часть – 8 строк занимает описание природы. Правда, последние 2 строки являются переходными. Они предваряют переход к следующей части.
  • 3 часть – последние 12 строк посвящены деревенскому быту. Лермонтов говорит, что любит деревенские праздники. С отрадой встречает полное гумно.

Стихотворение записано одной строфой в 26 строк. По мере развития композиции, а точнее, по мере сужения пирамиды, изменяется стихотворный размер. Начинается это произведение шестистопным ямбом, затем переходит в пятистопный и заканчивается четырехстопным ямбом. Рифма на протяжении всего стихотворения перекрестная, и только в первой части встречаются параллельная и кольцевая рифма. Она была нужна Лермонтову для создания эпифоры – повторения последних слогов:

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» отличается цельной завершенностью, оно располагает к созерцательному пониманию, что свидетельствует об идейно-художественной целостности этого произведения.

Краткий анализ стихотворения Родина

Вариант 1

Стихотворение «Родина» композиционно поделено на две неравные части. После заявления, данного в первой строчке, что любовь к родине может быть странной, следуют пять строк, начинающихся с отрицания. Отрадных чувств не вызываются те вещи, которыми обычно гордятся патриоты. Отрады нет в ни славе, купленной в боях, ни в гордом покое, ни в старинных преданиях.

Следующая – более развернутая часть – перечисление того, что дорого лирическому герою стихотворения. Любовь к родине составляет и холодное молчание степей, и колыхание безбрежных лесов, и разливы рек, которые подобны морям. Далее возникает в произведении картинка ночной проселочной дороги с едущей телегой, а по сторонам огоньки печальных деревень, ночующий степи обоз. Тянет дымком спаленной нивы.

Видятся автору белые березы среди желтой нивы. С особой теплотой перечисляются приметы деревни: полное гумно, крытые соломой избы, резные ставни. И как апофеоз любви к патриархальной деревне в конце произведения упоминается праздник с плясками и говорком пьяных мужиков.

Вариант 2

Композиционное деление стихотворения, его двухчастность обусловлена своеобразием темы патриотизма

Прежде всего необходимо обратить внимание на некоторую диалектичность, свойственную как всему стихотворению в целом, так и отдельным его частям

Уже эмоциональная и ассоциативная окрашенность лексики в первой части стихотворения приоткрывает завесу рассудочной “необъяснимости” чувства лирического героя к Родине — невозможности однозначного отношения к ней. Договорённость и однозначность вообще чужды лирическому герою зрелого Лермонтова. Всё, что является плодом рассудка, часто оказывается ложным.

Важно обратить внимание и на пространство второй части стихотворения: от широкомасштабных картин (“безбрежное колыханье” лесов, “подобные морям” разливы рек) к как будто на ходу выхваченному фото- или кинообъективом крупному плану конкретных, частных деталей: “чета белеющих берёз”, “изба, покрытая соломой”, окно “с резными ставнями”. И в финале — синтез природного и народного мира, в который, хотя и косвенно, но всё же включён лирический герой

И в финале — синтез природного и народного мира, в который, хотя и косвенно, но всё же включён лирический герой.

И “люблю” лирического героя, с одной стороны, подчёркивает необъяснимость, истинность этой любви — она не преображает действительность, не приукрашивает её, а с другой стороны, эта неприукрашенная действительность — единственно достойна любви, она и есть то, что в понимании лирического героя составляет суть Родины.

Вариант 3

Любовь к Родине- это чувство, которое живет в сердце каждого русского человека. Ведь невозможно не любить прекрасные уголки родной земли, на которых ты родился и живешь, которыми дышишь, которые чувствуешь каждой клеточкой своего тела. Это чувство сильнее нас. Оно делает нас добрее, мудрее, оно наполняет нашу жизнь смыслом.

Тема любви к родине присутствует в прозе и поэзии многих русских классиков. Не стал исключением и М. Ю. Лермонтов- классик русской литературы. Его стихотворение так и называется – «Родина». Не смотря на «странную любовь», автор с восторгом и воодушевлением описывает красоту своей родины. «Не зная, за что» поэт восторгается степями, лесами, разливами рек, старыми избами, дивной природой. Даже на пьяные развлечения он готов “смотреть до полночи». Лермонтов лукавит, когда называет свою любовь странной. Только исконно русский человек может понять красоту родной земли, когда вокруг царит хаос и беспорядок, убогость и нищета. Стихотворение убеждает нас в том, что любить Родину- значит быть богатым духовно.

Поэт-настоящий патриот. Через слог он доносит до нас свою преданность и любовь к Родине. В его строках я читаю призыв к таким же чувствам. Ведь Родину как мать не выбирают. И уж суждено нам было родится на этой земле, то и любить мы должны ее всем своим сердцем и всей своей душой.

Средства выразительности

По сравнению с другими произведениями Марины Цветаевой, в этом использовано достаточно мало Художественных средств. В основном это эпитеты
– “разоблаченная морока”, “базарная кошелка”, “пленный лев”, “людская среда”, “камчатский медведь”, “зоркий сыщик” – и сравнения
– “как госпиталь или казарма”, “как бревно”.

Эмоциональный настрой поэтесса выражает с помощью рифм, которые выбиваются из общего строя, неровного, почти нервного изложения и за счет восклицательных знаков, использованных в большом количестве.

Яркое повествование очень напряженно, причем это напряжение все нарастает и нарастает – стихотворение почти кричит, пока в какой-то момент не опускается до тихой грусти, когда поэтесса говорит о своей любимой рябине, видящейся ей символом России.

Поэтесса никогда не была космополитом, и эту мысль она выражает очень четко – если не на Родине, то ей все равно, где быть одинокой и “ где унижаться”.

Средства художественной выразительности

Эпитеты в стихотворении Лермонтова служат важными уточняющими элементами, придают дополнительные смыслы изображаемым объектам. Почему «молчание степей» именно «холодное»? Это может говорить о суровом климате, а также о равнодушии. Любопытно наблюдать, как перечисление объектов влияет на художественные средства: автор думает о лесах, реках, и первым даёт определение «безбрежные», а реки сравнивает с морями. Но не только ассоциации использует поэт. Подобно живописцу, он раскрашивает образы: желтая нива, белеющие берёзы.

Обращается автор и к олицетворениям: молчание степей, пронзая взором, преданья не шевелят. Лермонтов применяет смешанный троп — олицетворяющий эпитет (печальные деревни, дрожащие огни).

Выстроить композицию стихотворения помогает такая фигура речи как анафора, а используется она в первой части и в начале второй.

Анализ стихотворения «Родина» Языкова

Николай Языков не слишком известен читателю 21 века, однако современники знали и любили поэта. Будучи окружен заботливым дворянским семейством, красотами приволжских земель и колоритом народного творчества, уроженец Симбирской губернии Языков, с малых лет стал тянуться к поэтическому творчеству.

Стихотворение «Родина» было написано в 1825 году, когда Николай Михайлович учился в Эстонии и тосковал по родовому гнезду. В строках:

поэт высказывает безграничную привязанность к отчизне, осознавая ее достоинства и недостатки и все же искренне любя ее, словно родную мать. Тема любви к родине сквозит через все творчество Языкова, его экспрессивный патриотизм это искренние чувства пусть даже еще совсем молодого человека (в 1825 году Николаю Михайловичу было всего 22 года). В отличии от поэтов пушкинской плеяды, к которой литературоведы относят сегодня Языкова, он одним из первых стал восторгаться природой России, не уменьшая и не принижая действительности в угоду моде или общественному мнению.

Главным героем в произведении выступает сам автор, описывая созерцательные наблюдения, воспоминания о прошлом и надежды на будущее:

Красота родного края глубоко запечатлелась в сердце поэта, слова «…Любовь очей — моя страна!…» и для более точной передачи крестьянского колорита, Языков применяет отсылку к историческим песням:

Произведение напоминает хвалебную оду, написанную двухсложной стопой, посвященную персонифицированной отчизне. В конце стихотворения мелькает неуловимая Лилета, как образ порывов молодости, любви и жажды жизни, что переплетается в единое целое с любовью к родной земле.

Обилие высокопарных оборотов и ярких эпитетов: «вдохновенный / непросвещенный», «воспламененный / военный», наполняют произведение торжественностью.

Четырехстопный ямб наиболее удобен для подчеркивания патетических восклицаний, которыми изобилует стихотворение, а живые метафоры: «волшебница-мечта», «голос лиры вдохновенной», добавляют живости и образности.

Родные пейзажи всю жизнь вдохновляли поэта. Многие его произведения стали основой для романсов, которые исполняются по сей день, в их числе и стих «Родина», на музыку композиторов Г. Портнова и О. Евлахова.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

История создания произведения

Идею написания стихотворения о родном доме Некрасов вынашивал на протяжении долгого времени. Главным толчком к началу работы стало общение с известным литературным критиком Виссарионом Григорьевичем Белинским. Изначально стихотворение задумывалось как описание конфликта между внутренним миром литературного героя и существующим строем. Черновое название — «Старые хоромы».

Первая часть Родины была написана автором в 1844 году. На продолжении работы настаивал сам Белинский. Оконченное в 1846 году литературное произведение было дополнено образами женщин и их судьбы в России того времени. Впервые опубликована Родина была только 1856 году. Цензура долгие десять лет не пропускала произведение в печать. Главной причиной этому стало то, что основная идейная мысль выходит далеко за пределы обычного автобиографического повествования. Произведения Некрасова всегда отличала тщательная прорисовка крестьянской тематики. В его произведениях как поэтических, так и в прозе, нет места мелодраме и романтике. Они насыщены духом русского народа, его мыслями, надеждами и реалиями.

Тема

Тема любви к родине, пейзажное начало и патриотизм, глубокий, народный, личный, практически лишённый государственной или гражданской составляющей. Её следы есть только в начале стихотворения, дальше картины быта и родные пейзажи оттесняют пафос и торжественный тон.

Любовь Лермонтова очень личная и искренняя, ему милы огоньки в окнах сельских домов, запахи костров, избы крытые соломой, берёзки, которые выстроились у дороги. Свою любовь автор характеризует как “странную”, потому что сам не понимает её корней и причин, но сильное всепоглощающее чувство сквозит в каждой строке стихотворения. Написать такое способен только чистый разум, огромный талант. Нет у Лермонтова любви к светской жизни, ему опостылели “законы” высшего общества, интриги, чинопреклонение, слухи, бессмысленность существования дворянства и пустая российская действительность.

Главная мысль стихотворения – любовь к родине – сильное неподвластное пониманию чувство, данное свыше. Идея стихотворения в том, чтобы раскрыть сущность человека – патриота (самого автора), преданно любящего свою родину, привязанного к ней всей душой. Лирический герой подаёт своё чувство, как нечто личное: так любят родного человека, несмотря на его недостатки, сильно и беззаветно.

Композиция

Композиция стихотворения двухчастна. В начале Лермонтов заявляет о своей любви к отчизне, но тут же поясняет, что его патриотизм отличается от общепринятого. Лейтмотивом первой части становится отрицание. Перелом происходит с помощью противительного союза «но»:

Далее Лермонтов упоённо рассказывает, что для него есть настоящая Россия. Об этом свидетельствует повторяющееся «люблю», а также подробность «с отрадой … я вижу».

Двухчастная композиция позволяет автору наиболее ярко подчеркнуть контраст противопоставления. Можно заметить, что составляющие стихотворения не равны, но едва ли это является структурным недостатком. Скорее наоборот: это авторский способ сказать нам, что наша страна гораздо прекраснее, чем принято думать, просто её прелесть нужно уметь видеть не только в достижениях, но и в бытовых деталях.

Тема

Основная тема стихотворения – родина и воспоминания поэта. Но идея детства, отношения к нему существенно отличается от того, что мы привыкли читать у других авторов: здесь нет любви и грусти по прошедшей юности. Перед нами возникают неприятные образы дома и людей, которые окружали маленького Некрасова: “…жизнь отцов моих…текла среди пиров, бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства” . Удивляет читателя и радость, которую испытывает лирический герой от того, что его родовое поместье теперь разрушено: “С отрадой вижу я, что срублен темный бор… и нива выжжена, и праздно дремлет стадо… и набок валится пустой и мрачный дом”

Но это ликование вполне оправданно, если принять во внимание воспоминания поэта о несчастливом детстве

Анализ стихотворения Языкова «Родина»

Стихотворение «Родина» было написано Н. М. Языковым в 1825 году, в период обучения в Дерпте, полный веселья и излишеств, которые подорвали здоровье юноши. Несмотря на то, что Языков не окончил университетского курса, он вырос в настоящего русского поэта, несгибаемого патриота и гражданина. Гражданский пафос сквозит даже в его любовных стихотворениях.

Стихотворение «Родина» относится к категории дифирамбического (восхваляющего) стиха и является ярким признанием в любви своей отчизне. Творческая манера Н. М. Языкова напоминает Пушкина, которого он обожал.

Поэт недаром носил такую «говорящую» фамилию – его владение языком безукоризненно. Стихотворение «Родина», как драгоценное кружево, буквально сплетено из тропов – один из них плавно переходит в другой. Здесь и метафоры – «краса природы», «любовь очей», «жажда славы», «жар стихов», «любя душой», «дедов времена», «восторги поэта», метонимия – «дни лились», олицетворение – «предметы …живы», лексический повтор – «Целуй меня, … целуй, целуй!»

Среди других средств художественной выразительности – яркие эпитеты: «пламенная жажда», «живая тишина», «лихие непогоды», «вдохновенная лира», «молодая страсть», «вольный поэт», «радостные воды»; многосоюзие – «и величава, и грозна, и благодатна», «восторги, и сила…, и голос», «стану петь и шум …, и меченосцев, и тебя», сравнения – «природа грозна, как наших дедов времена», «благодатна, как свобода»; анафора – «И Волги … брега, и Волги … воды», «Твоя живая тишина, твои … непогоды, твои леса, твои луга» и многочисленные риторические восклицания.

Нужно понимать, что автор имеет в виду, используя некоторые обороты: к примеру, эпитет «полуночная» значит «северная», а вовсе не «ночная», «шум военный» – «грохот сражений», а «меченосцы» – «ратники, военные». Лилета (искаженное Лилит) – нарицательное название коварной искусительницы, в контексте стихотворения это символ удальства и чувственных наслаждений. Интересно, что не только красота родной природы, но и женская любовь вдохновляет поэта на создание патриотических стихов.

Поэт усматривает величие в простых, привычных глазу пейзажах – прибрежных дубравах, лугах, лесах и даже лихой непогоде. Ткань произведения, невзирая на кажущуюся легкость, содержит важные посылы – поэт не представляет жизни без творчества и, несмотря на бурную молодость, остается чистым душой человеком.

Проблематика

Что такое любовь к Родине, что такое истинный патриотизм? Каковы реальные ценности в жизни человека и страны? Что важнее – гордиться завоеваниями предков, заветными преданьями «тёмной старины» или радоваться тому, что у крестьян «полное гумно» и крепкая, крытая соломой изба, «с резными ставнями окно»?

В своём стихотворении поэт словно пытается разрешить все эти проблемы.

В чём-то ему это удаётся. Впервые в русской поэзии был явлен читателям не трескучий казённый патриотизм, а истинное, выраженное простыми словами чувство любви к своей стране. Хотя проблема неоднозначного, противоречивого отношения к отчизне осталась.

«Родина» Н. Языков

Всегда люблю я, вечно живы На крепкой памяти моей Предметы юношеских дней И сердца первые порывы; Когда волшебница-мечта Красноречивые места Мне оживляет и рисует, Она свежа, она чиста, Она блестит, она ликует.

Но там, где русская природа, Как наших дедов времена, И величава, и грозна, И благодатна, как свобода, – Там вяло дни мои лились, Там не внимают вдохновенью, И люди мирно обреклись Непринужденному забвенью.

Целуй меня, моя Лилета, Целуй, целуй! Опять с тобой Восторги вольного поэта, И сила страсти молодой, И голос лиры вдохновенной! Покинув край непросвещенный, Душой высокое любя, Опять тобой воспламененный, Я стану петь и шум военный, И меченосцев, и тебя!

Основная мысль

Михаил Юрьевич очень странно любит Россию. Его очень многое в ней не устраивает, он критикует устоявшиеся привычки и законы, он не согласен с той властью, которая на данный момент правит государством. Не такого будущего он хочет для своей России.

Он ненавидит правительство, существующий строй, причем выражает это достаточно открыто. Но в то же время автор является истинным патриотом свой Родины. Даже недовольство Лермонтова оправдывается тем, что он хочет лучшей судьбы для своего народа и своей страны. Он переживает за будущее, потому что любит Россию огромной и чистой любовью. Это и пытался передать автор в своем стихотворении «Родина».

Автор показывает то, что очень сложно увидеть или описать словами. То, за что он любит свое государство. Это просто нужно почувствовать самому. Не все прекрасное видно глазами, порой гораздо больше говорят ощущения.

Средства выразительности

В стихотворении «Родина» используются следующие тропы:

  1. эпитеты («безбрежные леса» «заветные преданья» «тёмная старина», «вечером росистым»);
  2. метафора («слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой»), олицетворения, один из видов метафоры («степей холодное молчанье», «печальных деревень», «чета белеющих берёз»);
  3. сравнение («разливы рек её, подобные морям»).

До Лермонтова никому из русских поэтов не удавалось создать столь гармоничный образ человека и гражданина. Не было до него и такого глубокого размышления о жизни и человеческих поступках. Наследник и ученик Пушкина, Державина, Жуковского, Лермонтов придал русской поэзии новый облик, оказавший влияние на её дальнейшее развитие.

Идея и композиция

Основная мысль стихотворения «Родина» Лермонтова — это любовь к своей стране, патриотизм, глубокий и личный, лишенный государственной составляющей. Лирическое настроение произведения оттеняют родные пейзажи и картины быта. Поэт с нежностью описывает огоньки в окошках сельских домов, крытые соломой избушки, березки, растущие у дороги. Он пишет, что любит Отчизну странной любовью, потому что сам не понимает ее причин. Но каждая строка произведения проникнута огромным чувством патриотизма.

Лермонтову опостылело высшее общество с его интригами, низкопоклонством, пустым и бессмысленным существованием. Идея стихотворения «Родина» Лермонтова состоит в том, чтобы раскрыть сущность человека-патриота, такого как сам автор, который беззаветно любит свою родину и привязан к ней всей душой. Лирический герой выражает свои чувства как что-то личное, он любит Родину, как родного человека, несмотря на его недостатки.

Композиционно произведение состоит из 26 стихов. Оно делится на 2 части:

  • В первых 6 стихах поэт говорит о своем отношении к Отчизне и поясняет, что оно отличается от общепринятого. По словам автора, у него отсутствует привязанность к истории страны, ее героизму и славе. Он любит ее не за что-то, а вопреки всему, что она ему сделала. Лейтмотив первой части — отрицание.
  • В остальных 20 стихах содержится признание лирического героя в любви к своей Родине. Поэт рассказывает, что он считает настоящей Россией.

Такая композиция использована автором для того, чтобы особенно ярко подчеркнуть противопоставление. Подобный прием позволяет сказать читателям, что Россия гораздо прекраснее, чем принято думать. Ее можно любить не только за достижения, но и за простой быт и красоту природы.

Средства выразительности

Яркие живые эпитеты использует автор в своём признании: “тёмная старина”, “заветные преданья”, “отрадное мечтание”, “холодное молчание”, “печальные деревни”, “безбрежные леса”, “росистый вечер”.

Метафоры: “слава, купленная кровью”, “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “чета берёз“.

Сравнение: “разливы рек её, подобные морям”.

Анафора в первой строфе делает размышления лирического героя эмоциональным и возвышенным: “Ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой, ни темной старины заветные преданья…”. Песенность и элегичность придаёт стихотворению анафора во второй строфе: “Её степей холодное молчанье, её лесов безбрежных колыханье…”.

Восклицательное предложение, являющееся первым стихом произведения, выражает его центральную мысль: “Люблю отчизну я, но странною любовью!”

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Родина» изложены ниже максимально кратко:

  1. Основная проблема в стихотворении «Родина» — это ненастоящая, показная любовь, насаждаемая мнимой славой. Поэта не радуют «ни тёмной старины заветные преданья, ни слава, купленная кровью». В то время как в мрачную и суровую эпоху правления Николая I было принято восхвалять победы русского оружия, не вспоминая при этом о том, чего они стоили народу, а в отечественной истории видеть только светлые стороны, доказывая тем самым необходимость для России самодержавия и крепостничества.
  2. Другая проблема — царизм в России, против которого неизменно высказывался автор. «Ни полный гордого доверия покой» ─ строка, направленная против самого императора. Именно он в каждом своём манифесте объявлял о покое, который дарует России.
  3. Основная тема — красота и необыкновенность России. «Родина» ─ необыкновенный по красоте гимн русской природе. Автор рисует захватывающие дух картины, «лесов безбрежных колыханье, разливы рек её, подобные морям». «Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз, и на холмах, средь жёлтой нивы, чету белеющих берёз». Этот пейзаж навсегда остался не только в литературе, но и в живописи, став своеобразным символом нашей страны.
  4. Народ — это еще одна тема стихотворения. Автор любит родину и за то, что ее населяют такие чудесные люди. «С отрадой, многим незнакомой», поэт видит «полное гумно» ─ символ благополучия крестьянина. До полночи он готов смотреть на «пляску с топотом и свистом». Здесь автор говорит о своём единстве со всем народом, в том числе и с простыми людьми. Об уважении к труду и быту простого человека.
  5. Настроение автора одновременно и грустное, оттого, что в России много несправедливости («печальные деревни»), и у неё много врагов, в борьбе с которыми приходится проливать кровь. И в то же время счастье оттого, что он — сын этой земли. Восхищение её бескрайними просторами.

Композиция и построение стиха

Тема России развивается от широкого, обобщенного плана к более узкому, образуя эффект перевернутой пирамиды. Композиционно стихотворение делится на 3 части:

  • 1 часть занимает 6 строк. Поэт говорит о странности любви. Его не волнует патриотизм в общепринятом смысле слова.
  • 2 часть – 8 строк занимает описание природы. Правда, последние 2 строки являются переходными. Они предваряют переход к следующей части.
  • 3 часть – последние 12 строк посвящены деревенскому быту. Лермонтов говорит, что любит деревенские праздники. С отрадой встречает полное гумно.

Стихотворение записано одной строфой в 26 строк. По мере развития композиции, а точнее, по мере сужения пирамиды, изменяется стихотворный размер. Начинается это произведение шестистопным ямбом, затем переходит в пятистопный и заканчивается четырехстопным ямбом. Рифма на протяжении всего стихотворения перекрестная, и только в первой части встречаются параллельная и кольцевая рифма. Она была нужна Лермонтову для создания эпифоры – повторения последних слогов:

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Родина» отличается цельной завершенностью, оно располагает к созерцательному пониманию, что свидетельствует об идейно-художественной целостности этого произведения.

Средства художественной выразительности стихотворения

В стихотворении «Родина» поэт акцентирует внимание на природе и народной жизни – то есть, на предметах, составляющих образ России. В отличие от других произведений поэта, где он не скупиться на цветовые эпитеты, здесь он словно экономит на красках, при довольно богатой палитре средств художественной выразительности

Из цветовых встречается только желтая нива и чета белеющих берез. «Родина» Лермонтова сыграла «исключительно важную роль в становлении художественного образа русской природы» считал советский литературовед, критик Кирилл Пигарев.

Лермонтов активно использует в этом произведении анафоры (повторы). В начале стихотворения использованы частицы не и ни. Причем частицы «не» являются замыкающими в этих строчках:

Из средств художественной выразительности использованы также:

  • эпитеты: странный, полный, заветные, отрадного, безбрежных, проселочным, медленным, спаленной, ночующий, желтой, белеющих, полное, резные, пьяных;
  • метафоры: купленная (кровью); темной (старины); холодное (молчанье) росистый (вечер);
  • олицетворения печальных (деревень); ночующий (обоз);
  • гипербола: разливы рек, подобные морям.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: