Федор тютчев 📜 осенней позднею порою

Стихи тютчева про осень — легкие и короткие про природу и осень

Образы и символы

Лирический герой, кем выступает сам Ф.И. Тютчев, наблюдает за наступлением осени, выделяя её начало, как время плавного перехода из летнего зноя в осеннюю прохладу, дарящую нечто невидимо-эфемерное, прозрачное. Самое начало осени рождает в авторе тёплые и нежные чувства, которые он выражает с особым трепетом. Он желает, чтобы эти мгновения продлились как можно дольше. Но наступает пора, когда всё меняется, приходит настоящая осень, и поэта одолевает лёгкая грусть перед опустением и тишиной.

  1. «Короткая и дивная пора» – это образ бабьего лета в самом начале осени, когда ещё тепло и только-только начали опадать листья. Стоит ясная и спокойная погода, но, кажется, она в любую секунду может перемениться, поэтому поэт называет её «хрустальной».
  2. «Лишь паутины тонкий волос / блестит на праздной борозде» – для лирического героя это символ застывания природы в осеннем холоде, когда всё вокруг замедляется в ожидании зимы.
  3. «И льётся чистая и тёплая лазурь / на отдыхающее поле…» – в этих строках Ф.И. Тютчев показывает последние тёплые лучи, касающиеся земли, как образ уходящего тепла.

Жанр, направление, размер

«Есть в осени первоначальной…» – лирическое стихотворение, принадлежащее к направлению «чистого искусства», пейзажной и философской лирике. В нём переплетается реализм, который выражается в точном описании пейзажа, с романтизмом, пронизанным упоением и восторженностью.

Размер стихотворения «Есть в осени первоначальной…» – ямб. Особенность произведения состоит в том, что в нём много пропусков ударений, что больше заметно в первой строфе. Рифмовка двух первых строф перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. В третьей строфе прослеживается опоясывающая рифмовка.

Средства выразительности

Безусловно, в стихотворении «Есть в осени первоначальной..,» можно выделить немало троп, которые создают ту гармоничную атмосферу природы, которую стремился передать Ф.И. Тютчев.

  1. Эпитеты: «дивная пора», «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «праздная борозда», «отдыхающее поле», «чистая лазурь».
  2. Метафора: «пустеет воздух», «льётся лазурь».
  3. Сравнение: «день стоит как бы хрустальный».
  4. Олицетворение: «день стоит», «серп гулял».
  5. Разновидность метонимии – синекдоха: «серп гулял», «падал колос».
  6. Антитеза: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё – простор везде…»

Многоточие в первой и последней строфе показывает то, что о природе можно говорить и писать бесконечно. Кроме того, в многоточии чувствуется, будто бы автор говорил непосредственно с читателем об изменении в природе и вдруг задумался о жизни и остановился, глядя на поле, о котором он произнёс последнюю строку своего стихотворения.

Анализ стихотворения Есть в осени первоначальной Тютчева

В своём стихотворении «Есть в осени первоначальной» Тютчев обращает наше внимание на такое дивное время года, как осень. Читая эти тёплые строки, даже зимой мысленно можно попасть в осень

В раннюю и теплую осень, без дождей и слякоти.

Сам поэт не любил это время года, так как считал, что осень приносит смерть и увядание живой природе. И большую часть этой поры он предпочитал избегать, скрываясь в чужих краях. Но все же, он не мог не восхищаться этими дивными пейзажами, которые своей рукой рисует осень. Как на листьях деревьев начинают  появляться маленькие пятнышки оранжевой, жёлтой или красной краски. Как в небе начинают запевать свою тревожную и грустную песню журавли, как стоят одинокие поля, на которых совсем недавно кипела работа. И стоит постараться поймать именно эту пору, тот короткий отрезок времени, который наступает сразу после летних и знойных вечеров. Когда уже не жарко, но ещё тепло. И ещё далеко до угнетающих пейзажей «мёртвой» природы: обледенелых голых веток, серого неба и диких завывающих ветров.

Тютчев считал смерть природы схожей со смертью самого человека. И холодная осень нагоняла на него смертную тоску. А вот «осень первоначальную», или же «бабье лето» он считал не смертью, а просто окончанием определённого жизненного этапа. А следовательно, начало следующего. И начало нового в жизни следует принять в хорошем настроении, что и делает погода бабьего лета. Ведь просто невозможно находится в угнетенном состоянии, когда на улице тёплое солнце бьёт в глаза и нежно целует кожу, по которой пробегает мелкая дрожь, когда касается лёгкой паутины. Когда природа перерождается, скидывает старое одеяние и надевает новое. Следовательно и на душе у человека должны преобладать весёлые и жизнерадостные чувства. Неизвестность будущего, должна не пугать, а привлекать. В это время, нужно успеть отдохнуть от прошлого, уже прожитого этапа, и приготовиться к новому, грядущему. И это во всех смыслах этого слова. Приготовиться следует и морально и материально. Ведь скоро зима, и это означает, что морозы часто будут обрушиваться на мир, и нужно быть готовыми

А вместе с морозами может прийти и хандра, поэтому очень важно насладиться порой осени первоначальной

Это интересно: Анализ стихотворения Бунина И, а, поэт

Жанр, направление, размер

«Есть в осени первоначальной…» – лирическое стихотворение, принадлежащее к направлению «чистого искусства», пейзажной и философской лирике. В нём переплетается реализм, который выражается в точном описании пейзажа, с романтизмом, пронизанным упоением и восторженностью.

Размер стихотворения «Есть в осени первоначальной…» – ямб. Особенность произведения состоит в том, что в нём много пропусков ударений, что больше заметно в первой строфе. Рифмовка двух первых строф перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. В третьей строфе прослеживается опоясывающая рифмовка.

Особенности третьей строфы стихотворения


Третья строфа произведения «Есть в осени первоначальной…» особенна интересна. Здесь присутствует своеобразное напоминание, что в скором времени наступит зима, а с ней придут зимние бури. В шедевре имеется восклицание лирического героя. Тютчев указывает на определенную пустоту, которая мотивируется звенящей тишиной. Такие строки несут только покой и полное умиротворение. Автор отмечает, что как и натуральная природа, так и сам человек рано или поздно нуждаются в перерыве, чтобы по-настоящему насладиться тишиной, а также разлившейся по пространству гармонией.

В строках приводится сравнение осеннего периода с закатом, который в определенный момент возникает на пути практически каждого человека. Фёдор Иванович отмечает не период старения, а время, которое принято называть зрелостью. Это период подтвержденный мудростью, полученной за прожитое время.

Автор старается охватить своим особенным лирическим взором все окружающее пространство – это и опустевшие красивые поля, и различные мелочи, к примеру, тонкий волос паутины. После принятия и изучение прошедших лет на жизненном пути, люди максимально остро начинают ощущать данные моменты. Они понимают свою роль, а также принадлежность к окружающему миру, особенное единство с натуральной природой.

Всё это позволяет максимально точно передать атмосферу осени и сформировать в воображении прозрачность, которые способны навеять легкую грусть и печаль на душе.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчев «Осенний вечер»

Поэзия Ф. И. Тютчева занимает почетное место среди отечественной пейзажной лирики. В его стихах гармонично слились два стиля: русский и классический европейский. Произведения Федора Ивановича можно сравнить с традиционными одами Гёте, Гейне, Шекспира по стилю, содержанию, ритмике. Но они намного скромнее в размерах, что придает глубину и емкость текстам.

У Тютчева любимым временем суток был вечер. В его лирике достаточно много стихотворений, посвященных этому периоду. Вечер в поэзии Тютчева многогранный, таинственный, волшебный. А природа одухотворена, наделена человеческими чертами, мыслями, эмоциями. Одним из таких стихотворений становится «Осенний вечер».

Пейзажная зарисовка была написана в 1830 году. Причисляется исследователями к ранней лирике поэта. Был относительно спокойный, но не самый радостный период в жизни автора. Недавно заключен официальный брак с первой супругой. Свободолюбивого молодого мужчину захлестнул семейный быт. Угнетала также жизнь вдали от Родины. Тютчев чувствовал тоску по беззаботной юности.

Миниатюра родилась у поэта, когда он гостил в родных краях, ненадолго посетил Россию. И стала ярким примером классической поэзии романтизма. Русский октябрьский вечер пробудил ностальгию, навеял тоску. В явлениях природы автор ищет аналогию с событиями человеческой жизни. Намекает, что все циклично у людей, как смена времени суток и сезонов. Рассуждения придают стихотворению глубокий философский характер.

Природа у Тютчева реальна, насыщена красками и звуками. Использован излюбленный прием автора – метод художественного параллелизма. Здесь ему помогают инверсии: «багряные листья», «холодный ветер порою».

Стихотворение представляет собой одно сложноподчиненное предложение, уложенное в 12 строк, одной строфой. По смыслу, ритмике и стилю текст делится на три части. В первой части размеренный темп, идет рассуждение о том, как прекрасны осенние вечера. Создается романтический настрой.

Вторая часть напоминает читателю, что упоение продлится недолго. Все мимолетно. Впереди ледяные ветры, снежные бури. Идет нагнетание обстановки, меняется ритм, ускоряется темп прочтения. От центральной части текста веет зимним холодом. Она резко контрастирует с введением. Использован прием антитезы.

Третья часть носит философский характер. Присутствует сравнение человеческого существования с тем, что происходит в природе. Использованы олицетворения с мрачной окраской: «кроткая улыбка увяданья», «стыдливость страданья». Все детали создают образ увядающей, засыпающей природы. Автор приходит к выводу о цикличности бытия.

Трехфазность композиции не вносит дисгармонии в восприятие текста. Нет резких эмоциональных скачков в повествовании. Стихи написаны пятистопным ямбом. Использована перекрестная рифма. Что придает размеренности, певучести тексту. Лирическими героями становятся рассказчик и сама природа.

Произведение стало ярким примером своеобразной натурфилософской поэзии Федора Ивановича. Пейзаж и философия слиты воедино, дополняют друг друга. Осень для поэта – символ духовной и возрастной зрелости. Время сбора урожая не только с полей, но ментального тоже. Период, когда подводят итоги.

Стихотворение оставляет приятные эмоции после прочтения, наталкивает на размышления. Оно учит ценить каждое мгновение

С одной стороны, важно любить лето, тепло, счастье, потому, что потом наступит холод, метель

С другой – поэт обращает наше внимание на то, что каждое время прекрасно, уникально по-своему. Нужно учиться видеть красоту в простых вещах

Идея

«Осенний вечер» является одним из ярких примеров натурфилософской лирики Ф.И. Тютчева. Общей идеей такого рода стихотворений служит рассуждение о человеке и природе, сравнение их. Тютчев осознавал людскую ничтожность в сравнении со Вселенной, а в некоторых случаях призывал читателей брать с окружающего мира пример.

В данном же стихотворении основной мыслью является соотношение осенней поры с «существом разумным». Похожи они тем, что испытывают сходное чувство, именуемое «божественной стыдливостью страданья». Проявляется оно у людей и окружающего мира одинаково – в «кроткой улыбке», только показывают её по-разному: человек — мимикой, а в природе листья меняют цвет, пустеет земля, небо становится пасмурным.

Образы и символы

  • В центре стихотворения «Осенний вечер» находится образ осени. Для лирического героя это не просто очередное изменение в природе, а воплощение внутренних чувств, переживаний. Символ «грустно-сиротеющей земли» означает и всеобщее увяданье, и угасание душевных сил, потерю молодости, прежнего воодушевления.
  • Сам лирический герой ощущает осень в своей душе, она отражает его состояние. Этим родством человека и окружающего мира он подчеркивает естественную связь всего живого, которая помогает нам в трудную минуту. Размышления о неизбежности увядания помогают лирическому герою смириться со своей грустью и ждать неминуемого возрождения. Осень не может длиться вечно.

Короткие осенние стихи Тютчева для детей 3 класса

Дети в 3 классе уже почти готовы к произведениям посложнее. Здесь выбирайте именно такие, они не сложные и выучить их можно быстро. Нужно всего лишь приложить немного усидчивости и своего труда. Покажите ребенку своим примером как нужно заучивать стихи — расскажите сами любое наизусть!

Вечер

Как тихо веет над долинойДалекий колокольный звон,Как шум от стаи журавлиной,-И в звучных листьях замер он.

Как море вешнее в разливе,Светлея, не колыхнет день,-И торопливей, молчаливейЛожится по долине тень.

**********

Листья

Пусть сосны и елиВсю зиму торчат,В снега и метелиЗакутавшись, спят, –Их тощая зелень,Как иглы ежа,Хоть ввек не желтеет,Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,Цветем и блестимИ краткое времяНа сучьях гостим.Всё красное летоМы были в красе –Играли с лучами,Купались в росе!..

Но птички отпели,Цветы отцвели,Лучи побледнели,Зефиры ушли.Так что же нам даромВисеть и желтеть?Не лучше ль за нимиИ нам улететь!

О буйные ветры,Скорее, скорей!Скорей нас сорвитеС докучных ветвей!Сорвите, умчите,Мы ждать не хотим,Летите, летите!Мы с вами летим!..

**********

Тихо в озере струится

Тихо в озере струитсяОтблеск кровель золотых,Много в озеро глядитсяДостославностей былых.Жизнь играет, солнце греет,Но под нею и под нимЗдесь былое чудно веетОбаянием своим.Солнце светит золотое,Блещут озера струи…Здесь великое былоеСловно дышит в забытьи;Дремлет сладко-беззаботно,Не смущая дивных сновИ тревогой мимолетнойЛебединых голосов…

**********

Заучивайте стихи Тютчева и получайте удовольствие от этого действия. Рассказывайте их на любых мероприятиях и праздниках.

Не остывшая от зною

Не остывшая от зною,Ночь июльская блистала…И над тусклою землеюНебо, полное грозою,Всё в зарницах трепетало…Словно тяжкие ресницыПодымались над землею,И сквозь беглые зарницыЧьи-то грозные зеницыЗагоралися порою…

**********

Смотри, как роща зеленеет

Смотри, как роща зеленеет,Палящим солнцем облита —А в ней какою негой веетОт каждой ветки и листа!Войдем и сядем над корнямиДерев, поимых родником, —Там, где, обвеянный их мглами,Он шепчет в сумраке немом.Над нами бредят их вершины,В полдневный зной погружены —И лишь порою крик орлиныйДо нас доходит с вышины…

**********

Стихи Тютчева полны наполненности и наполняют смыслом прочитанное. Рифма поэта чиста и прозрачна, как ручей в лесу. Читать такие строки одно удовольствие.

Легкие стихи Тютчева про осень для 2 класса (включая «Есть в осени первоначальной»)

Детям в начальной школе легко и быстро даются короткие стихи Тютчева. Заучивать такие совсем не сложно, нужно только найти правильный подход. Учить нужно будучи в хорошем настроении, и тогда все получится! Ну кто же не знает этого названия: «Люблю грозу в начале мая». Эти строки знакомы многим взрослым и являются неизменными всю жизнь.

Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)

Люблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,Вот дождик брызнул, пыль летит,Повисли перлы дождевые,И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,В лесу не молкнет птичий гам,И гам лесной и шум нагорный —Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,Кормя Зевесова орла,Громокипящий кубок с неба,Смеясь, на землю пролила.

**********

Полдень

Лениво дышит полдень мглистый;Лениво катится река;И в тверди пламенной и чистойЛениво тают облака.

И всю природу, как туман,Дремота жаркая объемлет;И сам теперь великий ПанВ пещере нимф покойно дремлет.

**********

Для детей начальных классов будут отличными и такие строки, которые помогут воспитать в себе силу уверенности и стремление к своим мечтам.

Зима недаром злится

Зима недаром злится,Прошла ее пора —Весна в окно стучитсяИ гонит со двора.

И все засуетилось,Все нудит Зиму вон —И жаворонки в небеУж подняли трезвон.

Зима еще хлопочетИ на Весну ворчит.Та ей в глаза хохочетИ пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злаяИ, снегу захватя,Пустила, убегая,В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:Умылася в снегу,И лишь румяней стала,Наперекор врагу.

**********

Стихи Тютчева обязательны к прочтению в школе. С их помощью можно участвовать в конкурсе чтецов, да и победить тоже. Строки поэта имеют узнаваемость, и их легко запомнить. Но бывают и очень сложные стихотворения.

Чародейкою Зимою…

Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит —И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-Не мертвец и не живой —Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛегкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещетНа него свой луч косой —В нем ничто не затрепещет,Он весь вспыхнет и заблещетОслепительной красой.

Анализ стихотворения Тютчева «Осенней позднею порою…»

Царскосельский пейзаж, составивший одну из живописных страниц русской лирики, нашел отображение в наследии Тютчева. Дремотная тишина, спокойная поверхность пруда, по которой скользят лебеди, – герой-наблюдатель «Тихо в озере струится…» зачарован отражением от водной глади.

Аналогичная система образов воссоздана в стихотворении, появившемся в середине осени 1858 г. Его зачин открывается решительным и однозначным заявлением лирического «я», традиционным для поэтики Тютчева. В первом двустишии содержатся конкретные ориентиры, точно определяющие особенности художественного пространства и времени: субъекту речи доставляет искреннее удовольствие неторопливая прогулка по аллеям Царского Села.

Пейзаж, возникающий в первой строфе, подчеркнуто статичен. Кульминацией мотива неподвижности служит образ водоплавающих птиц, будто застывших на озерной глади, метафорически уподобленной стеклу. Автор не употребляет лексему «лебеди», заменяя ее перифразой «белокрылые виденья». Застывшие фигуры грациозных обитателей парка являются закономерным завершением общей картины, доминантами которой выступают тусклый сумрачный свет, безмолвие, затишье. Белоснежный цвет оперения ассоциируется с образами знаменитых мраморных изваяний, изображенных в пушкинских строках.

Во втором восьмистишии герой фиксирует изменения, вторгающиеся в неподвижную зарисовку

Его внимание привлекает естественная световая трансформация: возникают длинные тени, медленно подступает темнота. И в этом фрагменте автор стремится к точности, включая в художественное пространство текста знаковые архитектурные детали – богато декорированные постройки екатерининской эпохи

Присутствует указание на временной период: пасмурный октябрьский день быстро гаснет, уступая место густым сумеркам.

Произведение завершается ночным пейзажем: в темноте рукотворный ухоженный парк кажется густым лесом. Позолоченный фрагмент дворцового купола блестит в свете звезд. Для характеристики яркого пятна применяется личная форма глагола «выходить», при помощи которой деталь олицетворяется, сближаясь с образом ночного светила.

Сравнение со славной прошлого, возникающее в концовке, расширяет тематику стихотворения. За умиротворяющим пейзажем, символизирующим осень жизни, скрывается глубокая историческая перспектива.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Композиция

Для стихотворения «Осенний вечер» характерна стройная трехчастная композиция. Строфу, состоящую из двенадцати строк, можно безболезненно разделить на три четверостишия. Все они будут гармонично выстраиваться в единую линию повествования, в которой светлая лирика пейзажной зарисовки плавно переходит к глубокому философскому осмыслению.

В первой части стиха представлена общая картина осеннего пейзажа. Автором выдвигается общий тезис, на котором строится все стихотворение.

Во второй части в силу вступают драматические составляющие произведения, подчеркивающие неизбежность увядания природы.

В финале приводится философский взгляд на изменения в природе, в которых писатель видит цикличность и неразрывную связь человека с окружающим миром.

Это интересно: Арабы в начале VII века

Жанровое направление и композиция

Стихотворение относится к философской и пейзажной лирике. Тютчев рассматривает искусство, а не общественные проблемы, о которых распускаются сплетни. Его не интересуют материальные потребности и жизнь «блестящих» слоев социума. Он приверженец реализма (упоминание о жизни крестьян в определенный временной период) и романтизма (философские размышления, повествование в стиле наблюдения). Автор точно описывает окружающий мир, рассказывая о собственном состоянии.

Структуру стихотворения составляют строфы, написанные разностопным ямбом, придающим динамичность и непредсказуемость. Каждую из них можно считать уникальным эскизом удивительной картины: «весь день стоит, как бы хрустальный», «отдыхающее поле». Иллюстрации к стихотворению передают настроение поэта. Догадаться о намерении литератора получится, если прочитать произведение целиком.

В первых двух строфах применяется перекрестный вид рифмовки, в последней — опоясывающий, что делает произведение нестандартным. Мужские и женские рифмы комбинируются, что создает ощущение определенного ритма и алгоритмичности. Чередование строк, различающихся по длине, служит намеком на непредсказуемость природы. Творение представляется как сочетание трех предложений с повторяющимися многоточиями, придающими ощущение загадочности.

Рифма, жанр и тропы

Стихотворение яркий образец пейзажной лирики с грустными ностальгическими нотками между строк. Рифмовка перекрестная (порою – сад – полумглою – объят) с открытыми и закрытыми рифмами.

Средства художественной выразительности:

  1. Эпитеты (поздняя пора, тихая полумгла, белокрылые виденья, сумрачные тени, тьма ночная).
  2. Метафора (тусклое озера стекло).
  3. Сравнение («сад темнеет, как дубрава»).
  4. Олицетворение (выходит купол, ложатся тени).
  5. Инверсии (сад темнеет, тьма ночная, купол золотой).

Композиция в стихотворении развивается линейно и состоит из двух авторских частей, связанных между собой темой осени.

Федор Тютчев много и зачетно писал про осень, если вам нравится его «осенняя лирика», то рекомендуем прочитать стих «Есть в осени первоначальной», написанный в 1857 году и посвященный природе начала сентября.

Тема

Тема произведения – красота русской природы. Автор всю жизнь восхищался природой и выражал свои чувства на бумаге. Подобно умелому художнику, поэт изобразил великолепие момента, когда осень еще не успела вступить в права, а весь окружающий мир застыл в тёплых лучах августовского солнца.

Вторая тема стихотворения – философские размышления автора о человеческой жизни. Фёдор Иванович недолюбливал осень по той простой причине, что она напоминала ему о том, что всё имеет свойство заканчиваться. Осенняя пора была для него символом заката жизни человека.

Лирический герой произведения, за которым стоит сам автор, наблюдает за плавным течением жизни. Перед его глазами находится природа, которая только начала понемногу увядать. Впереди грядут тоскливые серые дни, лишённые всякой радости. Но в данный момент лирический герой наслаждается моментом и делится этим счастьем с читателем.

Стих — На возвратном пути

I

Грустный вид и грустный час-Дальний путь торопит нас…Вот, как призрак гробовой,Месяц встал — и из туманаОсветил безлюдный край…Путь далек — не унывай…

Ах, и в этот самый час,Там, где нет теперь уж нас,Тот же месяц, но живой,Дышит в зеркале Лемана…Чудный вид и чудный край-Путь далек — не вспоминай…

II

Родной ландшафт… Под дымчатым навесомОгромной тучи снеговойСинеет даль — с ее угрюмым лесом,Окутанным осенней мглой…Все голо так — и пусто-необъятноВ однообразии немом…Местами лишь просвечивают пятнаСтоячих вод, покрытых первым льдом.

Ни звуков здесь, ни красок, ни движенья-Жизнь отошла — и, покорясь судьбе,В каком-то забытьи изнеможенья,Здесь человек лишь снится сам себе.Как свет дневной, его тускнеют взоры,Не верит он, хоть видел их вчера,Что есть края, где радужные горыВ лазурные глядятся озера…

Стих для детей 2 класса об осени

Образы и символы

Лирический герой, кем выступает сам Ф.И. Тютчев, наблюдает за наступлением осени, выделяя её начало, как время плавного перехода из летнего зноя в осеннюю прохладу, дарящую нечто невидимо-эфемерное, прозрачное. Самое начало осени рождает в авторе тёплые и нежные чувства, которые он выражает с особым трепетом. Он желает, чтобы эти мгновения продлились как можно дольше. Но наступает пора, когда всё меняется, приходит настоящая осень, и поэта одолевает лёгкая грусть перед опустением и тишиной.

  1. «Короткая и дивная пора» – это образ бабьего лета в самом начале осени, когда ещё тепло и только-только начали опадать листья. Стоит ясная и спокойная погода, но, кажется, она в любую секунду может перемениться, поэтому поэт называет её «хрустальной».
  2. «Лишь паутины тонкий волос / блестит на праздной борозде» – для лирического героя это символ застывания природы в осеннем холоде, когда всё вокруг замедляется в ожидании зимы.
  3. «И льётся чистая и тёплая лазурь / на отдыхающее поле…» – в этих строках Ф.И. Тютчев показывает последние тёплые лучи, касающиеся земли, как образ уходящего тепла.

Краткий анализ октав

Стихотворение состоит из двух октав (строфа из 8 строк), связаннных между собой темой осенней природы. В первой строфе лирический герой делится своей любовью к царскоселькому саду, который особенно хорош в октябре.

В это время он покрыт тихой полумглой, похожей на дремоту природы, и только белокрылые виденья (не ангелы ли?) мелькают по тусклому стеклу озера.

Осень накрывает своим пологом ступени Екатерининских дворцов, а сумрачные тени становятся неизменным атрибутом ранних вечеров октября.

Сад в это время более похож своим сумраком на дубраву, тем более красиво сверкает под звездным небом золотой купол храма, который олицетворяет связь земного и неземного, физического и духовного…

Красивый стих, сквозь строки которого вида любовь к русской осени и заметны нотки ностальгии к царскосельскому саду, где когда-то бродил молодой Тютчев и строил на жизнь великие планы.

Средства выразительности

Для описания природы в своём произведении Тютчев умело использовал различные средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, инверсию.

Невероятная красочность и богатая образность строчек достигается путём употребления многочисленных эпитетов («порывистый, холодный ветр», «томный шелест», «умильная, таинственная прелесть») и метафор («стыдливость страданья», «предчувствие бурь»).

Благодаря олицетворениям (« улыбка увяданья», «грустно-сиротеющей землёю», «томный шелест») природа будто оживает, приобретает человеческие чувства.

Встречаются в тексте и инверсии: «есть прелесть», «листьев шелест».

Писатель сравнивает «кроткую улыбку увяданья» осенней природы с «божественной стыдливостью страданья» в человеке.

Текст

Осенней позднею пороюЛюблю я царскосельский сад,Когда он тихой полумглою,Как бы дремотою, объятИ белокрылые виденьяНа тусклом озера стеклеВ какой-то неге онеменьяКоснеют в этой полумгле…

И на порфирные ступениЕкатерининских дворцовЛожатся сумрачные тениОктябрьских ранних вечеров –И сад темнеет, как дуброва,И при звезда́х из тьмы ночной,Как отблеск славного былого,Выходит купол золотой…

22 октября 1858 года.

Ярким примером зрелой лирики Тютчева является пейзажное стихотворение «Осенней позднею порою», написанное осенью 1858 года. Стих рисует образ осенней природы в царскосельском саду и пропитан нотками ностальгии, которая все чаще просматривается в поздних произведениях Федора Ивановича.

Средства выразительности

Безусловно, в стихотворении «Есть в осени первоначальной..,» можно выделить немало троп, которые создают ту гармоничную атмосферу природы, которую стремился передать Ф.И. Тютчев.

  1. Эпитеты: «дивная пора», «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «праздная борозда», «отдыхающее поле», «чистая лазурь».
  2. Метафора: «пустеет воздух», «льётся лазурь».
  3. Сравнение: «день стоит как бы хрустальный».
  4. Олицетворение: «день стоит», «серп гулял».
  5. Разновидность метонимии – синекдоха: «серп гулял», «падал колос».
  6. Антитеза: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё – простор везде…»

Многоточие в первой и последней строфе показывает то, что о природе можно говорить и писать бесконечно. Кроме того, в многоточии чувствуется, будто бы автор говорил непосредственно с читателем об изменении в природе и вдруг задумался о жизни и остановился, глядя на поле, о котором он произнёс последнюю строку своего стихотворения.

Композиция

Для стихотворения «Осенний вечер» характерна стройная трёхчастная композиция. Строфу, состоящую из двенадцати строк, можно по содержанию разделить на три части. Все они будут гармонично выстраиваться в единую линию повествования, в которой светлая лирика пейзажной зарисовки плавно переходит к глубокому философскому осмыслению.

В первой части стиха представлена общая картина осеннего пейзажа. Автором выдвигается общий тезис, на котором строится всё стихотворение.

Во второй части в силу вступают драматические составляющие произведения, подчёркивающие неизбежность увядания природы.

В финале приводится философский взгляд на изменения в природе, в которых писатель видит цикличность и неразрывную связь человека с окружающим миром.

Средства художественной выразительности

Передать глубокий философский смысл произведения, отобразить очаровательную прелесть осенней природы автору помогают необычные средства художественной выразительности:

  • эпитеты, органично вплетенные в олицетворения, оживляют явления природы, подчеркивая связь с человеческой жизнью: «зловещий блеск дерев», «томный легкий шелест» листьев, «грустно — сиротеющая земля», «кроткая улыбка увяданья»;
  • точные метафоры заставляют работать воображение: «божественная стыдливость страданья», «светлость осенних вечеров»;
  • сравнение «ветр, как предчувствие сходящих бурь» заставляет вернуться к реальности и почувствовать приближение зимы.

Каждый из тропов несет в себе большую смысловую нагрузку необыкновенную образность и символичность.

История создания

Сразу после окончания Московского университета Федор Иванович поступил на государственную дипломатическую службу и был определён в Мюнхен. Будучи прекрасно образованным человеком, он стремился познакомиться с лучшими умами Европы, регулярно посещал лекции выдающихся учёных своего времени. Однако ностальгия по родине давала о себе знать.

Не имея возможности разговаривать за границей на родном языке, молодой дипломат восполнял эту пустоту написанием стихов. Тоска по дому, которая лишь усиливалась осенней погодой, подтолкнула Тютчева к написанию невероятно лиричного, волнующего и чуть меланхоличного произведения.

Темы, настроения, проблемы

  • Основная тема стихотворения «Осенний вечер» — связь природы и человека. Лирический герой чувствует, что жизнь напоминает смену времен года. За осенью приходит зима, как за радостью приходит печаль. Но даже находясь в таком «предчувствии сходящих бурь», герой не перестаёт радоваться каждому мгновению, чувствовать любое изменение в окружающем мире. Поэтому он замечает и «тихую лазурь», и «порывистый, холодный ветр». Приход осени можно сравнивать с наступлением зрелости. В эту пору человек уже прошёл через многие испытания, однако, несмотря ни на что, не утратил жизнелюбие.
  • Основная проблема стихотворения — неизбежность быстротечности бытия, которое не останавливается ни на минуту. Невозможно вечно пребывать в состоянии юности и подъема, ведь неминуемо должен начаться спад, неминуемо придет старение. Это непреложная закономерность естественного развития, и ее надо принять, не переча, что не всем дано.
  • Настроение стихотворения грустное и меланхоличное, что способствует появлению ностальгии и светлой, очищающей душу тоски.

Федор Тютчев — Осенней позднею порою

Osenney pozdneyu poroyuLyublyu ya tsarskoselsky sad,Kogda on tikhoy polumgloyuKak by dremotoyu obyat,I belokrylye videnya,Na tusklom ozera stekle,V kakoy-to nege onemenyaKosneyut v etoy polumgle.

I na porfirnye stupeniYekaterininskikh dvortsovLozhatsya sumrachnye teniOktyabrskikh rannikh vecherov —I sad temneyet, kak dubrova,I pri zvezdakh iz tmy nochnoy,Kak otblesk slavnogo bylogo.Vykhodit kupol zolotoy.

Jctyytq gjplyt/ gjhj/K/,k/ z wfhcrjctkmcrbq cfl,Rjulf jy nb[jq gjkevukj/Rfr ,s lhtvjnj/ j,]zn,B ,tkjrhskst dbltymz,Yf necrkjv jpthf cntrkt,D rfrjq-nj ytut jytvtymzRjcyt/n d njq gjkevukt///

B yf gjhabhyst cnegtybTrfnthbybycrb[ ldjhwjdKj;fncz cevhfxyst ntybJrnz,hmcrb[ hfyyb[ dtxthjd —B cfl ntvyttn, rfr le,hjdf,B ghb pdtplf[ bp nmvs yjxyjq,Rfr jn,ktcr ckfdyjuj ,skjuj/Ds[jlbn regjk pjkjnjq///

Стихотворение Тютчева Ф.И. «Осенней позднею порой»

«Осенней позднею порой»

Осенней позднею порою Люблю я царскосельский сад, Когда он тихой полумглою Как бы дремотою объят — И белокрылые виденья На тусклом озера стекле В какой-то неге онеменья Коснеют в этой полумгле.

И на порфирные ступени Екатерининских дворцов Ложатся сумрачные тени Октябрьских ранних вечеров — И сад темнеет, как дуброва, И при звездах из тьмы ночной, Как отблеск славного былого, Выходит купол золотой.

Стихотворение Тютчева Ф.И. — Осенней позднею порой

См. также Федор Тютчев — стихи (Тютчев Ф. И.) :

Осенней позднею порою. Люблю я царскосельский сад, Когда он тихой полумглою Как бы дремотою.

Осенний вечер Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зло.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: