Краткое содержание
Глава 1
Нищая, оборванная крестьянка сидела у дороги и жаловалась на свои беды, среди которых особенно страшной была одна – ее собственный сын-уродец, которого она родила «на стыд и посмешище всей деревне». К двум годам он еще не умел ходить и разговаривать, и так много ел, «словно восьмилетний здоровяк». Бедную женщину пожалела «фрейлейн фон Розеншен – канонисса близлежащего приюта для благородных девиц», которая на самом деле была доброй волшебницей. Она расчесала особым образом волосы на голове крошки Цахеса, и тот сразу заговорил и пустился вприпрыжку. Деревенский пастор, увидев мальчика, решил взять его к себе на воспитание, и крестьянка с радостью согласилась.
Главы 2-5
Два студента, скромный Бальтазар и весельчак Фабиан, во время прогулки по лесу стали свидетелями того, как с коня на землю упал уродливый карлик – это был крошка Цахес. Вскоре друзья с удивлением обнаружили, что никто в городе не видит истинного обличья уродца. Бальтазар был приглашен на званый вечер у профессора Моша Терпина, в чью дочку Кандиду он был влюблен. Там был и карлик, который всем представился Циннобером. Все присутствующие всячески восхваляли его тонкий ум и глубокие познания в науках. Циннобер же «гордым видом принимал похвалы, сыпавшиеся со всех сторон». Когда Бальтазар увидел, как Кандида «поцеловала его мерзкий рот, прямо в синие губы», то подумал, будто сошел с ума, и покинул дом профессора.
В лесу Бальтазар немного успокоился. Вскоре он заметил скрипача Сбьокка и референдария Пульхера, которые пострадали от гадкого карлика. Неожиданно в лесу послышались чарующие звуки, и мимо товарищей по несчастью проехала колесница в форме раковины, которую везли белоснежные единороги. Повозкой управлял фазан, а на запятках стоял огромный золотой жук. В самой же повозке сидел человек в китайской одежде. Бальтазар сразу понял, что это могущественный чародей, который поможет развеять «проклятые чары маленького Циннобера».
Между тем благодаря своему удивительному влиянию на людей уродец с легкостью стал тайным советником и собрался жениться на Кандиде. Бальтазар узнал от Фабиана, что лесной чарой – это доктор Проспер Альпанус, который «любит окружать себя мистическим мраком, напускать на себя вид человека, который посвящен в сокровеннейшие тайны природы». Фабиан обвинил чародея в шарлатанстве, за что был им наказан.
Главы 6-9
Друзья Бальтазара принялись шпионить за карликом, и увидели, как волшебница тщательно расчесывала его волосы. Когда уродец узнал, что его тайна раскрыта, от переживаний заболел. Но даже тогда он не дал доктору притронуться к его голове.
К Просперу Альпанусу пришла Розабельверде, и между чародеями разгорелся жаркий спор. Проспер показал ей гороскоп, в котором было ясно сказано, что Цахес не достоин таких почестей. Волшебница была вынуждена признать свое поражение. Проспер Альпанус навестил страдающего Бальтазара, и раскрыл ему тайну уродца, которая заключалась «в трех огнистых сверкающих волосках на темени». Он посоветовал юноше вырвать эти волоски и сразу сжечь их. Волшебник оставил Бальтазару свое имение, и улетел в далекую Индию.
Бальтазару удалось вырвать волшебные волоски у карлика прямо во время его помолвки с Кандидой. Жители города поняли, что были одурманены. Спасаясь от позора и людского гнева, крошка Цахес попытался спрятаться в ночном горшке, и захлебнулся в нечистотах. Напоследок Розабельверде вновь превратила Цахеса в Циннобера, и его погребение «было одним из самых великолепных, какие когда-либо доводилось видеть» жителям городка.
Романтизм: истоки
Немецкий романтизм — один из самых интересных и плодотворных периодов в искусстве. Он начался в литературе, дав мощный импульс всем другим видам искусства. Германия конца XVIII — начала XIX века мало чем напоминала волшебную, поэтическую страну. Но бюргерский быт, простой и довольно примитивный, оказался, как ни странно, самой благодатной почвой для рождения самого одухотворённого направления в культуре. Дверцу в него открыл Эрнст Теодор Амадей Гофман. Созданный им персонаж безумного капельмейстера Крейслера стал провозвестником нового героя, обуреваемого чувствами только в самой превосходной степени, погруженного в свой внутренний мир больше, чем в реальный. Гофману принадлежит и удивительное произведение «Золотой горшок». Это одна из вершин немецкой литературы и настоящая энциклопедия романтизма.
Мы напишем — Анализ сказки Гофмана Золотой горшок. Подсказки школьнику
История создания
Что бы помять что такое романтизм, то важно знать историю развития этого направления. Автор написал сборник «Фантазии в манере Калло» во времена Наполеоновской войны. В этот сборник входит, и сказка «Золотой горшок», которую писатель написал в Дрездене в 1814г
Именно в этом году у Гофмана была рана на душе, поскольку его любимую выдали замуж за богатого коммерсанта. Война и душевные раны подтолкли автора на написание сказки
В этот сборник входит, и сказка «Золотой горшок», которую писатель написал в Дрездене в 1814г. Именно в этом году у Гофмана была рана на душе, поскольку его любимую выдали замуж за богатого коммерсанта. Война и душевные раны подтолкли автора на написание сказки.
Жанр и направление
В начале сказки человек понимает, что его ждет загадочная история. Установление автором жанра – это «сказка из новых времён», а литературный жанр – повесть-сказка. Такое могло возникнуть только в связи романтизма, именно в те времена было популярно изучать фольклор. Так и получилась повесть-сказка.
Автор затрагивает общественные проблемы: желание не быть, а казаться, ревность, поведение презрительного мещанского человека. Поскольку фантастическая сказка вызывала у читателя улыбку, автор мог без наказания выразить осуждать общество. Таким способом воспользоваться не только Гофман, но и писатели классики.
Сюжет
Во время праздника студент сталкивается со старухой, которая торговала яблоками. За порчу товара старушка прокляла юношу. Он не знал, что это была колдунья, а яблоки – дети. После происшествия Ансельм сел под кустик и прикурил трубку, в которой был пользовательский табак. Там молодой человек слышит чей-то шепот. Это шептались три змеи, одной из них молодой человек увлекается. Герой выискивает повод для свидания со змеей. Его принимают за сумасшедшего. На одном встречи персонаж делиться с Паульманом о своих ведениях. Их разговор привлек Геербранда, который направляет студента к архивариусу. Старик берет его к себе на работу переписчиком, и поясняет ему что три змеи это его три дочери и что его возлюбленная это его младшенькая – Серпентина.
Но в студента влюбляется дочь Раульмана Вероника, которую мучает вопрос о взаимности чувств. Влюбленная девушка обращается в той самой гадалке с яблоками. После чего и начинается противоречие двух блоков.
Архивариус заключает студента в стеклянную банку, за то, что тот капну на оригинал документов чернилами. Это и стало заключением в борьбе. Ведьма предлагает свою помощь, но в замен она требует, чтобы студент отказался от Серпентины. Юноша отказывается от помощи, оскорбив ведьму. Ведьму такая ругань привела к исступлению. Архивариус одерживает победу над старушкой и освобождает пленника. Юноша вступает в брак со своей возлюбленной. Вероника отказавшись от своих надежд, выходит замуж за Геербранда.
Главные герои и их характеристика
Ансельм сначала сказки полный неудачник, потерявший работу и последние деньги. Но на протяжение сказки персонаж доказывает, что он не просто мечтатель, что он готов к борьбе за свою любовь.
Вероника, юная девушка которая мечтает выйти замуж и стать госпожой. В юноше они видела только потенциального жениха.
Линдгорст наказан непониманием. Его считают чудаком, который рассказывает небылицы от Атлантиде.
Тематика
Автор затрагивает четыре главные темы.
- Любовь. Студент не хочет брака по расчету, он видит лишь поэтический смысл, который вдохновляет человека на жизнь и творчество. Он думает о любви как об окрыление человека.
- Личность в обществе. Окружающие люди смеются от студентом, и они не принимают его фантазию. Автор призывает читателей бороться за свое мнение и убеждения.
- Одиночество. Юноша и архивариус чувствуют себя непонятыми и отвергнутыми. Со временем студент понимает, что лучше стоять на воем.
- Мистика. Автор придумывает мир где бытовые проблемы не идут по пятам за человекам. Это хот и выдумка, но в ней есть свой тайный смысл.
Главная мысль
Автор дает свободу в выборе в трактовке: считать ее сказкой или повестью. Современный человек тоже выбирает: бытовые хлопоты или карьера и любовь. Герой выбирает счастье и любовь тем самым освобождается от иллюзии и рутины.
Основной конфликт произведения – это быть или казаться. Автор считает, что важен сам человек, а функции, которые он выполняет.
Жанр и направление
С первых страниц «Золотого горшка» читателя ждёт загадка. Стоит задуматься уже над авторским определением жанра – «сказка из новых времён», более литературоведческое определение – повесть-сказка. Такой симбиоз мог родиться только в контексте романтизма, когда среди многих писателей набирает популярность изучение фольклора. Так в одном творении соединились повесть (прозаический литературный труд средних размеров с одной сюжетной линией) и сказка (разновидность устного народного творчества).
В рассматриваемом произведении Гофман излагает не только фольклорные мотивы, но и острые общественные проблемы: филистерство, зависть, желание не быть, а казаться. Посредством сказки писатель может безнаказанно и добродушно выражать свою критику в адрес общества, ибо фантастическая история способна вызвать только улыбку, а посмеяться над собой – самое большое наказание для читателя того времени. Этим приёмом пользовались ещё литераторы периода классицизма, такие как Лабрюйер, Дж. Свифт.
Наличие фантастического элемента в произведении тоже весьма спорный факт. Если считать, что герой действительно побывал в волшебной Атлантиде, то это, безусловно, сказка. Но здесь, как и в любой другой книге Гофмана, всё иллюзорное можно объяснить рационально. Все чудесные видения – не более чем сон, последствие употребления табака и алкоголя. Поэтому только читателю решать, что это: сказка или повесть, реальность или вымысел?
Удивительные приключения
В начале произведения появляется главный персонаж — Ансельм. Гофман его представляет как молодого человека с чистым сердцем и приятной внешности. Он идет по мостовой и случайно опрокидывает корзину с яблоками у торговки, что сидит с краю дороги. Чтобы загладить свою вину, парень не только помогает собрать все фрукты, но и отдает ей последние деньги.
Но торговка остается недовольна откупом и помощью, она посылает на голову юноши многочисленные проклятия. Ансельм запоминает только слова, которые обещают ему оказаться под стеклянным колпаком. Он сильно расстраивается и отправляется бесцельно бродить по городу.
В то время, когда молодой человек проходил по аллее из бузины, ему послышались голоса. Он присмотрелся и увидел трех золотистых змеек с блестящими глазами. Ансельм начинает с ними разговаривать, что повергает окружающих в шок и заставляет на него постоянно оглядываться. Беседу прерывают регистратор Геенбранд и конректор Паульман, который прогуливался с дочерьми.
Господа увидели, что молодой человек бедно одет и предположили, что от безысходности и нищеты он сошел с ума и начал разговаривать сам с собою. Они приглашают юношу прийти вечером к конректору. Ансельм ответил на приглашение визитом.
Визит к гадалке
Дочь регистратора Геербранда, вообразив, что Ансельм может стать надворным советником, убедила себя, что она влюблена, и задалась целью выйти за него замуж. Для верности она пошла к гадалке, которая сообщила ей, что Ансельм связался со злыми силами в лице архивариуса, полюбил его дочь — зелёную змейку — и советником ему никогда не стать. Чтобы как-то утешить несчастную девушку, ведунья пообещала ей помочь, изготовив волшебное зеркало, через которое Вероника сможет приворожить к себе Ансельма и спасти его от злого старика. На самом деле между гадалкой и архивариусом была давняя вражда, и таким образом колдунья хотела свести счёты со своим врагом.
«Крошка Цахес» анализ
«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»
— сказочная повесть-гротеск немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана.
«Крошка Цахес» анализ
Жанр — сказка (действие происходит в сказочной стране, среди героев есть маги, феи, которые влияют на жизнь людей, волшебные вещи, волшебные превращения.) «Сказка о реальном»; сатирическая история тогдашней Германии
Тема. Показ духовно ограниченного мира филистеров, в котором нет места энтузиастам.
Идея. Осуждение ослепленного общества утратившего ценностные ориентиры, которое не только принимает, но и в каком-то патологическом самозабвении творит себе кумира.
Главная мысль сказки воплощена в феномене Цахеса. Суть его в том, что некоторые люди могут присваивать чужой труд, таланты, достижения и еще и казаться не теми, кем они являются на самом деле. Вина Цахеса в том, что в душе его проснулся внутренний голос, который сказал бы: «Ты не тот, за кого тебя принимают, но постарайся сравниться с теми, на чьих крыльях ты, некрепкий, бескрылый, летишь вверх».
Проблематика. «Крошка Цахес» — произведение сатирическое. Здесь остро высмеивается вся государственная система: духовное и материальное жизни, никчемные, зато с большими претензиями, попытки реформ, система чинов, социальная психология, нищета обывателей, догматизм университетской науки; денег и власти; морально-этических проблем; любви; образования; добра и зла творческого человека и бездуховного филистера.
Двуплановость: мир поэтической мечты (восприятие высокой поэзии, музыки, красоты, природы, очарование, мечтательность, сказочная страна Джинистан) и мир реальной обыденности (княжество Барсануф, Керепес, введение образования, изгнание из страны чар, поэзии, фей)
Реальные и фантастические персонажи. Реальные — Балтазар (мечтатель), Фабиан (рационалист), Мош Терпин (профессор естественных наук), Кандида, жители княжества, правитель Пафнутий, князь Барназуф; Фантастические — фея Розеншен, маг Проспер Альпанус.)
Отдельные персонажи живут одновременно в двух мирах. Маг Проспер Альпанус — врач, фея Розабельверде матушка-игуменья сиротского дома.
Действие волшебных сил: от кого отчуждается красота, от кого-то — талант и мудрость и мгновенно передаются Цахесу. А публика всегда восторженно аплодирует.
Сюжет «Крошка Цахес»
Добрая фея Розабельверде из жалости заколдовывает уродливого телом и душой маленького малыша Цахеса, похожего на альрауна, так, что большинство людей, преимущественно филистеры, перестают замечать его уродство. Теперь люди тянутся к нему. Любое достойное похвалы дело, совершённое в его присутствии, приписывается ему, Цахесу, сменившему своё прежнее имя на новое — Циннобер. И наоборот, стоит ему сделать что-либо отвратительное или постыдное (а ничего иного он не делает) — в глазах присутствующих сделавшим мерзость кажется кто-то другой; чаще всего тот, кто больше всех пострадал от выходки Циннобера. Благодаря дару доброй феи карлик очаровывает профессора Моша Терпина (одержимого своеобразным видением «Германского духа») и его дочь Кандиду. Только влюблённый в прекрасную девушку меланхоличный студент Бальтазар видит истинный облик злодея. Правда, этой же способностью Гофман наделяет и представителей искусства (скрипач Сбьокка, певица Брагацци), а также чужестранцев. Позже к ним присоединяются друзья Бальтазара: Фабиан и Пульхер. Цахес-Циннобер не теряет времени даром, и, пользуясь чужими успехами, быстро делает карьеру при дворе местного князя Пафнутия и собирается жениться на Кандиде.
Поэт-студент Бальтазар, обратившийся за помощью к знакомому магу Просперу Альпанусу, узнаёт от него тайну могущества Циннобера: он вырывает из головы карлика три огненных волоска, от которых и шла вся его магическая сила. Люди видят, каков их министр на самом деле. Цахесу ничего не остаётся, как скрыться в своём прекрасном дворце, но он тонет там в ночном горшке с нечистотами.
- «Черепашки-ниндзя»: любимый мультфильм с…
- «Острые козырьки» интересные факты
- Зачем нужна туристическая страховка?
- Что производит Германия?
Вигилия седьмая
Околдованная торговкой яблоками Вероника ждёт-не дождётся осеннего равноденствия и, как только оно наступает, тут же спешит на встречу со старухой. Ночью, в бурю и дождь женщины выходят в поле, где старая Лиза выкапывает в земле ямку, бросает в неё угли, устанавливает треножник, ставит котёл, в котором начинает варить волшебное зелье, в то время как Вероника беспрестанно думает от Ансельме.
Автор обращается к воображению читателя, который мог бы оказаться 23 сентября на дороге, ведущей в Дрезден. Он живописует красоту и страх Вероники, уродство старухи, адское волшебное зарево и предполагает, что любой, кто бы увидел это, захотел бы разрушить злые чары.
Вероника видит выходящего из котла студента Ансельма. На старую Лизу спускается огромный орёл. Девушка теряет сознание и приходит в себя днём, в собственной постели. Младшая сестра – двенадцатилетняя Френцхен поит её чаем и показывает промокший плащ. У себя на груди Вероника находит маленькое круглое, гладко полированное металлическое зеркало, в котором видит студента Ансельма за работой. Доктор Экштейн выписывает девушке лекарства.
Вигилия шестая
Студент Ансельм решает отказаться от употребления желудочного ликёра перед посещением архивариуса, но это не спасает его от видения торговки с яблоками, в чьё бронзовое лицо он выплёскивает жидкость, данную ему Линдгорстом.
К месту работы Ансельм идёт через прекраснейшую оранжерею, наполненную удивительными говорящими птицами. В голубой с золотыми колоннами зале он видит чудесный золотой горшок. Первый манускрипт студент списывает в высокой комнате с книжными шкафами. Он понимает, что кляксы, которые он увидел на образцах своей работы, появились там не случайно, но ничего не говорит об этом Линдгорсту. Серпентина незримым образом помогает Ансельму в работе. Линдгорст превращается в величественного князя духов и предсказывает студенту его судьбу.
История создания
Сказка «Золотой горшок» была написана Гофманом в 1814 году в Дрездене. За окном разрывались снаряды и свистели пули наполеоновской армии, а за столом писателя рождался удивительный мир, наполненный чудесами и волшебными персонажами. Гофман только что пережил жестокое потрясение, когда его возлюбленную Юлию Марк родители выдали за состоятельного коммерсанта. Писатель в очередной раз столкнулся с пошлым рационализмом филистеров. Идеальный мир, в котором царит гармония всего сущего — вот чего жаждал Э. Гофман. «Золотой горшок» является попыткой выдумать такой мир и поселиться в нём хотя бы в воображении.
История создания
Эта сказка была написана Гофманом незадолго до смерти, в 1819 году. На протяжении всей жизни писатель испытывал сильнейшее давление со стороны общества. Литература не позволяла ему зарабатывать деньги, на которые можно было бы жить, а потому Гофман был вынужден заниматься ненавистной ему государственной службой.
Мещанство и обыденность претили писателю. Невозможность уйти от несовершенной реальности в мир искусства претила ему. Он много пил и писал в одиночестве. Литературное творчество стало его отдушиной, в которую он изливал своё недовольство и возмущение по поводу пороков общества. «Крошка Цахес», созданный именно в этот период его жизни, стал неким апофеозом беспокойного состояния Гофмана, измученного алкоголем и бессонницей.
Вигилия вторая
Молодой человек приходит в себя от замечания горожанки о его сумасшествии. Муж женщины считает, что студент слишком много выпил. Сбежав от почтенного семейства, Ансельм встречает у реки конректора Паульмана с дочерьми и регистратором Геербранда. Катаясь вместе с ними по Эльбе, он чуть не выпрыгивает из лодки, приняв отражение фейерверков за золотистые змейки. Рассказ Ансельма о произошедшем с ним под бузиной конректор Паульман не принимает всерьёз: он считает, что грезить наяву могут только безумцы и дураки. Его старшая дочь – шестнадцатилетняя Вероника вступается за Ансельма, говоря, что ему должно быть приснился сон, который он принял за правду.
Праздничный вечер продолжается в доме конректора Паульмана. Регистратор Геербранд предлагает Ансельму работу переписчика у архивариуса Линдгорста, где студент появляется на следующий день, подкрепляется для храбрости желудочным ликёром Конради и в очередной раз сталкивается с торговкой яблоками, чьё лицо он видит в бронзовой дверной фигуре. Ансельм хватается за звонок, шнур последнего превращается в змею, которая душит студента до потери сознания.
Тематика
- Тема любви. Ансельм видит в чувстве лишь возвышенный поэтический смысл, вдохновляющий человека на жизнь и творчество. Обыденный и мещанский брак, в основе которого лежит взаимовыгодное использование, не устроил бы его. В его понимании любовь окрыляет людей, а не пригвождает к земле условностями и бытовыми аспектами. С ним полностью солидарен автор.
- Конфликт личности и общества. Окружающие лишь насмехаются над Ансельмом, не принимают его фантазии. Людям свойственно бояться не типичных идей и незаурядных стремлений, они грубо их подавляют. Писатель призывает бороться за свои убеждения, даже если их не разделяет толпа.
- Одиночество. Главный герой, как и архивариус, чувствует себя непонятым и отторгнутым от мира. Его это поначалу расстраивает, заставляет усомниться в себе, однако со временем он осознает свою непохожесть на остальных и приобретает мужество ее отстаивать, а не идти на поводу у общества.
- Мистика. Писатель моделирует идеальный мир, где пошлость, невежество и бытовые проблемы не следуют за человеком по пятам. Эта выдумка хоть и лишена правдоподобия, таит в себе глубокий смысл. Нам просто необходимо стремиться к идеалу, одно стремление уже облагораживает душу и возвышает ее над рутинным существованием.
Колдовство или иллюзия
Архивариус наделил своего подопечного чудесной склянкой с темной жидкостью. С ее помощью Ансельм должен был глава за главой переписывать письмена из его книг. Чем больше юноша работал, тем более понятными становились буквы, что он выводил на бумаге. В скором времени он уже смог прочитать текст полностью.
Именно в это время молодой человек узнает тайну семьи архивариуса от его дочери Серпентины. Гофман ее описывает как красивую девушку, в которую Ансельм влюбился еще в то время, когда она предстала перед ним в образе змейки. Она поведала юноше о том, что ее отец происходит из рода Саламандр. Но за любовь к зеленой змейке он был изгнан из волшебной страны. У изгнания было ограничение — мужчина будет человеком до тех пор, пока его дочь не полюбят в змеином облике. Полюбившему были уготованы:
- свадьба с красавицей из рода Саламандр;
- золотой горшочек.
Последний был нужен для того, чтобы вырастить лилию, с помощью которой открывается проход в волшебную страну. Только честный и бескорыстный человек мог:
- полюбить змейку;
- обвенчаться с нею;
- открыть дверь в Атлантиду.
Волшебные чернила
Линдгорст, в свою очередь, тоже снабдил Ансельма волшебным артефактом — он дал ему склянку с таинственной чёрной массой, которой юноша должен был переписывать письмена из книги. С каждым днём символы становились всё понятнее Ансельму, вскоре ему начало казаться, что он знает этот текст уже давно. В один из рабочих дней ему явилась Серпентина — змейка, в которую Ансельм без памяти влюбился. Она поведала, что её отец происходит из племени Саламандр. За свою любовь к зелёной змейке он был изгнан из волшебной страны Атлантиды и обречён пребывать в человеческом облике до тех пор, пока кто-нибудь не сможет услышать пение трёх его дочерей и влюбиться в них. В качестве приданого за ними был обещан Золотой горшок. При обручении из него вырастет лилия, и тот, кто сможет научиться понимать её язык, откроет дверь в Атлантиду для себя и для Саламандра.
Когда Серпентина исчезла, подарив на прощание Ансельму обжигающий поцелуй, молодой человек взглянул на письмена, которые он переписывал, и понял, что всё, сказанное змейкой, содержится в них.