Краткое содержание
Все начинается с того, что «на столбовой дороженьке» встретились семь простых деревенских мужиков. Встретились – и завели меж собой разговор о своей жизни, радостях и горестях. Сошлись они в том, что обычному мужику живется отнюдь не весело, а вот кому весело – так и не решили. Высказав различные варианты (от помещика до царя), они решают разобраться в этом вопросе, пообщаться с каждым из озвученных людей и узнать-таки верный ответ. А до тех пор – домой ни шагу.
Отправившись в путь вместе с найденной скатертью-самобранкой, они встречают сначала барское семейство во главе с сошедшим с ума хозяином, а затем – в городе Клину – женщину-крестьянку по имени Матрена Корчагина. Про нее мужикам говорили, что она и добрая, и умная, и счастливая – что главное, но как раз в последнем Матрена Тимофеевна и разубеждает нежданных гостей.
Дальше писателем задумывалось еще много встреч, но, как уже упоминалось выше, смерть нарушила его планы. Именно поэтому поэма как будто обрывается…
После замужества
Жить она начала по новым правилам. Родители мужчины, а также золовки принуждали её очень много трудиться, и ни разу слова хорошего не сказали. Отношения между молодожёнами были не такими идеальными. Муж измывался и даже один раз поднял руку. Но Матрёна всё прощала, после того как он прокатит её на санях или подарит шёлковый платочек.
Девушку никто не защищал, да и ей само́й не к кому было обратиться за поддержкой. Каждый день Матрены был серым и однообразным, полным тяжёлого труда и ненависти со стороны родственников мужа. Она молча сносила и терпела все удары судьбы.
Когда у Матрёны родился сын, она начала отдавать собственному малышу всю любовь, которую только могла. Но радость длилась совсем немного. Она пыталась уделять ребёнку по возможности немного времени, но труд отнимал почти каждую свободную минутку, и сын неожиданно становится лишним балластом.
Дедушка Савелий иногда соглашался следить за ребёнком героини, но однажды отвлёкся и малыш умер. Его смерть стала ужасным ударом для ещё не повзрослевшей мамы. Похожие случаи были не редкостью в тот век, но были невообразимым испытанием для каждой женщины.
Прибывшая в их жилище полиция и лекарь решили, что девушка вместе с дедом, который в прошлом был каторжником, умышленно избавились от ребёнка. Было принято решение выполнить вскрытие, чтобы установить причину смерти мальчика. Для Матрёны это становится катастрофой, поскольку сына теперь не получится похоронить без поругания.
Несколько лет спустя она вновь родила нескольких сыновей. Героиня забоится о них и всеми силами защищает, не переставая работать на благо собственной семьи. Материнский инстинкт женщины очень силён, ведь ради своих малюток женщина готова сделать всё что угодно.
Это показывает отрывок, где сына Федота решил наказать один помещик. Бедная Матрёна сама решила лечь под розги, она принесла себя в жертву ради жизни своего сына. Матрёна также вступается и за своего супруга, которого хотели забрать в солдаты.
Судьба обычной девушки-крестьянки сложна и полна горя. Матрёна сумела пережить и голод, и гибель сына. Все свои силы женщина вкладывала в борьбу с несчастьями, которые встречала на пути. Многие крестьянки вроде Тимофеевны рано погибали, а те, кому удалось выжить, вызывали гордость и уважение.
Характер Матрены
Лучшей из черт Матрёны автор описывает трудолюбие. С самого раннего возраста Матрёна любит трудится. Она и стога ставит, и лён треплет и других полевых работ не гнушается. Силу, полученную от Бога, отдаёт работе в поле и по хозяйству, и никогда не жалуется.
Автор представляет читателю и другие её привлекательные качества характера:
Откровенность: Матрёна рассказывает путникам историю своей непростой жизни, ничего не скрывает, и не приукрашивает.
Искренность: Корчагина даже своими переживаниями поделилась с совершенно чужим ей людям, рассказав, как жила в молодости, и какая участь у неё сейчас в семье мужниной.
Свободолюбие: женщина сохранила желание жить свободной и вольной жизнью, но судьба заставила её скрывать свои истинные желания.
Смелость: временами Матрёне приходится дерзить, что и ей перепадает наказание, но это не убивает в ней спесь, и она не становится безропотной женой, готовой к унижению.
Верность: Матрёна безгранично предана своему мужу, она проявляет к нему верность в любых ситуациях, всегда честна с супругом.
Честность: Матрёна и сама женщина честная, и детей воспитывает такими же, запрещает им обманывать других, строго убеждает, чтобы не воровали.
Матрёна очень верующая. В молитве к Богу и разговорах с Матерью Божьей она находит истинное утешение.
«Кому на Руси жить хорошо»: история создания
Достоверно неизвестно, когда именно Некрасов приступил к созданию поэмы, принесшей ему огромную известность. Считается, что произошло это примерно в начале шестидесятых годов девятнадцатого века, однако задолго до написания произведения писатель начал делать наброски — поэтому о времени замысла поэмы говорить не приходится. Несмотря на то, что в рукописи первой ее части указан 1865 год, часть исследователей склоняется к мнению, что это дата окончания работы, а не начала ее.
Как бы то ни было, пролог первой части был опубликован в «Современнике» в самом начале шестьдесят шестого года, а последующие четыре года с перерывами в журнале выходила и вся первая часть. Печаталась поэма трудно из-за споров с цензурой; впрочем, цензура «накладывала вето» и на многие другие издания Некрасова, и в целом на его деятельность.
Николай Алексеевич, опираясь на собственный опыт и на опыт своих коллег-предшественников, замыслил создать огромный эпический труд о жизни и судьбах различных людей, относящихся к самым разнообразным слоям общества, показать их дифференцированность. При этом он обязательно хотел быть прочтенным, услышанным простым народом — этим и обуславливается язык поэмы и ее композиция — они понятны и доступны самым обыкновенным, самым низшим слоям населения.
По первоначальному замыслу автора, произведение должно было состоять из семи или восьми частей. Путешественники, пройдя через всю свою губернию, должны были дойти до самого Петербурга, встретившись там (в порядке очередности) с чиновником, купцом, министром и царем. Данному замыслу не дано было осуществиться из-за болезни и смерти Некрасова. Однако еще три части писатель создать успел — в начале и середине семидесятых годов. После ухода Николая Алексеевича из жизни не осталось в его бумагах никаких указаний о том, как следует печатать написанное им, (хотя есть версия, что Чуковский нашел в документах Некрасова запись о том, что после «Последыша» идет «Пир на весь мир»). Последняя часть увидела свет только через три года после смерти автора — и то с цензурными помарками.
Все начинается с того, что «на столбовой дороженьке» встретились семь простых деревенских мужиков. Встретились — и завели меж собой разговор о своей жизни, радостях и горестях. Сошлись они в том, что обычному мужику живется отнюдь не весело, а вот кому весело — так и не решили. Высказав различные варианты (от помещика до царя), они решают разобраться в этом вопросе, пообщаться с каждым из озвученных людей и узнать-таки верный ответ. А до тех пор — домой ни шагу.
Отправившись в путь вместе с найденной скатертью-самобранкой, они встречают сначала барское семейство во главе с сошедшим с ума хозяином, а затем — в городе Клину — женщину-крестьянку по имени Матрена Корчагина. Про нее мужикам говорили, что она и добрая, и умная, и счастливая — что главное, но как раз в последнем Матрена Тимофеевна и разубеждает нежданных гостей.
Кому на Руси жить хорошо
Часть вторая КРЕСТЬЯНКА Пролог
“Не все между мужчинами Отыскивать счастливого Пощупаем-ка баб!” — Решили наши странники И стали баб опрашивать. . Сказали как отрезали: “У нас такой не водится, А есть в селе Клину: Корова холмогорская Не баба! доброумнее И глаже — бабы нет. Спросите вы Корчагину Матрену Тимофеевну, Она же: губернаторша. ” Идут странники и любуются хлебами, льном: Вся овощь огородная Поспела: дети носятся Кто с репой, кто с морковкою, Подсолнечник лущат, А бабы свеклу дергают, Такая свекла добрая! Точь-в-точь сапожки красные, Лежат на полосе. Набрели странники на усадьбу. Господа живут за границей, приказчик ри смерти, а дворовые бродят как неприкаянные, смотрят, что можно стянуть: В пруду всех карасей повыловили. — Дорожки так загажены, Что срам! у девок каменных Отшиблены носы! Пропали фрукты-ягоды, Пропали гуси-лебеди У холуя в зобу! С барской усадьбы пошли странники в деревню. Легко вздохнули странники: Им после дворни ноющей Красива показалася Здоровая, поющая Толпа жнецов и жниц. Они встретились с Матреной Тимофеевной, ради которой проделали неблизкий путь. Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла На ней рубаха белая, Да сарафан коротенький, Да серп через плечо. “Что нужно вам, молодчики?”
Странники уговаривают крестьянку рассказать о своей жизни. Матрена Тимофеевна отказывается: “У нас уж колос сыпется, Рук не хватает, милые” — А мы на что, кума? Давай серпы! Все семеро Как станем завтра — к вечеру Всю рожь твою сожнем! Тогда она согласилась: “Не скрою ничего!” Пока Матрена Тимофеевна управлялась с хозяйством, мужики уселись около скатерти самобранной. Уж звезды рассажалися По небу темно-синему, Высоко месяц стал, Когда пришла хозяюшка И стала нашим странникам “Всю душу открывать. ”
Глава I ДО ЗАМУЖЕСТВА
Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, Непьющая семья. Родители нежили дочку, да не долго. По пятому годку стали приучать к скотине, а с семи лет она уже сама ходила за коровой, носила отцу обед в поле, утят пасла, ходила за грибами и ягодами, сено ворошила. Работы хватало. Петь и плясать была мастерица. Посватался Филипп Корчагин — “питерщик”, печник. Тужила, горько плакала, А дело девка делала: На суженого искоса Поглядывала втай. Пригож-румян, широк-могуч, Рус волосом, тих говором — Пал на сердце Филипп! Матрена Тимофеевна поет старинную песню, вспоминает свою свадьбу.
Счастье Матрены
Странников отправляют к Корчагиной из-за прозвища – губернаторша. Редко кто мог из простой крестьянки стать известной в округе с таким титулом. Но принесло ли прозвище истинное счастье? Нет. Народ ославил ее счастливицей, но это только один случай из жизни Матрены. Смелость и упорство вернули в семью мужа, жить стало легче. Детям не пришлось больше ходить побираться по деревням, но сказать, что Корчагина счастлива нельзя. Матрена понимает это и пытается объяснить мужикам: среди русских простых женщин нет счастливых, и не может быть. Сам Бог отказал им в этом – потерял ключи от радости и воли. Богатство ее – озера слез. Испытания должны были сломить крестьянку, душа должна была стать черствой. В поэме все по-другому. Матрена не умирает ни духовно, ни физически. Она продолжает верить, что ключи от женского счастья найдутся. Она радуется каждому дню и вызывает восхищение мужиков. Ее нельзя признать счастливой, но и несчастной никто не посмеет назвать. Она настоящая русская крестьянка, самостоятельная, красивая и сильная.
Большая часть поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» под названием «Крестьянка» посвящена русским женщинам. Странники, ищущие счастливого человека среди мужчин, в этой части произведения решили обратиться еще к женщине, и по совету жителей одной из деревень, они обратились к Матрене Корчагиной.
Исповедь этой женщины покорила их прямотой и глубиной рассказа о прожитых годах. Для этого автор использовал в рассказе героини и метафоры, и сравнения, и народные песни и причитания. Все это в устах Матрены звучит грустно и печально. Но счастлива ли она и какова история ее жизни?
Детство Матрены было безоблачным. Родилась она в хорошей трудолюбивой крестьянской семье, где не было раздоров. Ее любили и берегли родители. Рано повзрослев, она во всем стала им помогать, тяжело работая, но все-таки находила время и для отдыха.
Свою юность она также вспоминала с теплотой, ведь была красивой и энергичной и все успевала: и поработать и отдохнуть. Много парней засматривалось на Матрену, пока не нашелся суженый, за которого ее выдали замуж. Мать, оплакивая дочь, причитала, что не сахар ей будет в замужестве, в чужой стороне и чужой семье. Но такова женская доля.
Все так и случилось. Матрена попала в большую неприветливую семью, за ее словами «с девичьей холи в ад». Ее там не любили, заставляли тяжело трудиться, обижали, да и муж часто поколачивал, ведь в те времена бить женщин было обычным делом. Но Матрена, имея сильный характер, мужественно и терпеливо сносила все тяготы своей подневольной жизни. И даже в этих непростых жизненных обстоятельствах она умела быть счастливой. Вот привезет муж в подарок платок, да прокатит на саночках – и радуется она этим моментам.
Наибольшим счастьем было для Матрены рождение первенца. Вот тогда она была по-настоящему счастлива. Но это счастье было недолгим. По недосмотру старика, ребенок погибает, а во всем обвиняют мать. Где же брала она силы пережить все это? Но она пережила, как пережила еще немало горя и унижения.
В своей непростой крестьянской жизни она гордо борется и не впадает в отчаяние. Каждый год рожает детей, отдавая им всю свою любовь. Она решительно заступается за сына и принимает на себя его наказание, она смело идет просить за мужа, чтобы не взяли его на войну. Оставшись в 20 лет сиротой, ей не на кого уже надеяться и некому ее пожалеть. Вот и выработались в ее характере мужество и стойкость.
Два пожара, эпидемии, голод и другие несчастья выпали на ее нелегкую долю. Но твердости и силе духа этой русской женщины можно только позавидовать. Даже, когда умерла свекровь и Матрена стала хозяйкой, ей не стало легче жить, но она уперто боролась за выживание и она победила.
Такая вот история жизни Матрены. Вот такие они, русские женщины, были когда-то на Руси!
Образ и характеристика Корчагиной
В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», поэт использовал множество образов. Одним из самых ярких и запоминающихся, является образ Матрены Корчагиной, простой русской крестьянки. В ее нелегкой судьбе отражается доля всех русских женщин, испытавших все тяготы жизни крестьянского народа.
Самое счастливое время для нее было тогда, когда она, без печали и забот, жила при родителях, которые любили и холили Матрену. Хотя ей, как и всем крестьянским детям, с детства приходилось трудиться, помогать своим родителям, это была самая счастливая пора ее жизни.
Время шло, и Матрену выдали замуж. Хорошо хоть, за любимого человека. В чужой семье ей пришлось несладко. Любил ее только муж, а его родители и сестры только и знали, что унижать и оскорблять безропотную девушку.
Тут ей приходилось работать с утра до ночи, и никогда она не слышала доброго слова. Всегда ее попрекали куском хлеба, не давая ни минуты отдыха. Матрена света белого не видела, все гнула спину на семью своего мужа. Только дед Савелий относился к ней по-человечески, жалел ее, помогал, как мог.
Наконец, у Матрены родился ребенок, как она была счастлива! Но не долго продлилось это материнское счастье, Матрене все так же приходилось трудиться в поле, а за ребенком присматривал дед Савелий. Однажды, старик уснул, и не доглядел за ребеночком, его съели свиньи.
Убивалась молодая мать, горько плакал Савелий, винясь перед Матреной, ушел в монастырь, лишь бы вымолить материнское прощение. Тяжело и горько стало Матрене, и ребенка она потеряла, и единственный человек, который ей сочувствовал ей, ушел из дома.
Несмотря ни на что, Матрене никто не давал отдыха, и она продолжала вкалывать, не видя ни ласки, ни сочувствия. Такова была судьба всех русских крестьянок, не имеющих ни право голоса, ни собственного мнения. Матрене еще повезло, Филипп любил свою жену, и не занимался рукоприкладством. Он ударил Матрену только раз, и то по велению своей матушки. Это было в диковинку, побои мужа были в порядке вещей, и все женщины молча сносили их.
Нелегкая судьба Матрены. Но она не склонилась и выстояла, и продолжает жить. Это и есть образ России, униженной и оскорбленной, но не сломленной, гордой и великой.
В жизни Матрены было много несчастий, иногда бывали счастливые минуты, это и есть жизнь человеческая. Матрена живет, и надеется, что впереди – счастливая жизнь, что и на ее долю выпадет доброе, светлое счастье.
тимофеевна
Автор Елизавета Симоненко задал вопрос в разделе Домашние задания
почему Матрену Тимофеевну прозвали губернаторшей ? и получил лучший ответ
Ответ от Veronika kolesnik Матрёна Тимофеевна ждала ребёнка, когда её мужа и кормильца несправедливо забрали на службу. Она не растерялась и побежала искать справедливости у самого губернатора. Но встретилась с его женой. И тут наступило время родов. Губернаторша сама крестила ребёнка и помогла освободить мужа. Это было редкое по тем временам везение. Поэтому Матрёну Тимофеевну прозвали губернаторшей. или Некрасов начал поэму вскоре после освобождения крестьян. Хотя по-настоящему крестьяне не стали до конца свободными. Они живут плохо, об этом говорит даже название деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишена, Горелова, Неелова, Неурожайка. Мужики из этих деревень пошли искать « Кому живется весело, вольготно на Руси» . Вот решили они искать счастливую среди женщин и посоветовали им: «…Корчагину, Матрену Тимофеевну, Она же: губернаторша… » Матрена Тимофеевна – крепостная женщина, где-то тридцати восьми лет, трудолюбивая, которая не тратит время зря, а работает, не покладая рук. «Губернаторша» рассказывает про свое, как она считала, счастливое детство и жизнь в девках, хотя ей пришлось уже в семь лет помогать родителям. Но зато с молодого возраста МТ стала хорошей работницей. Выдали МТ замуж за Филиппа, и попала она « с девичьей холи в ад» . Пришлось ей терпеть и свекра со свекровью и работать, как раба. Но она не унывала и забывала о своем горе, когда: « Зимой пришел Филиппушка, Привез платочек шелковый, Да прокатил на саночках В Екатеринен день» . Но жизнь в семье мужа было еще не самое страшное, что ее ожидало. Тем более родитель свекра-батюшки Савелий жалел МТ. Но именно он стал виноват в ее самом большем горе, потери первого сына – Демушки. Она очень страдала из-за этого: « Я клубышком каталася, Я червышком свивалася… » Так еще приехали судья из города, и «Губернаторше» пришлось еще больнее, когда врач « терзал» тело ее сына. МТ обвиняли в убийстве сына. Не каждый бы выдержал такое, ей было трудно, но она перестала бояться уже свекра со свекрвью. МТ не сошла с ума и хоть через долгое время, но все-таки она оправилась после этого горя. Стали рождаться еще дети, МТ приходилось опять много работать. Но многое еще ожидало ее. Прошло несколько лет и пришло новое горе. Была беременна МТ Лиодорушкой. Мужа ее Филлипушку забрали в солдаты. Не стало в их семье кормилица и заступника. А соседи «Губернаторшу» не жалели. Не выдержала тогда МТ, не стала все терпеть, а решила сама за свое счастье бороться. Отправилась она к губернатору просить за Филлипушку. И около дома губернатора « Да, видно, надоумила Владычица! » бросилась МТ в ноги к губернаторше. Это и изменило ее жизнь, после этого случая МТ стали звать « Губернаторшей» , и она сама добилась своего счастья. Помогло ей еще то, что губернаторша: « Добра была, умна была…» . МТ опять пришлось страдать, но теперь она боролась и смогла отстоять свое счастье. Оказалось, что даже крепостная женщина может чего-то добиться. Но это счастье не окупило тех страданий, которые пришлось пережить ей в своей жизни. И, наверное, это еще не последнее испытание «губернаторши» . МТ страдала и перенесла не меньше чем любой крестьянин, хотя она была женщиной. Жизнь ее состояла из мучений, с которыми приходилось ей справляться. МТ была сильной женщиной, так как она все вытерпела и не опустила рук. Сама Тимофеевна говорит: А то, что вы затеяли Не дело – между бабами Счастливую искать!…»
Мать : Анна Тимофеевна Матвеева подробнее.
спросили в Другое матренин двор изложение Солженицын “Матренин двор” – краткое изложение
Григорьева Матрена Васильевна – подробнее.
источник
Часть II
Часть 2 ЕГЭ по литературе включает в себя 4 задания (17.1–17.4), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов.
Формулировка задания:
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1–17.4).
В БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2 укажите номер выбранной Вами темы.
Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно. Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений). Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения. Продумывайте композицию сочинения. Избегайте фактических, логических, речевых ошибок. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
Примеры тем:
17.1 Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
17.2 Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения)
17.3 Тема родной природы в лирике С.А. Есенина.
17.4 Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе. (На примере одного-двух произведений 1990-х – 2000-х годов)
Можно ли считать Матрену Тимофеевну Корчагину счастливой женщной? (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
Финальным произведением в творчестве Н. А Некрасова стала поэма «Кому на Руси жить хорошо». Здесь автор описал все, что знал о русском человеке: его быт, культуру, образ жизни, одежду, язык. Семь мужиков-правдоискателей отправляются в путь и проходят через всю Россию в поисках ответа на вопрос, заявленный в названии произведения. Одной из самых трогательных по содержанию становится глава «Крестьянка», в которой странники узнают историю жизни русской женщины Матрены Тимофеевны Корчагиной.
Следует отметить, что история судьбы героини повествуется не автором; странники, а вместе с ними и читатель слышат рассказ от первого лица. Такая форма позволила добиться особой искренности и достоверности изображения, ведь в глазах народа героиня по праву может считаться «счастливой». Матрене Тимофеевне удалось побывать в палатах «губернаторши» и обрести покровительство благодетельницы. Случайное стечение обстоятельств помогло женщине спасти своего мужа от рекрутчины и, казалось бы, обрести счастье. Но встречает правдоискателей далеко не беззаботная женщина: «осанистая», с «серпом через плечо», волосы «с проседью». И только подробный рассказ о предшествующей этим событиям жизни смог прояснить причину «строгого» взгляда героини.
Тяжелые испытания выпали на долю Матрены Тимофеевны: подневольная жизнь в семье мужа, обиды со стороны новых родственников, непосильные условия труда, голод; кульминационным моментом в истории женщины становится рассказ о случайной смерти ребенка и страданиях матери… Рассказ Матрены Тимофеевны в поэме сопровождается произведениями устного народного творчества (песнями, причитаниями), содержание которых повторяет события в судьбе героини. Получается, что обстоятельства становятся типичными для русской крестьянки того времени. Матрена Тимофеевна — собирательный образ; ее жизнь – это судьба обычной женщины конкретного исторического времени. Именно поэтому завершает свой рассказ героиня общим выводом: «Ключи от счастья женского, от нашей вольной волюшки заброшены, потеряны у Бога самого!»
Сложно не согласиться с позицией героини поэмы. Действительно, Матрену Тимофеевну трудно назвать счастливой женщиной. Но нельзя не отметить, что все обстоятельства, выпавшие на долю героини, не сломили внутреннюю силу и волю к жизни. Матрена Тимофеевна сумела сохранить душевное тепло и не утратить внутреннюю красоту даже под гнетом тяжкого труда и забот. Таким образом, в своем произведении Н. А. Некрасов подчеркнул мысль о страданиях русской женщины, о ее несчастливой судьбе, но в то же время автор восхищается ее силой и стойкостью. А именно эти черты, по мнению поэта, смогут приблизить русский народ к счастью и спасти Россию.