Краткое содержание рассказа солженицына «матрёнин двор» по главам

«матренин двор», краткое содержание (а.и. солженицын) по главам

Читать краткое содержание Матренин двор Солженицына по главам

Глава 1

Автор-рассказчик в 1956 году возвращается из «мест не столь отдаленных» в Россию. Его никто не ждет, и торопиться ему ни к чему. У него возникает большое желание быть учителем где-нибудь в таежной глубинке. Ему предлагают поехать в Высокое Поле, но там ему не поглянулось, и он добровольно попросился в местечко «Торфпродукт».

На самом деле – это село Тальново. В этом населенном пункте автор на рынке встретил добрую женщину, которая помогла ему найти кров. Так он стал квартирантом Матрены. У Матрены в избе жили мыши, тараканы да колченогая кошка. А еще на табуретках стояли фикусы, и они тоже были членами семьи Матрены.

Ритм жизни Матрены был постоянен: она вставала в 5 утра, потому что не надеялась на часы (им было уже около 27 лет), кормила козу и готовила завтрак квартиранту.

Матрене рассказали, что вышел указ, согласно которому можно получать пенсию. Она стала добиваться пенсии, но контора была далеко, а там, то печать не в том месте, то справка устарела. В общем, все не получалось. В целом в Тальново жили люди в бедности. И это несмотря на то, что село окружали торфяники. Но земли принадлежали тресту, и чтобы не замерзнуть зимой, люди были вынуждены воровать торф и прятать его в укромных местечках.

Матрену часто просили односельчане о помощи на приусадебном участке. Она никому не отказывала и оказывала помощь с удовольствием. Ей нравился рост живых растений.

Раз в 6 месяцев подходила очередь Матрены кормить пастухов, и это мероприятие вгоняло Матрену в большой расход. Сама она питалась скудно.

Ближе к зиме Матрене насчитали пенсию. Соседки стали ей завидовать. Матрена справила себе новые валенки, пальто из старой шинели и 200 рублей спрятала на похороны.

Наступило Крещение. В это время к Матрене пришли ее младшие сестрицы. Автора удивило, что до этого они к ней не приходили. Матрена, получив пенсию, стала радостней и можно сказать «душой расцвела». Единственное омрачение было, что в церкви кто-то забрал ее ведерко со святой водой, и она осталась и без ведра и без воды.

Глава 2

Всех соседок Матрены интересовал ее постоялец. Она же в силу своей старости пересказывала их вопросы ему. Рассказчик поведал Матрене, что был в тюрьме. Матрена тоже не особо охотно о своей жизни рассказывала. О том, что вышла замуж, что детей родила 6, но все они в младенчестве умерли. Муж с войны не воротился.

Как-то раз к Матрене пришел Фаддей. Он просил за своего сына перед рассказчиком. Вечером автор узнает, что Фаддей – брат умершего мужа Матренушки.

В этот же вечер разоткровенничалась Матрена, рассказала как любила Фаддея, как вышла замуж за его брата, как Фаддей вернулся из плена и она повинилась перед ним. Как Фаддей позже женился на другой девушке. Эта девушка родила Фаддею шестерых деток, а Матрены ребятишки не заживались на этом свете.

Потом, по словам Матрены, началась война, муж пошел воевать и больше не вернулся. Тогда Матрена взяла племянницу Киру и воспитывала ее целых 10 лет, пока девочка не повзрослела. Так как у Матрены было слабое здоровье, то она рано задумывалась о смерти, соответственно написала завещание и в нем отсулила горницу-пристрой Кире.

Кира приезжает к Матрене и рассказывает о том, что чтобы получить землю в собственность надо на ней построить что-нибудь. Вот и Фаддей начал уговаривать Матрену, чтобы пристрой перевезти к Кире в село. Матрена долго сомневалась, но все-таки решилась. Тогда Фаддей с сыновьями начали отделять горницу от избы.

Погода была ветреная и морозная, поэтому горница в разобранном виде пролежала у избы Матрены довольно долго. Матрена горевала, да еще и кошка ко всему впридачу пропала.

В одиен прекрасный день автор пришел домой и увидел, как Фаддей грузит на сани горницу, чтобы перевезти ее на новое место. Матрена решила проводить горницу. Поздно ночью автор услышал голоса и узнал страшную весть, что на переезде паровоз налетел на вторые сани и сын Фаддея и Матрена погибли.

Глава 3

Рассвело. Привезли тело Матрены. Идут приготовления к похоронам. Сестры ее горюют «от людей». Только Кира грустит искренне, да жена Фаддея. На поминках старика не было – он пытался доставить сани с досками и бревнами домой.

Матрену похоронили, избу ее забили досками, а рассказчик был вынужден переехать в другой дом. Вспоминал он Матренушку всегда добрым словом да с лаской. Новая хозяйка всегда осуждала Матрену. Рассказ заканчивается словами: «Все мы жили рядом с ней, и не поняли что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша».

Александр Исаевич Солженицын «Матренин двор»

Оцените произведение:

3.73

Голосов: 212 Читать краткое содержание Матренин двор. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Краткое содержание рассказа «Матренин двор» подробно по главам

Глава 1

Повествование ведется от первого лица, и главный герой является рассказчиком. Это мужчина средних лет, который запоздало возвращается в Россию. Герой хочет начать работу учителя где-нибудь подальше от суеты, а вот конкретное место выбирает практически наугад. В первой деревне, которую мужчина выбрал, не пекли хлеб, поэтому герой решил отправиться дальше. Он остановился в селе под названием Тальново и снял комнатку у женщины лет шестидесяти – Матрёны.

Хозяйка избы, в которой поселился герой, всегда занята делами. Она встает рано, кормит немногочисленное хозяйство, состоящее из козы и хромой кошки, готовит завтрак постояльцу и идет работать. Женщина держит небольшой огород, однако земля не слишком плодородна, поэтому урожай получается скудным.

Часто Матрену зовут помочь с огородом соседки, и женщина никогда не отказывает. Она с чистой душой и искренней радостью целый день может провести за сбором чужого урожая, при этом не взяв с хозяев ни копейки. Раз в шесть недель настает очередь Матрены кормить пастухов. Но даже в этом случае женщина показывает широту своей души: она закупается мясом, сахаром и прочими продуктами, которые сама себе не позволяет даже по праздникам. Женщина питается только тем, что сама и вырастит.

Однажды от своих соседок Матрена узнает о пенсионной реформе, которая позволит ей получать выплаты от государства. Женщина пытается получить эти выплаты, однако этот процесс оказывается весьма сложным: для оформления пенсии требуется подписать множество документов в конторах, которые находятся на большом расстоянии друг от друга. Так Матрена могла потратить целый день всего на одну подпись.

К зиме женщина наконец получает пенсию, что делает ее жизнь немного легче. Матрена даже смогла купить себе валенки, пальто и отложить на черный день.

Глава 2

Сельские жители часто расспрашивали Матрену о ее постояльце, а женщина передавала эти вопросы главному герою. Однако он не слишком распространятся о своем прошлом, как и не расспрашивал Матрену о ее собственном. Он знал только то, что она вышла замуж и стала в этом доме хозяйкой, а все ее шестеро детей умерли еще в младенчестве.

Однажды в дом Матрены заходит старик – Фаддей. Он просит главного героя, который уже работает в школе учителем, за своего сына. Его рассказчик считает наглым и ленивым, однако и Матрена часто просила посодействовать парню в учебе. После ухода гостя главный герой узнает, что Фаддей должен был стать мужем Матрены. Однако он ушел на фронт и пропал, а семья Матрены настояла, чтобы женщина вышла замуж за его младшего брата. Женщина так и поступает, однако в скором времени Фаддей возвращается домой. Мужчина не прощает Матрену и женится на девушки из соседнего села – тоже Матрёне.

После этого муж Матрены уходит на фронт и не возвращается. Жена Фаддея часто навещает Матрену и жалуется о том, что муж ее бьет и унижает. Позже «вторая Матрена» отдает женщине на воспитание одного из своих шестерых детей – девочку Киру. Матрена растит ее на протяжении 10 лет, а затем та выходит замуж и покидает село.

Однажды Кира возвращается, чтобы навестить названную мать и попросить о том, чтобы Матрена сейчас отдала часть избы, которую завещала девушке. С этой же целью часто наведывается Фаддей.

Однажды вечером, когда рассказчик возвращается домой, он видит, что Фаддей пригнал сани и грузит на них разобранную часть избы. Матрена отправляется с ними, чтобы довести горницу до места, однако не возвращается. Ночью герой узнает, что вторые сани, которые из жадности Фаддей присоединил к первым, застряли на железнодорожных путях и были сбиты поездом. Погиб машинист, сын Фаддея и сама Матрена.

Глава 3

В этой главе герои рассказа «Матренин двор» полноценно раскрывают свои личности. По Матрене горюет лишь ее названная дочь Кира, остальные только делают вид. Фаддей в этой ситуации волнуется лишь о том, чтобы вернуть сани домой.

Избу Матрены заколачивают, а рассказчик селится у золовки Матрены, которая часто вспоминает женщину, однако далеко не лестно.

После описанных событий рассказчик понимает, что вся русская земля держится на таких людях как Матрена: добрых, бескорыстных и открытых душой. Образ Матрены – это образ человека, который незримо создает основу целому селу своей помощью, добротой и поддержкой.

Читать краткое содержание Матренин двор Солженицына по главам

Глава 1

Автор-рассказчик в 1956 году возвращается из «мест не столь отдаленных» в Россию. Его никто не ждет, и торопиться ему ни к чему. У него возникает большое желание быть учителем где-нибудь в таежной глубинке. Ему предлагают поехать в Высокое Поле, но там ему не поглянулось, и он добровольно попросился в местечко «Торфпродукт».

На самом деле – это село Тальново. В этом населенном пункте автор на рынке встретил добрую женщину, которая помогла ему найти кров. Так он стал квартирантом Матрены. У Матрены в избе жили мыши, тараканы да колченогая кошка. А еще на табуретках стояли фикусы, и они тоже были членами семьи Матрены.

Ритм жизни Матрены был постоянен: она вставала в 5 утра, потому что не надеялась на часы (им было уже около 27 лет), кормила козу и готовила завтрак квартиранту.

Матрене рассказали, что вышел указ, согласно которому можно получать пенсию. Она стала добиваться пенсии, но контора была далеко, а там, то печать не в том месте, то справка устарела. В общем, все не получалось. В целом в Тальново жили люди в бедности. И это несмотря на то, что село окружали торфяники. Но земли принадлежали тресту, и чтобы не замерзнуть зимой, люди были вынуждены воровать торф и прятать его в укромных местечках.

Матрену часто просили односельчане о помощи на приусадебном участке. Она никому не отказывала и оказывала помощь с удовольствием. Ей нравился рост живых растений.

Раз в 6 месяцев подходила очередь Матрены кормить пастухов, и это мероприятие вгоняло Матрену в большой расход. Сама она питалась скудно.

Ближе к зиме Матрене насчитали пенсию. Соседки стали ей завидовать. Матрена справила себе новые валенки, пальто из старой шинели и 200 рублей спрятала на похороны.

Наступило Крещение. В это время к Матрене пришли ее младшие сестрицы. Автора удивило, что до этого они к ней не приходили. Матрена, получив пенсию, стала радостней и можно сказать «душой расцвела». Единственное омрачение было, что в церкви кто-то забрал ее ведерко со святой водой, и она осталась и без ведра и без воды.

Глава 2

Всех соседок Матрены интересовал ее постоялец. Она же в силу своей старости пересказывала их вопросы ему. Рассказчик поведал Матрене, что был в тюрьме. Матрена тоже не особо охотно о своей жизни рассказывала. О том, что вышла замуж, что детей родила 6, но все они в младенчестве умерли. Муж с войны не воротился.

Как-то раз к Матрене пришел Фаддей. Он просил за своего сына перед рассказчиком. Вечером автор узнает, что Фаддей – брат умершего мужа Матренушки.

В этот же вечер разоткровенничалась Матрена, рассказала как любила Фаддея, как вышла замуж за его брата, как Фаддей вернулся из плена и она повинилась перед ним. Как Фаддей позже женился на другой девушке. Эта девушка родила Фаддею шестерых деток, а Матрены ребятишки не заживались на этом свете.

Потом, по словам Матрены, началась война, муж пошел воевать и больше не вернулся. Тогда Матрена взяла племянницу Киру и воспитывала ее целых 10 лет, пока девочка не повзрослела. Так как у Матрены было слабое здоровье, то она рано задумывалась о смерти, соответственно написала завещание и в нем отсулила горницу-пристрой Кире.

Кира приезжает к Матрене и рассказывает о том, что чтобы получить землю в собственность надо на ней построить что-нибудь. Вот и Фаддей начал уговаривать Матрену, чтобы пристрой перевезти к Кире в село. Матрена долго сомневалась, но все-таки решилась. Тогда Фаддей с сыновьями начали отделять горницу от избы.

Погода была ветреная и морозная, поэтому горница в разобранном виде пролежала у избы Матрены довольно долго. Матрена горевала, да еще и кошка ко всему впридачу пропала.

В одиен прекрасный день автор пришел домой и увидел, как Фаддей грузит на сани горницу, чтобы перевезти ее на новое место. Матрена решила проводить горницу. Поздно ночью автор услышал голоса и узнал страшную весть, что на переезде паровоз налетел на вторые сани и сын Фаддея и Матрена погибли.

Глава 3

Рассвело. Привезли тело Матрены. Идут приготовления к похоронам. Сестры ее горюют «от людей». Только Кира грустит искренне, да жена Фаддея. На поминках старика не было – он пытался доставить сани с досками и бревнами домой.

Матрену похоронили, избу ее забили досками, а рассказчик был вынужден переехать в другой дом. Вспоминал он Матренушку всегда добрым словом да с лаской. Новая хозяйка всегда осуждала Матрену. Рассказ заканчивается словами: «Все мы жили рядом с ней, и не поняли что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша».

Александр Исаевич Солженицын «Матренин двор»

Заключительная часть

Матрена завещала горницу своей воспитаннице, но через время супругу Киры дали участок, на котором срочно нужно было строить дом. Пришлось разбирать горницу на бревна для строительства. Вскоре к дому приехал Фаддей, он быстро разобрал строение, правда, вывезти сразу все дерево не получилось, помешала метель.

Только спустя две недели бревна погрузили на сани, выехали уже вечером, когда стемнело. Хозяйка увязалась следом. А ночью в комнату Игнатича постучали железнодорожники, они расспрашивали учителя, когда уехал трактор, пил ли перед поездкой водитель. Мужчина промолчал насчет распития самогонки, которой всех угощала добрая Матрена. А после рабочие ничего не объясняя, ушли.

О трагедии рассказчик узнал от прибежавшей Маши, она и рассказала, что на рельсах сани с бревнами застряли. Матрена кинулась помогать толкать обоз, который быстро развалился. Никто из компании и не заметил, как с одной стороны появился паровоз, так как фары у него были выключены. Поезд вмиг раздавил суетившихся людей, вместе со всем погибла и Матрена.

Отпевание добродушной старушки прошло уже на следующие сутки, в дом сразу заявились три ее сестры, которые принялись делить небогатое хозяйство. Супруг Киры попал под суд, так как вовремя не предупредил о перевозке дерева через железнодорожные пути.

Рассказчик же переехал жить к одной из родственниц старушки, та поведала о покойной много нового. Рассказала, что муж ее не любил, пил и гулял от нее, что хозяйкой Матрена была плохой, нечистоплотной, умом не блистала, поэтому и работала задарма.

Игнатич, слушая эти рассказы, вспоминал о доброй и ласковой женщине, которая всегда ценила людей больше денег. Она похоронила шестерых детей, потеряла супруга, но не ожесточилась, не озлобилась, а осталась доброй, благодарной и общительной. Так выглядит краткое содержание рассказа «Матренин двор», пересказ поможет заполнить читательский дневник, дать характеристику главным действующим лицам.

Тема праведничества в рассказе Солженицына. Образ Матрены

В литературе тема праведников не нова. Но в рассказе А.И. Солженицына эта тема раскрыта особенно правдиво. Главными героями рассказа являются простые крестьяне. Их жизнь совсем не похожа на сказку, а описание деревенского быта может повергнуть в шок современного читателя. Матрена, главная героиня рассказа, человек огромной духовной силы. Ни неудавшийся брак, ни смерть детей, ни одинокая старость не смогли сломить женщину, сделать ее сердце черствым и жестким. Матрена Васильевна живет в огромном доме, но в страшной нищете. Но несмотря на все тяготы жизни, героиня сохранила способность отзываться на чужую беду сердцем и душой. Матрена – хранительница очага, но это единственная миссия героини, приобретающая философскую глубину и масштабность. Матрена не идеальна. В жизнь и в дом героини проникает советская идеология. Признаками этой идеологии являются никогда не умолкающее радио и плакат на стене.

Матрена прошла через множество несправедливостей. Она была больна, но она не считалась инвалидом. Женщина отработала в колхозе, но ей не полагалось пенсии за себя, так как работала не на заводе. Матрене можно было добиться пенсии за утерю кормильца. И такая несправедливость в то время процветала во всех уголках страны. Человек, который делает добро для своей страны, всю жизнь трудится во имя ее блага, государством не ценится. Часто такого человека просто втаптывают в грязь.

Кроме козы у Матрены нет никакого скота. Ела женщина одну картошку. Жизнь обошлась с Матреной очень несправедливо. Бюрократическая машина, которая работает не для блага человека, совсем не интересуется, наравне с государством, тем, как живут люди, подобные Матрене. Лозунг «Все для человека» перечеркнут. Больше богатство не принадлежит людям, а народ оказывается для государства крепостными. Матрена десять лет воспитывала Киру как родную. Она помогала ей во всем, никогда никому не отказывала в помощи. Нравственно Матрена гораздо выше своих родственников.

Матрену можно назвать жертвой обстоятельств и событий. Ее бескорыстие, нравственная чистота, трудолюбие привлекают. Это образ простой русской женщины, которая потеряла все в своей жизни, но тем не менее не ожесточилась. Больная, в преклонном возрасте, Матрена лечит свои физические и душевные недуги. Труд – это счастье, цель, ради которой героиня живет. Но все же, Матрена не хозяйка труда, а его рабыня. Односельчане, особенно родственники, бессовестно пользовались отзывчивостью и добротой женщины, эксплуатировали ее, а она покорна несла свой крест. По замыслу Солженицына, Матрена – это идеал русской женщины и первооснова всего бытия. Матрена – самый настоящий праведник. Таким признанием заканчивается рассказ; «Все мы — жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».

Примечания

  1. Андрей Синявский, Золотой шнурок. (недоступная ссылка — история ). Проверено 24 января 2008. Архивировано 5 января 2004 года.
  2. Чуковская, Л. Записки об Анне Ахматовой. — М.: Согласие, 1997. — Т. 2. — С. 560.
  3. Твардовский, А. Рабочие тетради 60-х годов // Знамя. — 2000. — № 7. — С. 139. — Запись 18 ноября 1962 года.
  4. Лакшин, В. Я. «Новый мир» во времена Хрущёва. Дневник и попутное (1953—1964). — М.: Книжная палата, 1991. — С. 90. — ISBN 5-7000-0201-9.
  5. В журнале — «Кречетовка».
  6. Тираж 102 700 экз.
  7. Театр имени Вахтангова подготовил подарок к 90-летнему юбилею Александра Солженицына (11 апреля 2008). Проверено 4 сентября 2015.
  8. В красноярском театре им. Пушкина показали премьеру «Матрёнин двор». Телеканал «Енисей» (27.2.2018). Проверено 28 февраля 2018.
  9. Областной театр кукол поставил спектакль «Матрёнин двор» по одноимённому рассказу Солженицына. ГТРК «Владимир» (2.3.2018). Проверено 3 марта 2020.
  10. Корсаков Д. Кто спалил Матрёнин двор? // Комсомольская правда : газета. — 29 января 2013.
  11. Под Владимиром открыли дом-музей «Матрёнин двор», РИА Новости (28.10.2013). Проверено 28 октября 2013.

История создания и критика

Солженицын в рассказе четко передаёт говор Курловского района, особенности быта деревенских обитателей, обряд похорон и народные плачи.

Автору понадобился один год для написания рассказа (1959). Потом Солженицын сталкивается с проблемой публикации, потому что первоначальное название — «Не стоит село без праведника» — цензура сочла слишком религиозным. Вскоре работа получила имя «Матренин двор». В жанре значилось — «монументальный рассказ».

Однако опубликовать сразу его не получилось, так как Твардовский, который был на тот момент редактором журнала «Новый мир», сомневался в возможности выхода в свет подобной работы. Но как только огромный успех получило другое произведение Солженицына — повесть «Один день Ивана Денисовича», все опасения пропали и рассказ был напечатан. Только вот люди смогли прочитать его лишь в момент перестройки в 1989, когда в СССР вступил принцип гласности.

Произведение очень оценили современники. Рассказ удивил сюжетом и своим содержанием (январский журнал НМ за 1963 год нельзя было достать несколько лет подряд). Он поразил всех и с художественной стороны: о безукоризненном языке и стиле текста мгновенно по прочтении писали Анна Ахматова и Лидия Чуковская, дальше — больше.

История создания произведения

В каком же году проведение было впервые опубликовано?

«Матрёнин двор» Солженицын создал на одном дыхании. В престижном толстом журнале советского времени, в «Новом мире», в период оттепели, в 1963 г. вышел известный и довольно спорный рассказ А.И. Солженицына. Значимое событие в советской литературе встречено отечественной критикой сдержанно. Цензура предлагала автору вырезать несколько фрагментов текста. При таких условиях произведение сразу потеряет свою самобытность.

Единственный журнал согласился на публикацию в полном объеме, но только если автор сменит название «Не стоит село без праведника» на какое-либо другое, например, на «Матренин двор». После хлопот другого советского писателя А.Т. Твардовского в журнале вышел ряд рассказов, в том числе, и этот. Но Солженицына перестали публиковать по указке сверху.

Громом среди ясного неба было получение автором в 1970 г. Нобелевской премии по литературе. Стали поговаривать о вынужденной эмиграции писателя. Своей стране он оказался не нужен.

Как оценивают книгу читатели?
Общий рейтинг восприятия материала 3.7

Легкость чтения 3.2

Интерес к сюжетной линии 3.8

Понятность персонажей 4.5

Итого 3.8 Общая оценка

Короткий пересказ «Марининого двора» Солженицына

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации.

Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны.

Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима.

И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем.

«Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель.

Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

Это интересно: Краткое содержание романа «Братья Карамазовы» читать Ф. М. Достоевского.

Тема и проблематика рассказа «Матренин двор»

Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» автобиографичен. После ссылки писатель работал учителем в деревне Мильцево Владимирской области. В рассказе эта деревня называется Тальново. Солженицын снимал комнату у Матрены Васильевны Захаровой. В своем рассказе писатель через судьбу одного героя отобразил судьбу целой страны.

Рассказ был написан в 1959 году. В начале 1963 года благодаря содействию А. Твардовского рассказ был напечатан в журнале «Новый мир».

Замечание 1

Смысл названия этого рассказа заключается в том, что рамки двора обычной крестьянки раздвигаются до масштабов целой страны, а идея нравственности становится общечеловеческой идеей.

Основная мысль произведения – не повествование истории отдельной деревни, а стремление показать создание нового взгляда на власть и на жизнь страны.

В рассказе «Матренин двор» Солженицын освещает жизнь и труд русского народа и его отношения с властью. Человеку постоянно приходиться трудиться, с самого детства и до старости. Он мирится с потерями в личной жизни, порой забывает о своих интересах. Тяжелый труд отнимает здоровье, а взамен человек не получает ничего. Героиня рассказа трудилась всю свою жизнь, однако эти трудовые подвиги, стаж для власти не имеют никакого значения, если не подтверждены документально. Матрена не заработала даже на пенсию.

Последние месяцы жизни Матрены ушли на сбор разных справок, часто за одной бумагой ей приходится ходить несколько раз. В конторах сидят равнодушные чиновники, которые запросто могут поставить не ту печать, штамп – их совершенно не волнуют проблемы людей. Матрена, чтобы добиться пенсии, обходит все инстанции, с колоссальным трудом добиваясь результата.

Жителей деревни заботит только собственное обогащение. Например, брат мужа Матрены, Фаддей Миронович, при жизни заставил ее отдать наследство приемной дочери Кире. Матрена согласилась. Когда из жадности к одному трактору прицепили двое саней, повозка попала под поезд. Героиня рассказа погибла. Превыше всего оказалась людская алчность. В тот же вечер тетя Маша, единственная подруга Матрены пришла к ней в дом за вещице, обещанной ей, пока родные сестры Матрены не растащили все.

Даже Фаддей Миронович, у которого в доме стоял гроб с покойным сыном, успел до похорон забрать бревна, брошенные на переезде. Фаддей не пришел даже проститься с Матреной, погибшей из-за его жадности. А родные сестры героини в первую очередь забрали ее похоронные деньги. Сестры поплакали над гробом не от сочувствия и горя, а по традиции.

В рассказе «Матренин двор» Солженицын поднимает следующие проблемы:

  • Главная проблема – одинокая и полная лишений жизнь главной героини;
  • Родной дом и очаг;
  • Отношение общества к жертвам;
  • Озлобленность людей;
  • Проблема «маленького человека»;
  • Недоброжелательность;
  • Корысть;
  • Воровство;
  • Зависть.

Глава 2

За время, что Игнатич жил у Матрёны, они привыкли друг к другу. Матрёна не досаждала его расспросами о жизни, и он «не бредил её прошлым». Однако он знал, что она вышла замуж еще до революции и сразу же взялась за хозяйство в новом доме. Сама Матрёна Васильевна рожала шесть раз, и ни один ребёнок не выжил. Вскоре Ефим ушёл на Вторую мировую войну и пропал без вести. Оставшись одна в огромной избе, Матрёна взяла на воспитание дочку Фаддея (брата мужа) Киру.

Однажды в дом Матрёны приходит высокий и «весь черный» старик Фаддей. Он просит рассказчика поставить его сыну хорошую оценку. Антоша не хотел учиться, потому что его и так переводили в другие классы из-за высоких требований к успеваемости учеников. Игнатьич ничем не мог помочь, ведь мальчик и правда не знал азов школьной программы в 8 классе.

Когда гость ушёл, и настал вечер, Матрёна призналась Игнатичу, что когда-то она должна была выйти замуж за Фаддея, но его взяли в плен во время Первой мировой войны. Прождав три года, Матрёна вышла замуж за его младшего брата Ефима по настоянию родственников жениха. И переехала в дом, где и прожила всю жизнь. Однако летом из венгерского плена вернулся Фаддей. В порыве гнева он чуть не зарубил Матрёну и родного брата. Мужчина не смог простить Матрёне измену. Долго после этого Фаддей искал себе жену с таким же именем. И всё-таки нашёл в соседней деревне невесту. Построил отдельную избу, народил детей. Однако часто поднимал руку на жену, а она в слезах прибегала и жаловалась другой Матрене. Фаддей был скаредным, злым и жестоким мужем. У них с женой родилось 6 детей, а у Матрены все погибли, и люди думали, что на ней порча. Тогда Матрена попросила у них одну из девочек на воспитание, чтобы не было скучно. Десять лет воспитывала ее Матрена, пока не отдала замуж. Только Кира с мужем ей и помогали. Женщина завещала Кире часть своего дома — горницу.

Через несколько дней после этого разговора мужу Киры выделили участок земли и, чтобы удержать его, нужно было что-нибудь построить на нём. Горница вполне подходила. Фаддей хотел получить участок даже больше молодых, а потому стал часто наведываться в гости к Матрёне и уговаривал при жизни отдать горницу. Делать было нечего, и она согласилась.

Следующим же утром Фаддей с сыновьями приехали отделять пристрой от избы. Когда-то эта горница была предназначена Фаддею, для его молодой семьи, и теперь он с удовольствием ломал ее, чтобы вновь забрать себе. Дом Матрены был сильно изуродован и больше не годился для зимовки, но Фаддею было наплевать. А к Матрене пожаловали три младших сестры и обругали ее дурой, ведь они рассчитывали получить целый дом после ее смерти. В те же дни из дома пропадая кошка.

Но вывезти доски сразу не удалось — разыгралась сильная метель. За один раз всё вывезти не получалось. Сруб на санях не умещался, и сыновья Фаддея наспех сколотили ещё одни. Две ходки трактористу делать не хотелось, поэтому к трактору привязали сразу оба прицепа. Матрёна решила помочь и отправилась с ними, чтобы довезти горницу до места. Однако домой она больше не вернулась. В избу постучались люди в шинелях, чтобы узнать, была ли попойка перед отправкой горницы. За самогон в деревне можно было получить немалый срок, и Игнатьич прикрыл Матрену, сказав, что не заметил самогона. От людей в шинелях Игнатич узнаёт, что вторые сани застряли на железнодорожных путях и были сбиты поездом. Погибли тракторист, сын Фаддея и сама Матрёна Васильевна.

Пришла подруга Матрены — Маша. Она и рассказала, что из-за аварии были повреждены рельсы, что трактор и сани разрушены, что есть раненые. Муж Киры едва не повесился из-за чувства вины. Племянник Фаддея был ранен и спрятался у тетки. Все боятся, что не миновать уголовного дела. А Маша поплакала и напомнила о том, что Матрена завещала ее дочери вязанную кофту. Так начался дележ имущества Матрены.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: