Повести Куприна «Яма» краткое содержание
Если повесть Куприна «Яма» скачать, то вы узнаете о публичном доме Анны Марковны. В Яме это второе по престижности подобное заведение, которое пока не может конкурировать с престижным домом Треппеля. Одним майским вечером сюда нагрянула компания студентов во главе с доцентом Ярченко и репортером Платоновым. Несмотря на то, что девушки уже вышли в комнату компания продолжает разговор, начатый еще на улице. Так Платонов утверждает, что в этом заведении он может уже сойти за своего, хотя ни с одной из «девочек» ни разу не бывал. Ведь он пытается понять этот мир и осмыслить, как в нем сочетаются природная набожность и тяга человека к преступлению. В качестве примера он приводит здешнего вышибалу Симеона, который бьет и обирает «девочек», но при этом ужасно религиозен. Или, например хозяйку заведения, которую все называют «гиеной», но в тоже время она самая любящая мать для своей дочери Берты.
Далее в повести Куприна «Яма» читать можно о том, как в зал выходит Женя. Ее многие уважают за красоту и дерзость. На местном Жаргоне Женя разговаривает с Тамарой о том, что их подружку Пашу уже более 10 раз брали в комнату. Это закончилось истерикой. Но как только девушка пришла в себя ее вновь выводят в зал. Виной тому обворожительная сексуальность Паши. Этот разговор слышит Платонов и платит за Пашу, дабы девушка отдохнула в их компании. Студенты расходятся по комнатам, а Платонов с Лихониным продолжают разговор.
Далее в повести Куприна «Яма» кратком содержании вы узнаете, как выслушав Платонова, Лихонин решает спасти одну из здешних девушек. Платонов и Женя уверяют его, что это бесполезное дело и в конечном итоге девушка вновь вернется сюда. Но Лихонин непреклонен и предлагает девушке Любе уйти отсюда. Она соглашается.
К сожалению, в повести Куприна «Яма» читать можно о том, что Лихонин плохо представляет себе, какую ответственность он взвалил на себя. Только выкуп документов Любы обходится в кругленькую сумму. А кроме этого, много времени занимает преподавание Любе арифметики, географии и других наук. И хотя друзья активно помогают Лихонину в его начинаниях, они же становятся его причиной ревности. Ведь Люба с каждым днем хорошеет. Его друзья обращают на нее все больше внимания, и у Лихонина появляется тайная надежда застать ее с одним из своих друзей и выгнать.
Тем временем в повести Куприна «Яма» читать можно о том, как в заведение Анны Марковны приезжает известная певица Ровинская, в компании баронессы Тефтинг, адвоката Розанова и Володи Чаплинского. К ним приводят всех «девочек» и Тамару. Эта девушка некогда была послушницей в монастыре, но затем влюбилась в сутенера Сенечку. По просьбе Ровинской все девушки поют любимые песни. В этот момент врывается пьяная Манька Маленькая и, падая, кричит: «Ура! К нам новые девки поступили!». Баронесса предлагает ей обратиться в ее приют для падших женщин. На это Женька с Тамарой заявляют, что их приюты хуже тюрьмы, а сами приличные женщины либо содержанки, либо сами содержат молоденьких мальчиков. И в отличие от большинства приличных женщин, проститутки не делают по 1000 абортов за жизнь. Тем временем Ровинская узнает в Тамаре хористку из Харькова и на прощание поет им романс «Расстались гордо мы…». Когда она пытается уйти, Женя бросается к ней в ноги и что-то тихо спрашивает. Ровинская говорит, что лечится в течение нескольких месяцев.
Далее если повести Куприна «Яма» читать краткое содержание вы узнаете, как Тамара допытывается у Жени о ее здоровье. В итоге она узнает, что Женя больна сифилисом и решила заразить этим недугом как можно больше подлецов. Кроме того Женя рассказывает как ее собственная мать продала в 10 лет и историю своей жизни. В это время в заведение возвращается Люба и в заведении образуется форменный скандал.
Далее в повести Куприна «Яма» читать можно о том, как во время одного из визитов к Жене кадета Гладышева девушка признается в своей болезни. Кадет рассказывает об этом Платонову, который к этому моменту уже негде не работает, а бродяжничает. Через два дня Женя повесилась. Это пахло скандалом для заведения и экономка, которая выкупила заведение у Анны Марковны, при помощи Тамары хоронит Женю по церковным обрядам.
Эти события стали началом конца публичного дома. Вскоре Паша впадает в слабоумие и умирает. Тамара со своим Сенечкой грабит нотариуса и вскоре попадает в полицию по доносу любимого. Вера решает разделить судьбу любимого проворовавшегося чиновника. Но выстрелив в Веру, он малодушничает и лишь ранит себя. Манька Маленькая погибает в драке, а завершает кончину заведения приход сотни солдат, на помощь двум дерущимся.
Композиция и конфликт
Композиция произведения представляет собой ретроспективу, так как автор углубляется в воспоминания из прошлого, когда судьба занесла его в Полесье. Там он и познакомился с удивительной историей интеллигента Ивана Тимофеевича.
Кроме ретроспективы, основу композиции составляют и многочисленные противопоставления. Можно сказать, что вся повесть — это совокупность разнообразных конфликтов. Даже в самом начале мы видим борьбу между техническим прогрессом и тихой, мирной жизнью в языческом Полессье. Читатель видит яркое противостояние цивилизации и дикой природы, которые живут по разным законам. Природа и цивилизация — основной конфликт в повести «Олеся». Автор видит в городе и людях порочность, пошлость и глупость, а вот в природе — благородство, красоту и подлинное великодушие.
Помимо этого, в основе сюжета лежит один из главных конфликтов: Олеся и люди (деревенские жители). Становится ясно, что это противостояние настолько сильно, что устранить его невозможно. Старания Олеси (поход в церковь) привели лишь к трагическим последствиям как для нее самой, так и для деревни, пострадавшей от ведьминых чар.
Образы и судьбы героев
В повести «Яма» перед нами проходит целая галерея ярких и жизненных образов обитателей публичного дома. В первую очередь, это, конечно же, образы девушек: яркой, «гордой и злой» Женьки, скромной и кроткой Тамары, несчастной безумной Паши, простодушной и доверчивой Любки, толстой краснокожей Кати, романтичной и доверчивой Веры, а также любопытной и говорливой Нюры. Характеры хозяйки заведения Анны Марковны, ее мужа Исайя Саввича, экономки Эммы Эдуардовны и швейцара Симеона также очень тонко и художественно прописаны Куприным в произведении.
Отдельного внимания заслуживают образы посетителей заведения и любовников девушек. Это не только образ Платонова и Лихонина, но также других студентов, кадета Гладышева, Ваньки-Встаньки, Сеньки и пожилого нотариуса. В совокупности все эти персонажи дают читателю целостное представление о том, как выглядит мир русской проституции изнутри.
Важное значение в раскрытии основной идеи повести имеет финальный эпизод произведения. В нем рассказывается о том, как трагически сложились судьбы большинства главных героинь
Из предыдущих глав читатель узнает о печальной истории Любы, увезенной из публичного дома Лихониным, а затем брошенной на произвол судьбы, а также об ужасной болезни Женьки (сифилисе), из-за которой девушка убивает себя. В последней главе рассказывается о тех событиях, которые произошли после этого: окончательно сошла с ума и умерла в психиатрической лечебнице Паша, попала в тюрьму Тамара, став подельницей вора Сеньки, любовником была застрелена Вера. А после разгрома публичного дома солдатами почти ни одна из его жительниц не избежала «кровавой, грязной или постыдной» участи.
Таким образом, Куприн стал первым в России писателем, который смог глубоко и подробно раскрыть тему продажной любви. При этом автору удалось не только описать порочность нравов людей, достигших социального дна, но и, как истинному гуманисту, поднять «низменное» до немыслимой высоты.
Ответственность
Студент Лихонин не рассчитывал, что тяготы по освобождению Любы обойдутся ему так дорого. Друзья его, правда, согласились помогать ему в адаптации девушки: сам Лихонин взялся преподавать ей историю, географию и арифметику, водить в театр, на выставки и лекции, Нежерадзе учит её музыке и читает поэму Руставели, Симановский — физику, химию и историю культуры. Результаты весьма скромны, хотя средств и времени занимают непомерно много. К тому же, Анна Марковна буквально обобрала Лихонина, прежде чем вернуть ему Любин паспорт.
Студенты пытаются относиться к Любе как к сестре, а она не понимает, считает пренебрежением, перестаёт чувствовать себя желанной, красивой и женственной. Она отказывает в притязаниях всем, потому что привязывается к Лихонину, но любовь её напрягает того. Он уже даже мечтает, чтобы застать кого-то из друзей с Любой, чтобы иметь причину расстаться. Ноша оказывается ему непосильной. И вот, как и предрекали Платонов с Женей, Люба возвращается назад.
Основные персонажи повести
Главные герои:
- Репортёр Платонов – работник местной газеты, воплощает нравственное начало, завсегдатай борделя, отказывается от услуг проституток.
- Сусанна Райцына (Женя) – проститутка, обладала наиболее ярким и независимым характером «гордая и злая», заразилась сифилисом.
Другие персонажи:
- Анна Марковна – хозяйка борделя, алчна, беспощадна, кровожадна и не остановится ни перед чем ради собственной наживы, но для своей Берточки она самая нежная мать, не жалеющая денег на капризы любимого дитя.
- Вышибала Симеон – охранник в борделе, обирает и бьёт проституток. При этом отличается необычайной религиозностью.
А также другие проститутки и их клинты.
Бунт
Женя признаётся Тамаре, что заражена сифилисом, но скрывает это ото всех, потому что хочет заразить побольше этих двуногих нелюдей. Они осыпают проклятьями своих клиентов-извращенцев. А потом оставляют всё как есть, то есть лечиться Женя не идёт. Она помнит человека, которому родная мать продала её в десятилетнем возрасте. Зоя вспоминает учителя, который пообещал выгнать её из школы, если она не послушается.
И тут возвращается Люба. Но экономка не хочет впускать её, ругается и дерётся. Женя бросается в драку за подругу. Из соседних комнат выбегают с криками другие девушки, в доме воцаряется истерика. Через некоторое время приходит Симеон с приятелями и влияет на ситуацию физически. Девушки утихомириваются.
Темы
Главная тема повести — любовь Олеси, её готовность к самопожертвованию — является центром произведения
Ивану Тимофеевичу посчастливилось встретиться с настоящим чувством.
Другой немаловажной смысловой ветвью является тема противостояния мира обычного и мира людей природы. Жители деревни, столиц, сам Иван Тимофеевич — представители обыденного мышления, пронизанного предрассудками, условностями, клише
Мировоззрение Олеси и Мануйлихи – это свобода, открытые чувства. В связи с этими двумя героями появляется тема природы. Окружающая среда — колыбель, воспитавшая главную героиню, незаменимая помощница, благодаря которой Мануйлиха с Олесей живут вдали от людей и цивилизации без нужды, природа даёт им всё необходимое для жизни. Эта тема раскрыта наиболее полно в данном эссе.
Роль пейзажа в повести огромна. Он является отражением чувств героев, их взаимоотношений. Так, при зарождении романа мы видим солнечную весну, а в конце разрыв отношений сопровождается сильной грозой. Подробнее об этом мы написали в этом сочинении.
Тамара и остальные
Девушке предложили стать помощницей новой хозяйки, с условием отказа от дома её сердечному другу Сенечке. Тамара разыскивает Резанова и Ровинскую, которые помогают похоронить Женю по-православному обряду, несмотря на то, что она самоубийца. Следом за Женей умирает Паша, которую ввела в окончательное слабоумие изнурительная работа. Её сдают в сумасшедший дом, где она и умирает почти сразу. Тамара тоже не так проста. Она завоёвывает доверие нотариуса и подмешивает ему снотворное в напиток. Затем впускает в квартиру милого дружка Сенечку, который вскрывает сейф. Сенечку арестовывают через год, и он выдаёт полиции Тамару.
Нелепо умирает Вера: её любовник, военный, совершил растрату казны и решает застрелиться. Вера готова разделить его судьбу. Они красиво прощаются с жизнью роскошным пиром, после чего мужчина решительно убивает Веру, а себя – нет, у него не получается. В драке погибает Маня Маленькая. И наступает полный конец заведению, когда двум обиженным драчунам приходят на помощь солдаты – целая сотня. Так закончил свою повесть Куприн. Краткое содержание «Яма» имеет тоже достаточно интересное, хотя, конечно, не хватает талантливо запечатлённых писателем подробностей.
Часть первая
I
Перед праздником Благовещения особенно много бывает клиентов в таких заведениях. Мужчины со всего города самых разных профессий приезжают в Яму. Пьют, танцуют, курят, представляются веселыми. Потом берут любую женщину без лишних слов. Та привычно исполняет свои обязанности. Клиенты уходят, приезжают следующие.
II
Одна из них, Люба, ночью не принимала никого, только вечером были шесть клиентов. Люба выспалась ночью, с радостью вышла утром на солнышко. Ей непривычно видеть утро.
Хозяйка с двумя экономками пьет чай на веранде. К ним пришел надзиратель Кербеш, жалуется, что в дом нанята девушка из приличного семейства. Родители ее ищут. Хозяйка возражает, что девушка совершеннолетняя, сама изъявила желание. Анна Марковна приглашает надзирателя посмотреть достройку помещения. Уходят, Кербеш возвращается, хрустя денежной купюрой в кармане. После этого он уже не имеет претензий насчет девицы.
Кербеш жалуется, что его сын несправедливо называет взяточником.
III
Тамара вышивает рубаху Сенечке — клиенту, в которого влюблена. Две девушки нечесаные и немытые стоят на веранде, смеясь, зазывают слугу соседнего трактира. Экономка ругает их, что они вышли на улицу в белье, как непристойные.
IV
Однажды приехал один клиент мещанского вида, увел Катьку. Когда он ушел, ей сообщили, что этот человек повесил сам одиннадцать бунтовщиков. Катя заплакала.
Иногда в публичном доме случались трагедии со стрельбой из револьвера из-за ревности. А бывало, что девушки покидали заведение с мужчиной по любви. Но часто возвращались обратно. Раза три случалось, что женщины беременели, это выглядело комично.
V
Паша любит целовать девушек и спать с ними в одной кровати, за это ее не любят. Она хвастает, что один грузин пообещал увезти ее отсюда. Женя оскорбляет ее, завязывается ссора.
VI
На вопрос о возрасте Маня соврала, скинув пять лет. Призналась, что сюда ее привез офицер, который соблазнил и продал.
После он пожаловался на холодность Мани, ему привели Пашу. Маня похвасталась, что он хочет ее увезти, но девушки возразили, что многие так говорят.
IX
Нина возмущалась, что не будет больше оставаться со стариком. Он ее мучил во время месячных. Платонов признается, что пробовал описывать тяжелую участь клиенток, но не получилось.
X
Нюра принесла подушку и положила ее на диван. Борис стал возмущаться, что здесь не ночлежка. Но Женя вдруг села к нему на колени и страстно поцеловала, приведя его в смущение. Пришла Паша, сильно измученная, легла на диван.
Борис спросил у Платонова, был ли он ее любовником. Платонов возмутился, между ними вспыхнула ссора. Борису пришлось уйти. Петров заступился за него и тоже ушел.
Заведение
Анна Марковна имеет заведение не из шикарных, но и не из последних: сюда наведываются за полтинник солдатня, воришки и прочая «золотая рота». Однако нравы и образ жизни практически всюду одинаковы. Разница в оплате. Действие начинается тем, что поздно вечером у Анны Марковны собрались гости: репортёр Платонов и приват-доцент Ярченко. Гости продолжают начатый по пути разговор, хотя девицы их уже ожидают.
Платонов здесь свой человек, но ни с одной обитательницей ни разу не развлекался, у него интерес почти профессиональный – понять этот маленький и душный мир изнутри. Весь ужас в том, что обществом это как ужас не воспринимается: будни мещан, да и только. Здесь уживаются такие контрасты, как набожность и преступление. Вышибала Симеон религиозен до крайности, что не мешает ему бить и обирать девиц. Содержательница дома – последняя гиена со своими бесправными подчинёнными, но безумно любит свою дочь, с нею она и добра, и щедра.
Система образов повести
Образы обитательниц публичного дома художественно ярки и жизненны. Куприн создал целую галерею психотипов проституток – кроткая в трезвом состоянии Маня Маленькая, несчастная Паша, влюбленная в вора Сеньку Тамара, единственная любительница чтения Женька. Девушки, живущие в «заведении» Анны Марковны, различаются как внешне, так и внутренне. Давая яркие, колоритные портретные зарисовки проституток, автор не случайно сравнивает их с животными, ведь вся их жизнь проходит на уровне животных инстинктов. За исключением образов Любки и Женьки образы жриц любви даны статично, без развития, так как и жизнь этих людей подобна застоявшемуся болоту.
Мастерски выписаны образы содержателей публичного дома – Анны Марковны и ее безвольного мужа Исая Саввича. Не менее ярок и точен образ старшей экономки Эльзы Эдуардовны.
Во многом автобиографичен образ репортера Платонова, наблюдающего жизнь дома терпимости и выступающего в роли рупора идей автора.
Куприн с потрясающей правдивостью раскрывает всю уродливость жизни падших женщин, сочувствуя при этом всем сердцем проституткам, поскольку они – порождение духовной нищеты общества.
Короткий пересказ «Яма»
Краткое содержание «Яма» Куприн:
В повести говорится о жизни девиц легкого поведения.
Произведение начинается с описания одного из публичных домов, который находится в Ямской слободе. Заведение содержала Анна Марковна и считала его роскошным. В один из вечеров у нее веселились студенты. Недалеко от них беседовал корреспондент местной газеты Платонов и доцент Ярченко.
В ходе разговора Платонов хвалился тем, что он часто заходит сюда, однако ни с одной проституткой он так и не был. Ему очень хочется узнать, как проходят обыкновенные будни таких девушек, ведь если они здесь работают, то и обязательно такой вид деятельности приведет их к преступным действиям.
В это время появляется одна из девушек, которая торопливо говорит хозяйке за свои опасения насчет состояния Паши. Ее постоянно приглашают посетители, и Паша находится в панике. Однако, ее приводят в чувство, и она опять идет к посетителям. Платонов приглашает ее к разговору для того, чтобы она немного отдохнула.
После этого он знакомится с Лихониным, который хочет вытащить из этого мерзкого места Любу. Он интересуется у нее, готова ли она открыть столовую, выйдя из дома терпимости, на что та соглашается. Василий Васильевич начинает учить девушку, не осознавая, насколько это тяжело будет. Его приятели дают согласие на то, что они помогут Лихонину в обучении. Сам студент преподает ей арифметические, исторические и географические науки.
Кроме того, он водит ее на спектакли в театр. Его друг пытается научить Любу игре на музыкальных инструментах. Лихонин оплачивает все долги проститутки, чтобы получить для нее паспорт. Вскоре Люба становится самым ярким объектом внимания среди студентов, однако, у нее чувства лишь только к Лихонину. Но студент, улучает момент, чтобы приревновать ее к приятелям, и отвязаться от нее.
Люба вновь оказывается у Анны Марковны. У той же с визитом в компании своих друзей пребывала красивая певица Ровинская. По ее просьбе хозяйка сгоняет всех проституток, которые поют песни для Елены Викторовны.
После этого, баронесса говорит, что под ее патронажем находится приют Магдалины, где содержатся проститутки. Одна из девушек говорит, чтобы женщина уезжала. Отбыв, певица, оплачивает время девушек и поет им на прощание романс. После этого Женька тихонько ее о чем-то спрашивает, на что Ровинская отвечает, что эта болезнь поддается лечению.
Однако, девушка после визита певицы отправляется в порт, где разгружает арбузы. Между тем она рассказывает повстречавшему Платонову о том, что больна, на что он говорит о том, что наверняка от нее заразились несколько его друзей. Потеряв интерес к жизни, Женька покончила жизнь самоубийством.
А в это время бывшая экономка приобрела дом у Анны Марковны и устроила свои законы. Но у нее вдруг пошли неприятности одна за другой. После Женьки сошла с ума Паша. Затем Тамара со своим сутенером обворовывает нотариуса и попадает в тюрьму. Вера попросила возлюбленного, чиновника одного из ведомств после его растраты застрелить ее тоже. В итоге она умерла, а он только ранил себя. В одной из драк погибает Манька Маленькая. А заведение разоряется.
Заключение:
Повесть учит сохранять нашему поколению целомудрие и придерживаться чистых отношений.
Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1910 году, занимает значительное место в творчестве писателя и в русской литературе. Для ознакомления с сюжетом и героями предлагаем прочитать краткое содержание «Гранатового браслета» Куприна по главам. Он даст возможность осмыслить произведение, постичь прелесть и легкость языка писателя и проникнуть в замысел.
Телесериал «Куприн»
Этот фильм не является экранизацией «Ямы» в полном смысле этого слова. Сериал снят по мотивам не только повести об обитательницах борделе, но и произведений «Поединок», «Впотьмах». Кроме того, нет в фильме такого персонажа, как Платонов. Есть Александр Куприн. В образе писателя перед зрителями предстал Михаил Пореченков.
Женю в сериале сыграла Светлана Ходченкова. Тамару – Полина Агуреева. Роль Лихонина исполнил Антон Шагин. В первой части телевизионного фильма «Куприн», основная сюжетная линия которой основана на повести «Яма», сыграли Екатерина Шпица, Наталья Егорова, Нелли Попова и другие.
Многие знают такие произведения Куприна, как «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок». Неудивительно, ведь повести включены в школьную программу. «Яма» не относится к самым известным книгам Александра Куприна. Интерес к ней возрос после премьеры сериала «Куприн». Стоит сказать, что отрицательных рецензий на литературный первоисточник очень мало. Читатели в основном с восхищением отзываются о повести «Яма».
Сегодня уже никто не назовет книгу Куприна порнографической, как это было в начале минувшего столетия. Она получила гневные отзывы от критиков прежде всего в силу натурализма, непривычной откровенности. Для современных читателей нет ничего странного в описании быта проституток. В книге нет откровенной пошлости и непотребства. Куприн оставил за кадром все лишнее, донеся без потерь глубину эмоций, переживаний героинь.
Повесть «Олеся» Куприна — история создания
Писатель Александр Куприн сменил за свою жизнь много профессий. В 1897 году он работал в качестве управляющего имением, расположенном в Волынской губернии. Необычайно красивая природа этого края, а также своеобразные нравы его жителей легли в основу «Полесского цикла».
Предполагалось, что произведения из этого цикла будут печататься в журнале «Русское богатство». Однако издатель отказался от публикации повести «Олеся», поскольку его содержание показалось ему крамольным. Таким образом, при первой печати повесть не вошла в «Полесский цикл», хотя художественно и идейно связана с ним.
Впервые повесть была опубликована в газете «Киевлянин» в 1898 году. Она содержала заголовок «Из воспоминаний о Волыни».
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
В основу рассказа легли реальные факты. Однажды Александр Куприн гостил у помещика Ивана Тимофеевича Порошина в его полесском имении. Приятель рассказал ему историю своей загадочной любви к местной девушке-колдунье. Куприн художественно переосмыслил этот сюжет и оформил его в виде повести. Он даже сохранил имя главного героя — Иван Тимофеевич, тем самым подчеркивая реальность изображаемых событий.
Примечание
Александр Куприн неоднократно признавался, что «Олеся» — это одно из самых любимых произведений, им созданных.
Жанр и направление
Жанровая принадлежность произведения — повесть. Сюжет построен по хронологическому принципу — читатели вслед за автором следят за разворачивающимися во времени событиями. Также на принадлежность к повести указывают следующие характеристики:
- построение сюжета вокруг одного главного героя;
- небольшой объем произведения;
- ограниченное количество персонажей;
- отсутствие интриги;
- ограничение в пространстве и времени — действие происходит в течение полугода на небольшой территории Полесья.
Куприн писал свои произведения в стиле реализм. В повести «Олеся» есть много признаков, указывающих на принадлежность к этому литературному направлению:
конкретика образов;
изображение детальных примет времени;
реальность географических названий;
натуральность в описании пейзажей;
важность интерьеров, портретов;
точность описываемых характеров;
наличие цитат из местных песен, поговорок, диалектных выражений.
Между тем в произведении есть ряд черт, присущих более раннему литературному направлению — романтизму:
- одухотворение природы;
- противопоставление цивилизации и естественного мира;
- романтический образ главной героини;
- некоторая доля мистицизма — главный герой скептически относится к суевериям, но иногда сам начинает верить в колдовские способности своей избранницы.
Своеобразие сюжетной композиции повести
Повествование в «Яме» не связано с судьбой одного или нескольких героев, в ней отсутствует единый сюжетный стержень. Сюжетную основу «Ямы» составляют картины жизни определенной социальной среды – обитательниц публичных домов. Автор описывает день за днем жизнь девушек в «двухрублевом заведении»; своеобразную хронику событий объединяет диалог Платонова и Лихонина о причинах «страшной социальной язвы» – проституции.
Для повествования характерна чисто очерковая описательность, обилие различных, мало связанных между собой эпизодов. В определенной мере это является отражением отсутствия целостной идейной концепции у Куприна. Отсутствие центральных героев в повести не случайно. Автор стремится показать, что «маленький человек» бессилен в борьбе с социальным злом, он просто эпизодическая фигура в этой картине жизни.
Композиционно повесть состоит из трех частей. Первая часть включает 12 глав, вторая имеет 17 глав, третья – 9. В заключительной главе повести, играющей роль эпилога, кратко описывается трагическая судьба всех проституток.
Сюжетной связкой первой и второй частей повести является желание студента Лихонина провести социальный эксперимент – спасти одну из девушек-проституток. История отношений Лихонина с проституткой Любкой составляет сюжетную основу второй части произведения, но наряду с ней продолжается рассказ о жизни обитателей «Ямы». В третьей части повести подводятся итоги жизни каждой проститутки.
Первая часть повести сильнее в художественном отношении, в последующих усиливаются элементы публицистики, обесцвечивается язык персонажей. Для повести характерны новеллизм (особенно во второй и третьей части), внесюжетные вставные эпизоды (новелла о торговце «живым товаром» Горизонте, эпизоды с певицей Ровинской и адвокатом Рязановым). «Яма» – яркий пример натуралистической прозы.
Главные герои и их характеристики
В повести 3 главных персонажа:
- Олеся — молодая женщина 25 лет, красивая и грациозная. Верит, что является потомственной колдуньей. Она необразованна, но при этом обладает тонким умом и любознательностью. Олеся добра и отзывчива, она спасает лесных птиц, помогает случайному путнику найти дорогу. При этом она демонстрирует независимость и гордость характера, не боится спорить и отстаивать свою точку зрения. Олеся — настоящее дитя природы, она органично себя чувствует только в своем любимом лесу и с ужасом представляет, как люди живут в городах в своих «каменных коробках».
- Иван Тимофеевич — молодой человек, возлюбленный Олеси. В повести упоминается, что он пробует себя в литературной деятельности, а в деревню приехал по необходимым делам. Размышляя о своем будущем с Олесей, он с ужасом представляет, как будет знакомить ее с женами своих сослуживцев. Это указывает на то, что он служит в должности чиновника. Неоднократное упоминание слова «паныч» говорит о его дворянском происхождении. Иван отличается добротой и умом, но при этом колеблется некоторое время, прежде чем сделать Олесе предложение. Социальные условности для него все еще слишком сильны и он с трудом представляет себе свою избранницу в «светском обществе».
- Мануйлиха — старая колдунья, уже почти утратившая свой дар. Она безгранично любит свою внучку и пытается уберечь ее от любых неприятностей. К другим относится неприветливо и настороженно, поскольку испытала от людей много зла.
Главные герои противопоставляются остальным персонажам — глупому и ленивому слуге Ярмоле, взяточнику и пьянице уряднику Евпсихию Африкановичу, жестоким крестьянам, который в христианский праздник пытаются побить камнями молодую женщину.