Средства выразительности
Для того чтобы показать глубину своих чувств и переживаний, Ахматова использует художественные приемы. Чаще всего в произведении встречаются эпитеты («ветер душный и суровый», «томительные свидания») – они помогают ярче нарисовать перед глазами читателя городские образы. Постоянно обращается поэтесса и к метафорам («под аркой нашей души навсегда», «стынет конь») – они позволяют уже не только увидеть, но и прочувствовать ту атмосферу Петербурга, в которую так влюблена Ахматова.
Для Анны Ахматовой Санкт-Петербург стал городом мечты и городом разрушенных надежд одновременно. Он будто бы был самым любимом местом для нее, но в то же время являлся и ее личным адом. Об этом она и говорит в своих стихотворениях, понимая, что все достопримечательности мучают ее, но все же вызывают «утоленную любовь», от которой никуда не получится сбежать.
Еще примеры анализа стихотворений:
Саша — Н. Некрасов
Размер, рифма, риторика и строфика
Анализ стиха «Мужество» Ахматовой обязательно нужно начинать с рассмотрения его построения. Оно написано пятистопным амфибрахием. Подобный размер придает стиху речитативность и четкость, оно звучит отрывисто, призывно, ритмично. В стихотворении три строфы. Две из них — полноценные катрены, то есть состоят из четырех строк, соединенных перекрестный рифмовкой. Третья же строфа неожиданно обрывается на третьей строке, которая состоит лишь из одного слова — «навеки». Ахматова тем самым подчеркивает значимость этого слова, свою непоколебимость и уверенность в могуществе русского народа и страны в целом. Этим словом она задает общий настрой текста: русская культура будет существовать вечно, ее никто не сможет разрушить. Конечно же, ни язык, ни культура страны не могут выстоять без народа, который обязательно должен проявить мужество, просто не может сдаться.
Стихотворение «Мужество» Ахматова Анна Андреевна
Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Еще стихотворения:
- Мужество Что привлекательней очам, Как не огня во тьме блистанье? Что восхитительнее нам, Когда не солнечно сиянье? Что драгоценней злата есть Средь всех сокровищ наших тленных? Меж добродетелей отменных Чья мужества…
- И так же кичились они И так же кичились они, И башню надменную вздыбили, — На Господа поднятый меч. И вновь вавилонские дни, И вот она, вестница гибели, — Растленная русская речь! О, этот кощунственный…
- Есть такая сторона 1 Есть такая сторона — русская поэзия: дорогие имена, редкая профессия. Искры огонек живой — дар так называемый,- вот и бродит сам не свой — автор уважаемый. 2 Пушкин, Маяковский,…
- Мужество Когда ребенок ходит — Разве страшно Ему шагнуть, А если надо — прыгнуть! Ему стоять на месте — Тяжелее, Чем проноситься Сквозь густую заросль….
- Надо мужество иметь Надо мужество иметь, чтобы полото тревоги в сутолоке и в мороке не разменивать на медь. Надо мужество иметь, не ссылаться на эпоху, чтобы божеское богу вырвать, выкроить, суметь. Надо мужество…
- Последний человек Он возвращался с собственных поминок В туман и снег, без шапки и пальто, И бормотал: – Повсюду глум и рынок. Я проиграл со смертью поединок. Да, я ничто, но русское…
- Черный ворон, белый снег Б. Окуджаве Черный ворон, белый снег. Наша русская картина. И горит в снегу рябина Ярче прочих дальних вех. Черный ельник, белый дым. Наша русская тревога. И звенит, звенит дорога Над…
- Запевка Ох, пора тебе на волю, песня русская, Благовестная, победная, раздольная, Погородная, посельная, попольная, Непогодою-невзгодою повитая, Во крови, в слезах крещеная-омытая! Ох, пора тебе на волю, песня русская! Не сама собой…
- Сергей Есенин Сказка это, чудо ль, Или это — бред: Отзвенела удаль Разудалых лет. Песня отзвенела Над родной землей. Что же ты наделал, Синеглазый мой? Отшумело поле, Пролилась река, Русское раздолье, Русская…
- Восточный мотив Я скажу: «Милая…» Я скажу: «Милая!..» Я скажу: «Милая!!» Раз скажу «милая» — Губы раскроются, Два скажу «милая» — Сердце раскроется, Три скажу «милая» — Душа распахнется. Милая — сильное…
- Подражание псалму CXXXVI В дни плена, полные печали, На Вавилонских берегах, Среди врагов мы восседали В молчаньи горьком и слезах; Там вопрошали нас тираны, Почто мы плачем и грустим: «Возьмите гусли и тимпаны…
- Песнь о земле русской О светло светлая и украсно украшена земля Руськая. XIII век Князи мудрые, вой сильные, девы дивные — косы русые. Разливает реки синие во все стороны земля русская! Травы сочные, кущи…
- Припаи льда все море обрамляют Припаи льда все море обрамляют; Вдали видны буран и толчея, Но громы их ко мне не долетают, И ясно слышу я, что говорит хвоя. Та речь важна, та речь однообразна,-…
- «Загадочная русская душа «Загадочная русская душа…» Какая чушь! Она открыта — настежь и для веселья, и для метяжа, и для молчанья гордого в ненастье. На Западе гадалки, морща лоб, как будто нет занятия…
- Кремлю Лишь первый снег начнет сверкать — Руси холодная эмблема, Иду я трепетно читать Тебя, гранитная поэма. Огнем на солнечных лучах Горят кресты замоскворечья, На ветхих каменных стенах Читаю я седые…
- Великое чувство! У каждых дверей Великое чувство! У каждых дверей, В какой стороне ни заедем, Мы слышим, как дети зовут матерей, Далеких, но рвущихся к детям. Великое чувство! Его до конца Мы живо в душе…
- Палехская шкатулка Все тут исконно русское, Все из родимых мест: Парни, орешки лузгая, Ласковых ждут невест. А за холмами, вытянув Кованых войск ряды, С вызовом смотрят витязи В темь Золотой Орды. Как…
- Шторм Скачут волны в гривах пены, Даль кипит белым-бела. Осень вырвалась из плена, Закусила удила. Казакуют вновь над Крымом, Тешат силушку шторма. А потом — неумолима — Закуражится зима. Мне и…
- Свободное слово Ты — чудо из божьих чудес, Ты — мысли светильник и пламя, Ты — луч нам на землю с небес, Ты нам человечества знамя! Ты гонишь невежества ложь, Ты вечною…
- Предчувствие Нет, я не знаю, как придется тебя на битву провожать, как вдруг дыханье оборвется, как за конем твоим бежать… И где придется нам проститься, где мы расстанемся с тобой: на…
Вы сейчас читаете стих Мужество, поэта Ахматова Анна Андреевна
Патриотическая тема
Образ родной земли является ключевым в поэзии Ахматовой с 1917 года до конца жизни. Теме любви к России посвящено несколько сборников стихов поэтессы и знаменитая поэма «Реквием».
Первые произведения о Родине
Сборник стихов «Белая стая» был опубликован в сентябре 1917 года. Критики отмечали, что произведения А. Горенко стали более сдержанными и философскими. Анна Андреевна писала не только о собственных переживаниях, но и о бедах всего русского народа. Первую мировую войну и революцию она называла «тучей над тёмной Россией». А. А. Ахматова предчувствовала грядущую политическую и социальную катастрофу. Атмосферу приближающейся беды она передаёт при помощи описания природных явлений:
- «пахнет гарью, птицы не поют…»;
- «дымилось тело вспаханных равнин…»;
- «в жёстком свете скудного дня…»;
- «ведь настали, тускло пламенея, дни последние весны…».
Название сборника стихотворений выбрано вовсе не случайно. Белый цвет в творчестве Ахматовой символизирует скорбь и печаль, а птицы — веру.
Сборник 1921 года
С 1917 по 1920 г. сочинения Ахматовой почти не публиковались. Только в 1921 году вышел сборник «Подорожник», включающий в себя 38 стихотворений. В нем вновь освещается тема Родины. В стихах Ахматовой поднимаются вопросы вынужденной эмиграции. Культурных деятелей, сбежавших из России, она называет «отступниками». К самым знаменитым стихотворениям сборника «Подорожник» можно отнести:
- «Ты — отступник: за остров зелёный».
- «Теперь прощай, столица».
- «Земная слава как дым».
- «Я слышу иволги всегда печальный голос».
О смысле названия сборника спорят многие литературные критики и историки. Одни полагают, что подорожник является символом запустения и гибели культурных традиций в государстве. Другие, напротив, видят в названии образ народного лекарства от многих болезней.
Поэма о трагедии народа
Лучше всего тема Родины у Ахматовой раскрывается в поэме «Реквием». Это произведение было написано в 1938—1940 гг. К этому времени Анна Андреевна пережила смерть бывшего мужа и арест единственного сына. Лев Гумилев несколько лет отбывал наказание в трудовом лагере, хотя был виновен только в том, что его родители не поддерживали советскую власть. А. Горенко безрезультатно боролась за освобождение сына.
В основу поэмы легла не только личная трагедия женщины, но и горе всех матерей в России. В «Реквиеме» раскрывается сразу несколько тем:
- любовь к стране;
- материнская скорбь;
- протест политическому режиму в России;
- народная память.
Ахматова призывает читателей не забывать о жертвах политических репрессий. Только вспоминая об этих несправедливых событиях, можно не допустить повторения страшной трагедии.
Анна Андреевна писала про Россию не так, как другие поэты. Она никогда не критиковала власть в жёсткой форме, но и не пыталась ей угодить. До конца жизни поэтесса осталась верна своему литературному стилю, образу жизни и любви к Родине.
Отношение поэтессы к родным краям
Анализ «Родной земли» Ахматовой можно дополнить информацией о том, как относилась к родине сама поэтесса. Ахматова была истинной патриоткой. Она навсегда связала свою жизнь с родной Россией и не покинула страну даже после тяжелых испытаний, которые выпали на ее долю. Ее произведения отказывались печатать, два раза ее сын был арестован. Первого супруга Ахматовой расстреляли. Однако даже все эти страшные обстоятельства не смогли угасить в ее сердце любви к родным краям.
Ахматова не стала переезжать в Европу ни в 1917 году, ни позднее, когда ее настойчиво звал с собой Н. Гумилев. Она не осознавала, как можно быть счастливой в чужих краях. Поэтесса пережила все ужасы блокадного Ленинграда, смертельную опасность. Ахматова даже находилась под угрозой репрессий. И в своем произведении она пишет о земле как о плодородном черноземе, который и по сей день почитается хлеборобами.
Тема и идея стихотворения
Стихотворение «Мужество» — о войне. По мнению поэтессы, необходимым условием для жизни в сложившейся военной обстановке является мужество. Враги России стремятся уничтожить русскую культуру вместе с ее народом. Эту сложную и важную тему Ахматова смогла раскрыть всего в нескольких строках. Она утверждает, что если перестанет существовать русский язык, то исчезнет и наша нация. Поэтому в стихотворении звучит обещание автора сохранить русскую речь свободной и чистой, невзирая на ужасы войны.
Идея стихотворения – это твердая, непоколебимая вера в силу русского народа. Это уверенность в том, что у людей достаточно мужества и упорства для победы. Стихотворение звучит размеренно, гордо и торжественно, что отождествляет его с клятвой, обещанием победить, отстоять свою землю, свой язык, свои традиции.
Жанр, направление и размер
Стихотворение «Приговор» абсолютно точно следует отнести к лирическим, потому что данное произведение выражает эмоции и чувства самой поэтессы. Никто не поспорит, что лирический герой и автор в «Приговоре» — один и тот же человек — Ахматова.
Направление, в котором творила поэтесса — акмеизм. Акмеисты ушли от принципов символизма, провозгласили ясность повествования и преобладание смысла над формой. Стихотворение наполнено простой лексикой и достаточно понятными и несложными метафорами.
Стихотворный размер, используемый Ахматовой в данном лирическом произведении, — хорей. Хочется отметить, что хорей всегда считался самым приемлемым размером для создания ощущения непринужденной, неформальной, неторжественной беседы или монолога, поэтому использования данного размера обосновано.
История создания
Стихотворение «Мужество» датировано 1942 годом. В это время Ахматова переживает начало своей поэтической зрелости в окружении больничных коек и окровавленных повязок, читая свои стихи в Ташкентском госпитале. Сюда она была переведена в эвакуацию из Москвы, здесь она с жадностью ждала новости с фронта, здесь она любила Родину так, как никогда.
Так вот, начатый еще в 41-м сборник “Ветер войны” пополнился тогда стихотворением, ставшим, без всякого преувеличения культовым. Можно с полной уверенностью сказать, что после его издания, русский солдат нес свое тяжелое бремя ни только за любимых людей, родной дом, но еще и “великое русское слово”, высоко превознесенное Ахматовой в “Мужестве”.
“Такой судьбы не было еще ни у одного поколения” — писала когда-то Анна Ахматова в своих мемуарах. Очевидно, что гений поэтессы не мог опуститься до меланхоличных размышлений о паритете своего поколения над подрастающим. Она имела на это весьма веские причины, в первую очередь, в лице собственного опыта. Люди, знающие историю, понимают, что современники Ахматовой пережили вовсе не то, что отражено в современных учебниках. Они переживали не войну, или революцию. Каждый из них, без всякого преувеличения, переживал личный апокалипсис, при котором только что возведенные воздушные замки рушились в перманентно деформирующемся мире, где мечты переправляются в сталь, а идеи перемалывают людей на полях сражений. Были ли том мире, где вся добродетель и красота закованы в бетон животной необходимости выжить и отомстить, истинные продолжатели идей духовности, бескорыстия и честности?
Анализ стихотворения Ахматовой «Белый дом»
Стихотворение «Белый дом» было написано Анной Ахматовой в 1914 году. Оно вошло в книгу «Белая стая», опубликованную в 1917 году издательством «Гиперборей». Впервые же произведение было напечатано в седьмом номере журнала «Голос жизни» в год создания.
В стихотворении шесть четверостиший. Способ рифмования строк – перекрёстный (abab). Размер представляет собой сложное сочетание трёх стоп, среди которых чаще встречаются амфибрахии и хореи. Лирическим героем является сама поэтесса, говорящая от первого лица.
В этом произведении отразилась печаль поэтессы по уходящей эпохе
Первые же строки сообщают читателю о том, что было важно для автора. Мы видим эпитет «морозное солнце», и наша память сразу предлагает продолжить эту неточную цитату словами «день чудесный!»
Но вместо милых сердцу картин русских зимних забав мы натыкаемся на вид марширующих солдат. Хотя поэтесса и отмечает, что тревога легка, но по удвоению слова «идут» мы можем понять, что напряжение нарастает.
Вместе с героиней мы следуем в чудесный сад. Для того чтобы передать его великолепие, автор использует выразительные эпитеты и сравнения. Иней предстаёт в виде драгоценной вуали – сверкающей «белой сетки», а лучи закатного солнца благодаря метафоре «малиновый каплет свет» превращаются в струи волшебного вина.
Анафора «Здесь…» связывает два четверостишия, создавая единый портрет старинной усадьбы. Для описания дома у поэтессы также нашлись изящные эпитеты. «Стеклянное крыльцо» – этот изысканный образ снова отсылает нас к «золотому» XIX веку, одновременно напоминая о лондонском Хрустальном дворце, хрустальном гробе из сказки А. С. Пушкина и замке Снежной Королевы из произведения Г. Х. Андерсена. Героиня вспоминает, как она не раз прикасалась к старинному звонку. Здесь стоит отметить игру звуков: в паре слов «звонок-кольцо» из-за удвоения согласного «к», а также благодаря повторам «о», звенящим и щёлкающим «з» и «ц» мы можем услышать голос этого звонка.
К концу стихотворения читателя накрывает ощущение спокойной безысходности. Героиня не может найти здание из своих воспоминаний, но смиряется с этим. Дом словно растворяется, исчезает, и никто не может сказать, был ли он вообще. Представляется, что дом – это метафора ушедшего мира. Монархи, их прекрасные жилища, связанная с дворцовой жизнью культура – всё это теперь только достояние памяти. Поэтесса предполагает, что в «чутких городах», то есть там, где подобные порядки ещё живы, «белый дом» и существует. Но здесь, в стране, находящейся на пороге войны (недаром опять мы видим образ солдат), этой культуре уже нет места.
Анна АхматоваРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Особенности ранней лирики Анны Ахматовой
Первый сборник А. Ахматовой «Вечер» вышел в 1912 году. В нем поэтесса отдает дань символизму. Следующая книга «Четки», вышедшая в 1914 году, имела грандиозный успех и за короткий срок была неоднократно переиздана. Сборник «Белая стая» закрепил известность поэтессы.
Основным содержанием ранней поэзии Анны Ахматовой является лирика любви, часто неразделенной, полной драматизма. Для произведений Ахматовой характерен тонкий психологизм в передаче душевных переживаний, которые вызваны всепоглощающим чувством. Трепетные и живые женские образы Ахматовой противостоят женским образам символистов. Ахматова отвергает романтический культ любви и сгущает в облике женщины начала 19 века черты житейской простоты.
Женщины в стихах Ахматовой не однолики, однако, несмотря на различия, они между собой сходны своей непокорностью, упорством страстного чувства.
Есть в образе героинь Ахматовой и другая черта – сочетание душевной боли, внутренних противоречивых чувств и радости. Например, баллада «Сероглазый король» начинается словами: «Слава тебе, безысходная боль!».
Если раннее творчество А.А. Ахматовой посвящено в основном любовной лирике, но в зрелом творчестве поэтессы много произведений гражданской направленности, к которым относится стихотворение «Мужество».
Новое в блогах
Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки.
Поэтесса Анна Ахматова прожила удивительно яркую, полную трагизма, взлетов и падений, жизнь. Ей довелось застать стразу несколько эпох, так как одна из самых одиозных и непредсказуемых представительниц русской поэзии родилась за 17 лет до революции, стала свидетельницей сталинских репрессий, ленинградской блокады и восстановления страны после Великой Отечественной войны. В 1941 году, будучи в эвакуации, Анна Ахматова начала работу над поэтическим циклом под названием «Ветер войны», в который вошло стихотворение «Мужество». Следует сразу оговориться, что поэтесса никогда не была сторонницей советской власти, довольно открыто выражая свои монархические взгляды. Однако стихи из «Ветра войны» лишены даже малейшего намека на подобное.
Дело в том, что в этот период поэтесса переосмыслила очень многие важные для нее вопросы и пришла к выводу, что именно благодаря советской власти произошло единение русского народа, который смог дать достойный отпор немецко-фашистским захватчикам. Нет, Анна Ахматова не стала идейной коммунисткой. Уж слишком свежи еще были в воспоминаниях арест и расстрел мужа, поэта Николая Гумилева, а также сибирская ссылка сына, обвиненного в антисоветчине. Поэтому стихотворение «Мужество», преисполненное патриотизма, к советской власти не имеет никакого отношения. И рассматривать его следует не с политической, а с гражданской позиции.
В полной мере испытав на себе жернова сталинских репрессий, в период войны Анна Ахматова вновь ощутила себя нужной и полезной своему народу. Выражалось это в том, что ее стихи, преисполненные веры в победу, в какой-то момент оказались востребованными. В прошлом остались жесткая цензура и всевозможные препоны, благодаря которым поэтесса была лишена возможности донести до читателей свои произведения. И именно война в корне изменила эту унизительную для Ахматовой ситуацию.
Однако поэтесса осталась верна себе, четко разграничив такие понятия, как «народ» и «власть». Поэтому в стихотворении «Мужество» она обращается к обездоленным, голодным и уставшим людям, которые, тем не менее, не сломались под тяжестью военного бремени. «Час мужество пробил на наших часах, и мужество нас не покинет», — утверждает поэтесса, и эта строчка является ключевой в данном произведении, сдержанном, емком и поражающем своей суровой красотой. Быть вместе со своим народом для Ахматовой означает разделить с ним общую судьбу. Поэтому в стихотворении «Мужество» она отождествляет себя с ним и выступает от его лица. Поэтесса отмечает, что ей, как и тысячам других людей, «не страшно под пулями мертвыми лечь» ради того, чтобы сохранить «великое русское слово». Именно в этом она видит свою главную задачу поэта и гражданина, носителя русского языка, который обязан передать его будущим поколениям «свободным и чистым». Таким образом, Анна Ахматова в стихотворении «Мужество» очень четко обозначила свою цель и роль в историческом процессе. Уже тогда поэтесса понимала, что восстановить разрушенные бомбежкой фабрики и заводы будет гораздо проще, чем вернуть людям духовное богатство, растраченное и фактически растоптанное во время войны. Поэтому поэзия является одним из немногих средств, которое сможет заставить людей вновь научиться чувствовать прекрасное. Однако справедливости ради стоит отметить, что в своем творчестве Ахматова после войны так и не вернулась к лирике, благодаря которой прославилась в 20-х года прошлого века. Ее стихи стали более резкими, с ярко выраженной социальной окраской и обличительным подтекстом, адресованным власть имущим.
«Стихи о Петербурге»
Поэтесса, которая родилась в пригороде Петербурга и ходила теми же улицами, которыми когда-то ходил Александр Сергеевич Пушкин, с раннего детства ощущала с ним некую незримую связь. Данное чувство не покидало её на протяжении всей жизни.
Цикл стихотворений, который состоит всего из двух произведений, Анна Андреевна написала в 1913 году и назвала «Стихи о Петербурге». В них речь идет не столько о самом городе, сколько о его основателе. В первом произведении поэтесса описывает одни из самых главных образов Петербурга – Исаакиевский собор, а так же Медного всадника. Вокруг же них поэтесса показывает те самые изменения, с которыми пришлось столкнуться городу. Начала развиваться индустрия и промышленность, но не все к этому были готовы, поэтому отнеслись к данным переменам неоднозначно.
Позже данная тема неоднократно поднималась в произведениях других поэтов, таких как Блок, Есенин и другие. Все они высказывали свое мнение и отношение на этот счет, оставляя свои симпатии на стороне природы. Свое же отношение к данным изменениям Анна Андреевна заключила в одной лишь фразе:
В первой части Анна Андреевна описывает Петербург как императорский город, город победителя, в котором навеки поселилась величественность и холод. Вторая же часть произведения рассказывает о том, что под ледяной монолитностью спрятано любящее сердце, которое продолжает биться.
Во втором произведении Анна Андреевна углубляется в описание деталей, делая это очень точно, не упуская даже мельчайшей особенности. Здесь мы видим, как поэтесса объединяет влюбленных вместе с Петербургом, говоря о том, что их любовь останется навечно под аркой на Галерной. Все произведение пронизано спокойствием и умиротворением.
Именно чувство той самой утоленной любви и придает умиротворение и спокойствие произведению. Поэтесса считает, что любовь. Которая родилась в Петербурге – бессмертна. Ей не страшны никакие преграды, ни время. Для передачи особого спокойствия Анна Андреевна использует четырехстопный хорей, который задает определенный ритм стихотворению. А эффект замедления достигнут благодаря чередованию рифм.
Для Анны Андреевны Петербург стал особенным городом в её жизни, где она обрела свою любовь, а после пришлось столкнуться с первой «любовной пыткой». Так же в 1938 году на судьбу женщины выпало ещё одно испытание. Ей пришлось провести не один день под стенами тюрьмы «Кресты», чтобы хоть что-то узнать о своем единственном сыне. Так же поэтесса в Петербурге застала войну и начало блокады. Но любовь к этому чудесному городу она сумела пронести через всю свою жизнь и сохранить в сердце навсегда.