Анализ стихотворения старые письма фета

Анализ стихотворения фета старые письма кратко

Анализ стихотворения Фета «Старые письма»

В конце 1840-х годов Фет познакомился с Марией Козьминичной Лазич. Девушка хорошо знала его лирику и искренне восхищалась ей. Кроме того, она отличалась привлекательной внешностью, имела прекрасное образование, неплохо играла на фортепиано. Между молодыми людьми завязались романтические отношения. Их главная проблема состояла в том, что Афанасий Афанасиевич не имел возможности жениться на своей возлюбленной. Виной тому – сложное материальное положение. Фет был беден, а Лазич не могла похвастаться богатым приданым. Поэт не желал зря обнадеживать девушку, поэтому честно описал ей сложившуюся ситуацию. Он убеждал ее, что им лучше перестать встречаться, но Мария Козьминична была не в силах прекратить роман. В итоге финал любовной истории оказался трагическим. В 1850 году Лазич умерла от полученных при пожаре многочисленных ран. При этом точно не выяснено – покончила ли девушка с собой или то был несчастный случай. Фет до конца своей жизни винил себя в смерти возлюбленной. В воспоминаниях он не упоминал ее настоящего имени, предпочитая называть Еленой Лариной (отсылка к «Евгению Онегину»).

Значительная часть интимной лирики Афанасия Афанасиевича посвящена именно Лазич. Среди адресованных ей стихотворений – «Старые письма». Оно построено в виде монолога лирического героя, обращающегося к письмам и образу девушки, который за ними стоит. В первой строфе поведана предыстория. Из нее читатель узнает, что любовь, о которой пойдет речь в стихотворении, давно угасла, но в час душевных мук воспоминания о ней возродились. Второе и третье четверостишия – рассказ о прошлом. Оказывается, давний роман героя завершился трагически по его же вине. Девушка любила, доверяла, тешила себя надеждами, но ничего не вышло. Четвертая строфа – горькое раскаяние героя по поводу случившегося много лет назад. Он жалеет о том, что оттолкнул возлюбленную, что «осудил себя на вечную разлуку», что не понял сразу – вне любви нет в мире ничего. Пятое и финальное четверостишие – выражение разочарования, неверия в возможность достижения счастья, ведь письма лишь напоминают о прошлом, но не способны вернуть его, дать шанс герою исправить допущенные ошибки. Мотив писем в стихотворении возникает не случайно. Во-первых, Лазич и Фет в одно время вели активную переписку. Во-вторых, есть версия, что когда начался пожар, который привел к смерти Марии Козьминичны, она воскликнула: «Берегите письма!».

Стихотворение «Старые письма» написал в 1859 году Афанасий Афанасьевич Фет — поэт с русской душой, непревзойдённый лирик и потрясающий мемуарист, талантливейший переводчик, имеющий особый, узнаваемый стиль, почётный член-корреспондент Петербургской Академии Наук и ярчайший представитель новокрестьянской поэзии XIX вв. В основу произведения легло воспоминание поэта о минувшей любви. Речь идёт о реальной женщине, к которой лирический герой испытывал нежные чувства.

Литературный анализ стихотворения

Способ организации стихотворения: Силлабо-тоническое

Стихотворный размер: ямб;

Размер стоп: шесть, с одной безударной в каждой строфе;

Рифмовка: перекрёстная, преимущественно женская;

Композиция: диалоговая.

Основные литературные приёмы, которые использовал при создании стихотворения А. А. Фет:

1. Множество различных эпитетов. Примеры: «задушевных слов», «жгучая слеза», «поблекшие узоры»;

2. Олицетворение. Примеры: «мгновенно воскресили», «опять встречают взоры», «шептать мне о любви».

Ни для кого, кто хоть немного знаком с биографией А. А. Фета, не секрет, кому посвящены строки этого прекрасного произведения. Образ Марии Козьминичны Лизич — девушки, в которую был влюблён молодой поэт, но которая так и не стала его женой, он пронёс через всю свою жизнь. Практически каждая строфа стихотворения пронизана печалью и сожалением о минувшем прошлом «доверился предательскому звуку». Ностальгия захватила автора и воскресила в памяти нежные образы «черты заветные, вы вновь передо мной», а вместе с тем и понимание того, что былого не вернуть «всё, что давно-давно, утрачено душой».

Волнующая до глубины души, лирика «Старых писем», затрагивающая жизненные реалии, знакомые многим, сделала это произведение одним из самых запоминающихся в творчестве А. А. Фета.

10 класс кратко по плану

Лирика Тютчева и Фета

Два величайших поэта своей эпохи — Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет. Вклад этих писателей в систему русского стихосложения неоценим. В творчестве их обоих можно встретить черты, присущие многим литературным деятелям того времени. Возможно, именно поэтому этих двух поэтов так часто сравнивают.

Между тем, и у Тютчева, и у Фета есть особые, неповторимые детали и настроения, которые не встретишь в творчестве другого. Среди сходств творчества двух поэтов можно отметить то, как описывается внутренний мир лирических героев

И Тютчев, и Фет, уделяют большее внимание глубочайшим душевным переживаниям человека, портреты их лирических героев очень психологичны

Кроме психологизма оба поэта используют прием параллелизма: внутренний мир, настроение человека, его глубокие переживания и чувства часто находят отражение в природе. Описания самой природы у поэтов так же схожи. У них природа двупланова: у нее есть пейзажная и психологическая сторона. Этим как раз и объясняется применение параллелизма: описание внешнего мира как бы переходит в описание эмоций лирического героя. Еще одно сходство – мотивы любовной лирики.

Тютчев и Фет пережили жуткую трагедию: потеряли любимого человека, и эта потеря отразилась в характере их любовной лирики. Несмотря на такое большое количество описанных выше сходных черт лирики Фета и Тютчева, в их творчестве достаточно много различий. Лирика Фета тяготеет более к описательной пейзажной тематике, в то время как стихотворения Тютчева обладают философским характером (хотя и у него достаточно пейзажных стихотворений). Отношение к жизни в стихотворениях поэтов так же разнится: Фет восторгается жизнью, а Тютчев воспринимает ее как бытие.

Поэты по-разному воспринимают природу и человека: для Тютчева природа – это огромный мир, перед лицом которого человек становится бессильным, а Фет воспринимает ее как живое существо, живущее в абсолютной гармонии с человеком. Различна и «техническая» сторона стихотворений. Фет в большом количестве использует синтаксические средства выразительности, особенно часто у него встречается композиционный повтор.

Тютчев же чаще применяет иносказательные тропы, в особенности метафору и ее разновидности. Итак, несмотря на большое количество найденных сходств, нельзя упускать из виду и огромный пласт различий между лирикой Фета и Тютчева. Поэты жили в одной эпохе, на них влияло одно общество и даже некоторые факты биографии у них сходны, поэтому не стоит удивляться, что в их творчестве есть некоторые сходные мотивы. Но при этом Фет и Тютчев являются самостоятельными творческими личностями, способными творить нечто самобытное и уникальное, вкладывая в это частичку своей души.

История создания стихотворения

Лирика А. Фета создавалась в сложное для Росси время радикальных реформ, которое затронуло все сферы жизни и потому нашли яркое отражение в искусстве. Поэт был противником смены политического курса, и в своих произведениях избегал актуальных, злободневных тем, оставаясь поэтом, который воспевает абсолютную красоту, гармонию и вечные ценности, в то время как большая часть публицистов и поэтов критиковали крепостной строй, несли революционные идеи.

За это критики называли Фета создателем пустословных, безыдейных, бессмысленных зарисовок о природе и о любви. Поэт, не обращая внимания на эти обвинения, продолжал традицию Пушкина, следовал стилю поэзии нового классицизма и воспевал чувственность и красоту во всех проявлениях.

Печальные переживания любви, душевные муки, страдания он преподносит как самые великие блага, доступные человеку.

Сравнительный анализ стихотворений Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» и А. Фета «Море и звезды»

Стихотворения Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» и А. Фета «Море и звезды» представляют собой «философские пейзажи». Любованье ночным морем заставляет героев обоих произведений не только восхищаться красотой природы, но и размышлять о себе, о своей душе.

Однако, несмотря на многие схожие моменты (восхищение ночным морем, красотой природы, осознание грандиозности Вселенной, неспокойное состояние самих героев), эти стихотворения очень различаются по тональности, идейному посылу.

Герой Тютчева противопоставляет себя миру природы, частью которой является «море ночное». Он был бы рад слиться со Вселенной:

    О, как охотно бы в их обаянье

    Всю потопил бы я душу свою…

Однако осознает, что для него это невозможно. Герой завидует гармонии и умиротворению, которые так и веют от морского пейзажа:

    Тусклым сияньем облитое море,

    Как хорошо, ты в безлюдье ночном!

Он осознает, что является свидетелем какой-то огромной, очень важной жизни, существующей без участия человека. Лирический герой ошеломлен и этой картиной, и этой мыслью, озарившей его:.     В этом волнении, в этом сиянье,

    В этом волнении, в этом сиянье,

    Весь, как во сне, я потерян стою…

Он хочет стать частью «всемирного движения», но финальные строки стихотворения звучат трагически – он понимает, что для него это невозможно.

Герой стихотворения Фета, так же, как и его мысленный собеседник, к которому обращено произведение, тоже наблюдает за «морем ночным»: «На море ночное мы оба глядели». Так же, как и лирический герой Тютчева, персонажи Фета восхищены открывшейся перед ними картиной:

    Вдали затихавшие волны белели,

    А с неба отсталые тучки летели,

    И ночь красотой одевалася звездной.

Однако уже со второй строфы мы понимаем, что герои Фета сумели найти «общий язык» с природой, почувствовать ритмы ее жизни, слиться с нею. Именно поэтому морской пейзаж так целительно действует на их души:

    И с моря ночного и с неба ночного,

    Как будто из дальнего края родного,

    Целебною силою веяло в душу.

Слияние с природой, погружение в нее несет героям этого стихотворения очищение и успокоение. Произошло то слияние, о котором грезил герой Тютчева, но так и не смог добиться:

    Как будто меня убаюкало море,

    Как будто твое утолилося горе,

    Как будто бы звезды тебя победили.

Таким образом, стихотворение Фета оптимистично, светло, наполнено гармонией слияния человека с миром природы, Вселенной. Стихотворения Тютчева отличается трагическим надломом от осознания невозможности единения с «высшим миром» красоты и гармонии, от осознания ограниченности и отделенности человека.

Это интересно: Лучшие примеры, как написать сочинение на произведение «Муму» И. С. Тургенева.

Текст стихотворения А. Фета «Море и звёзды»

На море ночное мы оба глядели.

Под нами скала обрывалася бездной;

Вдали затихавшие волны белели,

А с неба отсталые тучки летели,

И ночь красотой одевалася звездной.

Любуясь раздольем движенья двойного,

Мечта позабыла мертвящую сушу,

И с моря ночного и с неба ночного,

Как будто из дальнего края родного,

Целебною силою веяло в душу.

Всю злобу земную, гнетущую, вскоре,

По-своему каждый, мы оба забыли,

Как будто меня убаюкало море,

Как будто твое утолилося горе,

Как будто бы звезды тебя победили.

Текст стихотворения Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…»

Как хорошо ты, о море ночное, –

Здесь лучезарно, там сизо-темно…

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно…

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движенье, грохот и гром…

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою –

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

Анализ 2

В своей лирике Фет нередко обращался к истории с Мариной Лазич – его любовью молодости, которую он довольно трагично потерял и о которой немало вспоминал в дальнейшем. Старые письма – стихотворение, которое вполне возможно отнести именно к таким, оно описывает ситуацию рассмотрения старых писем, полученных, вероятно, от Лазич.

Субъект речи обращается к письмам, он общается с собственными воспоминаниями и ощущениями. Фет описывает душевные переживания в свойственной ему манере, глубоко погружаясь в схемы дорожек, которым ходят чувства и отмечая узор душевных отпечатков и осознаваний. Как видно из начала стихотворения, поэт обращается к этим письмам в период душевного смятения, когда ему требуется поддержка.

Тем не менее сами «поблекшие узоры» не рождают в его сознании только положительных эмоций. По большей части тут следует назвать эти эмоции мощными и разнообразными. Например, взгляд «горит огнем стыда», к ланитам подступает кровь, то есть, проще говоря, краснеют щеки.

На самом деле поэт описывает весьма удивительную ситуацию утраченной красоты. С одной стороны эти письма от Лазич являются свидетелями и весны и зимы его души, то есть периодов любовного расцвета и также полного краха. При этом сами письма сохранили в себе только положительные свойства, они «светлые, святые, молодые».

Эта ускользающая красота, непрочная и временная отчетливо просматривается сквозь строки стихотворения. Поэт пишет не только про свои ощущения, печаль и восторги. Старые письма являются как бы слепками красоты или чистоты, тех отношений, которые были столь великолепны.

Итоговая часть стихотворения представляет собой воспоминание о поступках, которые в дальнейшем оказались не совсем верными. Как известно, Фет отправился служить и в итоге сам себя «осудил себя на вечную разлуку». Речь идет о решении отправиться на службу и не сочетаться браком с Лазич, после чего Лазич трагически погибла, хотя, если бы он создал тогда брак, то ситуация могла бы быть иной.

В самом завершении Фет указывает на фатализм бытия, на невозвратность былого и от этого, безусловно, весьма существенно страдает. Он понимает отсутствие возможности как-либо поменять ситуацию. По сути, ни «голос всепрощенья», ни «жгучая слеза» не имеют никакого значения.

Анализ стихотворения «Старые письма» Фета

В творчестве знаменитого «певца природы» А. А. Фета особое место занимает любовная лирика. Это огромное количество стихотворений, посвященных первой любви поэта — М. Лазич. Фет сам настоял на разрыве отношений, потому что хотел поправить материальное положение, а его возлюбленная не имела наследства. Девушка трагически погибла, оставив на всю жизнь в душе поэта чувство неизгладимой вины. Одним из стихотворений, посвященных памяти М. Лазич, является «Старые письма».

В свое время между молодым Фетом и Лазич велась активная переписка. Сохранившиеся старые письма вновь воскресили в памяти лирического героя давно ушедшие счастливые годы. Фет женился не по любви, прельстившись богатым наследством своей невесты. С годами он все острее осознавал свою роковую ошибку. Деньги сделали его материально независимым и позволили полностью отдаться поэтической деятельности. Но они не смогли сделать поэта счастливым. В период невыносимых душевных страданий старые письма возродили давно утраченные свежие молодые чувства.

В бесконечно дорогих строчках лирический герой узнает все то, что прежде волновало его сердце: «доверчивость, надежду и любовь». Бумага пожелтела, но письма сохранили свою чистоту и свежесть. Они служат немым укором поэту и напоминают об «ужасном часе» прощания с любимой. Лирический герой резко разделяет свою жизнь на две половины: «весна души» и «сумрачная зима». Он сам виноват в таком непоправимом изменении.

С годами поэт понял, что единственной настоящей ценностью является любовь. Она может посетить человека всего лишь раз в жизни. Если проигнорировать зов сердца, другой возможности больше не будет. Фет с горечью вынужден признать, что упустил счастье, которые уже было в его руках, погнавшись за богатством. Тем сам он «осудил себя на вечную разлуку».

В финальной строфе лирический герой осознает бесплодность чтения старых писем. Они только бередят незаживающую рану в сердце и напоминают об уничтоженной любви. Душа поэта уже никогда не воскреснет, а его «жгучая слеза» » не смоет» слов давно погибшей девушки.

Фет действительно сильно страдал от ошибки своей молодости. Он считал себя главным виновником смерти М. Лазич и мечтал добиться ее прощения в другом мире. В стихотворении «Старые письма» это заветное желание не высказано прямо. Поэт раскаивается в своем поступке и не ждет никакого снисхождения.

Конец стиха – стихи Фета. Стихи Фета как сообщение или пост.

Фет – гениальный поэт. Один из крупнейших русских поэтов романтического направления.

Читать, найти, выучить, запомнить стих, стихотворения, стихи и стихотворения Фета, стихи Фета, стихотворения Фета, стих Афанасия Фета, А.А. Фета, АА Фета, Шеншина – Фет, Шеншин.

Русская классика. Лирика. Лирические стихотворения.

Опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на  виртуальной доске или стене объявлений.

Стихотворное чудовище – многоязычный, открытый и свободный сайт о поэзии и многоязычное поэтическое сообщество.

Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, на английском и других, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

На страницу Фета.

Индекс опубликованных стихов Фета.

На страницу Русская поэзия.

На страницу Русские поэты.

Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева

В русской поэзии было множество поэтов, писавших чувственно и проникновенно о любви, природе, родине. Но наиболее глубоко и трогательно это получалось у Афанасия Фета и Федора Тютчева, которые хоть и были похожи в разнообразии спектра раскрываемых чувств, но имели колоссальные отличия в подаче своих произведений и мировоззрении, понимании своего внутреннего мира и места человека в мире.

Ярким примером различий между лирикой Тютчева и Фета является описание осени в стихотворениях “Осенний вечер” и “Осень”. Несмотря на общую тему стихов авторы по-разному раскрывают суть осени, представляют ее в разном свете, говорят о разных, порой противоположных, эмоциях.

Федор Тютчев в поэзии “Осенний вечер” одухотворяет это время года, наделяет божественностью и величием. Его осень предстает перед читателем в невообразимой красоте и трепетности. Поэт открыто восхищается осенним вечером, воодушевляется его красотой и наслаждается негой, в которую окунает его окружающее великолепие.

В то же время Тютчев испытывает чувство грусти, ведь красота осени быстротечна и вслед за ней наступит более прозаичное зимнее время, нагоняющее печаль и отчаянье. В то же время Федор Тютчев показывает, через образ осени, период человеческой жизни, близкий к увяданию, но еще полный сил и возможностей, когда перед ощущением скорой старости открывается вторая молодость.

Осень в стихотворении Афанасия Фета раскрывается с иной стороны. Автор одухотворяет ее, но показывает в неразрывной связи с человеческим существом, нагоняя печаль и смуту. Фетовская осень непоколебима в своей грусти, она не воодушевляет на написание стихов, лишь угнетает, невообразимой тяжестью ложиться на душевное состояние. Но, не смотря на холодность осени поэт говорит о существовании горячей любви, которая неподвластна грозному времени года.

Таким образом, в стихах классиков по-разному раскрывается осенняя пора. Если Тютчев представляет осень одухотворенным божеством, то Фет говорит лишь о ее угнетающей холодности, наполняющей существо апатией и невеселыми мыслями.

Это интересно: Умом Россию не понять Тютчев стихотворение полностью с анализом.

Сравнительный анализ стихотворения любовной тематики Тютчева «К.Б.» и Фета «Старые письма»

Без преувеличения можно сказать, что Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев — одни из величайших поэтов, которые обогатили не только русскую, но и зарубежную литературу. Оба творца воспевают понятие «истинной красоты», они пишут о вечных, всегда волнующих человека вещах. Основными темами их стихотворений являются философская, любовная и пейзажная лирика. И сегодня я хочу сравнить два их произведения любовной тематики: «К.Б.» Тютчева и «Старые письма» Фета.

Стихотворение Федора Ивановича, озаглавленное загадочными инициалами, написано 26 июля 1870 года. Оно посвящено его первой любви — Амалии Лерхенфельд. Они познакомились в 1822 году в Мюнхене. Тютчев был настолько влюблен, что хотел жениться на девушке, но родители Амалии выдали ее замуж за сослуживца Федора Ивановича. Теперь девушка звалась баронессой Крюденер, что объясняет нам название стихотворения.

Средства выразительности

Для точного создания образов и передачи эмоций А. Фет использует такие средства выразительности, как:

  • Обращение. В качестве адресата послания выступают письма;
  • Олицетворение. Поэт придает письмам человеческие черты;
  • Метафоры: «свидетели немые», «узоры гонят кровь», «жгучая слеза»;
  • Эпитеты: «поблекшие узоры», «душевных мук», «дерзко оттолкнул»;
  • Антитеза: весна души и сумрачная зима.

Разнообразны и синтаксические средства:

  • Однородные члены предложения («светлые, святые, молодые», «доверчивость, надежду и любовь»);
  • Предложения, различные по интонации: вопросительные, восклицательные, повествовательные;
  • Инверсия («не смоет этих строк, и жгучая слеза»).

Замечание 1

Стихотворение «Старые письма» является настоящим шедевром интимной лирики А. Фета и одним из самых значительных произведений в его творчестве.

Художественные особенности поэзии А. Фета можно охарактеризовать следующими положениями:

  • Размытость, абстрактность образов, отсутствие конкретизации;
  • Отсутствие логики повествования. Фет впервые ввел в отечественную литературу «безглагольное» стихотворение;
  • Романтичность, отрицание окружающей действительности. Герои стихотворений Фета будто живут в мире грез и снов;
  • Отсутствие конкретных образов лирического героя и героини при тонком и глубоком описании их ощущений и чувств;
  • Ритмическое и строфическое разнообразие. Поэт чередует длинные и короткие строки, использует различные ритмы и строфа. Это сделало его одним из самых «метрически разнообразных» русских поэтов.

А.А. Фет создал для себя нравственный идеал и стремился к нему всю жизнь. Этим идеалом была Мария Лазич. Интимная лирика поэта наполнена чувством упования, надежды и глубоким трагизмом. Любовь – это не только трепетные воспоминания, радость, любовь несет страдания и душевные муки.

Популярные темы анализов

Одним из поэтов изображающих реальную жизнь, в своих произведениях, без лишних красок, был Н.А.Некрасов. Большое количество его произведений показывают разницу крестьян и помещиков, открывая тем самым пороки на общее виденье.

Н.А. Некрасов родился в сложное время, эпоху перемен в политической и духовной жизни России. Середина 19 века была переломным моментом для страны. Многие его произведения имеют острую социальную направленность

Гибель великого русского поэта А. С. Пушкина потрясла его современников, особенно членов литературного сообщества. Практически сразу появились многочисленные стихотворные отклики на это трагическое событие.

Осенью 1924 года поэт Сергей Есенин побывал на Кавказе. Он планировал доехать на поезде до Персии, но вынужден был остановиться в Баку и Тифлисе. Восхищенный красотой и сказками Кавказа

Что такое перемены для обычного человека? Наверное, в первую очередь мы вспомним о том, насколько сильно нам не хочется выходить из зоны собственного комфорта,

Стихотворение “Старые письма” было написано в 1859 году, когда возраст поэта уже достиг сорока лет.

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

История создания

Произведение посвящено Марии Лазич, с которой А.А. Фета в юности связывали нежные романтические отношения, однако он так и не вступил с ней в брак по причине бедного материального положения. Последующая смерть М. Лазич оставила в душе писателя глубокие душевные раны и чувство вины, которые остались с ним на всю жизнь.

В стихотворении “Старые письма” основной является тема несчастной любви. Поэт не может простить себе того, что отрекся от возлюбленной, тем самым обрекая себя на “вечную разлуку”. И все что осталось — это старые письма, ставшие немым укором, воспоминанием о влюбленной юности.

Читайте по теме:

«Старые письма», анализ стихотворения Фета

Впечатляет искренность стихотворения, как будто автор действительно нашёл старые письма, всколыхнувшие те воспоминания, которые своей силой причиняют боль. Хотя на момент написания произведения (1859 год) Афанасию Фету едва исполнилось сорок лет, строчки пронизаны столь мощным сожалением и ностальгией, что заставляют сжиматься сердце читателя.

Композиция
стихотворения построена как диалог: лирический герой обращается к найдённым письмам и к тому образу, который скрывается за ними. «Черты заветные»
. «свидетели немые»
— так называет автор то ли строки письма, то ли свои воспоминания о той, которая их написала. Во всём стихотворении ни разу не указывается, кто же скрывается за «старыми письмами»
. Однако слова «доверчивость, надежда и любовь»
. эпитеты «задушевные»
. «светлые, святые, молодые»
не оставляют сомнений в том, что послания эти — любовные.

Стихотворение обладает чётко выраженной структурой. Первая строфа — предыстория, завязка
действия. «Давно забытые, под лёгким слоем пыли»
— эти обстоятельства указывают на то, что все чувства, когда-то владевшие лирическим героем, отгорели и угасли. Но память о них осталась где-то в сокровенном уголке сердца, поэтому «забытые черты»
сразу называются «заветными»
. Словно отдёрнутый занавес, письма сразу раскрывают все воспоминания и переживания, связанные с той, что их писала. «Мгновенно воскресить»
можно лишь то, что подспудно жило в тайниках души.

Вторая и третья строфа — развитие
действия. Лирический герой признаёт, что его роль в этой переписке и её финал вызывают у него стыд, раскаяние, сожаление. «Я вами осуждён»
. «горя огнём стыда»
. «тот ужасный час, когда прощались мы»
— всё это заставляет предположить некую трагическую развязку, обстоятельства, помешавшие ответить взаимностью.

Но в четвёртой строфе — кульминации
произведения — звучит открытое раскаяние в своём поступке. «Доверился предательскому звуку,- Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!- Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку, Я осудил себя на вечную разлуку. »
— эти слова передают порыв души, жаждущей всё исправить своим сожалением и признанием вины. Даже то, что четвёртая строфа удлинена на одну строчку, ещё явственней показывает, что лирический герой торопится всё высказать, раскаяться в своей слепоте и жестокости. Пока не возвратится мыслями в настоящее.

Заключительная пятая строфа несёт в себе горькое разочарование, печаль, неверие в счастье. Письма, всколыхнувшие столь сильные чувства, остаются всего лишь письмами — устаревшими, неживыми. Всё, что было связано с ними, невозвратимо ушло. «Души не воскресит и голос всепрощенья, не смоет строк и жгучая слеза»
. — с горечью говорит лирический герой. В последней строфе словно перечёркивается вся болезненная радость, вызванная находкой, и волнение уступает место равнодушию.

Стихотворение написано шестистопным ямбом с одной безударной стопой в каждой строке, с перекрёстной рифмой. Размер, как нельзя более подходящий к искреннему живому разговору: длинная строка позволяет отобразить самые тонкие оттенки чувства, а скорый ритм избавляет от возможной излишней сентиментальности.

Пронзительная лирика «Старых писем», покоряющая правдивостью переживаний, по праву делает это произведение Афанасия Фета одним из ключевых в его творчестве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: