Краткое содержание паустовский старый повар для читательского дневника

«чудо музыки в рассказе к.г. паустовского «старый повар».

Краткое содержание

Местом действия рассказа является ветхая деревянная сторожка, расположенная в ухоженном саду на окраине Вены. Владелец домика — пожилой повар, на протяжении всей жизни проработавший у графини Тун. К старости он ослеп, и единственной его отрадой стала восемнадцатилетняя дочка.

Старик не скопил состояния, ему даже некуда было идти после выхода на пенсию, поэтому владельцы имения пожалели повара и поселили его в небольшой хижине на территории поместья, выплачивая семье деньги на содержание. Главным богатством этого дома был клавесин, который издавал звуки, напоминающие о молодости.

Герой чувствовал, что ему осталось жить лишь несколько дней. Чтобы замолить свои грехи, он мечтает об исповеди. Обратиться к священникам пожилой повар не может, так как не доверяет им и не желает перед ними изливать душу. Он просит дочку Марию выйти на улицу и привести в дом первого попавшегося прохожего. Этому незнакомцу и планирует исповедоваться умирающий.

Герои рассказа жили на окраине Вены, поэтому встретить здесь прохожих было сложно. Но Марии улыбнулась удача. Она увидела молодого незнакомого человека, который хоть и был смущён такой просьбой, всё же согласился помочь умирающему. Он выслушал исповедь старика, отпустив все его грехи. В качестве утешения он согласился сыграть на клавесине мелодию, которую недавно сочинил.

Сыгранная музыкантом композиция вдохновила старика, он ощутил спокойствие и счастье. Слушая трогательную мелодию, главный герой думал о своей супруге. Он вспоминал о молодости и радовался этому. Закончив играть музыку, незнакомец увидел, что повар отошёл в другой мир. На этом сюжетная линия обрывается.

Автор произведения лишь делает небольшую ремарку. Оказалось, что этим музыкантом был композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Его вдохновила трогательная история жизни повара. В последующем он написал сотни гениальных произведений, пронизанных лирикой, грустью и нежными чувствами.

Паустовский. Все произведения

  • Акварельные краски
  • Бакенщик
  • Барсучий нос
  • Белая радуга
  • Бриз
  • Дремучий медведь
  • Желтый свет
  • Жильцы старого дома
  • Заботливый цветок
  • Заячьи лапы
  • Золотая роза
  • Золотой линь
  • Исаак Левитан
  • Кара-Бугаз
  • Квакша
  • Колотый сахар
  • Корзина с еловыми шишками
  • Кот ворюга
  • Мещёрская сторона
  • Михайловские рощи
  • Повесть о жизни
  • Подарок
  • Похождения жука-носорога
  • Прощание с летом
  • Разливы рек
  • Растрёпанный воробей
  • Резиновая лодка
  • Рождение рассказа
  • Романтики
  • Северная повесть
  • Сказочник
  • Скрипучие половицы
  • Снег
  • Собрание чудес
  • Стальное колечко
  • Старый повар
  • Стекольный мастер
  • Судьба Шарля Лонсевиля
  • Телеграмма
  • Тёплый хлеб
  • Шиповник

Характеристика героев

В новелле всего четыре героя: три человека и одна собака. Пёс так же стар, как и его хозяин, и потихоньку доживает свой вес, не умея даже лаять. Люди, о которых ведётся повествование:

  • Повар. Этот человек живёт в каморке, которую выделила ему графиня. Автор оставил героя без имени — читатели не знают, как его зовут. Управляющий графини выплачивает старику скромное жалованье, которого едва хватает на жизнь. Такова награда за многолетний добросовестный труд.
  • Мария. Юная дочь повара. Девушке около 18 лет, всё её богатство — старенький клавесин. Мария живёт в тройном окружении старости, которое составляют её отец, пёс и музыкальный инструмент.
  • Маленький человек. Худощавый господин — тот, кто по сюжету принимает у повара исповедь. По просьбе отца его привела с улицы Мария.

В то время, о котором идёт речь в новелле, Вольтер пропагандировал отказ от религии. Образ повара отчасти собирательный. Старик относится к церкви непримиримо, однако перед смертью понимает, что ему нужно исповедаться, так как на душе лежит тяжесть от совершённого греха.

Мария выходит на улицу, останавливает человека и просит пройти в дом. Прохожий обещает умирающему, что избавит его от тяжести грехов, причём такой властью он наделён «не от Бога, а от искусства». И человек не обманул, он действительно принял исповедь умирающего, сняв тяжесть с его души.

Старик попросил прохожего позаботиться о дальнейшей судьбе Марии, и незнакомец пообещал это сделать. На самом деле он мог помочь девушке только в том, чтобы она смогла заниматься музыкой, ведь клавесин был единственным богатством дочери повара.

Сюжет и композиция

В старом графском домике доживают три существа: клавесин, собака и повар. Их жизнь бессмысленна, хотя каждый отслужил хозяевам настолько добросовестно, насколько это возможно. Старик, клавесин и собака умрут, а на смену им придёт новое поколение. Дочь повара Мария будет влачить такое же жалкое существование, родит детей, а сама будет стареть и умирать, повторяя этот бессмысленный сценарий. Таково вводное условие. Вот что должен почувствовать читатель согласно авторскому замыслу:

  • уныние;
  • тоску;
  • беспросветность;
  • беспощадность бытия.

Экспозиция и завязка

В произведении Паустовский указывает, что действие происходит за 3 года до того, как произошла Великая французская революция. Вдумчивому читателю этого достаточно, чтобы почувствовать веяние перемен. С другой стороны, по тому, что автор не раскрывает тему революции, можно понять: он не верит в насильственное свержение власти.

За свою жизнь Паустовский видел перевороты, и все они приводили лишь к бессмысленной гибели людей. Ни одна революция не смогла поспособствовать созданию идеального мира. Паустовский, как и немалая часть населения страны, желает перемен, но не верит в то, что они произойдут.

В экспозиции рассказа слово «умирал» стоит рядом с обозначением года, в который происходит действие. Тем самым Константин Паустовский показывает, что если перемены и произойдут, это случится слишком поздно: старик умрёт раньше, чем свершится революция.

Завязка начинается с того момента, когда повар отправляет Марию на улицу, так как его гложет совесть. Душа не зависит от политического строя и капризов религии. Перед лицом смерти каждый думает о вечности, образом которой в этом произведении выступает совесть.

Момент, когда юная Мария приводит прохожего в дом, можно считать началом развития в композиции сюжета. Происходит недолгая беседа, после чего незнакомец прощает повару его грех. Умирающий старик называет своё имя: теперь читатели знают, что его зовут Иоганн Мейер. У героя есть 2 предсмертных пожелания. Первое — чтобы кто-то взял на себя заботу о будущем его дочери. Незнакомец сказал, что сделает это, и спросил, в чём заключается второе желание. Старик ответил, что ему хочется увидеть Марту такой, как в молодости. «Но это невозможно, сударь», — добавил повар.

Кульминация рассказа

Незнакомец сел на табурет перед клавесином и начал играть. Сначала послышалась россыпь звуков, а потом старый человек увидел всё, что хотел, и даже гораздо больше. Вот что открылось его взору:

  • прозрачное, «как синее стекло», небо;
  • цветы, распускающиеся на деревьях;
  • стаи птиц, летящие на север над Веной;
  • пар, поднимающийся от ограды, освещённой солнцем.

Незнакомец играл, и клавесин пел так торжественно, как будто ликовал. Потом умирающий попросил, чтобы Мария открыла окно. Комната заполнилась холодным воздухом. Старый повар «жадно дышал», а потом из последних сил попросил, чтобы незнакомец сказал своё имя. Музыкант ответил, что его зовут Вольфганг Амадей Моцарт. Этот момент — развязка рассказа, и внимательный читатель уже давно догадался, кем был таинственный незнакомец.

Изображение великого музыканта

Образ Моцарта раскрывается постепенно. Изначально этот незнакомец очень легко отзывается на просьбу девушки. Затем он расспрашивает страдающего старика о его грехе и утешает. Советь старого повара становится спокойной. Под влиянием музыки он наполняется счастьем. По сути Паустовский нам рассказал о таинстве перехода в иной непостижимый мир. Звуки, извлеченные из клавесина, помогли старику сделать его легким и безболезненным. Потому музыку и считают наивысшим из искусств, Таким, что даже самые проникновенные поэтические слова бывают бесполезны. Все произведения Моцарта полны радости жизни, гармоничны, исполнены изящества.

Анализ и проблематика

Паустовский намеренно разделил повесть на две части. Сначала он показывает тоску и уныние, в качестве аргумента указывает на то, что в доме прощается с жизнью не только повар, но и его старый верный пес, который, как и хозяин, уже не покидает своего жилища. Минорное настроение возникает после следующих слов в тексте:

  • ветхая сторожка;
  • гнилые ветки;
  • простенькая потрескавшаяся посуда.

Автор специально выбрал такой стиль и жанр, чтобы показать единственную гордость и ценность дома — клавесин, которым особенно гордится Мария Мейер. Отец тоже бережно и с любовью относится к инструменту, но любит посмеиваться над ним.

Настоящее чудо происходит, когда в избе появляется незнакомец. Писатель отзывается о нем, как о молодом и быстром юноше. В землянке сразу меняется настроение. Автор специально использует эпитеты «по-мальчишески» и «весело», чтобы текст заиграл более яркими красками. Он старался придать живости и бодрости жанру.

Старый повар чувствует внимание и доброжелательность музыканта, от этого ему становится легче. Моцарт обещает, что поможет ему, но сделает это с помощью музыки, которой служит. После исповеди он заявляет, что это вовсе не грех, а настоящий «подвиг любви».

После исповеди он заявляет, что это вовсе не грех, а настоящий «подвиг любви».

После первых нот слепой старик увидел картину, которую нарисовал невидимый художник: свою Марту, гуляющую по саду. Она смеялась, он даже слышал ее задорный смех. Музыкант в это время продолжал сидеть и играть. Мелодия вызывала все новые и новые видения. Старик видел, как вспыхнула молния, ушла ночь и начал разгораться день, яблони покрылись белыми цветками.

Паустовский в своем литературном произведении «Старый повар» акцентирует внимание на двух важных проблемах. Он рассуждает о муках совести и совершенных грехах, а затем рассказывает о том, как можно с помощью музыки справиться со всеми трудностями, забыть о переживаниях, неприятных случаях, которые происходили в жизни и оставили после себя глубокий след.

Стоит обязательно прочитать известное произведение, поскольку оно заставляет задуматься над многими важными вопросами

Рассказ заставляет провести собственное рассуждение о роли музыки в жизни человека.

Стоит обязательно прочитать известное произведение, поскольку оно заставляет задуматься над многими важными вопросами. Рассказ заставляет провести собственное рассуждение о роли музыки в жизни человека.

Изображение великого музыканта

Образ Моцарта раскрывается постепенно. Изначально этот незнакомец очень легко отзывается на просьбу девушки. Затем он расспрашивает страдающего старика о его грехе и утешает. Советь старого повара становится спокойной. Под влиянием музыки он наполняется счастьем. По сути Паустовский нам рассказал о таинстве перехода в иной непостижимый мир. Звуки, извлеченные из клавесина, помогли старику сделать его легким и безболезненным. Потому музыку и считают наивысшим из искусств, Таким, что даже самые проникновенные поэтические слова бывают бесполезны. Все произведения Моцарта полны радости жизни, гармоничны, исполнены изящества.

Сочинение на тему “повар

Сюжет и композиция

Три старика – повар, пёс и клавесин – вот-вот должны бессмысленно умереть, обрекая следующее поколение (Марию) на повторение этих жизней и смертей, бессмысленных в своём извечном повторении. Таковы исходные условия этого сюжета. Как же может сдвинуться с места этот типичный жизненный сюжет под пером советского писателя в 1940 году? Писатель обязан показать его в его «революционном развитии». Но указав, что действие происходит за три года до большой европейской революции, Паустовский этим и ограничился. Фактически «фигура умолчания» о «революционном развитии» есть знак неприятия такого развития типичного жизненного сюжета и неверия в такое развитие. Прожив полвека, писатель видел на своём веку много революций, и все они делали бессмысленную жизнь и смерть простых людей лишь ещё более бессмысленными. В экспозиции рассказа рядом стоят 1786 год и слово «умирал». Как бы то ни было, старый повар даже и не доживёт до «революционного развития»…

Краткое содержание Закруткин Матерь человеческая для читательского дневника

И всё же у автора есть надежда и для стариков (повара, пса и клавесина), и особенно для юной Марии. Эта надежда не привязана к капризам всемирной истории, но крепко связана с совестью, данной человеку как образ вечности. И вот завязка: неспокойная совесть повара выгоняет Марию на улицу. Мария приводит в дом незнакомца, и с этого собственно и начинается развитие действия. Грех исповедан и прощён. Повар обретает имя Иоганн Мейер и получает право на предсмертные желания: «чтобы кто-нибудь позаботился о Марии» и «ещё раз увидеть Марту». И вот кульминация: незнакомец заиграл, и Иоганн увидел всё что хотел увидеть и даже более того… Теперь он, Иоганн Мейер, обрёл искомый смысл своего уходящего бытия и получил право по собственному усмотрению завершить свой жизненный сюжет и тоже узнать имя незнакомца. Оно даётся в конце как развязка всей этой истории 1786 года, о которой просвещённый читатель, знающий даты жизни В.А. Моцарта (1756 – 1791), давно уж догадался…

Главные герои

«Старый повар» — одно из самых известных сочинений Константина Паустовского. В нем всего три действующих лица, поэтому автор подробно описал черты характера каждого персонажа:

Сочинение на тему Повар – моя будущая профессия и Почему я хочу стать поваром

  1. Слепой старик. Повар, который всю свою жизнь проработал в графском доме. У него есть дочь, которую он пытался воспитывать честно. Это человек с большой буквы с добрым и благородным характером. Он долгие годы мучается от мысли, что уподобился ворам и украл у хозяйки поднос. Старик продал его, чтобы помочь любимой жене, которая сильно болела. Но это ее не спасло, поэтому воровство оказалось напрасным. Он мечтает исповедоваться и вскоре ему выпадает такая возможность.
  2. Мария — восемнадцатилетняя девушка, она само совершенство. Героиня очень порядочная, она любит своего отца, и он отвечает ей взаимностью. Девушка привела в дом музыканта, который и смог отпустить старому человеку грехи. Кроме того, ему удалось скрасить последние часы жизни слепого повара.
  3. Юноша — очень талантливый, добрый и простой молодой человек, который смог порадовать умирающего человека и его дочку дивной музыкой. Старик и девушка были настолько тронуты чарующей мелодией, что начали плакать.

Что касается образа композитора, то автор раскрывает его постепенно. Вначале это просто добрый прохожий, который соглашается помочь незнакомой девушке. Затем он беседует со стариком, показывая:

участие;
сострадание;
внимание.

В результате совесть старого повара успокаивается. При первых нотах его душа наполняется счастьем и радостью.

Литературное произведение учит читателя тому, что каждый должен обладать чувством сострадания и сопереживания. Проявлять их нужно не только к близким, но и к незнакомым людям.

Чистота видения

— Конечно, я был доволен собой. В семье я уже был не просто домработником, оправдывающим свое существование, — я снова стал добытчиком и папой, которым дети гордятся… Но, видно, что-то упустил. Внезапный развод с женой меня еще и оглушил. И я почти поверил, что не смогу быть счастлив.

Вот тогда и появилась Кармелита. Она работала сопровождающей незрячих детей. И меня, как ребенка, вывела из пустоты за руку…

«Я не знаю, насколько красива Кармелита, но для меня она великолепна». Фото: АиФ/ Маргарита Полежаева

Все-таки отношение общества к слепому очень сильно искажает представление самого незрячего о мире. Я забыл, что тоже достоин заботы. Не опеки, а заботы – это большая разница. Поэтому сначала не доверял Кармен – в первое время даже готовил только сам…

Зато сейчас дома вообще не подхожу к плите и могу даже покапризничать, чтобы меня покормили с ложечки (смеется).

А еще очень здорово все время держаться за руки. Не потому что ты слепой, а потому что кому-то нужна твоя рука. Я никогда не смотрел в глаза Кармен и не знаю, насколько она красива. Для меня она великолепна. Отсутствие зрения тоже имеет плюсы — тебя невозможно ослепить красотой, за которой ничего нет. И это позволяет почувствовать, понять человека по-настоящему.

Статья по теме

Кулинарные изыски. Готовим блюда итальянской кухни дома

На этом принципе, похоже, и построены знаменитые во всей Италии благотворительные «Ужины в темноте», во время которых гости ресторана пробуют блюда без знакомства с меню, с завязанными глазами:

-Я пытаюсь объяснить клиентам, как можно, ничего не видя, готовить и есть. Думаю, это и есть чистота восприятия. Вкусовые рецепторы не «обманываются» красотой декора. Включаются обоняние, вкус, даже интуиция. Вы узнаете, каков настоящий вкус блюда. Попробуйте сами!

«Попробуйте блюдо с завязанными глазами — и вы узнаете его истинный вкус!» Фото: АиФ

Художественное своеобразие

Объём короткого рассказа вмещает содержание целого романа, жизнь старого венского повара Иоганна Мейера развёрнута перед читателем как длинный свиток – и всё это благодаря повышенному символизму и реминисцентности текста, причём то и другое развивается как бы в двух уровнях.

Более внешний, поверхностный уровень, так сказать, реализма: «типический характер в типических обстоятельствах». Классовая гордыня Иоганна, нелюбовь к монахам и священникам в сочетании с почти кристально чистой совестью честного труженика, у которого «нет времени грешить», – всё это на поверхности. Но вот имена его жены и дочери – Марта (в славянском произношении Марфа) и Мария – в Евангелии от Луки (10: 38 – 42) противопоставлены как символы бытовой приземлённости (Марфа) и чистой духовности, не обременённой делами житейскими (Мария).

Когда заиграл Моцарт, Иоганн увидел Марту с кувшином молока, который, впрочем, она при их первой встрече «от смущения разбила». Так вспыхнувшая любовь указала Марте верный путь, но бедная девушка не увидела подсказки и до смерти замучилась в борьбе с житейскими неурядицами. «Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк. 10: 42) – но это не церковь, а музыка; не Иисус, пред которым преклонилась евангельская Мария, а Моцарт, пред которым преклонилась Мария Мейер в финале рассказа «Старый повар».

  • «Телеграмма», анализ произведения Паустовского
  • Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
  • «Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского
  • «Мещорская сторона», анализ повести Паустовского
  • «Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
  • «Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского
  • «Золотая роза», анализ повести Паустовского
  • «Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
  • «Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
  • «Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
  • «Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского

По писателю: Паустовский Константин Георгиевич

Презентация к уроку по теме «Старый повар»К.Паустовского

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Музыка очищает и духовно возвышает человека.

К.Паустовский «Старый повар» Ч2 Определение стилей и типов речи Ч6 Анализ художественных произведений

Константин Георгиевич Паустовский – известный русский писатель. Много писал о природе, о животных, но главный предмет его творчества – человек. Героев Паустовского отличает нравственная чистота и скромность.

Мещёра. Лесной край совсем неподалёку от Москвы, в самом центре России.

Свыше двадцати лет прожил в этом краю писатель Константин Георгиевич Паустовский

Он жил в селе Солотче, в этом доме. „Старый дом и все окрестности Солотчи полны. особого обаяния. Здесь написаны многие книги. “

Эти рассказы Паустовского, написанные в Солотче, знакомы и многим из вас.

Словарная работа Сторожка- Помещение для сторожа. Флорин- Старинная западноевропейская золотая или серебряная монета. Фаянсовая посуда– Фаянс (фр.faïence, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) — керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Клавесин– (От фр.clavecin;итал.cembalo,clavicembalo; англ.harpsichord) — клавишный струнный музыкальный инструмент со щипковым способомзвукоизвлечения. Исповедник– Священник, принимающий исповедь. Чахотка– Туберкулёз лёгких.

К.Г.Паустовский «Старый повар»

1 остановка 1. Какое настроение создаётся в начале рассказа? 2. Какой предмет в интерьере дома выделяет писатель? 3. С каким чувством пишет о музыкальном инструменте Паустовский?

2 остановка 1. Как меняется настроение рассказа? 2. Каким человеком в жизни был старик? Что чувствуете вы по отношению к нему? 3. В чём, по-вашему, хочет покаяться старый человек?

3 остановка 1. Как понять слова «быстрый звон рассыпался по сторожке»? 2. Как назвал незнакомец грех старика? Почему это подвиг любви? 3. Что можете добавить к характеристике старика? 4. В чём смысл слов «Слушайте и смотрите», обращённых к старику?

4 остановка 1. Что меняется вокруг? Как звучит клавесин? 2. Что вернуло старику утраченное счастье? 3. Почему старик не хотел умереть, не узнав имени музыканта? 4. Как вы думаете, кто бы это мог быть? Есть предположения?

Вольфганг Амадей Моцарт 1756-1791 Моцарт обладал феноменальными способностями: абсолютным слухом и музыкальной памятью. В 3 года под руководством отца научился играть на клавесине, а в возрасте 5 лет уже сочинял музыкальные произведения. За свою очень короткую жизнь (35 лет) написал более 600 произведений. Дмитрий Шостакович сказал: «Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».

Вольфганг Амадей Моцарт 1756-1791 Фантазия ре-минор

5 остановка 1. Паустовский называет Моцарта великим композитором. В чём его величие? 2. Почему именно музыкант выступает в роли священника, исповедующего умирающего? 3. Моцарт импровизировал или играл одно из своих написанных произведений? 4. Как описанный из жизни Моцарта эпизод характеризует музыканта?

Выводы К.Г.Паустовский пишет о великой силе искусства, которая способна совершать чудеса, об огромных возможностях, таящихся в музыке. Автор показывает, как искусство великого мастера помогло умирающему повару осуществить самое заветное желание – увидеть зримый образ любимой жены, вернуться на несколько мгновений в прошлое и заново прожить его, почувствовать себя счастливым, как много лет назад. Писателю удалось и нас, читателей, околдовать волшебством музыки Моцарта и убедить во всепобеждающей силе искусства. Автор убежден в том, что искусство очищает и духовно возвышает человека.

Как вы поступите с информацией, полученной на уроке? Чемодан- заберу все, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка- информацию переработаю. Корзина- всё выброшу.

Домашнее задание: Повторить типы и стили речи Домашнее задание: Выучить цитаты о силе музыки

Номер материала: ДБ-274002

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

«Музыка в литературе. Рассказ К. Паустовского «Старый повар»»

Задачи:

Воспитательная:

  • Прививать любовь к классической музыке: А. П. Бородин»Квартет №2″, и В. А. Моцарт «Фантазия ре-минор»
  • На музыкальном материале урока раскрыть великое значение музыки в жизни человека.
  • Через музыку прививать внимательное, выразительное чтение литературных произведений, находить связь, между литературой и музыкой, слышать музыку в рассказах.

Образовательная:

  • Знакомство с рассказом К. Паустовского «Старый повар» и музыкой В. А. Моцарта «Фантазия ре-минор»
  • Новые сведения об А. П. Бородине — композитор, химик, врач.
  • Обобщение знаний о Бородине.

Развивающая:

  • развитие слуховых навыков.
  • Развитие музыкальной памяти: Бородин «Квартет №2», Моцарт «Фантазия ре-минор»
  • Развитие мышления о музыке.
  • развитие вокально-хоровых навыков.

Музыкальный ряд:

  • «Квартет №2» А. П. Бородина
  • «Волшебный смычок» Н. Н. П.
  • «Фантазия ре-минор» Моцарт.

Видеоряд: «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» фр.

Оформление:

  • портреты: Бородина А. П. К. Паустовского.
  • свеча.
  • рассказ «Старый повар»

Эпиграф: «Я хотел бы, что бы моя музыка, приносила людям подпору и утешение». (П. И. Чайковский)

ХОД УРОКА

Вход: «Квартет №2» Бородина

У. — Вспомните произведение? композитора? Исполнителя?

Д. — Бородин, фр. из «Квартета №2» в исполнении струнных инструментов.

У. — Что означает слово Квартет? (соло, дует, трио)?

У. — вспомните классический состав квартета?

У. — Что означает камерная музыка?

Д. — «Комнатная», (написанная и исполнена небольшим составом музыкантов в небольших концертных залах. )

У. — С каким литературным произведением мы сравнивали музыку Квартета Бородина?

Д.- «Квартет» И. А. Крылова.

У. — И в басне И. Крылова и в «Квартете» Бородина, один и тот же состав инструментов, количество исполнителей.

В чем отличие музыки квартетов?

Д. — У горе — музыкантов Крылова не получилось музыки: Чехарда, бессмыслица, ерунда, грязь.

У Бородина — красивая, мелодичная, песенная, женская, похожая на человеческий голос.

У. — Что ответил соловей горе — музыкантам?

Д. — «Что б музыкантом быть, так, надобно уменье, а вы, друзья, как не садитесь все в музыканты не годитесь».

У. — Каким умением обладал Бородин?

Д. — Композитор-любитель, открыл кислоты для фармакологии, организатор и преподаватель 1-х медицинских женских курсов,

Врач, встретившись с М.Балакиревым, стал профессиональным композитором.

Давайте последуем совету соловья и продолжим знакомство с песней: «Волшебный смычок».

«Волшебный смычок»— разучивание, исполнение.

  • повторение 1-го куплета в медленном темпе.
  • разделение 3-й фразы на 2 голоса.
  • работа над характером 2-го куплета, (зависть — тревога, волнение)
  • текстовая работа над 3-м куплетом.

У. — Решится обменять свою скрипку старый скрипач на амбар хлеба?

Д. — Нет, потому что музыка нужна не скрипачу одному, а народу.

Правильно: Назначение музыки и музыкантов дарить радость людям.

Музыка необходима человеку также. Как пища и кров!

Вывод: Появилась бы Норвежская песня, Грузинская сказка «Чонгурист», басня Крылова «Квартет», если бы не было музыки?

— Нет. Вот видите, как музыка обогащает литературу!

Но не только в названных литературных жанрах звучит музыка. Существует много рассказов где музыке отводится главная роль.

  • «Крейцерова» соната Л. Толстой — Л. Бетховен.
  • «Косцы» И. Тургенев — Р. Н. П.
  • «Слепой музыкант» Короленко — У. Н. П.
  • «Тапер» Куприн — озвучивание немого кино.
  • Или «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина
  • «Моцарт и Сальери» — Фр. спектакля (видео)

У. — О чем рассказал вам этот фрагмент?

— Почему Моцарт рад фальшивому исполнению своей музыки уличного скрипача?

Д. — Скрипач — народ, Моцарт рад, что его музыку играет «Народ».

  • Всенародная любовь — высшая хвала — награда композитору!
  • Но самым музыкальным писателем считают К. Паустовского
  • «Корзина с еловыми шишками»—музыка Э. Грига.
  • «Струна»———- П. И. Чайковского.
  • «Верди»——— Д. Верди.

А мы послушаем с вами рассказ «Старый повар»

«Старый повар» — рассказ в записи — слушание.

«Фантазия ре-минор» —- -слушание.

::имя?—-Вольфганг Амадей Моцарт. (портрет)

«Я хотел бы всеми силами своей души, что бы увеличивалось число людей любящих мою музыку и находивших в ней утешение и подпору» П. И. Чайковский.

У. — Не правда ли, слова Чайковского созвучны с рассказом К. Паустовского, и особенно, с музыкой В.А. Моцарта, наверное, потому, что Моцарт был любимым композитором П.И. Чайковского.

Вывод: На уроке мы познакомились с рассказом К. Паустовского «Старый повар» где как утешение и подпора звучала музыка великого Вольфганга Амадея Моцарта «Фантазия ре-минор». И мы, который раз убедились, насколько музыка вдохновляет литературу, и рождаются все новые и новые произведения.

Встреча с умирающим

Войдя в дом, юный хрупкий изящный незнакомец бросил влажный плащ на скамью, расправил кружева жабо и подсел к кровати. Он оживленно смотрел прямо в лицо старика и попросил его покаяться. Старый повар рассказал, что, когда заболела его любимая жена Марта, он украл у хозяйки золотое блюдо. Он разламывал его на части, продавал и лучше кормил жену. Никто из слуг при этом не пострадал, но сам факт кражи лежит тяжестью на душе до сих пор. «Во имя любви вы совершили подвиг», – подвел итог незнакомец и спросил его последнюю волю. «Кто-то должен позаботиться о моей дочке», – сказал умирающий. «Я не оставлю ее», – пообещал гость и спросил, чего еще хочет старик. Тот высказал невозможное желание, ибо он был слеп. Он хотел увидеть свою первую встречу с Мартой, солнце и сад в цвету.

«Старый повар» (жанр – рассказ): художественные приемы

Произведение начинается с описания мрачной обстановки: сторожка, где умирает старик, — «ветхая», скамейки в доме – «хромые», посуда покрыта трещинами. Кроме того, ветки в саду — «гнилые», а калитка — «заржавленная». К этому можно добавить темное небо, холодный дождь и наступавшую «черную ночь». Судьбу слепого хозяина разделил его пес, который уже не мог лаять и покорно дожидался конца.

Молодой человек, казалось, принес в сторожку свет: его черный камзол с хрустальными пуговицами отражал отблески свечи. Он был весел и по-мальчишески тряхнул головой. Когда заиграла музыка, темная ночь (так же как и небо) для старика превратилась сначала в синюю, а потом в голубую. А сад в его воображении наполнился белыми цветами. Да и дождь на улице сменился мокрым снегом, который в финале рассказа засиял на ветках деревьев. Таким образом, антитеза становится основным средством выразительности, помогающим понять авторскую позицию: истинное искусство способно окрасить все вокруг лучезарным светом и возродить жизнь.

Помимо цветовой гаммы, важное место в рассказе «Старый повар» Паустовский (отзывы читателей говорят о том, что это в какой-то мере и музыкальное произведение) отводит звукописи. Уже в экспозиции мы слышим хруст сбитых ветром веток, тихое ворчание пса, дрожащий, старческий гул клавесина. Эти неприятные звуки сменяются мелодией, которую напевает идущий по улице незнакомец

Эти неприятные звуки сменяются мелодией, которую напевает идущий по улице незнакомец.

Наконец, по сторожке рассыпался «быстрый звон», а затем в полный голос зазвучала настоящая музыка, издаваемая клавесином. Она была настолько великолепна, что заставила пса покинуть свою будку, а старика почувствовать себя снова здоровым и зрячим. Не осталась равнодушной к звучавшей мелодии и Мария: она вдруг отчетливо представила себе благоухающий сад с распустившимися яблонями. Настолько могущественной оказалась чарующая сила настоящего искусства.

Анализ «сказки о рыбаке и рыбке» а. с. пушкина

Тема и проблематика

Тема новеллы – великая сила великой музыки, способной снять тяжесть с человеческой души. Однако, вопреки и в противоборстве с этой темой – темой эстетики, – специфическую нравственную проблематику новеллы создаёт одна из главных и – в советском атеистическом контексте – неожиданных проблем этики, а именно проблема греха. Ведь несмотря на атеизм и «классовую» гордость повара («кто работает, у того нет времени грешить») совесть этого «человека труда» неспокойна. Всего один раз в жизни, пытаясь спасти жену от чахотки, он украл из сервиза хозяйки маленькое золотое блюдо. И прежде чем «отпустить» повару этот грех и приступить к дальнейшему «снятию тяжести» с его души, случайный прохожий строго спрашивает, не пострадал ли из-за этого проступка повара кто-то из неповинных в краже слуг графини. И лишь получив клятвенное заверение умирающего, что никто не пострадал, удивительный незнакомец «отпускает» повару этот грех. В эпоху массовых посадок и расстрелов по политическим доносам, также ставшим массовым явлением, такой, мягко говоря, традиционный гуманизм Паустовского мог бы считаться дерзким вызовом. И лишь прозрачная, весьма условная ширма историзма (ведь действие происходит в 1786 году!) защищает автора «Старого повара» от подобных обвинений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: