Давид самойлов 📜 тревога

Давид самойлов – выезд

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания военного времени. Начало сороковых стало роковым. Фронтовая жизнь была сопряжена с рисками, поэтому годы войны ассоциируются со смертями, тяжело раненными, разрухой. Только эшелоны с эвакуированными людьми ехали со всей страны.

Лирический герой еще совсем юн, и это делает его наивным. Он стоит на полустанке, на нем затасканная ушанка, и звезда на ней вырезана из банки. Но это не останавливает юношу, он стремится защищать родину.

Лирический герой худой, высокий, веселый. Все что у него есть — табак в кисете и мундштук наборный. Он шутит с девушками и еще не совсем понимает, куда он направляется. Герой часто ведет себя самоуверенно. Он больше хромает, легко делится пайкой и все про всех знает, понимает.

Герою, как и тысячам других людей, пришлось отказаться от своей молодости. Они не заметили, как для них смешались в один клубок такие понятие: война, беда, юность, мечта.

Анализ стихотворения Самойлова «Тревога»

Стихотворение «Тревога» входит в сборник «Ближние страны» (1958). Помимо него в книге собраны произведения, повествующие о нелегких фронтовых годах Давида Самойлова. Во время войны ему пришлось немало пережить: он вызвался добровольцем для участия в военных действиях, но не прошел по состоянию здоровья. Тогда он отправился рыть окопы под Вязьмой, откуда его эвакуировали в Самарканд. Затем в 1942 году он все же попал в армию, где сражался на Волховском и Белорусском фронтах. За достойную службу Самойлова наградили не одной медалью.

До самого окончания войны Давид Самуилович не писал лирики за исключением сатирических стихов о Гитлере, призванных отвлечь и развеселить однополчан. Однако страшные годы не прошли для Самойлова бесследно, поэтому послевоенное творчество поэта наполнено их отголосками. Такова и «Тревога» (1947), чей ритм напоминает не то мерные шаги марширующих солдат, не то стук сердца, отсчитывающего секунды до начала обстрела.

В произведении царит гнетущая атмосфера. Чувствуется, что объясняя, каков теперь мир для тех, кто прошел войну, автор не оправдывается и не пытается вызвать жалость. Обыденные для простых людей образы отныне наполнены иным содержанием, горечью, страхом, болью:
Бабы бьют вальками над прудом –
Спящим снится орудийный гром.
Все это выглядит и звучит жутко, но это правда.

Не избегает автор и неприглядных подробностей. Если война – это кровь, страдания и ужас, то в его строках это предстает именно таким:
Ломотой простреленных костей,
Немотою обожженных рук.

Чувство тревоги вызывается с помощью постоянно меняющегося ритма. Каждая строфа произведения отличается по способу рифмовки от другой. В первой строфе рифма кольцевая abba, во второй – парная aabb. Третье и пятое четверостишия имеют перекрестную рифмовку abab, а четвертое – снова парную. Таким образом, ритм постоянно сбивается, не давая читателю привыкнуть и расслабиться.

Усилению напряжения служит и звукопись. Автор прибегает к аллитерациям, повторяя взрывные, трескучие сочетания согласных: «Стволы», «поСТель», «коСТей»; «гром», «прудом», «вдруг» и др.

Атмосфера напряжения усиливается благодаря противопоставлениям. Поэт изображает вроде бы светлые картины, напоминающие о доме, родине. Здесь и пни с медовой смолой (на ум сразу приходит есенинская черемуха с медвяной росой), и стройные сосны, и постель, и оживленная возня женщин у реки. Но все эти образы словно заражены пережитой болью, поэтому они блекнут и меняют краски. Самые слова теперь имеют «цвет орудийного ствола».

Хотя автор и уверен, что состояние таких как он не излечить, но все же хочется верить, что тревога со временем пройдет, и душевные раны смогут затянуться.

Давид СамойловРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 29.06.2023 05:24 0 Шабарчин Сережа.

Прочитать стихотворение Н.А. Некрасова » Железная дорога». Дать развернутый ответ на вопрос : В чем

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 05:05 0 Горобець Кира.

ДАЮ все БАЛЛы СРОЧНО Задание № 2. Ниже даны имена героев повести Н.В. Гоголя «Ночь Рождеством». По

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 05:04 0 Басидаш Елизавета.

-Как у Прометея ПОЯВИЛСЯ огонь?Срочно пж литра​

Ответов: 2

Литература 29.06.2023 05:03 0 Кудряшова Марина.

Даю 50 баллов!!! Глагол «учить» имеет несколько значений. Одно из них «передавать знания, делиться

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 05:03 0 Аксёнова Алёна.

Составьте сочинение на тему «Тарас И Бульба» по плану. 1. Начало.2. Основная часть. 2.1. Поведение

Ответов: 2

Литература 29.06.2023 05:32 0 Абельченко Лиля.

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА ¡ Как вы думаете почему роман Пушкина «капитанская дочка»нельзя исключать из шко

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 05:08 0 Кот Тёма.

Капитанская дочка. Андрей Петрович ГриневОтношение к людямОтношение к службеОтношение к воспитанию

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 05:07 0 Молоков Миша.

Поделитесь своим мнением об отношении человека к природе на основе стихотворений А.С. Пушкина «Зимне

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 05:04 0 Әлби Қуаныш.

СРОЧНО ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!!! ОТВТЬТЕ НА ВОПРОС ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.В ГОГОЛЯ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 05:00 0 Бахшиев Артем.

укажи пословицу отражающее основную мысль сказки Александра Сергеевича Пушкина о мёртвой царевне и с

Ответов: 2

История создания

Давид Самойлов прошел военные действия от их начала до конца. И несмотря на то, что ему пришлось пережить, писатель находил время и вдохновение, чтобы создать очередное бессмертное произведение. Нельзя сказать, что война была главным вдохновителем для его поэзии, но, пережив многие трагические моменты, он старался изложить на бумаге ту боль и горестное чувство пережитых лет.

Его работы были близки для каждого читающего. В них он описывал фронтовую жизнь. И несмотря на победу, которая была радостна для всего Советского Союза, Самойлов так и не смог забыть чувство горести и печали от потери близких товарищей. Ведь тем, кому пришлось защищать родную землю от немецких захватчиков, так и не посчастливится создать семьи, прожить долгую и счастливую жизнь под мирным, голубым небом.

Сюжетная линия и анализ содержания

Известно, что Д. Самойлов родился в обеспеченной еврейской семье. Отец его был известным врачом-венерологом, однако хорошее материальное состояние и внешнее благополучие не было в начале 20 века гарантией спокойной и беспечной жизни для еврейской семьи. В это время буйствовали погромы, от которых вынуждены были бежать с маленьким ребенком на руках родные поэта.

В стихотворении описываются сборы семьи и спешный отъезд из родного дома. Окунаясь в свои детские воспоминания, Д.Самойлов передает именно то, что ему запомнилось, когда он был совсем еще малышом:

Маленькие дети всегда запоминают только самые яркие образы, именно они остаются с ними на протяжении всей жизни, затмевая собой насущные события и причины, которые их вызвали. Вот и в произведении «Выезд» отражается этот спешный отъезд таким, каким его видели глаза ребенка:

Казалось бы, автор с теплотой и любовью вспоминает родной город, молодых родителей, мысли о которых согревают любого человека, но в произведении чувствуется какая-то тревожность, которую объяснить маленький ребенок не может, он лишь пропускает через себя образы, передающие ему эту необъяснимую для него тревогу:

Это раскричались своим резким и неприятным криком московские вороны, предвещающие недоброе. Конь споткнулся о булыжник на мостовой – атмосфера еще больше накаляется.

Давид Самойлов очень точно передал нервное напряжение, висящее в воздухе. У произведения открытый финал: оно заканчивается тем, что пролетка все продолжает куда-то ехать – «незнамо куда».

Анализ стихотворения Самойлова «Сороковые»

Имя Давида Самойлова мало что может сказать современному поколению, хотя еще полвека назад оно было на слуху у подавляющего большинства жителей СССР. Это достаточно известный поэт-фронтовик, на стихи которого было создано множество песен. Практически все они посвящены событиям Великой Отечественной войны, которая круто изменила жизнь 20-летнего московского паренька, вынужденного оставить литературный институт и стать пехотинцем. Однако именно в 1941 году Давид Самойлов начал печатать свои первые стихи, посвященные фронтовым событиям, которые впоследствии вошли в его дебютный сборник под названием «Ближние страны».

Позже автор вновь вернулся к теме войны, написав в 1961 году свое знаменитое стихотворение «Сороковые». Спустя почти два десятка лет Давид Самойлов по-прежнему не мог избавиться от того ужаса, который ему довелось пережить на фронте. Война для него – это «извещенья похоронные и перестуки эшелонные», толпы беженцев, которые пытаются прорваться в тыл. Однако именно на этот сложный период истории пришлась молодость поэта, который даже под свистом пуль не утратил способности остро чувствовать окружающий мир, кокетничать с незнакомыми девчонками и хромать сильнее из-за ранения, чтобы произвести на них впечатление
.

Все имущество поэта составляет «табак в кисете» да «мундштук наборный», которым автор очень гордится. Сам он «худой, веселый и задорный», словно бы и нет войны. Но именно ощущение постоянной опасности обостряет чувства людей, которые начинают ценить каждое мгновение своей жизни. Видимо, поэтому даже незначительные события военного периода так прочно врезались в память Давида Самойлова и спустя 20 лет трансформировались в стихотворение, наполненное легкой грустью, запоздалой тревогой, безудержной лихостью и даже некоторым позерством. Впрочем, все это присуще молодости. И спустя годы автор, вспоминая прошлое, не перестает удивляться тому, что жизнь сплела в один причудливый клубок такие понятия, как «война, беда, мечта и юность», которые, казалось бы, несовместимы
. Но возраст все же берет свое, к постоянному гулу шпал и самолетов, рокоту артиллерии и виду погорельцем привыкаешь так же быстро, как и простым радостям мирной жизни, которые на войне кажутся недосягаемыми. Однако это не мешает поэту наслаждаться жизнью только потому, что он молод и полон сил, а также веры в то, что рано или поздно весь ужас войны закончится. Никому не дано знать, удастся ли в ней выжить, и осознание простой истины, что в любой момент можно погибнуть, заставляет дышать полной грудью. «Война гуляет по России, а мы такие молодые» — в этой фразе заключена суть всего стихотворения, которым автор хотел подчеркнуть, что даже на фронте можно не разучиться радоваться мелочам, которые спустя годы вспоминаешь с теплотой и ностальгией.

Анализ стихотворения «Сороковые» — Самойлов

class=»entry-content clearfix»>

Давид Самойлов — писатель, которому пришлось жить в военный период, да не просто жить, а стать участником военных действий. Уже в первые дни войны он рыл окопы в Вязьме, после был пулеметчиком, разведчиком, участвовал в прорыве Ленинградской блокады. Воевал под Берлином, Варшавой. Словом, это человек, который принимал непосредственное участие в защите страны. При этом он еще и писал. Писал о войне и обо всем том, что несет с собой война. Начал свою творческую деятельность Самойлов в 1941 году, став поэтом-фронтовиком.

Самойлов Сороковые

И вот война завершилась, а боль не утихала даже по истечении двадцати лет. Страшное время невозможно забыть. Нельзя стереть с памяти то, как молоды парни берут в руки оружие и идут против врага. Незатухающая боль заставляет писателя взяться за чистый лист бумаги и перо. Так появилось стихотворение Сороковые.

Стих Самойлова Сороковые роковые стал масштабной картиной мира, где герой уже в зрелом возрасте, много повидав, пережив военное время, размышляет о прошедших годах, о юности, которую настигла война. Это произведение — где автор делится мыслями, что не дают ему покоя, пытаясь хоть на листе бумаги оставить часть своей боли.

Анализ стихотворения

И вот, знакомясь с работой Самойлова Сороковые, чтобы сделать анализ произведения, мы видим изображенную картину сурового времени, тех роковых лет, что принесли смерть, потери, страдания, ломая судьбы всех людей.

Какие они были сороковые годы? Это годы горя с отзвуком похоронных извещений и эшелонного перестука. И одни погорельцы вокруг. Ужасная картина вырисовывается перед читателем.

Герой стихотворения вспоминает себя во время Великой Отечественной Войны. Он тогда был молодым, худым и задорным. На голове ушанка и прикрепленная звезда, которую он вырезал из банки. Пока еще веселый герой пытается казаться мужественным и балагурит с девчонками. Как ни странно, но здесь сумели переплестись такие казалось бы несовместимые вещи, как война, беда, юность и мечта. Так было предначертано судьбой людям, жившим в военное время. Паренек все понимает, и пусть еще не до конца осознает насколько страшна война.

Автор, вырисовывая эти строки на бумаге, обернувшись в прошлое, смотрит на себя со стороны в то время, когда война еще не коснулась его по-настоящему, когда еще не было всего трагизма реальной ситуации. Это придет позже.

Анализируя стихотворение Сороковые роковые Самойлова и читая последние строчки, где автор пишет, как гуляет по стране война в пороховые и свинцовые годы

Но даже в то страшное время, они не теряли способности кокетничать и заигрывать с девчонками, хромая сильнее из-за ранения, чтобы привлечь к себе их внимание

Самое важное, что даже на фронте люди не разучились радоваться мелочам. И хотя никому не было известно, кто выживет в этой схватке, а кто будет убит, нужно было научиться дышать полной грудью и верить в то, что весь этот ужас вскоре прекратится. И они верили, они радовались

По крайней мере, именно это я увидела в словах автора

И они верили, они радовались. По крайней мере, именно это я увидела в словах автора

И хотя никому не было известно, кто выживет в этой схватке, а кто будет убит, нужно было научиться дышать полной грудью и верить в то, что весь этот ужас вскоре прекратится. И они верили, они радовались. По крайней мере, именно это я увидела в словах автора.

Сюжетная линия и анализ содержания

Известно, что Д. Самойлов родился в обеспеченной еврейской семье. Отец его был известным врачом-венерологом, однако хорошее материальное состояние и внешнее благополучие не было в начале 20 века гарантией спокойной и беспечной жизни для еврейской семьи. В это время буйствовали погромы, от которых вынуждены были бежать с маленьким ребенком на руках родные поэта.

В стихотворении описываются сборы семьи и спешный отъезд из родного дома. Окунаясь в свои детские воспоминания, Д.Самойлов передает именно то, что ему запомнилось, когда он был совсем еще малышом:

Маленькие дети всегда запоминают только самые яркие образы, именно они остаются с ними на протяжении всей жизни, затмевая собой насущные события и причины, которые их вызвали. Вот и в произведении «Выезд» отражается этот спешный отъезд таким, каким его видели глаза ребенка:

Казалось бы, автор с теплотой и любовью вспоминает родной город, молодых родителей, мысли о которых согревают любого человека, но в произведении чувствуется какая-то тревожность, которую объяснить маленький ребенок не может, он лишь пропускает через себя образы, передающие ему эту необъяснимую для него тревогу:

Это раскричались своим резким и неприятным криком московские вороны, предвещающие недоброе. Конь споткнулся о булыжник на мостовой – атмосфера еще больше накаляется.

Давид Самойлов очень точно передал нервное напряжение, висящее в воздухе. У произведения открытый финал: оно заканчивается тем, что пролетка все продолжает куда-то ехать – «незнамо куда».

Композиция

Композиционная структура стихотворения имеет кольцевой тип построения. Первые и последние две строфы произведения представляют общую картину, в то время как три центральные строфы являются описанием, отношением лирического героя, переступившего порог зрелости, к самому себе в юности.

  • Первые два четверостишия раскрывают читателям картину военного времени. Тысячи погибших жизней, бесконечные эшелоны эвакуированных людей, повсюду смерть, боль и разруха.
  • Во второй части автор обращается к самому себе, только юному, оказавшемуся в самой гуще войны. Поэт с добротой и некоторой иронией вспоминает себя в молодости, ведь двадцать лет назад он был наивен, доверчив и при этом весьма самоуверен.
  • В третьей части в шестой строфе автор сводит повествование к обобщению, в котором сливаются воедино судьба героя и его большой родины. В седьмой строфе происходит повторение строк, благодаря чему композиция стихотворения замыкается в кольцо.

Художественно-выразительные средства и стихотворный размер

Стихотворение чрезвычайно мелодично, как и вся поэзия Д. Самойлова. Постоянно повторяющиеся практически в конце каждого четверостишия слова о том, что «мы едем куда-то» добавляют цикличность происходящему: после воспоминаний о ночной Москве, куполах, извозчике автор снова и снова возвращается к теме дороги, которая неотступно и навязчиво присутствует в памяти поэта. Эта цикличность одновременно и дает мелодичность, и добавляет тревожности в повествование.

Преобладающее ощущение беспокойства при чтении стихотворения достигается благодаря таким олицетворениям, как «куполов угасает огонь», «пролетка крылата» и эпитетам «извозчик лихой, завитой», «старинная конка».

Также автор часто прибегает к недоумевающим или вопросительным предложениям, которые подчеркивают беспомощность малыша, смотрящего на этот мир и на происходящие в нем последствия событий, которые заставили семью с маленьким ребенком сорваться с места и ехать куда-то в ночь.

Произведение особенно интересно двойственностью чувств, им вызванных. С одной стороны – тоска по детству, образы молодой матери и отца, наполненные теплотой, с другой – суматоха, из-за внезапного, непредвиденного отъезда. Отсюда – непонимание причин происходящего, тревожность, проскальзывающая в каждой строчке и передающаяся читателю. Как и вся поэзия автора, «Выезд» характеризуется чрезвычайной ассоциативностью, которая достигается за счет особого ритма, а также различных средств художественной выразительности.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 06.06.2023 10:26 76 Андреева Милана.

Какие жизненные уроки можно извлечь из произведений современной литературы 20,21века специалистам мч

Ответов: 1

Литература 03.06.2023 17:12 9 Зузулина Даша.

Краткое содержание «Как жили в Куморе» А. Кирпищиковой. Отдаю все баллы

Ответов: 2

Литература 27.06.2019 07:21 40 Самаренкова Даша.

Пожалуйста скажите краткое содержание для читательского дневник Георгия Скребицкого сказки следопыта

Ответов: 1

Литература 07.04.2019 10:27 252 Майоров Евгений.

Помогите!Краткий краткий пересказ Серебрянный корабль Коргуева!!!!!

Ответов: 1

Литература 05.05.2021 14:13 130 Бойко Ксения.

Найдите Мотив запрета иСчастливыйфинал в сказка м.м Пришвина «кладовая солнца» даю 10 баллов​

Ответов: 2

Литература 10.06.2023 18:34 6 Самсонов Олег.

1. Напишите письменную работу (объем 100 — 120 слов), сравнивая рассказ Л. Толстого «Кавказский плен

Ответов: 1

Литература 13.06.2023 05:08 3 Крутских Андрей.

Правильним є твердження: «Балади …​

Ответов: 1

Литература 29.10.2020 14:05 13 Kushnirenko Stanislav.

Сочинение Жилин и Костылин — Разные судьбы. План. 1. Разница в характере проявляется уже в сцене н

Ответов: 1

Литература 19.01.2020 00:18 14 Лосев Рома.

Пожалуйста помогите ! Завтра сдавать! Задание 4 Сказка Болтливая птичка! Нужна Сказка? Пишите в ко

Ответов: 1

Литература 13.06.2018 15:15 29 Зеленкина Соня.

Как проявляется характер тараса бульбы в отношении к жене и детям

Ответов: 1

Художественно-выразительные средства и стихотворный размер

Стихотворение чрезвычайно мелодично, как и вся поэзия Д. Самойлова. Постоянно повторяющиеся практически в конце каждого четверостишия слова о том, что «мы едем куда-то» добавляют цикличность происходящему: после воспоминаний о ночной Москве, куполах, извозчике автор снова и снова возвращается к теме дороги, которая неотступно и навязчиво присутствует в памяти поэта. Эта цикличность одновременно и дает мелодичность, и добавляет тревожности в повествование.

Преобладающее ощущение беспокойства при чтении стихотворения достигается благодаря таким олицетворениям, как «куполов угасает огонь», «пролетка крылата» и эпитетам «извозчик лихой, завитой», «старинная конка».

Также автор часто прибегает к недоумевающим или вопросительным предложениям, которые подчеркивают беспомощность малыша, смотрящего на этот мир и на происходящие в нем последствия событий, которые заставили семью с маленьким ребенком сорваться с места и ехать куда-то в ночь.

Произведение особенно интересно двойственностью чувств, им вызванных. С одной стороны – тоска по детству, образы молодой матери и отца, наполненные теплотой, с другой – суматоха, из-за внезапного, непредвиденного отъезда. Отсюда – непонимание причин происходящего, тревожность, проскальзывающая в каждой строчке и передающаяся читателю. Как и вся поэзия автора, «Выезд» характеризуется чрезвычайной ассоциативностью, которая достигается за счет особого ритма, а также различных средств художественной выразительности.

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Война гуляет по России, а мы такие молодые!

Лучшие стихи про войну Давида Самойлова

Сороковые

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Перебирая наши даты

Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в сорок первом шли в солдаты
И в гуманисты в сорок пятом.

А гуманизм не просто термин,
К тому же, говорят, абстрактный.
Я обращаюсь вновь к потерям,
Они трудны и невозвратны.

Я вспоминаю Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.
Я сам теперь от них завишу,
Того порою не желая.

Они шумели буйным лесом,
В них были вера и доверье.
А их повыбило железом,
И леса нет — одни деревья.

И вроде день у нас погожий,
И вроде ветер тянет к лету…
Аукаемся мы с Сережей,
Но леса нет, и эха нету.

А я все слышу, слышу, слышу,
Их голоса припоминая…
Я говорю про Павла, Мишу,
Илью, Бориса, Николая.

Если вычеркнуть войну

Если вычеркнуть войну,
Что останется — не густо:
Небогатое искусство
Бередить свою вину.
Что ещё? Самообман,
Позже ставший формой страха.
Мудрость — что своя рубаха
Ближе к телу. И туман…
Нет, не вычеркнуть войну.
Ведь она для поколенья —
Что-то вроде искупленья
За себя и за страну.
Простота её начал,
Быт жестокий и спартанский,
Словно доблестью гражданской,
Нас невольно отмечал.
Если спросят нас гонцы,
Как вы жили, чем вы жили?
Мы помалкиваем или
Кажем шрамы и рубцы.
Словно может нас спасти
От упрёков и досады
Правота одной десятой,
Низость прочих девяти.
Ведь из наших сорока
Было лишь четыре года,
Где прекрасная свобода
Нам, как смерть, была близка.

Почитайте на нашем сайте стихи о войне других поэтов:Юлия Друнина. Стихи о войнеАнна Ахматова. Стихи о войнеКонстантин Симонов. Стихи о войнеОльга Берггольц. Стихи о войнеРоберт Рождественский. Стихи о войнеЭдуард Асадов. Стихи о войнеБулат Окуджава. Стихи о войнеМуса Джалиль. Стихи о войнеЕвгений Евтушенко стихи о войнеВладимир Высоцкий. Стихи о войне

Послушайте одно из лучших стихотворений Давида Самойлова «Сороковые» в исполнении Юрия Беляева.

https://youtube.com/watch?v=Z24hqiRLjdo

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: