Основная идея
Смысл стихотворения Ахматовой «Любовь» отражает не только авторское восприятие любви, но и может служить общей догмой для всего поколения наивных фаталистов, находящихся в диссонансе между свойственным тому времени всеохватывающим желанием назвать все по имени и приверженностью к старым романтическим канонам, придающим любви привлекательную отвлеченность. Вроде как хочется избегать мучительных рефлексий и изживших себя условностей, но стоит лишь открыть французский роман и сразу хочется и пострадать, и помучиться, и страстно примириться, и описать все в красках. Противоречивы прихоти человеческие.
Точно так же противоречива и любовь. И не потому, что люди, ею одержимые — инфантильные противоречивые кретины. Она такова по своей природе: это чуть позже докажет всему миру старик Фрейд, определив основы для зарождения любви, главными из которых были привязанность и, как ни странно, ненависть. Своего рода любовь — и есть маятниковое движение между двух полюсов: живительного, легкого и приятного, и угнетающего, запредельно запутанного и мучительного. И главное, человек не может отклониться от этого движения. Он, счастливый обыватель любви — ее же бесправнейший пленник, вынужденный на пути к гармонии рассчитывать на судьбу, Бога, случай, но только не на себя. Бессильного перед чувством, которое рушило и возрождало судьбы, сжигало дотла города и высаживало на их пепелищах прекрасные сады. Такова главная мысль стихотворения «Любовь».
Анализ стихотворения Ахматовой «Творчество»
В своих автобиографических воспоминаниях Анна Ахматова неоднократно упоминала о том, что с детства мечтала быть поэтом. Более того, она утверждала, что ее судьба была предопределена заранее, и кто-то свыше постоянно посылал будущей поэтессе знаки, недвусмысленно указывающие на ее принадлежность к миру литературы.
Свое первые стихи Ахматова написала довольно рано, и в 22 года уже издала первый поэтический сборник под названием «Вечер», который стал настоящей сенсацией в литературных кругах. Тем не менее, автор никогда не затрагивала тему своего отношения к поэзии, считая, что этот вопрос весьма деликатен. Среди многочисленных произведений Ахматовой есть лишь одно, в котором она попыталась рассказать, как рождаются на свет ее поэтические экспромты. Стихотворение «Творчество» было написано в 1936 году, но многие отнеслись к нему с недоверием. Ведь поэтесса представила сам литературный процесс в виде некоего мистического действия, глубокого катарсиса, который происходит под воздействием высших сил. Естественно, что с такой трактовкой творчества в СССР не могли согласиться, поэтому восприняли его, как очередное чудачество 47-летней поэтессы, не заслуживающего особого внимания.
Между тем, это одно из немногих литературных произведений, в котором автор так точно и искренне описывает литературный процесс. Ее стихи рождаются из некоего хаоса, и в этом напоминают Вселенную. «Мне чудятся и жалобы, и стоны, сужается какой-то тайный круг», – пишет Ахматова, признаваясь, что в моменты творчества словно бы находится в некоем эпицентре катаклизма. Складывается впечатление, что еще немного, и водоворот событий и впечатлений буквально захлестнет автора, чтобы перенести в иную реальность.
Но сквозь хаос постепенно начинают проступать черты будущего стихотворения, что доставляет Ахматовой ощущение настоящего счастья и дает власть над другими людьми. «В этой бездне шепотов и звонов встает один, все победивший звук», – отмечает поэтесса. Именно это она чувствует в тот момент, когда находит новую тему для своих произведений, улавливает их настроение и понимает, что еще немного, и настанет тот удивительный момент, когда звуки начнут складываться в слова. Будущее стихотворение ассоциируется у Ахматовой со звуком, который обладает удивительной силой. И на его фоне все другие шумы попросту исчезают, открывая простор для творчества. В такие моменты поэтесса слышит, «как в лесу растет трава, как по земле идет с котомкой лихо». Именно в эти моменты на свет рождаются первые слова будущего стихотворения, обладающие особой красотой и восхитительной мягкостью. Вместе с ними приходят и «легких рифм сигнальные звоночки»: поэтесса словно бы пробует на вкус каждое выражение, меняет его эмоциональную и смысловую окраску, подбирая более точный вариант, который в этот момент наиболее полно отвечает ее внутренним ощущениям.
Потом наступает момент, когда автору удается ухватить всю суть произведения целиком, почувствовать его гармонию и изысканность. «Тогда я начинаю понимать, и просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь», – отмечает поэтесса, все еще не до конца веря в то, что новое произведение уже появилось на свет. Этот ритуал общения с миром собственных фантазий Ахматова считает мистическим и видит в нем высшую волю. Она не приукрашивает собственные таланты и достижения, считая, что кто-то невидимый вкладывает ей определенные мысли и желания, а потом диктует поэтические строки, которые превращаются в удивительно романтичные, яркие и наполненные удивительной силой стихи.
Анна АхматоваРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
История создания
Изначально поэтесса планировала написать лирический цикл стихов, посвященный периоду реакции, который застиг разгорячённую революционную Россию врасплох. Как известно, после окончания гражданской войны и воцарения относительной стабильности новое правительство устроило показательные расправы над инакомыслящими и чуждыми пролетариату представителями общества, и закончилась эта травля настоящим геноцидом российского народа, когда людей сажали в тюрьмы и казнили, пытаясь угнаться за планом, данным «сверху». Одними из первых жертв кровавого режима стали ближайшие родственники Анны Ахматовой – Николай Гумилев, ее супруг, и их общий сын, Лев Гумилев. Мужа Анны расстреляли в 1921 году, как контрреволюционера. Сына арестовали лишь за то, что он носил фамилию отца. Можно сказать, что именно с этой трагедии (гибель супруга) началась история написания «Реквиема». Так, первые фрагменты были созданы еще в 1934 году, и их автор, поняв, что потерям русской земли не будет скорого конца, решил объединить цикл стихов в единое тело поэмы. В 1938-1940 годах она была завершена, но по понятным причинам не опубликована. Именно в 1939 Льва Гумилева посадили за решетку.
В 1960-е годы, в период оттепели, Ахматова читала поэму преданным друзьям, но после чтения всегда сжигала рукопись. Однако ее копии просочились в самиздат (запрещенную литературу переписывали от руки и передавали из рук в руки). Затем они попали за границу, где и были опубликованы «без ведома и согласия автора» (эта фраза являлась хоть каким-то гарантом неприкосновенности поэтессы).
Образы и символы
В этом стихотворении, так же как и в другой гражданской лирике, присутствует образ Родины. Ахматова представляет читателям ее не в виде страны, а землей, которая всегда своя, хоть и грязная, неровная. В произведении нет большого количества символов, автор пишет о родине, как о художественном образе.
Образом лирического героя служит сама поэтесса, поэтому все выражаемые им мысли ее собственные. Анна рассказывает не только о том, что есть для нее отечество, но и на какие поступки она сама готова ради него пойти. Она спокойно выражает свои мысли, не используя при этом знаков восклицания. Несмотря на сухость произведения, создается впечатление, что Ахматова говорит о любви к родине с тихой печалью. Ведь это чувство просто есть, оно существует и от него никуда не деться.
Проблемы
Проблематика стихотворения «Любовь» близка каждому из нас:
- Проблема доверия . Исходит из конфронтации темы фатализма и страха. Ахматова напоминает, что перед человеком перманентно стоит выбор между сентиментальностью, пребывая в которой обыкновенно и находят истинное счастье, и флегматическим скепсисом, защищающим человека от опасностей глубин собственной души, в которых кроются убийственные комплексы и болевые точки, особенно страдающие у искренне любящих людей.
- Проблема природы любви . Ахматова понимает многогранность любви, ее противоречивость и ситуативность, однако причины того, почему первоосновное чувство, из которого зародился мир, создано изначально сложным, полным барьеров и препятствий. Поиск причины того поэтесса делегирует читателю, ориентирующемуся на собственные реалии и собственное видение мира,
Идейный анализ стихотворения Ахматовой «Молитва»
Анализ стихотворения Ахматовой «Молитва» уместно начать с реплики ее великого современника – Осипа Мандельштама. Однажды он заметил, что поэзия Анны Андреевны близка к тому, чтобы стать одним из символов величия России. Миссия поэта стала определяющим, глубинным смыслом ее жизни.
Предпосылки создания, жанровый анализ стихотворения «Молитва»
Ахматова написала это небольшое лирическое произведение в 1915 году, в самые тяжкие годы Первой мировой войны, на фронтах которой сражался с врагом ее муж, поэт Николай Гумилев. Война, конечно, была трагедией века, и это особенно остро чувствовали люди искусства. И именно они терзались чувством вины за то, что не смогли противостоять духовно-нравственному падению, выразившемуся в «апокалипсической» бойне, охватившей мир и губившей Россию.
Композиционно это маленькое, в восемь строк, стихотворение соответствует жанру, заявленному в его названии: молитва. Это действительно доверительное и горячее обращение к Богу, мольба, которая начинается с кульминации. Лирическая героиня жертвует самым дорогим ради благоденствия родины. Она просит у Бога «горькие годы недуга», усиливая мольбу экспрессивными подробностями: «задыханья, бессонницу, жар». Затем муза поэта идет еще дальше — просит Всевышнего: «Отыми и ребенка, и друга». Она, наконец, готова поступиться самым дорогим: «таинственным песенным даром» в обмен на то, чтобы свершилась желанная чудесная трансформация «туча над темной Россией стала облаком в славе лучей». Поэтическая антитеза тучи над страной и облака в славе лучей апеллирует к библейскому противопоставлению, где первая является метафорой злой, несущей смерть силы (как, например, в книге пророка Иезекиля, гл. 38, с. 9), а вторая обращена к Христу, сидящему в облаке славы.
Анализ стихотворения Ахматовой «Молитва»: сила патриотического порыва
Анна Андреевна была глубоко верующим человеком и хорошо понимала силу сказанного в молитве слова. Каким было духовное напряжение, которое прорвалось в эти выразительные строки? Внутренняя борьба, метания, сомнения – все позади, и теперь звучит вот это жертвенное литургическое прошение. Она не могла не сознавать того, что все сказанное сбудется. И оно сбылось. Было подписано мирное соглашение, война закончилась — хоть и не славой для России, но сохранением миллионов жизней, отдыхом после долгих изматывающих дней и ночей. А скоро грянула революция, гражданская война. Был расстрелян по вымышленному приговору за связь с белогвардейцами муж Ахматовой – Николай Гумилев, арестован ее сын. Личная трагедия усугубилась ужасом кровавого террора большевиков. Свершилось то, о чем писала Анна Ахматова. «Молитва» (анализ стихотворения подтверждает это) не просто продемонстрировала силу поэтического слова, но утвердила ту особенность, которой отличаются стихи этого глубокого поэта: умение выйти за рамки интимной психологической сферы и возвыситься до поэтической декларации любви в глобальном ее проявлении. Это и есть истинный патриотизм и настоящая пронзительная любовь к своей стране.
Лирический язык
Одного не забрал у Ахматовой Бог – самобытного поэтического дара, ставшего драгоценным достоянием России, которую она так любила. Характерная черта ее лирики – диалог с воображаемым собеседником. Этот художественный прием присутствует в ее ранних стихах, в которых лирическая героиня объясняется с любимым или описывает свое внутреннее состояние. Анализ стихотворения Ахматовой «Молитва» дает понять: теперь в ее творческом диапазоне появляются новый масштаб и интонация. Но поэтика не меняется. По-прежнему есть невидимый собеседник, который знает все ее тайны и подробности жизни и у которого есть власть решить ее судьбу. И таким же емким и образным, как во всех предыдущих и последующих стихах, оказывается финал произведения: зрительно ощутимая и поражающая красотой картина великолепной и знакомой каждому человеку метаморфозы, когда мрачную тучу внезапно пронзают изнутри солнечные лучи, и она вдруг превращается в ослепительно сияющее облако.
В заключение
В творчестве Анны Андреевны Ахматовой неразделимы слово, вера и любовь. Любовь она понимала по-христиански широко: это и трепетные отношения между двумя людьми, и горячая, жертвенная любовь к родине и людям. Анализ стихотворения Ахматовой «Молитва» в свое время привел поэта Наума Коржавина к выводу о том, что ее лирика дает возможность назвать эту великую женщину в полном смысле слова народным поэтом.
Интимная лирика А.А. Ахматовой
В интимной лирике Анна Андреевна не ограничивается описанием влюбленных и их отношениями. Её больше интересует внутренний мир влюбленных, которому она уделяет особое место. Ёе творчество неповторимо, стихотворения отличаются своей оригинальностью и чувственностью. В своих стихотворениях Анна Андреевна открывает самые сокровенные чувства своей лирической героини. Что же касается мыслей героини, то они очень глубокие и философские.
Анна Ахматова раскрывает все то самое сокровенное, что есть у каждого человека. Возможно, благодаря своей искренности, чувственности и неповторимости творчество Анны Андреевны Ахматовой до сих пор пользуется большой популярностью. Она не лукавит, не старается показаться лучше. Нет, она показывает все вещи такими, какие они есть на самом деле.
Через всю свою творческую жизнь Анна Андреевна пронесла духовную связь со своей родиной. Она готова пойти на любые жертвы ради неё, отказавшись от собственного счастья и близости с самыми родными. Это можно увидеть в произведении «Молитва», события которого, к сожалению, исполнились в жизни поэтессы.
«Вещи и лица» в поэзии Ахматовой
Психологизм – отличительная черта ахматовской поэзии. О. Мандельштам утверждал, что «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века… Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу» («Письма о русской поэзии»).
Но психология, чувства в стихах поэтессы передаются не через непосредственные описания, а через конкретную, психологизированную деталь. В поэтическом мире Ахматовой очень значимыми являются художественная деталь, вещные подробности, предметы быта. М. Кузмин в предисловии к «Вечеру» о. Н. Гумилев в 1914 году в «Письме о русской поэзии» заметил: «Я перехожу к самому значительному в поэзии Ахматовой, к ее стилистике: она почти никогда не объясняет, она показывает». Показывая, а не объясняя, используя прием говорящей детали, Ахматова добивается достоверности описания, высочайшей психологической убедительности. Это могут быть детали одежды (меха, перчатка, кольцо, шляпа и т.п.), предметы быта, времена года, явления природы, цветы, и т.д., как, например, в знаменитом стихотворении «Песня последней встречи»:Песня последней встречи Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала – их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой, Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый! И я тоже. Умру с тобой…» Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем. 1911 Надевание перчатки – жест, ставший автоматическим, его совершают не задумываясь. И «путаница» здесь свидетельствует о состоянии героини, о глубине потрясения, испытываемого ею.
Ахматовским лирическим стихотворениям свойственна повествовательная композиция. Стихи внешне почти всегда представляют собой простое повествование – стихотворный рассказ о конкретном любовном свидании с включением бытовых подробностей:
В последний раз мы встретились тогда На набережной, где всегда встречались. Была в Неве высокая вода, И наводненья в городе боялись. Он говорил о лете и о том, Что быть поэтом женщине – нелепость. Как я запомнила высокий царский дом И Петропавловскую крепость! – Затем, что воздух был совсем не наш, А как подарок Божий – так чудесен. И в этот час была мне отдана Последняя из всех безумных песен. 1914
Б. Эйхенбаум в 1923 году писал: «Поэзия Ахматовой – сложный лирический роман». Стихи Ахматовой существуют не в отдельности, не как самостоятельные лирические пьесы, а как мозаичные частицы, которые сцепляются и складываются в нечто похожее на большой роман. Для рассказа отбираются кульминационный моменты: встреча (нередко – последняя), еще чаще – прощание, расставание. Многие стихотворения Ахматовой могут быть названы маленькими повестями, новеллами.
Лирические стихи Ахматовой, как правило, невелики по объему: она любит малые лирические формы, обычно от двух до четырех четверостиший. Ей свойственны лаконизм и энергия выражения, эпиграмматическая сжатость: «Лаконизм и энергия выражения – основные особенности поэзии Ахматовой… Эта манера… мотивируется… напряженностью эмоции», – Б. Эйхенбаум. Поэзии Ахматовой свойственны афористичность и отточеность формулировок (например: «Сколько просьб у любимой всегда! У разлюбленной слез не бывает»), свойственна пушкинская ясность, особенно поздней ее поэзии. В стихах Ахматовой мы не находим предисловий, она сразу приступает к повествованию, как бы выхваченному из жизни. Сюжетный принцип ее – «все равно с чего начинать».
►
Краткий анализ стихотворения «Реквием» Ахматовой
«Реквием» Ахматовой
В основе поэмы «Реквием» Анны Ахматовой лежит личная трагедия поэтессы. Анализ произведения показывает, что написано оно под влиянием пережитого в период, когда Ахматова, простаивая в тюремных очередях, пыталась узнать о судьбе своего сына Льва Гумилёва. А он трижды арестовывался властями в страшные годы репрессий.
Писалась поэма в разное время, начиная с 1935 года. Долго это произведение хранилось в памяти А.Ахматовой, читала только друзьям. А в 1950 поэтесса решилась записать его, но опубликовалось оно только в 1988 году.
По жанру «Реквием» задумывался как лирический цикл, а позднее уже был назван поэмой.
Композиция произведения сложная. Состоит из таких частей: «Эпиграф», «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», десять глав. Отдельные главы имеют название: «Приговор» (VII), «К смерти» (VIII), «Распятие» (X) и «Эпилог».
В поэме речь идёт от имени лирического героя. Это «двойник» поэтессы, авторский приём выражения мыслей и чувств.
Главная идея произведения — выражение масштабов народного горя. Эпиграфом А.Ахматова берёт цитату из своего же стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали». Словами эпиграфа выражена народность трагедии, причастность к ней каждого человека. И дальше в поэме продолжается эта тема, но масштаб её достигает громадных размеров.
Анна Ахматова для создания трагического эффекта употребляет практически все стихотворные размеры, различный ритм, а также разное количество стоп в строках. Этот её личный приём помогает остро ощутить события поэмы.
Автор использует различные тропы, которые помогают осмыслить переживания людей. Это эпитеты: Русь«безвинная», тоска «смертельная», столица «одичалая», пот «смертный», страданье «окаменелое», локоны«серебряные». Много метафор: «лица опадают», «летят недели», «перед этим горем гнутся горы»,«песню разлуки паровозные пели гудки». Встречаются и антитезы: «кто зверь, кто человек», «И упало каменное сердце на мою ещё живую грудь». Есть сравнения: «И старуха выла, как раненный зверь».
В поэме присутствуют и символы: сам образ Ленинграда — наблюдатель горя, образ Иисуса и Магдалины — отождествление со страданиями всех матерей.
Чтобы оставить память об этом времени, автор обращается к новому символу — памятнику. Поэтесса просит поставить памятник у тюремной стены не её музе, а в память о страшных репрессиях 30-х годов.
Другие материалы по творчеству автора:
- Анна Ахматова — Биография (КРАТКО)
- Анализ стихотворения «Реквием» Ахматовой
- Анализ стихотворения «Белой ночью» Ахматовой
- Характеристика стихотворения «Реквием» Ахматовой
- Анализ стихотворения «Гость» Ахматовой
- Анализ стихотворения «Двадцать первое. Ночь. Понедельник» Ахматовой
- Анализ стихотворения «Мужество» Ахматовой
- Анализ стихотворения «Небывалая осень построила купол высокий…» Ахматовой
- Анализ стихотворения «Смуглый отрок бродил по аллеям…» Ахматовой
- Анализ стихотворения «Сероглазый король» Ахматовой
Тема
В анализируемом стихотворении раскрывается тема мужества народа в борьбе за свою свободу и культуру. Система образов стихотворения необычная: лирическое «мы», мужество и русское слово. Чтобы усилить идейное звучание, А. Ахматова подает монолог от первого лица множественного числа. Таким образом, она показывает единство народа и его силу, приобщает к нему себя.
В первых стихах поэтесса от имени народа утверждает, что знает, какова цена событий, происходящих в их время. Для ее поколения «час мужества пробил». Анна Андреевна уверена, что мужество – главный союзник ее народа.
Вторая строфа напоминает клятву, которую люди дают родному слову. Лирическое «мы» заявляет, что готово умереть, «остаться без крова», лишь бы сохранить родную речь. Строки написаны в форме обращения к русскому слову. Такой прием подчеркивает любовь к Родине.
Дистих продолжает по смыслу предыдущую строфу и, в то же время, ставит точку в сказанном. В нем поэтесса обещает слову, что его спасут навеки и передадут потомкам.
Проблемы
Многогранна и злободневна проблематика поэмы «Реквием», ведь и сейчас жертвами политических репрессий становятся невиновные люди, а их родственники не в силах ничего изменить.
- Несправедливость. Сыновья, мужья и отцы стоявших в очередях женщин пострадали безвинно, их участь определяется малейшей принадлежностью к явлениям, чуждым новой власти. Например, сын Ахматовой, прототип героя «Реквиема», осужден за то, что носит фамилию своего отца, осужденного за контрреволюционную деятельность. Символом демонической силы диктатуры является кроваво-красная звезда, везде преследующая героиню. Это символ новой власти, который по своему значению в поэме дублируется со звездой смерти, атрибутом антихриста.
- Проблема исторической памяти. Ахматова боится, что горе этих людей забудут новые поколения, ведь власть пролетариата безжалостно уничтожает любые ростки инакомыслия и переписывает историю под себя. Поэтесса блестяще предугадала то, что ее «измученный рот» заткнут на долгие годы, запретив издательствам печатать ее работы. Даже когда запрет сняли, ее безжалостно критиковали и затыкали на съездах партии. Широко известен доклад чиновника Жданова, который обвинил Анну в том, что она является представительницей «реакционного мракобесия и ренегатства в политике и искусстве». «До убожества ограничен диапазон ее поэзии, — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной» — говорил Жданов. Этого она и боялась: под эгидой борьбы за интересы народа его безжалостно обокрали, лишив его огромного богатства отечественной литературы и истории.
- Беспомощность и бесправие. Героиня при всей своей любви бессильна изменить положение сына, как и все ее подруги по несчастью. Они вольны лишь ждать вестей, но помощи ждать не от кого. Правосудия нет, как и гуманизма, сочувствия и жалости, все захвачены волной душного страха и говорят шёпотом, лишь бы не спугнуть собственную жизнь, которую могут отнять в любую минуту.
«Смятение»
В данном произведении Анна Ахматова умудрилась заключить десятилетнюю трагедию в одном небольшом событии, слове. Она очень часто оставляла свои миниатюры незаконченными. Это было похоже на небольшой отрывок черновика, который не имел ни начала, ни конца. Данный прием давал возможность читателю пофантазировать, придумывая до конца сюжетную линию.
Так называемые стихи-фрагменты передается настоящая буря чувств и эмоций, которые, наконец-то, вырвались наружу. Одним из ярких тому примеров является стихотворение «Хочешь знать, как всё это было?..»
В этом, казалось бы, небольшом фрагменте, Анна Андреевна передает острый психологизм. Очень часто подобные произведения, которые больше напоминают заметки, были распространены намного больше. Они включали в себя большое количество действующих лиц, пейзаж и интерьер.
Неоднократно говорилось о том, что Анна Андреевна обладает некой тайной, загадкой. Странным казалась и её очень многословная любовная лирика. Своим творчеством она смогла добиться некого равенства полов в отношениях. Ошибочно будет считать, что в поэзии Ахматовой преобладает некое разочарование в любви. Нет, это далеко не так. Подобное чувство возникало из-за трагической судьбы супруга Анны Андреевны Николая Гумилева, который очень сильно пострадал из-за репрессий.
С уверенностью можно сказать, что основной чертой характера поэтессы являлась сила и мужество. Свою огромную силу духа она наглядно показывает в стихотворении «Мужество». Даже её любовной лирики коснулась эволюция и прогресс. Поэтессе начало казаться, что в своих произведениях она затрагивает лишь горести, блуждания и бури. Но если разобраться, как следует, то становится понятно, что она писала в первую очередь о страдании всего народа.
Поэтесса все чаще и чаще начинает поднимать тему бренности человеческого бытия, греховности и пороков. Именно поэтому её лирическая героиня начинает искать спасение в религии и молитве. Но молитва начинает соединяться с любовью и томлением.
Уже после революции в произведениях Ахматовой начинает подниматься тема совести. Благодаря этому, тема любовной поэзии протерпела некие изменения и отошла от обычных стандартов. Здесь поэтесса приводит пример боли и страданий, которые не имеют никакого отношения к данной ситуации. Все чаще и чаще начинают встречаться религиозны мотивы. Лирические произведения Анны Андреевны изменяют свой характер, затрагивая осмысливания судьбы всего огромного государства. В любовной истории последовательность все так же отсутствует – в нем нет определенного начала и завершения. А признание в любви больше напоминает некий отрывок невзначай подслушанного разговора.
Лирическая героиня стихотворений зачастую ведет монолог, находясь в каком-то полубредовом состоянии. Она так же не собирается объяснять все то, что происходит. Героиня делится с читателем лишь свои чувства и эмоции. Благодаря этому все лирические произведения поэтессы отличаются особой интимностью и открытостью души.
Поэтессе удалось соединить в своих лирических произведениях глубокие, драматические переживания, очарование, а так же всю неповторимость своей личности. Основной темой её творчества становится столь важная тема любви. Именно благодаря своей искренности и открытости, поэтессе удается найти свою аудиторию, которая с упоением наслаждается её произведениями. В них нет фальши, лжи, лишь открытая душа, чувства, эмоции и любовь.
Что касается раннего творчества Анны Андреевны, то его можно сравнить с некими записками лирического дневника. Она не пытается показать возвышенную и прекрасную любовь, как это делали большинство её современников. Нет, Анна Ахматова рассказывает о простых чувствах, с которыми человеку приходится сталкиваться на протяжении своей жизни неоднократно. Она рассказывает о разлуке, измене, отчаянии, радости. То есть о тех простых чувствах, которые каждый испытывал неоднократно.
Анна Андреевна пишет свои произведения на неком надрыве, показывая все чувства на их пике. В её произведения всегда присутствует некая драма, которая либо только начинается, либо заканчивается. Произведения Ахматовой всегда эмоциональные и яркие. Она не скупится на яркость и контраст. Это отличает произведения поэтессы от столь привычной нам поэзии, в которой мы привыкли к воспеванию чувств.
Основная идея
Несмотря на то, что Ахматова принадлежит к так называемому “потерянному поколению”, стихотворение «Мужество» вовсе не наполнено характерным флегматизмом, смирением с издевательствами рока событий. Руки поэтессы вовсе не опущены. Смысл стихотворения «Мужество» заключается в том, что автор становится на место метафорической Родины-Матери, поднимающей в бой сынов Отечества, вопреки желанию капризных тиранов подавить в них веру в собственную состоятельность, способность влиять на ход истории.
Ахматова говорит о том, что настало время отпрянуть от отчаяния и скептицизма, обратившись к спасительному мужеству и найти путеводную звезду, стремясь к чистоте и благородству которой будет “не страшно под пулями мертвыми лечь”. Такова главная мысль стихотворения «Мужество». Сложно отказаться от духовности и возвышенности помыслов на пути к спасению себя и родины. Ведь невозможно вечно искать лишь рациональные мотивы своего самопожертвования: жизнь постоянно опровергает их, они исчерпываются. Но убеждения, которые человек носит под сердцем, могут быть развенчаны только им самим, что при условии наличия искренней, трогательной веры в возможность собственного счастья, становится невозможным. Вера, любовь, ненависть, страсть и решимость облачают человека в особую броню, защищающую его от главного врага: не штыка, не пули, даже не артиллерийского снаряда — отчаяния.