Анализ стихотворения Фета «Ты говоришь мне: прости!..»
Стихотворение «Ты говоришь мне: прости…» состоит из четырёх строф. В строке содержится две стопы дактиля и один-два дополнительных слога. Четверостишия рифмуются перекрёстно по схеме abab. Лирический герой – сам автор.
Произведение было впервые напечатано в сборнике стихотворений Афанасия Афанасьевича Фета в 1850 году.
В основе сюжета – диалог между влюблённой парой, запечатлённый в памяти героя. Предаваясь воспоминаниям, молодой человек восстанавливает картины прошедшего вечера. Реплики дамы его сердца и его собственные ответы на них автор передаёт с помощью анафор – «Я говорю… Ты говоришь…». По первым же словам ясно, что персонажи переживают неприятное событие, возможно, расстаются. Причём девушка просит прощения, а мужчина уклончив. Он произносит неопределённое «до свидания», словно надеется на новую встречу.
Попробуем вместе с героем вернуться в прошлое и понять, что же произошло между влюблёнными. Представляется, что герои встретились в каком-нибудь приятном месте. Поскольку Афанасий Афанасьевич жил в XIX веке, то допустимо предположить, что этим местом был литературный салон в чьём-нибудь роскошном особняке. Гости в элегантных нарядах ведут интеллектуальные беседы, дамы делятся последними новостями, а молодые парочки пользуются возможностью побыть наедине среди шума и всеобщего веселья. Автор использует эпитет «дивный вечер», который показывает, как приятно проводят люди время.
Но вот в стихотворении появляется образ пламени, слабеющего в камине. Это сигнал для гостей: пора расходиться. И только герой произведения желает удержать свою возлюбленную. Но похоже, что девушка сообщает юноше печальную новость: эта встреча станет для них последней. Возможно, она признаётся, что полюбила другого. Или что должна уехать или выйти замуж. Ей горько, поэтому она просит прощения и надеется, что герой не будет грустить о ней.
Конечно, эта весть обескураживает молодого человека. В третьей строфе мы видим череду риторических вопросов, которые отражают состояние героя. Он замечает каждый взгляд, ловит каждый вздох любимой девушки, чтобы услышать в нём что-то, что даст ему надежду. Не обретя поддержки, он пытается овладеть собой, стать холодным и сдержанным, но не находит в себе нужной силы. Герой сокрушается, признаваясь себе, что он слишком молод, чтобы не горевать из-за расставания.
В конце стихотворения мы обнаруживаем повторение первых двух строк. Благодаря этому приёму сюжет словно замыкается в кольцо, возвращая нас и героя в настоящее. В своей памяти поэт всё ещё не отпускает возлюбленную, не желает говорить ей «прощай».
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑
«Прости! во мгле воспоминанья…» А.Фет
«Прости! во мгле воспоминанья…» Афанасий Фет
Прости! во мгле воспоминанья Всё вечер помню я один, — Тебя одну среди молчанья И твой пылающий камин.
Глядя в огонь, я забывался, Волшебный круг меня томил, И чем-то горьким отзывался Избыток счастия и сил.
Что за раздумие у цели? Куда безумство завлекло? В какие дебри и метели Я уносил твое тепло?
Где ты? Ужель, ошеломленный, Кругом не видя ничего, Застывший, вьюгой убеленный, Стучусь у сердца твоего.
Анализ стихотворения Фета «Прости! во мгле воспоминанья…»
Произведение 1888 г. ретроспективно: на обращенность к воспоминаниям указывает зачин. Какие призраки прошлого не дают покоя душе лирического «я»? В памяти встают обстоятельства далекого вечера, в центре которого возникают фигура лирической героини и образ «пылающего камина». К визуальным доминантам добавляется существенный акустический признак — молчание, и контекстуальное сопровождение указывает на категории пустоты, диссонанса, душевного разлада. Подобный мотивный компонент встречается в стихотворении «Тополь », где присутствует лаконичная формула «сады молчат». Она призвана передать тоску и апатию, мучащие героя-наблюдателя в «тлетворный» период поздней осени.
Во втором четверостишии художественного текста главной точкой притяжения становится пылающий огонь камина. Молодой человек, двойник постаревшего лирического «я», заворожен магией природной стихии, явленной в уменьшенном, уютном домашнем варианте. Поэт намеренно не уточняет значение метафорической конструкции «волшебный круг»: ей можно обозначить и теплоту преданной любви, и комфорт надежного жилища, и «избыток сил», свойственный юности. Неоднозначное толкование позволяет расширить художественное пространство, вывести его за рамки воспоминаний об «одном вечере». Герой из прошлого не ценит искренние отношения и, движимый жаждой честолюбия, тяготится своим положением.
Череда горьких риторических вопросов, составивших содержание предпоследнего катрена, выражает точку зрения героя из настоящего. Он оценивает поведение молодого двойника как «безумство». В жертву сомнительным идеалам было принесено высокое чувство, метафорически уподобленное теплу камина. Искания, скитания и сомнения получают иносказательную характеристику «дебри и метели».
Финальный эпизод предъявляет горький итог дня сегодняшнего. Потеряв возлюбленную, «ошеломленный», измученный жизненными испытаниями, постаревший странник, подобно блудному сыну, внезапно прозревает и осознает глубину ошибок молодости. Изображая лирического субъекта в настоящем, автор вновь обращается к образу метели, позже унаследованному блоковской поэтикой: вьюга выбелила волосы раскаивающегося грешника, она же дезориентировала его в пути. Яркий троп «стучусь у сердца твоего» продолжает игру с категориями пространства, трактуя сердце, область человеческих чувств, как микрокосм.
«Я тебе ничего не скажу…»
«Я тебе ничего не скажу» – стихотворение Фета о любви, которой не суждено сбыться. У нее нет будущего, и поэтому ее участь – остаться только в мыслях. Предположительно оно посвящено Марии Лазич – юной девушке, бесприданнице, в которую был влюблен поэт. Поскольку он не мог на ней жениться, то и в чувствах своих не признавался открыто, не желая скомпрометировать девушку.
В первых строках автор будто сам себя уговаривает молчать: «ничего не скажу», а уже к концу произведения это звучит как твердое убеждение. В стихотворении очень надрывно и глубоко показана борьба между разумом и порывом души. Написано при помощи кольцевой и зеркальной композиции: первые две и последние две строчки повторяются в обратном порядке.
Смотрите это видео на YouTube
Слушать стихотворение «Я тебе ничего не скажу…»
«Ты отстрадала, я еще страдаю…»
Стихотворение принадлежит к «лазичевскому циклу», созданному поэтом на закате поэтического пути. Мария Лазич, его первая любовь, трагически погибла в 1950 году. Многие стихи о любви Фета посвящены этой трагической истории, да и в целом философские мотивы его лирики отражают бытие как страдание.
Из стихотворения видно, что Фет тяжело переживал расставание и смерть возлюбленной. Он все еще вспоминает ее, изливая свои чувства – сомнение, трепет сердца, отчасти зависть к небытию. В строках стихотворения автор словно отпускает прежнюю любовь, прощается с ней. Теперь он не судит «ни тупости, ни злобы», относясь ко всему безразлично, как человек, отошедший от мира.
Поэт проводит аналогию между состоянием влюбленности и цветущим маем, а расставание – с небытием. Стихотворение написано пятистопным ямбом.
Смотрите это видео на YouTube
Слушать стихотворение «Ты отстрадала, я еще страдаю…»
«Какое счастие: и ночь, и мы одни!..»
Одна из особенностей лирики поэта – неразрывность описаний природы и сокровенных переживаний. Стихи о любви Фета тесно сопряжены с описаниями пейзажа и черпают из них силу. В стихотворении «Какое счастие…», написанном шестистопным ямбом, поэт уже в первой строке соединяет свое чувство – «счастие» – с картиной ночного свидания героя и его возлюбленной.
Изображенный пейзаж – ночь, река, усыпанное звездами небо – читателю преподносится через глаза лирического героя, «слабеющего разумом» от такой красоты. Его переполняет восторг – и автор неоднократно использует в тексте восклицания вкупе с экспрессивным междометием «О!»
Выразить накал любовных переживаний автору удается и с помощью приема градации («не могу, не стану, не умею»). Это средство выразительности позволяет усилить интонацию. Эту же цель преследуют стилистически однородные (параллельные) конструкции: «Я болен; я влюблён», «О, слушай! о, пойми!»
Смотрите это видео на YouTube
Слушать стихотворение «Какое счастие: и ночь, и мы одни!..»
Ты говоришь мне: прости.
Стихотворение Фета «Ты говоришь мне: прости. «
Ты говоришь мне: прости!Я говорю: до свиданья!Ты говоришь: не грусти!Я замышляю признанья.
Дивный был вечер вчера!Долго он будет в помине;Всем,- только нам не пора;Пламя бледнеет в камине.
Что же,- к чему этот взгляд?Где ж мой язвительный холод?Грусти твоей ли я рад?Знать, я надменен и молод?
Что ж ты вздохнула? Цвести -Цель вековая созданья;Ты говоришь мне: прости!Я говорю: до свиданья!
Все Стихи Фета А. А. — Ты говоришь мне: прости.
Ты отстрадала, я еще страдаю. Ты отстрадала, я еще страдаю, Сомнением мне суждено дышать, И трепещу, и сердцем избегаю.
Ты помнишь, что было тогда. Ты помнишь, что было тогда, Как всюду ручьи бушевали И птиц косяками стада На север, сви.
«Сияла ночь. Луной был полон сад…»
Стихотворение «Сияла ночь…» – идеальный пример любовной лирики. В его основе лежит драматичное и возвышенное чувство. Фет написал строки, вспоминая о своей юношеской влюбленности в Марию Лазич, которая, к сожалению, закончилась не браком, а трагической смертью возлюбленной. Ее образ поэт идеализирует в несовершенном мире, ведь в воспоминаниях девушка всегда останется юной, любящей, прекрасной.
Стихотворение можно поделить на две части. В первой автор упоминает пение девушки, и чувства, им вызванные. Во второй части эти чувства возрождаются, стирая все произошедшее за череду «томительных и скучных» лет. Поэт использует эпитеты «рыдающие звуки», «жгучая мука», персонификацию «лучи лежали», «дрожали струны». Благодаря этому стихотворение прекрасно передает эмоциональное напряжение.
Смотрите это видео на YouTube
Слушать романс на стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…»
«Ты говоришь мне: прости!..»
Сюжет стихотворения Фета о любви разворачивается вокруг диалога пары, происходившего накануне. Лирический герой предается воспоминаниям, воскрешая реплики собеседницы и собственные. Из первых же строк ясно, что они вели не слишком приятную беседу: героиня за что-то просит прощения и убеждает мужчину не грустить. Возможно, речь шла о расставании.
Диалог Фет передает, используя художественный прием параллелизма «Я говорю… Ты говоришь…» В третьей строфе мы видим несколько риторических вопросов, подчеркивающих неопределенность состояния лирического героя. Он переживает, что, возможно, слишком молод, чтобы пережить разрыв с «язвительной» холодностью.
В последних двух строках стихотворения используется кольцевая композиция – повтор начала в конце. Рассказанная история завершается на том же месте, словно герой не отпускает возлюбленную и не хочет прощаться – он говорит «до свидания». В произведении используется стихотворный размер дактиль.
«Если ты любишь, как я, бесконечно…»
Стихотворение Фета о любви – обращение к избраннице. Слова героя рождают ощущение абсолютного единения между влюбленными. Поэт хочет передать возлюбленной страстные «биенья» своего сердца, вместившего его бесконечную любовь. Он признается: «каждый порыв переполнен тобою».
Смотрите это видео на YouTube
Слушать стихотворение «Если ты любишь, как я, бесконечно…»
Однако использование союза «если» вносит толику неуверенности героя в чувствах избранницы: «Если ты любишь…» В душе его – буря эмоций. Автор выражает их художественными приемами. Примеры метафоры: «сердце иссякнет, остынет»; сравнение – биение сердца уподобляется потоку воды в роднике. Динамику строкам придают глаголы повелительного наклонения: «положи», «не считай», «пей», «отдавайся», которые отражают движение мыслей и эмоций.