Тема страшного мира в поэзии блока (в лирике) сочинение

Основные мотивы поэзии а.а. блока

«Унижение» А.Блок

«Унижение» Александр Блок

В черных сучьях дерев обнаженных Желтый зимний закат за окном. (К эшафоту на казнь осужденных Поведут на закате таком).

Красный штоф полинялых диванов, Пропыленные кисти портьер…

В этой комнате, в звоне стаканов, Купчик, шулер, студент, офицер…

Этих голых рисунков журнала Не людская касалась рука… И рука подлеца нажимала Эту грязную кнопку звонка…

Чу! По мягким коврам прозвенели Шпоры, смех, заглушенный дверьми… Разве дом этот — дом в самом деле? Разве так суждено меж людьми?

Разве рад я сегодняшней встрече? Что ты ликом бела, словно плат? Что в твои обнаженные плечи Бьет огромный холодный закат?

Только губы с запекшейся кровью На иконе твоей золотой (Разве это мы звали любовью?) Преломились безумной чертой…

В желтом, зимнем, огромном закате Утонула (так пышно!) кровать… Еще тесно дышать от объятий, Но ты свищешь опять и опять…

Он не весел — твой свист замогильный… Чу! опять — бормотание шпор… Словно змей, тяжкий, сытый и пыльный, Шлейф твой с кресел ползет на ковер…

Ты смела! Так еще будь бесстрашней! Я — не муж, не жених твой, не друг! Так вонзай же, мой ангел вчерашний, В сердце — острый французский каблук!

Анализ стихотворения Блока «Унижение»

Произведение, датированное концом 1911 г. входит в поэтическую книгу «Страшный мир». Трагическая тональность «Унижения» сближает его с другими стихотворениями сборника, образующими картину остро дисгармоничной, мрачной и безнадежной действительности.

Общее настроение произведения задает первый катрен, посвященный лаконичному описанию зимней пейзажной зарисовки. В ней выделяются две колористические детали: черные ветки «дерев обнаженных» и желтый свет закатного солнца. Подобное сочетание оттенков цвета, тревожное и диссонансное, вызывает реминисценции, связанные с поэтикой Достоевского. Комментарий, данный поэтом в скобках, усиливает впечатление от пейзажной картины, вводя в тему дисгармоничности мотив гибели, насильственной безвременной кончины.

В художественном пространстве «Унижения» развернута еще одна значимая фоновая зарисовка. Изображение интерьера публичного дома организуется лексикой с семантикой неухоженности, изношенности: «полинялых», «пропыленные», «грязную», «пыльный». Лексический комплекс рождает внутренний протест лирического героя, противопоставляющего образ борделя понятию настоящего дома, символа семейного уюта и надежного прибежища.

Аналогичным образом поэт решает проблему ненастоящих, лишенных искренней привязанности отношений между мужчиной и женщиной. Комнаты псевдодома — место плотских утех, не имеющих ничего общего с истинной любовью.

В интимной сцене снова возникает упоминание о тревожном зимнем закате, который обозначается эпитетами «огромный», «холодный», «желтый». Здесь мотив смерти воплощается в образе больной женщины, в дыхании которой слышится «свист замогильный».

Знаковая деталь произведения — золотая икона. Лирическому субъекту кажется, что уста святого лика «с запекшейся кровью» сложились в «безумной» усмешке. В облике, исполненном страдания, преломляется образ Вечной Женственности, ключевой для поэтики Блока. Именно он является истинным адресатом настойчивых и горьких риторических вопросов, разбросанных по стихотворному тексту «Унижения».

Эмоциональный финал, в котором угадываются истерические нотки, контрастирует с общим размеренным тоном стихотворения. Концовка содержит призыв героя к своей псевдовозлюбленной, с горькой иронией именуемой «ангел вчерашний». Образ сердца, пронзенного «французским каблуком», является злой пародией на классический штамп, где фигурирует стрела Амура. Оригинальная трактовка символизирует дисгармонию и ложь отношений, унижающих обоих героев.

Русь

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне — ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга

До крыши — утлое жилье,

И девушка на злого друга

Под снегом точит лезвеё.

Где все пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых

Поет преданья старины…

Так — я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

Тропу печальную, ночную

Я до погоста протоптал,

И там, на кладбище ночуя,

Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,

Кому я песни посвятил,

В какого бога страстно верил,

Какую девушку любил.

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах, ты,

И вот — она не запятнала

Первоначальной чистоты.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне почивает Русь,

Она и в снах необычайна.

Ее одежды не коснусь.

24 сентября 1906 года

*****

«Страшный мир» в творчестве А.Блока.

Творчество Блока пришлось на самые сложные годы в истории страны. Он стал творить на рубеже двух эпох. Поэт говорил: «Век может простить художнику все «грехи», кроме единственного – измены духу времени». Блок ждал перемен от жизни, ибо его волновала судьба страны, он видел нищету и страдания большого количества людей и самодовольство и роскошь властьимущих. Поэт не только презирал, ненавидел и проклинал «страшный мир» капитализма, но и пророчил ему неизбежную гибель. Замечательно в этом отношении одно из самых сильных стихотворений Блока – «Фабрика». Само его название символично. Фабрика – это целая эпоха рубежа 19-20 веков. Здесь показана обреченность рабочих на тяжелый труд в то время, как кто-то пользуется их непосильной работой:

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

В стихотворении «Сытые» презрение высшего общества прослеживается еще сильнее. Для поэта эти люди слишком искусственны, бездушны и расчетливы. Они не способны думать, анализировать, да и вообще чувствовать:

К чему-то вносят, ставят свечи,

На лицах – желтые круги,

Шипят пергаментные речи,

С трудом шевелятся мозги.

Здесь поэт находит беспощадно-точную характеристику этому обществу:

Так – негодует все, что сыто,

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!

Этот мир не знает, в чем смысл жизни, в чем назначение человека на земле. Но пришло новое время, когда «жгут им слух мольбы о хлебе и красный смех чужих знамен!»

Лирический герой тяжело воспринимает несправедливость, которая окружает его. Все его существование сводится к постоянным преодолениям трудностей. Жизнь героя – это постоянная борьба, но эта борьба не становится для него счастьем:

Вздохнешь, глядишь – опасность миновала…

Но в этот самый миг – опять толчок!

Запущенный куда-то, как попало,

Летит, жужжит, торопится волчок!

Подобная жизнь не может быть счастливой. Она только еще сильнее убеждает лирического героя в мысли о жестокости и суровости жизни:

Когда ж конец? Назойливому звуку

Не станет сил без отдыха внимать…

Как страшно все! Как дико! – Дай мне руку,

Товарищ, друг! Забудемся опять.

«Страшный мир» не только вокруг лирического героя, но и в его душе. Он уже не верит, что наступят лучшие дни, его внутренний мир пуст. От этой пустоты создается ощущение страха:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, — который раз?

Жизнь человека – это страдание, не имеющее под собой основы. Люди несправедливо, по мнению Блока, терпят столько горя и боли.

На мой взгляд, в этих стихах поэта чувствуется его собственная внутренняя, душевная боль, которая не позволяет ему чувствовать всю красоту мира:

Что счастие? Короткий миг и тесный,

Забвенье, сон и отдых от забот…

Очнешься — вновь безумный, неизвестный

И за сердце хватающий полет.

Вершинным произведением этого периода, на мой взгляд, является стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Здесь лучше всего ощущается эмоциональное состояние самого поэта. Я думаю, в этом стихотворении автор говорит об обреченности человечества. Складывается впечатление, что люди идут в никуда, ибо все в нашем мироздании повторяется, и ничего нового и лучшего не происходит:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Тоска и одиночество – вот что является действительным и реальным в настоящее время для лирического героя. Но самое страшное в том, что герой не видит выхода из сложившейся ситуации. Он смирился с несправедливостью:

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Я считаю, что данные стихотворения были написаны Блоком в одни из самых сложных лет в истории России. Поэтому подобные размышления были свойственны для многих людей того времени.

Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока

— Какие огни «догорели» за окошком? (Может быть, звезды, может быть огни в чужих окнах, может, фонари)

— Попробуйте определить время суток по контексту, легко ли это? Обоснуйте свое мнение.

— Еще одно противопоставление образов: вьюжное (зимнее, северное) море и южное. Какова его роль?

— Обратите внимание на однотипность синтаксических конструкций 3 и 4 предложения. Попытайтесь объяснить это сходство

(Интересна предыстория строки «И на вьюжном море тонут // Корабли» – это отзвук Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г., когда в бою с японским флотом погибла и большая часть русской Тихоокеанской эскадры)

— Объясните использование в этих же строках повторяющегося союза и. Какова его роль? Попробуйте убрать его. (Прием использования повторяющегося союза известен учащимся со времени работы над летописями. Эксперимент же покажет, что отсутствие союза, как это ни странно, замедляет действие)

— На какое слово в строках «Верь мне, в этом мире солнца // Больше нет», по-вашему, падает логическое ударение? Поэкспериментируйте вслух.

— Что (кто?) подразумевается под словами «ночное сердце»? Чем необычен этот образ?

— Зачем при повторе слов «верь мне» употребляется выделительно-ограничительная частица лишь?

— Какова, на ваш взгляд, роль тире в строке «Я – поэт!», которого, по правилам синтаксиса, там быть не должно? (Постановка тире в этом случае имеет своей целью интонационно выделить значимые для поэта слова, особо подчеркнуть значительность высказывания, на местоимение падает логическое (смысловое) ударение)

— Как соотносятся высказывания лирического героя «верь мне!» и «какие хочешь сказки расскажу»? Чему же на самом деле надо верить?

— В последних строках стихотворения вновь обращает на себя внимание повтор союза и. Попробуйте объяснить эту настойчивость

(Вспомним, что анафора этого союза была весьма употребительна в исторической церковной литературе – так достигалась торжественность и величественность повествования)

— Определите стихотворный размер; какая особенность формы привлекает внимание? (Усечение четных строк в строфе – излюбленный прием всего цикла. Ср

– «Ее песни», «Крылья», «Снежная вязь» и др.)

— Каково лексическое значение сочетания «голубой цветок»?

— В чем символика этого образа?

Стихотворение «В углу дивана» входит сборник «Снежная маска», раскрывающий увлеченность поэта актрисой театра Комиссаржевской — Натальей Николаевной Волоховой. Это ее он называл «снежной девой», «раскольничьей богородицей». Блоку она напоминала героинь Лескова – «тоже – раскольница с демоническим». Небольшую книжечку стихов Блок предварил посвящением Н.Н. Волоховой (правда, позже, в собрании стихотворений он это посвящение убрал): «Посвящаю эти стихи ТЕБЕ, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города». Блок писал, что «корень творчества лежит в той, которая вдохновляет».

История создания

Многие произведения поэта посвящены России. Среди них – цикл «На поле Куликовом», поэма «Двенадцать», стихотворения «Русь моя, жизнь моя…», «Русь», а также знаменитое стихотворение «Россия», лирическийшедевр Александра Блока.

Стихотворение было написано в 1908 году, в первый постреволюционный период. В это время писатель переживал внутренний кризис, разочарование монархической властью и результатами первой революции. Постепенно взгляд поэта на политическую ситуацию меняется, Блок начинает больше симпатизировать революционерам и их благородным целям. Тем не менее, неизменным остается отношение автора к просторам родной России, ее людям и истории. Свою бесконечную любовью к «нищей России» автор выразил в стихотворении «Россия».

Тема «страшного мира» в поэзии А. А. Блока

А. А. Блок со всей присущей его поэтическому соз­нанию впечатлительностью переживал все изменения в общественно-политической жизни страны. Фев­ральская революция дала поэту свежие силы, надеж­ды на новое, светлое будущее России, что нашло отра­жение в стихах того периода. Но наступившая вслед за этим полоса реакции, по словам Блока, «закрыла от нас лицо жизни, проснувшейся было на долгие, быть может, годы».

Поэт в своем творчестве уже отошел от поиска Ми­ровой Души — идеала, присутствующего почти в каж­дом стихотворении Блока-символиста, но упования на обретение нового смысла жизни не оправдались. Окружающая действительность пугает поэта пошло­стью буржуазного быта, но он не может найти ей дос­тойное противопоставление, мучаясь от неразреши­мых противоречий. Именно в этот период он создает цикл стихотворе­ний, получивший название «Страшный мир». Лири­ческий герой этого цикла бредет во тьме, уже не испы­тывая никаких желаний. Он пережил все: и «иго стра­сти безотрадной», и «мрачные, порочные услады / Вина, страстей, погибели души».

Жизнь становится «мученьем», а сам он «мертве­цом», идущим кругами Дантова ада: Как тяжко мертвецу среди людей Живым и страстным притворяться.

Блок понимал, что человек, поддавшийся соблаз­нам этого мира, грешен, душа его, утратив мечту, опустошается. Он сравнивает себя с матросом, не при­нятым на борт, так же, как этот матрос, поэт «идет, шатаясь сквозь буран», потеряв основной смысл сво­ей жизни.

Потеря духовных ценностей, и, как следствие это­го, бессмысленность бытия угнетает Блока.

В «страшном мире» нет красоты и гармонии. Его жителям неведома радость чистой любви, там воспе­вается «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», «попиранье заветных святынь».

Как первый человек, божественным сгорая, Хочу вернуть навек на синий берег рая Тебя, убив всю ложь и уничтожив яд.

Но ты меня зовешь! Твой ядовитый взгляд Иной пророчит рай! — Я уступаю, зная, Что твой змеиный рай — бездонной скуки ад. Лирический герой стихотворений наделен чуткой душой, воспринимающей все многообразие жизни, он умен и проницателен, но невозможность разделить хоть с кем-нибудь богатство внутреннего мира угнета­ет его. Осознавая безысходность своего бытия, Блок делает героями своих стихотворений то «стареющего юношу», то «мертвеца», то демона, несущего смерть.

Как тяжело ходить среди людей И притворяться непогибшим.

В «страшном мире» отталкивают даже картины природы: там «диск большой, Заливавший все в при­роде нестерпимой желтизной». Всегда таинственный лунный свет, превратившийся в «нестерпимую жел­тизну», является одним из показателей трагического мироощущения поэта, его отвращения ко всему во­круг. Природа кажется лирическому герою враждеб­ной:

Вон месяц, как палец, над кровлями громад

Гримасу корчит мне.

В цикле «Жизнь моего приятеля» Блок раскрывает глубины своего отчаяния. Это его жизнь полна «ме­лочных забот», а на дне души, «безрадостной и чер­ной, Безверие и грусть». Вымышленный «приятель» помогает Блоку со стороны посмотреть на себя, выска­зать то, о чем болит душа. «Бессмысленность всех дел, безрадостность уюта» — вот удел тех, для которых «светлые мысли» остались «воспоминанием смут­ным».

Лирический герой цикла «Страшный мир» оди­нок, как и сам поэт. Мир, описанный Блоком, навева­ет тоску и чувство безысходности. «Мертвецы», «ске­лет», «безносые женщины», «пляска смерти» — оби­лие таких мрачных образов невольно заставляет думать о смерти. Смерть рефреном идет через весь цикл, подводя к мысли о том, что в «страшном мире» жить невозможно. Смерть духовная неминуемо ведет к смерти физической. Бессмысленное существование противно человеческой природе. Трагизм поэта в сти­хотворениях этого периода безграничен, однако уже в цикле «Ямбы» мы видим, как меняется мироощуще­ние Блока, обретшего новые силы на борьбу со злом: О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Характерные черты лирики А. Блока

Лирика А. Блока — уникальное явление в отечественной культуре. При всем многообразии проблематики, отличии раннего творчества от творчества зрелого периода, лирика Блока выступает как целое, в развернутое во времени, произведение. Современники заметили, что в лирике Блока часто повторяются несколько ключевых слов. Например, К. Чуковский о и «туманы» – излюбленные слова раннего Блока.

Для всей лирики А. Блока характерной является устойчивая повторяемость ключевых образов, лирических ситуаций и словесных формул. Эти слова и образы наделяются не только значениями «словарными», они получают и дополнительную смысловую энергию, новые семантические оттенки. Однако значение подобных слов-сигналов определяет не только контекст конкретного произведения. Лирика Блока благодаря сквозным мотивам обладает чрезвычайно высокой степенью цельности. Сам Блок хотел, чтобы читатели рассматривали его лирику как роман в стихах, состоящий из трех томов. Поэт назвал этот роман «трилогией вочеловечения».

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Художественный мир лирики Блока 420 руб.
  • Реферат Художественный мир лирики Блока 260 руб.
  • Контрольная работа Художественный мир лирики Блока 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Такая позиция поэта связана прежде всего тем, что центром его лирики является личность современного человека. Именно она в ее отношениях и с социальным, и с «космическим», и с природным миром составляет ядро проблематики творчества Блока. Традиционно подобная проблематика до Блока воплощалась в жанре романа.

В лирическом «романе» Блока тоже присутствует своеобразный сюжет, однако он не событийный, а лирический, он связан с движением мыслей и чувств, с развертыванием устойчивой мотивов. В лирическом «романе» А. Блока нет дистанции между героем и автором, здесь личность сама поэта является героем «Трилогии вочеловечения». Поэтому в литературоведении по отношению к нему используется такая категория, как «лирический герой». Этот термин, сегодня используемый и по отношению к творчеству других поэтов, впервые появился в статьях Ю. Тынянова о поэзии Блока.

Основными признаками лирики Блока являются:

  • Возвышенность тематики
  • Музыкальность
  • Мистическая настроенность
  • Многозначность
  • Расплывчатость образов
  • Недосказанность.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Герой лирики Блока может быть безымянным воином из стана Дмитрия Донского или посетителем пригородного ресторана, или Гамлетом, или иноком, но каждый раз эти образы – воплощения одной души, одного способа мышления, одного мироощущения. Введение термина Ю. Тынянов объясняет тем, что самой большой лирической темой А. Блока стала сама личность поэта. Поэтому при всем многообразии тематического материала, который составляет предметный фон лирики Блока, «трилогия вочеловечения» от начала до самого конца моноцентрична.

Символизм в творчестве А.А. Блока

Знакомство Блока с русской символистской поэзией произошло в первые студенческие годы. От Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова Блок унаследовал поэтику намёков, от В. Соловьёва — религиозные идеи. Романтические переживания, религиозные искания, обращения к мистике — всё это влияло на формирование личности поэта. Философия символизма для него выражалась в идее двоемирия. Блок создал свою систему символов, в которой отражается поиск жизненного пути, стремление к идеалу и т. д. Вот как некоторые из этих символов объяснял поэт.

Белый цвет — знак посвящения себя Вечной Женственности. Размыкание кругов — порыв к ней. Ветер — знак её приближения. Утро, весна — надежда на встречу Зима, ночь — разлука. Синий, лиловый цвета символизируют крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Жёлтый цвет — пошлость, обыденность. Это лишь небольшая часть символов.

Символизм не отвергал повседневности, но стремился дознаться ее скрытого смысла. Мир и все в нем рассматривались как символ бесконечного, знаки более значительных событий, происходящих в иной реальности, как «окно в Вечность», по выражению Андрея Белого. «Я стал всему удивляться, на всем уловил печать… Я вышел в ночь — узнать, понять далекий шорох, близкий ропот» — характерные в этом смысле строки стихов Блока.

Весна, заря, туманы, ветер, сумрак становятся сквозными образами его книги, в которых решительно преобладает переносный, метафорический смысл, превращая их в символы: сквозь обычный непосредственный смысл употребляемых слов как бы «просвечивает» иное, более глубокое и важное значение, и мир романтически преображается, делаясь таинственным, постигаемым лишь мистически, трудно доступным для логического объяснения, «несказанным» (характерное, часто возникающее в стихах и письмах Блока слово), но овеянным особой эмоциональной и музыкальной а,— писал впоследствии композитор и критик Борис Асафьев (И. Глебов)

Познакомившись с блоковскими стихами, «младшие символисты» восторженно объявили поэта «продолжателем Соловьева», а его книгу — программным произведением своего направления, его вершиной. В стихах Блока привлекала и формальная новизна — так называемые дольники, или паузники, «нарушающие» обычную расстановку ударений в стихе и сближающие его со свободным ритмом разговорной речи. Роль Блока в широком распространении и развитии русского тонического, ударного стиха исследователи впоследствии сравнивали с заслугами Ломоносова в утверждении силлабо-тонической системы стихосложения.

Незнакомка

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный

Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!»1 кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906 года, Озерки

*****

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов. Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты». Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.

В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное

В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты. Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни. Ведь она чудесна!

Творческий мир Блока

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.

Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.

Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.

«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: