Анализ стихотворения «урожай» твардовского

Анализ стихотворения Июль — макушка лета Твардовского

Для русской поэтической традиции середины предыдущего века было характерным использование своеобразной рифмы, которая создавала ощущение чего-то наподобие ступенчатого водопада, по которому скатывается и внимание и вода рифмованных строк. Эти рифмы также наблюдаются и у Тарковского и других литераторов того времени

Июль — макушка лета.. — одно из популярных стихотворений Твардовского. Рифма тут представляет собой схему: ааваававаава, то есть двойные рифмы перемешиваются с обволакивающими строками. Такая структура при прочтении создает ощущение какой-то быстротечности и елеуловимости.

Собственно, этого во многом и хотел достигнуть автор, который констатирует приход середины лета, но этот зенит также становится и символом пройденного времени и бренности всего бытия. Такие мотивы подчеркиваются образами кукушки и дневного света, которого становится меньше.

Такие рассуждения и образы создают ощущение зыбкости всего бытия, вводят читателя в сферу философских раздумий.

Субъект речи использует довольно фатальные формулировки наподобие «песня спета», которые подчеркивают «пол-лета нет».

Конечно, эти рассуждения могут заставить поразмыслить о вариантах восприятия действительности, ведь, как известно, только для пессимистов пол-лета нет, а для оптимистов пол-лета впереди.

Тем не менее, подобный взгляд был бы чрезмерно банальным. Вероятнее всего, Твардовских хотел сказать про возможность увидеть даже в самом расцвете чего-либо, в самой вершине признаки увядания, признаки окончания и упадка.

Твардовский задает тон для подобных поэтических размышлений, они вполне согласуются с фаталистическими предвоенными настроениями 1941 года, когда написано стихотворение, и популярными в тот период философскими идеями экзистенциализма.

Эти темы легкости уходящего времени-бытия дают читателю медитативное настроение. Прочитанные строки во многом воспринимаются глубже уровня простого рассудка.

Литературный анализ

  • Произведение относится к лирическому творчеству поэта и в качестве основной темы стихотворения рассматривает безвозвратный уход летнего периода года.
  • Повествование в стихотворении ведется от лица лирического героя, через ощущения которого поэтом передается гармоничность окружающей природы.
  • Стихотворным размером при написании произведения выбирается форма трехстопного ямба с параллельными рифмами, отличающихся четкими, ясными, динамичными и живыми выражениями, передающими кратковременность природных изменений.
  • В качестве художественных средств выразительности автор использует многочисленные формы метафор («убыль света»), эпитетов («прощальный свой привет»), ассонансов в виде повторения гласного звука, аллитерацию, передающую созвучность согласных, а также применяет выражения из народной лексики («скрытнейшая из примет») и повтор одной и той же строки в начале и финале стихотворения («июль-макушка лета»), что придает произведению большую лиричность и песенное звучание.
  • Отличительной особенностью стихотворения является применение своеобразного приема звукописи с употреблением глаголов в повелительном наклонении, подчеркивающих игривость в душевном настрое лирического героя, а также отражающих звуки июльского месяца, являющегося серединой лета.
  • Авторский замысел стихотворения демонстрирует необходимость наслаждения получения удовольствия от каждых прожитых жизненных мгновений, поскольку течение времени неумолимо и с этим приходится смириться.
  • В образе июльского месяца поэт представляет великолепный период года, символизирующий переходный этап от юношества к зрелому состоянию человека, выражающийся в поворотном моменте в судьбе людей, который позволяет внести корректировки в человеческой жизни, исправив собственные ошибки.
  • Содержание стихотворения подчеркивает атмосферу беззаботности, счастья, радости, перечисляя в виде значимых примет июльского времени собирание липовых цветов, сокращение дневного света, прощальный стук кукушки, налитые хлебные колосья.
  • Стихотворение наполняется поэтом светлой печалью, грустью, тоскливыми душевными переживаниями по уходящему в небытие тёплому лету, но при этом передает трепетное отношение автора к дуновению ветерка, звуку пастушьих рожков, к мельчайшим природным изменениям, влекущим скорое наступление осеннего времени года, славящегося обилием холодных дождей, желтой опавшей листвой и прощальным курлыканьем журавлиной стаи.
  • Произведение демонстрирует поэтическое настроение автора в виде легкого сожаления о мимолетной смене времен года.
  • Анализ стихотворения Июль — макушка лета по плану

Вариант 2

Это стихотворение по размеру (шесть строф по четыре строки) среднее, но по своему содержанию обширное. Оно показывает приход весны просто со всех сторон, рисует картину, создаёт ощущение. Очень радостное, оптимистичное произведение. Название его очень полно отражает содержание.

Здесь много простых почти разговорных слов: утренник, скворешня, угретый… Есть и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые передают нежное отношение автора к родной природе, например, «журавушки». По интонации всё ровно, описательно, без троеточий и восклицаний или вопросов. Нет тут явного образа рассказчика. Чаще всего здесь повторяется слово «радость» и производные от него.

Начинается всё с утренней дороги, как символа пути весны. Солнце (тут одушевленное) не торопится, но встаёт над возвышением – бугром.

Во второй строфе развивается образ солнца. Оно уже выросло над землёй, как будто молодой орешник. Цвет его тёплый, почти драгоценный – медный. И от весенней радости скворечник, который автор логично сравнивает с домиком, заговорил. Имеется в виду, конечно, что птицы стали в нём весело чирикать.

Далее проталины желтые сбились, будто животные, в стаю. И они тоже проснулись к жизни, как из спячки вышли… Тут есть единоначалие с глагола «радуются».

Хутор опять же очеловечен, теперь он оттаял, счастлив, у него даже прослезились на солнце глаза – окна, которые были покрыты морозными узорами, оттаяли. И опять дорога прокладывает по грязи (через трудности) путь весне. Процесс прихода весны показан в энергичном развитии утра.

Теперь о звуках. Птички чирикают, как мы знаем, но в остальном – тишина. Автор подчеркивает, что лишь сани образно прорезают тишь. И днём немного шумно, но это просто приближается большая настоящая весна. Точней, её тянет само солнце через поле.

Вот, собственно, и приход весны! Все ждут её, немного суетятся, сбрасывают сонность, радуются. Ощущение, что сам автор рад. Думаю, так и было!

Анализ стихотворения Весенние строчки по плану

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 29.06.2023 05:21 0 Лопасова Полина.

Мастер маргаритта содержание краткое​

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 05:21 0 Сатыбаев Нурдаулет.

кроссворд. 1 чувство ,которое испытывает Вася глядя на Марусю.2должность отца Васи.3Самое красивое з

Ответов: 2

Литература 29.06.2023 05:18 0 Малафеевская Мария.

Три любых вопроса про стихотворение В синем небе

Ответов: 2

Литература 29.06.2023 05:13 0 Костомарова Ксения.

Кто читал эту сказку? помогите пожалуйста, скажите мне я правильно составила завязку, кульминацию и

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 05:13 0 Коломацкий Родион.

Цветовая гамма стихотворения зимнее утро Мороз и солнце; день чудесный!Еще ты дремлешь, друг преле

Ответов: 2

Литература 29.06.2023 05:13 0 Ерёмина Катя.

Напишите развернутый ответ на вопрос: Что делает эту повесть и Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» т

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 05:13 0 Supreme Jason.

Приключения кузнеца Вакулы в поисках царских черевичек Впиши подходящие по смыслу слова. Несмотря

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 05:03 0 Мехтиев Рашид.

Дам 40 баллов. Анализ стихотворения Тютчева листья 6 класс (год создания, история создания, тема, ос

Ответов: 2

Литература 29.06.2023 05:03 0 Широкова Галя.

Поставь рисунки в хронологической последовательности, расскажи историю приключений кузнеца Вакулы.

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 05:35 0 Синицкая Алина.

В чём вы видите различие судеб золотой тучки и утёса великана​

Ответов: 1

История создания

«Июль — макушка лета» Твардовский написал в 1966 году. В тексте поэт показал свое отношение к народной примете. Но вместе с этим он делится личными мыслями. В основу работы положен реальный случай.

Как-то раз Твардовский сидел дома и читал газету. Неожиданно он понял, что уже середина лета, а он не успел этого заметить. Дни июня прошли быстро, часть июля тоже пролетела незаметно. Это одновременно расстроило и обрадовало автора.

В повседневной суете люди не замечают течения времени. Они не обращают внимания на повседневные события. Для написания стихотворения Твардовский использовал пословицу «Июль — макушка лета». Она указывает на время, когда все деревья и цветы активно растут, а сады полны созревающих плодов. Осталось немного подождать и можно собирать урожай.

У Твардовского макушка лета символизирует рубеж в жизни, когда человек взрослеет и начинает новый этап существования.

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 06.06.2023 10:26 76 Андреева Милана.

Какие жизненные уроки можно извлечь из произведений современной литературы 20,21века специалистам мч

Ответов: 1

Литература 03.06.2023 17:12 9 Зузулина Даша.

Краткое содержание «Как жили в Куморе» А. Кирпищиковой. Отдаю все баллы

Ответов: 2

Литература 27.06.2019 07:21 40 Самаренкова Даша.

Пожалуйста скажите краткое содержание для читательского дневник Георгия Скребицкого сказки следопыта

Ответов: 1

Литература 07.04.2019 10:27 252 Майоров Евгений.

Помогите!Краткий краткий пересказ Серебрянный корабль Коргуева!!!!!

Ответов: 1

Литература 05.05.2021 14:13 130 Бойко Ксения.

Найдите Мотив запрета иСчастливыйфинал в сказка м.м Пришвина «кладовая солнца» даю 10 баллов​

Ответов: 2

Литература 10.06.2023 18:34 6 Самсонов Олег.

1. Напишите письменную работу (объем 100 — 120 слов), сравнивая рассказ Л. Толстого «Кавказский плен

Ответов: 1

Литература 13.06.2023 05:08 3 Крутских Андрей.

Правильним є твердження: «Балади …​

Ответов: 1

Литература 29.10.2020 14:05 13 Kushnirenko Stanislav.

Сочинение Жилин и Костылин — Разные судьбы. План. 1. Разница в характере проявляется уже в сцене н

Ответов: 1

Литература 19.01.2020 00:18 14 Лосев Рома.

Пожалуйста помогите ! Завтра сдавать! Задание 4 Сказка Болтливая птичка! Нужна Сказка? Пишите в ко

Ответов: 1

Литература 13.06.2018 15:15 29 Зеленкина Соня.

Как проявляется характер тараса бульбы в отношении к жене и детям

Ответов: 1

Художественные приемы

Стихотворение написано в жанре лирики. Через текст автор делится своими чувствами и настроением.

Особая рифмовка и размер работы позволяет прочитать произведение на одном дыхании. Оно напоминает песню.

В композиции стихотворения можно выделить несколько частей:

  1. Осознание того, что уже июль.
  2. Упоминания об еще одной примете.
  3. Вывод лирического героя.

В стихотворении Твардовский поднял важную тему. Жизненный цикл человека неразрывно связан с природой. Время бежит, и часто никто не замечает, насколько быстро проходит лето. Лирическому герою удалось осознать, что настал пик теплых дней, и скоро все пойдет на убыль

Это грустно, но в то же время важно осознать ценность момента

При написании стихотворения Твардовский использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт описывает примету скрытнейшей, привет прощальным, цветы липовыми,
  • метафоры — автор рассказывает о макушке лета, убыли света,
  • фразеологизм — фраза «песенка спета» означает, что чьи-то успехи пришли к окончанию.

В тексте также можно найти аллитерацию — использование звуков и позволяет усилить художественную выразительность текста.

Твардовский намеренно употребляет народную лексику. Именно она делает стихотворение легким и звучным.

Идея произведения простая — нужно жить так, чтобы было время остановиться и насладиться моментом. Только в гармонии с собой и миром человек становится счастливым. Лирическому герою удалось это сделать. Твардовский написал легкое и озорное стихотворение

В небольшом тексте он смог показать важность простых моментов. Произведение легко запомнить из-за простого ритма

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 11 классе в курсе истории русской литературы

Тема: А. Т. Твардовский. Стихи последних лет.

Цели: познакомить учащихся с лирическими произведениями последних лет; научить выделять в общем потоке материала главное и фиксировать в тетради; воспитать патриотические чувства.

Тип урока: урок-лекция.

Методы: эвристический, творческого чтения.

Виды деятельности учащихся : запись в тетрадь по ходу лекции, выразительное чтение.

Оборудование : презентация, портрет Твардовского.

1. Организационный момент ( 2 мин. );

2 . Получение новых знаний ( 35 мин. ):

3. Подведение итога урока ( 5 мин. );

4 . Домашнее задание (3 мин. ) .

I Организационный момент

II Получение новых знаний

Нам памятна каждая пядь

Земли, где пришлось отступать

И каждая наша примета

В пыли сорок первого лета.

И чем бездомней на земле

Солдата тяжкий быт,

Тем крепче память о семье

И доме он хранит.

Июль сорок первого года,Кипящее лето войны.

Лежат они, глухие и немые,Под грузом плотной от годов земли —И юноши, и люди пожилые,Что на войну вслед за детьми пошли,И женщины, и девушки-девчонки,Подружки, сестры наши, медсестренки,Что шли на смерть и повстречались с ней.

Я знаю, никакой моей виныВ том, что другие не пришли с войны,В том, что они — кто старше, кто моложе —Остались там, и не о том же речь,Что я их мог, но не сумел сберечь, —Речь не о том, но все же, все же, все же…

Об этом стихотворении много писали:

Стой, говорю: всему помеха —То, что, к перу садясь за стол,Ты страсти мелочной успехаНа этот раз не поборол.Ты не свободен был. И дажеСтремился славу подкрепить. Прочь этот прах, расчет порочный.

А только б сладить со строкой.А только б некий луч словесныйУзреть, не зримый никому,Извлечь его из тьмы словеснойИ удивиться самому.

Понять свою планиду:Найти себя в себе самом

И не терять из виду.

И труд свой пристально любя, —

Он всех основ основа, —

Сурово спрашивать с себя,

С других не столь сурово.

А я лишь смертный. За свое в ответе,Я об одном при жизни хлопочу:О том, что знаю лучше всех на свете,Сказать хочу. И так, как я хочу.

— Мне нужно, дорого до слезВ итоге — твердое сознанье,Что честно я тянул мой воз.

Верно, горшки обжигают не боги,Но обжигают их — мастера!

К обидам горьким собственной персоныНе призывать участье добрых душ.Жить, как живешь, своей страдой бессонной, —Взялся за гуж — не говори: не дюж.

III Подведение итога урока.

IV Домашнее задание

Сморчки и строчки

Сморчок часто путают со строчком, хотя тот относится к другому семейству и разница между ними очевидна — и на вид не похожи, и вкус не тот. Строчок, как правило, стоит на короткой полой ножке, которую почти и не видно из-под бесформенной темно-коричневой или даже черной шляпки. По размеру строчки намного крупнее сморчков. На одной небольшой гари иногда можно насобирать два-три ведра строчков, и каждый будет с хороший грейпфрут. По гастрономическим свойствам строчок проигрывает сморчкам, но аромат у него отличный. Более грибной, пряный. Пусть не такой тонкий, но тоже яркий и запоминающийся.

Вот только ходит за нашим строчком дурная слава (причем иногда она касается и сморчков). Бывали, говорят, случаи отравления. Сначала считали, что дело в некоей ядовитой гельвеловой кислоте (ее название происходит от одного из грибов семейства — гельвелы: возможно, в сентябре-октябре вы встречали этакий неказистый гриб на толстой серой ножке — его иногда принимают за неизвестно откуда взявшийся в осеннюю пору строчок). Эта версия не подтвердилась, и тогда назначили нового виновного — токсин гиромитрин, названный так как раз по латинскому имени строчка.

В сморчке гиромитрин вроде как не содержится (во всяком случае исследования английского ученого Р. Дж. Бенедикта указывают именно на это), но ярлык подозрительного гриба с него так и не снят. Почти в любой книге, где признается, что сморчки можно есть, говорится о необходимости предварительной тепловой обработки. Подобные рекомендации могут доходить до абсурда — так, в одной недавно выпущенной кулинарной книге перед приготовлением предлагается отваривать сморчки в течение часа, а потом, разумеется, сливать воду. Интересно: каждую весну я собираю, готовлю и ем эти грибы — и вот уже много лет ограничиваюсь тем, что просто промываю их проточной водой, а потом тушу.

Правда, я собираю сморчки в определенном месте — южном Приладожье. За другие регионы ручаться не буду — мало ли во что могут мутировать отличные грибы под влиянием плохой экологии. Смотрите сами. Но не забывайте, что, проварив лишний раз сморчки, вместе с водой вы выльете в раковину и тот неповторимый аромат проснувшегося от зимней спячки леса.

Средства выразительности

Метафоры – “макушка лета”, “липовый цвет”, “убыль света”, “напомнила газета”. Только народная смекалистость и тяга к образности могла создать такое оригинальное название середины летнего сезона. Сквозная тема, обрамляющий рефрен и повторение в середине стихотворение слова “макушка” делает произведение очень близким к песенному жанру.

Эпитеты – “скрытнейшая примета”, “прощальный привет“.

Фразеологизм – “песня спета” сближает с народным языком, разговорным стилем, делает простым для восприятия.

Оксюморон – “прощальный привет”. Чуточку грусти добавляет прилагательное “прощальный” в связку слов, совершенно противоположных по значению.

Анафора – 3 и 5 строка: “но прежде всех газет”, “но прежде малой этой…”, а также 11 и 12 строки: “Считай, что песня спета, считай пол-лета нет…” Единоначалие придаёт стихотворному тексту музыкальность и гибкость, сближает с песенными жанрами.

Анализ стихотвония Твордовского «Весенние строчки»

5-9 класс

Александр Трифонович Твардовский, прошедший дорогами войны, не раз обращался к ней в своем творчестве, создавгероическую эпопею «Василий Теркин» и лирические циклы: «Фронтовая хроника», «Послевоенные стихи».

Но крошечноестихотворение «Я знаю, никакой моей вины…

» занимает в его лирике особое место, оно как бы подводит итог пройденному пути и относится к тому незабываемому «времени счастья», когда осозналось, что долгожданная победа наступила, и ты, живой, будешь строителем нового мира. 

Ответить

Zazaza1 / 23 февр. 2014 г., 9:23:45

ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СДЕЛАЙТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ АНЧАР ПО ЭТИМ РАЗДЕЛАМ : 1) Чем вызвано это стихотворение

2) Взгляды, убеждения 3) Состояние автора , который писал этот стих или героя этого стиха СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО !!! СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ » АНЧАР » ПО ПЛАНУ , ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ !!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО , А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ УСПЕВАЮ !!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И , ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ !!! ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА !!! В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою. К нему и птица не летит, И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный. И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий. Но человека человек Послал к анчару властным взглядом, И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом. Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями; Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

Вы находитесь на странице вопроса «Анализ стихотвония Твордовского «Весенние строчки»«, категории «литература«. Данный вопрос относится к разделу «5-9» классов.

Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Анализ стихотворения Твардовского «Весенние строчки» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы

Стихотворение написано в 1858 году; обращено, предположительно, ко второй жене Тютчева Эрнестине Федоровне. После первого же прочтения чувствуется грустное настроение, пронизывающее произведение. Как и во всей любовной лирике Тютчева, любовь здесь предстает не как поверхностное увлечение, а как глубокое чувство, способное как подарить человеку величайшее счастье, так и погубить его.

В первой строфе мы видим перед собой женщину. Она молча сидит на полу, но ей и не нужно говорить.

Подробнее…

Анализ стихотворения Есенина «Пороша»

Пейзажная лирика Сергея Есенина является одним из ключевых моментов в творчестве поэта. Стихи этого автора, посвященные красоте родной природы, наполнены неподдельной нежностью, любовью и восхищением.

И это неудивительно, ведь Есенин как никто другой умел не только подметить каждую мелочь в облике обычной лесной опушки, но и при помощи образных и ярких метафор вдохнуть в свой поэтический пейзаж новую жизнь, наполненную собственными ощущениями и переживаниями.

Подробнее…

Анализ стихотворения Фета “Зреет рожь над жаркой нивой”

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии.

Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы.

Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы, помогла ему создать целую серию циклов стихов о природе: “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега” и других.

Подробнее…

Анализ стихотворения Ахматовой “Читая Гамлета”

Анна Ахматова часто любила повторять, что некоторые эпизоды ее жизни в свое время были описаны в мировой литературе. Действительно, ничто не ново под луной, особенно, когда речь идет о взаимоотношениях двух людей.

Во всяком случае, поэтесса смогла провести параллель между шекспировским “Гамлетом” и собственным романом с Николаем Гумилевым.

найдя очень много схожего в том, как развиваются взаимоотношения вымышленных персонажей и реальных людей, что она и отразила в своем произведении “Читая Гамлета” .

Подробнее…

Анализ стихотворения Светлова «Генада»

Во времена коммунистического режима каждое воскресенье по радиоприемнику можно было прослушать: «Концерт по заявкам радиослушателей». В этих концертах звучали лучшие музыкальные произведения советских композиторов середины двадцатого века.

Но особым успехом пользовалась песня “Гренада” на стихи М. Светлова. Труд композитора весьма достоин похвалы. А вот к поэту Михаилу Светлову, написавшему текст этой песни, возникло множество вопросов.

Подробнее…

Анализ стихотворения Лермонтова «Монолог»

В “Монологе” выражены мысли юного Лермонтова о своем поколении. Но и почти спустя десятилетие с тех пор, когда была написана “Дума”, духовный облик поколения 30-х годов не изменяется.

Значит, даже в раннем произведении Лермонтов сумел увидеть его характерные черты и причины, их породившие. Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним солнцем, пустыми бурями:

Подробнее…

Анализ стихотворения Твардовского «Урожай»

Александр Трифонович Твардовский, знаменитый советский поэт, автор всенародно любимых историй про солдата Василия Теркина, родился на хуторе Загорье, расположенном в Смоленской губернии. Семья его богатством похвастаться не могла. Отец долгое время работал кузнецом, что позволило ему сколотить небольшой капитал и купить клочок земли. Ее впоследствии в воспоминаниях поэт называл «во всех смыслах незавидной», «скупой», «кислой». Тем не менее, даже эту скудную на урожай землю родители научили Александра Трифоновича любить и уважать. Первые стихотворения Твардовский сочинил, будучи еще не обученным грамоте. В пятнадцать лет он начал писать маленькие статьи в местные газеты. Благодаря детству, проведенному в деревне, поэт не понаслышке знал о жизни простого человека, понимал ценность сельского труда. В то же время огромное влияние на его развитие оказала мать – Мария Митрофановна, происходившая из однодворцев.

К раннему творчеству Твардовского относится стихотворение «Урожай», написанное в 1920-х годах. В нем явно слышатся отголоски деревенской лирики Некрасова, Есенина и Кольцова, но произведение нельзя назвать сугубо подражательным. В нем уже присутствует оригинальная манера Александра Трифоновича. В анализируемом тексте прославляется крестьянский труд, причем в центре внимания оказывается деятельность, непосредственно связанная с хлебом, то есть с едва ли не главной едой на Руси. Лирический герой стихотворения – человек, который не просто не боится работы, но и способен получать от нее удовольствие. При этом нельзя сказать, что Твардовский рисует идиллическую картину деревенского труда. Уборка хлеба – задача далеко не из легких. Недаром герой у поэта «жарким потом обливается». Эта незначительная на первый взгляд деталь добавляет произведению реализма, правды жизни. Почему физически тяжелая работа приносит лирическому герою радость, наполняет его счастьем? Потому что он практически сразу видит ее результаты и осознает их ценность для многих людей. Во второй строфе Твардовский рассказывает о том, как на гумне ранним утром начинается обработка зерна. Здесь тоже необходимо приложить немало усилий. Впрочем, герой не унывает. По нраву ему оказывается и эта работа:
На душе простор-веселье,
Непочатый счастья край…

Завершается стихотворение вполне логично. Лирический герой с восторгом приветствует новый урожай – закономерный итог собственных трудов.

Александр ТвардовскийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Твардовский «Урожай», анализ стихотворения

Твардовский — советский писатель, который прежде всего известен своими рассказами о Василии Теркине. Однако кроме знаменитой истории о советском солдате, у Александра Твардовского имеются и другие работы. Так, в школе мы познакомились с его ранним творчеством, среди которого имеется работа под названием Урожай. Это стихотворение Твардовского, где автор воспевает труд человека, выражает любовь к родному краю. Он описывает крестьянский труд, без которого невозможно было бы представить жизнь. Благодаря людям, которые трудятся на земле, у нас имеется еда, а главное, хлеб, что и по сей день считается одним из основных продуктов. Как раз о хлебных полях и ведется речь в работе Твардовского Урожай, анализ которого мы сделаем в сочинении.

Анализ стихотворения Твардовского Урожай

Написал свою работу писатель в 1920-х годах. Несмотря на то, что в стихе можно увидеть отголосок творчества Некрасова и Есенина, в работе заметна и оригинальная манера творчества Твардовского, которая с каждым разом становилась все ярче и заметнее. Приученный к труду еще с детства, не мог автор оставить тему крестьянского труда без внимания, поэтому он и прославляет труд человека.

Знакомясь работой поэта и анализируя стихотворение Урожай по плану, читатель видит лирического героя. Это труженик, что вышел на хлебные поля и работает, чтобы добыть хлеб. Он потный и уставший, но это его не пугает. Герой не боится работы. Скажем больше, лирический герой получает от своей изнуряющей и тяжелой работы удовольствие. Спросите, как можно получать от тяжелого труда удовольствие? Многие не поймут крестьянина, однако он знает, его работа сделана не зря, и уже сейчас виден ее результат: зерно собрано и обрабатывается. Логическим завершением стихотворения является конечный результат. Труд оправдал все ожидания, и новый урожай в виде хлеба, собран, валит златой метелью, и приносит моральное удовлетворение крестьянину. Он осознает свою принадлежность к труженикам и ценность собственного труда для людей, потому и радостно на его душе.

Как мы видим, автор хочет не просто прославить труд крестьянина, но и донести до читателя понимание ценности работы на полях. Поэт пытается вызвать у читателя уважение к крестьянскому труду, к людям, которым приходится под палящим солнцем выполнять полевые работы, чтобы потом другие имели возможность наслаждаться новым урожаем.

ЛИТЕРАТУРА

Стихотворения А. Т. Твардовского

Весенние строчки

Утренник лег на дорогу
Ровным сухим полотном.
Не торопясь, понемногу
Солнце встает над бугром.

Солнце, как тонкий орешник,
Выросло медным кустом.
Заговорила скворешня —
Маленький радостный дом.

Желтое стадо проталин
В поле проснулось, живет…
Радость угретых завалин,
Радость открытых ворот…

Оттаял перемерзший хутор,
На солнце окна прослезил.
И только заморозок утра
Кладет дорогу по грязи.

Лишь утром прорезают сани
У перелеска тишину.
А к полдню — полем солнце тянет
Большую теплую весну.

Из синевы чужого края
В затишье чуткое болот
Журавушки, перекликаясь,
Свершают новый перелет…

Урожай

Дышат грудью запотелой
Желтогривые овсы.
Чем-то теплым,
Чем-то спелым
Веет с нашей полосы.

Дай ступну ногой босою
По колючему жнивью.
Дай блестящею косою
Срежу полосу мою.

Под овсяный говор нивы
Жарким потом обольюсь.
Я вдвойне тогда счастливый,
Если вволю потружусь.

На гумне под темной крышей
Отдохнут в скирдах снопы.
Утро раннее услышит,
Как зазвякают цепы.

На душе простор-веселье,
Непочатый счастья край…
Валит хлеб златой метелью.
Здравствуй, Новый урожай.

Обратите внимание, как последовательно поэт обращался к страшным событиям сталинских репрессий в стихотворениях и поэмах, как в самое тяжелое время заговорил о тяготах, которые переживает народ, сначала в небольших отступлениях, затем в полный голос («Теркин на том свете», «За далью — даль», «По праву памяти»). В каждой из последних поэм есть раздумья о горестных страницах нашей истории

Например, целая глава «Так это было» в поэме «За далью — даль» посвящена воспоминаниям.

Подумаем вместе с поэтом над строчками:

…Когда кремлевскими стенами
Живой от жизни огражден,
Как грозный дух он был над нами,—
Иных не знали мы имен.

Гадали, как еще восславить
Его в столице и селе.
Тут ни убавить,
Ни прибавить,—
Так это было на земле…

…Так это было: четверть века
Призывом к бою и труду
Звучало имя человека
Со словом Родина в ряду.

Оно не знало меньшей меры,
Уже вступая в те права,
Что у людей глубокой веры
Имеет имя Божества.

И было попросту привычно,
Что он сквозь трубочный дымок
Все в мире видел самолично
И всем заведовал, как Бог…
Александра Трифоновича Твардовского

Высокая требовательность к себе всегда отличала писателя и редактора Александра Трифоновича Твардовского. Вот почему каждая строчка вызывает доверие и ответное чувство благодарности и признательности.

Кому другому, но поэту
Молчать потомки не дадут.
Его к суровому ответу
Особый вытребует суд.

Я не страшусь суда такого
И, может, жду его давно,
Пускай не мне еще то слово,
Что емче всех, сказать дано.

Мое — от сердца — не на ветер,
Оно в готовности любой:
Я жил, я был — за все на свете
Я отвечаю головой…
Александра Трифоновича Твардовского

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: