Александр блок 📜 ушла. но гиацинты ждали

Краткий разбор для конспекта по литературе

Перед проведением анализа стихотворения «Последняя любовь» ученикам 10 класса следует ознакомиться с его содержанием. Текст не утратил актуальности и сегодня. Как у Заболоцкого и других последователей поэта, в нем нельзя найти ответы на многие жизненные вопросы. Однако читатель осознает, что ждать счастливых перемен можно в любом возрасте. Если судьбе угодно, любовь придет в поздние годы, и мир засияет новыми красками. Разбор произведения в тетради можно провести кратко по следующему плану.

  1. История написания. Произведение создано в 1852—1854 годах и посвященного Елене Денисьевой.
  2. Жанр. Элегия.
  3. Тема. Чувство любви, которое возможно глубоко прочувствовать только в зрелом возрасте.
  4. Композиция. Условно поделена на три части, в каждой из которых скрыт определенный смысл.
  5. Стихотворный размер. Четырехстопный ямб, перекрестная рифма.
  6. Главная мысль. Любовь может посетить в любом возрасте. Чем позже это происходит, тем острее воспринимается разница между наслаждением и безнадежностью.

Стихотворение Тютчева о последнем романтическом чувстве в жизни — образец любовной лирики. В нем нет пылкой страсти, юношеских порывов, ревности и трагического финала. При этом хорошо отображены откровения и мысли взрослого мудрого мужчины.

Структурный анализ стихотворения

В стихотворении используются повторы, анафоры или единоначатия строф, оно наполнено символами. Автор описывает свое настроение, раскрывает тему, привлекая многочисленные контекстные антонимы. Частые восклицания передают бурю эмоций поэта, так что произведение эмоционально ярко окрашено.  Многоточия, заканчивающие несколько строк, привносят в текст ощущение некоторой тайны, которая не должна быть раскрыта, но должна только угадываться.

Размер стихотворения — трехстопный анапест с перекрестной рифмой. Лирическое послание написано семью строфами. С помощью единоначатия строф стихотворение передает читателю динамику мыслей автора.

Стихотворение входит в цикл «Фаина», посвященный Н. Волоховой, в раздел «Заклятие огнем и мраком», и стало программным в школьных курсах русской литературы.

«О, весна без конца и без краю…» А.Блок

О, весна без конца и без краю — Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача, И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача, В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры, Утро в завесах темных окна, Чтоб мои воспаленные взоры Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси! И колодцы земных городов! Осветленный простор поднебесий И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога — С буйным ветром в змеиных кудрях, С неразгаданным именем бога На холодных и сжатых губах…

Перед этой враждующей встречей Никогда я не брошу щита… Никогда не откроешь ты плечи… Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю, Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель — я знаю — Все равно: принимаю тебя!

Анализ стихотворения Блока «О, весна без конца и без краю…»

Александр Блок – достаточно сложный и многогранный поэт, произведения которого имеют свой подтекст, поэтому не могут восприниматься буквально. Отчасти это связано с символизмом, приверженцем которого долгие годы был автор. Однако в большей степени трактовка стихов Блока осложняется тем, что в них автор вкладывал ему лишь одному известный смысл, проследить который можно, если сопоставлять факты из биографии поэта.

К такому многоуровневому произведению с подтекстом относится и стихотворение «О, весна без конца и без краю…», которое было написано в октябре 1907 года. Уже один этот факт свидетельствует о том, что речь в нем пойдет совсем не о времени года и не о погоде, а о воспоминаниях, которые связаны с конкретным периодом в жизни автора. Точнее, о разрыве отношений с супругой Любовью Менделеевой, которая именно весной 1907 года ушла от него к поэту Андрею Белому. Поэтому на фоне буйства весны, которая представляется поэту как «без конца и без края мечта», автор переосмысливает свои взаимоотношения с любимой женщиной и пишет о своем смирении перед обстоятельствами. «Узнаю тебя, жизнь! принимаю! И приветствую звоном щита!», — заявляет во всеуслышанье автор. Щит в этом случае – тонкая метафора, за которым Блок пытается скрыть свое смятение и душевную боль, а также оградить себя от последующих жизненных разочарований, которые, как подозревает поэт, все равно неизбежны. Ведь его любовная история еще не завершена, и в отношениях с супругой нет какой-либо определенности. Поэтому, готовясь к решительному бою за свою возлюбленную, поэт пишет: «Принимаю тебя, неудача и удача, тебе мой привет!». Он готов к любому развитию событий, подчеркивая, но не будет стесняться ни слез отчаяния, ни радостного смеха .

В воображении Блок рисует себе предстоящую встречу с супругой, в тайне мечтая о ее возвращении. Примечательно, то он действительно предугадывает этот момент, и на самом деле будет встречать ее у порога с «с буйным ветром в змеиных кудрях». Однако, готовясь к этой встрече, поэт о. Это значит, что он не хочет больше страдать и мучиться неизвестностью. Поэт готов к любым поворотам судьбы, даже если ей угодно будет навсегда разлучить его с той, которую он любит. Тем не менее, «хмельная мечта» о счастливой семейной жизни все еще не покидает Блока. хотя он и понимает, что сложить собственный брак из осколков уже вряд ли удастся.

Будучи обманутым той, которую он боготворил, поэт не может совладать со своими чувствами, испытывая к супруге вражду и ненависть. Однако при этом он по-прежнему продолжает ее любить, и готов забыть всю ту боль, которую она ему причинила. Поэтому Блок заканчивает стихотворение строчкой «Все равно: принимаю тебя!».

Удивительный дар предсказывать будущее, свойственный этому поэту, не подводит его и на сей раз. Последующие взаимоотношения Александра Блока и Любви Менделеевой складываются именно так, как и автор и предсказывает. Неверная супруга все же возвращается к поэту, однако это совсем не означает, что отныне семья воссоединилась. Формально два эти человека остаются супругами и даже утверждают, что по-прежнему любят друг друга. Однако груз совершенных ошибок (Александр Блок в период разрыва отношений с женой также заводит несколько мимолетных романов), не позволяют им подолгу жить под одной крышей.

Любовь Менделеева постоянно гастролирует и продолжает менять любовников, как перчатки. Однако на столь эпатажное поведение супруги Блок теперь уже смотрит сквозь пальцы. В своем душе он сумел сохранить образ любящей, нежной и заботливой женщины, с которые не собирается расставаться даже после того, как становится известно, что Любовь Менделеева ждет ребенка от другого мужчины.

Композиция и характеристика

Анализ стихотворения Тютчева «Последняя любовь» помогает понять душевные метания автора. Ему довелось испытать нежные чувства в зрелом возрасте и осознать, что они намного нежнее и суевернее, чем в молодые годы. Имея за плечами опыт двух браков, он с удивлением открывает в себе новые черты характера, о которых ранее не подозревал. Любовь описана Федором Ивановичем как вечерняя заря, осветившая его путь и придающая сил для творчества.

Стихотворение зрелого поэта звучит по-особенному. Вначале может показаться, что оно написано амфибрахием. Однако последнее слово перебивает ритм и нарушает слаженное звучание. Размышления немолодого лирического героя, у которого в «жилах стынет кровь», укладываются в несколько строф:

  1. В первом четверостишии он размышляет о любви в зрелые годы. Сравнивает чувство с зарей, осветившей путь.
  2. Во второй строфе угадывается, что поэта тревожит скорая неизбежная старость. Ему нужно еще немного времени, чтобы насладиться чувством, и об этом он готов просить у судьбы.
  3. В третьем куплете отображена основная идея произведения. Несмотря на преграды, которые ставят перед человеком время, он способен искренне любить в любом возрасте.

Сочинения по русской литературе

  • «Герой нашего времени» — главные герои
    (677)

    Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…

  • «Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
    (667)

    Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…

  • «Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
    (644)

    Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…

  • «Маленький человек» в произведениях Гоголя
    (615)

    Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…

  • «Судьба человека» главные герои
    (724)

    Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…

  • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
    (519)

    Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…

Символизм стихотворения

Что имел в виду поэт под красным цветом рябин, который зареет издали? Красоту русской природы или отблески больших перемен, идущих на Россию под красным флагом? Склонимся ко второй версии, так как Блоку не занимать дара пророчества и, возможно, он видит, что революция 1905 года только цветочки – скоро вся земля русская окрасится в красный цвет.

Лирика Александра Блока где-то пересекается с творчеством Есенина – оба поэта одинаково сильно любили Русь, оба видели её красоту, но по-разному передавали свои ощущения читателям. Блок был более лиричен, Есенин любил врезать правдой-маткой (я читаю стихи проституткам и с бандюгами жарю спирт), но ни тот, ни другой не представляли своего существования без России. Этот момент важен для понимания строк, ведь через несколько лет Александр Александрович получит после смерти отца наследство и отправится путешествовать по Европе. Европейские дали не покорят сердце поэта и Блок навсегда останется в России, даже попытается поверить в идею социализма, но горько в ней на излёте жизни разочаруется.

Использование символизма помогает передать любовь и грусть, а антитезы позволят подчеркнуть наиболее важные моменты стихотворения. Это вносит в стихи колорит, вырезая из них серость и обыденность, которой грешили многие поэты тех лет.

400 школьных сочинений — Левина Е.В., Комлякова Е.А. 2006

А. А. БлокАнализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» (комментарий к стихотворению)

Александр Блок «нашел» себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений о родине. Интерес к данной теме символизирует расцвет, творческую зрелость писателя. В стихотворениях, посвященных России — ее сложной истории и судьбе, — выражается то неподдельное чувство признательности и любви, благоговейного восхищения и восторга, которое поэт питает к чему-то по-настоящему близкому и родному, от чего невозможно отказаться, что постоянно влечет к себе и помогает преодолевать невзгоды. Это Россия «фабричная», родина, которую Блок запечатлел в стихотворениях «Осенний день», «Русь», «Коршун» и т. д.

Поэтическая судьба А.А. Блока была связана с самым крупным литературным течением русского модернизма начала XX века — символизмом. Для всей лирики Блока характерна устойчивая повторяемость важнейших образов, словесных формул и лирических отступлений. Так, К. И. Чуковский писал, что излюбленные слова раннего Блока — «туманы» и «сны». В стихотворении «Осенняя воля» мы тоже встретим немало таких символических образов и слов. В данном произведении отчетливо просматриваются лермонтовские традиции. Любовь к Родине у Лермонтова и Блока это не громкие слова о патриотизме и жертвенности, это сопричастность горькой судьбе тех, « кто умирает, не любя», но кто стремится к слиянию с родиной: « Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя!» Чувство любви к России у Блока более интимное, более личное. Не случайно образ родины «перетекает» у Блока в образ женщины — прием, который будет повторяться и в более поздних его стихотворениях о родине.

Стихотворение Блока «Осенняя воля» носит, на первый взгляд, довольно странное название. «Осенняя воля» — воля осени? Действительно, не сама ли осень навеяла поэту те светлые и печальные мысли, что как минорные аккорды звучат в стихотворении? Сравнение с аккордом не случайно: произведение очень музыкально. « Его стихи как бы просят музыки, и, действительно, многие его стихотворения были положены композиторами на музыку», — так писал Валерий Брюсов о поэзии Блока. Характерно, что в стихотворении часто встречаются слова, отсылающие читателя к музыке, искусству: «…звенит, звенит…», «пляшет», «распевающий», «слушать голос». Перед читателем предстает Русь песенная, Русь былинная. Воображение рисует ему героев русских былин и народных песен, сильных, смелых, всегда готовых постоять за Родину.

Внимательный анализ стихотворения показывает, что псалмы распевает нищий, в голосе Руси слышатся пьяные нотки… Одним словом, «Россия, Родина, тоска…». Возникает вопрос, почему же много «свободных, юных, статных» не могут «жить и плакать» без нищей пьяной Руси, ставшей предметом изображения в творчестве Александра Блока? «Какая же непостижимая, тайная сила влечет» блоковского героя к ней?

Ответ на этот вопрос довольно прост: для лирического героя стихотворения Россия, где «призывно машет узорный, цветной рукав», — это неиссякаемый источник вдохновения. Именно такая Родина становится предметом воспевания: лишь она, настоящая, без тени фальши, дороже всего самому поэту.

Родина — это и спасение, и облегчение, и исцеление, и усмешка в «окно тюрьмы». И хотя лирический герой идет в путь, «никем не званый», «земля будет ему легка», ведь Русь придаст ему сил, вдохновит его.

Нет, иду я в путь никем не званый,И земля да будет мне легка!Буду слушать голос Руси пьяной,Отдыхать под крышей кабака.

Поэт мыслит масштабно, выстраивая своеобразную цепочку: женщина — мать — Родина… У матери дети просят: «приюти!». Вернее сказать, у матери не просят, она понимает это сама. И лирический герой уверен, ему найдется место «на просторах» Родины…

Много нас — свободных, юных, статных —Умирает, не любя…Приюти ты в далях необъятных!Как и жить и плакать без тебя!

В заключение хочется отметить один немаловажный момент: читая это стихотворение, читатель ясно видит и «необъятные дали», и «узорный рукав» и, что самое главное, понимает, почему же убогая родина так влечет поэта: мать мила и нужна всегда…

ПредыдущаяСледующая

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Я знаю, гордая, ты любишь самовластье Фета Данное произведение рисует образ роковой красавицы. Поэт выражает свои чувства, когда он столкнулся с ее чарами.
  • Анализ стихотворения Есенина Мелколесье степь и дали 6 класс Это стихотворение Есенина своими строфами напоминает сборник частушек, которые соединены общим сюжетом, идеей, стилем. Впрочем, в самих четверостишьях бывает не всегда различима логическая связь
  • Анализ стихотворений Майкова
  • Анализ стихотворения Лермонтова Кинжал 9 класс Михаил Лермонтов написал стихотворение в 1837 году. Причиной написания являлась довольно трогательная история. Кинжал-это подарок от жены Александра Грибоедова
  • Анализ стихотворения Как нежишь ты, серебряная ночь Фета Произведение относится к зрелому периоду творчества поэта и по жанровой направленности представляет собой пейзажную лирику.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Люблю.

История создания – над поэмой Владимир Владимирович работал достаточно долго: она писалась с конца 1921 по начало 1922 годов. Напечатали ее в Риге, как раз во время пребывания там автора.

Тема – идеал высокой любви, который может быть воплощен лишь в будущем.

Композиция – произведение разделено на 11 глав, каждая из которых имеет свою отдельную тему.

Жанр – поэма.

Стихотворный размер – тонический стих.

Эпитеты – “стоверстые скалы”, “желтый заяц”, “сплошное сердце”.

Метафоры – “мыслишки звякают лбенками медненькими“, “столиц сердцебиение дикое“, “комок сердечный разросся громадой“, “не смоют любовь ни ссоры, ни версты”.

«Ушла. Но гиацинты ждали», анализ стихотворения…

Блок славится своей любовной лирикой. У поэта особое восприятие любви. Это отчетливо видно в стихотворении «Ушла. Но гиацинты ждали». Анализ данного произведения поможет понять, какие средства выразительности использовал автор и что он хотел донести до своих читателей.

Ушла. Но гиацинты ждали, анализ кратко

Производя кратко анализ «Ушла. Но гиацинты ждали», стоит отметить, что поэт всю жизнь пытался познать тайны женской души, разгадать ее загадку. Он был убежден, что правит миром именно любовь. Правда, к моменту написания данного произведения, автор уже начал переосмысливать образ Прекрасной Дамы. Революция, которая произошла в 1905 году, заставила поэта осознать, насколько ранимой является душа человека и каким страшным является мир. Он намного острее начал воспринимать все, что его окружало.

Делая анализ стихотворения Ушла. Но гиацинты ждали, следует сказать, настолько ярко в нем автор показывает роковое будущее. Он показывает женщину слабой, но при этом свободной и непокорной. Она не выглядит жертвой. Поэт представляет ее своеобразной хищницей, которая попросту лишает покоя. Лирическому герою даже смерть от ее объятий кажется счастьем.

Изначальное чувство грусти, связанное с уходом возлюбленной, медленно начинает перерастать в тревогу. Герой предчувствует гибель и призывает нанести смертельный удар.

Жанр и композиция

Произведение Блока «Ушла. Но гиацинты ждали» относится к любовной лирике. Композиция данного произведения довольно непроста. Она построена таким образом, что сила чувств нарастает постоянно и пика достигает в тот момент, когда герой желает погибнуть в объятиях своей возлюбленной. Таким образом показывается, что смерть неизбежна, а также указывается на покорность героя судьбе.

Уже с первого слова виден конфликт всего произведения. Он раскрывается в душе главного героя и представлен в виде эмоциональных всплесков и размышлений. Стихотворение буквально пропитано драматизмом. Мир в нем представлен полным, но одновременно с этим и пустым. В нем есть воспоминания и надежды, но также отмечается реальная пустота.

Средства выразительности

В своем произведении автор показывает, что главный герой обречен на любовь. Он умоляет возлюбленную вернуться. При этом используются повелительные глаголы. Невероятно тонко описывается женская красота. Правда, прямого описания в стихотворении нет. Упоминаются лишь определенные детали. Например, рыжий сумрак глаз, покатые, матовые плечи и стройная талия. Женщина будто создана из неземных материй. Она показана настолько прекрасной, что ей начинают покоряться даже неживые объекты, не то что люди. Здесь расцветает тишины, с трепетом ждут гиацинты. Сама же женщина издает дивный аромат, который поэт сравнивает с лилиями.

С помощью приподнятой лексики показывается женская красота, пленяющая, благоухающая и безмерная. Образ главной героини весьма расплывчатый и туманный. Иногда даже кажется, что она приходит не по своей собственной воле, а покоряется темным силам. Поэт показывает, насколько необъятной является власть женщины над мужчиной. Он стремится умереть, потому что не может жить, испытывая любовь и страдания. Для него это все становится невыносимым. Женский образ здесь весьма противоречивый, не чистый и невинный. Отмечается некое коварство, могущество.

Сочинения

Блок славится своей любовной лирикой. У поэта особое восприятие любви. Это отчетливо видно в стихотворении «Ушла. Но гиацинты ждали». Анализ данного произведения поможет понять, какие средства выразительности использовал автор и что он хотел донести до своих читателей.

Ушла. Но гиацинты ждали, анализ кратко

Производя кратко анализ «Ушла. Но гиацинты ждали», стоит отметить, что поэт всю жизнь пытался познать тайны женской души, разгадать ее загадку. Он был убежден, что правит миром именно любовь. Правда, к моменту написания данного произведения, автор уже начал переосмысливать образ Прекрасной Дамы. Революция, которая произошла в 1905 году, заставила поэта осознать, насколько ранимой является душа человека и каким страшным является мир. Он намного острее начал воспринимать все, что его окружало.

Делая анализ стихотворения Ушла. Но гиацинты ждали, следует сказать, настолько ярко в нем автор показывает роковое будущее. Он показывает женщину слабой, но при этом свободной и непокорной. Она не выглядит жертвой. Поэт представляет ее своеобразной хищницей, которая попросту лишает покоя. Лирическому герою даже смерть от ее объятий кажется счастьем.

Изначальное чувство грусти, связанное с уходом возлюбленной, медленно начинает перерастать в тревогу. Герой предчувствует гибель и призывает нанести смертельный удар.

Жанр и композиция

Произведение Блока «Ушла. Но гиацинты ждали» относится к любовной лирике. Композиция данного произведения довольно непроста. Она построена таким образом, что сила чувств нарастает постоянно и пика достигает в тот момент, когда герой желает погибнуть в объятиях своей возлюбленной. Таким образом показывается, что смерть неизбежна, а также указывается на покорность героя судьбе.

Уже с первого слова виден конфликт всего произведения. Он раскрывается в душе главного героя и представлен в виде эмоциональных всплесков и размышлений. Стихотворение буквально пропитано драматизмом. Мир в нем представлен полным, но одновременно с этим и пустым. В нем есть воспоминания и надежды, но также отмечается реальная пустота.

Средства выразительности

В своем произведении автор показывает, что главный герой обречен на любовь. Он умоляет возлюбленную вернуться. При этом используются повелительные глаголы. Невероятно тонко описывается женская красота. Правда, прямого описания в стихотворении нет. Упоминаются лишь определенные детали. Например, рыжий сумрак глаз, покатые, матовые плечи и стройная талия. Женщина будто создана из неземных материй. Она показана настолько прекрасной, что ей начинают покоряться даже неживые объекты, не то что люди. Здесь расцветает тишины, с трепетом ждут гиацинты. Сама же женщина издает дивный аромат, который поэт сравнивает с лилиями.

С помощью приподнятой лексики показывается женская красота, пленяющая, благоухающая и безмерная. Образ главной героини весьма расплывчатый и туманный. Иногда даже кажется, что она приходит не по своей собственной воле, а покоряется темным силам. Поэт показывает, насколько необъятной является власть женщины над мужчиной. Он стремится умереть, потому что не может жить, испытывая любовь и страдания. Для него это все становится невыносимым. Женский образ здесь весьма противоречивый, не чистый и невинный. Отмечается некое коварство, могущество.

«Ушла. Но гиацинты ждали», анализ стихотворения…

4.4 (87.5%) 8 votes

Стихи Ф. И. Тютчева о любви

Ф. И. Тютчев — поэт возвышенного чувства, умеющий передать самые разные грани любви — «и блаженство, и без-надежность». Человеческое сердце не всегда способно вмес-тить всю силу переживаний, отражение в поэзии психологи-ческих нюансов придает любовной лирике Ф. И. Тютчева драматизм.

Романтическая идиллия предстает перед читателем в ранних стихотворени-ях Ф. И. Тютчева о любви. Воспоминание о любовном пере-живании окрашено в светлые и нежные тона в стихотворе-нии «Я помню время золотое…» (1834-1836), посвященном графине Амалии Лерхенфельд. Никакие жизненные бури не омрачают чувства героев. Прекрасный вечерний пейзаж, на фоне которого проходит свидание, дополняет внутреннюю гармонию чувств влюбленных:

И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл, И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал. Ты беззаботно вдаль глядела… Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах.

Эпитеты, широко использующиеся в тексте, обладают ярко выраженной положительной оценкой, что усиливает общее впечатление счастья и благополучия: «время золотое», «милый край», «младая фея», «нога младенческая», «течи юные», «веселость беспечная» и т. д. Лишь в финальной стро-фе звучит легкое напоминание о конечности счастья:

И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень.

Иначе предстает любовь в лирике позднего периода Ф. И. Тютчева. Это поединок двух сердец, несущий в себе как блаженство, так и иссушающую душу страсть. Чувст-во женщины более естественно и ранимо, чем любовь мужчины, но при этом именно возлюбленной приходится порой вступать в поединок со светским мнением, грубо вторгающимся в хрупкие отношения влюбленных. За-висать людская, сплетни враждебны любви, подвергают ее тяжелым испытаниям:

Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню, берегла, Судьба людскому суесловыо На поруганье предала. «Чему молилась ты с любовью…» (1851-1852)

Финал отношений всегда предопределен, а потому даже в самые блаженные мгновения мысль о конечности любви, за-вершенности отношений с возлюбленной вносит ноту грусти:

В разлуке есть высокое значенье: Как ни люби, хоть день один, хоть век, Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье, И рано ль, поздно ль пробужденье, А должен наконец проснуться человек… «В разлуке есть высокое значенье…» (1851)

Поэту удается представить себе те чувства, которые ис-пытывает влюбленная женщина (вспоминается пушкинская Татьяна Ларина). Так, например, вся гамма женских пережи-ваний раскрывается с психологической достоверностью и конкретностью в стихотворении «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» (1851-1852).

Поэт представляет любовь как стихию, справиться с ко-торой человеку порой бывает не под силу. Такое чувство пе-рестает нести просветление и чистоту, оно приобретает раз-рушительное начало. О таких страшных мгновениях поэт го-ворит в стихотворении «О, как убийственно мы любим…» из «денисьевского цикла» (1851), посвященное музе и тайной жене Ф. И. Тютчева на протяжении 15 лет Елене Александ-ровне Денисьевой:

О, как убийственно мы любим. Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

Страшнее всего для лирического героя осознание собст-венного бессилия, неспособности спасти, защитить возлюб-ленную. Сложность ситуации, многогранность любовного чувства автор обостряет посредством использования в языке стихотворения антитез: «что сердцу… милей» — «вернее гу-бим», «смех младенческий» — «слезы» и т.д.

Стихотворения Ф. И. Тютчева о любви не только поража-ют психологической глубиной, они еще и философичны. Даже в последние годы жизни великое чувство не оставляет поэта:

О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! «Последняя любовь» (1852-1854)

По словам В. Гиппиус: «Тютчев поднимает любовную ли-рику на ту же высоту обобщения, на какую была поднята его лирика природы».

На этой странице материал по темам:

  • ранние стихотворения тютчева о любви
  • тютчев в разлуке есть высокое значенье анализ
  • стихи ф.и.тютчева о любви
  • читать онлайн о любовных переживаниях тютчева
  • анализ стихотворения чему молилась ты с любовью

Анализ стихотворения Тютчева Чему молилась ты с любовью

Любовные отношения между Тютчевым и Еленой Денисьевой были для поэта очень болезненными. Влюбившись в эту необычайно прекрасную и милую особу, Тютчев все же не смог предостеречь и обезопасить эту девушку от предначертанной ей судьбы. Раньше, поэт не смог бы и представить себе, какой исход получиться от отношений с дамой из знатной семьи. Вскоре Елена забеременела и стала настоящим позором своей семьи. Ее выгнали из пансионата, который ей обеспечила ее семья, а также родители поспешили отказаться от дочери и вычеркнуть ее из своих жизней. Тютчев был слишком обеспокоен тем фактом, что вся общественность постепенно отворачивается от Елены, отвечая отказом от приема в своих домах. Он начал заботиться о ней и полностью обеспечил ее и ребенка. О том, что будут говорить про него, поэт совсем не думал и прекрасно знал, что однажды все узнают о его романе с такой юной девушкой, в том числе и его жена.

Елена Денисьева была тем самым человеком, кому и было посвящено это стихотворение. Произведение сочетает в себе нотки радости и страданий одновременно. Поэт дает понять, что эти роковые отношения не что иное, как огромная и святая любовь. Только общество в то время слишком бессердечно и неумолимо, что может разрушить все, что может и желает любить. Тютчев с печалью описывает то, что чувствует его любимая в этих строках: «судьба людскому суесловью на поруганье предала»

Поэт считает, что современное общество, чрезмерно злое и жестокое, хочет позабавиться и проникает в душу Елены, пытаясь завладеть ей и принудить девушку постоянно переживать и ощущать глубокое чувство вины и раскаяния за свою любовь. Автор, безусловно, понимает, какой позор переживает Елена и ему становиться жалко от того, что именно он стал причиной такого унижения в обществе молодой девушки. Поэт живет грезами о том, чтобы его возлюбленная стала когда- нибудь еще счастлива, но в то же время ему известно и понятно, что их связь всегда будет подвержена критикой, слухами и разными сплетнями. Тютчев на самом деле хотел, чтобы у этой юной, но уже такой несчастной девушки, которая мужественно принимала на себя все удары судьбы, выросли за спиной крылья, которые она могла бы сполна прочувствовать и вознестись высоко высоко над землей, а также в первую очередь над этим бесцеремонным общественным мнением. Все же, его мечты так и не осуществились. Елена Денисьева всю свою оставшуюся жизнь прожила в статусе распутной женщины, которая осмелилась на счастье наперекор общественности.

 Главная тема стихотворения

Весенняя тема в осеннем произведении. Речь идет не о времени года и явлениях природы. Лирический герой, который полностью олицетворяет собой поэта, этот период своей жизни воспринимает как весну, как начало новой судьбоносной вехи. Его сердце исторгает одновременно и «слезы» и «смех». Герой словно задыхается от избытка эмоций. Восклицания, повторения в тексте произведения служат задаче передать это состояние накала эмоций.

В то же время поэт раскрывает философскую тему принятия жизни такой, какова она есть, со всеми ее потерями и приобретениями. Он прямо приветствует их в своей жизни. Собственно, текст произведения в основной своей части представляет собой перечень «удач» и «неудач», которые преподносит поэту жизнь. Три из семи четверостиший начинаются одинаковым словом: «Принимаю тебя, неудача», «Принимаю бессонные споры», «Принимаю пустынные веси!»

Начинается стихотворение с приветствия весны и жизни, заканчивается упоминанием «имени Бога», которое «не разгадано». Поэт верит, что его мечта воплотится, обретет черты, которые видятся ему, то в образе Прекрасной Дамы, Вечной Жены, то в образе весны, которая несет в себе свежий ветер перемен

Герой надеется, что эта весна приблизит его к разгадке чего-то важного, для чего он живет: страдает, радуется, спорит, скитается, ищет

В произведении ясно прослеживается нерв борьбы. Поэт дважды использует образ щита, с которым он вступает в пору битвы с пока еще непознанными и враждебными силами. Однако страха перед ними нет, наоборот, его будоражит предстоящая схватка. Он обещает, что никогда не «бросит щита». Поэт представляет себя в доспехах и хладнокровно измеряет «вражду». Жизнь теряет без борьбы смысл и даже перед лицом гибели лирический герой принимает ее только такой.

Стихотворение написано двадцативосьмилетним Блоком в пору творческой зрелости. Оно перекликается с лермонтовским стихотворением «Благодарность», незаконченная строфа из которого взята эпиграфом. Но не привнес в свое произведение скрытой иронии и сарказма, имеющегося в стихотворении Лермонтова. Напротив «О, весна без конца и без краю…» — радостный и неподдельно искренний манифест жизненных установок Блока, гимн борьбе, любви, ненависти, вражде и в целом жизни, во всех ее проявлениях.

Популярные темы анализов

Стихотворение Тютчева «Предопределение» входит в «денисьевский цикл». Произведение было написано в 1851 году и посвящено возлюбленной поэта Елене Александровне Денисьевой. Тютчев состоял в браке, когда познакомился с ней,

Как иногда бывает необходимо человеку побыть одному, отдохнуть от общения с людьми привести свои мысли в порядок и просто пополнить свои силы. Особенно это хорошо проводить на природе, в ее безмятежной, упоительной тишине,

«А Вы могли бы…» изменить свою жизнь? Стихотворение Маяковского, как мне кажется, является призывом к действию, к изменению жизненного ритма. Как поэт, он всегда был против обыденности и серости жизни,

Творчество Иосифа Александровича Бродского, постоянно вызывало множество споров, среди литературного общества. Многие, считают его труды безнравственными, грубыми и очень трудными для восприятия.

Есенин никогда не думал, что он станет известным писателем, которого изучают в школах до сегодняшнего дня. Ему нравилось описывать все, что он видит. В каждое свое произведение он вкладывал душу и любовь к родному краю.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: