Проблематика
В элегии «Вечер» Жуковский осветил не только собственные внутренние думы и не только то, что тревожило русскую интеллигенцию, склонную к постижению жизни в мечтательном, меланхоличном духе. Это дает нам понять, что он обнажил проблему общечеловеческого масштаба. Вопрос о значении существования, о собственной смерти и вечности, о призвании человека стоял практически перед каждым думающим во все века. Вклад элегии «Вечер» Жуковского в том, что в ней он высказал подобную гуманистическую проблему первым в литературе на уровне весьма необыкновенной, возвышенной поэзии с гигантской передающейся силой.
Если делать анализ «Вечера» Жуковского, то тут целая система поэтических средств подчинена естественному проявлению чувств и идей поэта. Все использованные художественные тропы помогают создать впечатление неустойчивости. Картина плавно перемещается с помощью метафорических описаний. Круг может быть крупным или небольшим, высеченным аккуратно или прерывисто, трясущейся рукой. В этой элегии он соединяется с дефиницией не из материальной среды, а из совершенно другой: божественный круг – это понятие моральное или философское. Песни могут быть грустными или радостными, позитивными или негативными, исполненными профессионально или же несуразно. Тут же огненные песни использованы фигурально, как воодушевляющие, свободные, восхваляющие не только поэзию, искусство, но и независимость.
Композиция
Излюбленные жанры произведений Жуковского — элегия и баллада. Оригинальное творческое дарование поэта раскрылось в элегии “Вечер” (1806), опубликованной в журнале “Вестник Европы”. В пей глубоко и полно отразился внутренний мир личности поэта, его психологический облик, своеобразие переживания чувств радости и утраты. Элегия знаменовала становление романтического биографизма как особого способа воссоздания лирического “я” автора или воображаемого персонажа. Весь окружающий мир воспринимается поэтом-романтиком в сфере личного опыта, в индивидуальной форме передачи особых душевных состояний.
” — элегия нового типа творчества, в ней облик автора определяется в сфере эмоциональных переживаний лирического героя. Поэт-певец осознает себя другом сел и противником городской формы цивилизации, он горько сожалеет о распавшемся дружеском круге, о смерти одного из самых близких друзей. Он опасается, что “почестей исканье” и “суетная честь приятным в свете слыть” могут заглушить воспоминание о дружбе и любви. К концу стихотворения он предсказывает особую судьбу поэту, в которой содержится намек на его избранническую роль романтика:
Мне Рок судил: брести неведомой стезей, Быть другом мирных сел, любить красы Природы, Дышать под сумраком дубравной тишиной И, взор склонив на пенны воды, Творца, друзей, любовь и счастье воспевать. О песни, чистый плод невинности сердечной!
Жуковский воспевает мирную жизнь, лишенную внешних конфликтов. В созданном им пейзаже как бы присутствует воспринимающий его красоту персонаж, предельно чутко и тонко откликающийся на самые разнообразные проявления природного ландшафта. Именно этот природный мир, вызывающий в лирическом “я” прихотливые и изменчивые переживания и настроения, составляет собственно содержание элегии. “Вечер” — по сравнению с сенти-менталистской элегией — являет собой новый и по методу, и по приемам психологического рисунка тип романтического текста: сменяющие друг друга воспоминания, мысли, настроения и чувства призваны выразить неповторимый в своем внутреннем содержании новый душевный опыт, особенно достоверный в размышлениях о скоротечности юности, о потерях на жизненном пути человека. В отличие от поэтов XVIII в. в задачу Жуковского входит прежде всего передача реакций лирического “я” в их особо утонченной, индивидуально своеобразной форме:
Как спит с прохладою растений фимиам! Как сладко в тишине у брега струй плесканье! Как тихо веянье зефира по водам И гибкой ивы трепетанье!
Движение природы в смене явлений раннего вечера поздними сумерками призвано обосновать смену настроений поэта. Переживание поэтом-созерцателем прекрасной природы вызывает меланхолические воспоминания о дружбе, о счастье “юных дней”, об умерших друзьях, о своем призвании и о личной судьбе в целом. Не изображение летней ночи определяет задачу поэта, а попытка подвести итог своих скорбных размышлений, связанных с ощущением близящейся смерти. Текст элегии поэтому лишен бытовой конкретности: реальные образы действительного мира Жуковский заменяет условными: соловей — мифологическая “Филомела”, пахарь — “оратай”, колокольня — “башня”, общение друзей — “Вакхов пир”. Романтизм, как и сентиментализм и классицизм, оперирует условными образами и понятиями. В этом заключалась преемственность эстетического опыта людей XVIII и XIX вв.
В этой элегии Жуковский достигает особой выразительности за счет прямого описания чувств и стремлений лирического “я” как одухотворенных существ, которые могут действовать и вступать во взаимоотношения друг с другом, а также через отождествление жизни человека и природы.
Элегия “Вечер
” принадлежит к типу элегий-медитаций, то есть вдумчивых, размеренно неторопливых размышлений, когда лирические темы и мотивы постепенно превращаются в плавно льющийся поток, охватывающий нюансы и оттенки изображаемого и выражаемого. И это не случайно, так как в “Вечере” авторская субъективность требует для своего обнаружения особой свободы и интенсивности, утверждая новый подход к миру лирических переживаний. Можно говорить о рождении в этом произведении романтических принципов новой поэзии XIX — начала XX в.
Жуковский выступает в этом произведении как создатель романтического пейзажа, которому свойствен сумрачный колорит угасающего дня, закатного часа. Наполненность природы “эфирными явлениями”: дуновениями, веяниями, дыханием воздушной струи — становится отныне пейзажной темой русской поэзии. Идеальное бытие природы вне вещественной конкретики — одно из открытий Жуковского-романтика, предваряющее поэтику А. Блока.
Анализ стихотворенийУзник (Лермонтов) – анализ стихотворения
Жанр
«Вечер» В. А. Жуковского – первая романтическая элегия в русской литературе. Благодаря такому жанру поэт смог передать философские размышления. Рассуждения лирического героя, которые передаются от первого лица, показывают отношение самого автора к вечным проблемам мироздания.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Анализ «Вечера» Жуковского», рассмотрит историю создания элегии, ее тему, композиционные и жанровые особенности.
Предыдущая
Анализ стихотворений«Я помню чудное мгновенье» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – кому посвящено, история создания и способ рифмовки
Следующая
Анализ стихотворенийУзник (Лермонтов) – анализ стихотворения
Жанр произведения
Стих можно отнести к элегии-медитации. Он вдумчив и нескоротечен в своих размышлениях в моменты перехода в плавный поток, который вбирает настроение изображаемого и выражаемого. Поэтическая односторонность автора преподносит исключительный подход к миру романтических чувств.
Можно предполагать, что произведение положило начало новой поэзии XIX—XX вв. Жуковский в нем создает лирический пейзаж. Для него характерны мрачные оттенки проходящего дня и потерянного времени. Центральной темой русской поэзии становится теперь насыщенность окружающего мира (дуновение ветра, веяние природы, дыхание воздушных струй). Эталонная жизнь окружающей среды вне вещественной конкретики — одно из творений Жуковского-романтика, предваряющее поэзию А. Блока.
Детальный анализ и краткое содержание помогут ученикам понять лучше идею произведения, а также составить правильный план на уроках литературы. Стихотворение изучают в 9 классе школы. Обзор дает возможность определить идею и проанализировать композицию поэмы. Также он полезен учащимся, которым необходимо ответить на вопросы преподавателя относительно стихотворения либо написать по нему сочинение. Произведение очень живое, яркое и может служить олицетворением эпохи, когда писались самые лучшие российские поэмы.
Автобиографичность — новое в романтизме
И всё же в каждом слове сквозит настроение Жуковского, ставшее отражением личной истории и событий трёхлетней давности. Тогда поэт столкнулся с беспощадной реальностью смерти. Это было потрясением для молодого ещё человека: ушёл из жизни его друг. Андрею Тургеневу было всего-то неполных 22 года.
Ещё одно печальное событие произошло с другим товарищем, Семёном Родзянко — в 20 лет он потерял рассудок. Молодых людей объединяли учёба в Университетском благородном пансионе и участие в Дружеском литературном обществе.
Непосредственно об этих двух людях в элегии — лишь краткое упоминание. Имён Жуковский не назвал, но всем, кто знал поэта, это было ни к чему: каждый понимал, о ком идёт речь. Ну а для потомков потрудились биографы и кратко объяснили, кого именно имел в виду зачинатель романтизма в России.
Показательно, что занимает лирического героя в этот тихий вечер:
- вспоминает о страданьях и блаженстве, оставшихся в прошлом;
- размышляет о разлуке с милыми сердцу спутниками;
- скорбит о безвозвратно потерянных друзьях.
Но наступает утро. И поэт уже говорит о грядущем и своём месте в будущей жизни.
Художественные средства выразительности
В анализе стихотворения «Вечер» Жуковского по плану — определение литературных тропов, которые использовал поэт при написании элегии. Это произведение отличается изящным описанием природы, которое достигается благодаря использованию созерцательно-сентиментальных эпитетов.
Добавляют элегии музыкальность приемы звукописи, к которым все чаще прибегает в своем творчестве Жуковский — это звукоподражательные слова, аллитерации и ассонансы. Поэт благодаря лаконичности фраз сделал свое творение легким для прочтения и восприятия. Напевность и душевность строкам придают восклицательно-вопросительная интонация, анафора и обращения.
Творение Жуковского «Вечер» — это элегия, отличающаяся единством лирического героя и восторженным описанием пейзажа. Строки этого стихотворения отличаются особой сердечностью и теплотой, потому что поэт описывал реальные красоты родного села Мишенского. Василий Андреевич смог соединить свои личные переживания, эмоции с созерцанием вечерней природы. Элегия «Вечер», в которой дается романтическое описание личности героя и пейзажа, является одной из жемчужин творчества В. А. Жуковского.
Анализ стихотворения Жуковского «Вечер»
Стихотворение «Вечер» было написано в 1806 году, когда В.А. Жуковский, окончив учебу в Московском пансионе, пребывал в селе Мишенском. Биографы утверждают, что данное произведение – одно из самых замечательных описаний села. Тихие картины природы очаровывали поэта, подталкивали его к раздумьям над жизнью. Это настроение отразилось и в стихе «Вечер». Произведение относится к жанру элегии, тема его – вечер на селе, дружба, течение жизни человека. Автор показывает красоту вечерней природы, которая завораживает его своей неспешностью. Также он доносит идею скоротечности времени, уносящего за собой близких людей.
Центральный образ произведения – лирический герой, который являет одно целое с автором. Сначала он любуется вечерними пейзажами, поэтому первые куплеты наполнены сладостными нотками. Постепенно лирического героя охватывает грусть: он предается воспоминаниям. На момент написания стиха «Вечер» Жуковский был в достаточно молодом возрасте, но лирический герой говорит о том, что его «весна» уже скрылась. Вместе с юными годами «потерялись» и друзья, о чем сожалеет герой.
Среди «потерянных» близких друзей автор выделяет одного, который умер в молодом возрасте, на что указывает фраза «гроб» безвременный. О втором товарище автор замолкает на полуслове. Далее он успокаивает себя тем, что каждый должен идти своей дорогой, храня в сердце «незабвенных». В конце стихотворения лирический герой позволяет себе рассказать о собственной судьбе. Здесь выражается мысль о единстве природы и человека, природы и поэта. Последний куплет выражает мысль о том, что человек не может знать, сколько ему отведено.
Особую роль в произведении играют пейзажи, образующие живописную панораму, гармонизирующую с настроением лирического героя. В.А. Жуковский сразу настраивает читателя на спокойный лад, отображая ручей, тихо катящий воду. Картина насколько прекрасна, что достойна благодатной музы. Автор своим взором охватывает все детали: поля, рощи, зеркала воды, стада, рыбака, пловцов и «ортаев». Из этой мозаики складывается целостный идиллический сельский пейзаж. Природа раскрашена золотистыми и багряными цветами, наполнена приятными звуками, что помогает создать настроение, подталкивающее к розмыслам над вечным.
Для раскрытия темы и донесения идеи в стихотворении «Вечер» использовано множество эпитеты («светлый песок», «муза благодатна», «юные розы», «гибкая ива»), метафоры («рощи спят», «восточных облаков хребты воспламенились»). Произведение изобилует риторическими восклицаниями и обращениями, с помощью которых выражается весь спектр чувств лирического героя и автора.
Композиция стихотворения проста. Оно состоит из 23 катренов с перекрестной рифмой. Стихотворный размер – шестистопный ямб с пиррихием. Особенности строения обеспечивают плавность ритма, что созвучно идее и общему настроению стихотворения В.А. Жуковского.
Произведение «Вечер» — прекрасный образец жанра элегии, гармоничного сплетения пейзажного, интимного и философского пластов лирики.
Анализ баллады Жуковского «Светлана» Анализ стихотворения Жуковского «Море» Анализ стихотворения Жуковского «Невыразимое» Анализ стихотворения Жуковского «Жизнь»
Вариант №2
Василий Андреевич Жуковский по праву читается родоначальником русского романтизма. Его изящные произведения ничем не уступают произведениям поэтов зарубежных, стихи которых так вдохновляли автора.
Стихотворение вечер Василий Андреевич написал в селе Мишенском после окончания Московского пансиона. Сельская природа очаровывала поэта, заставляла задумываться о грядущем и подтолкнула написать в 1806 году одно из самых лирических его произведений «Вечер».
В этом романтичном стихотворении переплетены воспоминания главного героя о его близких людях, друзьях, родных и описаниями природных красот маленького села.
Для такого короткого отрезка времени, как вечер, автор нашел множество эпитетов, характеризующих красоту угасающего дня и самого героя, как человека нежного, тонкой душевной организации и глубоко думающего.
Восторженный герой, увиденными красотами взывает к своей музе, просит одарить его вдохновением.
Описанные в произведении пейзажи играют совершенно особенную роль. Они придают неспешность размышлениям главного героя, создают образ легкой грусти, приводя в полное гармоничное слияние героя с природой.
С самого начала Василий Андреевич настраивает читателя на спокойный лирический лад, описывая тихий ручей. В произведении присутствует описание множества мелких деталей. Тем не менее, ни одна из них не является лишней. Эти детали лишь подчеркивают красоту описываемого вечера, органично вплетенные в общую картину восприятия, и определяют настроение главного героя, приходящего мыслями к вечному.
Жуковский писал это стихотворение, будучи еще молодым человеком, но мысли его говорят о том, что все уже ушло в прошлое. Он придается размышлениям о потерянных друзьях. Кто-то безвременно ушедший. Вспоминая второго товарища, наш лирический герой умолкает на полуслове, возможно считая не в праве себя судить чужие поступки. И позволяет себе говорить лишь о том, что оставит память о них в своем сердце навсегда.
И только в конце стихотворения автор позволяет говорить о себе, о главном лирическом герое, настроенном вечерними пейзажами на тоскливые раздумья о бренности всего.
Картина вечера настраивает на мысли о смерти, с которой и сравнивает Василий Андреевич уходящий день, не нарушая общего восприятия тихого покоя и своего очарования.
Это произведение показывает то ощущение одиночества поэта, присущее обычно людям более старшего возраста. Он признает, что вынужден брести своей стезей. Не знает, что уготовила ему судьба в будущем, но с покорностью принимает это неведомое.
Он понимает, что его жизненного пути уже ничто не сможет изменить. Так уготовано судьбой, восхищаться красотами, быть первым, кто пишет в стиле русского романтизма, быть иногда гонимым и не понимаемым обществом. Но герой кротко принимает это и готов с покорностью сносить удары, но четко следовать по своему пути.
Это произведение Жуковского один из лучших образчиков, написанных в жанре элегии, заставляющее восторженно переживать, слыша звуки всех струн тонкой души.
Кратко по плану читать 9 класс
О чем произведение?
Произведение можно условно разделить на три основных части. Первая, самая оптимистичная из них – это описание природы и ее прелестей. Жуковский нежно и влюбленно описывает пейзаж около ручья, игру света на нем, пение птиц и чистоту, обаяние обычного солнечного дня. Это внушает покой, настраивает на романтический, воодушевленный лад. Все описания в этом произведении сочные и выразительные – их легко представить. Во второй части автор уже несколько сгущает тучи – он описывает предзакатные времена, когда солнце скрывается за горизонтом и уступает место луне с ее дрожащим на воде и тусклым свечением. Он говорит о рыбаке, который с хорошим уловом отправляется домой, о затихающей природе, о своих давно оставленных друзьях и горячих обещаниях. Под этим впечатлением он зовет свою музу, которая должна выйти к нему и вдохновить автора на последующие строки, и она приходит. Эта смена настроения подводит читателя к основной мысли произведения, описанной в третьей части. Заключительные строки посвящены самому автору, он задает вопрос миру. Интересует Жуковского, как долго поэт, находящийся в единении с природой и так чувственно ее ощущающий и восхваляющий ее, сможет продолжать свои труды – жить на этом свете. В таком окончании явственно чувствуется горечь потерь и разочарований, присущая обычной человеческой жизни. В самом конце Жуковский предполагает, что скоро новые беззаботные люди будут сидеть на этом месте над его могилой.
Это интересно: 275,Анализ стихотворения Бунина Небо: описываем подробно
Характеристика элегии «Вечер»
В анализе композиции отмечается, что всё произведение состоит из 32 строф (катренов). В каждой из них — четыре строки. Рифма в катренах использована перекрёстная. Изо всех видов стихотворных размеров Жуковский отдал предпочтение шестистопному ямбу.
Можно попытаться разделить содержание этого стиха, ориентируясь на содержание. В таком случае получится план из трёх пунктов:
- Пейзаж родного края. Поэт не просто фиксирует всё, что видит вокруг себя, он любуется роскошью и величественным покоем равнины, который не может нарушить ни журчание ручья, ни птичьи голоса, ни лёгкий ветерок, колышущий листья ивы.
- Личные воспоминания и переживания.
- Размышления о месте и роли поэта в обществе.
Перелистывая страницы томика Жуковского, человек не только читает содержание очередного стихотворения, написанного в жанре романтической элегии. Он чувствует и переживает вместе с автором, и, поддавшись магии художественного слова, любуется прекрасной картиной природы средней полосы России. Добиться такого эффекта поэт сумел, воспользовавшись различными выразительными средствами:
- эпитетами;
- анафорами;
- риторическими вопросами;
- восклицаниями;
- обращениями.
В своей элегии Жуковский показал читателям нечто совершенно фантастическое: как знакомый и привычный пейзаж с восходом ночного светила становится совершенно иным — зыбким, порой почти нереальным. В этом проявилась идея так называемого двоемирия.
Анализ баллады «Светлана» Жуковского
Написанное в эпоху романтизма, стихотворение «Светлана» подчеркивает дух эпохи. Написанное в жанре баллада, оно особенно выделяется мистическими представлениями, фольклорными элементами – святочные гадания, сверхъестественные события, фрагменты обрядовых песен, молитв. Свою балладу автор посвятил племяннице, которая вот-вот должна была выйти замуж – А.Протасовой.
Центральной темой стихотворения является популярные в то время святочные гадания. Гадания на суженого в рождественскую ночь были частым явлением среди незамужних девушек, поскольку почти все они хотели знать, скоро ли кто-то возьмет их под венец, и кто будет тем таинственным нареченным.
Поэт очень красочно подчеркивает переживания главной героини, жених которой уехал в далекую страну и уже долгое время не дает о себе знать. Ей грустно смотреть на гадания подружек, которым неведомо чувство тоски и тревоги по любимому человеку. Однако и ее все-таки вовлекает процесс, и уже оставшись одна, Светлана решается на мистический обряд. Тоска и тревога наталкивает ее на желание узнать, что же свершилось с ее суженым, вернется ли он живой и невредимый, или же героиня так и останется век куковать незамужней.
Ярко характеризует героиню и ее имя – Светлана, свет, чистая, непорочная душа, в которой крепка вера, она не проклинает судьбу, не ропщет, а просто верит в свою любовь и любовь своего жениха. И даже страшные видения мертвеца не в силах опорочить ее светлое чувство.
Множество символов поэт использует и в описании окружающего мира и сна Светланы – например, ворон, являющийся во многих культурах вестником смерти и птицей, приносящей несчастья; голубь, символизирующий Святого Духа, спасающего героиню от адского мрака. Стихотворение наполнено и другими символами – рассвет, возвращающий все на круги своя, и пение петуха, пробуждающее девушку от страшного сна.
В балладе широко используется противопоставление, антитеза – отображается борьба света и тьмы, добра и зла, веры и неверия, любви и смерти. Это именно баллада, хотя и некоторыми часто интерпретируется как поэма. Изложение весьма мелодичное, свойственное именно балладе. Хорей придает особую лиричность и напевность.
Отличается стихотворение так же большим разнообразием средств выразительности. Встречаются и метафоры («свет-судья лукавый»), и эпитеты («милая Светлана, блестит яркими глазами»), олицетворения («крикнул жалобно сверчок»), и гиперболы («от копыт их поднялась вьюга под ногами»). Лексика богата архаизмами (ярый, уста, вымолвить) и историзмами (налое, песенки подблюдны).
Именно за свою мелодичность и романтизм стихотворение уже много лет находит отклик в сердцах читателей и по сей день.
Тема стихотворения
Тема стихотворения «Вечер» Жуковского пропитана особенной атмосферой романтизма, в которой проявляются эмоции, размышления, настроения, чувства его лирического персонажа. Их можно отметить и в балладах, и в сердечной поэзии. Однако очевидно, что в большей степени выразительно подобные восторженные лейтмотивы присутствуют в описании пейзажей, к таковым принадлежит и элегия «Вечер».
В ней создается необычная поэтическая природа, которая является открытием для поэзии России. Отличие стиха заключается в том, что отображение пейзажа в элегии не столько показывает действительную картину, сколько демонстрирует внутренний настрой героя. Наиболее типично для стихотворений молодого поэта грустное настроение и меланхолический дух. Данный жанр всегда пропитан тоской, сопряженной с личными душевными терзаниями человека, с его идеологическими раздумьями.
И все же спокойствие природы, затихающей в сумеречном безмолвии, радостно для Жуковского. Его герой открывается природе и не пытается дать ей отпор, не понимает существование в общем как что-то агрессивное его сознанию. Таким образом как бы звучит лейтмотивом согласие с могуществом Бога, признание его, объединённого с природой.
Крик о вероятности близкой кончины, завершающий элегию, не несет уныния. Растворение является общим мировым правилом. Как лучи небесного светила растворяются в вечерней мгле, сливаясь с тускнеющим естеством, так и люди увядают и все равно продолжают жить в наших воспоминаниях.
Стихотворный размер
Элегия создана в начале XIX века, поэтому написана по классическим канонам романтической поэзии: стройная композиция, поэтическая лексика, точное соблюдение размера и рифмовки. Стихотворение длинное, поэтому приведём лишь часть художественных средств выразительности.
Метафоры общепоэтические (в зеркале воды, дней весна), а также авторские – струя угасает с потухшим небом, слит с прохладою растений фимиам, плод невинности сердечной, стенанье филомелы, иссякнули всех радостей струи и др.
Олицетворения – рощи спят, солнце блеск разливает, лик луны встаёт из-за холмов.
Эпитеты – светлый песок, тихая гармония, из юных роз, златые холмы, согласно рассекают, задумчивых небес и др.
Для современного читателя необычен язык произведения романтической поэзии. Здесь много устаревших слов: струги (лодки), оратаи (пахари), фимиам (благовоние), петел (петух), дерзнем (отважимся), стезя (тропа) – и устаревших грамматических форм: виющийся, благодатна, отдаленны, озаренны, златой, брег, склав, сливаяся и др.
Романтическая поэзия часто обращалась к античной мифологии и творчеству древних поэтов, в элегии Жуковского встречаются “филомела” (для поэтического языка характерное обозначение соловья), “Минвана, Альпин” (поэтические влюблённые, кельтская поэзия), “Вакховы пиры”.
Передать настроение лирического героя помогает также интонация: здесь много восклицательных и вопросительных знаков, многоточий.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вечер.
Год написания – 1806 г.
История создания – написано, когда В. А. Жуковский находился в селе Мишенском.
Тема – предназначение человека, скоротечность его жизни, смысл бытия.
Композиция – свободная; стихотворение состоит из трех частей, передающих определенное настроение.
Жанр – романтическая элегия.
Автор
- Агния Барто (199)
- Александр Блок (1282)
- Александр Введенский (50)
- Александр Вертинский (87)
- Александр Галич (187)
- Александр Кочетков (34)
- Александр Кушнер (136)
- Александр Прокофьев (44)
- Александр Пушкин (871)
- Александр Радищев (15)
- Александр Сумароков (501)
- Александр Твардовский (80)
- Алексей Апухтин (336)
- Алексей Кольцов (212)
- Алексей Плещеев (203)
- Алексей Сурков (41)
- Алексей Толстой (261)
- Алексей Фатьянов (57)
- Андрей Белый (395)
- Андрей Вознесенский (208)
- Андрей Дементьев (460)
- Андрей Усачёв (78)
- Анна Ахматова (908)
- Аполлон Майков (187)
- Арсений Тарковский (129)
- Артюр Рембо (55)
- Афанасий Фет (1002)
- Белла Ахмадулина (302)
- Борис Заходер (138)
- Борис Пастернак (310)
- Борис Слуцкий (65)
- Булат Окуджава (287)
- Вадим Шефнер (68)
- Валентин Берестов (371)
- Валерий Брюсов (1606)
- Василий Жуковский (236)
- Василий Лебедев-Кумач (86)
- Василий Тредиаковский (29)
- Велимир Хлебников (114)
- Вера Павлова (187)
- Вера Полозкова (176)
- Вероника Тушнова (169)
- Вильгельм Кюхельбекер (83)
- Владимир Высоцкий (732)
- Владимир Маяковский (1317)
- Владимир Набоков (408)
- Владимир Орлов (73)
- Владимир Соловьев (97)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (27)
- Гавриил Державин (254)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Георгий Иванов (638)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (118)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (395)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (3)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (245)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (314)
- Иван Крыловё (1)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (122)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (578)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (89)
- Корней Чуковский (35)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Леонид Филатов (70)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (1353)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (448)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (550)
- Николай Заболоцкий (217)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (418)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Омар Хайям (811)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (152)
- Самуил Маршак (833)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (402)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (365)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (623)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (206)
- Юнна Мориц (316)
- Юрий Визбор (85)
- Юрий Левитанский (137)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Анализ стихотворения Жуковского «Вечер»
Поклонник романтизма, Василий Жуковский далеко не сразу отважился публиковать собственные стихи. Поначалу он лишь восхищался творчеством немецких и английских поэтов, переводя их произведения и пытаясь подражать своим кумирам. Но, так или иначе, именно Жуковский по праву является родоначальником русского романтизма. И его произведения по своей образности, изяществу и красоте ничуть не уступают стихам зарубежных поэтов.
Примером тому является элегия «Вечер», опубликованная в 1806 году. Точность и поразительная образность метафор, искреннее восхищение окружающим миром – это произведение по праву можно считать образцом пейзажной лирики, выдержанной в духе раннего романтизма. «Ручей, виющийся по светлому песку, как тихая твоя гармония приятна!», – с первой строчки автор задает тон всему произведению, выступая не столько в роли поэта, сколько в качестве живописца. Но вместо палитры красок он использует богатство русского языка, и простыми словами передает цвет, вкус и даже запах, создавая иллюзию присутствия на берегу ручья каждого, кто пожелает мысленно перенестись в удивительный мир поэта.
Восторгаясь увиденным Жуковский взывает к собственной Музе и просит, чтобы она посетила его «в венке из юных роз с цевницею златой», чтобы хоть на несколько мгновений одарить вдохновением. И просьба автора исполняется, потому что самый обычный вечерний закат предстает перед ним совершенно в ином свете. Автор подмечает каждую мелочь и органично вплетает ее в общее полотно своего романтического пейзажа. Багряный блеск последних лучей догорающего солнца, погружающиеся в сумрак рощи, одинокий рыбак, возвращающийся домой со своим уловом – все это занимает достойное место в коллекции образов и впечатлений поэта.
Уходящий день Жуковский сравнивает со смертью, которая стирает все краски дня. Однако в вечерних сумерках поэт также видит свое очарование. Удивительное чувство покоя и умиротворенности дарит ему тишина, которая приходит на смену дневной суете. Даже когда «луны ущербный лик встает из-за холмов», то это не нарушает гармонии Вселенной, а лишь подчеркивает ее и привносит новые краски в поэтическую палитру автора.
Вечер – прекрасное время для размышлений, воспоминаний и мечтаний. Сама природа настраивает автора на философский лад и заставляет задуматься о бренности бытия. Он сожалеет о друзьях, которых в этот момент нет рядом. Их общество в свое время давало Жуковскому не только пищу для размышлений, но и вдохновение. Однако молодость проходит, и вместе с ней остаются в прошлом «всех радостей струны» и «Вакховы пиры при шуме зимних вьюг», а также пламенные клятвы, которые молодые люди давали друг другу, обещая хранить дружбу.
В этот вечер поэт особенно остро испытывает свое одиночество, которое давно уже стало его верным спутником. Поэт понимает, что вынужден «брести неведомой стезей», то есть, быть первооткрывателем в мире русского романтизма. Его удел восхищаться полями, лесами и реками, создавая утонченные образы. «Так, петь есть мой удел… но долго ль?.. Как узнать?..», – вопрошает поэт, задаваясь вопросом, который задает себе каждый из нас. Автор не знает, каким будет его жизненный путь, но с покорностью принимает все, что уготовано ему судьбой. Даже если скоро «придет сюда Альпин в час вечера мечтать над тихой юноши могилой», подобный поворот уже ничего не изменит в жизни поэта, который мечтает посвятить ее поэзии. Ради этой цели он готов смириться с одиночеством и потерей друзей, считая, что общение с музой в данном случае является гораздо более важным занятием.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Элегии ✑
Элегии
Размышления поэта
Он думает о том, что в окружающем мире все находится в гармонии, ибо череда времен года пребывает в собственном цикле, и в этой непрерывной периодичности цветения и угасания воплощена бесконечность. Но что касается человека, то с ним поступили нечестно: он не бессмертный, уникальный как индивидуум, обречённый на абсолютное вымирание. Он будто куда-то неодолимо устремлен. Но каково намерение такого поспешного влечения в загадочную перспективу? И что оно сулит ему, кроме гробовой доски над тлеющим прахом? Кому останутся столь ослепительные, безумные чувства, являющиеся украшением людского бытия, эти мучительные страдания, любовь, от которой бушевал мир, трепетали царства, появлялись новые направления перед обществом?