Николай карамзин 📜 весёлый час

«весёлый час» н. карамзин

Краткое содержание

Лирический герой описывает картину природы. Стоит осень, и в мрачной дубраве воет ветер. Листья падают на землю. Опустели поля и сады, люди собрали урожай. Даже птицы стали меньше петь, а большинство из них улетело на юг.

Герой видит стаю журавлей, которая устремилась в теплые края. В долине царит тишина, и местность окутана густым туманом. Он смешивается с дымом от деревенских домов. На холме в это время стоит странник и уныло смотрит на природу. Он словно не рад наступившей осени. Тогда лирический герой обращается к нему и предлагает не грустить, ведь ненадолго завянет природа, стоит немного подождать — и все зазеленится.

Весна — пора обновлений. Поэтому ее с нетерпением все ждут. Появятся цветы, листья, вернутся птицы.

Осень

Веют осенние ветры

В мрачной дубраве;

С шумом на землю валятся

Желтые листья.

Поле и сад опустели;

Сетуют холмы;

Пение в рощах умолкло —

Скрылися птички.

Поздние гуси станицей

К югу стремятся,

Плавным полетом несяся

В горних пределах.

Вьются седые туманы

В тихой долине;

С дымом в деревне мешаясь,

К небу восходят.

Странник, стоящий на холме,

Взором унылым

Смотрит на бледную осень,

Томно вздыхая.

Странник печальный, утешься!

Вянет природа

Только на малое время;

Все оживится,

Все обновится весною;

С гордой улыбкой

Снова природа восстанет

В брачной одежде.

Смертный, ах! вянет навеки!

Старец весною

Чувствует хладную зиму

Ветхия жизни.

1789 год, Женева

*****

Странность любви, или Бессонница

Кто для сердца всех страшнее?

Кто на свете всех милее?

Знаю: милая моя!

«Кто же милая твоя?» —

Я стыжусь; мне, право, больно

Странность чувств моих открыть

И предметом шуток быть.

Сердце в выборе не вольно!..

Что сказать? Она… она…

Ах! нимало не важна

И талантов за собою

Не имеет никаких;

Не блистает остротою,

И движеньем глаз своих

Не умеет изъясняться;

Не умеет восхищаться

Аполлоновым огнем;

Философов не читает

И в невежестве своем

Всю ученость презирает.

Знайте также, что она

Не Венера красотою —

Так худа, бледна собою,

Так эфирна и томна,

Что без жалости не можно

Бросить взора на нее.

Странно!.. я люблю ее!..

«Что ж такое думать должно?

Уверяют старики

(В этом деле знатоки),

Что любовь любовь рождает, —

Сердце нравится любя:

Может быть, она пленяет

Жаром чувств своих тебя;

Может быть, она на свете

Не имеет ничего

Для души своей в предмете,

Кроме сердца твоего?

Ах! любовь и страсть такая

Есть небесная, святая!

Ум блестящий, красота

Перед нею суета».

Нет!.. К чему теперь скрываться?

Лучше искренно признаться

Вам, любезные друзья,

Что жестокая моя

Нежной, страстной не бывала

И с любовью на меня

Глаз своих не устремляла.

Нет в ее душе огня!

Тщетно пламенем пылаю —

В милом сердце лед, не кровь!

Так, как Эхо, иссыхаю —

Нет ответа на любовь!

Очарован я тобою,

Бог, играющий судьбою,

Бог коварный — Купидон!

Ядовитою стрелою

Ты лишил меня покою.

Как ужасен твой закон,

Мудрых мудрости лишая

И ученых кабинет

В жалкий Бедлам превращая,

Где безумие живет!

Счастлив, кто не знает страсти!

Счастлив хладный человек,

Не любивший весь свой век!..

Я завидую сей части

И с Титанией люблю

Всем насмешникам в забаву!..

По небесному уставу

Днем зеваю, ночь не сплю.

1793 год

*****

«Осень» анализ стихотворения Николая Карамзина

Карамзин — яркий представитель сентиментализма в русской литературе. Он больше известен как автор повести «Бедная Лиза» и многотомной «Истории государства Российского», но перу Карамзина принадлежат и яркие поэтические строки. Особенно ему удавались элегии, среди которых настоящей жемчужиной является стихотворение «Осень».

Произведение создано в 1789 году в Женеве. Описывая европейский пейзаж, поэт с грустью вспоминает о родных полях и перелесках. Неизбежное увядание не только природы, но и человеческой жизни — распространенный мотив в поэзии.

Карамзин в своих размышлениях с горечью замечает, что весной природа вновь расцветет, а вот человек никогда не сможет вернуть прекрасные дни своей молодости.

Завершает произведение неутешительный вывод о том, что смертный «вянет навеки».

Мечтательность, скептицизм и созерцание природы характерны для лирического героя сентиментальной поэзии. Уединенные места и осенний пейзаж — излюбленные декорации для приверженцев этого жанра. Поэтому «Осень» вполне традиционна по содержанию, но оригинальна по форме — белый стих.

Карамзин применил здесь два поэтических размера — протяжный ритм дактиля в первых трех строках внезапно обрывается более короткой и четкой строкой хорея.

Поэт не был знаком с японской поэзией хокку, но выбрал для своего произведения похожий лаконичный вид. Такой ритмический прием создает ощущение тревоги, незавершенности, будоражит эмоции читателя. Он как бы объединяет надежду и воодушевление с унынием и обреченностью.

Известно, что Карамзин серьезно работал над ритмическим рисунком «Осени». На полях его рукописи сохранилась метрическая схема стихотворения.

В поэзии Карамзина мало политических мотивов, она сконцентрирована на личных чувствах и настроениях. По словам самого автора, главное для него — сиюминутное впечатление. Поэтому в стихотворении «Осень» все художественные приемы направлены на лирические ассоциации.

Природа и человек у Карамзина тесно связаны одной нитью. Это подчеркивают эффектные олицетворения: «сетуют холмы», «с гордой улыбкой… природа восстанет в брачной одежде», «туманы… к небу восходят». Общее настроение грусти и увядания создают многочисленные прилагательные: осенний, мрачный, унылый, бледный, седой, печальный, хладный, а также глаголы: валятся, опустели, сетуют, умолкло, вянет.

Грустные нотки пейзажа вырисованы светлыми красками: желтые листья, седые туманы, бледная осень.

Голоса умолкнувших птиц сменил звук опадающих листьев, которые «с шумом на землю валятся». Удачная аллитерация в первой же строчке произведения — «веют осенние ветры» — имитирует свист ветра в ветвях деревьев. Звук в этом стихотворении играет большую роль, чем цвет. Многие слова связаны именно со звуком: веют, валятся, сетуют, пение, вздыхая.

Поэтому «Осень» скорее «слышится», чем «видится».

Карамзин мастерски использует эпитеты: «мрачная дубрава», «поздние гуси», «тихая долина», «седые туманы». Образ старости емко отображает оригинальное выражение: «хладная зима ветхой жизни». Автор часто применяет инверсию, которой пронизана практически каждая строка элегии: «взором унылым», «странник печальный», «скрылися птички», «веют ветры», «валятся листья», «сетуют холмы», «вьются туманы», «вянет природа».

Этот прием характерен для литературы того времени, он органично вписывается в ткань стихотворения.

Новаторство Карамзина проявлялось во всех направлениях его литературной деятельности. В лирическую поэзию он внес новые жанры и формы, вместо распространенного ямба широко использовал хорей, трехсложные размеры и белый стих. Но главное — Карамзин заставил каждое стихотворение звучать, тонко и точно создавая эмоциональную атмосферу произведения. «С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к природе, поэзия внутренняя, задушевная», — писал о Карамзине Вяземский.

Волга

Река священнейшая в мире,

Кристальных вод царица, мать!

Дерзну ли я на слабой лире

Тебя, о Волга! величать,

Богиней песни вдохновенный,

Твоею славой удивленный?

Дерзну ль игрою струн моих,

Под шумом гордых волн твоих —

Их тонкой пеной орошаясь,

Прохладой в сердце освежаясь —

Хвалить красу твоих брегов,

Где грады, веси процветают,

Поля волнистые сияют

Под тению густых лесов,

В которых древле раздавался

Единый страшный рёв зверей

И эхом ввек не повторялся

Любезный слуху глас людей, —

Брегов, где прежде обитали

Орды Златыя племена;

Где стрелы в воздухе свистали

И где неверных знамена

Нередко кровью обагрялись

Святых, но слабых християн;

Где враны трупами питались

Несчастных древних россиян;

Но где теперь одной державы

Народы в тишине живут

И все одну богиню чтут,

Богиню счастия и славы,

Где в первый раз открыл я взор,

Небесным светом озарился

И чувством жизни насладился;

Где птичек нежных громкий хор

Воспел рождение младенца;

Где я Природу полюбил,

Ей первенцы души и сердца —

Слезу, улыбку — посвятил

И рос в веселии невинном,

Как юный мирт в лесу пустынном?

Дерзну ли петь, о мать река!

Как ты, красуяся в теченье

По злату чистого песка,

Несёшь земли благословенье

На сребряном хребте своём,

Везде щедроты разливаешь,

Везде страны обогащаешь

В блистательном пути твоём;

Как быстро плаватель бесстрашный

Летит на парусных крылах

Среди пучин стихии влажной,

В твоих лазоревых зыбях,

Хваля свой жребий, милость неба,

Хваля благоприятный ветр,

И как, прельщённый светом Феба,

Со дна подъемлется осетр,

Играет наверху с волнами,

С твоими пенными буграми,

И плёсом рассекает их?

Когда ж под тучами со гневом,

С ужасным шумом, грозным ревом

Начнёшь кипеть в брегах своих,

Как вихри воздух раздирают,

Как громы с треском ударяют

И молнии шипят в волнах,

Когда пловцы, спастись не чая

И к небу руки простирая,

Хлад смерти чувствуют в сердцах, —

Какая кисть дерзнёт представить

Великость зрелища сего?

Какая песнь возможет славить

Ужасность гнева твоего?..

Едва и сам я в летах нежных,

Во цвете радостной весны,

Не кончил дней в водах мятежных

Твоей, о Волга! глубины.

Уже без ветрил, без кормила

По безднам буря нас носила;

Гребец от страха цепенел;

Уже зияла хлябь под нами

Своими пенными устами;

Надежды луч в душах бледнел;

Уже я с жизнию прощался,

С её прекрасною зарей;

В тоске слезами обливался

И ждал погибели своей…

Но вдруг творец изрёк спасенье —

Утихло бурное волненье,

И брег с улыбкой нам предстал.

Какой восторг! какая радость!

Я землю страстно лобызал

И чувствовал всю жизни сладость.

Сколь ты в величии своем,

О Волга! яростна, ужасна,

Столь в благости мила, прекрасна:

Ты образ божий в мире сем!

Теки, Россию украшая;

Шуми, священная река,

Свою великость прославляя,

Доколе времени рука

Не истощит твоей пучины…

Увы! сей горестной судьбины

И ты не можешь избежать:

И ты должна свой век скончать!

Но прежде многие народы

Истлеют, превратятся в прах,

И блеск цветущия Природы

Померкнет на твоих брегах.

1793 год

*****

Раиса

Древняя баллада

Во тьме ночной ярилась буря;

Сверкал на небе грозный луч,

Гремели громы в черных тучах,

И сильный дождь в лесу шумел.

Нигде не видно было жизни;

Сокрылось все под верный кров.

Раиса, бедная Раиса,

Скиталась в темноте одна.

Нося отчаяние в сердце,

Она не чувствует грозы,

И бури страшный вой не может

Ее стенаний заглушить.

Она бледна, как лист увядший,

Как мертвый цвет, уста ее;

Глаза покрыты томным мраком,

Но сильно бьется сердце в ней.

С ее открытой белой груди,

Язвимой ветвями дерев,

Текут ручьи кипящей крови

На зелень влажныя земли.

Над морем гордо возвышался

Хребет гранитныя горы;

Между стремнин, по камням острым

Раиса всходит на него.

(Тут бездна яростно кипела

При блеске огненных лучей;

Громады волн неслися с ревом,

Грозя всю землю потопить.)

Она взирает, умолкает;

Но скоро жалкий стон ея

Смешался вновь с шумящей бурей:

«Увы! увы! погибла я!

Кронид. Кронид, жестокий, милый!

Куда ушел ты от меня?

Почто Раису оставляешь

Одну среди ужасной тьмы?

Кронид, поди ко мне! Забуду,

Забуду все, прощу тебя!

Но ты нейдешь к Раисе бедной!..

Почто тебя узнала я?

Отец и мать меня любили,

И я любила нежно их;

В невинных радостях, в забавах

Часы и дни мои текли.

Когда ж явился ты, как ангел,

И с нежным вздохом мне сказал:

«Люблю, люблю тебя, Раиса!» —

Забыла я отца и мать.

В восторге, с трепетом сердечным

И с пламенной слезой любви

В твои объятия упала

И сердце отдала тебе.

Душа моя в твою вселилась,

В тебе жила, дышала я;

В твоих глазах свет солнца зрела;

Ты был мне образ божества.

Почто я жизни не лишилась

В объятиях твоей любви?

Не зрела б я твоей измены,

И счастлив был бы мой конец.

Но рок судил, чтоб ты другую

Раисе верной предпочел;

Чтоб ты меня навек оставил,

Когда сном крепким я спала,

Когда мечтала о Крониде

И мнила обнимать его!

Увы! я воздух обнимала…

Уже далеко был Кронид!

Мечта исчезла, я проснулась;

Звала тебя, но ты молчал;

Искала взором, но не зрела

Тебя нигде перед собой.

На холм высокий я спешила…

Несчастная!.. Кронид вдали

Бежал от глаз моих с Людмилой!

Без чувств тогда упала я.

С сея ужасный минуты

Крушусь, тоскую день и ночь;

Ищу везде, зову Кронида —

Но ты не хочешь мне внимать.

Теперь злосчастная Раиса

Звала тебя в последний раз…

Душа моя покоя жаждет…

Прости!.. Будь счастлив без меня!»

Сказав сии слова, Раиса

Низверглась в море. Грянул гром:

Сим небо возвестило гибель

Тому, кто погубил ее.

1791 год

*****

Анализ стихотворения Н. М. Карамзина «Веселый час»

Стихотворение «Веселый час» написано в 1791 году отставным двадцатипятилетним офицером и начинающим издателем «Московского журнала». Идею стихотворения, видимо, автору навеяла теплая встреча с друзьями.

Николай Михайлович вводит в текст стихотворения следующие средства художественной выразительности:

обращения – «братья», «вино» – выделяют главных действующих лиц на веселом празднике жизни;
метонимию – «рюмки наливайте» – перенос по типу «содержащее – содержимое»;
риторические восклицания – «… наливайте!», «Лейся!», «… выпивайте!», «Осушайте…!», «… радоваться будем …!», «да сияет покой…!» – отражают эмоциональный подъем лирического героя;

эпитеты – «печальный мир», «святой Мудрец», «сладкий час»- являются лаконичными, но исчерпывающими характеристиками людей и явлений;
антонимы – «рубище – порфира», «горе – радость», в том числе контекстуальные – «печальный – сладкий» – отражают все многообразие жизни;
устаревшую лексику – «старец», «младость» – придают изложению ноты патетики, торжественность и значимость;
эллипсис – «бедный – (находит) горестям конец» – позволяет соблюсти требования рифмовки;
инверсию – «говорит Мудрец», «горестям конец», «светлеет сердце наше» «сияет покой» – также призвана придать особое значение последнему слову каждого словосочетания;
лексический повтор – «все плачет, все вздыхает», «сияет … покой, как вино сияет…» – выделяет ключевые слова, на которых автор хочет сосредоточить читательское внимание;
сравнения – «смотрит сентябрем (грустно, как ненастный сентябрьский денек)», «сияет … покой, как вино сияет … » – создают яркие зрительные образы;
олицетворения – «покой сияет», «осребряемо луной»;
синонимы – «горе», «горести»;
авторский неологизм – «осребряемо» – значит, «посеребряемое» (несовершенный вид причастия от устаревшей формы глагола серебрить – «осребрять» – «посеребрять», или «посеребрённое» (совершенный вид);
синтаксический параллелизм – «да светлеет сердце … , да сияет … покой…»

В произведении поэтом сделан акцент на чувственном восприятии мира – автор славит жизнь во всех ее проявлениях, и призывает ценить каждый ее миг. И не просто призывает, а настаивает на этом, о чем свидетельствует частотность глаголов повелительного наклонения.

В рамках стихотворения автор-классик предстает перед читателем не как памятник, а как обычный человек, не чуждый веселого общества и застольных утех.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

К соловью

Пой во мраке тихой рощи,

Нежный, кроткий соловей!

Пой при свете лунной нощи!

Глас твой мил душе моей.

Но почто ж рекой катятся

Слезы из моих очей,

Чувства ноют и томятся

От гармонии твоей?

Ах! я вспомнил незабвенных,

В недрах хладныя земли

Хищной смертью заключенных;

Их могилы заросли

Все высокою травою.

Я остался сиротою…

Я остался в горе жить,

Тосковать и слезы лить!..

С кем теперь мне наслаждаться

Нежной песнию твоей?

С кем Природой утешаться?

Все печально без друзей!

С ними дух наш умирает,

Радость жизни отлетает;

Сердцу скучно одному —

Свет пустыня, мрак ему.

Скоро ль песнию своею,

О любезный соловей,

Над могилою моею

Будешь ты пленять людей?

1793 год

*****

Жанр, композиция и проблематика

Стих имеет описательный характер. Поэт говорит о европейской природе, но здесь четко прослеживается сравнение с родиной и томное желание автора описать русские поля и леса. Основной темой стихотворения является осень, но в произведении затрагивается не только природа.

С первых строк можно увидеть грустное настроение лирического героя. Он чувствует холодный ветер, видит мрачную дубраву и то, как шумно падают листья. Птичьего щебетания автор не слышит. Все строки наполнены унынием. Гуси улетают на юг, а долина заполняется туманом и дымом. Но в финальной части стихотворения можно заметить резкую перемену в настроении.

Таким образом, произведение состоит из двух частей:

  1. Сначала лирический герой представлен как одинокий странник. Он стоит в одиночестве на европейском холме и разглядывает окружающий мир. Тоска по родине всколыхнула чувства поэта, он с грустью стал описывать пейзажи Европы.
  2. В конце произведения у Карамзина меняется настроение. Он говорит, что все временно, вскоре природа изменится к лучшему. С приходом весны все оживет и расцветет. Но жизни человека это не касается. Годы мчатся, поэтому вернуть молодость нельзя. В итоге поэт приходит к выводу, что человек увядает навсегда. Это не самый радостный итог, но правдивый.

Вникнув в строки произведения и прочувствовав даже самую мелкую деталь, можно прийти к выводу, что стихотворение наполнено не только яркими красками природы, но и безысходностью и печалью.

Проблематика произведения заключается в том, что жизнь быстротечна, она не подчиняется никаким планам.

Анализ стихотворения «Осень» Карамзина

Любой человек, наблюдая осеннее увядание природы, печалится. Радует его только одно: весной всё вновь воскреснет и обновится. Другое дело — старость, которая приводит людей к увяданию, но, в отличие от природной осени, не приводит к воскрешению. Именно об этом размышляет Н. М. Карамзин в стихотворении «Осень».

Произведение написано Н. М. Карамзиным во время пребывания в Женеве в 1789 году. Тоска по родине и философские размышления привели поэта к созданию этого стихотворения. «Осень» — яркий пример поэзии сентиментализма, чертами которого являются чувственность изображаемого человека и культ природы.

Гимн глупцам

Блажен не тот, кто всех умнее —

Ах, нет! он часто всех грустнее, —

Но тот, кто, будучи глупцом,

Себя считает мудрецом!

Хвалю его! блажен стократно,

Блажен в безумии своем!

К другим здесь счастие превратно —

К нему всегда стоит лицем.

Ему ли ссориться с судьбою,

Когда доволен он собою?

Ему ль чернить сей белый свет?

По маслу жизнь его течет.

Он ест приятно, дремлет сладко;

Ничем в душе не оскорблен.

Как ночью кажется всё гладко,

Так мир для глупых совершен.

Когда другой с умом обширным,

Прослыв философом всемирным,

Вздыхает, чувствуя, сколь он

Еще от цели удален;

Какими узкими стезями

Нам должно мудрости искать;

Как трудно слабыми очами

Неправду с правдой различать;

Когда Сократ, мудрец славнейший,

Но в славе всех других скромнейший,

Всю жизнь наукам посвятив,

Для них и жизни не щадив,

За тайну людям объявляет,

Что всё загадка для него

И мудрый разве то лишь знает,

Что он не знает ничего, —

Тогда глупец в мечте приятной

Нам хвалит ум свой необъятный:

«Ему подобных в мире нет!»

Хотите ль? звезды он сочтет

Вернее наших астрономов.

Хотите ль? он расскажет, как

Сияет солнце в царстве гномов,

И рад божиться вам, что так!

Боясь ступить неосторожно

И зная, как упасть возможно,

Смиренно смотрит вниз мудрец —

Глядит спесиво вверх глупец.

Споткнется ль, в яму упадая?

Нет нужды! встанет без стыда,

И, грязь с себя рукой стирая,

Он скажет: это не беда!

С умом в покое нет покоя.

Один для имени героя

Рад мир в могилу обратить,

Для крестика без носа быть;

Другой, желая громкой славы,

Весь век над рифмами корпит;

Глупец смеется: «Вот забавы!»

И сам — за бабочкой бежит!

Ему нет дела до правлений,

До тонких, трудных умозрений,

Как страсти к благу обращать,

Людей учить и просвещать.

Царь кроткий или царь ужасный

Любезен, страшен для других —

Глупцы Нерону не опасны:

Нерон не страшен и для них.

Другим чувствительность — страданье,

Любовь не дар, а наказанье:

Кто ж век свой прожил, не любя?

Глупец!.. он любит лишь себя,

И, следственно, любим не ложно;

Не ведает измены злой!

Другим грустить в разлуке должно, —

Он весел: он всегда с собой!

Когда, узнав людей коварных,

Холодных и неблагодарных,

Душою нежный человек

Клянется их забыть навек

И хочет лучше жить с зверями,

Чем жертвой лицемеров быть, —

Глупец считает всех друзьями

И мнит: «Меня ли не любить?»

Есть томная на свете мука,

Змея сердец; ей имя скука:

Она летает по земле

И плавает на корабле;

Она и с делом и с бездельем

Приходит к мудрым в кабинет;

Ни шумом светским, ни весельем

От скуки умный не уйдет.

Но счастливый глупец не знает,

Что скука в свете обитает.

Гремушку в руки — он блажен

Один среди безмолвных стен!

С умом все люди — Гераклиты

И не жалеют слез своих;

Глупцы же сердцем Демокриты:

Род смертных — Арлекин для них!

Они судьбу благословляют

И быть умнее не желают.

Раскроем летопись времен:

Когда был человек блажен?

Тогда, как, думать не умея,

Без смысла он желудком жил.

Для глупых здесь всегда Астрея

И век златой не проходил.

1802 год

Важнейшие детали анализа

Стихотворение Карамзина «Осень» написано в описательном характере. Хотя речь идет о природе Европы, четко видно желание автора провести параллели с родной землей, и описать русские леса и луга. Конечно, главной темой произведения является осень. Но это не просто описание природы. Посмотрим, почему.

Первые строки стихотворения несколько мрачны и навевают грусть. Поэт не может порадоваться дубраве, он ощущает холодное дуновение ветра, который рвет с деревьев желтую листву, он не слышит радостного щебетания птиц. Гуси улетают, а клубы серого тумана наполнили тихую долину. Несомненно, прочитав эти строки, появляется чувство уныния.

Если анализ стихотворения «Осень» делать внимательно, то можно заметить все краски картины, которую с таким мастерством нарисовал Карамзин. Это картина навевает безысходность и тоску

Но что очень важно: далее поэт беседует с неким путешественником, призывая его не слишком расстраиваться из-за безрадостных пейзажей, и для этого есть полная оптимизма мысль! Надо чуть подождать, и придет весенняя пора, все в природе будет обновляться и оживать. О чем нам это говорит?

Прости

Кто мог любить так страстно,

Как я любил тебя?

Но я вздыхал напрасно,

Томил, крушил себя!

Мучительно плениться,

Быть страстным одному!

Насильно полюбиться

Не можно никому.

Не знатен я, не славен, —

Могу ль кого прельстить?

Не весел, не забавен, —

За что меня любить?

Простое сердце, чувство

Для света ничего.

Там надобно искусство —

А я не знал его!

(Искусство величаться,

Искусство ловким быть,

Умнее всех казаться,

Приятно говорить.)

Не знал — и, ослепленный

Любовию своей,

Желал я, дерзновенный,

И сам любви твоей!

Я плакал, ты смеялась,

Шутила надо мной, —

Моею забавлялась

Сердечною тоской!

Надежды луч бледнеет

Теперь в душе моей…

Уже другой владеет

Навек рукой твоей!..

Будь счастлива — покойна,

Сердечно весела,

Судьбой всегда довольна,

Супругу — ввек мила!

Во тьме лесов дремучих

Я буду жизнь вести,

Лить токи слез горючих,

Желать конца — прости!

1792 год

*****

К Милости

Что может быть тебя святее,

О Милость, дщерь благих небес?

Что краше в мире, что милее?

Кто может без сердечных слез,

Без радости и восхищенья,

Без сладкого в крови волненья

Взирать на прелести твои?

Какая ночь не озарится

От солнечных твоих очей?

Какой мятеж не укротится

Одной улыбкою твоей?

Речешь — и громы онемеют;

Где ступишь, там цветы алеют

И с неба льется благодать.

Любовь твои стопы лобзает

И нежной Матерью зовет;

Любовь тебя на трон венчает

И скиптр в десницу подает.

Текут, текут земные роды,

Как с гор высоких быстры воды,

Под сень державы твоея.

Блажен, блажен народ, живущий

В пространной области твоей!

Блажен певец, тебя поющий

В жару, в огне души своей!

Доколе Милостию будешь,

Доколе права не забудешь,

С которым человек рожден;

Доколе гражданин довольный

Без страха может засыпать

И дети — подданные вольны

По мыслям жизнь располагать,

Везде Природой наслаждаться,

Везде наукой украшаться

И славить прелести твои;

Доколе злоба, дщерь Тифона,

Пребудет в мрак удалена

От светло-золотого трона;

Доколе правда не страшна

И чистый сердцем не боится

В своих желаниях открыться

Тебе, владычице души;

Доколе всем даешь свободу

И света не темнишь в умах;

Пока доверенность к народу

Видна во всех твоих делах, —

Дотоле будешь свято чтима,

От подданных боготворима

И славима из рода в род.

Спокойствие твоей державы

Ничто не может возмутить;

Для чад твоих нет большей славы,

Как верность к Матери хранить.

Там трон вовек не потрясется,

Где он любовию брежется

И где на троне — ты сидишь.

Апрель 1792 год

*****

Вариант №2

Карамзин является ярким представителем сентиментализма. Он выступает автором огромного количества элегий. Среди них ведущая роль отводится стихотворению «Осень». Данное произведение было создано в Женеве еще в 1789 году. В основе лежит европейский пейзаж, который так тронул поэта, оставил отпечаток в его душе, сподвиг на написание шедевра русской классики.

Настроение осени

Осень…это не только красота и многообразие красок. Это все же увядание природы. Оно неизбежно, как неизбежно и увядание жизни человека. Это распространенный мотив, который встречается во многих произведениях искусства, в литературе. Не обошел стороной этот мотив и Карамзина. Стоя на европейской равнине, он с грустью и тоской вспоминает родные места: поля, равнины и перелески. Осень коснулась всего живого своей кистью, природа увядает…Но делает это так красиво! Радует одно – весной все снова оживет и расцветет. А вот человек уже не сможет вернуть прелесть былых дней, молодость так быстротечна и уходит навсегда.

Композиция стихотворения

В произведении композиция представлена двумя смысловыми частями. В первой части герой – одинокий странник. Он одиноко стоит на краю холма озирается вокруг, созерцая унылые осенние пейзажи. Мысли о родных местах всколыхнули всю душу до дна.

Во второй части автор напоминает о том, что все быстротечно и временно. Весною все возвратится, все вновь обновится. Но, увы, это не касается жизни человека. Жизнь течет неумолимыми темпами, и она необратима. Вывод неутешителен, но жизненно правдив: все мы увянем навеки.

Основной мотив произведения

Стихотворение насквозь пронизано мечтательностью и скептицизмом, которые переплетаются в единый мотив. Это традиционный мотив, который часто отражается в произведениях сентиментализма: уединение, одиночество, увядающая природа, осенние краски. Несмотря на то, что произведение Карамзина традиционно по содержанию, оно резко отличается по форме от других подобных произведений. Его можно отнести к категории «белый стих». Здесь применяются отдельные приемы из хокку (японской культуры), с которой хорошо был знаком автор. Такие приемы вызывают у читателя чувство тревоги, незавершенности. Непременно такие приемы воздействуют на эмоциональную сферу читателя, делая его сопричастным к чувствам автора

Автор предается сиюминутному настроению, концентрирует свое внимание на личных чувствах, ощущениях и текущем настроении

9 класс

К самому себе

Прости, надежда!.. и навек!..

Исчезло всё, что сердцу льстило,

Душе моей казалось мило;

Исчезло! Слабый человек!

Что хочешь делать? обливаться

Рекою горьких, тщетных слез?

Стенать во прахе и терзаться?..

Что пользы? Рока и небес

Не тронешь ты своей тоскою

И будешь жалок лишь себе!

Нет, лучше докажи судьбе,

Что можешь быть велик душою,

Спокоен вопреки всему.

Чего робеть? ты сам с собою!

Прибегни к сердцу своему:

Оно твой друг, твоя отрада,

За все несчастия награда —

Еще ты в свете не один!

Еще ты мира гражданин!..

Смотри, как солнце над тобою

Сияет славой, красотою;

Как ясен, чист небесный свод;

Как мирно, тихо всё в Природе!

Зефир струит зерцало вод,

И птички в радостной свободе

Поют: «будь весел, улыбнись!»

Поют тебе согласным хором.

А ты стоишь с унылым взором,

С душою мрачной?.. Ободрись

И вспомни, что бывал ты прежде,

Как мудрым в чувствах подражал,

Сократа сердцем обожал,

С Катоном смерть любил, в надежде

Носить бессмертия венец.

Житейских радостей конец

Да будет для тебя началом

Геройской твердости в душе!

Язвимый лютых бедствий жалом,

Забвенный в темном шалаше

Всем светом, ложными друзьями,

Умей спокойными очами

На мир обманчивый взирать,

Несчастье с счастьем презирать!

Я столько лет мечтой пленялся,

Хотел блаженства, восхищался!..

В минуту всё покрылось тьмой,

И я остался лишь с тоской!

Так некий зодчий, созидая

Огромный, велелепный храм

На диво будущим векам,

Гордился духом, помышляя

О славе дела своего;

Но вдруг огромный храм трясется,

Падет… упал… и нет его!..

Что ж бедный зодчий? он клянется

Не строить впредь, беспечно жить…

А я клянуся… не любить!

1795 год

*****

Весёлый час

Братья, рюмки наливайте!

Лейся через край, вино!

Все до капли выпивайте!

Осушайте в рюмках дно!

Мы живем в печальном мире;

Всякий горе испытал —

В бедном рубище, в порфире —

Но и радость бог нам дал.

Он вино нам дал на радость, —

Говорит святой Мудрец, —

Старец в нем находит младость,

Бедный — горестям конец.

Кто все плачет, все вздыхает,

Вечно смотрит сентябрем —

Тот науки жить не знает

И не видит света днем.

Все печальное забудем,

Что смущало в жизни нас;

Петь и радоваться будем

В сей приятный, сладкий час!

Да светлеет сердце наше,

Да сияет в нем покой,

Как вино сияет в чаше,

Осребряемо луной!

1791 год

*****

Меланхолия

Страсть нежных, кротких душ, судьбою угнетенных,

Несчастных счастие и сладость огорченных!

О Меланхолия! ты им милее всех

Искусственных забав и ветреных утех.

Сравнится ль что-нибудь с твоею красотою,

С твоей улыбкою и с тихою слезою?

Ты первый скорби врач, ты первый сердца друг:

Тебе оно свои печали поверяет;

Но, утешаясь, их еще не забывает.

Когда, освободясь от ига тяжких мук,

Несчастный отдохнет в душе своей унылой,

С любовию ему ты руку подаешь

И лучше радости, для горестных немилой,

Ласкаешься к нему и в грудь отраду льешь

С печальной кротостью и с видом умиленья.

О Меланхолия! нежнейший перелив

От скорби и тоски к утехам наслажденья!

Веселья нет еще, и нет уже мученья;

Отчаянье прошло… Но слезы осушив,

Ты радостно на свет взглянуть еще не смеешь

И матери своей, печали, вид имеешь.

Бежишь, скрываешься от блеска и людей,

И сумерки тебе милее ясных дней.

Безмолвие любя, ты слушаешь унылый

Шум листьев, горных вод, шум ветров и морей.

Тебе приятен лес, тебе пустыни милы;

В уединении ты более с собой.

Природа мрачная твой нежный взор пленяет:

Она как будто бы печалится с тобой.

Когда светило дня на небе угасает,

В задумчивости ты взираешь на него.

Не шумныя весны любезная веселость,

Не лета пышного роскошный блеск и зрелость

Для грусти твоея приятнее всего,

Но осень бледная, когда, изнемогая

И томною рукой венок свой обрывая,

Она кончины ждет. Пусть веселится свет

И счастье грубое в рассеянии новом

Старается найти: тебе в нем нужды нет;

Ты счастлива мечтой, одною мыслью — словом!

Там музыка гремит, в огнях пылает дом;

Блистают красотой, алмазами, умом:

Там пиршество… но ты не видишь, не внимаешь

И голову свою на руку опускаешь;

Веселие твое — задумавшись, молчать

И на прошедшее взор нежный обращать.

1800 год

*****

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: