Проблема выбора
Часто школьникам бывает трудно определить, какое именно произведение взять для анализа на уроке по литературе. К сожалению, многие при этом руководствуются объемом произведения, ошибочно полагая, что небольшое лирическое сочинение легче для изучения. Однако выбор стихотворения должен определяться не данным параметром.
Лучше всего брать для анализа ключевое стихотворение в творчестве того или иного поэта. Так ученикам, которые уже ознакомились на занятиях с литературными сочинениями автора, будет легче выделить наиболее важные черты, характерные для его лирики. Например, в творчестве А. Пушкина главными являются тема дружбы и любви, М. Лермонтова – вольнолюбивая тематика, С. Есенина – русская природа и т. д. Автор и название стихотворения уже во многом являются своеобразной подсказкой для ученика. Школьник, знакомый с творчеством выбранного автора, уже по заголовку может примерно определить, о чем пойдет речь в данном произведении.
Описание
Описание ядовитого дерева Пушкин почерпнул из околонаучных сообщений некоего голландского ботаника Г. Румпфа, посланного в середине XVII века в колонию для изучения ядовитых растений.
Очевидно, опасаясь отравления или из лени, он не изучил растение досконально, а воспользовался рассказами и легендами местных жителей, весело проводя время у губернатора Макассары. Его псевдо отчеты долгие годы (почти 3 века) составляли основу знаний о ядовитых растениях. На них основывался и Пушкин.
Миф об анчаре как самом ядовитом дереве был развеян в прошлом веке. Это оказалось красивое и совершенно безвредное для птиц и животных, растение, получившее научное название Антиарис Токсикария. Растет это дерево на острове Ява. Ядовитым является его млечный сок. Прежде чем превратиться в смертельный яд, он перегонялся туземцами. В результате, повышалась концентрация ядовитых веществ. Только после такой перегонки местные аборигены смазывали ядом свои стрелы.
Пушкин воспользовался этой легендой-полуправдой об анчаре для выражения своей аллегорической идеи, изложенной в стихотворении.
Стихи о дружбе
В качестве других образцов лирических произведений можно назвать те, которые посвящены наиболее распространенным темам в лирике: природе, дружбе, Родине. А. Пушкину принадлежит ряд прекрасных сочинений-обращений к друзьям.
Все они при всем своем многообразии отличаются одной главной идеей, которую следует назвать в анализе: мысль о неизменности этого чувства, проходящего через всю человеческую жизнь. Известно, что поэт придавал большое значение дружбе со своими университетскими товарищами и поэтому его лирика является лучшим образцом описания данной темы. Ученики могут выбрать одно из его произведений для анализа на школьном уроке по литературе.
Отступнице
Теперь идёт существованье
С однообразием волны…
Но миг случайный, намеканье —
И будит вновь воспоминанье
Давно утраченные сны.
Так звук внезапный воскрешает
Всю песнь забытую — и вот
Знакомый голос оживает,
Знакомый образ восстаёт;
Из-за туманов ночи мрачной
Восходит жизнь прошедших лет,
Облечена в полупрозрачный,
Полузадумчивый рассвет.
Всё это только род вступленья,
Чтобы сказать, что как-то раз,
Тревожа тени из забвенья,
Случайно вспомнил я о вас.
Воскресло в памяти унылой
То время светлое, когда
Вы жили барышнею милой
В Москве, у Чистого пруда.
Мы были в той поре счастливой,
Где юность началась едва,
И жизнь нова, и сердце живо,
И вера в будущность жива.
Двором широким проезжая,
К крыльцу невольно торопясь,
Скакал, бывало, я — мечтая —
Увижу ль вас, увижу ль вас!
Я помню… (годы миновали!)…
Вы были чудно хороши;
Черты лица у вас дышали
Всей юной прелестью души.
В те дни, когда неугомонно
Искало сердце жарких слов,
Вы мне вручили благосклонно
Тетрадь заветную стихов.
Не помню — слог стихотворений
Хорош ли, нехорош ли был,
Но их свободы гордый гений
Своим наитьем освятил.
С порывом страстного участья
Вы пели вольность, и слезой
Почтили жертвы самовластья,
Их прах казнённый, но святой.
Листы тетради той заветной
Я перечитывал не раз,
И снился мне ваш лик приветный,
И блеск и живость чёрных глаз.
Промчалась, полная невзгоды,
От вас далёко жизнь моя;
Ваш милый образ в эти годы
Как бы в тумане помнил я.
И как-то случай свёл нас снова
В поре печальной зрелых лет…
Уже хотел я молвить слово,
Сказать вам дружеский привет;
Но вы какому-то французу
Свободу поносили вслух,
И русскую хвалили музу
За подлый склад, за рабский дух.
Меня тогда вы не узнали,
И я был рад: я увидал,
Как низко вы душою пали,
И вас глубоко презирал.
Скажите — в этот вечер скучный,
Когда вернулись вы домой,
Ужель могли вы равнодушно
На ложе сна найти покой?
В тиши угрюмой ночь глухая,
Тоску и ужас навевая,
Вам не шептала ли укор,
Что вы отступница святыни,
Что вы с корыстию рабыни
Свой голос продали за вздор?
Мне жалко вас. С иною дамой
Я расквитался б эпиграммой;
Но перед вами смех молчит,
И грозно речь моя звучит:
Покайтесь грешными устами,
Покайтесь искренно, тепло,
Покайтесь с горькими слезами,
Покуда время не ушло!
Просите доблестно прощенья
В измене ветреной своей —
У молодого поколенья,
У всех порядочных людей.
Давно расстроенную лиру
Наладьте вновь на чистый строй;
Покайтесь, — вам, быть может, миру
Сказать удастся стих иной, —
Не тот напыщенный, жеманный,
Где дышит холод, веет тьма,
Где всё для сердца чужестранно
И нестерпимо для ума;
Но тот, который, слух лаская,
Звучал вам в трепетной тиши
В те дни, когда вы, расцветая,
Так были чудно хороши.
Не бойтесь снять с себя личину
И обвинить себя самих:
Христос Марию Магдалину
Поставил выше всех святых!
И нет стыда просить прощенья,
И сердцу сладостно прощать…
И даже я на примиренье
Готов, по правде вам сказать, —
И слов моих тем не ослаблю:
Я б и Клейнмихелю простил,
Когда б он девственную саблю
За бескорыстность обнажил.
1857 год
*****
Сплин
Да, к осени сворачивает лето…
Уж ночью был серебряный мороз;
И воздух свеж, и — грустная примета —
Желтеет лист сквозь зелени берёз,
Как волосок седой сквозь локон тёмный
Красавицы кокетливой и томной;
Уже и ветр брюзгливый и сырой
Колеблет лес и свищет день-деньской,
И облаков отряд сгоняет серый;
И вечера становятся без меры.
Уже пришла печальная пора:
Туманами окрестности покрыты,
И мелкий дождь с утра и до утра
Сырою пылью сыплет, как сквозь ситы,
Чернеясь, грязь по улицам видна,
День холоден, глухая ночь темна.
Затопим мы камин. Средь поздних бдений
Люблю, когда причудливые тени
Враждебным мраком дышат по углам,
А красный блеск трепещет по стенам.
Но в этот час я не люблю беседы
И многих лиц шумливый разговор:
Меня томит, как длинные обеды,
Хоть умный, но всегда бесплодный спор.
Иное дело — заниматься делом,
Или хотеть, в тщеславьи закоснелом,
Сомнительной учёностью блеснуть
И времени теченье обмануть,
Праздноглагольствуя литературно
0 том, что в мире хорошо иль дурно.
У стариков есть детская черта —
Рассказывать отлично анекдоты,
Где на конце всегда есть острота;
Но этот род погиб среди зевоты.
Что ж делать, друг, нам в эти вечера?
Болтать о том, что делалось вчера?
Наш status quo так глуп, что лучше мимо.
Уж не заняться ль нам делами Крыма?
Но ведь ни вы, ни я не офицер —
Изгнать врагов не сыщем новых мер.
Не вдаться ль в жар сердечных излияний?
Но ведь оно покажется смешно —
К лицу ли нам искание страданий
И радостей, замолкнувших давно?..
Не вынуть ли бутылку из подвала?
Не принести ль два розовых бокала?
За здравье что ль, не то за упокой
Нам чокнуться?.. А лучше нам, друг мой,
Безмолвствовать и думать. Грустно это,
Но, кажется, прилично в наши лета.
И ветр и дождь всю ночь в окно стучат,
Колеблются таинственные тени,
Дрова, горя, бледнеют и трещат.
И вновь встаёт забытый ряд видений.
Вот детство глупое — как и всегда,
Бывают глупы детские года,
Но многое в них мирно улыбалось,
И сохранить иное бы желалось…
Вот юность — вот играет кровь,
И сердце жжёт ненужная любовь.
А там идут подряд всё гроб за гробом:
Вот мрёт старик, сердяся и кряхтя,
Вот друг погиб с чахоточным ознобом,
В волнах морских умолкнуло дитя,
И милое и светлое созданье
Туда ж пошло на вечное молчанье!
Но вы, мой друг, ни слова ни о чём;
Вы знаете — ведь лучше нам вдвоём
Безмолвствовать и думать. Грустно это,
Но, кажется, прилично в наши лета.
1854 год
Другие примеры
Еще одна распространенная темы в отечественной лирике – описание природы и Родины. В данном случае в качестве образца школьникам можно предложить сочинения С. Есенина
При анализе его стихов следует указать на то, что русская природа в фольклорном преломлении занимала важное место в его творчестве
Основная идея всех его стихотворений – это глубокая любовь к России. Отдельно следует указать на поэтическую лексику автора. Есенин принадлежал к направлению имажинистов, поэтому в его ранних сочинениях встречаются выразительные эпитеты, которые создают поэтические символы крестьянского быта, природы. Итак, план анализа стихотворения на школьных уроках литературы должен включать следующие компоненты: краткую характеристику истории создания произведения, выделению темы, идеи, поэтической лексики. Кроме того, школьник обязан указать общие особенности творчества автора, которые проявились в конкретном сочинении. Приведенный пример анализа стихотворения может послужить образцом для учащихся.
Композиция
В поэме – одиннадцать глав, каждая из которых имеет собственное лаконичное название и свою тему. Маяковский говорит о своей личности и главах “Мальчишкой” и “Юношей”, которые показывают, в каких условиях проходило его становление как поэта и личности.
«К морю» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – стихотворный размер, жанр, кому посвящено
Глава “Взрослое” – это уже история о взглядах поэта на любовь, на достойное и недостойное поведение, на причины, по которым люди влюбляются друг в друга.
Одной из самых важных глав в произведении является “Ты”, посвященная лирической героине, которая пленяет сердце мужчины тем, что она оказалась способна увидеть в нем ребенка и не высмеять его за это.
Глава “Вывод” совершенно соответствует пафосной манере поэта, который делает безапелляционные заявления и произносит высокие слова с искренней верой в них.
Тематика произведения
В данном пункте школьник должен несколькими фразами указать, какие идеи чаще всего находили отражение в творчестве автора. Таким небольшим вступлением он покажет свое знание особенностей лирики изучаемого поэта и одновременно сделает небольшое вступление к основной части анализа.
Сюжет и композиция стихотворения в этом пункте должны быть в центре внимания учащегося. Рассматриваемое произведение, как уже говорилось выше, строится на принципе контраста: автор противопоставляет счастливую любовь тяжелому горю от нареканий света. Тема любви сквозной линией проходит через все произведение, определяя лексику и поэтические обороты. Особенностью стиха является то, что оно пронизано горечью и болью. Это произведение стало не признанием в любви, как у многих других поэтов, а раскаянием и просьбой о прощении.
Анализ стихотворения Сергей Есенин Пасхальный благовест (Колокол дремавший разбудил поля)
Тонкий лирик и ценитель природы Сергей Есенин назвал себя последним поэтом деревни и был пророчески прав. Десятки крестьянских поэтов канули в литературную лету, а есенинские стихи о деревне стали народными ещё при жизни поэта. Есенин чрезвычайно тонко и точно чувствовал лиричность даже в сермяжном крестьянском быте.
Поэт начал свой творческий путь с крестьянской поэзии, и стихотворение 1914 года «Колокол дремавший разбудил поля» относится к ранним произведениям крестьянского цикла.
Есенинские стихи о природе, о деревне, о животных, пожалуй, самые олицетворённые в русской поэзии. У других классиков неодушевлённые предметы редко становятся действующими героями повествования. Есенин тонко чувствует эмоции неодушевлённого мира – животных, полей, деревьев, цветов, церквей. Можно сказать, что главный герой стихотворения – колокол деревенской церкви, возможно, именно той, в которую ходил маленький Серёжа Есенин в Константиново.
В стихотворении четыре строфы, описывающие лишь мгновение. Поэт нежно и лирично запечатлел миг, буквально секунду, одно мгновение звона колокола. Началась утренняя служба в сельской церкви и звонарь ударил в дремавший всю ночь колокол:
«Колокол дремавшийРазбудил поля»
После удара в одно и то же мгновение происходят все события в стихотворении – и сонная земля улыбнулась восходящему солнцу, и белая луна скрылась за рекою, прошло её время, и тихая долина отгоняет сон. А колокольный звон утих где-то далеко за дорогой. Всё оживилось, проснулось, воспряло – начался новый день в деревне.
Для анализа стихотворения важно знать, что до революции звон колокола был в деревнях чрезвычайно важным событием, а церковь была центром духовной и культурной жизни. Есенин родился в деревне, учился в церковно-приходской школе, был хорошо знаком с духовной жизнью крестьянства и неоднократно подчёркивал это в творчестве
Особенно в раннем, когда юный поэт часто пытался представить себя смиренным иноком. Но несмотря на описание колокольного звона, стихотворение не о православной церкви, а о богатстве предрассветной природы. Читатель видит конкретную и фотографически точную картину русской дореволюционной деревни
Есенин родился в деревне, учился в церковно-приходской школе, был хорошо знаком с духовной жизнью крестьянства и неоднократно подчёркивал это в творчестве. Особенно в раннем, когда юный поэт часто пытался представить себя смиренным иноком. Но несмотря на описание колокольного звона, стихотворение не о православной церкви, а о богатстве предрассветной природы. Читатель видит конкретную и фотографически точную картину русской дореволюционной деревни.
Стихотворение «Колокол дремавший» универсально – кажется, что поэт запечатлел утро всех русских деревень сразу, и каждый житель каждой русской деревни воскликнул бы: «Это ведь наш колокол зазвонил!».
Пасхальный благовест (Колокол дремавший разбудил поля)
Сейчас читают:
-
Сочинение Чита — мой город
Чита находится в Восточной Сибири, в Забайкалье, рядом с Яблоновым хребтом. Город назван в честь протекающей рядом реки. Является центром Забайкальского края.
-
Сочинение Душа человека рассуждение
У каждого из нас, очень часто возникает достаточно интересный вопрос, который не дает нам покоя: что такое человеческая душа, и существует ли она вообще? Ответов на этот счет множество, и найти, что-то одно
-
Сочинение по картине Репки Водитель Валя 8 класс
Произведения В.А. Репки представлены в музейных, галерейных и частных коллекциях в Украине, России, Японии, Германии, Франции, США, Чехии и Словакии. Пользуются большим спросом у коллекционеров. Сама же живет и работает она в городе Киеве.
-
Образ Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание сочинение
Сонечка Мармеладова – самая нежная, открытая и в то же время непонятная героиня романа «Преступление и наказание». В первый раз ее образ появляется со слов ее папы, бывшего титулярного советника, Семена Мармеладов.
-
Сочинение Кто такой гражданин? (итоговое сочинение) ЕГЭ
Я считаю, что гражданин – это человек, который ответственно соблюдает права и живет в своей стране. Гражданин уважает порядок и закон, всегда готов сотрудничать с другими людьми. Некоторые люди имеют право выбирать президента,
-
Сочинение Самая лучшая школа 5 класс
Думаю, каждый считает, что его школа лучше других, и я — не исключение. Помню, как впервые зашла в это здание ещё совсем маленькой, когда едва могла понимать, чего от меня хотят взрослые «тёти» и «дяди», находящиеся здесь.
Постмодернизм и проблемы с поиском смысла
Можно сказать, что концепт – это и есть одновременно и тема, и главная мысль произведения. Литературоведы порой даже представляют концептосферу визуально в виде «паутины», в центре которой расположен самый сильный, основной концепт, а по всей периферии размещены все остальные ассоциации. Такое оформление позволяет максимально четко представить себе структуру стихотворения и выделить все стилистические средства, использованные автором для создания определенной атмосферы. Однако и после такого анализа учащиеся могут не понять, что такое тема стихотворения. Особенно часто вопросы возникают при анализе стихов спорного характера, относящихся к постмодернизму, где упор делается на образность и эмоциональность. Анализировать произведения этого направления вообще очень сложно, независимо от формы повествования. Тема и идея стихотворения в данном случае будут очень размытыми, многогранными, если сам автор не объясняет их в эпиграфе или пояснении в сноске.
Главная мысль
Тема стихотворения должна быть названа школьником с предельной точностью: ведь от ее правильного определения зависит дальнейший ход работы над анализом произведения. Идею лирического сочинения лучше всего выразить одной фразой для того, чтобы сам школьник отчетливо понимал, о чем именно писал поэт (о природе, дружбе, любви, Родине, поэзии, истории и т. д.). В рассматриваемом стихе Тютчева речь идет о раскаянии за причиненное возлюбленной горе. Поэтому ученики могут сказать, что перед ними – любовное стихотворение, однако сразу же необходимо пояснить, настоящая тема стихотворения – это скорее боль по ушедшему счастью, которое, пройдя, причинило возлюбленным столько горя.
Читать все стихи Николая Платоновича Огарева:
Augenblick (Нет, право, эта жизнь скучна…)Aurora musae amica (Зимой люблю я встать поутру рано…)Die Geschichte (За днями идут дни, идет за годом год…)Exil (Я том моих стихотворений…)Gasthaus zur Stadt Rom (Луна печально мне в окно…)Il giorno di Dante (Суровый Дант не презирал сонета…)Le cauchemar (Мой друг! меня уж несколько ночей…)Nocturno (Как пуст мой деревенский дом…)Serenade (Песнь моя летит с мольбою…)А. Герцену (Друг! весело летать мечтою…)А.А.ТучковуАрестант (Ночь темна. Лови минуты!..)Береза в моем стародавнем садуВ прогулке поздней видел яВечер (Когда настанет вечер ясный…)Воспоминания детства (1. Рассвет…)Выпьем, что ли, ВаняВырос город на болотеГероическая симфония БетговенаГород (Под дальним небосклоном…)Город (Смеркаться начинает…)Дедушка (Ох! изба ты моя невысокая…)Деревенский сторож (Ночь темна, на небе тучи…)Дитятко! милость господня с тобою!.. («Дитятко! милость господня с тобою!..)До свиданьяДорога (Тускло месяц дальной…)Другу Герцену (Прими, товарищ добрый мой…)Е. Ф. Коршу (Из края бедных, битых и забитых…)Е.Г. Л (Я с юных лет знал тяжкие гоненья…)Желание покоя (Опять они, мои мечты…)Забытье (Я сплю иль нет?.. Что это — ночь иль день?..)Звуки (Как дорожу я прекрасным мгновеньем!..)Зимняя ночь (Ночь темна, ветер в улице дует широкой…)И если б мне пришлось прожить еще годаИскандеру (Я ехал по полю пустому…)К В. А. Панаеву (Когда в цепи карет…)К друзьям (Я по дороге жизни этой…)К М. Л. Огаревой (Расстались мы…)К М. Л. Огаревой (Хочу еще письмо писать…)К моей биографииК Н. (На наш союз святой и вольный…)К подъезду!- Сильно за звонок рванул яК русским друзьямКабак (Выпьем, что ли, Ваня…)Кавказскому офицеру (Огни, и музыка, и бал!..)Как жадно слушал я признаньяКартины из странствия по АнглииКогда тревогою бесплоднойЛизе (Дитя мое, тебя увозят вдаль…)Марии, Александру и Наташе (Благодарю тебя, о провиденье…)Михайлову (Сон был нарушен…)Мне было скучно в разговореМного грусти! (Природа зноем дня утомлена…)Мой русский стих, живое словоМоцарт (Толпа на улице и слушает, как диво…)Моя молитва (Молю тебя, святое бытие…)На мосту (Я на мосту стоял. Река…)На смерть Лермонтова (Еще дуэль! Еще поэт…)На смерть поэтаНаташе (И день и ночь, дитя мое…)Немногим (Я покидал вас, но без слез…)Новый год (Вот год еще прошел, как сновиденье…)Ночь (Тихо в моей комнатке…)Ночь туманная темнаНочью (Опять я видел вас во сне…)О, возвратись, любви прекрасное мгновеньеОбыкновенная повесть (Была чудесная весна!..)Она была больна, а я не знал об этом!Она никогда его не любилаОпять знакомый дом, опять знакомый садОсеннее чувство (Ты пришло уже, небо туманное…)Осенью (Как были хороши порой весенней неги…)Отрывки (День за день — робко — шаг за шаг…)ОтступницеОтцу (Отец! вот несколько уж дней…)Отъезд (Ну, прощай же, брат! я поеду в даль…)Памяти друга (Друг детства, юности и старческих годов…)Памяти Рылеева (В святой тиши воспоминаний…)Первая любовь (В вечернем сумраке долина…)Песня (Ты откуда, туча, туча…)Песня русской няньки у постели барского ребенкаПо краям дорогиПолдень (Полуднем жарким ухожу я…)Портреты (Печально я смотрю на дружние портреты…)Поэзия (Когда сижу я ночью одиноко…)Предисловие к `Колоколу` (Россия тягостно молчала…)Проклясть бы мог свою судьбуПрометей (Прочь, коршун! больно! Подлый раб…)Проходит день, и ночь проходитПрощанье с краем, откуда я не уезжал (Прощай, прощай, моя Россия!..)Развратные мысли (Когда идет по стогнам града…)Разлад (Есть много горестных минут!..)РыбачкаС моей измученной душоюС полуночи ветер холодный подулС того берега (Молчат. Топор блеснул с размаха…)Свисти ты, о ветер, с бессонною силойСвобода (Когда я был отроком тихим и нежным…)Сим победишиСмутные мгновенья (Есть в жизни смутные, тяжелые мгновенья…)Среди могил я в час ночнойСреди сухого повтореньяСтанция (Я вспомнил, как ты здесь страдала…)Старый дом (Старый дом, старый друг, посетил я…)Сторона моя родимаяСтудентТате Г (В дорогу дальнюю тебя я провожаю…)Тебе я счастья не давал довольноТот жалок, кто под молотом судьбыТруп ребенка, весь разбитыйТуман над тусклою рекойТы сетуешь, что после долгих летУ моряУдел поэта («Страдай и верь,- сказало провиденье…)Упование. Год 1848Хандра (Бывают дни, когда душа пуста…)Характер (Ребенком он упрям был и резов…)Шекспир (На землю ступай, — провиденье сказало…)ЮношеЯ видел вас, пришельцы дальних странЯ поздно лег, усталый и больнойЯ помню робкое желаньеЯ сорвал ветку кипариса
«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь
Задумка
Второй пункт задания предполагает приведение небольшой исторической справки о том, какие события в жизни автора привели к написанию того или иного лирического сочинения. Как правило, речь идет о каких-либо важных переменах в личной жизни, в его творчестве, связанных с сильным душевным подъемом либо, наоборот, психологическим кризисом.
В данном случае речь идет о тяжелой сердечной драме Тютчева, который фактически вступил в гражданский брак, что по понятиям 19 века считалось крайне постыдным поступком. История создания стихотворения связана с этой тяжелой историей: возлюбленная поэта Е. Денисьева за свой роман с Тютчевым подверглась гонению светского общества, прошла через тяжелые нравственные страдания. Тютчев, остро чувствуя свою вину за мучения девушки, посвятил ей рассматриваемое произведения, в котором излил свою горечь и боль, а также просил у нее прощения за все то, что ей пришлось ради него перенести. Итак, описание истории создания стихотворения очень важен для понимания смысла и содержания произведения.
Я поздно лег, усталый и больной
Я поздно лег, усталый и больной,
Тревожимый моей печальной жизнью;
Но тихо сон сомкнул мои глаза…
И вот внезапно я себя увидел
Среди ее семьи. Кругом стола
Мы все в большой сидели зале,
Она сидела близ меня. Невольно
Встречались наши взоры; трепетно
Касалися друг друга наши руки.
Семья ее смотрела на меня
С учтивостью какою-то холодной.
Потом все уходили понемногу,
Я наконец остался с ней один.
И нежно мы глядели друг на друга..
Склонясь ко мне головкою, она
Сказала, что давно меня уж любит…
Я чувствовал, как по щеке моей
Скользит ее развитый мягкий локон,
Уста коснулись уст, мы обнялись
И плакали, блаженствуя в лобзанье,
Потом опять мы оба чинно сели,
Пришли ее родные и на нас
Смотрели косо. Но что мог значить нам
Их скрытый гнев? Мы так глубоко жили
Всей бесконечной полнотой любви…
Проснулся я, и верить сну хотелось,
И рад я был, как глупое дитя,
И знал, что это невозможно…
Средства выразительности
В стихотворении А.С.Пушкина «Поэт» можно выделить несколько особо важных тропов:
- Так, в произведении часто встречаются метафоры: «меж детей ничтожных мира»(так автор называет людей), «божественный глагол», «молчит его святая лира».
- Сравнения также присутствуют в стихотворении: поэт уподобляется орлу во второй строфе.
- Эпитеты придают словам особый оттенок: вдохновлённый поэт становится «диким и суровым», простое слово превращайся в «божественный глагол» в устах поэта.
- Также в первой и во второй строфе можно увидеть увидеть такой троп, как инверсия («Бежит он, дикий и суровый»).
Краткий анализ
История написания – Стих написан в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэтессы.
Тема стихотворения – Любовь к родине.
Композиция – Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а второй – делится своим определением отчизны.
Жанр – Патриотическая лирика.
Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек – анапестом, с использование перекрестной и парной рифмовки.
Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».
Эпитеты – «заветные», «горький», «обетованный».
Инверсия – «не делаем ее в душе своей».