Анализ стихотворения «внимая ужасам войны» некрасова

Связь поэта с военной историей

Отец Николая Алексеевича, сам человек военный, настаивал на том, чтобы и его сын продолжал военную карьеру, поэтому отправил Николая в Петербург в дворянский полк. Не имея полной власти над своей судьбой, поэт вынужден пройти обучение, закончить заведение и даже поступить на службу. Но в скором времени, Некрасов-младший понимает, что литературная деятельность ему гораздо ближе, и он бросает карьеру военного офицера. Это приводит в ярость его отца. Тот настолько злится и обижен на сына, что лишает его средств к существованию.

Это один из самых непростых периодов в жизни поэта. Ему приходится работать за копейки разнорабочим, затем он вообще теряет возможность зарабатывать и какое-то время живет в ночлежках для бездомных. Наконец, приобретая скудный заработок, беря заказы по написанию прошений и переписыванию различных документов, Николай Алексеевич приходит к решению серьезно заняться карьерой писателя.

Тропы и образы

Эпитеты в стихотворении имеют чёткую положительную или отрицательную окраску: лицемерные дела – святые, искренние слёзы, бедные матери.

Метафоры кровавая нива (поле боя), до гроба (до смерти) не забудет близки к фольклорным.

Некрасов сравнивает мать, которая не способна забыть своего ребёнка, с плакучей ивой, которой не суждено поднять ветви. Это фольклорное сравнение, близкое к художественному параллелизму, позволяет достичь высокой степени обобщения, делая проблему материнского горя общечеловеческой. Философская мысль движется от судьбы матери к судьбе родины, от смерти человека к историческим закономерностям бытия.

Война уничтожает естественный порядок вещей, заставляя матерей переживать смерть своих детей. Таким образом, война превращает всех людей, независимо от пола и возраста, в жертв всемирного вечного боя, несёт смерть.

Такой философский подтекст делает стихотворение актуальным во все времена.

Большое значение для понимания сути стихотворения имеет в стихотворении число: герой, жена, друг – но матери. Индивидуальности противопоставлена общность.

Для Некрасова в поэзии важно каждое слово. Он тщательно выстраивает ряды синонимов, противопоставляя их: забудет, утешится (о жене и друге) и — будет помнить до гроба, не забыть (о матерях)

В начале стихотворения своеобразный ритм создают повторы мне жаль, которые в сочетании с отрицанием требуют вывода – второй части стихотворения.

Основная мысль произведения

Основная идея — это протест против войны, протест против смерти и людского горя. Это призыв к миру и гуманизму. Именно поэтому стихотворение написанное более 160 лет назад остаётся актуальным. Мы все сочувствуем родственникам, потерявшим своих близких в любых военных действиях.

Какой бы священной ни была война, она несёт горе и слёзы, и самые горькие слёзы — это слёзы матери, для которой её сын-герой остаётся просто ребёнком. Именно та, которая даёт жизнь, как никто понимает её ценность.

Через сочувствие к матери должно появиться желание действовать против военных действий, насилия, произвола, террора.

2 вариант

После написания стихотворения в 1855 году через год оно было напечатано в «Современнике». Произведение Николая Алексеевича наполнено глубоким смыслом, времена были очень тяжелые, всех мужчин забирали в армию. Не у всех получилось вернуться домой, ведь служить нужно было двадцать пять лет. Война принесла много горя всем семьям, столько слез жен и матерей было пролито что и не сосчитать. Стихотворение содержит в себе очень много боли и сожаления о том времени, которое разбило достаточно сердец матерей. На написание стихотворения повлияли «Крымские рассказы» Толстого Льва Николаевича. Он прочитал несколько глав Некрасову еще до публикации, и впечатлившись рассказами Льва Николаевича и появилось стихотворение «Внимая ужасам войны». Некрасов не служил, но с детства знал что такое горе войны, которая забирает жизни людей. Его отец был помещиков и его крестьяне часто уходили на войну. Толстой напротив видел все изнутри и поэтому написал «Крымские рассказы».

Писатель пишет не о самой войне и кровопролитии на поле боя, а о том кто ждет солдата дома и кто по нему скучает и горюет. Главными героями стихотворения являются солдат, мать, отец и друг. Произведение написано от первого лица, но солдат не жалеет свою горячо любимую жену, своего друга, он обеспокоен тем, что будет делать его мать если потеряет его. Писатель пишет о том, что рано или поздно жена забудет и рана ее затянется, друг тоже не будет горевать всю жизнь по нему, а вот мать. Мама это единственный человек который будет любить своего ребенка всю жизнь несмотря ни на что

Некрасов уделяет особое внимание горю матери и считает что лишь она заслуживает на уважение и искреннюю любовь

Главной темой стихотворения является любовь и преданность матерей к своим детям, скорбь и горе женщин потерявших на поле битвы своих сыновей. Многие считают что война бессмысленна и в некоторых случаях ее можно избежать, но люди очень жестоки и непреклонны иногда в своих рассуждениях и действиях. Некрасов пытается сказать, что человеческая жизнь стоит намного больше и можно ее прекратить чтобы не страдали семью, но люди этого не понимают. Николай Алексеевич считает что только мать которая дала жизнь может искренне скорбеть по своему чаду. Писатель широко раскрыл тему войны и материнской любви, которая любит несмотря ни на что и будет отстаивать своего ребенка не взирая ни на какие проблемы и вопросы.

Внимая ужасам войны
Сейчас читают:

  • Сочинение по рассказу Толстого Утро изменившее жизнь

    Как же всё-таки странно утроена наша жизнь, очень часто всего лишь одна минута, одна встреча способны изменить всю дальнейшую жизнь. Пожалуй , лучше всего это возможно понять, прочитав знаменитый рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого

  • Сочинение по картине Яблонской Утро 6 класс

    Известная художница Татьяна Яблонская написала «Утро» в 1954 году. Эта работа сразу покорила сердца любителей живописи светлым и оптимистичным настроением, которое автору полотна удалось передать в полной мере.
    Перед нами комната,

  • Сочинение на тему Однажды летом 6 класс

    На летние каникулы, родители как всегда отправляют меня в деревню к моей тёте Тане. Наверное я странный, потому что все мои одноклассники рвуться остаться в городе, а меня поездка в деревню очень радует.

  • Сочинение Нисского Февраль. Подмосковье 5 класс по картине

    Георгий Григорьевич Нисский – живописец, который в каждое творение искусства вкладывал душу, чувства, эмоции. Все это делает сейчас его картины настоящими и проникновенными. Георгий Григорьевич постоянно писал пейзажи.

  • Сочинение на тему Как помочь животным в зимнее время?

    Истинная доброта человека проявляется в его стремлении безвозмездно помочь ближнему. Большинство людей настолько спешат по своим делам, что совершенно не замечают прохожих.

  • Смерть Остапа в повести Тарас Бульба сочинение

    В повести Гоголя «Тарас Бульба», очень большое количество героев, но среди всех, можно отдельно выделить сына Тараса, Остап, это полная копия своего знаменитого отца, так как он с молоком матери усвоил все законы и обычаи этого непростого,

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Некрасова Поэт и гражданин Н.А. Некрасов родился в сложное время, эпоху перемен в политической и духовной жизни России. Середина 19 века была переломным моментом для страны. Многие его произведения имеют острую социальную направленность
  • Анализ стихотворения Есенина Клен ты мой опавший Природа у Есенина живая, он с ней общается, как с человеком. Почему? У него нет настоящих друзей? А вот русскую природу поэт любил с детства. Она для него настоящий друг. Ничего не требующий, всегда молчаливо слушающий.
  • Анализ стихотворения Некрасова Школьник 4, 6 класс
  • Анализ стихотворения Пушкина Птичка Будучи на чужбине в ссылке Пушкин пишет очень интересное и чувственное произведение «Птичка». На тот момент писатель работает в канцелярии одного генерала в Кишиневе. Эта работа, конечно же, ему не по душе, Пушкин словно заточен здесь,
  • Бродский Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Отец Александр Иванович Бродский был военным и по совместительству фотокорреспондентом. Мать Мария Моисеевна Волперт была бухгалтером.

В произведении раскрывается военная тема, но автор описывает не кровавые битвы, а закулисье сражений. В центре стихотворения несколько образов: герой-солдат, его жена, друг и мать. О них рассуждает лирический герой, поэтому строки написаны от первого лица. Зная историю написания произведения, можно утверждать, что лирический герой сливается с автором.

В первых стихах лирический герой признается, что, представляя ужасы кровавых событий, он не жалеет ни павших на войне, ни их друзей, ни жен. Свою позицию он аргументирует тем, что друг и жена быстро забывают погибшего. Их лирический герой противопоставляет «душе», которая до смерти будет хранить память о солдате. Это душа матери.

Лирического героя до глубины души поражают материнские слезы, ведь они искренние. Таких слез больше не отыскать в мире. Они еще раз подтверждают, что матери никогда не забывают детей, которых забрала у них война. В последних строках мать сравнивается с плакучей ивой.

В контексте указанной темы реализуется вечная идея. Автор утверждает, что нет любви сильнее и искреннее, чем материнская.

Николай Алексеевич настолько тонко раскрыл проблемы материнской любви и сущности кровавых событий, что произведение оставило след не только в литературе, но и в музыке: к нему обращались многие композиторы XIX-XX вв.

«Внимая ужасам войны», анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Внимая ужасам войны» было написано в 1855 г. и опубликовано в журнале «Современник» № 2 за 1856 г. Мысли, нашедшие выражение в стихотворении, были навеяны автору Крымской войной 1853-1856 гг. На Некрасова повлияли «Севастопольские рассказы» Л.Толстого, изданные в 1855 г. Отдельные главы рассказов «Севастополь в августе 1855 года», «Севастополь в мае» Толстой читал Некрасову до появления в печати. Стихотворение полемизирует с мыслями Толстого о том, что родные быстро забывают об умерших.

Стихотворение ходило в списках, переписывалось в альбомы. Многие композиторы 19 и 20 века положили его на музыку.

Литературное направление, жанр

Стихотворение поэта реалистического направления Некрасова «Внимая ужасам войны» относится к жанру элегии. Это философские раздумья о судьбе женщины-матери, потерявшей дитя на войне, о ненужности и ужасе войны как общественного явления, о свойстве людей забывать своих родных и близких.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 17 строф (три четверостишья и одно пятистишье). В первых двух строфах последняя строфа – это загадка.

В первой строфе Некрасов проявляет своё отношение к войне (она ужасна, её нельзя игнорировать, а только внимать). С точки зрения лирического героя, жалость вызывает не друг убитого, не его жена и даже не он сам. А кто? Это первая загадка.

Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку (жене, другу) свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа? Это вторая загадка.

В третьей строфе святость и искренность слёз этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.

В самом начале последней строфы раскрывается загадка этой помнящей души – загадка слёз: «То слёзы бедных матерей». Противоестественно забыть смерть ребёнка, как противоестественно дереву с поникающими ветвями поднять их. Некрасов не случайно сравнивает мать с плакучей ивой. Даже название дерева сближает его с тоскующей матерью. Здесь игра слов плачущая (непостоянный признак у причастия) и плакучая (постоянный признак у прилагательного). Некрасов выбирает второе, потому что слёзы матери неиссякаемы.

Тема стихотворения – горе матерей, потерявших сыновей на войне.

Основная мысль: смерть на войне бессмысленна и бесчеловечна, она не стоит того горя, которое доставляет матерям воинов. Если глубже, война вечна, она – порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность.

Тропы и образы

Эпитеты в стихотворении имеют чёткую положительную или отрицательную окраску: лицемерные дела – святые, искренние слёзы, бедные матери.

Метафоры кровавая нива (поле боя), до гроба (до смерти) не забудет близки к фольклорным.

Некрасов сравнивает мать, которая не способна забыть своего ребёнка, с плакучей ивой, которой не суждено поднять ветви. Это фольклорное сравнение, близкое к художественному параллелизму, позволяет достичь высокой степени обобщения, делая проблему материнского горя общечеловеческой. Философская мысль движется от судьбы матери к судьбе родины, от смерти человека к историческим закономерностям бытия.

Война уничтожает естественный порядок вещей, заставляя матерей переживать смерть своих детей. Таким образом, война превращает всех людей, независимо от пола и возраста, в жертв всемирного вечного боя, несёт смерть.

Такой философский подтекст делает стихотворение актуальным во все времена.

Большое значение для понимания сути стихотворения имеет в стихотворении число: герой, жена, друг – но матери. Индивидуальности противопоставлена общность.

Для Некрасова в поэзии важно каждое слово. Он тщательно выстраивает ряды синонимов, противопоставляя их: забудет, утешится (о жене и друге) и — будет помнить до гроба, не забыть (о матерях)

В начале стихотворения своеобразный ритм создают повторы мне жаль, которые в сочетании с отрицанием требуют вывода – второй части стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка первой строфы кольцевая, второй и третьей – перекрёстная. Рифмовка последней строфы – ааББа. Мужская рифма чередуется с женской. Такое разнообразие в рифме и рифмовке, а также неровный ритм создают особую напевность стихотворения, сближая его с живой речью.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 17 строф (три четверостишья и одно пятистишье). В первых двух строфах последняя строфа – это загадка.

В первой строфе Некрасов проявляет своё отношение к войне (она ужасна, её нельзя игнорировать, а только внимать). С точки зрения лирического героя, жалость вызывает не друг убитого, не его жена и даже не он сам. А кто? Это первая загадка.

Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку (жене, другу) свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа? Это вторая загадка.

В третьей строфе святость и искренность слёз этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.

В самом начале последней строфы раскрывается загадка этой помнящей души – загадка слёз: «То слёзы бедных матерей». Противоестественно забыть смерть ребёнка, как противоестественно дереву с поникающими ветвями поднять их. Некрасов не случайно сравнивает мать с плакучей ивой. Даже название дерева сближает его с тоскующей матерью. Здесь игра слов плачущая (непостоянный признак у причастия) и плакучая (постоянный признак у прилагательного). Некрасов выбирает второе, потому что слёзы матери неиссякаемы.

Тема стихотворения – горе матерей, потерявших сыновей на войне.

Основная мысль: смерть на войне бессмысленна и бесчеловечна, она не стоит того горя, которое доставляет матерям воинов. Если глубже, война вечна, она – порождение человеческого разума, пренебрегающего ценностью человеческой жизни. Только мать, дающая жизнь, способна искренне оплакать её как самую большую ценность.

Анализ стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны» (с планом)

Стихотворение «Внимая ужасам войны» было написано Некрасовым в 1855 году (по другим сведениям в 1856 г.). Главная тема стихотворения – тема войны; глубокая скорбь о жертвах, понесенных народом.

Впервые произведение было опубликовано в 1856 году, в журнале «Современник», издателями которого на тот момент были Н.А.Некрасов и И.И.Панаев.

Какова история создания стихотворения «Внимая ужасам войны»? Оно было написано под влиянием рассказа Л.Н.Толстого. До глубины души взволновал Некрасова рассказ молодого автора. В основу произведения Толстого были положены события, связанные со штурмом и падением Севастополя. Толстой был свидетелем этих событий, он же и принес в редакцию «Современника» рассказ под названием «Севастополь в августе 1855 года». К написанию этой работы Толстой приступил в сентябре 1855 года и закончил 27 декабря 1855 года; она была написана в очень правдивой манере. «Севастополь в августе 1855 года» — это не единственный рассказ на тему Крымской войны, принесенный Толстым в редакцию «Современника».

В композиционном плане стихотворение «Внимая ужасам войны» не делится на традиционные строфы: без пауз, без остановок одна мысль следует за другой. Стихотворение небольшого формата, в нем всего семнадцать строк, но очень ёмкое по содержанию.

Оно начинается с редко употребляемого слова «внимая», то есть, относясь к чему-то с особым вниманием. Автор сразу призывает читателя сконцентрироваться

В первых двух строках мы видим четыре слова из лексикона, связанного с войной – само слово «война», «ужас», «жертва», «бой».

Война не бывает без жертв. Кто страдает от потери героя? Это жена и друг. Увы, жизнь так устроена, что жена со временем утешится, друг забудет. Но есть одна душа, которая никогда не смирится с потерей.

Далее автор говорит о подсмотренных в этом мире слезах — слезах матери. В них выражена вся боль, безысходность, отчаяние. Эти слёзы «святые, искренние». Почему слёзы матери автор назвал «святыми»? Уход из жизни бойца (а для матери её ребёнка) – эта вечная скорбь, пожизненная боль.

В последнем четверостишии речь идёт обо всех матерях, которые потеряли своих детей на войне. Как никогда не поднять плакучей иве своих ветвей, так никогда не забыть матери сына или дочери, оставшихся на поле боя.

Проблематика стихотворения В стихотворении подняты проблемы, касающиеся ценности человеческой жизни. Война вторгается в человеческую жизнь, нарушая её естественный ход. На войне матери теряют своих детей, горе их бесконечно. Жизнь должна торжествовать над смертью, разум – над абсурдностью, гуманизм над жестокосердием. Матери не должны терять своих детей.

Главная мысль стихотворения «Внимая ужасам войны» — мысль о несовместимости войны с самой жизнью, об антигуманной сущности войны.

В основе стихотворения лежит конфликт между жизнью и смертью. Стихотворение отражает мир во всей его сложности, драматизме. В каждой строке чувствуются едва сдерживаемые рыдания.

Жанр стихотворения – элегия.

Размер и рифма Стихотворный размер — четырыхстопный ямб с применением пиррихия.

В стихотворении использована перекрестная схема рифмовки (абаб), за исключением последних пяти строк, в которых строки рифмуются в особом порядке — аабба. Мужская и женская рифмы чередуются в строках стихотворения.

Средства художественной выразительности

Эпитеты — лучший друг, лицемерных дел, бедных матерей, поникнувших ветвей.

Метафора – святые слезы, кровавой ниве.

Сравнения — «Им не забыть своих детей, …Как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».

В стихотворении отсутствуют обращения.

Стилистические фигуры Анафора «Мне жаль не друга, не жены, Мне жаль не самого героя…»

Антитеза (стилистическая фигура контраста) – Временным переживаниям жены, друга противопоставляются вечные слёзы матери, её непреходящее горе.

Риторическое восклицание — «Увы!»

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

Анализ стихотворения

Этот стих Некрасов написал от первого лица. Рассказчик будто обращается к читателям, как к друзьям, просто и понятно. Осуждая войну, он невольно призывает сопереживать всем, кого коснулась это тема. И особое место отведено матерям. Как правило, основную мысль стихотворения поэт вкладывает в его название. Когда названия нет, в литературе принято называть стих по его первой строчке.

Очень часто поэты нарочно не дают своим произведениям названий, будто оставляя возможность читателю самому определиться с выбором. В данном случае первая строчка универсальна, и невозможно более точно и быстро погрузить читателя в небольшой рассказ об ужасах войны. Вероятно, поэтому Николай Алексеевич не стал давать стиху название.

Стих берёт за живое с первого слова. «Внимая» — значит, ощущая всеми возможными способами: слухом, зрением, мыслями, проникновением в самую суть. «Ужасы войны» — каждая новая жертва — это чья-то жизнь. Жизнь русского героя и защитника.

Страдают от потерь не только боевые расчёты, страдают все, кто знал погибшего героя. Товарищи по оружию, для которых военное братство было делом чести. Страдают близкие героя: жена, дети, другие родственники.

Неслучайно после четвёртой строчки поэт ставит многоточие. Рассказчик будто предлагает продолжить список возможных родственников и друзей, включая самого героя.

Это настоящее философское раздумье.

Писатель не обвиняет никого в том, что со временем люди забудут о постигшем их горе — так устроен человек.

Товарищ воин и сам смотрит смерти в лицо каждый день. Не служивый друг опечалится, но каждодневная суета сотрёт в его памяти портрет бывшего товарища.

Жена, конечно, будет горевать по-своему. Вероятно, вспоминать то время, которое когда-то объединило их в семью. Но каждодневные заботы о доме, о детях постепенно будут размывать образ любимого.

Дети могут вовсе не помнить своего отца, могут им гордиться.

И вот на фоне этих размытых горестей, поэт ярко рисует нераскрытый образ души, которая будет всё помнить до гроба. Рассказчик пока не говорит о ком идёт речь, но читателю и так всё становится понятно.

Автор подбирает слова, которые не могут оставить равнодушными. «Святые, искренние слёзы» — слёзы, которыми матери оплакивают своих сыновей, пропитывают глубокой скорбью всё повествование. Эти слёзы не выставляются на всеобщее обозрение. Писатель их «подсмотрел». Мать никогда не оправится от горя, которое выпало ей, «как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей». Такое фольклорное сравнение легко раскрывает замысел поэта. Ива всегда ассоциируется у русских с печалью, отчаянием, тоской, удручением. И Некрасов, как русский человек очень удачно взял это сравнение.

Крайне необычную метафору использует автор, в конце произведения: «кровавая нива». Обычно слово «нива» ассоциируется с созиданием, возрождением. Ведь нива — это плодородная земля, заботливо возделанная хлеборобом. Нива — это большое поле, которое позволяет человеку кормиться. А кровавая нива — это тоже огромное поле, только образ у него не созидательный, а разрушительный. Поле, усеянное не хлебом, а трупами — вот что рисует рассказчик в воображении читателя.

Тропы и образы

В своем произведении Некрасов использовал ряд средств выразительности. Все они сделали стихотворение более ярким:

  1. Все эпитеты о войне или людях имеют исключительно положительный или отрицательный смысл: «бедные», «лицемерные», «святые», «искренние».
  2. Метафоры в большинстве своем похожи на фольклорные — «кровавая нива», «до гроба помнить будет».
  3. Сравнение образа матери убитой горем во своему ребенку и плакучей ивы. При помощи художественного приема проблема материнского горя становится общей для всех людей.
  4. Поэт тщательно выбрал и расставил синонимы, тем самым противопоставив их: «забудет» и «до гроба помнить будет»

Война меняет естественное течение жизни и заставляет матерей видеть смерть своих детей, поэтому война делает каждого человека жертвой вечного боя и несет ему горе или смерть.

Столь сильная философская мысль делает произведение вечно актуальным.

Числа играют немаловажную роль в стихотворении: герой, друг, жена — но матери. Индивидуальность противопоставляется общности. В первом катрене особую атмосферу задают повторы слова «мне жаль». Они в сумме с отрицанием словно требуют вывода — второй части стихотворения.

Произведение Некрасова хоть и имеет название, связанное с войной, имеет гораздо более широкий смысл. Оно отражает истинную любовь родителей к детям, ведь никто другой не может так любить и переживать за человека, как его мать и отец.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: