Поэзия николая клюева (краткое содержание)

Вы обещали нам сады тема идея. анализ стихотворения николая клюева «вы обещали нам сады. анализ стихотворения клюева «вы обещали нам сады…»

Анализ стихотворения Клюева «Вы обещали нам сады…»

Клюева принято относить к группе так называемых новокрестьянских поэтов. На протяжении всего творческого пути он оставался певцом русской северной избы, которая в его лирике превращалась в центр мироздания, наделялась мистической сущностью. Столь сильная любовь к деревне и простой жизни идет из детства Николая Алексеевича. Дело в том, что он родился и вырос в крестьянской семье. Мать его была сказительницей и плачеей, отец – урядником, сидельцем в винной лавке. Среди предков поэта – немало приверженцев старообрядства. Семья Клюева жила в глухой северной деревеньке, расположенной в Олонецкой губернии. О своих корнях Николай Алексеевич никогда не забывал. Недаром Ахматова отзывалась о нем, как о «таинственном деревенском Клюеве», а Блок искренне считал «провозвестником народной культуры» и воспринимал в качестве символа народной веры.

В 1912 году Николай Алексеевич написал программное произведение, получившее название «Вы обещали нам сады…». Его считают ответом на «Оттуда» (1899) Бальмонта. Фактически Клюев выступает против символизма. В стихотворении появляется антитеза «мы» — «вы». Под первым местоимением подразумеваются поэты из народа. Под вторым – представители символизма. «Оттуда» Константина Дмитриевича – обещание увести читателей с помощью поэзии из мира реального, где проблемы, несчастья, потрясения, в возвышенно-прекрасный мир грез. В той стране нет «ни печали, ни заката», там «свежесть утренней звезды», там «спят нешепчущие реки». В общем, Бальмонт описывает настоящий райский уголок.

Клюев обещаниям символистов не верит. По его мнению, в землях, изображенных Константином Дмитриевичем, живут Чума, Увечье, Голод, Убийство, Бедность, Разврат и Страх. Окультуренной природе, в качестве воплощения которой выступают сады, Николай Алексеевич противопоставляет природу дикую. Он считает, что истинное очищение человека происходит только под воздействием силы, идущей из недр крестьянского мира. Себя и себе подобных Клюев провозглашает людьми, вскормленными ущелий недрами, вспоенными дождями. Тех, кому выпало счастье осознать величайшую ценность «мужицкого» восприятия действительности, поэт называет валунами, седыми кедрами, звоном лесных ключей и сосен. Подобные мысли Николай Алексеевич будет транслировать и в произведениях, вошедших в сборники «Братские песни» и «Лесные были».

«Олонецкий поэт», выходец из глухой сибирской деревни Николай Алексеевич Клюев всей своей душой ощущал близость родины и своих корней. Он воспевал прошлое своего края, его традиции и верования.

Предками поэта были язычники и старообрядцы и именно эту культуру, ее мистическую, сакральную сущность Клюев вложил в свое творчесто. Он взывал к памяти предков, к верности своей земле. Однако творчеству Николая Алексеевича было суждено выйти за пределы крохотной северной деревеньки и озарить светом своего таланта всех читающих людей эпохи.

В мифическое, мистическое естество родины, странным образом роднила новокрестьянского поэта с известным символистом Александром Александровичем Блоком. Оба поэта открывали читателю таинственный мир необычайной Руси, где существуют ведуны с ворожеями и строительство избы приравнивается рождению нового живого, обладающего мистической сущностью существа.

Даже Анна Андреевна Ахматова была поражена самобытностью Николая Алексеевича и назвала его «таинственным деревенским Клюевым».

Однако творческий прорыв Клюева пришелся на период символизма в русской поэзии, с ее утонченностью, образностью,

Лирическими героями и трагичной философией городского жителя.

В 1912 году было написано одно из известнейших стихотворений Николая Алексеевича Клюева – «Вы обещали нам сады…», ставшее своеобразным ответом классикам символизма и особенно стихам Константина Дмитриевича Бальмонта «Оттуда». В стихотворении «Оттуда» поэт обещает увести людей из ужасной переполненной несчастьями и невзгодами среды в утопический мир поэзии и грез, в райский уголок, где каждый будет счастлив и свободен.

В своем стихотворном ответе, Николай Алексеевич вводит антитезу «мы»-«вы», в которой противопоставляет поэтов – выходцев из народа и символистов. Клюев не верит, что поэзия грез и размышлений приведет к чему-либо хорошему. Вместо благодати такие стихи способны только привнести в мир всевозможные напасти и пороки.

По мнению Клюева, что человечество может очиститься только благодаря силе родного края и первыми предвестниками такого избавления являются поэты из низов, глухих деревень и крестьянских поселений. Окультуренную природу бальмонтовских садов Николай Клюев противопоставляет дикой, неосвоенной человеком природе.

Анализ стихотворения Клюева «Осинушка»

Стихотворение «Осинушка» написано в 1913 году. К этому времени талантливый поэт-мистификатор стал завсегдатаем литературных салонов, давно и успешно разрабатывая ставшую модной крестьянскую тему. Религиозные убеждения и состояние здоровья не позволяли Николаю Алексеевичу служить в армии, но и не мешали распространять революционные идеи в крестьянской среде. Революцию поэт трактовал как приход Царства Божия, духовное обновление народа. «Осинушка» написана именно в этот период.

Образ осинушки – это собирательный образ России. Поэт оплакивает не просто судьбу гибнущего дерева, а грядущую гибель великой страны, теряющей управление. В стихотворении проявилась самобытность русского поэта. Оно сочетает реальность и сказку. Осина олицетворяет живую народную силу, которую подтачивает червоточина безвластия и коррупции. Произведение создает атмосферу трагической неизбежности.

Стихотворение содержит такие выразительные средства:

  • эпитеты – «горькая (несчастная, обреченная) осинушка», «златоцветный лет (отсылка к полету листьев золотистого цвета)», «стожарные сны», «листья зарные (цвета зари)»;
  • риторическое восклицание – «У тебя детинушка разума займет!»;
  • метафоры – «гложет сердце», «полымем разубрана», «лист-руда (листья рудые, то есть ярко-красного цвета)», «разума займет»;
  • инверсию – «подрублена топором она», «гложет сердце ей», «вянет деревцо»;
  • олицетворения – «червоточина гложет», «судьбинушка ворожит (предсказывает) беду», «осинушка ронит (роняет)», «облака крутятся»;
  • антонимы – «сны – явь».

Стилизуя стихотворение, поэт вводит в него устаревшие слова «полымя», «ронит», «судина» – старорусское название смерти. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «судьбинушка», «осинушка», «детинушка» – придают стихотворению фольклорный, песенный характер, характер народного плача. С их помощью поэт передает свое отношение к описываемым предметам. Текст изобилует отсылками к красному цвету – «лист-руда», «вся красным-красна», «листья зарные», «заря-осинушка».

Оборот «сны в явь оборотить» означает «осуществить вековые народные мечты о счастье, земле», «думы по ветру пустить» – значит, «распространить идеи освобождения». В определенном смысле Н. А. Клюева можно считать провозвестником революционных событий, имевших для страны фатальное значение.

Надо сказать, что в советское время своеобразие стихов Н. А. Клюева с мотивами однополой любви оценили не все. К тому же он, осуждая коллективизацию, отмежевался от советской действительности, которая разрушала традиционный мир русской деревни.

  • Откуда берутся стихи ахматова

      

  • Привет в стихах и картинках

      

  • Вероника тушнова у меня есть любимый стихи

      

  • Марина цветаева стихи на французском

      

  • Картинки на 8 марта со стихами прикольные
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: