Анализ стихотворения Клюева «Вы обещали нам сады…»
Клюева принято относить к группе так называемых новокрестьянских поэтов. На протяжении всего творческого пути он оставался певцом русской северной избы, которая в его лирике превращалась в центр мироздания, наделялась мистической сущностью. Столь сильная любовь к деревне и простой жизни идет из детства Николая Алексеевича. Дело в том, что он родился и вырос в крестьянской семье. Мать его была сказительницей и плачеей, отец – урядником, сидельцем в винной лавке. Среди предков поэта – немало приверженцев старообрядства. Семья Клюева жила в глухой северной деревеньке, расположенной в Олонецкой губернии. О своих корнях Николай Алексеевич никогда не забывал. Недаром Ахматова отзывалась о нем, как о «таинственном деревенском Клюеве», а Блок искренне считал «провозвестником народной культуры» и воспринимал в качестве символа народной веры.
В 1912 году Николай Алексеевич написал программное произведение, получившее название «Вы обещали нам сады…». Его считают ответом на «Оттуда» (1899) Бальмонта. Фактически Клюев выступает против символизма. В стихотворении появляется антитеза «мы» — «вы». Под первым местоимением подразумеваются поэты из народа. Под вторым – представители символизма. «Оттуда» Константина Дмитриевича – обещание увести читателей с помощью поэзии из мира реального, где проблемы, несчастья, потрясения, в возвышенно-прекрасный мир грез. В той стране нет «ни печали, ни заката», там «свежесть утренней звезды», там «спят нешепчущие реки». В общем, Бальмонт описывает настоящий райский уголок.
Клюев обещаниям символистов не верит. По его мнению, в землях, изображенных Константином Дмитриевичем, живут Чума, Увечье, Голод, Убийство, Бедность, Разврат и Страх. Окультуренной природе, в качестве воплощения которой выступают сады, Николай Алексеевич противопоставляет природу дикую. Он считает, что истинное очищение человека происходит только под воздействием силы, идущей из недр крестьянского мира. Себя и себе подобных Клюев провозглашает людьми, вскормленными ущелий недрами, вспоенными дождями. Тех, кому выпало счастье осознать величайшую ценность «мужицкого» восприятия действительности, поэт называет валунами, седыми кедрами, звоном лесных ключей и сосен. Подобные мысли Николай Алексеевич будет транслировать и в произведениях, вошедших в сборники «Братские песни» и «Лесные были».
«Олонецкий поэт», выходец из глухой сибирской деревни Николай Алексеевич Клюев всей своей душой ощущал близость родины и своих корней. Он воспевал прошлое своего края, его традиции и верования.
Предками поэта были язычники и старообрядцы и именно эту культуру, ее мистическую, сакральную сущность Клюев вложил в свое творчесто. Он взывал к памяти предков, к верности своей земле. Однако творчеству Николая Алексеевича было суждено выйти за пределы крохотной северной деревеньки и озарить светом своего таланта всех читающих людей эпохи.
В мифическое, мистическое естество родины, странным образом роднила новокрестьянского поэта с известным символистом Александром Александровичем Блоком. Оба поэта открывали читателю таинственный мир необычайной Руси, где существуют ведуны с ворожеями и строительство избы приравнивается рождению нового живого, обладающего мистической сущностью существа.
Даже Анна Андреевна Ахматова была поражена самобытностью Николая Алексеевича и назвала его «таинственным деревенским Клюевым».
Однако творческий прорыв Клюева пришелся на период символизма в русской поэзии, с ее утонченностью, образностью,
Лирическими героями и трагичной философией городского жителя.
В 1912 году было написано одно из известнейших стихотворений Николая Алексеевича Клюева – «Вы обещали нам сады…», ставшее своеобразным ответом классикам символизма и особенно стихам Константина Дмитриевича Бальмонта «Оттуда». В стихотворении «Оттуда» поэт обещает увести людей из ужасной переполненной несчастьями и невзгодами среды в утопический мир поэзии и грез, в райский уголок, где каждый будет счастлив и свободен.
В своем стихотворном ответе, Николай Алексеевич вводит антитезу «мы»-«вы», в которой противопоставляет поэтов – выходцев из народа и символистов. Клюев не верит, что поэзия грез и размышлений приведет к чему-либо хорошему. Вместо благодати такие стихи способны только привнести в мир всевозможные напасти и пороки.
По мнению Клюева, что человечество может очиститься только благодаря силе родного края и первыми предвестниками такого избавления являются поэты из низов, глухих деревень и крестьянских поселений. Окультуренную природу бальмонтовских садов Николай Клюев противопоставляет дикой, неосвоенной человеком природе.
Анализ стихотворения Клюева «Осинушка»
Стихотворение «Осинушка» написано в 1913 году. К этому времени талантливый поэт-мистификатор стал завсегдатаем литературных салонов, давно и успешно разрабатывая ставшую модной крестьянскую тему. Религиозные убеждения и состояние здоровья не позволяли Николаю Алексеевичу служить в армии, но и не мешали распространять революционные идеи в крестьянской среде. Революцию поэт трактовал как приход Царства Божия, духовное обновление народа. «Осинушка» написана именно в этот период.
Образ осинушки – это собирательный образ России. Поэт оплакивает не просто судьбу гибнущего дерева, а грядущую гибель великой страны, теряющей управление. В стихотворении проявилась самобытность русского поэта. Оно сочетает реальность и сказку. Осина олицетворяет живую народную силу, которую подтачивает червоточина безвластия и коррупции. Произведение создает атмосферу трагической неизбежности.
Стихотворение содержит такие выразительные средства:
- эпитеты – «горькая (несчастная, обреченная) осинушка», «златоцветный лет (отсылка к полету листьев золотистого цвета)», «стожарные сны», «листья зарные (цвета зари)»;
- риторическое восклицание – «У тебя детинушка разума займет!»;
- метафоры – «гложет сердце», «полымем разубрана», «лист-руда (листья рудые, то есть ярко-красного цвета)», «разума займет»;
- инверсию – «подрублена топором она», «гложет сердце ей», «вянет деревцо»;
- олицетворения – «червоточина гложет», «судьбинушка ворожит (предсказывает) беду», «осинушка ронит (роняет)», «облака крутятся»;
- антонимы – «сны – явь».
Стилизуя стихотворение, поэт вводит в него устаревшие слова «полымя», «ронит», «судина» – старорусское название смерти. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «судьбинушка», «осинушка», «детинушка» – придают стихотворению фольклорный, песенный характер, характер народного плача. С их помощью поэт передает свое отношение к описываемым предметам. Текст изобилует отсылками к красному цвету – «лист-руда», «вся красным-красна», «листья зарные», «заря-осинушка».
Оборот «сны в явь оборотить» означает «осуществить вековые народные мечты о счастье, земле», «думы по ветру пустить» – значит, «распространить идеи освобождения». В определенном смысле Н. А. Клюева можно считать провозвестником революционных событий, имевших для страны фатальное значение.
Надо сказать, что в советское время своеобразие стихов Н. А. Клюева с мотивами однополой любви оценили не все. К тому же он, осуждая коллективизацию, отмежевался от советской действительности, которая разрушала традиционный мир русской деревни.
-
Откуда берутся стихи ахматова
-
Привет в стихах и картинках
-
Вероника тушнова у меня есть любимый стихи
-
Марина цветаева стихи на французском
- Картинки на 8 марта со стихами прикольные