Смысл
Главная мысль стихотворения «Одиночество», вероятно, может быть сформулирована так: люди могут чувствовать себя одинокими, это чувство ужасно, но оно не должно лишать их шанса на возрождение.
Главный герой не стал по-настоящему возвращать героиню, возможно, потому, что в глубине души понимал – они действительно разные люди. Одиночество, которое он испытывает в данный момент, поглощает его душу, терзает его. С этим чувством сталкивается любой, оно абсолютно нормально. И всё же, оно не должно побеждать, в его отношениях победа одиночества над любовью неоспорима. Такова основная идея стихотворения «Одиночество»: герой одинок столько без нее, сколько с ней.
Да, герой отчаялся что-либо изменить, он собирается пить у камина, чтобы хоть ненадолго забыться. Но есть надежда, что он сможет пережить этот период и выйти из него возрождённым. Самого Бунина впоследствии судьба вознаградила вторым браком, в котором он обрёл счастье.
Помогите пожалуйста сделать анализ стихотворения Блока.
Иван Печилейский
Ученик (68), закрыт 4 года назад
Помогите пожалуйста сделать анализ стихотворения Блока
«Есть минуты, когда не тревожит Роковая нас жизни гроза. Кто-то на плечи руки положит, Кто-то ясно заглянет в глаза.
И мгновенно житейское канет, Словно в тёмную пропасть без дна. И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина.
И напев заглушённый и юный В затаённой затронет тиши Усыплённые жизнию струны Напряжённой, как арфа, души. » Очень надо.
Зинаида Женчевская
Высший разум (182790) 4 года назад
Страшные годы, ужасные времена, наитяжелейшие испытания веры, силы воли — тяготеют над судьбой поэта-символиста, живущего на изломе веков чёрно-сизые тучи, грозящие разразиться разрушающим дождём. Но не прогибается душа поэта под сокрушающими ударами жизни, рвутся на волю смелые мысли, облекаемые в форму слов, рождается стихотворение. Есть минуты, когда не тревожит.
Блок-поэт. Блок-символист. Блок-художник. Блок-музыкант. Блок-одиночка. Одиночество. Одиночество-это скорее слабость, чем сила. В своём стихотворении Блок радуется мгновенной передышке в бурном течении жизни, взывает к единению человеческих душ, воспевает гибель одиночества, восхваляет человеческую способность чувствовать. Невольно хочется провести параллель между блоковской элегией «Есть минуты, когда не тревожит. » и стихотворением Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Та же напевная мечтательность, схожие мотивы одиночества роднят строки поэтов, разделённых почти сотней лет.
Передаётся читателю и настроение поэта: немного светлой грусти, нечеловеческой тоски и какой-то неясный восторг льётся неисчерпаемым потоком извне и переполняет душу. Также хочется отметить некую неясность, загадку, тайну, которую сложно разгадать. Кто же этот неведомый «кто-то». оказывающий поддержку лирическому герою-поэту? Любимая женщина? Верный друг? Сама жизнь? Я не знаю ответа.
Галина Бирюлина
Ученик (138) 1 год назад
Разве можно публиковать такой поверхностный и примитивный анализ? При чем тут одиночество Блока? Поэт рассказывает о процессе творчества, о том, что чувствует творец при создании стихотворения / картины / музыки / научного открытия / фильма / скульптуры. Образ птицы, заключенной в клетку, нельзя понимать буквально. Птица — это творческое озарение, облаченное в окончательную форму. Процесс создания закончен — и птица вдохновения пожизненно заключена в клетку. Теперь творец опустошен. Он ждет нового таинства творчества.
Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока
— Какие огни «догорели» за окошком? (Может быть, звезды, может быть огни в чужих окнах, может, фонари)
— Попробуйте определить время суток по контексту, легко ли это? Обоснуйте свое мнение.
— Еще одно противопоставление образов: вьюжное (зимнее, северное) море и южное. Какова его роль?
— Обратите внимание на однотипность синтаксических конструкций 3 и 4 предложения. Попытайтесь объяснить это сходство
(Интересна предыстория строки «И на вьюжном море тонут // Корабли» – это отзвук Цусимского сражения 14-15 мая 1905 г., когда в бою с японским флотом погибла и большая часть русской Тихоокеанской эскадры)
— Объясните использование в этих же строках повторяющегося союза и. Какова его роль? Попробуйте убрать его. (Прием использования повторяющегося союза известен учащимся со времени работы над летописями. Эксперимент же покажет, что отсутствие союза, как это ни странно, замедляет действие)
— На какое слово в строках «Верь мне, в этом мире солнца // Больше нет», по-вашему, падает логическое ударение? Поэкспериментируйте вслух.
— Что (кто?) подразумевается под словами «ночное сердце»? Чем необычен этот образ?
— Зачем при повторе слов «верь мне» употребляется выделительно-ограничительная частица лишь?
— Какова, на ваш взгляд, роль тире в строке «Я – поэт!», которого, по правилам синтаксиса, там быть не должно? (Постановка тире в этом случае имеет своей целью интонационно выделить значимые для поэта слова, особо подчеркнуть значительность высказывания, на местоимение падает логическое (смысловое) ударение)
— Как соотносятся высказывания лирического героя «верь мне!» и «какие хочешь сказки расскажу»? Чему же на самом деле надо верить?
— В последних строках стихотворения вновь обращает на себя внимание повтор союза и. Попробуйте объяснить эту настойчивость
(Вспомним, что анафора этого союза была весьма употребительна в исторической церковной литературе – так достигалась торжественность и величественность повествования)
— Определите стихотворный размер; какая особенность формы привлекает внимание? (Усечение четных строк в строфе – излюбленный прием всего цикла. Ср
– «Ее песни», «Крылья», «Снежная вязь» и др.)
— Каково лексическое значение сочетания «голубой цветок»?
— В чем символика этого образа?
Стихотворение «В углу дивана» входит сборник «Снежная маска», раскрывающий увлеченность поэта актрисой театра Комиссаржевской — Натальей Николаевной Волоховой. Это ее он называл «снежной девой», «раскольничьей богородицей». Блоку она напоминала героинь Лескова – «тоже – раскольница с демоническим». Небольшую книжечку стихов Блок предварил посвящением Н.Н. Волоховой (правда, позже, в собрании стихотворений он это посвящение убрал): «Посвящаю эти стихи ТЕБЕ, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города». Блок писал, что «корень творчества лежит в той, которая вдохновляет».
Темы и проблемы
- В стихотворении «Одиночество» в первую очередь поднимается основная проблема одиночества человека. Как сказал К. Юнг, «одиночество – это невозможность говорить с людьми о том, что тебе кажется существенным». Но почему возникает эта невозможность? Почему другие люди не могут разделить с тобой то, что тебе кажется ценным? Часто это случается в союзе, который изначально был построен людьми, имеющими мало общего. Или теми, кто видел разницу в мировоззрении, но готов был мириться с этим, а позже осознал, что не справится.
- Также очевидна основная тема любви — чувства, которое связывает воедино совсем разных людей. Герой – человек тонко чувствующий, ранимый, склонный к размышлениям в тишине и покое. Эта созерцательность помогает ему творить. А героиня не в силах разделить его тишину, не в силах понять. Она скучает. Такой подход не означает, что кто-то из героев прав больше, а кто-то меньше. Правы оба, но в обществе друг друга они чувствуют себя одиноко. Ведь одиночество часто возникает из-за ощущения что тебя не слышат, не понимают.
Настроение стихотворения «Одиночество» пронизано грустью, ощущением тоски и одиночества. Подобно дороге, которую не видно в темноте поздней осенью, герой не может разглядеть своё будущее. Пока только дождь, мгла и ветер. Но надежда на возрождение остаётся: жизнь умерла только до Весны. Герой надеется на воскресение.
Художественные средства
Уже с первых строк можно понять, что чувствует автор стихотворения. Это ощущение тягостности. Однако его главный герой все-таки надеется, что сможет еще быть счастливым, что выражается в повторяющейся фразе «до весны». Но все равно даже это «до весны» является для рассказчика тягостным. При анализе стихотворения «Одиночество» Бунина и средств выразительности, используемых поэтом, можно упомянуть и выражение «жизнь до весны умерла». Здесь также используется прием оксюморона — одновременного использования двух противоположных по смыслу слов.
Для создания печальной атмосферы Бунин пользуется и таким литературным приемом, как метафора. Например, в таких фразах, как «над холодной пустыней воды», «мне темно». «Пустыня» и «темнота» для поэта не выступают в традиционном своем смысле, а являются определениями его внутреннего состояния. В анализе стихотворения Бунина «Одиночество» необходимо подчеркнуть, что главный герой видит свое существование полностью безрадостным. Осознание того, что он еще вчера был счастлив, а сегодня его жизнь наполнена тоской, гнетет поэта. Его внутренний мир хоть и наполнен тоской, все же неоднозначен. Детали читатель «реконструирует» в процессе прочтения стихотворения.
Анализ стихотворения Блока «Гадай и жди. Среди полночи…»
Таинственное свидание с «подругой желанной» относится к числу сквозных тем, возникающих в многообразном мире «Стихов о Прекрасной Даме». Со встречами влюбленных связаны мотивы томительного ожидания, «огневой игры» и ворожбы, фоновые зарисовки наступающих сумерек. Романтическая героиня, фигурирующая в этой группе поэтических текстов, приобретает черты реальной женщины, которая заметно отличается от условного облика недосягаемой Девы-Звезды. Тема свидания постепенно осложняется мотивами двойничества и обмана.
Стихотворение, датированное мартом 1902 г., обращено к женскому образу, «милому другу» лирического «я». В ночной картине возникает третий участник, которым выступает мужской персонаж. Неопределенность его облика подчеркивается сравнением «как некий Дух». Именно ему предстоит встретиться с героиней.
Фигура загадочного третьего участника, выступающего в качестве двойника лирического субъекта, обнаруживается и в других стихотворных текстах сборника. Он появляется в картинах обманчивого городского пейзажа в окружении шумных и кривляющихся карнавальных персонажей («Свет в окошке шатался…»). С вторжением двойника возрастают тревожные дисгармоничные интонации, усиливается драматизм лирической ситуации. Даже детали урбанистической зарисовки приобретают свойство гримасничать. В стихотворении «Там – в улице стоял какой-то дом…» сравнение оконного карниза со «лбом наморщенным» порождает фантасмагорические ощущения ирреальности происходящего.
Какими чертами наделена лирическая героиня, ожидающая свидания? В анализируемом тексте возникает лишь одно определение ее портрета: «дерзостные очи», которые «зажгутся» в окне, предвосхищая долгожданный стук в дверь.
Женский образ обнаруживает знаковую связь со стихией огня, которая определяет пламенный, «огневой» характер встреч.
Влюбленный видит в глазах страстной избранницы «пламень роковой». В тереме, где живет «царевна», дрожит мощный «яркий пламень», который с улицы кажется слабым, неверным. Поэт задействует амбивалентные признаки известного символа: огонь выступает в качестве атрибута высшего начала и сжигающего адского пламени. Отблеск подобной двойственности несут «огневые круги» – ночные встречи героев. С момента дистанцирования лирического героя и выдвижения соперника-двойника диссонанс усиливается, достигая кульминации в эпизодах сборника, связанных с мотивами лжи и шутовского маскарада.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 8 строк ✑
Краткий анализ стиха И. А. Бунин «Одиночество»
Вариант 1
Стихотворение “Одиночество” великого русского писателя Ивана Алексеевича Бунина начинается с описания пейзажа. Именно пейзажу он посвятил первые строки, подробно описав все, что его окружает. Вообще стоит сказать, что пейзаж всегда занимал особое место в лирике Бунина.
Читая первые строки, перед читателями всплывает мрачная и довольно таки грустная картина. В самой первой строчке можно увидеть многосоюзие. Читая самые первые строки можно увидеть мир глазами поэта.
Этим произведением Иван Алексеевич показывает безнадежность и грусть этого мира. Но, однако несмотря на то, что поэт думает “жизнь прошла”, у него есть надежда, надежда на то, что все еще измениться.
Несчастный лирический герой пытается изменить свою жизнь. Все переживания очень ярко показаны. Поэт использовал различные литературные приемы, для того, чтобы как раз-таки показать переживания героя. Здесь можно найти метафору, эпитеты, красочные прилагательные и так далее.
В целом это очень сложное стихотворение, наполненное глубоким смыслом. Каждый читатель, который прочитает данное произведение, сможет ощутить все эмоции и чувства, которые испытывал автор в момент создания произведения.
Рифма использована перекрестная, она помогает сделать произведение мелодичным, не прерывистым и тяжелым.
По своему строению стихотворение довольно таки простое, так, как если бы поэт сделал бы его сложным по строению, его было бы просто невозможно понять, и даже прочитать.
Написано данное стихотворение было в 1903 году. Основной темой данного произведения является тема одиночества, которая нужно сказать была очень близкой для Ивана Алексеевича. Данное чувство автор испытывал несколько раз в своей жизни, и оно просто угнетало его, убивая изнутри.
Вариант 2
У каждого литературного произведения, да и вообще у любого произведения искусства всегда найдется свой читатель или зритель. Тот человек, у которого прочтение или просмотр шедевра вызовет громкий отклик в сердце и душе. Во многом это зависит от нашего душевного состояния, настроения, окружающей нас обстановки, состояния природы. Когда прочитанное вами произведение соответствует вашему душевному состоянию, оно обязательно найдет отклик в вашем сердце.
Именно так и было со мной, когда я прочел стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Одиночество”. Я испытал небывалое чувство тоски, сложилось такое впечатление, будто бы одиноким был не поэт, написавший это произведение, а я, всего лишь раз прочитавший его. Передо мной вставала красивая и печальная картина – поздняя осень, когда уже вовсю чувствуется приход зимы и холодов.
Природа вокруг посеревшая, моросит дождь, а в душе селится какая-то необъяснимая грусть. Вдобавок ко всему происходит расставание с близким и любимым человеком. Лирического героя стихотворения Бунина “Одиночество” оставляет любимая женщина, и он остается один на один со своими нелегкими мыслями.
При этом я чувствую, что нынешнее состояние его душе не вечно, пройдет время, наступит весна и он оживет. Но сейчас все пространство захватила осень, природа оцепенела, отдалась ее власти. О хорошей погоде, тепле и ярких красках остается только вспоминать. Впрочем, также, как о любимой женщине, к которым описывается любовь в рассказах Бунина .
Именно таким воспоминаниям и предается лирический герой стихотворения Бунина “Одиночество”. Ему хочется вернуть ее, просить остаться с ним. Но он понимает, что теперь они совсем чужие друг для друга люди. И решает, что лучше будет завести себе собаку – верного друга, который никогда не предаст и не уйдет от него.
Стихотворение “Одиночество” – мое любимое произведение Ивана Алексеевича Бунина. Оно печально и искренне.
Александр Блок — Река несла по ветру льдины ( Одиночество )
Odinochestvo
Reka nesla po vetru ldiny, Byla vesna, i veter vyl. Iz otpylavshego kamina Neyasny mrak vecherny plyl. I on sidel pered kaminom, On otgorel i otstradal I vzglyadom, nekogda orlinym, Ostyvshy pepel nablyudal. V vechernem sumrake vsplyvali Pred nim videnya proshlykh dney, Budya starinnye pechali Igroy besplotnoyu teney. Odin, odin, zabyty mirom, Bezvlastny, no yeshche zhivoy, Iz sumraka bylym kumiram Kival ustaloy golovoy. Druzey byvalykh verenitsa, Vragov zhestokiye cherty, Lyubivshikh i lyubimykh litsa Plyvut iz seroy temnoty. Vse brosili, zabyli vsyudu, Ne nado muchitsya i zhdat, Ostalos tolko pepla grudu Potukhshim vzglyadom nablyudat. Kuda neslis yego mechtanya? Pred chem sklonyalsya bedny um? On vspominal svoi metanya, Budil trevogi prezhnikh dum. I bylo sladko byt ustalym, Otradno tak, kak nikogda, Chto serdtse bolshe ne zhelalo Ni potryaseny, ni truda, Ni lesti, ni lyubvi, ni slavy, Ni prosvetleny, ni utrat. Vospominanya velichavo, Kak tuchi, obnyali zakat, Nagromozdili grudu bashen, Vozdvigli steny, goroda, Gde nebosklon byl zhelt i strashen, I grozen v yunye goda. Iz otpylavshego kamina Neyasny sumrak plyl i plyl, Reka nesla po vetru ldiny, Byla vesna, i veter vyl.
Jlbyjxtcndj
Htrf ytckf gj dtnhe kmlbys, ,skf dtcyf, b dtnth dsk/ Bp jngskfdituj rfvbyf Ytzcysq vhfr dtxthybq gksk/ B jy cbltk gthtl rfvbyjv, Jy jnujhtk b jncnhflfk B dpukzljv, ytrjulf jhkbysv, Jcnsdibq gtgtk yf,k/lfk/ D dtxthytv cevhfrt dcgksdfkb Ghtl ybv dbltymz ghjiks[ lytq, ,elz cnfhbyyst gtxfkb Buhjq ,tcgkjnyj/ ntytq/ Jlby, jlby, pf,snsq vbhjv, ,tpdkfcnysq, yj tot ;bdjq, Bp cevhfrf ,sksv revbhfv Rbdfk ecnfkjq ujkjdjq/// Lheptq ,sdfks[ dthtybwf, Dhfujd ;tcnjrbt xthns, K/,bdib[ b k/,bvs[ kbwf Gksden bp cthjq ntvyjns/// Dct ,hjcbkb, pf,skb dc/le, Yt yflj vexbnmcz b ;lfnm, Jcnfkjcm njkmrj gtgkf uhele Gjne[ibv dpukzljv yf,k/lfnm/// Relf ytckbcm tuj vtxnfymz? Ghtl xtv crkjyzkcz ,tlysq ev? Jy dcgjvbyfk cdjb vtnfymz, ,elbk nhtdjub ght;yb[ lev/// B ,skj ckflrj ,snm ecnfksv, Jnhflyj nfr, rfr ybrjulf, Xnj cthlwt ,jkmit yt ;tkfkj Yb gjnhzctybq, yb nhelf, Yb ktcnb, yb k/,db, yb ckfds, Yb ghjcdtnktybq, yb enhfn/// Djcgjvbyfymz dtkbxfdj, Rfr nexb, j,yzkb pfrfn, Yfuhjvjplbkb uhele ,fity, Djpldbukb cntys, ujhjlf, Ult yt,jcrkjy ,sk ;tkn b cnhfity, B uhjpty d /yst ujlf/// Bp jngskfdituj rfvbyf Ytzcysq cevhfr gksk b gksk, Htrf ytckf gj dtnhe kmlbys, ,skf dtcyf, b dtnth dsk/
История написания произведения «Одиночество»
Изначально необходимо отметить, что представленное читателю стихотворение посвящается близкому для автора человеку – художнику-живописцу Петру Нилусу. Бунин отмечает, что данный деятель также в свое время переживал похожие ощущения, которые описаны в произведении. Уже первые строки стиха объясняют, что человек, который описан в произведении, представляет собой творческую и покинутую личность. В таком же образе предстает и сам автор произведения – Иван Бунин. Автор описывает самого себя как талантливого и одинокого художника, который передает свои картины в виде слов. Посвящая произведение своему другу, он старался максимально раскрыто передать поэтичность стихотворения, в которое помещает свои чувства и переживания.
В тот жизненный момент, когда Иван Алексеевич писал свое произведение, автор был еще женат. Следует отметить, что данные узы просуществовали недолго, хотя развод оформили очень нескоро. Невеста Бунина не любила и не ценила его, а предпочитала посещать различные развлекательные заведения и специализированно организованные вечера. Она не понимала самого поэта и не разделяла с ним его интересов. Её не интересовало, что пишет муж и о чем, его произведения никогда не были ею прочитаны. Все это придавало писателю ощущение одиночества, да и сам Бунин, после признавался, что разлюбил свою жену.
Следует также ещё отметить, что произведение создавалось именно в летний период года, но в нём описывалась осень. Здесь присутствует большое количество приемов из стилистики, а также читателю представлены особенные образы.
Жанр, направление, размер
- Жанр стихотворения «Одиночество» – элегия, так как речь в нём идёт о глубоко личных печальных переживаниях и чувствах лирического героя. Однако это элегия с элементами послания. Герой обращается к ушедшей возлюбленной, как бы желая сообщить ей о своих чувствах.
- Размер: «Одиночество» написано чередованием анапеста и амфибрахия. Анапест – трёхсложный размер с ударением на последнем слоге. Амфибрахий – трёхсложный размер, с ударением на втором слоге. Рифмовка использована как перекрёстная, так и параллельная. Рифма мужская, так как ударение всегда падает на последний слог в слове.
- Тип рифмы интересен тем, что в каждом шестистишии в первых четырёх строках использована перекрёстная рифмовка, а последние две строки – всегда с параллельной рифмой. Такое построение соответствует ходу мыслей героя: последние две строки – это либо переход от описания к более личным переживаниям, либо переход к выводу, решению как в последнем шестистишии: «Что ж! Камин затоплю, буду пить…/ Хорошо бы собаку купить».
«Одинокий, к тебе прихожу…» А.Блок
«Одинокий, к тебе прихожу…» Александр Блок
Одинокий, к тебе прихожу, Околдован огнями любви. Ты гадаешь.- Меня не зови.- Я и сам уж давно ворожу.
От тяжелого бремени лет Я спасался одной ворожбой И опять ворожу над тобой, Но не ясен и смутен ответ.
Ворожбой полоненные дни Я лелею года,- не зови… Только скоро ль погаснут огни Заколдованной темной любви?
Анализ стихотворения Блока «Одинокий, к тебе прихожу…»
Произведение, созданное в начале лета 1901 г. вошло в сборник «Стихов о Прекрасной Даме». Своеобразие поэтического текста состоит в особенностях трактовки женского образа, который не наделяется сверхреальными чертами, подобающими таинственной и лучезарной богине. По этой причине «Одинокий…» относят к группе стихотворений, где в качестве лирической героини выступает земная девушка, «царевна», живущая в высоком тереме. Поэт изображает реальные встречи влюбленных, используя в их описании возвышенную романтическую атрибутику.
Тема магической любви организует композицию стихотворения: метафорическая конструкция «околдован огнями любви», поданная в зачине, точно отражается в финальной строке, приобретая дополнительный эпитет «темная».
Лексемы «ворожу»/«ворожба» встречаются в каждом из трех катренов небольшого текста. С их помощью определяется основное занятие главных героев. Лирический субъект признается, что он гадает «уж давно» и увлеченно: «ворожбой полоненные дни» складываются в годы. Колдовство стало путем спасения от «тяжелого бремени лет», выходом из конфликта с внешним миром. Однако привязанность, порожденная магией, не в силах избавить влюбленного от ощущения одиночества, сообщением о котором начинается поэтический текст. Эта деталь становится первым сигналом, свидетельствующим о неудовлетворенности лирического «я» своим положением.
Герои одновременно являются и субъектами, и объектами мистического обряда. Если попытки лирического «я» гадать на возлюбленную оканчиваются неудачей, то у невесты-колдуньи ворожба складывается успешно. Контекст определяет преимущество девушки над заговоренным женихом: ему приходится являться на зов невесты даже против воли. В тексте два раза встречается обращение-просьба лирического «я»: «Не зови».
Риторический вопрос, звучащий в конце стихотворения, служит подтверждением зреющего желания освободиться от любовных пут, сковывающих героя.
Среди стилевых особенностей произведения выделяется обилие лексики с полногласиями: уже упомянутая «ворожба» дополняется лексемой «полоненные». К ним примыкают примеры с двойным звуком «о»: «околдован», «одной». При помощи упомянутых фонетических средств создается эффект замедленного плавного движения.
Мотив колдовского обряда сближает анализируемое стихотворение с произведением «Гадай и жди. Среди полночи…» Здесь возникает тема таинственного свидания с «дерзостным» персонажем, осложненная мотивами двойничества и сложной трактовкой «огненной игры» героев.
Образы и символы
Образ лирического героя в стихотворении «Одиночество», несомненно, символизирует творческого человека
Не важно, художник он или писатель (в стихотворении упоминается мольберт) – это человек с особым мировосприятием, тонко чувствующий. Стоит отметить, что Пётр Нилус был не только художником, но и писателем
У него есть несколько опубликованных статей и сборников. Поэтому Бунин, создавая своего героя, наделил его поэтической душой не только художника кисти, но и художника слова.
Таким образом, лирический герой «Одиночества» – человек мысли в большей степени, чем человек дела. Это доказывают и его рассуждения, и вывод, к которому он приходит. «Буду пить…», — то есть не бороться, а сдаться. Да и героиню он не пытается вернуть, но лишь ссылается на чувства всех женщин. Такой приём называется синекдоха, когда целое замещается частью. Не для конкретной женщины нет прошлого, а для абстрактной, как бы для всех сразу. И из этого делается вывод, что и для героини нет прошлого. Этого герою достаточно, он не в силах справиться с мыслями о возможном отказе, поэтому решает принять его сразу, заранее. Выносить приговор самому себе иногда легче, чем услышать его от других.
Что же до чувств самой героини, Бунин намекает нам, что она, по всей видимости, противоположность героя. Ей нужно действие. Это подтверждается строками: «Вчера ты была у меня, / Но тебе уж тоскливо со мной». Возлюбленная скучает в его обществе. Видимо, они разные люди, и героиня не в состоянии по-настоящему понять его. Одиночество героя возникает ещё в обществе той, что стала близка как жена, но он переосмыслит это позже. Также с опозданием герой поймёт и то, что, несмотря ни на что, эта женщина стала дорога ему.
Символична и природа, которая соответствует настроению героя. «Холодная пустыня воды» – знак опустошения и холода, который царит в душе главного героя. Образ следа, оставленного героиней, также очень символичен. Он расплылся, наполнился водой – время его не пощадило. То есть даже след «уходит» от героя. Он один напоминал о прошлой любви. И, конечно, образ собаки как существа, которое будет любить бескорыстно, просто так. Герой надеется, что, хотя бы любовь к собаке поможет ему избавиться от ощущения ужасающего одиночества, никому ненужности.